план воспитательной работы 1 класс
материал (1 класс) по теме

Окуневич Галина Николаевна

представлен примерный план воспитательной работы в 1 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_vospitatelnoy_raboty.docx146.37 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 71

План воспитательной работы

в  1 «Д» классе

на ________ учебный год

Классный руководитель

Окуневич Галина Николаевна

г. Краснодар

Принципы воспитательной работы

Принцип социальной активности

Принцип социального творчества

Принцип взаимодействия коллектива и личности

Принцип развивающего воспитания

Принцип мотивированности

Принцип проблемности

Принцип индивидуализации

Принцип целостности воспитания

Принцип единства образовательного процесса

Принцип опоры на ведущую деятельность

Цели и задачи работы классного руководителя:

Воспитание в начальной школе должно пронизывать все сферы жизнедеятельности ребенка, т.к. основной задачей начального обучения считается оказание помощи ребёнку в овладении естественными процессами своего развития, а, следовательно, в овладении приёмами и способами поведения.

Цель воспитания в начальной школе  - создание условий для развития личности ученика, которая должна быть:

Свободной, то есть способной к самореализации.

Гуманной, те есть способной на милосердие, доброту, сострадание.

Духовной, то есть испытывающей потребность в познании и самопознании, стремящейся к красоте.

Творческой, то есть развивающая способности, интеллект, испытывающая потребность в знаниях.

Исходя из основной цели, определены следующие задачи воспитательной работы в 1 «Д» классе на учебный год:

Способствовать формированию сплоченного коллектива.

Создать  условия для проявления творческой индивидуальности каждого ученика.

Способствовать формированию культуры общения и построения межличностных отношений.

Развивать познавательную активность, положительную учебную мотивацию.

Воспитывать ответственное отношение к своему здоровью.

Воспитывать юного гражданина через изучение на классных часах государственной символики, государственных праздников, истории России и нашего города.

Личные данные учащихся 1 Д класса

ФИО ученика

Дата рожд.

Дом. адрес. телефон

ФИО родителей, телефоны

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

19.

20.

21.

22.

23.

24.

25.

26.

27.

28.

29.

30.

31.

32.

Дни рождения учеников класса по месяцам

  сентябрь

    октябрь

    ноябрь

  декабрь

     январь

  февраль

     март

   апрель

      май

     июнь

     июль

    август

                                         

                            Цепочка для срочного оповещения учащихся

  1-я группа

  2-я группа

  3-я группа

  4-я группа

  5-я группа

   

Расписание занятий

1 четверть

№ урока

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

       1

Чтение

Математика

Математика

Математика

Русский Язык

       2

Кубановедение

Русский Язык

Физкультура

Русский Язык

Окружающ.Мир

       3

Динамич.час

Динамич.час

Динамич.час

Динамич.час

Динамич.час

    4

ИЗО

Технология

Чтение

Музыка

Физкультура

2 четверть

№ урока

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

       1

Русский язык

Математика

Русский язык

Русский язык

Русский язык

       2

Чтение

Русский язык

Физкультура

Чтение

Математика

       3

Окружающий мир

Чтение

Математика

Математика

Физкультура

    4

ИЗО

Технология

Чтение

Музыка

Кубановедение

    5

Классный час

Доп.

Занят.

Математика

Русский язык

Чтение

 

Учителя-предметники, работающие в  классе

Предмет

Фамилия, имя, отчество

Телефон

Физкультура

Расписание звонков

№ урока

Время урока

Перемена

1

8.00 - 8.40

10 мин

2

8.50 – 9.30

15 мин – питание

3

 9.45 - 10.25

20 мин

4

10.45 - 11.25

10 мин

5

11.35 - 12.15

 Занятость учеников класса в кружках, секциях

        Фамилия, имя

Кружок

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

Организация классного самоуправления

Актив класса

Староста      

Помощник старосты

Учебный сектор

Культурно-массовый сектор

Трудовой сектор

Санитарный сектор

Сектор дисциплины и порядка

Редколлегия

Дежурство по классу

понедельник

вторник

Среда

четверг

пятница

Социальный паспорт класса

                 Вопрос

Ответ

Кол-во

Фамилии

1

Дети-сироты

-

-

2

Семьи без матери

-

3

Семьи без отца  

4

4

Группа риска

а) на учете в ИДИ

-

-

б) на внутришкольном контроле

-

в) необходимо поставить на

внутришкольный контроль

-

5

Дети-инвалиды в семье

-

6

Тяжело больные дети

-

7

Дети, страдающие физическими недостатками

-

8

Неблагополучные семьи

а) родители пьют

-

б) родители не оказывают должного внимания

-

в) родители не справляются с воспитанием ребенка

-

9

Родители-инвалиды

-

10

Малообеспеченные семьи

1

11

Кому необходима материальная помощь

1

12

Кому необходимо бесплатное питание

2

13

Многодетные семьи

2

Карта здоровья учащихся класса

Фамилия, имя

Состояние здоровья

Примечание

1

ММД

2

Пищевая аллергия

3

Нарушение осанки

Занятия в спец.группе по физкультуре

4

5

6

Нарушение осанки

Занятия в спец.группе по физкультуре

7

Частые ОРЗ

8

Пищевая аллергия

9

10

Слабое зрение

11

Нарушение осанки

12

Слабое зрение

13

Частые ОРЗ

Занятия в спец.группе по физкультуре

14

Частые ОРЗ

ММД

15

Слабое зрение

ММД

16

17

Частые ОРЗ

Занятия в спец.группе по физкультуре

18

19

Пищевая аллергия

20

Слабое зрение

21

22

23

Пищевая аллергия

Занятия в спец.группе по физкультуре

24

Пищевая аллергия

25

26

Частые ОРЗ

27

ММД

28

Пищевая аллергия

29

30

31

Частые ОРЗ

Слабое зрение

32

Психолого-педагогическая характеристика класса

            1 «Д» класс был сформирован в ________ уч.г.  В классе 32 учащихся, из них 17 девочек и 15 мальчиков.  Учащихся ____года – 1 чел., ______ года – 30 чел., ____ года - 1 чел.  До поступления в школу 28 учащихся находились в ДДУ.

            Социальная карта класса:

дети их полных семей – 28 чел.,

дети из неполных семей (в разводе) – 4 чел.,

дети из неблагополучных семей – не выявлено,

дети из многодетных семей – 2 чел.,

дети из малообеспеченных семей, состоящих на учете в соц.защите – не выявлено,

дети, требующие повышенного внимания – 2 чел.

Карта здоровья класса

По результатам медицинского обследования можно сделать следующие выводы по состоянию здоровья учащихся класса:

большинство детей класса могут посещать основную группу здоровья;

некоторые учащиеся нуждаются в занятиях в спец.группе по физкультуре

необходимо обратить пристальное внимание родителей на состояние здоровья  учащихся _______________________________ (частые простудные заболевания), ________________________________________ (слабое зрение),

________________________________________ (ММД).

               Дети очень активные, это сказывается на взаимоотношениях внутри детского коллектива. Формирование классного коллектива проходит в пределах нормы, явных аутсайдеров и отверженных детей нет. Большинство детей пришли из детских дошкольных учреждений, поэтому проблем в налаживании контактов ребят с одноклассниками не выявлено. Явного лидера также не выявлено.

         В детском коллективе формируется познавательная и учебная мотивация. Этому способствуют различные формы работы на уроках и во внеурочное время. Ребята привлекаются к разного рода мероприятиям, связанных с развитием познавательных и учебных способностей.

       

С целью определения уровня учебной мотивации учащихся был проведен мониторинг, который показал следующие результаты.

Уровень ниже среднего

Средний уровень

Уровень выше среднего

Высокий уровень

        Наметилась  работа по формированию умения работать в группах для достижения общего результата. В силу возрастных особенностей ребятам трудно еще работать вместе на достижение результата, но в них уже проявляются задатки коллективной работы.

        Большое внимание уделяется совместной работе родителей и детей. Проводятся клубные часы, семейные клубы, в организации и проведении которых родители принимают самое активное участие. Для привития любви к чтению в классе создан клуб семейного чтения «Читаем всей семьей», в работе которого родители принимают самое активное участие.

СИСТЕМА ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ ТРЕВОЖНЫМ ДЕТЯМ

     Прежде чем оказывать поддержку, нужно разобраться в своих чувствах, страхах, т.е. определить устойчивость своей позиции.

    1. Предложите детям поделиться своими чувствами о мире. Взрослому можно начать самому:

           -  мне грустно, что ее…

           -  а что ты чувствуешь, когда слышишь (видишь)…

           -  что ты думал об этом…

        Многие дети не знают, что они чувствуют, пока не проговорят, не облекут свои чувства в слова.

        Можно облечь свои чувства в рисунок. Слушайте ребенка, не перебивая, смотрите на него, он должен видеть в вас заинтересованного слушателя. После его рассказа завершите разговор одобряющей фразой: «Я надеюсь…».

    2. Пусть дети знают, что они не одиноки со своими тревогами и страхами. Им надо дать почувствовать, что то, что они испытывают, естественно и нормально. Это испытывают все люди. Пусть знают, что учитель чувствует то же, что и они.

       Расскажите о своих чувствах в какие-то кризисные моменты: «Ты испытываешь то, что когда-то испытывал я…».       После подобных разговоров детям становится значительно спокойнее.

    3. Признавайте то, что вы не знаете, в этом нет ничего плохого. Вопрос ребенка означает проблему, просьбу, завуалированные мечты, которые он скрывает, может быть, даже неосознанно.

        Пусть дети выражают свои страхи, сомнения – это важнее ответа.

    4. Не считайте, что взрослый должен избавить ребенка от страхов, проблем и других болезненных чувств. Они должны испытать то, что испытывают, но им надо помочь понять, что они не одиноки.

    5. Не лишайте ребенка радости принять решение, что делать в жизни. Когда он почувствует, что сам может сделать выбор, он обретет уверенность.

    6. Радуйтесь жизни вместе с детьми, играйте, наблюдайте, трудитесь, читайте. Помните, что вы тоже были ребенком. Делитесь своими воспоминаниями о своем детстве и о том времени, когда ваш ребенок был малышом.

    7. Помните! Детям нужна вера в любовь.

План воспитательной работы на год

1 полугодие

месяц

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Сентябрь

Посвящение в  первоклассники

Азбука дорожного движения. Дорога в школу и домой

Правила поведения на уроках  и переменах

Правила этикета: знакомство

Моя малая Родина – Краснодар. Экскурсия на станцию юннатов

Родительское собрание

Заседание родительского комитета

Октябрь

Зачем мы ходим в школу

Что такое режим дня?

Культпоход в музыкальный театр

День осенних именинников

Заседание родительского комитета

Консультация для родителей «Как научить детей учиться»

Ноябрь

Каникулы.

Поход в кинотеатр

Правила этикета: как вести себя в театре, кинотеатре

Гигиена и ее значение

Диагностическое              исследование мотивации  первоклассников

Культпоход в кукольный театр

Утренник «Для мамочки любимой»

Родительское собрание

Заседание родительского комитета

Декабрь

Вежливые слова

Что такое вредные привычки?

Как мне легче запоминать.

Поход на новогоднее представление.

Каникулы

Консультация для родителей «Роль семьи в развитии умственных способностей у детей»

Заседание родительского комитета

Новогодний утренник

2 полугодие

месяц

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Январь

Каникулы.

Новогоднее представление в цирке.

Как выполнять домашнее задание

Правила поведения на               обочине, тротуаре, пешеходной  дорожке

День зимних именинников

Родительское собрание

Заседание родительского комитета

Февраль

Правила этикета: вы идете в гости.

12 февраля – день освобождения Краснодара от немецко-фашистских захватчиков    

Каникулы

Соревнования, посвященные                      Дню Защитника Отечества

23 февраля - день Защитника  Отечества

Консультация для родителей

Заседание родительского комитета

Март

Я знаю, как быть  внимательным

Социометрическое       исследование  межличностных                    отношений в классе

Пешеходный переход

Каникулы.

Посещение зоопарка «Сафари-Парк»

Фестиваль «Поздравляем наших женщин»

Родительское собрание

Апрель

Культура общения со сверстниками и взрослыми

Когда в классе учиться интересно?

Правила поведения при ЧС                    

День весенних  именинников

Консультация для родителей              

Май

9 мая - День Победы

Язык, мимика и жесты

О чем хочу узнать во втором классе?

Каникулы.

День летних именинников.

Загородная поездка.

Заседание родительского комитета

Родительское собрание

Циклограмма

мероприятий по обеспечению жизни и здоровья учащихся

Цель данных мероприятий: формирование потребности в здоровом образе жизни,

развитие у учащихся чувства ответственности за   собственную безопасность

Месяц

Мероприятие

Задачи

сентябрь

Азбука дорожного движения.                   Дорога в школу и домой

Формировать и развивать у учащихся целостное восприятие окружающей дорожной среды. Учить выбирать наиболее безопасный путь в  школу и домой

октябрь

   Что такое режим дня?

Познакомить уч-ся с понятием «режим дня». Формировать у уч-ся культуру сохранения и совершенствования собственного здоровья

ноябрь

     Гигиена и ее значение

Рассказать уч-ся о значении гигиены. Формировать культуру сохранения здоровья

декабрь

   Что такое вредные привычки?

Формировать у уч-ся  потребность вести здоровый образ жизни. Дать уч-ся понятие о вредных и полезных привычках.

январь

   Правила поведения на               обочине, тротуаре, пешеходной  дорожке

Сформировать у учащихся представление о значении терминов «тротуар», «пешеходная дорожка» и «обочина». Обучать детей правилам дисциплинированного поведения на улице.

февраль

  Соревнования, посвященные                      Дню Защитника Отечества

Формирование  у уч-ся интереса к занятиям спортом. Приобщение уч-ся к соблюдению здорового  образа жизни

март

Пешеходный переход

Повторить знания о проезжей части  и правилах движения на тротуаре, пешеходной дорожке и обочине. Сформировать представление о пешеходном переходе

апрель

   Правила поведения при ЧС                                        

Познакомить уч-ся с понятием «чрезвычайная ситуация». Формировать у уч-ся умение вести себя в чрезвычайных ситуациях

Циклограмма

мероприятий по освоению школьниками образовательных программ

Работа по программе «Профессия- школьник»

Цель данных мероприятий: создание социально-педагогических условий для   выработки    самими школьниками эффективного стиля познавательной учебной деятельности, основанного на осмысленном использовании имеющихся в их распоряжении психических свойств

Месяц

Мероприятие

Задачи

сентябрь

Правила поведения на уроках  и переменах

Знакомство учащихся с традиционными правилами поведения в школе. Усвоение учащимися круга обязанностей и правил поведения во время урока и перемены

октябрь

 Зачем мы ходим в школу

Определение роли школы в получении знаний для дальнейшей жизни школьников

декабрь

Как мне легче запоминать

Знакомство уч-ся с понятием «слуховая память». Изучение уч-ся особенностей своей слуховой памяти. Осознание уч-ся роли слуховой памяти в жизни и учёбе.

январь

 Как выполнять домашнее задание

Определить необходимость выполнения домашнего задания. Составить памятки для оптимальной работы при выполнении домашнего задания.

март

 Я знаю, как быть  внимательным

Развитие у уч-ся навыка распределения внимания между двумя видами деятельности. Формирование у детей представления о различных видах внимания.  Выведение «правил внимания», приемлемых для каждого ученика

апрель

Когда в классе учиться интересно?

Определить оптимальные условия работы учащихся на уроках для развития интереса к обучению.

май

 О чем хочу узнать во втором классе?

Подвести итоги первого учебного года.

Определить задачи на новый учебный год.

Циклограмма

мероприятий по обеспечению позитивных межличностных отношений

Цель данных мероприятий:  формирование у учащихся культуры общения в системе        «учитель-ученик», «ученик-ученик», «ребенок – взрослый»,   создание условий для проявления инициативности, самостоятельности, искренности  открытости в общении друг с другом, развитие интереса к внеклассной деятельности.

Месяц

Мероприятие

Задачи

сентябрь

Посвящение в  первоклассники

Познакомить уч-ся с правилами поведения в школе. Способствовать формированию положительной школьной мотивации

октябрь

День осенних именинников

Способствовать сплочению классного коллектива. Развивать умение общаться в коллективе. Формировать культуру общения со сверстниками, со взрослыми

ноябрь

 Диагностическое              исследование мотивации  первоклассников

Определить тип преобладающий мотивации учебной деятельности у учащихся класса. Выявить уч-ся, входящих в «группу риска», с целью определения коррекционных мероприятий

январь

 День зимних именинников

Способствовать сплочению классного коллектива. Развивать умение общаться в коллективе. Формировать культуру общения со сверстниками, со взрослыми

март

  Социометрическое       исследование  межличностных                    отношений в классе

Определить статус каждого  учащегося в классе. Выявить наличие микрогрупп и их взаимоотношения. Формирование позитивных межличностных отношений в классе.

апрель

День весенних  именинников

Способствовать сплочению классного коллектива. Развивать умение общаться в коллективе. Формировать культуру общения со сверстниками, со взрослыми

май

День летних именинников

Способствовать сплочению классного коллектива. Развивать умение общаться в коллективе. Формировать культуру общения со сверстниками, со взрослыми

Циклограмма

мероприятий по воспитанию патриотических чувств, формированию опыта гражданско-правового поведения

Цель данных мероприятий: создание  условий для воспитания личности, любящей свою Родину, бережно относящейся к традициям своего народа, для формирования опыта гражданско-правового поведения

Месяц

Мероприятие

Задачи

сентябрь    

Моя малая Родина – Краснодар

Познакомить уч-ся с историей родного города

Февраль    

12 февраля – день освобождения Краснодара от немецко-фашистских захватчиков    

23- февраля - день Защитника  Отечества

Развивать чувство патриотизма и любви к Родине.

Познакомить уч-ся со славными страницами российской истории, русской армии

      май        

   9 мая - День Победы

Развивать чувство патриотизма и любви к Родине.

Познакомить уч-ся с  историей возникновения Дня Победы.

Циклограмма

мероприятий по этическому и эстетическому воспитанию

Цель данных мероприятий: формирование у учащихся культуры общения в системе        «учитель-ученик», «ученик-ученик», «ребенок – взрослый»,   создание условий для проявления инициативности, самостоятельности, искренности  открытости в общении друг с другом,  развитие интереса к внеклассной деятельности.

Месяц

Мероприятие

Задачи

сентябрь

Правила этикета: знакомство

Сформировать у детей навыки культурного поведения. Провести практикум по применению правил знакомства.

ноябрь

Правила этикета: как вести себя в театре, кинотеатре

Прививать школьникам навыки культурного поведения в общественных местах.

декабрь

   Вежливые слова

Познакомить школьников с вежливыми словами  и различными ситуациями для их применения. Формировать потребность употреблять в речи вежливые слова.

февраль

Правила этикета: вы идете в гости.

Прививать детям навыки культурного поведения в гостях. Научить детей выбирать подарок при выходе в гости, преподносить его хозяевам.

апрель

 Культура общения со сверстниками и взрослыми

Научить детей придерживаться нравственных правил общения. Отработать формулы речевого этикета, прививать умения пользоваться ими в своем речевом поведении.

май

  Язык, мимика и жесты

Формировать навыки и привычки, облегчающие установление контактов в общении, создании атмосферы доверия.

ПЛАН РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ

Задачи на учебный год

Вооружить родителей основами педагогических знаний.

Помочь родителям в применении этих знаний в воспитании детей.

Способствовать формированию положительных качеств у самих родителей.

Сделать родителей действенными помощниками школы.

Состав родительского комитета

             Ф И О

Телефон

Поручение

1.

Председатель РК

2.

Зам.председателя

3.

Член попечительского совета школы

4.

Культурно-массовая работа

5.

Организаторская работа

6.

Ремонтно-хозяйственная работа

7.

Хозяйственная работа

Тематика родительских собраний и консультаций

Время проведения

Тема собрания

Сентябрь

Организационное собрание. Адаптация первоклассника в школе. Особенности обучения детей в 1-м классе.

Октябрь

Консультация «Преодолеваем первые трудности в школьном коллективе»

Усвоение детьми моральных норм и правил поведения. Понятие о темпераментах, о характере. Интересы детей. Индивидуальный подход к детям.

Ноябрь

Гигиена и режим младшего школьника.

Гигиена и режим младшего школьника в семье. Уход за чистотой рук, тела, одежды. Значение сна ребенка. Правильная организация режима дня (утренняя гимнастика, обтирание, закаливание). Разумное чередование и организация труда и отдыха. Охрана зрения детей. Режим питания и его разнообразие. Детские инфекционные заболевания и их профилактика. Привитие детям санитарно-гигиенических навыков, тесный контакт педагога, родителей и врача. Влияние телевидения, видео и компьютера на нервную систему.

Декабрь

«Воспитай отличника». Развитие личности в младшем школьном возрасте. 

Анатомо-физиологические особенности детского возраста. Развитие мышления и речи у детей. Память, внимание, наблюдательность. Роль семьи в развитии умственных способностей у детей. Правила для учащихся. Детские способности и склонности. Режим дня. Роль книги, телевидения, видео, компьютера и другой техники, кружков в развитии детских способностей.

Январь

Презентация школьной библиотеки

Февраль

Консультация «Учим учиться дома»

Воспитание у детей интереса и любви к знаниям. Приучение детей к самостоятельному выполнению домашнего задания. Педагогически целесообразная помощь детям в приготовлении домашнего задания. Уголок школьника дома (рабочее место). Единые требования школы и семьи. Развитие наблюдательности у детей. Мир, в котором мы живем. Удивительное рядом. Формирование навыков учебного труда и воспитание прилежания, трудолюбия и усидчивости.

Март

Роль игры в жизни детей

Поощрение детской игры. Роль игры в нравственном, физическом и умственном воспитании. Игра и труд. Виды игр.

Май

Итоги учебного года и консультация «Как организовать летний отдых детей»

Итоги учебного года и консультация «Как организовать летний отдых детей» (выступление врача). Организация выставки работ учащихся, показ художественной самодеятельности. Награждение учащихся за учебу и участие в жизни класса. Награждение родителей за помощь в воспитании детей

Планирование работы с родителями

месяц

Родительские собрания

Консультации для родителей

Индивидуальные консультации

Совместные классные дела

Сентябрь

Организационное собрание. Адаптация первоклассника в школе. Особенности обучения детей в 1-м классе.

Проведение индивидуальных консультаций учителя для родителей (по желанию родителей или по приглашению учителя) – еженедельно (четверг с 17 до 19 ч)

Поход в краевой центр экологического воспитания

Октябрь

 «Преодолеваем первые трудности в школьном коллективе»

Классный час «Поздравляем осенних именинников»

Ноябрь

Гигиена и режим младшего школьника.

Декабрь

«Воспитай отличника». Развитие личности в младшем школьном возрасте

Встреча Нового года

Январь

Презентация школьной библиотеки

Классный час «Поздравляем зимних именинников»

Февраль

Консультация «Учим учиться дома»

Клуб семейного чтения «Читаем всей семьей»

Спортивная игра «Папа и я – спортивная семья»

Март

Роль игры в жизни детей

Клуб семейного чтения «Читаем всей семьей»

Клубный час «Встреча весны»

Апрель

Клуб семейного чтения «Читаем всей семьей»

Классный час «Поздравляем весенних именинников»

Май

Итоги учебного года

 «Как организовать летний отдых детей»

Клуб семейного чтения «Читаем всей семьей»

Классный час «Поздравляем летних именинников»

Поездка в дендрарий «Встречаем лето красное!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План воспитательной работы класса на 2 полугодие 2011-2012 уч. г.

Запланированные мероприятия с учениками и родителями по различным напралениям....

Перспективный план воспитательной работы класса

Подробное планирование воспитательной работы класса на год...

план воспитательной работы класса

План воспитательной работы на 2013 -2014 уч.год....

план воспитательной работы класса

план воспитательной работы состоит:- характеристика классного коллектива;- план работы с учащимися с высокой мотивацией к обучению;- план работыс учащимися с низкой мотивацией к обучению;- работа с ро...

План воспитательной работы класса

План воспитательной работы с классом (таблица)...