Статья к родительскому собранию в 1 классе на тему «Воспитание трудолюбия в семье»
материал (1 класс) по теме

Маринина Валентина Ивановна

Вводная статья  к для проведения родительского собрания в 1 классе на тему трудового воспитания в семье.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vospitanie_trudolyubiya_v_seme._moya_statya.doc34.5 КБ

Предварительный просмотр:

                             Статья к родительскому собранию в 1 классе

                                                          на тему

                                 «Воспитание трудолюбия в семье»     

         Воспитание  трудолюбия – длительный процесс и начинается он задолго до поступления ребенка в школу. Но именно родители первоклассников «вдруг» обнаруживают, что их  ребенок  не умеет делать много из того, что требует от него школа: планировать работу, доводить ее до конца, видеть необходимые дела, самостоятельно браться за их выполнение и многое другое.

         Своеобразие труда маленьких детей в том, что он тесно связан с игрой. Эта взаимосвязь проявляется в разных формах: игра отражает труд взрослых ( дети играют в больницу, в магазин и т.д.), игровые действия включаются в процесс труда. Но уже в старшем дошкольном возрасте трудовая деятельность обособляется от игры. Играют дети по принципу «хочу», а трудятся – по принципу «надо». Задача родителей состоит в том, чтобы помочь ребенку безболезненно переходить от игры к труду (от «хочу» к «надо»).

         О чем следует задуматься родителям первоклассников в первую очередь? Это – чему научить и как научить ребенка. Некоторые родители мало помогают детям в преодолении трудностей учения и всю ответственность в этом возлагают на школу. Тем не менее, во многих случаях успеваемость детей прямо зависит от условий жизни детей в семье и от влияния на них родителей. Природа детей такова, что они особенно старательно делают то, что им интересно. Поэтому важно так организовать труд детей дома, чтобы он стал источником радости.

         Однако любовь к умственному труду развивается не только из интереса, но и из чувства ответственности за честное и старательное отношение к своим обязанностям.  Следует отметить, что наставления и упреки здесь не помогут. Важнее – создать благоприятные условия для учебных занятий дома, оказать внимание и заинтересованность родителей, иметь в семье положительный пример, организовать систематический контроль за домашней работой. Вся обстановка в семье должна располагать ребенка к работе и помогать ему в учении.

         Хорошим помощником в учении является четкий режим дня. Он создает порядок в действиях, заставляет строго следовать разумному образу жизни. Соблюдая режим, ребенок с помощью волевых усилий преодолевает самого себя, свое внутреннее сопротивление. А это делает его сильнее, увереннее. Постоянное соблюдение режима обычно не вызывает у детей недовольства, если они убеждаются, как много можно сделать, если постоянно выполнять режим. Но если ребенок не приучен работать регулярно и в определенное время, ему трудно взяться за дело, он отвлекается на другие, более легкие и интересные дела. Поэтому нужно, прежде всего, наладить режим дня ребенка и на первых порах помочь ему строго соблюдать режим. Это поможет ему справиться с учебной нагрузкой, способствует укреплению здоровья, защищает нервную систему от перегрузок и переутомления.

          Родители не должны спешить помочь детям при малейшем затруднении, помня, что только самостоятельное преодоление трудностей воспитывает необходимые волевые качества.

           Не все дети одинаково развиваются. Отдельные ученики ужен в первом классе слабо усваивают учебный материал, начинают отставать. Некоторых родителей это раздражает, они кричат на детей, наказывают их, а в результате дело идет еще хуже.  Ребенок начинает ненавидеть учение, а иногда и школу. Терпение родителей, доброжелательный тон, внимание и сопереживание – важные условия успешной учебы  ученика младшего школьного возраста.

           Большое значение имеет единство требований в школе и в семье к учебному труду ребенка. Поэтому родители должны поддерживать тесный контакт с учителем.

           Наиболее значимы для воспитания трудолюбия такие виды труда, которые обогащают ум ребенка, требуют специальных знаний, позволяют действовать самостоятельно, творчески.

           «Ум ребенка – на кончиках его пальцев», - говорил В.А.Сухомлинский.  Физический труд детей должен быть облагорожен трудом умственным, захватывать чувства детей.

           В каждой семье есть возможности для организации труда детей. Комнатные растения, животные, садовые участки, ближайшее природное окружение – все это должно стать делом постоянной заботы наших детей. Это прекрасный труд, оставляющий в сердце ребенка глубокий нравственный след. Кроме этого, важно воспитывать у детей интерес к бытовому домашнему труду. Это трудно, т.к. бытовой труд менее привлекателен для ребенка, и часто именно поэтому дети неохотно участвуют в нем. Настоящее творчество родителей в том, чтобы сделать такой труд желанным и интересным. Увлеките детей результатом – вместе убирали, теперь у нас порядок, поставим в вазу свежие цветы и пойдем гулять. Давайте ребенку разнообразные трудовые поручения, требующие определенных знаний, постоянно усложняйте задания. А главное такой труд должен быть ежедневным. Наряду с разовыми поручениями у детей должны быть постоянные обязанности в семье, которые они должны выполнять постоянно, каждый день и без напоминаний. Уход за растениями, мытье посуды, стирка мелких вещей, уход за обувью и т.д. Большое значение имеет контроль и оценка труда ребенка. Вовремя похвалить, поправить, самому включиться в труд, показать наглядно.  Если в семье заведено, чтобы дети принимали активное участие в работе по домашнему хозяйству, то можно быть уверенным, что они будут в доме и в школе соблюдать чистоту и порядок и с уважением относиться к труду матери, отца, старших членов семьи.

             Нельзя допускать, чтобы в семье один бездельничал, а другой приносил себя в жертву. Очень важно придерживаться принципа: не надо делать за детей того, что они в состоянии сделать сами.  Планируя работу детей по дому, родителям нужно иметь в виду, что всему должно быть свое время. Иногда приходится просить ребенка помочь в чем-нибудь независимо от привычного распорядка дня. Но нельзя это делать постоянно, не считаясь с тем, что ребенок сейчас  занимается чем-то для него важным. Нередко бывает так: читает ребенок интересную книгу, а ее срочно посылают в магазин. В силу своих возрастных особенностей младшие школьники еще не умеют быстро переключаться с одного дела на другое. Чтобы бросить одно занятие, на которое он настроился, и приступить к другому, ребенку приходится преодолеть естественное внутреннее желание настоять на своем и не выполнить просьбу родителей. В результате наступает общее неудовлетворение, иногда и скандал. Нужно дать ребенку время на то, чтобы перестроиться, психологически подготовиться к новому делу. Мама говорит: «Как только дочитаешь страницу, надо будет сходить в магазин. К ужину нет хлеба».

               Всякое необоснованное переключение ребенка с одного дела на другое (если это становится привычным в семье) вредно еще и тем, что ребенок вынужден бросать начатую работу, не закончив ее. Если это войдет в систему, то у школьника будет воспитана плохая привычка – не доводить начатого до конца.

               Приучая детей к труду в семье, очень важно развивать у них самостоятельность, инициативу, умение видеть, что нужно сделать и как сделать лучше, быстрее, расторопнее.

                Попробуйте проконтролировать сначала себя, а затем своего ребенка – что вы успели сделать за день? Где потеряли напрасно время по своей вине? И вы увидите, как много резервов мы не используем. Попробуйте в начале учебного года записать, что умеет делать ваш ребенок. Как пополнится этот список за год? Что появилось нового? Научите детей  дорожить временем, и день их будет гораздо богаче и длиннее. Научите ребенка радоваться тому, что он многое умеет и многое успевает сделать за каждый день для себя и для других – и он будет счастлив, и не только в детстве, но и в своей будущей взрослой жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Закаливание в вашей семье (родительское собрание- 3 класс)

На этом собрании продолжается начатая в 1 и во 2 классах, работа по закаливанию детей...

Родительское собрание. Тема: «Воспитание сознательной дисциплины». Родительское собрание. Разработка на тему "Воспитание сознательной дисциплины"Презентация к родительскому собранию "Воспитание сознательной дисциплины"

Родительское собрагние-разработка. Презентация создана  к собранию "Воспитание сознательной дисциплины" Содержание: название темы родительского собрания; кластер  (графическая организа...

«Нравственное воспитание детей в семье». Родительское собрание 2 класс.

Воспитать человека интеллектуально,не воспитав его нравственно-  значит, вырастить угрозу для общества.Теодор РузвельтХарактер и нравственное поведение ребёнка –это слепок с характера родите...

“Как помочь детям стать внимательнее”. Родительское собрание в 1 классе.

У меня первый класс. Начиная учебный год, я прогнозировала результаты работы с классом, но столкнулась с проблемой, которая меня заставила очень быстро запустить анкеты родителям, не однажды вст...

Родительское собрание 2 класс 1 четверть «Домашнее задание. Как научить ребёнка стать самостоятельным»

Родительское собрание "Домашнее задание. Как научить ребенка стать самостоятельным"...

Родительское собрание во 2 классе. Тема: «Воспитание желания трудиться».

Цели: - получить информацию об организации труда в семьях учащихся;- расширить представления родителей о том, как прививать детям привычку трудиться;- доказать родителям необходимость формирования у р...

Протокол родительского собрания по теме "Трудовое участие в жизни семьи. Его роль в развитии работоспособности и личностных качеств. Знакомство с СанПиНами" 3 класс

Задачи собрания: обсудить с родителями проблему формирования трудовых умений ребёнка в семье; доказать родителям необходимость формирования у ребёнка потребности выполнения трудовых обязанностей в сем...