Программа детского оздоровительного лагеря юных экологов "Бабочка над заливом"
рабочая программа по теме

Евгения Николаевна Меркулова

Организация отдыха, оздоровления и занятости детей является одной из важнейших задач государства. Государственная политика в сфере оздоровления и отдыха детей в последние годы строится так, чтобы дети были максимально охвачены организованными формами отдыха, оздоровления и труда, чтобы сам отдых стал процессом, обеспечивающим преемственность с обучением и воспитанием, носил не только оздоровительный, но и познавательно-творческий характер. 

Смена учебной деятельности, на альтернативные формы групповой, индивидуальной и коллективной работы в рамках профильного экологического лагеря, позволяет ребёнку уйти от стереотипов обучения, что делает его более увлекательным, мобильным и повышает образовательный потенциал.

Работа экологического лагеря при школе наиболее полно способствует так же расширению и углублению знаний о природе; вырабатывает умения оценивать состояние окружающей среды, формирует и развивает умения реальной природоохранной деятельности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_-_kopiya.docx265.85 КБ

Предварительный просмотр:

Утверждаю

Директор МОУ «Сланцевская СОШ №3»

______________В. В. Калининский

«_____»____________2012г.

Программа

детского

оздоровительного лагеря

юных экологов

 «Бабочка над заливом»

Ура! У нас каникулы. Здравствуй, яркое, звонкое лето. Наступает самое продолжительное время отдыха.

Лето – наилучшая пора для общения с природой, постоянная смена впечатлений, встреча с неизвестными, подчас экзотическими уголками природы, здоровье. Это время, когда дети имеют возможность снять психологическое напряжение, накопившееся за год, внимательно посмотреть вокруг себя и увидеть, что удивительное – рядом.

В общении с природой заложен огромный потенциал для гармоничного развития личности. Активная экологическая работа, осуществляемая в летний период года, позволяет формировать у детей установку на диалоговое отношение к природе.

Актуальность программы «Бабочка над заливом»объясняется проявлением интереса младших школьников к природе и истории Ленинградской области.

Родной край – частица нашей огромной страны. Образ того места, где человек родился, вырос, он до конца жизни проносит в своём сердце, так как любовь к Родине – одно из самых прекрасных человеческих чувств. А.Е. Ферсман писал: “Познайте свою страну, свой край, свою горушку, свой колхоз, свою речонку! Не бойтесь, что малы эти горушки и реки, ведь из малого вырастает большое!”.

Воспитание любви к Родине должно основываться не на отвлечённых понятиях, а на конкретных примерах, изучение которых позволит сложить воедино общую картину образа малой Родины. Изучая природу Ленинградской области и её преобразование, дети становятся очевидцами ее проблем.

Цель программы - формирование у детей основ эколого- краеведческой культуры.

Задачи программы:

  1. Развивать интеллектуальные способности и навыки исследовательской деятельности  в процессе изучения природы и истории Ленинградской области.
  2. Осознание связей между человеком и природой.
  3. Становление начального опыта защиты природной среды и своего здорового образа жизни.

Основная ценность, на которой будет строиться достижение цели работы -ПРИРОДА, как среда выживания человека в современных условиях.

Ресурсное обеспечение выполнения программы «Бабочка над заливом»

1. Нормативно – правовое:

  1. Формирование пакета локальных актов, приказов, регламентирующих деятельность по выполнению программы:

1. Положение о лагере с дневным пребыванием.

2. Конвенция о правах ребёнка.

3. Постановления министерств и ведомств «Об организации летнего отдыха».

4. Программа лагеря.

5. Приказы комитета образования «О мерах по организации отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков летом ».

6. План работы лагеря дневного пребывания.

7. Приказы  МОУ «ССОШ №3» по организации летнего отдыха.

2. Организационное:

  1. организация творческих модулей («Школа Экологии», «Домисолька», «Ритмопластика», «Здоровейка», «Мир книги», «Город Мастеров» для реализации программы;
  2. мобилизация деятельности структурных подразделений школы по выполнению программы.

3. Программно – методическое:

  1. формирование банка методических материалов, позволяющего обеспечить качественное выполнение плана мероприятий по реализации программы;
  2. разработка рекомендаций по технологиям работы с учащимися в период каникул.

 4. Информационное:

  1. информирование коллектива учителей, родителей, учащихся  о ходе реализации программы;
  2. размещение материалов на сайте школы.

 5. Мотивационное:

  1. разработка механизмов стимулирования результативной деятельности учителей;
  2. деятельность по мотивации учащихся школы и их родителей к участию в мероприятиях программы.

 6.Кадровое:

  1. подбор кадров;
  2. модернизация модели методической деятельности школы в соответствии с задачами программы.

Кадровый состав лагеря

Ф. И. О.

Должность

Возраст

Образование

Стаж работы в лагере

Меркулова Евгения Николаевна

Начальник лагеря

40

высшее

12 лет

Егорова Надежда Витальевна

Социальный педагог

40

высшее

5 лет

Крюкова Елена Александровна

Психолог

24

высшее

1 год

Григорьева Людмила Игоревна

Воспитатель

47

высшее

14 лет

Лобанова

Любовь Оскаровна

Воспитатель

55

высшее

10 лет

Петрова

 Ольга Алексеевна

Воспитатель

38

среднее специальное

10 лет

Хрусталева Татьяна

 Олеговна

Воспитатель

52

высшее

2 года

Судорженко Любовь Юрьевна

Воспитатель

47

высшее

4 года

Аркатова Ирина Шарифовна

Воспитатель

56

высшее

4 года

Овсянникова Ирина Николаевна

Воспитатель

38

высшее

1 год

Захарова Елена Васильевна

Руководитель модуля «Здоровейка»

41

высшее

14 лет

Родионова Ирина Вячеславовна

Руководитель модуля «Ритмопластика»

37

высшее

4 года

Рачкова Елена Евгеньевна

Руководитель модуля «Школа Экологии»

42

высшее

12 лет

Султанова СурайёАбдусаматовна

Руководитель модуля «Город мастеров»

28

высшее

1 год

Асанова Елена Анатольевна

Руководитель модуля «Домисолька»

48

высшее

12 лет

Семенова Виктория Викторовна

Руководитель модуля «Мир книги»

55

высшее

2 года

Иванова Елена Васильевна

Уборщица

61

среднее

2 года

Попова Ольга Николаевна

Повар

60

среднее специальное

12 лет

Гопта Анна Александровна

Фельдшер

64

среднее специальное

5 лет

Источники финансирования смены :

-бюджетные средства Сланцевского муниципального района (70%);

- родительская плата (30%)

Материально- технические условия программы:

Применение

Источник финансирования и материальная база

Ответственные

Кабинеты

Комната отдыха, игровые комнаты, комната психологической разгрузки

Материальная база школы.

Приобретение канцелярских принадлежностей для творческих мастерских, отрядных дел

Начальник лагеря, воспитатели,

технический персонал

Спортивный

зал

Занятия спортом, состязания,  линейка (в случае плохой погоды)

Материальная база

Школы, спортивного городка

Спортивный

руководитель

Спортивная площадка

Линейка, проведение общелагерных  игр на воздухе, Малые Олимпийские игры, спортивные состязания

Материальная база

школы

Спортивный

руководитель

Актовый

зал

Праздничные мероприятия и концерты, постановка спектаклей

Материальная база

школы

Воспитатели, администрация лагеря

Медицинский

кабинет

Медицинский контроль мероприятий лагерной смены

Материальная база

школы

Фельдшер

Школьная библиотека

Литература для педагогов и детей лагеря

Материальная база

школы

Библиотекарь

Школьная столовая

Завтрак, обед, полдник

Повар

Комнаты модульной работы

Кружки рукоделия, рисования, моделирования

Родительские средства на закупку  материалов для поделок и занятий в кружках

Начальник лагеря

Комнаты гигиены

Туалеты, места для мытья рук, раздевалки

Материальная база школы

Начальник лагеря, воспитатели,

технический персонал

Пребывание детей в лагере становится не только развлекательным, но и познавательно- насыщенным с позиции экологической направленности программы «Бабочка над заливом» и более эффективным с точки зрения укрепления здоровья, а также развития творческих способностей ребят.

Содержание программы

Программа «Бабочка над заливом» является досуговой образовательной программой.

Для реализации программы разработан механизм, который представлен в виде модулей:

Общий объем на реализацию программы на реализацию программы 168 часов.

Школа Экологии

Руководитель: Е.Е.Рачкова

Задачи

Основные формы работы

Количество часов

  1. Расширение знаний детей и подростков об окружающем мире Ленинградской области;
  2. Удовлетворение потребности ребенка в реализации своих знаний и умений.
  1. Экскурсии
  2. Занятия по программе Т. А. Кудрявцевой «Бабочка над заливом»
  3. Экологические праздники «Путешествие по ленинградской области», «День Земли»
  4. Диагностика экологических знаний
  5. Психологические тесты.
  6. Просмотр видеофильмов.

         44 часа

В условиях летнего отдыха у ребят не пропадает стремление к познанию нового, неизвестного, просто это стремление к познанию нового, неизвестного, просто это стремление реализуется в других, отличных от школьного урока, формах. С другой стороны, ребята стремятся к практической реализации тех знаний, которые дала им школа, окружающая среда.

Модуль «Школа Экологии» является ведущим в реализации программы «Бабочка над заливом».

Календарно-тематическое планирование модуля «Школа Экологии»

«Путешествие по Ленинградской области»

Тема занятия

Форма

1,2

Географическое положение Ленинградской области. Животный и растительный мир.

Рассказ, видеофильм

3,4

Ям-Ямбург-Кингисепп. Истории из истории Кингисеппского края.

Беседа, презентация

5,6

Лужский район. Достопримечательности г. Луга.

Видеоролик, беседа

7,8

Волосово. Из истории названия, достопримечательности города.

Круглый стол, презентация

9,10

Выборгская крепость. Откуда кто пришёл? Народы нашего края.

Анимированный кроссворд, беседа

11,12

Волхов. Старая и Новая Ладога. Военные истории.

Рассказ, видеофильм

13,14

Улицы древнего Тихвина. «Золотой бережок».  Свет древних икон.

Беседа, анимированная игра «Своя игра»

15,16

Лодейное поле. Всеволожск.

Презентация- беседа

17,18

Подпорожье. Кировск.

Беседа, видеоролик

19,20

Гатчина. Про знаменитые дворцы, дома и дачи.

Игра «Звездный час», беседа

21,22

Тосно. Саблинские водопады и пещеры.

Анимированный кроссворд, беседа

23,24

Кириши. Экологические проблемы современного города.

Видеоролик, беседа

25,26

Ораниенбаум-Ломоносов. Историческое прошлое города. Музей-заповедник.

Беседа, видеофильм

27,28

Приозерск. Прогулка по водам.

Рассказ, анимированная игра «Счастливый случай»

29,30

Сосновый Бор. Экология атомной энергии.

Видеоролик, беседа

31,32

Зона рискованного земледелия. Пушкинский институт защиты растений.

Круглый стол

33,34

Особо охраняемые территории Ленинградской области.

Игра «Поле чудес»

35

Инструктаж по ТБ. Экскурсия по экологической тропе на Сланцевский водопад.

Экскурсия

36,37

Инструктаж по ТБ. Экскурсия на Северную окраину города. Изучение растительного мира района.

Экскурсия, беседа

38,39,40,

41,42

Экологический проект «История родного края».

Экологический проект

43,44

Экологический праздник «Земля наш дом».

Праздник

Здоровейка

Руководитель:Е.В. Захарова

     Задачи

Основные формы работы

Количество часов

  1. Вовлечение детей в различные формы физкультурно-оздоровительной работы;
  2. Выработка и укрепление гигиенических навыков;
  3. Расширение знаний об охране здоровья.

  1. Спортивная игры на стадионе, спортивной площадке.
  2. Подвижные игры на свежем воздухе (Игры - вертушки «Разбойники и королевский замок», «Форд Боярд»)
  3. Эстафеты, спортивные мероприятия  (спортивная игра «Веселые старты», «Солнце, воздух и вода»)
  4. Беседы, лекции «Мое здоровье» (с использованием ИКТ)
  5. Зарядка

 36 часов

В ряду приоритетных ценностей человека здоровью   отводится    первостепенное значение.

Сохранение здоровья подрастающего поколения является самой насущной проблемой государства. Лагерь юных экологов - идеальный центр для воспитания культуры здоровья и формирования здорового образа жизни учащихся. Культура здоровья, являющаяся составной частью базовой культуры, призвана развивать осознанное отношение школьников к своемуздоровью как главной жизненной ценности, и представляет собой систему познавательного, творческого и поведенческого элементов.

Календарно-тематическое планирование модуля «Здоровейка»

Тема занятия

Форма

1

 «Что? Где? Когда?» ( о предметах личной гигиены)

Викторина

2,3

«Перебежки»

Игра на воздухе

4

Красен человек статью (осанка – один из составляющих компонентов внешнего вида человека)

Практическое занятие: Разучивание комплекса профилактических и корригирующих упражнений.

5

«Веселые старты»

Игра

6,7

«Разбойники и королевский замок»

Сюжетно- ролевая игра

8,9

Режиму дня – мы друзья

Составление режима дня

10,11

«Найди такой же лист»

Экологическая игра

12,13

«Птицы и лиса»

Подвижная игра на воздухе

14,15

Закаляться может каждый

Практическое занятие: Составление правил закаливания организма. Работа с пословицами о здоровом образе жизни.

16,17

«Бабочки, лягушки и цапли»

Подвижная игра с элементами экологии

18,19

«Школа Мяча»

Игра на воздухе

20

Лекарственные растения – замечательное богатство природы.

Отгадывание кроссворда

21,22

«Следопыты»

Подвижная игра с элементами экологии

23,24

«Круговая лапта»

Игра на воздухе

25

Береги платье снову, а здоровье смолоду.                   ( Знание здоровья для жизни человека)

Обсуждение вопроса «Как определить, что ты заболел». Подбор загадок об органах человека.

26,27,28

Малые Олимпийские игры

Соревнования

29,30

Пионербол

Игра

31,32

Футбол

Соревнование

33

«Джунгли зовут»

Игра

34,35

«Дружно все вместе»

Музыкальная игра

36

«Форт- Боярд»

Сюжетно- ролевая игра

Домисолька

Руководитель: Е.А. Асанова

Задачи

Основные формы работы

Количество часов

  1. Приобщение детей к посильной и доступной деятельности в области  музыкального искусства, воспитывая у детей потребность, вносить элементы прекрасного в окружающую среду, свой быт.
  2. Формирование художественно-эстетического вкуса, способности самостоятельно оценивать произведения искусства, свой труд.

  1. Разучивание детских  песен летней тематики
  2. Конкурсная программа «Алло, мы ищем таланты»
  3. Творческие конкурсы («Лагерь – это мы!»,
  4. Концерт  «Звездопад»
  5. Творческие игры на занятиях в кружках
  6. Дискотеки

    24 часа

Эстетическое развитие рассматривается в единстве формирования эстетического отношения к миру и художественного развития ребёнка средствами музыкального искусства. В основе музыкально развития лежит формирование музыкальной культуры, развитие интереса к эстетической стороне действительности, потребность в творческом самовыражении, расширении кругозора детей через знакомство с музыкальной культурой.

Календарно-тематическое планирование модуля «Домисолька»

Тема занятия

Форма

1,2

Экологическая песня

Разучивание гимна лагеря

3,4

Какого цвета лето

Разучивание песни

5

«Алло, мы ищем таланты»

Конкурсная программа

6,7

Туристы

Разучивание песни

8,9

Ура, каникулы!

Разучивание песни

10

Летние каникулы

Музыкально- игровая программа

11,12

Веселое эхо

Разучивание песни

13,14

Дорога добра

Разучивание песни

15,16

Песенка о лете

Разучивание песни

17,18

Да здравствует сюрприз!

Разучивание песни

19

«Лагерь – это мы!»

Творческий конкурс

20,21

Как у наших у ворот стрекоза плясать идет

Разучивание песни

22,23

Мы- дети солнца

Разучивание песни

24

«Звездопад»

Концерт

Город мастеров

Руководитель:С.А. Султанова

Задачи

Основные формы работы

Количество часов

  1. Приобщение детей к  творческой деятельности, воспитывая у детей потребность, вносить элементы прекрасного в окружающую среду, свой быт.
  2. Формирование художественно-эстетического вкуса, способности самостоятельно оценивать произведения искусства, свой труд.
  3. Развитие творческих способностей детей.
  1. Изобразительная деятельность (оформление отряда «Наш отрядный дом», конкурс стенгазет и рисунков «Лето нашей мечты»)
  2. Творческие конкурсы («Лагерь – это мы!», «Законы воспитанного человека»)
  3. Игровые творческие программы («А мы умеем так!»)
  4. Творческие игры на занятиях
  5. Выставки, ярмарки

26 часов

Творческая деятельность – это особая сфера человеческой активности, в которой личность не преследует никаких других целей, кроме получения удовольствия от проявления духовных и физических сил. Основным назначением творческой деятельности в лагере является развитие креативности детей.

Календарно-тематическое планирование модуля «Город Мастеров»

Тема занятия

Форма

1

Правила по технике безопасности

Беседа

2,3

 “Летний «лес”.

Изготовление аппликации

4,5

Лето нашей мечты

Стенгазеты

6,7

Стрекозы

Изготовление панно

8,9

Край родной

Рисунок

11,12

Летняя полянка

Рваная аппликация

13,14

В мире добрых сказок

Сплошная мозаика

15,16

Такие разные бабочки

Рисунок

17,18

Сюрпризы лета

Ярмарка

19

«Лагерь – это мы!»

Творческий конкурс

20,21

Летний калейдоскоп

Составление композиции (коллективная работа)

22

Мы- дети солнца

Выставка

23

В мире много интересного

Лепка животных

24

Подводное царство

Рисунок

25

Мои фантазии

Рисунок

26

Мир красок

Конкурс рисунков на асфальте

Мир книги

Руководитель:В.В. Семенова

Задачи

Основные формы работы

Количество часов

  1. Формирование читательских навыков и их дальнейшее совершенствование, постепенное расширение содержания читательской деятельности
  2. Воспитание у детей некоторых личностных качеств: любовь к чтению, ответственности, заботливости, бережливости.
  3. Формирования положительных взаимоотношений между детьми в процессе общения.
  1. Посещение библиотеки
  2. Праздники «День рождения А. С. Пушкина»,

«Писатели Ленинградской области»

  1. Библиотечные уроки
  2. Час чтения

         16 часов

Одним из главных изобретений человечества является книга.

Художественная книга остается для детей источником знаний. Усилить воздействие книги как средства познания окружающего мира, источника знаний и эмоциональных впечатлений, развивать познавательный интерес младших школьников позволяет осуществить модуль «Мир книги». Его занятия способствуют развитию личности ребенка. Они помогают ориентироваться в мире детских книг.

Календарно-тематическое планирование модуля «Мир книги»

Тема занятия

Форма

1

В гостях у литературного персонажа»

Ролевая игра

2

День рождения А. С. Пушкина

Праздник

3

«Как говорить так, чтобы слушали»

Практикум

4

Басни И.А.Крылова

Инсценировка

5

Творчество В. Ю. Драгунского

Библиотечный урок

6

Кот в сапогах

Просмотр видеофильма

7

В мире добрых сказок

Инсценировка

8

Творчество В. Бианки

Библиотечный урок

9

Час свободного чтения

10

Давайте поиграем

Творческая игра

11

Писатели Ленинградской области детям

Праздник

12

Лето- это маленькая жизнь

Конкурс чтецов

13

Справочная литература

Библиотечный урок

14

Творчество Х. К. Андерсена

Викторина

15

Детские газеты и журналы

Библиотечный урок

16

Мир красок

Конкурс рисунков на асфальте

Ритмопластика

Руководитель:И.В.Родионова

Задачи

Основные формы работы

Количество часов

  1. Развивать чувства гармонии и ритма.
  2. Совершенствовать нравственно- эстетические, духовные и физические потребности.
  3. Развивать гибкость, координацию движений.
  4. Развивать психофизические особенности, способствующие успешной самореализации.
  5. Укреплять физическое и психологическое здоровье.
  1. Изучение русских народных танцев
  2. Ритмика
  3. Досуговые мероприятия
  4. Репитиционно- постановочная работа
  5. Игровые технологии

22 часа

На современном этапе развития российское общество осознало необходимость духовного и нравственно- эстетического возрождения России через усиление роли эстетического образования подрастающего поколения, что повлекло за собой повышение интереса к созданию и реализации программ сориентированных на изучение культуры, истории, искусства, изучение народного творчества и охрану здоровья детей.

В духовной культуре человечества хореографическое искусство занимает своё особое значимое место.

Календарно-тематическое планирование модуля «Ритмопластика»

Тема занятия

Форма

1

«Зеркало»

Музыкально- подвижная игра

2,3

Специальные упражнения для развития силы мышц

Игропластика

4,5

«Снежинки», «Фонарики»

Игроритмика

6

Вальс

Разучивание танца

7

Вальс

Разучивание танца

8,9

«Сад»

Музыкально- подвижная игра

10

«Творческая импровизация»

Креативная импровизация

11

Русский народный танец

Разучивание танца

12

Русский народный танец

Разучивание танца

13

Русский народный танец

Разучивание танца

14,15

«Танец природы»

Музыкально- подвижная игра

16

Танец с зонтиками

Разучивание танца

17

Танец с зонтиками

Разучивание танца

18

Танец с зонтиками

Разучивание танца

19,20

« Танец огня»

Музыкально- подвижная игра

21,22,23,23,25

Отработка танцев

26

Звездопад

Концерт

Схема управления программой

Директор ОУ

Начальник лагеря

Руководители модулей

Социальный педагог

Психолог

Фельдшер школы

Воспитатели

Воспитанники

Система контроля за реализацией программы

№ п/п

Мероприятие

Срок проведения

Ответственные

1.

Опрос родителей на выявление пожеланий по организации деятельности детского лагеря.

Апрель

Начальник лагеря

2.

Анкетирование детей в организационный период с целью выявлениях их интересов, мотивов пребывания в лагере.

1 день смены

Социальный педагог

3.

Ежедневное отслеживание настроения детей, удовлетворенности проведенными мероприятиями.

В течение смены

Начальник лагеря,  отрядные воспитатели

4.

Анкетирование детей в конце смены, позволяющее выявить оправдание ожиданий.

Последний день смены

Социальный педагог

5.

Мониторинг адаптации детей к условиям отдыха в лагере за смену.

В течение смены

Педагог-психолог

Механизм реализации программы

I этап. Подготовительный –  апрель- май

Этот этап характеризуется тем, что за 2 месяца до открытия пришкольного летнего оздоровительного лагеря начинается подготовка к летнему сезону:

1. Разработка  необходимой документации для деятельности лагеря (план-сетка, положение, должностные обязанности, инструкции т.д.)

2.Проведение совещаний при директоре и заместителе директора по воспитательной работе по подготовке школы к летнему сезону;

 3 Отбор кадров для работы в пришкольном летнем оздоровительном лагере;

4.Издание приказа по школе о проведении пришкольного летнего  лагеря;

5.Подготовка методического материала для работников лагеря.

II этап. Организационный – июнь

        Этот период короткий по количеству дней, всего лишь 2-3 дня.

III этап. Практический – июнь

        Основной деятельностью этого этапа является реализация основной идеи смены (работа по  реализации программы «Бабочка над заливом»).

IV этап. Аналитический – июль

Подведение итогов смены, выработка перспектив деятельности организации; анализ предложений детьми, родителями, педагогами, внесенными по деятельности летнего оздоровительного лагеря в будущем.

Методы реализации программы

 Методы оздоровления:

- витаминизация;

- закаливание;

- утренняя гимнастика;

- спортивные занятия и соревнования;

- беседы по гигиеническому воспитанию и профилактике травматизма;

- фитотерапия.

Методы воспитания:

- убеждение;

- поощрение;

- личный пример;

- вовлечение каждого в деятельность;

- самоуправление.

Методы образования:

- словесные методы (объяснение, беседа, рассказ, диалог);

-  экскурсии;

- игры (развивающие, познавательные, подвижные, сюжетно-ролевые, народные, игры на развитие внимания, памяти, воображения, настольные, деловые);

- проектно-конструкторские методы ( разработка сценариев праздников, моделирование ситуации, создание творческих работ);

- практическая работа( упражнения, тренинги, учебно-исследовательская деятельность);

- наблюдения (запись наблюдений).

Форма организации деятельности

             Программа «Бабочка над заливом» рассчитана на 21 день и строится в форме « Путешествия по Ленинградской области» вместе с зелено- голубой бабочкой.

Программа  предполагает деление отрядов на две экспедиции,  где каждая проходит свой маршрут в течение всей смены. Экспедиции работают в одном направлении, за каждое доброе, полезное дело отряд или член экспедиции получает жетон «бабочку».

Вся информация об условиях участия в том или ином деле представлена на информационном стенде. Стенд  выполнен  в виде макета Ленинградской области.

Путешествуя по области, участники экспедиции открывают каждый день новый район Ленинградской области, неизведанный ранее. Всего административных районов-17 и один городской округ – город Сосновый Бор. Экипаж экспедиции, открывший новые знания, устанавливает на макете свой символический флажок. Тем самым будет наглядно видно, какие успехи достигнуты той или иной командой.

Рядом с макетом Ленинградской области расположен информационный стенд, на котором представлены Законы и Заповеди экспедиции, режим работы, план работы и информация, отражающая результаты прошедшего дня.

В конце смены, при подсчёте «бабочек» победившая экспедиция, члены экспедиции объявляются лучшими исследователями природы и магистрами эколого- краеведческих наук. Каждый ребёнок получает  грамоту, свидетельствующую об этом, но каждый получает ещё и своё собственное звание, в соответствии с тем как он проявил себя в лагере. Также, на заработанные «жетоны- бабочки», дети посетят Ярмарку, на которой смогут приобрести памятный сувенир.

Структура управления

Старший научный сотрудник- начальник лагеря.

Руководители экспедиции- эколог лагеря, воспитатели.

Путешественники – дети.

Соуправление

ребенок

Основа соуправления в лагере - это тройственный союз.родители

педагог

В лагере 2 отряда: «Солнышко» и «Бригантина». Каждый отряд имеет своего командира, девиз, речевку, песню. В отряде происходит деление ребят на 4 микрогруппы.

Каждый ребенок выполняет поручение ( по своему желанию) одного из секторов: сектор досуга, трудовой сектор, медицинский сектор, сектор здоровья, пресс-центр.

В совет лагеря выбираются по 2 представителя от каждого сектора, а также активные родители, начальник лагеря, воспитатели, руководители творческих модулей.

Начальник лагеря, воспитатели, руководители творческих модулей

«Физруки- здоровяки»- сектор здоровья

«Бюро добрых услуг»- трудовой сектор

Совет лагеря

«Непоседы»- сектор досуга

«Пресс- центр»

«Айболиты»- медицинский сектор

Родители

Собрание Совета лагеря проходит ежедневно для корректировки планирования следующего дня лагерной смены.

Предполагаемые результаты работы

Результативность реализации программы лагеря измеряется:

  1. в качественной организации отдыха учащихся;
  2. в 100-ом %  охвате  детей и подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации;        
  3. в повышении  уровня экологических знаний и их применении;
  4. в сформированности у школьников понимания ценности природы;
  5. в потребности  учащихся к знаниям об окружающей их природе;
  6. в стремлении к конкретной деятельности по  охране окружающей среды;
  7. в знании истории родного края;
  8. в проявлении патриотических качеств и нравственных убеждений.

Критерии,  по которым определяется эффективность работы:

  1. сформированность экологической культуры (здоровья, жилья, общения, взаимодействия с окружающим миром);
  2. умение видеть красоту, ее ценить, испытывать потребность в общении с природой, стремиться к конкретной деятельности по ее созиданию;
  3. сформированность уважительного и бережного отношения к памятникам истории и культуры, посильное участие в их возрождении.

Предполагается, что время, проведенное в лагере, не пройдет бесследно ни для взрослых, ни для детей, и на следующий год они с удовольствием будут участвовать в работе лагеря.

Диагностика результативности программы

Вводная диагностика

Начало смены. Выяснение пожеланий и предпочтений, первичное выяснение психологического климата в детских коллективах:

- анкетирование;

- беседы в отрядах;

         - планерки администрации лагеря и воспитателей.

Пошаговая диагностика

Цветопись по результатам мероприятий и дел лагеря.

Беседы на отрядных сборах.

Итоговая диагностика

Анкетирование

Творческий отзыв ( рисунок « Вместе мы отряд»)

Беседы в отрядах

Цветопись

Реализация опыта работы

Учитывая опыт прошлого года, можно с уверенностью сказать, что программа «Бабочка над заливом» детского оздоровительного лагеря юных экологов, построенная в форме игры- путешествия по Ленинградской области, дает положительные результаты.  Желающих, посещать лагерь в этом году много, что говорит о том, что работа ведется в правильном направлении. В этом году программа «Бабочка над заливом» дала  толчок к пополнению новых эколого- краеведческих знаний и развитию новых творческих способностей.

 Программа построена так, что её вполне можно использовать как воспитательную систему отдельно взятого класса во время учебного года. Также идея может смело использоваться при работе любых детских объединений.

Тиражирование опыта

1. Оформление  отрядных дневников.

2. Представление  наработанных материалов в ходе исследовательской деятельности по выбранной тематике на мини-конференции.

3. Участие в районных и областных, всероссийских дистанционных конкурсах, публикация заметок и статей в сети Интернет, на сайте МОУ «ССОШ №3». 

Анализ работы лагеря юных экологов по программе «Бабочка над заливом»

Летняя большая перемена  дана школьникам для укрепления их здоровья, проявления творческой активности, восстановления сил после долгого учебного года.

          С целью организации летнего отдыха детей на базе МОУ «Сланцевская СОШ №3», с 1 июня по 2 июля 2012 года, был организован детский оздоровительный лагерь юных экологов.

     За смену отдохнули 60 детей младшего школьного возраста (1-4 классы)

     В этом году работа лагеря  проходила в эколого- краеведческом направлении по авторской программе «Бабочка над заливом».

Цель программы - формирование у детей основ эколого- краеведческой культуры.

Задачи программы:

1.Развивать интеллектуальные способности и навыки исследовательской деятельности  в процессе изучения природы и истории Ленинградской области.

Осознание связей между человеком и природой.

2.Становление начального опыта защиты природной среды и своего здорового образа жизни.

Для ребят были созданы необходимые условия для отдыха. В распоряжении лагеря были:  спортивная площадка, спортзал, столовая, актовый зал, библиотека, игровые комнаты, кабинеты творческих модулей,  медицинский кабинет.

Было организовано для ребят  двухразовое полноценное питание и полдник.

Направление смены эколого-краеведческое нашло своё отражение во многих мероприятиях и организации жизни лагеря: оздоровительных, физкультурных мероприятий, пребывания на свежем воздухе, культурныхмероприятиях, экскурсиях, играх, занятиях в творческих объеди нениях(«Школа Экологии», «Домисолька», «Ритмопластика», «Здоровейка», «Мир книги», «Город Мастеров»).

Ребята с удовольствием создавали свои  команды- экспедиции, принимали активное участие в играх, эстафетах, конкурсах, сопереживали друг другу.

        Каждый день проводились мероприятия, игры, соревнование которые были соотнесены к теме эколого- краеведческого воспитания и здорового образа жизни: День земли, День здоровья, Малые Олимпийские игры, Веселые старты, акции: «Чистая земля», «Область против наркотиков», «За здоровый образ жизни!»

Данные мониторинга территориального органа Роспотребнадзор по Сланцевскому району «Оценка эффективности оздоровления детей детского оздоровительного лагеря юных экологов на базе МОУ «Сланцевская СОШ №3» за 1 смену (июнь, 2012 года).

у 73%- наблюдается выраженный оздоровительный эффект;

у 27%-слабый оздоровительный эффект;

0%-оздоровительный эффект отсутствует.

Ребята развивали свои творческие и эстетические способности. Они рисовали, делали аппликации, работали с бумагой, нитками, картоном и пользовались различными природными материалами, проводили парад мод, рисовали на асфальте.

          Большое внимание уделялось организации трудовых дел. Ежедневно проводились трудовые десанты по уборке территории и отрядных помещений.

В управлении работой лагеря участвовал методический совет воспитателей, который  собирался  3 раза в неделю. Эффективность работы методсовета отметили воспитатели на заключительном совете. Следует отметить благоприятный психологический климат, который удалось создать в педагогическом коллективе. Многие вопросы по организации мероприятий решались совместно, с учётом мнений  и предложений.  

        В конце смены проведены анкеты с детьми и педагогами по результатам работы лагеря.

Результаты анкетирования педагогов.

Оценку «отлично» поставили все педагоги при оценивании организации работы лагеря, программы.

Предложения: « Зарядку сделать музыкальной. Провести туристический слёт. Работать с этим же составом детей.»

Впечатления: « Работала с удовольствием», «Было легко работать».

        Результаты анкетирования детей.

В анкетах детей проявилось то, что ожидания от лагеря и действительность совпали по многим критериям.

Понравилось: «Всё. Конкурсы, обеды, полдники,  много мероприятий, игры» На вопрос «Что с тобой произошло после окончания смены?» многие дети ответили:

  1. Стало больше друзей
  2. Стал общительнее
  3. Вырос(ла)
  4. Стала активней и сильнее
  5. Поправилась

Наибольшее влияние на детей оказали мероприятия: День следопыта, День игры,  День здоровья, День музея, «Ярмарка талантов», экскурсии к роднику, зарядка.

На вопрос «Было ли скучно в лагере?» все дети ответили «нет», «Было не когда скучать».

Вопрос «Что из того, что ты получил в лагере, ты можешь использовать в повседневной жизни уже сейчас?» был  очень важным для оценки работы лагеря. Отрадно,  что ответы детей были разнообразны и интересны:

  1. Знаю много из истории Ленинградской области
  2. Научилась(ся) соблюдать правила поведения
  3. Выступать на сцене
  4. Стал(а )лучше петь
  5. Читать, рисовать, пересказывать
  6. Я научилась(ся) слышать
  7. Я научилась(ся) дружить
  8. Стал(а) добрей и умней
  9. Играть в игры
  10. Научился(ась) танцевать

Важными событиями в лагере дети назвали: День России, праздник открытия и закрытия лагеря, походы, «Ярмарка талантов».

По анкетам детей видно, что все дети удовлетворены посещением лагеря, что является положительной оценкой работы всего педагогического коллектива.  

        Из анализавыполнения программы «Бабочка над заливом» детского оздоровительного  лагеря юных экологов можно сделать вывод, что тематическая смена состоялась.  Удалось полностью реализовать программу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа детского оздоровительного лагеря

Дополнительная образовательная программа летнего оздоровительного лагеря "Приключения на обитаемых островах" расчитана на детей начальной школы.Была успешно реализована в течение одной из летних смен ...

Программа летнего оздоровительного лагеря «Юные экологи»

Данная программа оздоровительного лагеря направлена на формирование экологической культуры, получения и расширения знаний в области экологии, краеведения разновозрастной группой детей и подростков, по...

Программа детского оздоровительного лагеря 2013

Разработанная программа рассчитана на учащихся  2-7 классов,  предусматривает теоретические и практические занятия, улучшение организации отдыха школьников, оздоровительную работу с ними, бо...

Программа летнего оздоровительного лагеря "Юный патриот"

Летние каникулы – самые любимые для детей школьного возраста. У ребят значительно увеличивается часть свободного времени, которое можно и нужно использовать для развития творческого потенциала, сове...

Программа детского оздоровительного лагеря "Солнечный"

Летние каникулы – самая лучшая пора для развития творческих способ¬ностей и со-вершенствования возможностей ребенка, вовлечения детей в новые социальные свя¬зи, удовлетворения индивидуальных интересов...

Программа детского оздоровительного лагеря

Программа детского оздоровительного лагеря  "Дружба" с дневным прибыванием...