Урок бережливости 1 класс
классный час (1 класс) по теме

Евсеева Екатерина Викторовна

 

Обучение нравственности – основа любой системы  воспитания и образования.  Приводимый урок состоят из сказки, игр, бесед и творческих заданий, направленных на глубокое проживание той или иной темы, на развитие творческого потенциала  детей. Ребята учатся высказывать свои мысли, работать в группах, ставить спектакли, рисовать.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_berezhlivosti_1_klass.docx22.97 КБ

Предварительный просмотр:

Урок бережливости.


Игра «Фея бережливости»

Разделите детей на группы и раздайте им игрушки. Некоторые игрушки должны быть в хорошем состоянии, другие – поломанные. Каждая группа от лица своих игрушек должна

рассказать о том, как им живется. Затем попросите детей представить, что к ним в гости при-

шла фея бережливости и дала им несколько хороших советов, как научиться беречь игрушки. Дети должны рассказать о том, как фея помогла игрушкам, которые не берегут, научить своих

хозяев бережливости. Если дети не могут придумать сами, как помочь тем или иным

игрушкам, они должны позвать фею бережливости (педагога), чтобы она посоветовала им, как научиться беречь игрушки. Затем дети вместе с педагогом составляют несколько самых

главных правил бережливости.

 Беседа

Вопросы и задания для беседы:

• Чем, по-твоему мнению, новые вещи отличаются от хорошо сбереженных старых вещей?

• Расскажи о том, как к тебе на помощь приходили хорошо сбереженные тобой, твоими родителями или твоими друзьями вещи.

• Расскажи, кто в твоей семье самый бережливый и почему.

• Считаешь ли ты себя аккуратным человеком?

ВАСИН РАНЕЦ

А. Лопатина

Прыг-дзинь, – монетка выкатилась из ранца и покатилась по мостовой.

– Прощай, монетка, – крикнул ранец ей вслед и грустно вздохнул.

– Сегодня у меня опять потеря. Снова мой хозяин будет меня ругать. А в чем я виноват? Невозможно все сберечь, если тебя постоянно швыряют куда попало. То на гвоздь напорешься в

заборе, то угол прожжешь возле костра.

– Мама, – я просто умираю от голода, – этот ранец потерял мою монетку, и я ничего не смог купить себе на завтрак! – закричал Вася, вернувшись домой. Мама внимательно посмотрела на ранец:

– Да, вид у него отвратительный! Весь в пятнах и дырах, и работает хуже некуда. Вчера ручку твою потерял, позавчера – перочинный ножик, а сегодня последнюю монетку. Плохо он

служит тебе – видно, придется его уволить.

– Да, мамочка, – подхватил шутку Вася, обрадовавшись, что мама не ругает его за потерю, – и тетрадку мою давай тоже уволим. Она размазала какую-то грязь на странице и получила плохую отметку.

– Ты прав, тетрадка твоя никуда не годится, – согласилась мама, – да и учебник весь грязный и потрепанный. Его тоже нужно уволить. А посмотри, как выглядит твоя куртка: один  карман порван, из другого ржавая проволока торчит. Разве подходит такая плохая куртка моему сыну?

– Нет, совсем не подходит. Можно эту выкинуть, а мне новую купить, – предложил Вася.

Радостно вбежал Вася в свою комнату и с размаху швырнул ранец в угол, а затем отодвинул валяющиеся на полу игрушки, карандаши, книжки и добавил: – И вас мы выкинем, если будете плохо работать и валяться,

где попало.

Вдруг в глазах у Васи все закружилось, и он почувствовал, что куда-то стремительно падает. Когда мальчик пришел в себя, то увидел, что лежит на полу, а возле него стоит незнакомый седой

старичок с ящиком, полным самых разных инструментов.

– Вы кто? – хотел спросить Вася, и не смог произнести ни

слова.

Но старичок словно услышал его и произнес:

– Я, Вася, мастер сломанных вещей. Обычно я прихожу только к старым вещам, у которых нет хозяина, и помогаю им обрести новую жизнь. Я попал к тебе, потому что твои вещи не выдер-

жали и позвали меня, несмотря на то, что у них есть хозяин. И это случилось впервые в моей жизни.

– Он нам не хозяин! Он нас рвет, бросает и пачкает, ругает и обижает! – раздались со всех сторон крики, и поднялся невообразимый шум. – Тише, успокойтесь, я постараюсь вам помочь, – успокоил старичок вещи и добавил:

– Вот видишь, Вася, терпению твоих вещей пришел конец. А ведь вещи, обычно, очень терпеливы. Даже не знаю, что делать!

– Мастер, поменяйте меня и Васю местами, – пусть он поработает ранцем, а я, став мальчиком, приведу все его вещи в порядок, – раздался из угла голос Васиного ранца.

– Хорошо, – согласился мастер, – даю тебе три дня сроку. За это время Вася, надеюсь, изменится и поймет, как тяжело ранцу, когда его не берегут.  С этими словами мастер исчез, а Вася, не успев опомниться, вдруг почувствовал, что лежит весь грязный и порванный в углу, а на кровати спит мальчик как две капли воды похожий на него. В этот момент в комнату вошла мама с большой коробкой в руках и сказала сама себе:

– Пока Вася спит, соберу-ка я его рваные и испорченные вещи и выброшу их, все равно они уже никуда не годятся. Жаль, что мой Вася ничего не бережет. Мама собрала с пола порванные книжки и сломанные игрушки, а сверху положила Васин ранец. Вася, конечно, не мог ей крикнуть, чтобы она его не выкидывала, и с ужасом представил, как окажется в грязном мусорном баке. Но в этот момент мальчик на кровати открыл глаза и сказал:

– Не надо, мама, ничего выкидывать, все эти вещи я почищу

и починю.

И он тут же принялся за дело. Наблюдая за сыном, мама не верила своим глазам. А настоящий

Вася, чистый и зашитый своим новым хозяином, стал терпеливо ждать, когда пройдет три дня и он снова станет мальчиком. Самое неприятное случилось на третий день, когда хозяин Васи

дежурил в школьной столовой. Вася дремал на подоконнике, как вдруг его схватил какой-то мальчишка и закричал другому:

– Смотри, Васькин ранец валяется, давай им в футбол поиграем.

– Ты что, – возразил ему товарищ, – он же чистый, мы его испачкаем.

– Ну и что, на прошлой неделе Васька сам играл в футбол своим ранцем. Вот смеху было.

Мальчишки выбежали во двор и принялись весело пинать ранец. Вася почти сознание потерял от боли. Застежка на нем сломалась, ударившись о камень, лямка затрещала и оторвалась.

Хорошо еще, что в этот момент на крыльцо вышел учитель, и мальчишки, бросив ранец в кусты, убежали. В кустах сидел голодный котенок. Он принялся царапать и драть ранец когтями, почувствовав запах бутерброда с сыром, который мама положила Васе на обед. Какой-то малыш из соседнего дома увидел это и помог котенку достать бутерброд. Потом малыш выкинул из ранца все учебники и начал запихивать в него котенка.

– Не царапайся, – уговаривал малыш котенка, – я тебя домой унесу, и ты у меня будешь жить в этом ранце. К Васиному счастью, его новый хозяин в поисках своего ранца выбежал во двор и, увидев малыша с ранцем в руках, закричал:

– Ты почему взял мой ранец и порвал его?

– Ничего я не рвал, этот ранец ничей, потому что он в кустах валялся, – стал оправдываться малыш.

Васин хозяин ничего не ответил. Молча он сложил в ранец учебники и пошел домой. Весь вечер он усердно зашивал и чистил свой ранец, однако застежку так и не удалось отремонтировать: в

доме не нашлось нужных инструментов. Так прошло три дня. Следующий день был воскресеньем. Как только Вася проснулся, он с радостью обнаружил, что снова стал мальчиком.  Дверь открылась, в комнату вошла мама и ласково сказала:

– Вставай скорее, сынок, после завтрака мы поедем покупать тебе новый ранец. Хотя ты и привел в порядок свой старый ранец, без застежки он все равно не сможет служить тебе.

 – Нет, мама, – твердо возразил Вася, – давай лучше купим мне инструменты, и тогда я смогу починить застежку на ранце, и он прослужит мне еще очень долго. С тех пор мастер сломанных вещей больше никогда не приходил к Васе, его ждали вещи, у которых не было хозяина.

Вопросы и задания к сказке:

• Представьте, что вы оказались на месте тех или иных Васиных вещей: ранца, тетради, книги и т.д. Что вы предприняли бы, чтобы помочь Васе измениться?

• Перечислите инструменты, которыми пользовался Вася, когда чинил разные вещи.

• Какие из этих инструментов есть у вас дома? Умеете ли вы пользоваться ими? • Есть ли у вас в доме вещи, к которым может прийти мастер сломанных вещей, и почему? Что необходимо предпринять, чтобы это не произошло?

• Что думают сломанные карандаши, грязные тарелки о своих хозяевах?

 Сценка «О чем говорят вещи»

Прочитайте детям пословицу: «Жизнь не мука, коль бережливость – наука».

Поделите детей на пары. Раздайте некоторым парам какие-либо новые вещи, а другим – вещи, прослужившие уже многие годы и очень хорошо сбереженные. Каждая пара должна рас-

сказать о жизни своих вещей.

 Игра «Кто научит аккуратности»

Поделите детей на группы и раздайте им коробки с разными предметами и игрушками. В каждой коробке среди предметов должно быть несколько вещей, помогающих человеку быть аккуратным, например: расческа, мыло, ластик, зеркало. Дети должны найти эти предметы и рассказать, как они помогут им быть аккуратными.

 Рисунок «Поможем игрушке»

Раздайте детям картинки, на которых изображены поломанные игрушки. Дети должны «починить» игрушки и предметы на рисунках. Например, машинке без колеса – дорисовать недостающее колесо; домику без крыши – нарисовать крышу.

 Задание на дом

Прибери аккуратно все свои игрушки и книжки и расскажи, что они о тебе подумали, после того, как ты их прибрал.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс) Тема урока: 1 класс Прописная буква З. 2 класс Проверяемые и не проверяемые гласные в корне слова

Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс). По теме: 1 класс Правописание буквы З. 2 класс Проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова. Поможет учителю при работе с двумя кл...

Открытый урок 2 класса Интегрированный урок по русскому языку и окружающему миру

Программа обучения – Школа России.  Тема: 1. Написание проверяемых и непроверяемых гласных в безударных слогах;          2. Углубление знаний о ж...

Классный час: Урок бережливости (1 класс)

Цели и задачи:  Воспитание у учащихся бережного отношения к своим вещам...

Уроки бережливости домовенка Кузи

Познакомить учащихся с стояниями воды в природе и её свойствами;воспитывать бережное отношение к водным богатствам нашей планеты....

Уроки бережливости домовенка Кузи. Урок 2.Электричество.

Привлечение внимания к проблемам использования энергии, экономии энергии и энергоресурсов, охране окружающей среды;Создание мотивации для сбережения ресурсов и энергии;Стимулировать интерес к научным ...

Конспект урока по английскому языку "We Are Pirates" 2 урок 2 класс УМК "Английский язык. Brilliant" 2 класс Ю.А. Комарова

КОНСПЕКТ УРОКА АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКАТема: «We Are Pirates»Цели деятельности учителя: формирование произносительного навыка; закрепление ранее изученной лексики(black, white, red, yellow, blue,...

Технологическая карта урока математики 1 класс «Выражение». (1 урок) +1 класс ПРЕЗЕНТАЦИЯ тема: Выражения

Технологическая карта урока математики 1 класс «Начальная школа 21века»...