Здоровье детей - забота семьи и школы
методическая разработка (2 класс) по теме

Целищева Марина Вениаминовна

Тематическое родительское собрание, в котором раскрываются все составляющие влияющие на здоровье детей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon roditelskoe_sobranie.doc97 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание «Здоровье детей – забота семьи и школы»

Что такое здоровье. Здоровый образ жизни.

Питание и режим дня – главные составляющие здорового образа жизни.

Компьютер и здоровье.

Сотовый телефон и здоровье.

          СЛАЙД 1.

Одному древнему философу задали вопрос: “Что является ценным для человека – богатство или слава?” И он ответил так: “Ни богатство, ни слава не делают человека счастливым. Здоровый нищий счастливее больного, но богатого короля”.

СЛАЙД 2.

В последние годы у нас в стране наблюдается ряд тенденций, сигнализирующих об ухудшении состояния здоровья детей. Неуклонно возрастает количество детей с хроническими заболеваниями различных органов и систем организма, не позволяющие им выдерживать соответствующие возрасту физические и умственные нагрузки.

Кто же ответственен за здоровье детей?

СЛАЙД 3.

Что же такое здоровье?

Существует более 300 определений понятия «здоровье». Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, ЗДОРОВЬЕ - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.

СЛАЙД 4.

Физическое здоровье - совершенство саморегуляции в организме, гармония физиологических процессов, максимальная адаптация к окружающей среде, состояние роста и развития органов и систем организма.

Психическое здоровье - высокое сознание, развитое мышление, большая внутренняя и моральная сила, побуждающая к созидательной деятельности, адекватная поведенческая реакция.

Социальное здоровье - это здоровье общества, а также окружающей среды для каждого человека.

Нравственное здоровье - это комплекс системы ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе.

Духовное здоровье - система ценностей и убеждений.

Здоровье закладывается в геноме человека от генов родителей.  Также  на здоровье влияет соотношение условий, согласно данным ВОЗ.

СЛАЙД 5.

Каково же соотношение различных факторов, влияющих на здоровье

условия и образ жизни, питание — 50 %;

генетика и наследственность — 20 %;

внешняя среда, природные условия — 20 %;

здравоохранение — 10 %.

Восточная медицина к факторам, составляющим здоровье, относит:

образ мыслей (70 %);

образ жизни (20 %);

образ питания (10 %).

Эти данные заставляют нас обратить самое серьезное внимание на первую  группу факторов. Ее составляют отношение ребенка к своему здоровью, его питание, соблюдение режима дня, двигательная активность, закаливание, полноценный сон, овладение гигиеническими навыками.

СЛАЙД 6.

Долг родителей и педагогов заключается в том, чтобы сформировать сознательную установку на здоровый образ жизни, научить их с малых лет жить в гармонии с собой и окружающим миром.

Но нередко уже среди младших школьников возникают проблемы, связанные с курением, алкоголизмом и наркоманией. Кроме этого, на детский организм,  отрицательно влияют:

стресс;

болезни;

загрязнение окружающей среды.

Здоровье детей в первую очередь зависит от тех жизненных установок, которые мы вкладываем в детей с рождения.  А это:

Отсутствие вредных привычек, нормальный режим работы и отдыха продлевают нашу жизнь на 5-7 лет.

Адекватная физическая нагрузка, занятия спортом: активизируют физиологические процессы в организме человека, воздействуют на все группы мышц, суставы и связки, что в свою очередь усиливает кровоток, улучшает обмен веществ, регулирует работу сердца, мышцы становятся более упругими, тело подтянутым.

Правильное питание: помогает поддерживать форму, благоприятно воздействует на здоровье кожи, волос, органов пищеварения.

Положительные эмоции и смех: подавляют производство кортизола, который оказывает негативное влияние на иммунную систему организма. Во время смеха в организме усиливается обмен веществ, повышается устойчивость организма к сердечным заболеваниям, депрессиям, боли.

Домашние животные: общение с домашними питомцами снижает артериальное давление, успокаивает нервы, плюсом являются и прогулки с животными 2 раза в день.

Музыка, танцы, наличие любимого дела, хобби, водные процедуры и многое другое.

Что же такое здоровый образ жизни?

(клик по слайду)

Здоровый образ жизни – это благоприятное социальное окружение

духовно-нравственное благополучие

оптимальный двигательный режим (культура движений)

закаливание организма

рациональное питание

личная гигиена

отказ от вредных пристрастий (курение, употребление алкогольных напитков, наркотических веществ)

положительные эмоции

 Приведенные характеристики позволяют сделать вывод, что культура здорового образа жизни личности - это часть общей культуры человека, приобретенная в результате воспитания и самовоспитания, образования, мотивационно-ценностной ориентации и самообразования.

СЛАЙД 7.

Поэтому и тему сегодняшнего родительского собрания я выбрала, не случайно  «Здоровье и безопасность детей – забота семьи и школы.» 

СЛАЙД 8.

Возложение на школу и учителя такой, казалось бы, несвойственной им задачи - заботы о здоровье учащихся - определяется следующими причинами.

Во-первых, взрослые всегда несут ответственность за то, что происходит с детьми, находящимися под их опекой. Это касается и детского здоровья. Именно в школе, под "присмотром" учителей, школьники проводят значительную часть времени, и не помогать им сохранить здоровье, было бы проявлением бездушия и непрофессионализма.

Во-вторых, большая часть всех воздействий на здоровье учащихся - желательных и нежелательных - осуществляется именно педагогами, в стенах образовательных учреждений. Если же придерживаться точки зрения, что всеми вопросами здоровья должны заниматься медики, то к каждому классу надо прикрепить, хотя бы одного врача.

В-третьих, современная медицина занимается не здоровьем, а болезнями, т. е. не профилактикой, а лечением. Задача же школы иная - сохранить и укрепить здоровье своих воспитанников, т.е. профилактическая. Поэтому, главное действующее лицо, заботящееся о здоровье учащихся в образовательных учреждениях - педагог.

Программа здравоохранения в школе включает несколько направлений:

1. Образование детей в сфере здоровья

2. Программы и практические руководства по физической культуре.

3. Школьное питание

4. Медицинские услуги в школе

5. Психологическое и социальное консультирование (в школе сейчас работает и социолог, и психолог).

6.Повышение квалификации работников школ в области здравоохранения

7. Активное вовлечение в участие семьи и общества

СЛАЙД 9.

Одной из причин, которые приводят к ухудшению здоровья и эмоционального состояния ребёнка может быть несоблюдение режима дня школьника.  Дети поздно ложатся спать, утором с трудом и плохим настроением поднимаются. Систематическое недосыпание приводит к  эмоциональной неустойчивости, которая ведёт к хронической усталости и утомляемости.

Выполнение режима дня позволяет сохранить физическое и психологическое равновесие, что даёт возможность соблюдения эмоционального равновесия.

Безусловно, нельзя работать без утомления, но ведь задача ваша и моя состоит в том, чтобы предупредить переутомление и способствовать такой жизни ребёнка, которая позволит избежать влияния утомления на его здоровье.

СЛАЙД 10.

Упражнения и задачки, диктанты и контрольные, домашняя работа – на всё это требуется много энергии! А ведь ребёнок ещё и растёт. Все мы знаем: чтобы успешно грызть гранит науки, необходимо правильно питаться. Но что же полезно, а что не очень для ребёнка школьного возраста?

Один известный автор сказал, что для детей нужно питать так же, как для взрослых, только лучше. Эти слова как нельзя лучше характеризуют правильный подход к питанию школьников. Детей нужно питать так же как взрослых, только лучше. Здоровое питание должно являться неотъемлемой частью повседневной жизни и способствовать крепкому физиологическому, психическому и социальному здоровью человека.

Рациональное питание любого человека предполагает баланс количества, качества и своевременности, то есть продукты, употребляемые в пищу, должны наиболее полно и своевременно обеспечивать организм необходимыми аминокислотами и микроэлементами для его нормальной жизнедеятельности. Для ребёнка это особенно важно!

Ещё в древности было известно, что правильное питание есть непременное условие долгой жизни. Современные учёные выяснили, что основными нарушениями в питании являются избыток углеводов и жиров животного происхождения, дефицит овощей, фруктов и ягод, нарушение режима питания.  Нарушения в питании ведут к потере внимания, слабости и быстрой переутомляемости ребёнка, ухудшению работы мозга, снижению иммунитета, хроническим заболеваниям.

СЛАЙД 11.

По данным всероссийской диспансеризации детского населения 2002 года (диспансеризация проходит 1 раз в 10 лет) из 30 млн. 400 тыс. детей болезнями органов пищеварения страдают 24,7%. Статистика неутешительная.

СЛАЙД 12.

Чтобы устранить нарушения режима питания (60 % детей не соблюдают его) взрослым необходимо помнить: дети в младшем школьном возрасте должны питаться 4-5 раз в день. Основные правила питания: разнообразие, умеренность и своевременность.

Рациональное распределение калорийности пищи:

завтрак - 25%

oбед - 35%

ужин - 15%

другие приемы пищи - 15%

СЛАЙД 12.

Как известно, голодное брюхо к учению глухо! Когда ребенок идет в школу подпитывать голову знаниями, не стоит забывать и о его желудке.

Завтрак перед школой обязателен! Многие родители в спешке забывают, что завтрак школьника должен быть не только быстрым, но и, по возможности, вкусным. Однако в первую очередь, завтрак должен быть полезным. К сожалению, многие родители забывают о традиционном русском блюде – каше.

Учёные выяснили, что каши укрепляют сердечную мышцу и препятствуют накоплению жиров в организме. Главное – готовить их правильно! Самая полезная – на молоке, но без масла! Популярное в народе изречение “кашу маслом не испортишь” уже не актуально.

СЛАЙД 13.

Молоко и молочные продукты – источник бодрости и здоровья!

Потребностям детского организма в наибольшей степени соответствует молочный белок, так же как и все остальные компоненты молока. В связи с этим молоко нужно рассматривать как обязательный, не подлежащий замене продукт детского питания. Для детей школьного возраста суточная норма молока – 500 мл. Следует иметь в виду, что 100 г молока соответствует 12 г сухого молока или 25 г сгущенного.

Кефир лучше пить на ночь. Когда ребёнок спит, то кефир как бы доваривает пищу в желудке и кишечнике, чтобы она могла полностью усвоиться.

В рационе школьника должны присутствовать свежие овощи и фрукты. Клетчатка овощей и фруктов полезна и необходима в неограниченных количествах, поскольку способствует усилению перистальтики кишечника. Растительные продукты, особенно сырые, содержат вещества, препятствующие развитию в кишечнике гнилостных бактерий и грибковой флоры.

По данным исследований Института питания России содержание витаминов в организме школьников норме соответствует только у 10-12 % детей, дефицит 1 витамина у каждого третьего, недостаток 2 витаминов – у каждого второго, а у каждого десятого ребёнка – дефицит 3 витаминов. Поэтому рекомендуется родителям давать детям в профилактических целях витаминные комплексы, особенно в зимне-весеннее время.

Что касается жидкости, то потребность ребенка в воде в 3-4 раза больше, чем взрослого человека, и зависит от времени года. Предпочтение следует отдать минеральной воде, чаю, ягодным и фруктовым сокам.

Учёные считают, что полезным является только что приготовленный сок. Количество соков в питании ребёнка не должно превышать допустимые нормы (200-300 г в день). Соки рекомендуют пить после приёма основной пищи. Нельзя поить соком детей перед сном, в этом случае содержащийся в нём сахар всю ночь будет разрушать эмаль зубов.

СЛАЙД 14.

Главное с самого детства привить ребенку любовь к правильному питанию!

СЛАЙД 15.

Если бы  здоровье наших детей зависело только от питания и режима дня, можно было бы избежать много бед. Но, увы, в современном мире, эпохи развития электроники, опасности поджидают на каждом углу.

Готовясь к данному собранию, я провела ряд бесед с детьми и анкетирование направленные на выяснение использования детьми телевизора, телефона (сотового), компьютера.

Анализируя данные анкетирования можно сказать, что, всё то время, которое они находятся дома после окончания уроков дети проводят

В среднем дети за телевизором от 2  и более 3 часов в день.

За компьютером  приблизительно такое же количество времени.

При просмотре отдельные передачи выбирают только 19%, а все остальные предпочитают смотреть всё подряд.

На вопрос контролируют ли родители просмотр передач по телевизору – только 32% ответили «да», остальные смотрят неведомо что.

Работу с компьютером контролируют только 26% родителей.

Что же так привлекает детей в компьютере?

68% - игры  (какие?..)

21% - Интернет (что можно там увидеть?..)

9% - картинки (какие?..), музыка

2% - ничего.

Усталость чувствуют после работы за компьютером – 33%, иногда – 51%, но и чуть меньше 20% ответили, что не чувствуют усталости.

СЛАЙД 16.

Давайте поговорим о компьютере и здоровье.

Возрастная граница первого опыта работы с компьютером существенно снизилась. Десять лет назад только половина подростков 15-16 лет имели опыт общения с компьютером, сейчас учащиеся начальной школы уже имеют некоторые пользовательские навыки. Анкетирование показало, что компьютер вытесняет из жизни некоторых детей чтение книг, прогулки, спорт и реальное общение, а у некоторых подростков наблюдаются признаки зависимости от компьютера, Интернета или компьютерных игр. Сидя за компьютером, дети забывают о времени, перестают замечать дискомфорт или усталость.

 Это и не удивительно, ведь для ребёнка компьютер – это целый мир, мир интересный, модный и манящий.  Программное обеспечение предоставляет широкий спектр применения компьютера: для учёбы, общения, поиска всевозможной информации, отдыха и развлечений.

Но нужно помнить, что компьютер влияет на все биологические характеристики организма человека, и в первую очередь, на его физическое и психическое здоровье. И поэтому встаёт вопрос: компьютер – друг или враг здоровью? Конечно, на этот вопрос нельзя дать односложный ответ, и поэтому в своей работе я хочу акцентировать внимание на вопросах сбережения здоровья при работе за компьютером.

 Опрос показал, что многие из детей не задумываются при работе с компьютером о сохранении своего здоровья. Чтобы компьютер не оказался врагом, а превратился  в очень полезный инструмент, весьма облегчающий жизнь, нужно разумно подойти к вопросам организации рабочего места, правильного подбора рода занятий, распределения времени, использования несложных упражнений для снятия утомления и напряжения.

СЛАЙД 17.

Следует знать вредные факторы, связанные с длительной работой на персональном компьютере (ПК). Степень воздействия пропорциональна времени, проводимому за компьютером и вблизи него. Изучив литературу по данной теме, можно выделить несколько вредных факторов:

нагрузка на зрение,

стеснённая поза,

заболевания суставов кистей рук,  

затрудненное дыхание,

развитие остеохондроза,

наличие излучения от монитора,

психическая нагрузка  и стресс при потере информации,

компьютерная зависимость.

СЛАЙД 18.

Нагрузка на зрение. Влияние на зрение является одной из основных проблем в вопросе вреда, который компьютеры наносят нашему здоровью. Особенности технологий передачи изображения через экран компьютерного монитора перегружают глаз человека. Более трети людей, которые активно работают перед экраном монитора, страдают болезнью «сухого глаза». Хоть это недомогание и не приводит к полной потере зрения, но проявляется в виде сухости и покраснения глаз.

По этой причине через непродолжительное время у ребенка могут возникнуть головная боль и головокружение. Если работать на компьютере достаточно долго, то зрительное переутомление может привести к устойчивому снижению остроты зрения (это зависит от качества монитора, содержания изображения и времени работы за монитором). При грамотной постановке дела нагрузка на зрение от компьютера может быть значительно снижена.

Расстояние от глаз до экрана должно составлять 50-70 см.

Нельзя работать за компьютером в темноте.

Ребёнок школьного возраста может проводить за компьютером непрерывно не более 10-20 минут, после чего необходимо сделать перерыв и небольшую гимнастику для глаз (оптимальная продолжительность непрерывных занятий с компьютером для учащихся: начальной школы должна быть не более 15 минут; основной школы – 20 минут, старшей школы – 25-30 минут). Если есть проблемы со зрением, то садиться за монитор можно только в очках.

Сидячее положение работающего за компьютером человека приводит к напряжению мышц головы и шеи, напряжены руки и плечи, довольно значительна нагрузка на спину. Остеохондроз и искривление позвоночника — отнюдь не редкое явление среди тех, кто слишком много времени проводит за компьютером. Кроме того, длительное сидение в компьютерном кресле или на стуле приводит к таким заболеваниям, как геморрой и простатит, целлюлит — это вызвано образованием теплового компресса между телом сидящего и креслом/стулом и защемлением кровеносных сосудов верхней части ног, ягодиц.

Утомление рук.  Активная работа с клавиатурой компьютера приводит к перегрузке суставов кистей рук, возникает онемение подушечек пальцев. При активной работе с компьютером в течение длительного времени заболевания суставного и связочного аппаратов кисти могут стать хроническими.

Нервно-психические нагрузки. Нервное напряжение, утомляемость. Длительная работа за компьютером может вызвать повышенное утомление, головную боль, раздражённость, расстройства сна, стресс.

Шум  от работы блока.

Электромагнитные и электростатические поля.

Всё это пагубно сказывается на здоровье детей.

СЛАЙД 19.

        Сотовые и мобильные телефоны давно и прочно вошли в нашу жизнь. Ни один современный человек не представляет себе существование без сотовой связи. Мобильными телефонами пользуются абсолютно все: дети, подростки, молодежь, деловые люди и домохозяйки, пожилые люди.

На вопрос как часто пользуешься сотовым телефоном более 70% опрошенных детей ответили – часто.

Кому ты чаще всего звонишь? – друзьям-47%, родителям-32%, остальные - бабушке, дедушке.

42% детей привлекает возможность общения по телефону, 35% - игры, 12% - музыка, 10% - видеокамера и фотоаппарат, остальные – ничего.

Мы разговариваем по сотовому телефону с друзьями и коллегами, партнерами и клиентами, родными и близкими в любое время и в любом месте. Но не все из нас знают, а многие даже не подозревают о влиянии, которое оказывает сотовая связь, а точнее мобильные телефоны, на организм человека.

     Всемирная Организация Здравоохранения, в связи с повсеместным распространением среди населения мира сотовой связи, начала проводить различные исследования и опыты, желая выяснить влияние мобильных телефонов на организм человека. Результаты этих исследований оказались ошеломительными.

СЛАЙД 20.

Воздействие электромагнитных полей, излучаемых сотовыми телефонами, может вызвать усталость, изменение в поведении и настроении человека, и даже раковые заболевания. Самое сильное воздействие электромагнитных полей человек получает во время непосредственного общения по сотовому телефону – электромагнитное поле в этом случае воздействует на головной мозг, органы слуха и сетчатку глаза.

Сейчас, кажется, проблему начинают осознавать.

В Швеции специалисты отследили состояние здоровья группы детей, пользовавшихся сотовыми телефонами с 8-12 лет. К 21 году они попали в категорию граждан, у которых опухоль мозга развивалась в 5 раз чаще, чем у тех, кто мобильным телефоном начал пользоваться после 18 лет.

     В некоторых странах, на пример, в Англии школьникам запретили пользоваться мобильными  устройствами и сотовыми телефонами.

СЛАЙД 21.

Российские ученые призвали срочно оградить детей от использования мобильных телефонов.  Почему малыши более уязвимы? Тонкие кости детского черепа хуже защищают мозг от волн. Нервная система еще развивается, а мозг работает активнее, чем у мамы с папой, а значит, сильнее реагирует на излучение. Клетки растущего организма в большей степени подвержены генетическим изменениям.

Сегодня все волны, исходящие от базовых радиостанций в нашей стране, контролируются СЭС и Роспотребнадзором. Единственным неконтролируемым фактором остается только телефонная трубка. Главный ее вред ученые видят в том, что при облучении мозг разогревается на несколько градусов, что и приводит к вредным последствиям. Причем детский мозг более восприимчив, чем взрослый.

По их мнению, сотовый облучает мозг, и пользование трубкой через 8-10 лет может привести к развитию опухолей.

Ученые разработали несколько основных правил пользования мобильными телефонами, при следовании которым, человек может хотя бы частично обезопасить себя от вредного влияния электромагнитных полей.

Не стоит прикладывать мобильный аппарат к телу, а во время ожидания вызова близко держать к органам слуха, свести к минимуму игру на мобильном телефоне и не пользоваться им в общественном транспорте, на пример, в метро. В общем, пользоваться мобильной связью только в случае крайней необходимости.      

     Частая и продолжительная болтовня по сотовому может спровоцировать расстройства центральной нервной системы, привести к ухудшению памяти, познавательных способностей, у ребенка могут возникнуть головные боли, нарушения сна, он становится менее устойчивым к стрессовым ситуациям. До 7–8 лет пользоваться мобильным телефоном детям нежелательно.

 Нужно объяснить ребенку правила безопасности. Разговор по сотовому может длиться не более 2 минут, а минимальная пауза между звонками должна быть не менее 15 минут. Не стоит носить телефон на шее. Гораздо безопаснее писать SMS, чем держать трубку возле уха – так что по возможности лучше писать, чем говорить.

Для уменьшения воздействия на организм человека пульсирующего микроволнового излучения необходимо соблюдать следующие рекомендации:

основная рекомендация — не подносить телефон к голове в момент вызова (в процессе соединения с вызываемым абонентом) — в эти секунды телефон развивает максимальную мощность для обнаружения и соединения с ближайшей сотой, вообще рекомендуется пользоваться гарнитурой;

не разговаривать в автомобиле по сотовому телефону. Металлический корпус автомобиля действует как «экран», ухудшается радиосвязь. В ответ на это мобильный аппарат увеличивает свою мощность, что приводит к большему облучению абонента;

по этой же причине не пользоваться сотовыми телефонами в металлических помещениях (гаражах, лифтах).  При проживании в зданиях из железобетонных конструкций разговор по аппарату мобильной связи следует вести около большого окна, на лоджии или балконе;

не пользоваться сотовым телефоном без необходимости. Дома   разговаривать по обычным проводным телефонам;

научить пользоваться сотовыми телефонами детей и подростков лишь в случае необходимости;

стараться не использовать сотовые телефоны лицам, страдающим нервными заболеваниями и расстройствами сна.

СЛАЙД 22.

Мне бы очень хотелось видеть вас и ваших детей здоровыми. А здоровье во многом зависит только от нас. Так будьте здоровы вы и ваши дети.

А закончить  встречу хочется вашими ответами на «Лепестке откровений» (на столах у родителей листики из  разноцветной бумаги, вырезанные в форме лепестка цветка с началом фразы)

После этой встречи я задумался … 2. С этой встречи я возьму …  

СПАСИБО  ЗА  ВНИМАНИЕ!

Приложение

«Лепесток  откровений»

1. После этой встречи я задумался …

2. С этой встречи я возьму …


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Воспитание культуры здорового питания детей в семье и школе посредством реализации программы «Разговор о правильном питании».

Современный человек живет в быстро меняющемся природном и социальном мире, поэтому важна ответственность за жизнь и здоровье каждого члена общества, что отмечено в Конституции РФ, основах законодатель...

С заботой о здоровье детей.

Экскурсия в школьный медицинский кабинет.Цели: познакомить детей со школьным медицинским кабинетом,  его работниками; повторить необходимые школьникам правила личной гигиены....

Материал к разработке уроков «Здоровые дети - в здоровой семье» «Здоровый образ жизни семьи - залог здоровья ребенка»

В настоящее время остро встала проблема болезненности населения. Все чаще и чаще мы узнаем о болезнях, которые добавляет нам экология, загрязненность воды, ненатуральные продукты. Ребенка надо приучат...

Дневник здоровья-форма общения семьи и школы

Содержание дневника здоровья....

Классный час для учащихся начальной школы "Здоровые дети - здоровая семья"

Классный час для учащихся начальной школы "Здоровые дети - здоровая семья"...

Дети в семье и школе

Конфликт между детьми, а потом и между родителями, привел к сложной обстановке в классе. На родительском собрании, направленном на разрешение конфликта, классный руководитель выступил с данным сообщен...