Духовно – нравственное воспитание детей средствами декоративно – прикладного искусства.
статья на тему

Данная статья написана на основе моего опыта работы и вошла в сборник статей по духовно - нравственному воспитанию детей средствами декоративно- прикладного искусства. 2011 год.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon duhovno.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:

.

           Духовно – нравственное воспитание детей     средствами декоративно – прикладного искусства.

                                        Воспитание из всех святых

                         дел самое святое.

                                                        Феофан  Затворник.

Опыт работы в Центре дополнительного образования детей, в разновозрастной группе (дети от 7 до 12 лет) , позволяет мне выделить проблемы, с которыми я сталкиваюсь каждый учебный год. Одна из них заключается в духовно – нравственном воспитании.

   Я разработала программу дополнительного образования детей 7 – 12 лет творческой мастерской

« Фантазия».

   Программа проходит апробацию с сентября 2009 года, окончание реализации – май 2011 года, на базе ЦДОД Тюльганского района. Предлагаемый курс рассчитан на работу по 6 часов в неделю, занятия проводятся с группой детей до 10 человек, во второй половине дня. Отбор детей осуществляется по их желанию, с учетом мнения родителей и по рекомендации педагогов. Данная программа разработана с учетом того, что основу эстетического отношения детей составляют «Три кита»- эмоциональность, интерес и активность. Особое внимание направлено на духовно – нравственное воспитание детей. Детство – это удивительная страна. Ее впечатления остаются на всю жизнь. Человек как храм закладывается в детстве. Успех в области духовно – нравственного воспитания зависит в первую очередь от профессионализма педагога. Духовно – нравственное воспитание осуществляется как целенаправленная деятельность, одной из основных форм которой является повышение культуры детей через участие в творческих конкурсах.

   Дети обретают уверенность в своих силах и получают возможность учиться друг у друга, общаться, обмениваться идеями и мнениями. Кропотливо создавая поделку, дети учатся терпению.

   Целью данной программы является пробудить в каждом ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то, что он пришел в этот мир творить добро и красоту, приносить людям радость.

Задачи:

- развивать фантазию, творчество, мелкую моторику рук, вырабатывать усидчивость, волю, умение доводить начатое дело до конца.

-развивать зрительно- образную память, цветоощущение.

-воспитывать духовно- нравственные ценности.

-приобщать ребенка к истокам народного искусства.

  Программа включает в себя 8 разделов:      1.Оригами

2.Изонить

3.Ручная вышивка

4.Вязание

5.Торцевание

6.Квиллинг

7.Вытынанка

8.Объемные игрушки из бумаги.

Система занятий построена с учетом принципов последовательности и системности в формировании знаний, умений и навыков. Занятия расположены « от простого к сложному».

Во время занятий для снятия излишней возбудимости детей, создание непринужденной и творческой атмосферы использую аудиокассеты с записями звуков живой природы и музыки. В результате этого, у детей происходит выравнивание психомоторных процессов, изменение их поведения, улучшение личных взаимоотношений. Ведь всем известно, что музыка влияет на эмоциональное состояние и настроение человека.

  Занимаясь ручной вышивкой дети знакомятся с национальной культурой. Оно обогащает душу ребенка, доставляет радость общения с настоящим искусством. Вышивальное искусство поражает богатством орнаментов, многообразием технических приемов, широтой сюжетной тематики. Вышитый узор превращает даже самую простую ткань в подлинное произведение искусства. Это и привлекает детей заниматься этим увлекательным видом декоративно – прикладного искусства. Погружая ребенка в национальный быт, мы создаем ему естественную среду для овладения языком родного народа, его традициями. Если педагогу удастся разбудить в детской душе чувство уважения к своим истокам, то повзрослев, дети всегда с теплотой и любовью будут вспоминать свои родные места с их историей и традициями.

 На занятиях квиллингом, торцеванием дети учатся видеть красоту природы. Учатся бережному отношению ко всему живому.

Духовному развитию внутреннего мира детей способствует изотворчество, создавая неповторимые образы, отличающиеся своей индивидуальностью и характером. Давая проявить детям себя в изотворчестве, дети оберегаются от лени и равнодушия.

  Также практикуются встречи с пожилыми людьми. Бабушки приобщают детей к истокам прикладного искусства. А главное – они, эти прожившие долгую трудную жизнь люди, учат детей доброте. Доброта и любовь старших к детям учит детей быть добрыми, отзывчивыми, внимательными к другим людям. Дети постоянно поддерживают связь с пожилыми людьми поселка (изготовление поздравительных открыток, встречи, концерты).

  Программа предусматривает диагностическое обследование детей по усвоению ими пройденного материала.

  Диагностическое обследование проводится в два этапа:

1.В начале обучения - по каждому разделу в игровой форме.

2.В виде итоговой работы по разделу.

Критерии сформированности знаний детей по технике оригами.

-Знание базовых форм оригами.

-Умение складывать бумажные фигурки животных.

   Уровни сформированности знаний детей:

-В - высокий уровень

- С  - средний уровень

- Н – ниже среднего.

   Полученные результаты констатирующего обследования по разделу «Оригами» (в процентах).

Диаграмма 1

                                             30% средний

                                                           70% низкий

                               

Результаты диагностики первого обследования выявили, что у 70% детей уровень сформированности знаний о технике «Оригами» ниже среднего.

Повторное обследование после изучения раздела «Оригами», дало следующие результаты.                                                                                

                                                    60% высокий уровень

                                                    30% средний уровень

        10% ниже среднего

Анализ двух обследований, дает основания полагать, что использование программы способствует достижению поставленной цели и задач.

Система работы по формированию духовно  – нравственной культуры младших школьников очень эффективна. Наблюдения показывают, что у ребят складываются товарищеские отношения, они умеют быстро договариваться, редко ссоряться, способны самостоятельно разрешить сложившуюся конфликтную ситуацию через диалог и договор, выполняют дружно общее поручение, активно помогают тому, кому нужна помощь. У детей возрос интерес к искусству, к самостоятельному поиску и творчеству.

  Работу подготовил педагог        дополнительного образования

Тюльганского Центра дополнительного образования детей Барсукова Надежда Валентиновна 2 квалификационной категории.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Основы Православной культуры» как средство духовно-нравственного воспитания детей младшего школьного возраста

ull; Преподавание школьникам культурологических знаний, необходимых для формирования у них целостной картины мира на основе традиционных для России православных культурных ценностей.• Воспитани...

Духовно-нравственное воспитание учащихся средствами изобразительного искусства.// Раздумья. 2012г. С.74-77.

Перед современной школой стоит непростая задача развития и воспитания современных детей.  Изобразительное искусство является одним из эффективных средств воспитания духовно-нравственных ценностей...

Исследовательская работа "Народные традиции как средство духовно-нравственного воспитания детей младшего школьного возраста".

Проблема духовно-нравственного образования сегодня стоит в нашем обществе как никогда остро и её актуальность вполне очевидна.  Народ, не знающий истории и культуры предков, обречён на духовное в...