Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся на ступени начального общего образования
рабочая программа по теме

Программа духовно-нравственного развития и воспитания направлена на организацию нравственного уклада школьной жизни. Включает в себя пять направлений: край родной, общение и нравственность, учение, экология, досуг. Данная программа поможет составить тематическое планирование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon duhovno-nravstvennoe.doc75 КБ

Предварительный просмотр:

Духовно-нравственное развитие и воспитание

обучающихся на ступени начального общего

                            образования.

       Пояснительная          записка.

Нормативно-правовой и методологической основой программы духовно-

нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального

общего образования являются Закон Российской Федерации " Об образовании", Стандарт, Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Программа духовно-нравственного развития и воспитания направлена на организацию нравственного уклада школьной жизни, включающего воспитательную, учебную, вне учебную, социально значимую деятельность обучающихся, основанного на системе духовных идеалов, ценностей, моральных приоритетов, реализуемого в совместной социально-педагогической деятельности школы, семьи и других  субъектов  общественной  жизни.

Ведущая, ценностно и содержательно определяющая роль в создании социально открытого, нравственного уклада школьной жизни принадлежит педагогическому коллективу образовательного учреждения.

Ребенок школьного возраста наиболее восприимчив к эмоционально-ценностному, духовно-нравственному развитию, гражданскому воспитанию.

В то же время недостатки развития и воспитания в это период жизни трудно восполнить в последующие годы.

Пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью. При этом особое значение имеют следующие друг за другом переходы от детства к подростковому возрасту, а затем к юности.

Общеобразовательные учреждения должны воспитывать гражданина и патриота, раскрывать способности и таланты молодых россиян, готовить их к жизни в высокотехнологичном и конкурентном мире. При этом образовательные учреждения должны постоянно взаимодействовать и сотрудничать с семьями обучающихся, другими субъектами социализации, опираясь на национальные традиции.

Программа включает в себя 5 направлений, связанных между собой логикой формирования гражданина России:

*Край Родной

*Общение и нравственность

*Учение

*Экология

*Досуг

Предполагаемые программой формы деятельности обеспечивают реализацию усвоения основных нравственных понятий, развитие творческих способностей и возможностей детей. Создают условия для формирования духовно-развитой, нравственно и физически здоровой личности, способной на сознательный выбор жизненной позиции, умеющей ориентироваться в современных жизненных условиях.  

  ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.

1 этап(1класс). Формирование умения у обучающихся выделять нравственное явление из других, определять его существенные признаки, принимать нравственную норму как необходимую.

2этап  (2-3 класс). Обоснование необходимости следования нравственному принципу на основе расширения круга этих принципов и усложнения ситуаций.

3 этап (4класс). Переход к самосознанию, самоизучению и самовоспитанию. Создание представлений о нравственных особенностях своей личности.      

 ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ.

Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.

В сфере личностного развития воспитание обучающихся должно обеспечить:

* готовность и способность к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, самооценке, пониманию смысла своей жизни, индивидуально-ответственному поведению;

* готовность и способность к реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности, социальной и профессиональной мобильности  на основе моральных норм, непрерывного образования и универсальной духовно-нравственной установки "становиться лучше";

* укрепление нравственности, основанной на свободе, воле и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности поступать согласно своей совести;

* формирование морали как осознанной личностью необходимости определенного поведения, основанного на принятых в обществе представлении о добре и зле, должном и недопустимом;

*  развитие совести как нравственного самосознания личности, способности формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнение моральных норм, давать нравственную самооценку своим и чужим поступкам;

* принятие личностью базовых национальных ценностей, национальных духовных традиций;

* готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию, критически оценивать собственные намерения, мысли и поступки;

* способность к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, принятию ответственности за их результаты, целеустремленность и настойчивость в достижении результата;

* трудолюбие, бережливость, жизненный оптимизм, способность к преодолению трудностей;

* осознание ценности других людей, ценности человеческой жизни, нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, физическому и нравственному здоровью, духовной безопасности личности, умение им противодействовать;

* свободолюбие как способность к сознательному личностному, профессиональному, гражданскому иному самоопределению и развитию в сочетании с моральной ответственностью личности перед семьей, обществом, Россией, будущими поколениями;

* укрепление веры в Россию, чувство личной ответственности за Отечество перед прошлым, настоящим и будущими поколениями.

В сфере общественных отношений духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся должно обеспечить:

*осознание себя гражданином России на основе принятия общих национальных  нравственных ценностей;

*готовность граждан солидарно противостоять внешним и внутренним вызовам;

*развитость чувства патриотизма и гражданской солидарности;

*заботу о благосостоянии многонационального народа Российской Федерации, поддержание межэтнического мира и согласия;

*осознание безусловной ценности семьи как первоосновы нашей принадлежности к многонациональному народу Российской Федерации, Отечеству;

*понимание и поддержание таких нравственных устоев семьи, как любовь, взаимопомощь, уважение к родителям, забота о младших и старших, ответственность за другого человека;

* бережное отношение к жизни человека, забота о продолжении рода;

* законопослушность и сознательно поддерживаемый гражданами правопорядок;

* духовную, культурную и социальную преемственность поколений.

В сфере государственных отношений духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся должно содействовать:

*формированию мотивации к активному и ответственному участию в общественной жизни.

*повышению доверия к государственным институтам со стороны граждан и общественных организаций;

*укреплению национальной безопасности.

 

Общие задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования классифицированы по направлениям, каждое из которых, будучи тесно связанным с другими, раскрывает одну из существенных сторон духовно-нравственного развития личности гражданина России.

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО

                               РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ.  

Нравственный пример педагога. Нравственность учителя, моральные нормы, которыми он руководствуется в своей профессиональной деятельности и жизни, его отношение к   своему педагогическому труду, к ученикам, коллегам – всё это имеет первостепенное значение для духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.

Социально-педагогическое партнёрство. Взаимодействие трёх факторов: семьи, школы, общества.

Индивидуально-личностное развитие.  Осуществление воспитательного процесса идет через основные виды деятельности: игровую, трудовую, познавательную, творческую. Системность, преемственность, непрерывность в развитии и воспитании детей с учетом их особенностей.

Интегративность программ духовно-нравственного воспитания. Целостность педагогического процесса – единство, взаимосвязь и интеграция урочной и внеурочной форм деятельности, внешкольную и общественно полезную работу.

Принцип социальной востребованности.  Социализация и современное социальное созревание ребёнка происходит посредством его добровольного и посильного включения в решение проблем более взрослого сообщества. Полноценное духовно-нравственное развитие происходит, если воспитание не ограничивается информированием обучающегося о тех или иных ценностях, но открывает перед ним возможности для нравственного поступка.

     НАПРАВЛЕНИЕ  «МОЙ КРАЙ РОДНОЙ».

Цель работы: воспитание молодёжи гражданами своей Родины, России, людей знающих и уважающих свои корни, культуру, традиции и обычаи своего родного края.

Направление  « Край Родной». Воспитание гражданственности, патриотизма, уважение к правам, свободам и обязанностям человека.

Ценности: любовь к России, своему народу, своему краю; служение Отечеству; правовое государство; гражданское общество; закон и правопорядок; поликультурный мир;  свобода личная и многонациональная;  доверие к людям, институтам государства и гражданского общества.

      Задачи:

1.Создание у учащихся более полного представления о культуре народа через познание культурных традиций.

2.Изучение своеобразного традиционного уклада жизни населения.

3.Осознание молодёжью своей причастности к истории своей страны, чувства ответственности и гордости за свою страну, готовности к защите её свободы и независимости.

4.Формирование у учащихся положительного идеала настоящего патриота Отечества на примерах жизни исторических персоналей, созидание собственного идеального представления о смысле жизни.

Содержание деятельности: КТД « Моя родная сторона – Россия моя», Дни национальной культуры, уроки мужества, операция « Забота», вахта памяти, экскурсии к памятным местам, устные журналы, соревнования, викторины, игры – путешествия на местности. Проведение традиционных славянских праздников; фестиваля «Русские обряды»; классных часов «Народная мудрость», «Святые иконы Руси»; экскурсии в православный храм; исполнение русских частушек, народных песен; проведение русских национальных игр.

Предполагаемый результат деятельности: убеждённость учащихся в том, что настоящий гражданин любит и гордится своей Родиной, изучает её историко-культурное, духовное наследие, верен своему гражданскому долгу и готов к защите Отечества. Начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, товарища.

НАПРАВЛЕНИЕ «НРАВСТВЕННОСТЬ И ОБЩЕНИЕ».

Цель работы: воспитание гражданственности и любви к Родине, чувство патриотизма; защита системой образования национальных культур и культурных традиций; формирование мировоззренческой, нравственной культуры; ответственность перед обществом, государством, семьёй; формирование высоких духовно-нравственных качеств, чувства собственного достоинства и уважительного отношения к людям.

Направление  « Нравственность и общение». Воспитание нравственных чувств и этического сознания.

Ценности: нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение к родителям; уважение достоинства человека, равноправие, ответственность и чувство долга; забота и помощь, мораль, честность, щедрость, забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания; толерантность представление о вере, духовной культуре и светской этике.

Задачи: 

       1.Формирование личности, усвоившей духовные ценности истории и культуры родного края, имеющей сознательную и нравственную позиции.

       2.Развитие познавательной активности младших школьников, творческих способностей, любознательности, расширение кругозора учащихся; развитие умения сравнивать, анализировать исторические факты; умение видеть связь современности с прошлым родного края.

     3.Воспитание любви к родному краю, к родному дому ( дом как семья, школа, Родина).

    4.Формирование культуры общения школьников с товарищами, родителями, старшими и младшими, педагогами. Ведущими нравственными качествами личности в начальной школе выступают гуманность, способность к сотрудничеству, трудолюбие, честность, самостоятельность, бережливость, организованность.

Содержание деятельности: беседы на темы: «Семья и святость», «Почитай родителей - будешь счастлив», «Мой дом», «Мои семейные  обязанности», «Кого мы называем добрым», «Добрые дела», «Я и Мы», «Культура поведения», «Права ребёнка»,  «Знаем ли мы правила поведения», «Что значит быть бережливым».Домашние задания – практикумы: «Ласковые слова маме», «Игры с младшим братом», «Мамины помощники». Занятия декоративно – прикладного творчества «Народные ремёсла», «Русская деревня». Праздники в школе: «Праздник вежливости», коллективные совместные концерты, «Пасхальный вечер». Игры: «Ласковое имя», «Давайте говорить друг другу комплименты», «Расскажи о хорошем». Конкурсы: «Знатоки русских сказок», «Мудрости начала».

 Предполагаемый результат деятельности : усвоение понятий «вежливость», «отзывчивость», «честность», «ответственность», «сдержанность», «порядочность», «долг», «добро и зло». Получение положительного социального знания и повседневного опыта. Сформированность  социально приемлемых моделей поведения. Уважительное отношение к традиционным религиям. Неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации. Уважительное отношение к родителям, к старшим, заботливое отношение к младшим.

      НАПРАВЛЕНИЕ    «УЧЕНИЕ».

Цель работы: создать условия для получения соответствующего современным представлениям качественного образования, на развитие эрудиции, формирование потребности в самообразовании.

Направление  « Учение». Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.

Ценности: уважение к труду; творчество и созидание; стремление к познанию и истине; целеустремленность и настойчивость; бережливость; трудолюбие.

Задачи: 

1.Развитие способностей личности ученика, устойчивые естественнонаучные взгляды на природу и общество; самостоятельное, рациональное, критическое мышление.

2.Убеждённость, готовность к самореализации.

3.Умение ориентироваться в новых жизненных обстоятельствах, принятие учащимися ответственности за собственное развитие, которое базируется на национальных и культурных традициях.  

Содержание деятельности: беседы «Терпение и труд всё перетрут», «Умственный и физический труд», «Соотношение хочу, могу, надо». Предметные семинары и конференции. Тематические классные часы, посвящённые таким важным событиям, как памятные даты России. Участие в олимпиадах, конкурсах, викторинах. Проведение групповых дискуссий, ролевых игр «Наша улица», «Ремонтная мастерская». Праздники «Праздник букваря», «Книжкина неделя».

Предполагаемый результат деятельности: ценностное и творческое отношение к учебному труду. Первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми. Первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности. Мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.

                   НАПРАВЛЕНИЕ «ЭКОЛОГИЯ».

Цель работы: формирование у школьников способности и готовности к социально преобразующей деятельности, в частности в экологической сфере общественных отношений. Знакомство с методологией и технологией оценки состояния городской среды с позиций экологии.

Направление « Экология». Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде.

Ценности: родная земля; заповедная природа; планета Земля; экологическое

Сознание.

      Задачи:

1.Знакомство со средой обитания человека как экологического фактора.

2.Знакомство с основными понятиями экологии, изучение принципов оценки визуальной городской среды.

3.Выделение благоприятных и вредных для здоровья человека объектов.

4.Оценка визуальной среды своего города, квартиры, учебного помещения.

Содержание деятельности: беседы «Береги природу», «Нет загрязнению окружающей среды! Начни с себя», игра «В сквере, в парке, на поляне», «Разведка осенних примет», «Экологический светофор»; викторина «Охрана природы», праздник «Лес – наше богатство».  Практические занятия: наблюдение за явлениями природы. Экологические проекты: «Чистое утро», «Жалобная книга природы», «Животные в истории моей семьи».

Предполагаемый результат деятельности: ценностное отношение к природе, элементарные знания о нормах экологической этики. Первоначальный опыт участия в природоохранной деятельности в школе, по месту жительства. Личный опыт участия в экологических инициативах, проектах.

                          НАПРАВЛЕНИЕ «ДОСУГ».

Цель работы: формирование у школьников способности управления культурным пространством своего существования в процессе создания и представления художественных произведений.

Направление «Досуг». Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях.

Ценности: красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие, самовыражение в творчестве и искусстве.

Задачи:

     1.Расширение общего и художественного кругозора учащихся.

      2.Обогащение эстетических чувств и развитие художественного вкуса.

      3.Управление своим поведением в ситуациях взаимодействия с другими людьми.

Содержание деятельности: участие в общешкольных КТД, интеллектуально-развлекательные игры, недели предметов художественно-эстетического направления. Классные часы и практикумы, расширяющие знания и умения этических норм поведения.

Предполагаемый результат деятельности: первоначальные умения видеть красоту в окружающем мире, поведении и поступках людей. Элементарные представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры. Первоначальный опыт эмоционального постижения народного творчества, эстетических переживаний, наблюдение эстетических объектов в природе и социуме. Первоначальный опыт в самореализации в различных видах творческой деятельности, формирование потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по теме "Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся на ступени начального общего образования в рамках ФГОС"

Презентация по теме "Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся на ступени начального общего образования в рамках ФГОС" для ознакомления с основной образовательной программой начальн...

Статья "Особенности реализации Программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования"

Приоритетным в процессе развития и социализации младших школьников является воспитание  нравственных качеств личности. Поэтому на базе МБОУ-лицей №10 города Белгорода разработана и внедряется в ж...

Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования

Программа  духовно-нравственного развития и воспитания, обучающихся на ступени начального общего образования ,направлена на воспитание в каждом ученике гражданина и патриота, на раскрытие с...

Статья "Подходы к реализации программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования"

Статья раскрывает основные подходы и способы разработки программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования в условиях  введения  ФГОС ...

ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Цель  программы: Воспитание, становление и развитие личности младшего школьника на основе нравственных ценностей и исторического опыта России через толерантное отношение к окружающему миру, ...

Организация духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования

1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека    2. Воспитание нравственных чувств и этического сознания    3. Воспита...