Духовно – нравственное воспитание детей средствами декоративно – прикладного искусства.
статья на тему
Данная статья написана на основе моего опыта работы и вошла в сборник статей по духовно - нравственному воспитанию детей средствами декоративно- прикладного искусства. 2011 год.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
duhovno.doc | 38.5 КБ |
Предварительный просмотр:
.
Духовно – нравственное воспитание детей средствами декоративно – прикладного искусства.
Воспитание из всех святых
дел самое святое.
Феофан Затворник.
Опыт работы в Центре дополнительного образования детей, в разновозрастной группе (дети от 7 до 12 лет) , позволяет мне выделить проблемы, с которыми я сталкиваюсь каждый учебный год. Одна из них заключается в духовно – нравственном воспитании.
Я разработала программу дополнительного образования детей 7 – 12 лет творческой мастерской
« Фантазия».
Программа проходит апробацию с сентября 2009 года, окончание реализации – май 2011 года, на базе ЦДОД Тюльганского района. Предлагаемый курс рассчитан на работу по 6 часов в неделю, занятия проводятся с группой детей до 10 человек, во второй половине дня. Отбор детей осуществляется по их желанию, с учетом мнения родителей и по рекомендации педагогов. Данная программа разработана с учетом того, что основу эстетического отношения детей составляют «Три кита»- эмоциональность, интерес и активность. Особое внимание направлено на духовно – нравственное воспитание детей. Детство – это удивительная страна. Ее впечатления остаются на всю жизнь. Человек как храм закладывается в детстве. Успех в области духовно – нравственного воспитания зависит в первую очередь от профессионализма педагога. Духовно – нравственное воспитание осуществляется как целенаправленная деятельность, одной из основных форм которой является повышение культуры детей через участие в творческих конкурсах.
Дети обретают уверенность в своих силах и получают возможность учиться друг у друга, общаться, обмениваться идеями и мнениями. Кропотливо создавая поделку, дети учатся терпению.
Целью данной программы является пробудить в каждом ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то, что он пришел в этот мир творить добро и красоту, приносить людям радость.
Задачи:
- развивать фантазию, творчество, мелкую моторику рук, вырабатывать усидчивость, волю, умение доводить начатое дело до конца.
-развивать зрительно- образную память, цветоощущение.
-воспитывать духовно- нравственные ценности.
-приобщать ребенка к истокам народного искусства.
Программа включает в себя 8 разделов: 1.Оригами
2.Изонить
3.Ручная вышивка
4.Вязание
5.Торцевание
6.Квиллинг
7.Вытынанка
8.Объемные игрушки из бумаги.
Система занятий построена с учетом принципов последовательности и системности в формировании знаний, умений и навыков. Занятия расположены « от простого к сложному».
Во время занятий для снятия излишней возбудимости детей, создание непринужденной и творческой атмосферы использую аудиокассеты с записями звуков живой природы и музыки. В результате этого, у детей происходит выравнивание психомоторных процессов, изменение их поведения, улучшение личных взаимоотношений. Ведь всем известно, что музыка влияет на эмоциональное состояние и настроение человека.
Занимаясь ручной вышивкой дети знакомятся с национальной культурой. Оно обогащает душу ребенка, доставляет радость общения с настоящим искусством. Вышивальное искусство поражает богатством орнаментов, многообразием технических приемов, широтой сюжетной тематики. Вышитый узор превращает даже самую простую ткань в подлинное произведение искусства. Это и привлекает детей заниматься этим увлекательным видом декоративно – прикладного искусства. Погружая ребенка в национальный быт, мы создаем ему естественную среду для овладения языком родного народа, его традициями. Если педагогу удастся разбудить в детской душе чувство уважения к своим истокам, то повзрослев, дети всегда с теплотой и любовью будут вспоминать свои родные места с их историей и традициями.
На занятиях квиллингом, торцеванием дети учатся видеть красоту природы. Учатся бережному отношению ко всему живому.
Духовному развитию внутреннего мира детей способствует изотворчество, создавая неповторимые образы, отличающиеся своей индивидуальностью и характером. Давая проявить детям себя в изотворчестве, дети оберегаются от лени и равнодушия.
Также практикуются встречи с пожилыми людьми. Бабушки приобщают детей к истокам прикладного искусства. А главное – они, эти прожившие долгую трудную жизнь люди, учат детей доброте. Доброта и любовь старших к детям учит детей быть добрыми, отзывчивыми, внимательными к другим людям. Дети постоянно поддерживают связь с пожилыми людьми поселка (изготовление поздравительных открыток, встречи, концерты).
Программа предусматривает диагностическое обследование детей по усвоению ими пройденного материала.
Диагностическое обследование проводится в два этапа:
1.В начале обучения - по каждому разделу в игровой форме.
2.В виде итоговой работы по разделу.
Критерии сформированности знаний детей по технике оригами.
-Знание базовых форм оригами.
-Умение складывать бумажные фигурки животных.
Уровни сформированности знаний детей:
-В - высокий уровень
- С - средний уровень
- Н – ниже среднего.
Полученные результаты констатирующего обследования по разделу «Оригами» (в процентах).
Диаграмма 1
30% средний
70% низкий
Результаты диагностики первого обследования выявили, что у 70% детей уровень сформированности знаний о технике «Оригами» ниже среднего.
Повторное обследование после изучения раздела «Оригами», дало следующие результаты.
60% высокий уровень
30% средний уровень
10% ниже среднего
Анализ двух обследований, дает основания полагать, что использование программы способствует достижению поставленной цели и задач.
Система работы по формированию духовно – нравственной культуры младших школьников очень эффективна. Наблюдения показывают, что у ребят складываются товарищеские отношения, они умеют быстро договариваться, редко ссоряться, способны самостоятельно разрешить сложившуюся конфликтную ситуацию через диалог и договор, выполняют дружно общее поручение, активно помогают тому, кому нужна помощь. У детей возрос интерес к искусству, к самостоятельному поиску и творчеству.
Работу подготовил педагог дополнительного образования
Тюльганского Центра дополнительного образования детей Барсукова Надежда Валентиновна 2 квалификационной категории.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Основы Православной культуры» как средство духовно-нравственного воспитания детей младшего школьного возраста
ull; Преподавание школьникам культурологических знаний, необходимых для формирования у них целостной картины мира на основе традиционных для России православных культурных ценностей.• Воспитани...
Духовно-нравственное воспитание учащихся средствами изобразительного искусства.// Раздумья. 2012г. С.74-77.
Перед современной школой стоит непростая задача развития и воспитания современных детей. Изобразительное искусство является одним из эффективных средств воспитания духовно-нравственных ценностей...
Исследовательская работа "Народные традиции как средство духовно-нравственного воспитания детей младшего школьного возраста".
Проблема духовно-нравственного образования сегодня стоит в нашем обществе как никогда остро и её актуальность вполне очевидна. Народ, не знающий истории и культуры предков, обречён на духовное в...
Статья "Духовно-нравственное воспитание детей средствами театрализации". Материал научно-практической конференции.
Материал научно-практической конференции....
«Применение педагогических технологий на занятиях, способствующих самостоятельности обучающихся средствами декоративно-прикладного искусства»
Применение педагогических технологий на занятиях....
Презентация для выступления на РМО "Социокультурные истоки как средство духовно-нравственного воспитания детей школьного возраста"
Для использования на методических совещаниях...
Доклад на МО воспитателей ГПД "Развитие художественно -творческих способностей детей средствами декоративно-прикладного искусства""
Доклад из опыта работы с детьми в группе продлённого дня....