Инновационные формы работы по формированию нравственных качеств младших школьников.
методическая разработка по теме

Ларионова Евдокия Прокопьевна

По требованиям ФГОС очень актуальна тема формирования общей культуры обучающихся, их духовно-нравственное воспитание, социальное, личностное, интеллектуальное развитие. Данный проект сопровождения ребёнка тьютором в воспитательном процессе в рамках дополнительного образования создан для реализации основной образовательной программы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Инновационные формы работы по формированию нравственных качеств младших школьников.

В наше время, когда наблюдается дефицит милосердия, доброжелательности, бескорыстия, а все чаще можно встретить равнодушие и грубость проблема нравственного воспитания становится все более актуальной. Особенно в младшем возрасте дети нуждаются, чтобы их оградили от мира зла и грубости. И именно поэтому целью учителя является познакомить ребенка с принципами морали и этики, формировать нравственные представления и понятия. В зависимости оттого, что вложил учитель в душу ребёнка в этом возрасте, будет зависеть, каким человеком он станет, как будет строить свои отношения с другими людьми.

В системе всестороннего развития личности ребёнка основным стержнем является нравственное воспитание. Основой воспитания является формирование гуманистических отношений детей, совокупность правил культуры поведения.

Младшие школьники активно развиваются в классном коллективе, в процессе общения с друзьями, одноклассниками. Они проявляют повышенную эмоциональность, жизнерадостность, интерес ко всему новому. Этот возраст наиболее благоприятен для развития инициативы детей, ответственности за порученное дело, честности. Но коллектив не только развивает и воспитывает ребёнка, он и выявляет детей, которые не могут адаптироваться в детском коллективе. Развитие нравственных межличностных взаимоотношений в классе очень непростой и достаточно сложный социально – психологический процесс. В этом процессе очень важна роль педагогической поддержки.

Чтобы правильно построить работу по нравственному воспитанию был разработан проект сопровождения ребёнка тьютором в воспитательном процессе в рамках дополнительного образования под названием «Школа этики и эстетики». Целью проекта является развитие нравственно – эстетического восприятия окружающей действительности младших школьников.

Задачи:

  1. формирование гуманистических отношений детей;
  2. развитие внутреннего стимула личности каждого ребёнка: долг, честь, совесть, достоинство;
  3. формирование нравственных взаимоотношений и развитие нравственно-активного психологического микроклимата внутри класса;
  4. овладение нравственной этикой поведения;
  5. развитие художественного кругозора; чувства прекрасного; художественно - творческих способностей;
  6. формирование и развитие способности  ученика к эстетическому восприятию и переживанию.

 Для индивидуальной работы из класса выбрала А.К..

На первом этапе тьюторской работы была проведена диагностика, с целью выявления понимания ребенком сути нравственных понятий.

1. Анкета «Мой характер»

Цель: по поступкам детей выявить черты характера.

  1.  «Этические задачи»

Цель: изучить нравственные суждения ребёнка, выявить умение оценивать поступки людей в соответствии с нравственными нормами.

      3. Тестирование «Друг-солнце»

Цель: выяснить какие качества личности ценит ребёнок.

       4. Построение ассоциативного ряда слов.

Цель: проверить этическую грамотность ученика.

Добро, ответственность, честность, преданность.

       5. Наблюдение классного руководителя.

  Второй этап деятельности тьютора – организационно-практический. По проведенной диагностике и наблюдениям учителя выявлено, что у А. базовые коммуникативные компетентности сформированы на среднем уровне: теоретически знает о нравственных нормах, но не умеет применять на практике; чувства недостаточно глубоки и осознанны, действенны; сочувствие проявляется ситуативно; имеются оценочные суждения о себе. Процессуальные коммуникативные компетентности на низком уровне: не умеет анализировать ситуации; совершает необдуманные поступки; не стремится к нравственной самооценке; не умеет регулировать свое поведение; не умеет анализировать свои поступки, выносить оценку собственным поступкам. Эстетические компетентности сформированы на среднем уровне: проявляет ситуативный интерес к прекрасному; не всегда может выразить свои мысли, чувства, впечатления от прекрасного; способен подключать образные впечатления, воображение и фантазии. (см. приложение)

   Для формирования базовых коммуникативных умений большим воспитательным потенциалом обладают «Уроки этики и этикета». Занятия направлены на воспитание:

  1. культуры мышления (умение пользоваться этическим знанием, определять добро, применять нравственные нормы к особенностям сложившейся ситуации);
  2.  культуры чувств (способность к переживанию, сопереживанию, сочувствию, толерантности);
  3. культуры общения и поведения (конкретный образ осуществления в моральной практике помыслов и чувств, степень их превращения в повседневную норму поступка с соблюдением этикета).

            На уроках этики и этикета ребята совершают заочное путешествие в историю этикета, проводятся тренинги,  принимают активное участие в практикумах, интерактивных играх, читают сказки и рассказы, участвуют в обсуждениях. Ситуативные игры с применением кукол очень нравится детям. По заданию педагога воспитанники придумывают различные ситуации, разыгрывают мини – сценки.

 Младший школьник, жизненный опыт которого невелик, не всегда может делать правильные поступки и представлять последствия их. С целью накопления нравственных знаний систематически проводятся уроки общения. Основная роль отводится этическим беседам, которые  помогают ученикам разобраться в сложных вопросах морали, формируют  твёрдую нравственную позицию. В беседе создаются условия для появления активности и самостоятельности школьников, для высказывания и отстаивания своих взглядов и суждений, возможны столкновения различных мнений. Важно широко использовать в беседе возможности логического мышления учащихся, активизировать его развитие, побуждая детей  к непосредственному участию в обсуждении нравственных проблем. При их обсуждении перед ребёнком может возникнуть проблема нравственного выбора. Он должен, руководствуясь усвоенными нравственными знаниями, выбрать поступок из нескольких возможных. Например, «сказать правду или промолчать», «защищать своего друга от несправедливости или потихоньку посочувствовать ему», «скрыть свой плохой поступок или признаться в нём». На таких уроках общения дети знакомятся с основами нравственности, расширяют свой кругозор,  выражают свои мысли, чувства, вырабатывается умение говорить перед другими, учатся анализировать ситуации. Таким образом  формируются процессуальные коммуникативные умения.

Мой сопровождаемый ученик А., из-за неумения контактировать со своими одноклассниками, чувствует себя в коллективе одиноко. Индивидуальную работу по формированию нравственных компетентностей начали с воспитания культуры поведения. Если сейчас ребёнок не умеет находить общий язык с ровесниками, не умеет общаться, то пройдет немного времени и круг друзей сузится, люди будут избегать общения с ним, тогда он замкнётся в себе, озлобится на весь мир. Недостатки внешней культуры постепенно могут привести к деформации внутреннего мира. Поэтому именно сейчас надо приучать ребенка к правилам культурного поведения: уважительному отношению к людям, выполнению своих обещаний, помощи другим, воздерживанию от обидных слов, оскорбляющих достоинство другого человека. На основе нравственных знаний, осмысления и освоения норм морали, системы ценностей, оценок действий, поступков, поведения людей по нравственному критерию добра и зла развиваются нравственные чувства ребёнка.   Нравственные чувства (отзыв, сочувствие, сострадание, жалость) воспитываются на положительных  эмоциях.  Проявление положительных эмоций ребёнка (радость, восхищение, благодарность, нежность) обязательно надо стараться поддерживать, поощрять. А отрицательные эмоции, которые возникают в процессе любой деятельности надо учить сдерживать. Из-за недостаточной сформированности волевых качеств иногда ребёнку  трудно контролировать свое поведение и сдерживать свои эмоции. Но А. очень старается. Он сам хочет стать хорошим. Уже учится анализировать свои поступки, делает объективные выводы. Я думаю, это и есть его первая  маленькая победа   над самим собой.

Только в тесном контакте с семьёй можно решить проблемы нравственного развития ребёнка, так как именно в ней формируются первые нравственные представления. Родители сотрудничают с учителем. Ведут наблюдение за поведением сына дома. У мальчика есть свои домашние обязанности, которые он старается выполнять без напоминаний родителей. Следовательно, у ребёнка формируются такие понятия, как чувство долга и ответственности.

Нравственные компетентности младших школьников формируются в повседневных отношениях и сложностях жизни, в которых ребёнку приходится разбираться, делать выводы, принимать решения, совершать поступки. Считаю, работу по нравственному воспитанию  более эффективной, когда она ведётся индивидуально так, как при этом учитывается индивидуальная психологическая особенность ребёнка; проблемные ситуации решаются только с данным учеником; развивается способность ребёнка к самоанализу, самооценке.

Приложения:

Проявление качеств

Да

Нет

Иногда

Черты характера

Мне интересны мои одноклассники

+

Дружелюбие

Я охотно помогаю всем, если могу это сделать

+

Отзывчивость, чуткость

Я не вступаю в драку, спор решаю спокойно

+

Агрессивность (не агрессивность)

Я умею слушать других

+

Внимательность

Я не держу зла на своих обидчиков

+

Прощение

Я выполняю  домашние обязанности без напоминания родителей

+

Ответственность

Я люблю командовать

+

Лидерство

Я способен пожалеть другого, если ему плохо

+

Сочувствие

Компетентности нравственного воспитания

Показатели сформированности компетентностей (зона актуального развития)

Необходимый уровень сформированности компетентностей (зона ближайшего развития)

Базовые коммуникативные компетентности

1 балл

Приветствие

1 балл

Прощание

0 баллов

Ответственность

0 баллов

Оказание помощи, поддержки

0 баллов

Сочувствие

1 балл

Благодарность

1 балл

Вежливость

0 баллов

Прощение

1 балл

Доброжелательность

Процессуальные коммуникативные компетентности

0 баллов

Умение анализировать ситуацию

1 балл

Умение говорить перед другими

0 баллов

Умение слушать других

0 баллов

Умение сотрудничать с другими (играть)

0 баллов

Умение управлять

0 баллов

Умение подчиняться

0 баллов

Самооценка и самоанализ

Эстетические компетентности

1 балл

Переживание в связи с восприятием прекрасного

0 баллов

Способность подключать воображение, фантазию

1 балл

Умение выразить свои мысли, чувства, впечатления от прекрасного

0 баллов

Умение интерпретировать

0 баллов

Умение рассуждать, анализировать

   

Интерпретация базовых коммуникативных компетентностей:

Низкий уровень сформированности: (0 баллов)

  1. знания отрывисты, не всегда проявляется умение связать их с реальными проявлениями в жизни;
  2. редки оценочные суждения о своем поведении и поведении окружающих людей, а иногда вообще отсутствуют в зависимости от внешних факторов;
  3. проявляется сочувствие на уровне намерения;
  4. нет устойчивой позиции по отношению к нравственным ценностям;
  5. имеются случаи частого проявления отрицательного поведения.

Средний уровень сформированности: (1 балл)

  1. недостаточный объём знаний о системе нравственных норм; теоретические знания не всегда применяются на практике;
  2. наличие собственных оценочных суждений о себе и окружающих людях и высказывание их для утверждения собственного положения, зачастую зависящего от мнения окружающих;
  3. чувства недостаточно глубоки, осознанны, действенны, сочувствие проявляется ситуативно;
  4. неустойчивая позиция по отношению к нравственным ценностям;
  5. нет четко выраженной определенной позиции в поведении.

Высокий уровень сформированности: (2 балла)

  1. глубокие и полные знания о нравственных ценностях, т.е. умение выделить их основные и наиболее существенные характеристики, творчески применять полученные знания для организации и анализа своего поведения и поведения окружающих людей, умение устанавливать тесную связь нравственных знаний с поведением;
  2. наличие собственных оценочных суждений;
  3. чувства устойчивы, глубоки, осознанны, действенны, проявляется сочувствие,
  4. устойчивая позиция по отношению к нравственным ценностям;
  5. устойчивая тенденция нравственного поведения.

Интерпретация процессуальных коммуникативных компетентностей:

Низкий уровень сформированности: (0 баллов)

  1. наличие осведомленности о нравственных нормах, но нет применения на практике;
  2. неумение анализировать ситуации; совершение необдуманных поступков;
  3. не стремится к нравственной самооценке;
  4. неумение регулировать свое поведение;
  5. неумение анализировать свои поступки, выносить оценку собственным поступкам.

Средний уровень сформированности процессуальных коммуникативных умений:  (1 балл)

  1. не испытывает постоянной потребности в воспроизведении знаний; редко актуализирует знания на практике;
  2. стремится учитывать и прогнозировать последствия своих поступков;
  3. стремится поступать согласно нравственным нормам, но не всегда делает это адекватно;
  4. необъективная самооценка (заниженная или завышенная)

Высокий уровень сформированности процессуальных коммуникативных умений:  (2 балла)

  1. обладание прочностью и полнотой знаний о нравственных нормах;
  2. поступает согласно нравственным нормам и эстетическим ценностям;
  3. развита самооценка личностных достижений;
  4. умение анализировать любую ситуацию; высказывать по этому поводу своё мнение.
  5. умение участвовать в совместной деятельности;

Интерпретация эстетических компетентностей:

Низкий уровень сформированности: (0 баллов)

  1. проявляет равнодушие к прекрасному;
  2. слабо развиты воображение и фантазия;
  3. отрицательные эмоциональные реакции на эстетические ценности;

Средний уровень сформированности: (1 балл)

  1. проявляет ситуативный интерес к прекрасному;
  2. не всегда может выразить свои мысли, чувства, впечатления от прекрасного;
  3. способен подключать образные впечатления, воображение и фантазию

Высокий уровень сформированности: (2 балла)

  1. умение глубоко переживать в связи восприятием прекрасного;
  2. способен подключать образные впечатления, воображение и фантазию;
  3. умение выразить свои мысли, чувства и впечатления в форме эстетического суждения, анализа и оценки;
  4. способен к интерпретированию.

Работа по нравственному воспитанию:

  1. «Уроки этики и эстетики» ведёт педагог дополнительного образования, учитель высшей категории Христенко В.Н.
  2. Эстетическое просвещение на уроках изобразительного искусства и музыки
  3. Этические беседы
  4. Конкурсы, диспуты
  5. Обсуждение жизненных ситуаций, имеющих нравственное содержание
  6. Ежедневные индивидуальные беседы

Консультации специалиста и учителей-предметников:

Индивидуально-коррекционная программа

А. К. (8 лет)

Показатели психофизического развития

(зона актуального развития)

Рекомендации психолога, дефектолога педагогам (учителя, воспитатели) работающим над развитием психофизических функций, эмоционально-волевых нарушений (зона ближайшего развития)

Рекомендации учителю физкультуры по использованию комплекса ЛФК, тренажеров, дозированию нагрузки

Система психологических воздействий

Контакт

В контакт вступает осторожно, присматривается. При дальнейшем общении ведет себя спокойно. С ребятами ведет себя адекватно, в зависимости от ситуации.

Поддерживать при общении благоприятную, доброжелательную обстановки. Проявление внешних позитивных эмоций – улыбка, взгляд.

Ребенку необходимо развивать коммуникативные навыки:

- игры в группах «Иноходец», «Угадай чувство», «Кто быстрее», «Кляксы», «Имитация».

Ребенку надо научиться осознавать свое настроение, свои желания. Здесь помогут такие игры, как: «Нарисуй свое настроение», «Улыбка», «Твой страх», «Бездомный котенок», «Четыре стихии»,  «Молчанка», «Займи пустой стул», «Кулак-ладонь» и т.д.  Игры на привитие навыков саморегуляции поведения: «Мой образ», «Рисуем себя», «Зеркало»/

 

Эмоционально-волевая сфера

Общий эмоциональный фон положительный, но случаются всплески агрессивности по отношению к сверстникам. Волевые качества сформированы.

Разработать с ребенком модель правильного общения в кругу сверстников, воспитывать положительные нравственные качества. Волевые качества необходимо развивать и дальше, переводя волевые навыки в сознание.

«Я могу, даже если не хочу».

С ребенком необходимо поработать на формирование навыков, соответствующих учебной деятельности:

- ставить перед собой конкретные задачи

- находить решение этих задач

- укладываться в установленные временные рамки

- стимуляция познавательной активности

А также упражнения: «Продолжи узор», «Платочек», «Составь фигуру», «Светофор», «Лабиринт», «Играем кубиками».

Уровень развития деятельности

Характер действий с предметами – старается использовать в соответствии с их функциональным назначением. С учебной деятельностью справляется, иногда с трудом.

Обучаемость

Может перенести освоенный способ деятельности на аналогичное задание при направляющей, стимулирующей помощи взрослого, мотивация деятельности хорошая. Круг интересов необходимо расширять.

Организовать в игровой деятельности жизненные ситуации, в которой происходят те или иные события и участвует в них перенимая правильный стереотип поведения (через обучение). При изучении нового необходимо поэтапно формировать новый навык с опорой на образец.

Для повышения работоспособности необходимы:

- пальчиковые упражнения-игры

- кулак-ребро-ладонь

-массаж рук

- массаж ушных раковин

- качание головой

- дыхательная гимнастика

Беседы на общие темы:

- о человеческом организме

- об отношениях между людьми

- совместное изучение научно-популярной литературы

Работоспособность

При поощрении, помощи может работать 30 минут и более.

Создавать ситуацию успеха. Организовать частую смену деятельности. Использовать наглядный материал, опора на слуховой анализатор, тактильный. Направляющая помощь взрослого.

Ему помогут:

- арттерапия

- лепка

- склеивание из цветной бумаги разных фигур

- оригами

- упражнения «Продолжи узор», «Графический диктант», «Платочек».

Запас общих представлений

Кругозор необходимо расширять.

Продолжать работу по обогащению словаря с опорой на жизненный опыт ребенка – экскурсии, простые опыты, занятия по развитию речи через ознакомление с окружающим миром.

Для развития этих критериев можно использовать:

- пазлы

- конструктор

- собирание разрезных картинок

- упражнения «Разноцветные точки», «Копирование точек», «Составление узоров из геометрических фигур», «Лабиринты».

Зрительное восприятие

Знает и называет основные цвета, соотносит предметы по величине, различает геометрические формы и дифференцирует их между собой.

Продолжать работу по изучению промежуточного цветового спектра. Продолжить изучение геометрических фигур.

Игры, в которых можно усваивать количественные понятия:

- запретный номер

- много-мало

Восприятие пространственных отношений:

Знает значение частей тела и лица, ориентируется в сторонах собственного тела. Целостный образ предмета не нарушен – легко собирает разрезные картинки из 6 частей.

Продолжать коррекционную работу в развитии восприятия пространственных отношений своего тела в зеркальном отображении. Продолжать выполнять конструирование по представлению через усложнение заданий.

Необходимы упражнения на развитие звукобуквенного анализа «Хлоп-хлоп», «Играем со словом», «Придумай новое слово», «Игра в слова», «Признак», «Закончи слово», «Объясни слово», «Составь фразу», «Пропавшие слова»

Составление рассказов по картинкам. Беседы на разные темы с целью выработать навыки логического рассуждения. Упражнения «Бег ассоциаций», «Продолжи фразу», «Загадай предмет», «Придумай слова», «Как использовать слова», «классификация предметов», «Сравнение понятий».

Количественные представления

Продолжать работу над прямым и обратным счетом, а также навыком умножения и деления.

Навыки чтения и письма

Развивать языковой анализ:

- чтение небольших текстов с разъяснением смысла каждого слова

- продолжать развивать навык письма через списывание небольших текстов

Мышление

Наглядно-образное. Процессы обобщения сформированы. Скрытый смысл картин не улавливает, только при направляющей помощи взрослого. Последовательность событий устанавливает по картинкам не более 4-5, из 6 только с помощью взрослого, составляет односложные предложения.

Продолжать работу по установлению причинно-следственных связей через составление сюжета по серии картинок с разъяснением смысла каждой картинки. Развивать процессы обобщения через другие группы предметов. Работать с простейшими картинками-нелепицами (учить видеть неправильное)

Развитие внимания через введение «корректурных проб», игры «Чего не стало», «Что лишнее», таблицы Шульте в пределах 5, 10, «Найди цветную полоску по образцу на время».

Упражнения:

- обучение самомассажа с использованием ребристого карандаша или резиновых шаров

- шнуровка различных предметов

- штриховка и обводка по трафарету

- закрашивание предметов не выходя за линию с использованием только карандашей

- эспандер для укрепления мышц кистей рук

- застегивание и расстегивание пуговиц

- нанизывание бусин


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КУКОЛЬНЫЙ ТЕАТР КАК ОДНО ИЗ УНИВЕРСАЛЬНЫХ СРЕДСТВ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Во все века люди высоко ценили  нравственную  воспитанность.  Глубокие социально-  экономические   преобразования,   происходящие   в   совр...

«Формирование нравственных качеств младших школьников на уроках литературного чтения через реализацию технологии деятельностного метода»

Представляю обобщение своего опыта работы на тему «Формирование нравственных качеств младших школьников на уроках литературного чтения через реализацию технологии деятельностного метода&raq...

Формирование нравственных качеств младших школьников во внеурочной деятельности

Внеурочная деятельность обладает серьезным потенциалом в формировании и развитии личности ребёнка, совершенствует заложенное в ребенке природой, помогает корректировать нравственные качества....

"Использование межпредметных связей на уроках литературного чтения как средства формирования нравственных качеств младшего школьника".

quot;Использование межпредметных связей на уроках литературного чтения как средства формирования нравственных качеств младшего школьника"....