Духовно – нравственное воспитание учащихся начальных классов.Тема. Моя родословная. Фамильный герб.( 4 класс)
классный час (4 класс) по теме

Цель:

- познакомить с историей возникновения герба, значением изображённых на нём предметов;

- нацелить на осознанное составление герба своей семьи;

- укреплять межличностные отношения в семье;

- повышать уровень воспитанности учащихся через историю происхождения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tema.doc68 КБ

Предварительный просмотр:

Духовно – нравственное воспитание учащихся начальных классов.

Слайд 1.                                                                                                                      

Тема. Моя родословная. Фамильный герб.( 4 класс)

                                                            Выполнила:

                                                             Мотова Л.Ю.

                                                             учитель высшей

                                                             квалификационной категории

                                                             МБОУ « СОШ № 51» г.Казани.

Слайд 2.  

Цель: 

- познакомить с историей возникновения герба, значением изображённых на нём предметов;

- нацелить на осознанное составление герба своей семьи;

- укреплять межличностные отношения в семье;

- повышать уровень воспитанности учащихся через историю происхождения.

Музыкальный ряд:

Скандинавская народная музыка ( музыка Средневековья).

Оборудование:

Карточки с заданиями, гербы знаменитых писателей и поэтов, компьютерная презентация.

Ход классного часа.

1.Беседа.

Слайд 3.  

                               «Гордиться славою

                                 своих предков

                                 не только можно,

                                 но и должно…»

                                                            А.С.Пушкин

- Прочитайте эпиграф. Он как нельзя лучше подходит к нашему занятию.

   Как вы его понимаете?

- Мы с вами проводим очередное занятие из цикла «Моя родословная». Сегодня поговорим о гербах, истории возникновения гербов, о значении предметов, которые на них изображены.

- Сначала проведём небольшую викторину, которая поможет вспомнить изученный материал.

(Дети в классе рассажены по группам, каждая из которых получает сою карточку с заданием.)

Слайд 4.  

Серия «АЗБУКА РОДОСЛОВНОЙ»

Карточка 1.

 

1. Назовите однокоренные слова к слову «род». Что такое родословная?

2. Кого называют предками, а кого потомками?

3. Назовите одним понятием слова «папа», «мама», «дети».

Слайд 5.  

Карточка 2.

1. Группа людей, имеющих общих предков.

2. Про кого говорят « Седьмая вода на киселе»?

3. Что означает слово «фамилия»?

Слайд 6.  

Карточка 3.

 1. Как образовались фамилии? Попробуйте дать версию образования вашей фамилии.

 2. Назовите даты дней рождения всех членов вашей семьи.

 3. Перечислите основные качества дружной семьи.

Слайд 7.  

 Карточка 4.

1. Что бы вы взяли из родительского дома в свою семью?

2. Вспомните пословицы о семье, родственниках.

Слайд 8.  

Общее задание.

 12. «В одной семье жил старый дедушка: глаза его слезились, руки дрожали, изо рта постоянно бежала слюна. Однажды он уронил тарелку с едой, и ковер замарался, тарелка разбилась. Сноха заругалась: «Теперь буду кормить тебя из свинячьей лоханки». Сказала и сделала. В комнате теперь было чисто. Прошло много времени с тех пор. И однажды родители заметили увлечение сына: он что-то мастерил из дерева вот уже не один день. - Что ты делаешь, родименький? – спросила сына мать. - Делаю лоханку, чтобы вас потом из нее кормить.» Вспомните пословицы, которые отражают главную мысль рассказа Л.Н.Толстого.

-Какой вывод вы сделали?

 

- Итак, на предыдущих занятиях, мы составили свою РОДОСЛОВНУЮ и  ГЕНЕАЛОГИЧЕСКОЕ ДРЕВО. Теперь предстоит сочинить свой ФАМИЛЬНЫЙ ГЕРБ.

 - История возникновения герба проста. Закованным в доспехи рыцарям нужно было как – то отличать  «своих» от «чужих». Самым удобным местом, на котором помещался отличительный знак, был щит. Так родился герб. У каждого государства, города и даже семьи  был свой герб.  Есть даже специальная наука, изучающая гербы. Она называется ГЕРАЛЬДИКА.

 Слайд 9.  

Гера́льдика (гербоведение; от лат. heraldus — глашатай) — специальная историческая дисциплина, занимающаяся изучением гербов, а также традиция и практика их использования. Геральдика точно определяет, что и как может быть нанесено на государственный герб, фамильный герб и так далее, объясняет значение тех или иных фигур. Корни геральдики уходят в Средневековье, когда и был разработан специальный геральдический язык. Тему «Средневековье» мы с вами изучали нам уроках «Окружающего мира». Появление геральдики относят к 1120 и 1150 годами. Зарождение гербов связывают с тем, что в связи с изменениями военного снаряжения в конце XI — начале XII веков получить информацию о человеке, зачастую не видя даже его лица, закрытого шлемом, было весьма проблематично. Желание быть узнанным на поле боя стало причиной появления традиции расписывать свои щиты, обычно имевшие миндалевидную форму, различными фигурами, которые вскоре превратились в опознавательные знаки и стали ассоциироваться с конкретными личностями. По этой причине ранняя геральдическая символика была чрезвычайно простой и легко читаемой и не содержала сложных рисунков и надписей.]

  - Как вы думаете, что должен отображать герб?

  - Да, герб отражает увлечения, достижения , интересы членов семьи.

Слайд 10.  

Родовые гербы раньше подразделялись следующим образом:

 дворянские гербы

 мещанские гербы

 крестьянские гербы

-Но , чтобы не ошибиться при выполнении герба вашей семьи, было бы очень хорошо посоветоваться с родителями. Они с удовольствием подумают вместе с вами и,  возможно, что – то  подскажут. Если, например, ваша семья издавна славится своим прекрасным садом, можно нарисовать яблоню с золотыми яблоками. Если всех увлекает компьютерная техника – нарисуйте компьютер. Ну а если хочется отразить в гербе разные профессии, можно разделить герб на несколько частей.

   Кстати, в гербе можно отразить отдельно то, чем славны род твоей мамы и род твоего папы. В старину при брачном союзе двух семей, имевших собственные гербы, составлялся новый герб. Для этого брали правую половину герба мужа и левую половину герба жены. При этом возникали странные фигуры животных. Например, наполовину лев – наполовину  медведь, или  наполовину конь – наполовину  орёл…

- Посмотрите на гербы известных вам писателей и поэтов.

 Герб рода Буниных. Слайд 11.  

 Герб графов Толстых. Слайд 12.  

 Герб рода Пушкиных. Слайд 13.  

  Герб рода Лермонтовых. Слайд 14.  

    Герб рода Тютчевых. Слайд 15.  

Слайд 16, 17.  

- А так же на современные фамильные гербы. Форма их бывает различной.

    - Каждое животное или растение, каждый предмет, изображённый на гербе, обязательно что – нибудь означает.

Слайд 18 - 21.  

Например:

    ЛЕВ – силу, мужество, великодушие;

    ЛЕОПАРД – храбрость, отвагу;

    КОНЬ – храбрость льва, зрение орла, силу волка, быстроту оленя, ловкость

     лисицы;

    СОБАКА – преданность и повиновение;

    КОШКА  - независимость;

    ВОЛК – злость и жадность;

    МЕДВЕДЬ – предусмотрительность;

    БЫК – плодородие земли;

    ОВЦА – кротость;

    ЛАНЬ – робость;

    ВЕПРЬ (дикий кабан) – мужество;

    ОЛЕНЬ – символ воина, перед которым бежит неприятель;

    ОРЁЛ – власть, великодушие;

    ВОРОН – долголетие;

    ПЕТУХ – воинственность;

    ЦАПЛЯ – пугливость;

    ПАВЛИН – тщеславие;

    ПЕЛИКАН родительскую любовь к детям;

    ЖУРАВЛЬ с камнем в одной лапе – бдительность;

    ДЕЛЬФИН – силу;

    ПЧЁЛЫ И МУРАВЬИ – трудолюбие;

    БАБОЧКА – непостоянство;

    ЗМЕЯ – вечность;

    ДУБ – крепость и силу;

    ОЛИВКОВОЕ ДЕРЕВО – мир;

    ПАЛЬМА – долговечность.

     Кроме этого на гербах часто изображались солнце, луна, облака, радуга, реки, горы, холмы, ветви, венки, колосья, снопы, предметы военного и гражданского быта. Встречались и символы различных профессий: музыкальные, столярные, слесарные, строительные инструменты, якоря, компасы, архитектурные сооружения.

    После того, как герб будет составлен, его надо раскрасить. Помните, что гербы принято раскрашивать только определёнными красками. Это красная, голубая, зелёная, бордовая, чёрная, золотая и серебряная.

Слайд 23.  

Соответствия цветов

  1. Черный - земле
  2. Белый - воде
  3. Голубой - воздуху
  4. Красный - огню
  5. Зеленый- надежду
  6. Пурпуровый - силу, могущество

2. Практическое задание.

- Ну а теперь, зная всё это, вы наверняка отлично справитесь с заданием.

1) Составить герб семьи.

2) Приготовить рассказ о том, что отражает герб.

Использованные интернет- ресурсы.

  1. Винклер П. П. Герб, гербоведение // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.) — СПб., 1890—1907..
  2. Главы из книги на сайте «Геральдика.Ру» // Медведев М. Ю. Геральдика или истинная наука о гербах. — СПб.: Гербы и флаги, 2008.
  3. Правила геральдики // Проект «Геральдика.Ру».
  4. Правила геральдики // Проект «Экскурс в геральдику».
  5. Глоссарий геральдических терминов // Проект «Геральдикум».
  6. Европейская геральдика 
  7. Материал из Википедии — свободной энциклопедии
  8. Сайт «Истоьия семьи»
  9. Геральдический сайт Сергея Панасенко (Михалкина) Геральдика и живопись (сайт Сергея Панасенко)
  10. УРАЛЬСКАЯ ГЕРАЛЬДИЧЕСКАЯ АССОЦИАЦИЯ. ЦВЕТ В ГЕРАЛЬДИКЕ
  11. Народная скандинавская музыка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Духовно-нравственное воспитание учащихся начальной школы на уроках чтения

Проблемы духовно-нравственного воспитания на уроках чтения в начальной школе....

Программа духовно-нравственного воспитания учащихся начальных классов «Истоки»

Представлены материалы из опыта работы учителя по программе духовно- нравственного воспитания младших школьников «Истоки». Содержательной основой программы является изучение родного края, природ...

Духовно-нравственное воспитание учащихся начальных классов.

Духовно-нравственное воспитание учащихся начальных классов....

Духовно-нравственное воспитание учащихся начальных классов

Материал можно использовать на уроках основы религиозных культур и светской этики....

Обобщение опыта по теме: "Проектно - исследовательская технология как реализация системно- деятельностного подхода в духовно-нравственном воспитании учащихся начальных классов и на уроках ОРКСЭ в условиях перехода на ФГОС».

Интерес к проблеме воспитания духовно-нравственных качеств, ее острота не ослабевали никогда. Вопросы нравственности, нравственного воспитания, духовного становления личности на протяжении всех период...

Духовно-нравственное воспитание учащихся начальных классов на уроках и во внеурочное время

Воспитание – целенаправленная деятельность, осуществляемая в системе образования, ориентированная на создание условий для развития и духовно – ценностной ориентации обучающихся на основе о...