Тема заседания школьного НОУ: «Развитие исследовательских навыков младших школьников»
план-конспект урока (4 класс) по теме

В настоящее время в школах организуются научные общества  учащихся с целью привлечения к исследовательской научной деятельности. В нашей школе такое общество было создано 2 года тому назад. Я являюсь руководителем этого общества. В 2012 году мы проводили открытое заседание для учителей школы и города. На этом заседании мы познакомили присутствующих с проектом  "Вчера, сегодня и завтра парка 40-летия ВЛКСМ", а также  теоретически и прктически разобрали вопрос  "Типы проектов" и выбрали тему для следующего проекта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zasedaniya_shkolnogo_nou.doc138 КБ

Предварительный просмотр:

Тема заседания школьного НОУ: «Развитие исследовательских навыков младших школьников» 

Цель:

1) познавательная – расширение и углубление знаний о типах проектов на примере проекта об экологическом обследовании парка 40-летия ВЛКСМ.

2) ценностная – выработка умений оценивать качество окружающей природы.

3) деятельностная – развитие умений реальной природоохранительной деятельности.

 Задачи:

- обобщить собранный исторический материал о парке и соотнести результаты  исследования  загрязненности воздуха в парке 40- летия ВЛКСМ  в сравнении с загрязненностью воздуха на Майской горе по состоянию сосны обыкновенной,  по состоянию почвы и  снежному покрову.

- познакомить с понятием «тип проекта» и научить определять типы проектов.

- развивать умение учащихся работать в коллективе, группе.

Формируемые компетентности:

Мыслительные – сравнительный анализ, наблюдение, опыты, обобщение.

 

Коммуникативные – сотрудничество в группе, общение с интересующими людьми.

 

Информационные - работа с периодической литературой, музейными экспонатами (фотографиями),  интервью.

Оборудование: ноутбук, мультимедийная установка, экран, таблицы, предметные картинки.

                                                 

                                                 Ход заседания НОУ

   1.Организационный момент.

"Мы не маленькие, каждый человек может многое сделать для нашей земли. Создавая мир и чистоту пространства вокруг себя, все вместе мы сможем повлиять на улучшение экологической обстановки".

   2.Вступительное слово председателя НОУ.

- На нашем заседании присутствуют гости. Уважаемые гости вы                             присутствуете на заседании школьного научного общества учащихся «Поиск», который расшифровывается так:

П - познание,

   О - открытие,

   И - исследование,

   С - совершенствование,

   К - креатив.

Девиз НОУ:

Знания, которые не пополняются ежедневно, убывают с каждым днем.

Члены общества, поприветствуем гостей.  Ребята, мы закончили проект «Вчера, сегодня и завтра парка 40-летия ВЛКСМ». Галина Геннадьевна, какое новое задание вы нам приготовили?

Учитель. Ребята, проект, над которым мы работали несколько месяцев, в основном завершен.

Выбрав тему, определившись с целями и  задачами, выполнив колоссальную работу, сегодня, нам необходимо определить, к какому типу проектов относится выполненная работа. Эпиграфом нашего заседания будут слова: «Мы не маленькие, каждый человек может многое сделать для нашей земли. Создавая мир и чистоту пространства вокруг себя, все вместе мы сможем повлиять на улучшение экологической обстановки».

Давайте сначала познакомим гостей с нашим проектом.

3.Выступление учащихся.

                               Парк 40-летия в прошлом (1группа ребят)

1 ученик.  Что мы узнали о нашем парке в музее завода имени Володарского.

 В последнее десятилетие особенно острыми для государства и жителей страны, особенно, проживающих в городах выступают вопросы экологии. Одним из путей решения вопроса экологии является создание экологически чистых зон. Такими зонами могут стать парки и скверы. В нашем микрорайоне есть парк «40-летия ВЛКСМ».  Он уникален тем, что, во-первых, в отличие от многих парков города Ульяновска он располагается на берегу Волги, с которого открывается красивый пейзаж великой русской реки, во-вторых, в парке произрастают в основном хвойные деревья – сосны, поэтому он круглый год остается зеленым. Это создает ему особый колорит. Но, к сожалению, за последние годы состояние парка сильно ухудшилось.

И вот, однажды, мы заинтересовались, а что было раньше на месте парка, как он возник, почему он так называется. Мы расспрашивали наших бабушек, дедушек, родителей, учителей о нашем парке. Сходили в школьную библиотеку, там нашлась только одна книга, в которой имеется статья о нашем парке.

Библиотекарь нашей школы Кудряшова Антонина Михайловна посоветовала нам посетить музей завода имени Володарского.

       В музее сохранилось много фотографий, а также статья из рабочей газеты «Володарец». В статье сообщается, что 1 июня 1958 года комсомольцы завода вышли на субботник, чтобы начать работу по созданию парка. После небольшого митинга был открыт постамент с доской, на которой было написано: «Здесь будет парк имени 40–летия ВЛКСМ».

 2 ученик. Здесь будет парк.

       

       Шумел лес. Прохладный ветерок, насыщенный речной влагой и смолистым запахом, приятно освежал лица. Птичий гомон утонул в шуме человеческих голосов. Среди зелени леса мелькали красные, синие, желтые косынки, сарафаны, все цвета радуги нашли себе место.

Молодежь из 5, 6, 18 цехов под звуки духового оркестра с топорами, пилами, лопатами двинулась на штурм леса.

По воспоминаниям Кудряшовой А.М. первым директором парка стал участник войны (к сожалению, она не помнит его фамилию), он был танкистом. Во время боя горел в танке, получил сильные ожоги лица и поэтому отрастил бороду, за что получил прозвище «Борода»

        3 ученик. Старые и новые ворота в парк.

В начале 60-х годов прошлого столетия парк был построен. Отдыхающих при входе в парк встречали каменные колонны, увенчанные каменной аркой с названием парка. Своего рода ворота в парк. К сожалению, они не дожили до настоящего времени, т.к. под воздействием ветра, постоянно меняющейся температуры и влажности стали разрушаться.

Впоследствии, сильно обветшавшие колонны с аркой были заменены на другие, новые.

Перед воротами парка позднее был установлен  памятник первым строителям парка.

4 ученик. Центральная аллея парка.

Сначала центральная аллея не имела асфальтового покрытия, позже ее заасфальтировали, провели электричество, установили фонари. По краям аллеи были установлены скульптурные вазы и фонтанчики. В конце центральной аллеи парка перед спуском на пляж на ровной площадке был оборудован фонтан.

По воспоминания мамы ученика 4Б класса Зверева Владика, Зверевой Людмилы Карловны, в 80-ые годы прошлого века обязательным для учеников старших классов было работать в парке по его благоустройству. Ученики очень ответственно подходили к своему заданию. В скульптурных вазах они сажали цветы, а сами вазы белили. Кроме того, красили лавочки, убирали мусор. За это учеников кормили в той столовой, что стоит сейчас разваленная перед центральным спуском к Волге. А раньше эта столовая принимала много народу.

5ученик. Заводской дом отдыха.

Сосновый лес является источником здорового воздуха.

 Именно поэтому в парке был построен заводской дом отдыха.

Когда мы были в парке, то это здание не смогли найти. Обратившись к Корнишиной Марии Григорьевне, гулявшей в парке, мы узнали, что в 70-ые годы прошлого столетия в парке имени 40-летия ВЛКСМ произошел большой пожар. Сгорели большие площади леса, в том числе и основной корпус заводского дома отдыха. А  дедушка ученицы 4Б класса  Редькиной Валерии, Прохоров Владимир Анатольевич, рассказал о том, что первыми стали тушить пожар ребята 42 школы, 13 -15 лет. Ребята были награждены грамотами и памятными подарками. Пожар был верховой, пламя поднималось на 10-15 метров выше крон деревьев. Была выдвинута версия, что пожар произошел от искры проходящего паровоза на Майской горе.

6 ученик. Лыжно – прокатная база.

В музее мы нашли фотографию лыжно-прокатной базы. Здесь давали лыжи всем желающим за небольшую плату.

Здание этой базы сохранилось до настоящего времени, но теперь там располагается охранное предприятие, осуществляющего охрану новой турбазы.

Около бывшей лыжно-прокатной базы лет 15 назад построили летнюю площадку для выступления самодеятельных коллективов.

7 ученик. Причал.

На фото прошлых лет мы увидели, что на берегу Волги был причал. Сюда подплывали прогулочные теплоходы, привозившие отдыхающих и осуществляющие экскурсии по водохранилищу.

Территория пляжа была оборудована солнцезащитными зонтиками со скамейками для отдыха, на берегу функционировали фонтанчики для питья, кабины для переодевания.

Мы были удивлены тому, что на берегу было освещение, позволяющее любоваться закатами солнца и красотой Волги!

Но когда мы подошли к спуску, ведущему к Волге, то увидели, что старой лестницы нет. А новая, очень короткая  начиналась с середины спуска, с обрывистой его части. На пляже мы не увидели причала. По воспоминаниям Фомичевой О.С. одной из причин закрытия причала было то, что с причала прыгнул и затем, ударившись головой о дно, утонул 16-тилетний подросток.

8 ученик. Старый и новый фонтан.

      На музейном фото мы увидели действующий фонтан. А вокруг него много народу. По воспоминаниям дедушки Редькиной Валерии Прохорова В. А. фонтан всегда функционировал. И каждый день в жаркую погоду был полон детворой. Вода  в нем всегда была теплой.

        А что мы увидели? Фонтан в конце парка сохранился, но его состояние представляет жалкое зрелище, особенно на фоне разрушенной столовой по сравнению с прежним великолепием, когда парк был центром народных гуляний.

9 ученик. Развлечения в парке.

  Рассматривая фотографии, мы узнали, как проводили свободное время

жители района. Пенсионеры играли в шахматы, домино. Они так увлеченно играли, что порой даже стражи порядка становились неравнодушными к их игре, покидая на время свои посты.

        Кудряшова А. М. показала нам шахматную доску, на которой оставили свои памятные подписи чемпионы мира, Петросян и Авербах, приезжавшие в1970 году к нам в город на шахматные состязания. Эти соревнования проходили  в парке « 40-летия ВЛКСМ».

  В парке проводились различные конкурсы. Вот фотография, на которой молодые люди меряются силой. По правовую сторону от фонтана находились качели и аттракционы (комната смеха «Кривые зеркала», силовой аттракцион (их было 2). Нужно было ударить молотком по металлическому основанию, и по шкале можно было определить силу удара. Вокруг этого аттракциона всегда толпилось много мужчин всех возрастов. Всем хотелось узнать силу своего удара.

  А в зимнее время года, казалось, все люди выходили на праздник Масленицы, на Новый год. Проводились грандиозные гуляния без всякой репетиции. Все  люди были приветливые и веселые.

 Особой «фишкой» зимой было дойти до Пальцинского острова. Говорили, что если сходить туда и обратно, то год пройдет удачно. И дорожка была протоптана.

  На территории парка в лесу располагалось множество спортивных лагерей от школ, в которых находились спортивные секции. Проживали дети в палатках.

  В наши дни открытие летнего сезона совпадает с днем защиты детей – 1 июня. В этом день открываются летние пришкольные оздоровительные лагеря.

         Настоящее парка 40-летия ВЛКСМ.(2 группа учащихся)

1 ученик. Проблема№1- обгоревшие сосны.

  Гуляя по парку, мы увидели мрачную картину - это были сосны с обгоревшими стволами. Как нам показалось – эти деревья погибли от огня, произведенного руками человека в результате злого умысла или небрежного обращения с огнем. И такое повторялось в нескольких местах. Нам было жаль до слез погибшую природу этих мест, поскольку в этих местах очень долго не будет растительности, а значит, долго не будет ни птичьих гнезд, ни насекомых. По сути дела, эти участки представляют собой мертвый лес. Когда мы вернулись домой и поделились своей тревогой с родителями, они предположили, что это происходит вследствие попыток захвата парковой территории обеспеченными лицами для застройки коттеджей. Предположение родителей было подкреплено публикацией на тему состояния дел в городских парках г. Ульяновска в газете «Симбирский курьер».

   Вторник 24 Ноября 2009 года №131(3299)

   Бизнес у Волги: народ хочет знать подробности

   В редакцию «СК» поступило несколько сигналов от жителей Верхней Террасы, претендующих на сенсацию: в парке 40-летия ВЛКСМ собираются строить коттеджи.

   Жители Заволжья, как выяснилось, сообщили о своих подозрениях не только в СМИ, но и в комитет мэрии по экологии.

   Его председатель Андрей Салтыков сообщил «СК», что городские экологи выезжали с проверкой на место. Выяснилось, что вырубка деревьев действительно идет, но уже за границей парка, в зоне, которая подведомственна региональному министерству лесного хозяйства, природопользования и экологии.

    В министерстве лесного хозяйства «СК» сообщили, что лесные участки, на которых сейчас ведется рубка деревьев, расположены вдоль побережья Волги и не входят в состав парка 40-летия ВЛКСМ. Они предоставлены в аренду сроком от двух до 49 лет через аукционы. На этой территории планируется создание туристических баз. Но как говорят: «Нет дыма без огня».

2 ученик. Проблема №2 – мусор в парке.

        Двигаясь по центральной аллее парка, мы обратили внимание на наличие мусора по обеим сторонам. Это пластиковые бутылки, полиэтиленовые мешки, упаковки из-под сока, чипсов. Весь этот мусор не самоуничтожается.

         По словам старожилов раньше столько мусора не было, т.к пакеты, в основном, были бумажные, которые могли самоуничтожаться, и бутылки для сока были стеклянные. Они сдавались на пунктах приема стеклотары. Стоимость бутылки была 12 коп., поэтому за каждой бутылкой была устроена охота.

          Несмотря на то, что в парке есть мусорные контейнеры, люди бросают, где хотят. Это говорит о низкой культуре населения.  Особенно опасны для почвы пластиковые бутылки, стаканчики, тарелки - всё это лежит годами, и не может быть переработано окружающей средой, т.к. пластик практически не гниёт.  А если их сжигать в парке или рядом с парком, то в атмосферу будут выделяться токсичные вещества.

3 ученик. Практическое решение проблемы синтетического мусора в нашем парке.

       В сети интернет мы нашли необычное решение по переработке пластиковых бутылок, которым могут воспользоваться  жители нашего города. Пенсионер  города Рогачев Эдуард Моисеенко использует их  как строительный материал. Посмотрите на фотографии. Это дом из пластиковых бутылок, в котором он живет. А около дома  копия Эйфелевой башни и огромная пальма. Сделаны они тоже из пластиковых бутылок.

4 ученик. Не надо ждать других, начни  с себя.

 Люди, когда видят мусор в парке, в основном все задают себе вопрос: « Что делать?» Нужно, прежде всего, приучиться убирать за собой. Тот мусор, что может разложиться сам (например, картофельные очистки), нужно закапывать в землю. А самое главное - нужно всегда уносить с собой весь синтетический мусор ( прежде всего, это пластиковые бутылки и посуда).

        Советуем, когда собираешься в  парк или в лес, то:

  1. Просто возьми с собой большой мусорный мешок и перед тем как идти домой, набей его мусором, а в городе выброси в контейнер.
  2. Там, где ты убрал (даже если только за самим собой), оставь плакат, который скажет другим людям, что за собой надо убирать
  3. Нарисуй плакат и прикрепи к дереву обычными металлическими канцелярскими кнопками. Бумага быстро сгниёт, а кнопки превратятся в ржавчину, а потом в пыль. Минимальный ущерб, нанесённый природе плакатом, с  лихвой окупится тем, что его прочитают десятки людей и не оставят на этом месте мусор.

   Мы думаем, что  благодаря  развешанным плакатам не только дети, но и взрослые не будут бросать мусор, где попало.

                  Проведенные исследования.(3 группа учащихся)

1ученик. Исследование состояния воздуха по состоянию хвои сосны

                 

       Зная проблемы парка (обгоревшие сосны, мусор), мы подумали, а полезны ли для нашего здоровья прогулки в парке?  Именно поэтому мы решили провести исследование с целью  определения степени загрязненности воздуха в  нашем парке.

       С помощью книг мы узнали, что среди растений имеются такие, по внешнему виду которых можно определить состояние окружающего воздуха.

       К таким растениям относятся: ель, пихта, лиственница, сосна. Особенно сильно они страдают от сернистого газа.

       Продолжительность хвои сосны в нормальных условиях составляет 3-4 года. Если за это время в хвое накапливается большое количество сернистого газа, то хвоя становится темно-красной, она быстро отмирает и опадает.

       Принцип выбранного метода для исследования основан на выявлении зависимости степени повреждения хвои (некроз – отмирание и усыхание) от загрязнения воздуха в районе произрастания сосны.

        Цель исследования: экспресс-оценка качества воздуха по состоянию хвои сосны.

       Для выполнения исследования мы использовали: хвою сосны, лупу, карандаш, блокнот.

        Ход выполнения исследования:

а) Мы выбрали сосновые насаждения в парке « 40-летия ВЛКСМ», которые удалены от трассы и на Майской горе, находящейся близко к трассе.

б) Выбрали сосенки высотой 1-1,5 метра на открытой местности.

в) Осмотрели у каждого дерева хвоинки предыдущего года (вторые сверху мутовки).

   Всего собрали 300 хвоинок в парке и 300 на Майской горе) Используя методику Е. В. Спириной, Е.В. Рассадиной, описанной в «Экологическом практикуме», все собранные хвоинки разделили на группы.

1 группа – хвоя без пятен, нет сухих участков;

2 группа – хвоя с небольшим числом мелких пятен, без сухих участков;

3 группа – хвоя с большим числом желтых и черных пятен, кончик усох на 2-5 мм;

4 группа – усохла 1/3 хвоинки;

5 группа – усохло более половины длины хвоинки;

6группа – вся хвоя желтая и сухая.

5 группа – усохло более половины длины хвоинки

6 группа – вся хвоя желтая и сухая

Полученные данные занесли в таблицу  

Критерии

Парк 40-летия ВЛКСМ

Майская гора

1

хвоя без пятен, нет сухих участков

206

                  36

2

хвоя с небольшим числом мелких пятен, без сухих участков

76

                   

                 146        

3

хвоя с большим числом желтых и черных пятен, кончик усох на 2-5 мм

0

                 82

4

усохла 1/3 хвоинки

18

                  28

5

усохло более половины длины хвоинки

0

                    0

6

вся хвоя желтая и сухая

0

                    8

   Затем мы сравнили полученные результаты и пришли к выводу: исходя из того, что в парке 206 хвоинок из 300 без пятен и сухих участков - воздух в нем достаточно чистый в сравнении с лесным массивом на Майской горе. Там оказалось мало хвоинок без пятен, почти вся хвоя с желтыми и черными пятнами. Это неслучайно. Здесь находится автомобильная трасса, железная дорога и дорога, ведущая на Президентский мост. По ним движется большое количество транспорта, выхлопные газы которых отрицательно  влияют на растения и людей.

2 ученик.  Исследование состояния снега в парке и на Майской горе с использованием индикаторов.

        Определение загрязнений воздуха по снежному покрову - это один из доступных методов исследования для школьников. Снежный покров является эффективным накопителем аэрозольных загрязняющих веществ, выпадающих из атмосферного воздуха. При снеготаянии эти вещества поступают в природную среду, главным образом в воду, загрязняя тем самым почву.

 Мы решили сравнить состояние снега в парке и на Майской горе. Взяли пробы в этих местах. Принесли в класс. Когда снег растаял, то мы увидели: снег, взятый с Майской горы, превратился в грязную  темную воду. Это видно даже на фотографии. А снег, взятый в парке, превратился в чистую, прозрачную воду. Грязную воду  профильтровали.

      Взяв в кабинете химии  специальные вещества – индикаторы – лакмус, метиловый оранжевый и фенолфталеин, мы провели опыты.

       Воду, полученную от снега, принесенного из парка, разлили в 3 пробирки. Сначала в пробирку №1  мы добавили раствор лакмуса – вода стала фиолетовой, в пробирку №2 добавили метиловый оранжевый – вода стала оранжевой, в пробирку №3 добавили фенолфталеин – цвет воды не изменился.    Учитель химии показал нам таблицу  «Изменение окраски индикаторов в зависимости от среды».

Название индикатора

Окраска индикатора в нейтральной среде

Окраска индикатора в щелочной среде

Окраска индикатора в кислотной среде

Лакмус

Фиолетовая

Синяя

Красная

Метиловый оранжевый

Оранжевая

Желтая

Красно- розовая

Фенолфталеин

Бесцветная

Малиновая

Бесцветная

    А так же  объяснил, по окраске индикатора в парке нейтральная среда, а это значит, что там чистый снег. И, следовательно, чистый воздух.

Затем провели опыты с водой, которая получилась от таяния снега, привезенного с Майской горы.

         В пробирку №4 мы добавили раствор лакмуса – вода стала сине – фиолетовой.

         В пробирку №5 добавили метил оранжевый раствор - вода стала желтой. В пробирку №6 добавили фенолфталеин – вода стала малинового цвета. После сравнения сделали вывод:  на Майской горе по окраске индикатора не обнаружена нейтральная среда. Из этого следует, что снег на Майской горе не такой чистый как в парке, а, следовательно, и воздух загрязненный.

3 ученик. Исследование состояния снега в парке 40 – летия ВЛКСМ и на Майской горе, с использованием шведского прибора «ТДС - МЕТР».

    Прибор «ТДС - МЕТР» используется для определения количества примесей (в миллиграммах на 1 литр воды) в воде.

Мы взяли пробы снега в парке и на Майской горе, принесли в класс. Когда снег растаял, произвели замеры. Данные занесли в таблицу.

Название исследуемого места, где мы брали снег

Результаты исследования

Примечание

Майская гора

797

Наибольшее количество примесей

Парк «40-летия ВЛКСМ» (100метров от автотрассы)

18

Наименьшее количество примесей

При входе в парк около автотрассы

246

Вода из водопровода школы №22

435

Вода из водопровода школы№22, профильтрованная через швейцарский фильтр «Аквина»

13

   Вывод: наименьшее количество примесей выявлено в пробе снега, взятой в парке, а наибольшее – в пробе, взятой на Майской горе. Из этого следует, что чистота воздуха в парке выше, чем на Майской горе.

4 ученик. Исследование состояния почвы  в парке 40–летия ВЛКСМ и на Майской горе.

  Цель работы: оценить степень загрязнения среды с помощью  проростков гороха.  

Ход работы:

1.Предварительно проверили семена на всхожесть. Для этого мы взяли горох, залили водой на несколько часов (примерно часов на 10). Когда горох разбух, переложили его во влажную тряпочку и положили на подоконник. Через два дня появились маленькие  росточки. Отобрали примерно одинаковые горошины по размеру и длине росточков.

2.Приготовили два контейнера, подписали их. В один из них насыпали почву, взятую в парке, а в другой -  с Майской горы. В каждом контейнере посадили по 10 горошин с отростками, расположив их примерно на одинаковом расстоянии. Полили водой комнатной температуры. Контейнеры  накрыли  полиэтиленовым пакетом, поставили в теплое место (стол недалеко от батареи). Записали дату посадки (31.01.2012, 11 часов).

3. 3.02.2012 появились первые всходы. Полиэтиленовые пакеты убрали. Контейнеры перенесли со стола на подоконник, чтобы растениям было достаточно света.

4.6.02.2012 подсчитали количество проросших горошин.

В почве, взятой в парке, проросли все горошины, а в почве, взятой с Майской горы, только -7 горошин.

5.Используя данные из экологического практикума Спириной Е.В., Рассадиной Е. В. об уровнях загрязнения почвы:

-нет загрязнения - всхожесть семян достигает 90-100%.Всходы дружные. Проростки крепкие ,ровные.

-слабое загрязнение – всхожесть 60 - 90%.Проростки почти нормальной длины, крепкие,

ровные.

-среднее загрязнение – всхожесть 20 - 60%. Проростки тоньше и короче.

-сильное загрязнение – всхожесть очень слабая (до 20%). Проростки мелкие и уродливые.

 На основании  проведенного исследования почвы мы сделали вывод:

в парке –  нет загрязнения почвы, а на Майской горе – слабое.

                                           Будущее нашего парка.

        Будущее нашего парка тревожно. Планируется в 2013 году начать строительство новой дороги, которая будет проходить через парк, чтобы был более короткий путь от Президентского моста  до Верхней Террасы с выходом на улицу врача Михайлова. По этой дороге будет двигаться большой поток автотранспорта. Справа хотят построить коттеджный поселок. Чтобы привлечь внимание жителей района к экологической проблеме парка, участники проекта выступили перед учащимися школы №22 и их родителями, также приняли участие в акции «Посади дерево около своей школы». Сейчас ребята разрабатывают проекты плакатов  на тему « Забери мусор с собой», которые планируют развесить в  парке весной, когда в нем будет много посетителей.

 Выводы.

  1. Изучив современную экологическую обстановку в парке, мы опровергаем выдвинутую гипотезу  о неблагоприятной среде нашего парка. Несмотря на то, что  в нем  много обгоревших деревьев и мусора, пришли к выводу, что в данный момент она относительно благополучная.
  2. Изучив историю парка, посетив музей им. Володарского, поговорив со старожилами района, мы поняли, что сейчас вид нашего парка далек от того, что было раньше. Он неухожен и имеет не привлекательный вид.
  3. Будущее нашего парка тревожно. Слева пройдет дорога на новый мост, по которой будет двигаться поток транспорта, выхлопные газы которого будут загрязнять воздух парка. Справа хотят построить коттеджный поселок.
  4. Работая над проектом, мы подумали над тем, как помочь нашему парку и решили, что сами будем соблюдать чистоту в парке и будем напоминать детям и даже взрослым о том, чтобы они не оставляли мусор нашими плакатами на тему: «Береги лес», «Соблюдай чистоту», «Убери за собой мусор» и т.д. Кроме того, мы узнали, что из пластиковых бутылок можно создать различные сооружения: жилой дом, хозяйственные постройки, различные украшения для детской площадки, как житель г. Рогачева Моисеенко Э. Это один из практических способов избавления от мусора в природе и сохранения полезных ископаемых, используемых в строительстве. А также это один из вариантов досуга людей, находящихся на заслуженном отдыхе. И не только. Тогда пластиковые бутылки стали бы пользоваться спросом, также как стеклянные в прошлом.
  5. Работая над проектом, мы научились работать с литературой, музейной документацией, общаться со взрослыми на определенные темы, брать у них интервью, проводить опыты, определять возраст деревьев, делать выводы, по другому взглянуть на наш парк, его проблемы.
  6. Мы учимся в разных классах, но за время выполнения проекта мы подружились, научились помогать друг другу

 

4.Ребята, все проекты можно поделить на несколько типов. Давайте с ними познакомимся, а также пользуясь таблицей, определим тип нашего проекта.

Типы учебных проектов и ведущая деятельность учащихся

Тип проекта

Цель проекта

Проектный продукт

Тип деятельности учащегося

Практико-
ориентиро

ванный

Решение практических задач заказчика проекта

Учебные пособия, макеты и модели, инструкции, памятки, рекомендации

Практическая деятельность в определенной учебно-предметной области

Исследова-
тельский

Доказательство или опровержение какой-либо гипотезы

Результат исследования, оформленный установленным способом

Деятельность,
связанная с экспериментированием, логическими мыслительными операциями

Информа-
ционный

Сбор информации о каком-либо объекте или явлении

Статистические данные, результаты опросов общественного мнения, обобщение высказываний различных авторов по какому-либо вопросу

Деятельность, связанная со сбором, проверкой, ранжированием информации из различных источников; общение с людьми, как источниками информации

Творческий

Привлечение интереса публики к проблеме проекта

произведения литературы, изобразительного или декоративно- прикладного искусства, видеофильмы и пр.

Творческая деятельность, связанная с получением обратной связи от публики

Игровой или ролевой

Предоставление публике опыта участия в решении проблемы проекта

Мероприятие (игра, состязание, викторина, экскурсия и т.п.)

Деятельность, связанная с групповой коммуникацией

5.Работа по группам по закреплению приобретенных знаний и умений.

Предлагаю разделиться на 3 группы. В нашем проекте условно было три части. Попробуем определить тип каждой части и сделать вывод о типе нашего проекта.

1 группа определяет тип 1 части проекта «Прошлое парка»  (информационный)

2 группа определяет тип 2 части проекта «Настоящее парка» (исследовательский)

3группа определяет тип 3 части проекта «Будущее парка» (исследовательский)

6. Работа над новой темой проекта

Учитель. Обследуя парк, мы были с вами на берегу Волги. Я предлагаю тему следующего  нашего проекта  посвятить экологии Волги.

Задание 1 группе. Прочитайте статью о Волге, определите ее основные проблемы.

         

                 Волге грозит экологическая катастрофа

      1) После строительства водохранилищ на Волге резко изменился естественный режим реки и экология водоема. Восемь плотин волжского каскада гидроэлектростанций превратили Волгу в череду стоячих озер-водохранилищ, навсегда нарушив привычной ход реки. По оценкам экспертов, самоочищаемость Волги, вода которой еще в 50-е годы прошлого столетия считалась питьевой, снизилась в десятки раз, и она стала на большом протяжении антисанитарным водоемом.

       2) В настоящее время в бассейне Волги сосредоточено около 45%  производства России. Из 100 городов страны с наиболее загрязненной атмосферой 65 расположены в бассейне Волги. Объем загрязненных стоков, сбрасываемых в бассейны региона, составляет 38%  от общероссийского.

       3) Практически в каждом районе  идет сильнейшее загрязнение Волги сточными водами, в особенности животноводческими фермами, неправильным хранением минеральных удобрений, ядохимикатов, что приводит к отравлению в реке всего живого.

        4) Одной из проблем Волги являются, так называемые сине-зелёные водоросли. Они появились на Волге сравнительно недавно. Пик их цветения приходится на середину лета. Они покрывают поверхность воды и могут достигать 10 сантиметров в толщину. При разложении водоросли активно поглощают кислород и выделяют ядовитые газы      

         5) В бассейне реки неоднократно были отмечены случаи разливов нефтепродуктов. В конце сентября 2008 года в Черноярском районе Астраханской области было обнаружено гигантское нефтяное пятно. Длина его составила почти километр, а общее количество нефтепродуктов – 32 килограмма. Еще одно пятно неизвестного происхождения длиной около 1,7 км и шириной 10 метров было обнаружено 17 октября 2008 года в акватории правого притока Волги – Оке.

        13 июля 2009 года около двух тонн мазута попали в Волгу в результате аварии нефтяного танкера в Самарской области, в реке образовалось десятикилометровое мазутное пятно.

        6) Бассейн Волги, по данным на 2005 год, загрязняют около 2,4 тысячи затонувших и брошенных плавсредств, в том числе нефтеналивных, пассажирских, грузовых судов. Наиболее критическая ситуация, по данным экспертов, сложилась в Астрахани – там находится порядка 800 таких судов. Они представляют реальную опасность для экологии Волги и ее притоков, поскольку содержат остатки топлива, которые вымываются течением. Некоторые суда затонули с остатками грузов – зачастую это ядохимикаты, которые со временем вымываются и попадают в воду

Вывод:

          Русской реке Волга грозит экологическая катастрофа. Причина - рост загрязнения волжской воды.

        Насчитывается достаточно много источников загрязнения, но основными из них являются:

- строительство плотин;

- сброс жидких промышленных отходов ;

- стоки с с/х полей, обработанных минеральными удобрениями, гербицидами, пестицидами

- разрастание сине-зеленых водорослей;

- попадание в водоем нефтепродуктов и ядовитых химикатов, в т.ч. в результате аварий на транспорте (ж.д. , автомобильном, водном и т.д.);

Задание 2 групп

Выберите одно из  направлений исследования волжской воды, обоснуйте свой выбор.

1. Посещение центральной городской клинической больницы с целью изучения влияния волжской воды на организм человека, зная, что содержание вредных веществ в воде, например, тяжелых металлов, приводит к тяжелым заболеваниям. Так при избытке никеля в организме возникает никелевый токсикоз. При этом заболевании происходит сильное исхудание, наблюдается выпадение волос, распад кожи или костей. При избытке цинка – цинковый токсикоз. Признаки этого заболевания: хрипы, кашель, одышка, судороги мышц. При избытке свинца происходят судороги жевательных мышц, слюнотечение, параличи конечностей.

2. Обследование  животноводческих ферм  с целью определения наличия сброса отходов производства в водоемы, впадающих в реку, уточнить  наличие навозохранилищ и компостных ям, как далеко они расположены от реки, их состояние, оборудованы ли они в соответствии с санитарными требованиями. Узнать, есть ли выпас скота на берегу, где расположен участок прогона через реку.

3. Попытаться выявить все имеющиеся возможные источники загрязнения реки — организованные (канализационные трубы, мелиоративные каналы) и неорганизованные (поверхностный сток с промплощадки предприятия, с полей и т.п.).

Познакомиться с работой «Ульяновскводоканала». Мы предполагаем, что сточные воды, поступающие из очистных сооружений различных предприятий города, а также из жилых кварталов, недоочищаются из-за большой перегрузки водоканала и поступают в нашу реку, загрязненные вредными веществами.

Задание 3 группе. Рассмотрите картинки. Разделите их на три группы.

1 группа. Что может и должно сделать государство для спасения Волги?

2группа. Что могут сделать обычные граждане?

3группа. Что можете сделать вы, дети?

Итог проведенного заседания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

УЧЕБНЫЕ ПРОЕКТЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ НАВЫКОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

УЧЕБНЫЕ ПРОЕКТЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ НАВЫКОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Митрясова Елена Владимировна, учитель начальных классов, МОУ «Гимназия №140», г. Омск, ХXI век – век интелл...

Развитие исследовательских навыков младших школьников на основе проектной деятельности

Еще совсем недавно научно-исследовательская деятельность школьников преимущественно осуществлялось с малочисленной «интеллектуальной элитой» старшеклассников и носила сугубо академический характер. В ...

Доклад "Учебные проекты как средство развития исследовательских навыков младших школьников"

Особое место в формировании исследовательской культуры учащихся на уроках занимает метод проектов. Действенность этого метода обусловлена тем, что он позволяет учащимся выбрать деятельнос...

УЧЕБНЫЕ ПРОЕКТЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ НАВЫКОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Исследовательское поведение - один из важнейших источников получения ребенком представлений о мире. Исследовать, открыть, изучить - значит сделать шаг в неизведанное и непознанное. Дети по природе сво...

Методические рекомендации на тему: ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ ГРАФИЧЕСКИХ НАВЫКОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ТЯЖЁЛЫМИ И МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ.

Чеченкова Е.В.     учитель ГБСКОУ школы №439Петродворцового района СПб Методические рекомендации на тему:ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ  ГРАФИЧЕСКИХ  НА...

ОТЧЕТ ПО ТЕМЕ САМООБРАЗОВАНИЯ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ НА ТЕМУ: «РАЗВИТИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ»

Авторы учебников по окружающему миру считают исследовательскую деятельность одной из основных деятельностей. Кроме материалов, предложенных в учебнике, у педагогов всегда есть возможность использовать...