Программа внеурочной деятельности "Я - гражданин" 1 - 4 классы
рабочая программа (4 класс) на тему

Сергиенко Наталья Петровна

Программа внеурочной деятельности "Я - гражданин "рассчитана  для обучающися 1 - 4 классов, соответствует  ФГОС второго покаления, имеет духовно нраственное направление.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_vneurochnoy_deyatelnosti_ya_-_grazhdanin.doc328 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное   учреждение

средняя общеобразовательная школа №24.

 

 

 

Программа  дополнительного образования

по духовно – нравственному направлению

«Я гражданин»                    

 

                Составитель    Сергиенко Наталья Петровна

                                                                   

                                                             

                                                                  р.п. Юрты

                                                               ПАСПОРТ

на адаптационную педагогическую разработку

I раздел (заполняется автором разработки)

а)  Сергиенко Наталья Петровна , учитель начальных классов муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №24 р.п. Юрты

                                                фамилия , имя , отчество автора должность , учреждение, полный адрес

б) Я – гражданин России,  граждановедение

предмет, предметная область

в) Учебная дисциплина, предназначенная для обучающихся образовательных учреждений

                                    1- 4 классов

для каких классов (групп) предназначена разработка

г) Разработка используется с сентября 2011 года        

с какого времени разработка используется

д) Данная программа содержит знания, вызывающие познавательный интерес у обучающихся образовательных учреждений и представляющие ценность для их личностного развития, самоопределения, социализации в дальнейшей жизни. Использованный в разработке материал может применяться для обучающихся 1- 4 классов общеобразовательных учреждений, что достигается особенностью включённых в неё знаний, их отбором в соответствии возрастам обучающихся.  

     Цель разработки -  создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами ориентациями, установками мотивами деятельности и поведения совершенствование системы патриотического воспитания как  качеств конкурентоспособной личности, воспитания любви к Отечеству, духовности, нравственности на основе  общечеловеческих ценностей.

     Данная программа  направлена к тому, чтобы сделать из детей не атлетов, акробатов или людей спорта, а лишь здоровых, уравновешенных физически и нравственно людей.

Использование разработки предполагает изучение игры, как важного инструмента жизненной активности ребёнка.   

      Программа «Я – гражданин России», является основной к программе духовно – нравственного развития и воспитания на ступени начального общего образования с учётом воспитательной, учебной,  социальльно  значимой деятельности обучающихся, основанной на системе духовных идеалов, моральных приоритетов, реализуемого в совместной деятельности школы семьи и других объектов общественной жизни.

      Программа направлена на системный подход к формированию гражданской позиции школьника, создание  условий для самопознания и самовоспитания. При этом важно использовать педагогический потенциал социального окружения,  помочь учащимся освоить общественно – исторический опыт путём вхождения в социальную среду,  выработать свой индивидуальный опыт жизнедеятельности.    

    Согласно требованиям нового Федерального государственного образовательного стандарта, программа содержит материал, на основе которого формируется способность школьников применять знания на практике, сформировано ценностное отношение к России, своему народу, краю, государственной символике, законам РФ, старшему поколению, к природе.

   Изучение всех последующих тем  обеспечивается предыдущими, а между частными и общими знаниями прослеживаются связи. Программа обладает достаточными средствами для проведения  контроля, то есть чётко определён результат обучения, по каждой из ведущих тем и программе в целом. За счёт практических занятий программа   даёт возможность установить степень достижения промежуточных и итоговых результатов обучения школьников. Материал программы распределён  во времени с учётом его достаточности для качественного изучения и получения запланированных  результатов; устранения возможных при прохождении программы сбоев; использование наиболее эффективных способов обучения. Занятия состоят из теоретических и практических частей, во время которых полученные теоретические знания закрепляются практическими занятиями.  Материал разработки изложен в том объёме и такой последовательности, которые позволяют с самого начала его изучения выполнять действия, дающие максимальные результаты при минимальных затратах времени.

                                                             авторская оценка разработки

   

 II раздел ( заполняется администрацией образовательного учреждения)

а)  Авторская педагогическая разработка учебной программы «Я – гражданин России» предназначена для обучающихся 1- 4 классов общеобразовательных учреждений, что достигается особенностью включённых в неё знаний, их отбором в соответствии возрастам обучающихся.  

Изучение практического материала построено с учётом изучения теоретического материала и закреплением его практическим занятием.

  Материал разработки изложен в том объёме и такой последовательности, которые позволяют с самого начала его изучения выполнять действия, дающие максимальные результаты при минимальных затратах времени.

Автором разработки выделены основные этапы изучения теоретического и практического материала. Программа «Я – гражданин» составлена на основе Концепции нравственного воспитания российских школьников, с учётом «Требований к результатом освоения основной образовательной программы начального общего образования», установленных Стандартом второго поколения, и основной образовательной программы образовательного учреждения  Данная программа представляет собой определённую систему содержания , форм, методов и приемов педагогических воздействий, опирается на  принципы индивидуализации, взаимодействия личности и коллектива, развивающего воспитания и единства образовательной и воспитательной среды.

Программа «Я – гражданин России» предполагает формирование патриотических чувств и сознания на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, развитие чувства гордости за свою страну; воспитание личности гражданина – патриота России, способного встать на защиту интересов страны.

Программа включает мероприятия по усилению противодействия искажения истории Отечества.    

оценка разработки

б) учебно – воспитательная

форма, (учебная, учебно – воспитательная программа, УМП, концепция, методические рекомендации

в) разработка используется для обучения на занятиях творческого объединения, но может использоваться учителями для обучения на факультативных, кружковых занятиях,  в урочной деятельности.

где разработка используется: учебная деятельность , факультативы, кружки, , внеклассная работа

        

III раздел (заполняется экспертом на основании Положения об авторских разработках

     1. Выполнения областного Положения об экспериментальных авторских разработках

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

      2. Ведущие теоретические идеи авторской разработки:

- степень новизны; ______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

- научность содержания; _______________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

 - ключевые понятия, ведущая идея авторской разработки

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________                                                                

3.Содержательную характеристику авторской разработки.

(наличие проблемных вопросов, заданий творческого характера, контрольных, тестовых заданий).____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 4. Реализация принципов преемственности и перспективности

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  5. Практическая направленность авторской разработки, её вклад в реализацию программы развития образовательного учреждения (концепция целостного педагогического процесса)

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6.Наличие критериев и диагностического сопровождения по результативности авторской разработки, чувствительность к возможным сбоям.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Степень апробации.______________________________________________________________

 

        

Содержание

Введение                                                                                                                                 стр. 3- 4

Пояснительная записка                                                                                                          стр.5

Цели и задачи программы                                                                                                     стр.5

Принципы обучения                                                                                                              стр.6

Разделы  программы                                                                                                              стр.6

 Методы обучения                                                                                                                  стр. 6

 Условия реализации программы                                                                                         стр.7

Формы педагогического контроля                                                                                        стр.7

Тематическое планирование                                                                                                стр.8 - 12  

Планируемые результат                                                                                                        стр.13 - 14                                                    

 

Список литературы                                                                                                                стр.15

                                             

                                              Введение

        В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования основная образовательная программа начального общего образования реализуется, в том числе, и через внеурочную деятельность. Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС НОО следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах отличных от классно – урочной, и направленную на достижения планируемых результатов  освоения основной образовательной программы начального общего образования. Внеурочная деятельность объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач воспитания и социализации детей. 

Наиболее распространенными в школе являются следующие виды внеурочной деятельности: игровая, познавательная, проблемно-ценностное общение, досугово-развлекательная, художественное творчество, социальное творчество (социально преобразующая добровольческая деятельность), трудовая (производственная), спортивно-оздоровительная. Духовно – нравственному направлению   –   посвящено данное методическое пособие.

 

 Программа    «Я – гражданин России » разработана  на основании:

Письма Департамента общего  образования Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2011 г .№ 03- 296;

 Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации  от   6 октября 2009 года № 373  «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (зарегистрирован Министерством юстиции  Российской Федерации  22 декабря   2009 года, регистрационный № 15785);.

Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации  от  26 ноября 2010 года № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года № 373» (зарегистрирован  Министерством юстиции  Российской Федерации   04 февраля 2011 года, регистрационный № 19707).

Новизна программы в том, что она направлена на поддержку становления и развития высоконравственного творческого компетентного гражданина России  Программа обеспечивает реализацию одного из направлений духовно – нравственного воспитания и развития патриотических чувств .

        Программа ориентирована  на осознание ответственности младших школьников  за судьбу страны, формирование  гордости  за сопричастность к деяниям предыдущих поколений, осознание обучающимися высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность  ).

Обучающиеся получат ценный жизненный опыт. Кроме того, получат дополнительную информацию по изучаемым школьным предметам (литературе, окружающему миру, технологии).

Конечным результатом реализации программы должна стать активная гражданская позиция  и патриотическое сознание обучающихся, как основа личности Гражданина.  

 

   

                                 

                                          Пояснительная записка.

  Программа внеурочной деятельности «Я – гражданин России» разработана на основе авторской программы «Я – гражданин России », автор  Власенко И.Г. опубликованной в журнале « Завуч начальной школы» №8, 2011г., и  на основании письма   Департамента  общего образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2011г.№03- 296, в соответствии с примерными требованиями к программам дополнительного образования детей. Имеет  духовно – нравственную направленность.

    В Концепции сформулирована высшая цель образования - высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа.

         На основе национального воспитательного идеала формулируется основная педагогическая цель - воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. Воспитание гражданина страны - одно из главных условий национального возрождения. Функционально грамотный гражданин - это человек, любящий Родину, умеющий реагировать на изменения в обществе, защищать свое человеческое право. Понятие «гражданственность» предполагает освоение и реализацию ребенком своих прав и обязанностей по отношению к себе самому, своей семье, коллективу, к родному краю, Отечеству, планете Земля. Это проблемы не только философские, социальные, экономические, но и педагогические. Важно воспитать деятельного гражданина своей Родины, а не стороннего наблюдателя. Формируя гражданина, мы, прежде всего, должны видеть в нем человека. Поэтому гражданин с педагогической точки зрения - это самобытная индивидуальность, личность, обладающая единством духовно-нравственного и правового долга.

       Программа «Я - гражданин России» составлена на основе Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников, с учетом «Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования», установленных Стандартом второго поколения, и основной образовательной программы образовательного учреждения.

        Программа «Я - гражданин России» является основой к программе духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования с учетом воспитательной, учебной, внеучебной, социально значимой деятельности обучающихся, основанной на системе духовных идеалов, моральных приоритетов, реализуемого в совместной деятельности школы, семьи и других объектов общественной жизни.

       Программа направлена на системный подход к формированию гражданской позиции школьника, создание условий для его самопознания и самовоспитания. При этом важно использовать педагогический потенциал социального окружения, помочь учащимся освоить общественно-исторический опыт путем вхождения в социальную среду, выработать свой индивидуальный опыт жизнедеятельности. Данная программа представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий, опирается на принципы индивидуализации, взаимодействия личности и коллектива, развивающего воспитания и единства образовательной и воспитательной среды.

Программа «Я - гражданин России» предполагает формирование патриотических чувств и сознания на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, развитие чувства гордости за свою страну; воспитание личности гражданина - патриота России, способного встать на защиту интересов страны; формирование комплекса нормативного, правового и организационно-методического обеспечения функционирования системы патриотического воспитания. Любовь к Родине, патриотические чувства формируются у детей постепенно, в процессе накопления знаний и представлений об окружающем мире, об истории и традициях русского народа, о жизни страны, о труде людей и о родной природе.

Программа включает мероприятия по усилению противодействия искажения истории Отечества.  Рекомендует привлекать ветеранов Великой Отечественной войны и труда, воинов-афганцев в целях сохранения преемственности славных боевых и трудовых традиций; проводить встречи с интересными людьми: поэтами, художниками, музыкантами; экскурсии в краеведческие музеи; дискуссии, инсценированные представления, устные журналы, викторины; принимать участие в социальных проектах (вахта памяти, акция добра и милосердия); собирать материалы для музейного уголка «Операция "Поиск"»; а также организовывать теоретические и

практические занятия для детей и родителей.

.

Цели программы

Цель программы: создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения; совершенствование системы патриотического воспитания, формирование у учащихся гражданственности и патриотизма как качеств конкурентоспособной личности, воспитание любви к Отечеству, духовности, нравственности на основе общечеловеческих ценностей.

Задачи:

•  создавать условия для эффективного гражданского и патриотического воспитания школьников;

•   формировать эффективную работу по патриотическому воспитанию обеспечивающую оптимальные условия развития у каждого ученика верности Отечеству, готовности приносить пользу обществу и государству;

• утверждать в сознании и чувствах воспитанников гражданских и патриотических ценностей, взглядов и убеждений, воспитание уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям родного края;

•  развивать системы гражданского и патриотического воспитания через интеграцию урочной и внеурочной деятельности, обновление содержания образования, переноса акцента с обучения на воспитание в процессе образования;

• воспитывать уважительное отношение к героическому прошлому Родины ее истории, традициям через поисково-краеведческую работу, совместную деятельность  обучающихся с советами ветеранов войны и труда;

• повышать качество патриотического воспитания через организаторскую пропагандистскую деятельность с целью дальнейшего развития патриотизма, как стержневой духовной составляющей гражданина России.  

Формы организации внеурочной деятельности

Форма организации работы по программе в основном - коллективная, а также используется групповая и индивидуальная формы работы.

Теоретические занятия (урочные, внеурочные, внешкольные):

• беседы;

• предметные уроки (литературное чтение, русский язык, окружающий мир.

музыка, ИЗО);

• классный час;

• встречи с интересными людьми;

• литературно-музыкальные композиции;

•  просмотр и обсуждение видеоматериала;

•  экскурсии (урочная, внеурочная, внешкольная);

 

Практические занятия (урочная, внеурочная, внешкольная):

•  творческие конкурсы;

•  выставки декоративно-прикладного искусства;

• коллективные творческие дела;

• соревнования;

• показательные выступления;

• праздники;

• викторины;

• интеллектуально-познавательные игры;

•трудовые дела;

• тренинги;

• наблюдение учащихся за событиями в   стране;

• обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций;

•  заочные путешествия;

•  акции благотворительности, милосердия;

•  творческие проекты, презентации;

•  проведение выставок семейного художественного творчества, музыкальных вечеров;

•  сюжетно-ролевые игры гражданского и историко-патриотического содержания (урочная, внеурочная, внешкольная).

 Место проведения: школа, семья, учреждения дополнительного образования.

Время проведения: первая и вторая половина учебного дня, выходные, каникулы.

Программа «Я - гражданин России» используется с 1 по 4 классы. Она включает шесть направлений, связанных между собой логикой формирования подлинного гражданина России.

Принципы обучения

Важнейшими дидактическими принципами обучения являются: сознательность и

активность, наглядность, доступность, индивидуализация, систематичность,

последовательность, прочность.

Принцип сознательности и активности предусматривает воспитание сознательного

отношения к занятиям.

Принцип активности предполагает умение учащихся быстро принимать и уверенно

осуществлять тактические решения. Активность достигается четкой организацией

тренировки и живым, интересным её проведением.

Принцип наглядности предполагает образцовый показ изучаемых действий, образцовое,

доходчивое объяснение и использование разнообразных наглядных пособий.

Принцип доступности и индивидуальности предусматривает постановку  посильных задач и подборку   средств для их решения.

Принцип систематичности и последовательности предусматривает последовательность

в обучении, регулярные занятия, логическую связь предыдущего учебного материала с

последующим, постепенное увеличение нагрузки.

Принцип прочности предусматривает усвоение знаний, умений, навыков. Основным условием реализации этого признака является многократное повторение упражнений, приемов, действий.

При обучении все изложенные выше принципы применяются во взаимосвязи

Методы обучения

Методы обучения - это наиболее рациональные приемы, посредством которых учитель воспитывает у учащихся необходимые умения и навыки и передает им свои знания. Словесные методы - создают у учащихся предварительное представление об изучаемом движении. Для этого учитель использует: объяснение, рассказ, замечания; команды, распоряжения, указания, подсчет и т.д.

Наглядные методы — применяются главным образом в виде показа упражнений, учебных наглядных пособий,  видеофильмов. Эти методы помогают создать у учеников конкретные представления об изучаемых действиях.

Практические методы - в группу практических методов входит:

-метод упражнений;

-игровой;

-соревновательный.

                                 

                               Условия реализации программы

обсуждение в школе, доработка и адаптация программы к собственным условиям и проблемам;

утверждение программы на педсовете школы и включение её в план работы начальной школы;

подбор кадрового состава, участвующего  в реализации программы, обучение, методическое сопровождение;

разработка плана реализации программы педагогам – исполнителем, где продуманы режимные моменты;

подбор и подготовка диагностического инструментария;

наличие необходимой литературы создание копилки сценариев, методик материально – технического оснащения мероприятий;

заключение необходимых договоров между педагогом ( школой) и другими участниками в реализации программы.  

                                             Методические материалы.

Различные презентации видеоматериалы с записями материалы к занятиям.

                   

Формы педагогического контроля.

       Система контроля и оценки достижения планируемых результатов

С целью контроля реализации программы ее эффективности организуется мониторинг эффективности внедрения программы, который проводится 2 раза в 1-2 классах (декабрь, май) и 3 раза в 3-4 классах (сентябрь, декабрь, май).

Подведение итогов мониторинга осуществляется на МО классных руководи--елей.

Формы и средства контроля:

•  диагностика нравственной воспитанности по методике М.И. Шиловой;

•  анкета «Необитаемый остров»; «Настоящий друг» (А.С. Прутченков);

• методика: тест «Хороший ли ты сын/дочь» (Л.И. Лаврентьева);

•  изучение самооценки личности младшего школьника;

• методика определения самооценки (Т.В. Дембо, С.Я. Рубинштейн);

• проектная методика «Автопортрет»;

• конкурс рисунков «Я и мой класс»;

•изучение удовлетворенности учащихся школьной жизнью по методике А.А. Андреева;

• социометрия;

• определение социальной активности школьника по методике Е.Н. Степа-

нова;

• методики «Пословицы» (С.М. Петрова), «Наши отношения» (Л.М. Фридман);

 • диагностика уровня воспитанности (методика Н.П. Капустиной); тест «Размышляем о жизненном опыте» (Е. Щурковой).

                Планируемые результаты  реализации  программы

 Ценностные установки и планируемые результаты

Ценностные установки:

• любовь к России, к своему народу, к своей малой родине, закон и правопорядок, свобода и ответственность, доверие к людям;

• долг перед старшим поколением, семьей, почитание родителей, забота о старших и младших, справедливость, милосердие, честь, достоинство, толерантность;

• родная земля, заповедная природа, планета Земля;

• красота, гармония, духовный мир человека, эстетическое развитие, художественное творчество.

Планируемые результаты:

Сформировано ценностное отношение к России, своему народу, краю, государственной символике, законам РФ, старшему поколению, к природе.

Учащиеся имеют знания о значимых страницах истории страны, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга, о традициях и культурном достоянии своего края, о моральных нормах и правилах поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, знают традиции своей семьи и образовательного учреждения, бережно относятся к ним.

Учащиеся обладают опытом ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции, опытом взаимодействия с людьми разного возраста, неравнодушны к жизненным проблемам других людей, умеют сочувствовать человеку, находящемуся в трудной ситуации, видеть красоту в окружающем мире, в поведении, поступках людей.

Школьники обладают начальными представлениями о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища, эстетическим отношением к окружающему миру и самому себе.

У детей младшего школьного возраста накоплен личный опыт участия в экологических инициативах, проектах, в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке.

Критерии

Индикатор

Измеритель

Обретение чувства гражданственности, патриотизма и уважения к правам, свободам и обязанностям человека

Имеет четкое представление о принадлежности к РФ

Анкета


Испытывает чувство гордости за родную страну

Анкета, педагогическое наблюдение, педагогический анализ


Имеет представление о понятии «гражданин»

Анкета


Имеет начальные представления о правах, свободах и обязанностях человека

Анкета, анализ творческих работ, собеседование

Сформированность моральных норм и правил поведения

Соблюдает моральные нормы и правила поведения

Методика изучения уровня воспитанности, наблюдение педагогов, родителей

Ценностное отношение к учебному труду; Сформированность первоначальных навыков общественно-полезной и личностно-значимой деятельности

Имеет ценностную установку «Учение», «Труд»

Методика изучения ценностных установок и ориентации, портфолио обучающихся, результаты выполнения проектных работ


Участвует в общественно-полезной деятельности

Мониторинг участия в общественно-полезных делах, акциях

Ценностное отношение к природе, окружающей среде

Имеет ценностную установку «Природа»

Методика изучения ценностных установок и ориентации, портфолио обучающихся, результаты выполнения творческих и проектных работ

Ценностное отношение к прекрасному, Сформированность представления об эстетических идеалах

Имеет ценностную установку «Прекрасное», интерес к чтению, произведениям искусства, спектаклям, концертам, выставкам, музыке

Методика изучения ценностных установок и ориентации, педагогическое наблюдение, портфолио обучающихся, результаты выполнения творческих и проектных работ

Ценностное отношение к семье, старшему поколению

Имеет ценностную установку «Семья», начальные представления об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями

Анкета, анализ творческих и проектных работ, собеседование, отзывы родителей

Развитое социальное партнерство

Степень участия и эффективность взаимодействия с учреждениями дополнительного образования

Анализ воспитательной работы класса, отзывы социальных партнеров, достижения обучающихся

Организация работы по программе «Я - гражданин России» в 1-4-х классах рассчитан на 1 час в неделю (1-2-е классы), 2 часа в неделю (3-4-е классы) и предполагает 4 ступени в соответствии с возрастными особенностями учащихся:

1-я ступень - 1-й класс «Маленькие Россияне»;

2-я ступень - 2-й класс «Моя Малая Родина»;

3-я ступень - 3-й класс «Россия - Родина моя»;

4-я ступень - 4-й класс «Я - гражданин России».

                            В результате реализации программы ожидается:

• развитие творческих способностей;

• осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений;

• способность к самореализации в пространстве российского государства, формирование активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм правового государства;

•  осознание обучающимися высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности.

Конечным результатом реализации программы должна стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание обучающихся, как основа личности гражданина России.

Описание личных качеств ученика в результате реализации программы:

•  доброжелательный;

•  порядочный;

• самодисциплинированный;

•  уверенный;

• терпимый (толерантный);

• самостоятельный;

• ответственный;

• целеустремленный (особенно к знаниям);

• внимательный к сверстникам;

• аккуратный;

• уважительный;

•  любящий;

• интеллектуальный;

• здоровый;

• общительный;

• любознательный;

•сопереживающий;

• воспитанный;

• трудолюбивый;

• открытый;

•  активный;

•  коммуникабельный;

• социально зрелый и др.

В целом это самоактуализированная личность ученика с раскрытым личностным потенциалом

Разделы программы:

 1-й класс «Маленькие Россияне» (33 часа)

Общий годовой план работы составляет 33 часа, из них: теоретических - 12 часов, практических - 21 час.

    1. «Я и я» (4 часа). Формирование гражданского отношения к себе.

Я, ты, мы. Мой сосед по парте.

Кто что любит делать.

Антиреклама вредных привычек. Диагностика.

    2. «Я и семья» (6 часов). Формирование гражданского отношения к своей семье.

Моя семья - моя радость. Фотографии из семейного альбома. В чем я должен им помочь?

Кто мои бабушка, дедушка? Слушаем сказки моей бабушки.

Моя красивая мама. Загляните в мамины глаза.

Конкурсы рисунков сказок, стихов. Оформление фотовыставки

   3.  «Я и культура» (5 часов). Формирование отношения к искусству. Дары природы. Мисс осени.

История моего посёлка

Откуда пришли елочные игрушки.

 Встречаем Масленицу.

Экскурсии в музеи, конкурсы поделок из природного материала.

        4. «Я и школа» (8 часов).

 Формирование гражданского отношения к школе.

Праздник первого звонка.

Мой школьный дом.

 Правила поведения в школе.

Законы жизни в классе

 Школа вежливости.

Десант чистоты и порядка.

 Самый красивый школьный двор

Экскурсии по школе, по школьному саду

Акции.

«Я и мое Отечество» (6 часов).

Формирование гражданского отношения к Отечеству.

Мои права и обязанности.

Они защищают Родину. Мои родные - защитники Родины.

Маленькие герои большой войны. Поклон тебе, солдат России.

С чего начинается Родина?

Конкурсы стихов, песен.

Подготовка и рассылка праздничных открыток.

«Я и планета» (4 часа).

Формирование гражданского отношения к планете Земля.

Планета просит помощи.

 Маленькая страна.

Мягкие лапки, а в лапках царапки.

 В гости к зеленой аптеке.

Конкурсы рисунков.

Экскурсии, экологические акции.

2-й класс «Моя Малая Родина» (34 часа)

Общий годовой план работы составляет 34 часа, из них: теоретических - 13 часов, практических-21 час.

1. «Я и я» (4 часа).

 Формирование гражданского отношения к себе, другим людям.

Я – ученик

Мой портфель.

Подумай о других.

Игры на развитие произвольных процессов.

Диагностика.

 Сбор игр.

2.  «Я и семья» (5 часов).

Формирование гражданского отношения к своей семье.

Я помощник в своей семье.

 Моя любимая мамочка.

Об отце говорю с уважением.

 Мама, папа, я - дружная семья.

Здесь живет моя семья.

 Конкурсы рисунков, сочинений.

3. «Я и культура» (4 часа).

 Формирование отношения к искусству.

Родной край в древности

 Что посеешь, то и пожнешь.

 Широкая Масленица.

 Экскурсии в музеи, вернисажи.

«Я и школа» (6 часов).

 Формирование гражданского отношения к школе.

 Обязанности ученика в школе. Я люблю свою школу.

 Самый уютный класс.

Школьная символика (гимн, герб, флаг).

По каким правилам мы живем в школе?

Десант чистоты и порядка.

Конкурсы сочинений.

Трудовой десант.

«Я и мое Отечество» (9 часов).

Формирование гражданского отношения к

Отечеству.

Урок Мира.

Знакомства с символами родного края (герб, гимн, флаг).

 Мы и наши права.

Мой любимый посёлок.  

О чем шепчут названия улиц родного города.

След Великой Отечественной войны в жизни родного края.

Герои Советского союза - наши земляки.

 Открытка ветерану.

Конкурсы рисунков, акции.

Выпуск листовок.

Подготовка и рассылка праздничных открыток.

«Я и планета» (6 часов).

 Формирование гражданского отношения кпланете Земля.

Осень в родном  посёлке.

 Знай и люби свой край.

 Экология нашего города.

День добрых волшебников.

 Уж тает снег, бегут ручьи

. День птиц.

Вывешивание кормушек, выставки рисунков.

3-й класс «Россия - Родина моя» (68 часов)

Общий годовой план работы составляет 68 часов, из них: теоретических - 18 часов, практических - 50 часов.

1. «Я и я» (5 часов). Формирование гражданского отношения к себе. Кому нужна моя помощь? Кто что любит и умеет делать. Мы все такие разные. Для чего я рожден? Быть человеком. Диагностика.

2. «Я и семья» (16 часов). Формирование гражданского отношения к своей

семье.

В гостях у предков. Откуда я родом. Почему меня так назвали.

Что значит быть хорошим сыном и дочерью. Моя семья - моя радость. Мой папа - мастер на все руки. Мамины помощники. У моих родителей - золотые руки Доброта в стихах и сказках. Спешите творить добро! Что такое хорошо, а что такое плохо. Панорама добрых дел.

Пожилые люди - мудрые люди. Золотые бабушкины руки. Операция «Красный крест». Народный лечебник. Бабушкины советы.

Выставки. Конкурсы рисунков, сочинений. Акции. Оказание адресной помощи одиноким пенсионерам.

3. «Я и культура» (10 часов). Формирование отношения к искусству. Раз - словечко, два - словечко, - будет песенка. Музыкальная азбука. Люблю тебя, моя Россия. Богатыри земли Русской. Мои любимые книги. Дети войны.   Новогодние зарисовки. Экскурсия на Родину Деда Мороза в Великий Устюг. Новогодняя сказка.

Экскурсия в   библиотеку.        

4.«Я и школа» (11 часов). Формирование гражданского отношения к школе. Мой класс - моя семья. Мои права и обязанности. Школьный Устав. Ты и твои

друзья. Каков я в школе? Сценки из школьной жизни. Наша школа в будущем.

Вежливая улица. По каким правилам мы живем.

Мастерская по изготовлению сувениров. Зеленые ладошки земли. Десант чистоты и порядка.

Конкурсы сочинений, рисунков. Выставки поделок. Диагностика. Трудовой десант. Высаживание рассады.

5. «Я и мое Отечество» (18 часов). Формирование гражданского отношения к Отечеству.

Урок милосердия и доброты. Знакомства с символами Российского государства. Наша страна - Россия. Конституция - основной закон жизни страны. Флаги России.

Город, в котором я живу. Наша республика. Дорогая моя столица. Посмотри, как он хорош, мир, в котором ты живешь. История страны в названиях улиц. История Отечества. Путешествие по стране. Кто хочет стать знатоком истории

Там, где погиб неизвестный солдат. Они служили в Армии. Честь имею. Вам, защитники Отечества!

О подвигах женщин в военное время.

Конкурсы стихов, сочинений. Выставки рисунков. Акции. Выпуск листовок. Подготовка и рассылка праздничных открыток.

6. «Я и планета» (8 часов). Формирование гражданского отношения к планете Земля.

Осень в родном городе. Сад на окошке.

Животные из Красной книги. Животные-рекордсмены. Сад на окошке.

Чем живет планета Земля? Судьба Земли - наша судьба.

Акции. Конкурсы сочинений, рисунков. Высаживание рассады.

4-й класс «Я - гражданин России» (68 часов)

Общий годовой план работы составляет 68 часов, из них: теоретических - 26 часов, практических - 42 часа.

«Я и я» (9 часов). Формирование гражданского отношения к себе. Кто я? Какой я? Откуда я родом. «Хочу» и «надо». Тест «Познай себя». Письмо самому себе. Правила жизни. Правила счастливого человека. «Можно» и «нельзя» в жизни. Мир моих интересов

Конкурсы на лучшее письмо. Диагностика.

2. «Я и семья» (9 часов). Формирование гражданского отношения к своей

семье.

День пожилого человека. Песни бабушек. Панорама добрых дел.

Забота о родителях - дело совести каждого. Фотовыставка «Я и моя семья». Моя семья. Наша домашняя коллекция. Игры с младшим братом (сестрой). Мои семейные обязанности.

Акции. Конкурсы песен. Мини-проект. Оформление фотовыставки.

3. «Я и культура» (9 часов). Формирование отношения к искусству. Знаменитые писатели и поэты. Сто великих женщин. Образ русской женщины. О красоте, моде и хорошем вкусе.

Музыкальные превращения. Предметы быта в роли музыкальных инструментов. Музыкальный калейдоскоп «Угадай мелодию».

Как встречают Новый год в разных странах. Масленица.

Конкурс на лучший рецепт блинов.

4. «Я и школа» (9 часов). Формирование гражданского отношения к школе.

Продолжаем изучать школьный Устав.

Школьный двор. Десант чистоты и порядка.

Я и мой класс. Самое сильное звено. Мой лучший школьный друг. Наши классные обязанности. Зачем нужно учиться в школе.

Конкурсы рисунков, сочинений. Диагностика. Высаживание рассады.

5. «Я и мое Отечество» (20 часов). Формирование гражданского отношения

к Отечеству.

Поговорим о толерантности. Геральдика - наука о гербах. Символика России.

Символы нашего края. Государственный праздник - День Согласия и примирения. Права ребенка. Книга Ю Яковлева «Ваши права, дети». Наше право и наш

интерес.

От вершины к корням. Из истории появления законов. Путешествие в страну

Законию. Основной закон жизни нашего государства. Я - гражданин России. Герои России. Есть такая профессия - Родину защищать. Мы - россияне. О подвигах женщин в военное время. Победа деда - моя победа. Герои Великой Отечественной войны. Память. Города-герои.

Конкурсы сочинений. Мини-проекты, презентации и размещение в Интернете лучших работ. Оформление альбома. Выпуск листовок. Подготовка и рассылка праздничных открыток.

6. «Я и планета» (12 часов). Формирование гражданского отношения к планете Земля.

В ответе за тех, кого приучили. Покормите птиц зимой. Мастерская кормушек.

Тропы природы. Волшебный мир руками детей. Природа в поэзии.

Мой город. Знаешь ли ты страны мира? Семь чудес света. Новый год шагает по планете. Я - житель планеты Земля. Берегите природу.

Изготовление кормушек, поделок из бросового материала. Конкурс экологических сказок, стихов.

                                                 УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

1-й класс «Маленькие Россияне» (33 часа)

Тема по программе. Тема и номер урока

Всего

Теория

Практика

1 . Праздник первого звонка

1

 

1

2. Мой школьный дом. Экскурсия по школе

1     •

1

 

3. Моя семья - моя радость

1

1

 

4. Правила поведения в школе. Урок-игра

1

 

1

5. Экскурсия по школьному саду

1

1

 

6. Я, ты, мы. Игра

1

 

1

7. Кто что любит делать. Конкурс викторина

1

 

1

8. Мисс Осени

1

 

1

9. Дары природы. Конкурс поделок из природного материала

1

 

1

10. Кто мои бабушка, дедушка? В чем я должен им помочь?

1

1

 

11. Моя красивая мама. Конкурс рисунков

1

 

1

12. Мои права и обязанности. Беседа с творческим заданием

1

1

 

13. История моего города. Экскурсия в музей

1

1

 

14. Мой сосед по парте. Час откровенного разговора

1

1

 

15. Законы жизни в классе. Урок-игра

1

 

1

16. Откуда пришли елочные игрушки. Экскурсия

1

1

 

1 7. Фотографии из семейного альбома. Презентация

1

 

1

18. Школа вежливости. Беседа

1

1

 

19. Маленькая страна. Экологическая акция

1

 

1

20. Антиреклама вредных привычек. Конкурс рисунков

1

 

1

21. Они защищают Родину. Конкурс стихов

1

 

1

22. Загляните в мамины таза. Праздник

1

 

1

23. Встречаем Масленицу

1

 

1

24. Планета просит помощи. Конкурс рисунков, посвященных Дню Земли

1

 

1

25. Слушаем сказки моей бабушки

1

1

 

26. Мягкие лапки, а в лапках царапки. Викторина

1

 

1

27. Поклон тебе, солдат России. Конкурс песен

1

 

1

28. В гости к зеленой аптеке. Экскурсия в природу

1

1

 

29. Мои родные - защитники Родины. Фотовыставка

1

 

1

30. Маленькие герои большой войны. Урок Мужества

1

1

 

31. Десант чистоты и порядка

1

 

1

32. Самый красивый школьный двор. Акция

1

 

1

33. С чего начинается Родина? КВН

1

 

1

2-й класс «Моя Малая Родина» (34 часа)

Тема по программе. Тема и номер урока

 Всего

Теория

Практика

 1.  Урок Мира

1

 

 1

 2. Знакомство с символами родного края (герб, гимн, флаг)

1

 1

 

 3.Обязанности ученика в школе. Беседа

1

 1

 

 4.Осень в родном городе. Фотоконкурс

1

 1

1

5.Подумай о других. Беседа с элементами игры

1

 

 

6.Я- ученик. Беседа с творческим заданием

1

 

 

7. Родной край в древности. Экскурсия в музей

1

1

 

8. Что посеешь, то и пожнешь. Беседа с элементами игры

1

1

 

9. Я люблю свою школу. Конкурс сочинений

1

 

1

10. Мой портфель. Игра-экспромт

1

 

1

11. Моя любимая мамочка. Презентация

1

 

1

12. Школьная символика (гимн, герб, флаг)

1

1

 

13. Мой любимый город. Беседа

1

1

 

14. Наш город. Конкурс визиток

1

 

1

15. О чем шепчут названия улиц родного города. Конкурс рисунков

1

 

1

16. Самый уютный класс. Конкурс

1

 

1

17. Экология нашего города. Беседа

1

1

 

18. День добрых волшебников. Вывешивание кормушек

1

 

1

19. Я помощник в своей семье. Беседа с элементами игры

1

1

 

20. Мы и наши права. Урок-игра

1

 

1

21. Игры на развитие произвольных процессов

1

 

1

22. Об отце говорю с уважением. Конкурс сочинений

1

 

1

23. Мама, папа, я -дружная семья. Конкурс-соревнование

1

 

1

24. По каким правилам мы живем в школе? Игра

1

 

1

25. Широкая Масленица. Игра

1

 

1

26. Поэты и писатели нашего города. Выпуск буклетов

1

 

1

27. Здесь живет моя семья. Заочное путешествие

1

 

1

28. Уж тает снег, бегут ручьи. Заочное путешествие

1

 

1

29. День птиц. Выставка рисунков

1

 

1

30. След Великой Отечественной войны в жизни родного края. Экскурсия в музей

1

1

 

31 . Герои Советского союза - наши земляки. Урок Мужества

1

1

 

32. Открытка ветерану. Акция

1

 

1

33. Десант чистоты и порядка

1

 

1

34. Знай и люби свой край. Викторина

1

 

1

3-й класс «Россия - Родина моя» (68 часов)

Тема по программе. Тема и номер урока

 Всего

Теория

Практика

1.Урок милосердия и доброты

1

  1

 

2.Знакомство с символами  Российского государства

1

 1

 

3.Мой класс.- моя семья. Беседа

1

 1

 

4.Мои права и обязанности .Беседа о школьном Уставе

1

 1

1

5. Ты и твои друзья. игра

1

 

 

6. В гостях  у предков. Сказочный марафон

1

 

 

7. Откуда я родом.  Архивные раскопки

1

1

8. Наша страна – Россия. Путешествие по страницам журналов.  

1

1

10. Что значит быть хорошим сыном дочерью. Беседа.

1

1

11. Вежливая улица. Викторина.

1

1

 

12.Каков я в школе? Анкетирование

1

1

13.Животные из Красной книги

1

1

 

14.Доброта в стихах и сказках.

1

1

15.Кому нужна помощь?

1

1

16.Сценки из школьной жизни

1

1

17.Раз – словечко, два – словечко.

1

1

18. Люблю тебя моя Россия. Музыкальный час.

1

1

19. Мои любимые книги. Выставка книг.

1

1

20. Почему меня так назвали? Презентация.

1

1

21. Мы все такие разные. Конкурс рисунков.

1

1

22. Уважения достойны. Беседы о пожилых людях.

1

1

 

23. Пожилые люди - мудрые люди. Выставка

1

 

1

24. Золотые бабушкины руки. Конкурс стихов

1

 

1

25. Операция «Красный крест». Помощь престарелым людям

1

 

1

26. Город, в котором я живу. Конкурс рисунков

1

 

1

27. Моя семья - моя радость. Беседа с творческим заданием

1

1

 

28. По каким правилам мы живем. Игра

1

 

1

29. Конституция - основной закон жизни страны. Беседа с творческим заданием

1

1

 

30. Новогодние зарисовки. Конкурс газет

1

 

1

31. Экскурсия на родину Деда Мороза в Великий Устюг. Заочное путешествие

1

 

1

32. Новогодняя сказка. Праздник

1

 

1

33. Флаги России. Беседа с творческим заданием

1

1

 

34. Кто что любит и умеет делать. Викторина

1

 

1

35. Для чего я рожден? Беседа с творческим заданием

1

1

 

36. Животные-рекордсмены. Просмотр видеофильма

1

1

 

37. Чем живет планета Земля? КВН

1

 

1

38. Наша республика. Интеллектуальная игра

1

 

1

39. Мастерская по изготовлению сувениров

1

 

1

40. Операция «Сувенир»

1

 

1

41. Богатыри земли Русской. Урок-вернисаж

1

 

1

42. Там, где погиб неизвестный солдат. Выставка рисунков

1

 

1

43. Они служили в Армии. Конкурс сочинений о службе в Армии родных

1

 

1

44. Честь имею. Игровая программа

1

 

1

45. Мой папа - мастер на веерки. Презентация

1

 

1

46. Мамины помощники. Ролевая игра

1

 

1

47. О подвигах женщин в военное время. Просмотр и обсуждение фильма

1

1

 

48. Народный лечебник. Бабушкины советы

1

1

 

49. У моих родителей – золотые руки. Выставка семейных поделок

1

 

1

50. Быть человеком. Дискуссия

1

1

 

51. Дорогая моя столица. Заочное путешествие

1

 

1

52. Спешите творить добро! Ситуативный практикум

1

 

1

53. Музыкальная азбука. Викторина

1

 

1

54. Что такое хорошо, а что такое плохо. Беседа

1

1

 

55. Панорама добрых дел. Смотр-конкурс

1

 

1

56. Судьба Земли - наша судьба. Круглый стол

1

1

 

57. Наша школа в будущем. Конкурс сочинений

1

 

1

58. День птиц. Викторина

1

 

1

59. Посмотри, как он хорош, мир, в котором ты живешь. Конкурс стихов

1

 

1

50. Дети войны. Литературное чтение

1

1

 

61. История страны в названиях улиц. Презентация

1

 

1

62. История Отечества. Аукцион знаний

1

 

1

53. Вам, защитники Отечества! Акция

1

 

1

64. Встреча с местными поэтами

1

 

1

65. Зеленые ладошки земли. Десант чистоты и порядка

1

 

1

66. Сад на окошке. Акция

1

 

1

67. Путешествие по стране. Интеллектуальная игра

1

 

1

68. Кто хочет стать знатоком истории. КВН

1

 

1

4-й класс «Я - гражданин России» (68 часов)

Тема по программе. Тема и номер урока

Всего

Теория

Практика

' Поговорим о толерантности

1

1

 

2. Кто я? Какой я? Беседа с творческим заданием

1

1

 

3. Символика России

1

1

 

4. Символы нашего края

1

1

 

5. Тропы природы. Изготовление поделок из бросового материала

1

 

1

6. Моя семья. Мини-проект

1

 

1

7. Наши классные обязанности. Выпуск буклетов

1

 

1

8. Десант чистоты и порядка

1

 

 

9. В ответе за тех, кого приучили. Беседа с элементами игры

1

1

 

10. Я и мой класс. Конкурс рисунков

1

 

1

11 . Продолжаем изучать школьный Устав

1

1

 

12. Игры с младшим братом (сестрой)

1

 

1

13. Правила жизни. Беседа с элементами игры

1

1

 

14. Права ребенка. Книга Ю Яковлева «Ваши права, дети»

1

1

 

15. Тест «Познай себя»

1

 

1

16. Письмо самому себе. Конкурс на лучшее письмо

1

 

1

17. От вершины к корням. Из истории появления законов

1

1

 

18. Государственный праздник - День Согласия и примирения

1

1

 

19. День пожилого человека. Акция «Доброта души»

1

 

1

20. Песни бабушек. Конкурс песен

1

 

1

21. Правила счастливого человека. Психологический практикум

1

 

 

22. Откуда я родом. Презентация

1

 

1

23. Зачем нужно учиться в школе. Диспут

1

 

1

24. Мой город. Конкурс сочинений

1

 

1

25. Путешествие в страну Законию. Викторина

1

 

1

26. Знаменитые писатели и поэты. Литературная викторина

1

1

 

27. «Хочу» и «надо». Беседа с элементами игры

1

1

 

28. Основной закон жизни нашего государства. Беседа

1

1

 

29. Я и моя семья. Фотовыставка

1

 

1

30. Покормите птиц зимой. Мастерская кормушек

1

 

1

31 . Как встречают Новый год в разных странах. Игра-путешествие

1

 

1

32. Новый год шагает по планете. Презентация

1

 

1

33. Растения из Красной книги. Просмотр видеофильма

1

1

 

34. Самое сильное звено. Игровая программа

1

 

1

35. Панорама добрых дел

1

 

1

36. Мои семейные обязанности. Проигрывание сюжетов

1

 

1

37. Мир моих интересов. Беседа с творческим заданием

1

1

 

38. Наша домашняя коллекция. Презентация

1

 

1

39. «Можно» и «нельзя» в жизни. Игра-упражнение

1

 

1

40. Забота о родителях - дело совести каждого

1

1

 

41 . Природа в поэзии. Конкурс стихов

1

 

1

42. Мой лучший школьный друг. Письмо другу

1

 

1

43. Герои России. Сообщения учащихся

1

1

 

44. О подвигах женщин в военное время. Просмотр и обсуждение фильма

1

1

 

45. Образ русской женщины. Беседа-диалог

1

1

 

46. О красоте, моде и хорошем вкусе. Диспут

1

 

1

47. Музыкальный калейдоскоп «Угадай мелодию». Музыкальная игра

1

 

1

48. Наше право и наш интерес. Беседа с творческим заданием

1

1

 

49. Знаешь ли ты страны мира? Викторина

1

 

1

50. Масленица. Конкурс на лучший рецепт блинов

1

 

1

51 . Семь чудес света. Просмотр видеоролика

1

1

 

52. Музыкальные превращения. Предметы быта в роли музыкальных инструментов

1

 

1

53. Растения-рекордсмены. Просмотр видеофильма

1

1

 

54. Геральдика - наука о гербах. Беседа

1

1

 

55. Я - житель планеты Земля. Круглый стол

1

1

 

56. Берегите природу. Конкурс экологических сказок

1

 

1

57. Волшебный мир руками детей. Выставка детского творчества

1

 

1

58. Победа деда - моя победа. Мини-проекты о своих героических родственниках

1

 

1

59. Герои Великой Отечественной войны. Урок Мужества

1

1

 

60. Память. Создание презентации и размещение в Интернете лучших работ

1

 

1

61. Есть такая профессия - Родину защищать. Конкурсная познавательная программа

1

 

1

62. Города-герои. Оформление альбома

1

 

1

63. Школьный двор. Коллективная исследовательская работа

1

 

 

64. Школьный двор. Защита проекта

1

 

 

65. Школьный двор. Акция

1

 

 

66. Мы - россияне. Анкетирование

1

 

 

67. Я - гражданин России. Игра-викторина

1

 

 

Литература

1. Алексеева Л.Н. Стихи о растениях. СПб.: Тритон, 1997 г.

2. Антошин М.К. Герб, флаг, гимн России: изучение государственных символов РФ в школе М Айрис-пресс, 2003 г.

3. Баранова И.В. Нравственные ценности. М.: Генезис, 2004 г.

4. Бродовска З.В. В стране экологических загадок. Новосибирск, 2003 г.

6. Газман О.С. Воспитание: цели, средства, перспектива. М.: Новое педагогическое мышление, 1989.-221 с.

7.  Данилюк А.Я. и др. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России // Вестник образования. - 2009. - №17. - 9-13 с.

8. Жиренко О.Е. Внеклассные мероприятия. М.: Вако, 2007 г.

9.Концепция патриотического воспитания граждан РФ // Воспитание школьников. - 2005. - №1. -147 с.

10. Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников. М.: Просвещение, 2009. - 35 с.

11. Круглое, Ю.Г. Русские народные загадки, пословицы, поговорки. М.: Просвещение, 1990 г.

12. Кувашова И.Г. Праздники в начальной школе. Волгоград: Учитель, 2001 г.

13.Лизинский В.М. Проект программы гражданского и патриотического воспитания // Научно-методический журнал зам. директора по воспитательной работе. - 2006. - №3. - 40 с.

14. Молодова Л.М Экологические праздники для детей. Минск: Асар, 1999 г.

15. О воспитательном компоненте Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения // Воспитание школьников. - 2009. - №8 -10-16 с.

16.  Павленко Г.В. Ваши любимые песни. - Смоленск: Русич, 1996 г

17. Перекатьева О.В. Сценарии школьных праздников- Ростов-на-Дону, 20С1 г.

18. Богданова Е.В., Кондукова Н.В., Хребтова Е.В. Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования. - Белове: -2010. - 48—49с,

19. Савинов Е.С. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа. М.: Просвещение, - 2010. -191, 204 с.

20.Черемисина В.Г. Духовно-нравственное воспитание детей младшего школьного возраста. Кемерово: КРИПКиПРО, 2010. - 14-36 с.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочной деятельности для 1 класса " Декоративно-прикладное искусство"

Представляю программу по внеурочной деятельности для 1 класса художественно - эстетического направления.  Программа " Декоративно - прикладное искусство" - программа по технологии. Направлена на ...

Программа внеурочной деятельности для 1 класса по Изобразительному искусству " Волшебная палитра"

Представляю программы по внеурочной деятельности для 1 класса художественно - эстетического направления. Программа " Волшебная палитра" предусматривает развитие творческих способностей учащихся посред...

Программы внеурочной деятельности для первого класса "Основы проектирования" и второго класса "Основы проектирования. Моделирование"

Данные  образовательная программы направлены на развитие художественного творчества в области декоративно-приклад­ного искусства.  Самостоятельная  или управляемая  проектная...

Здоровьесберегающая деятельность.Спортивные игры, программа внеурочной деятельности для 2 класса

Данная праграмма разработана для занятий внеурочной деятельностью во 2 классе, может использоваться педагогами даполнительного образования или учителями физической культуры....

Программа внеурочной деятельности во 2 классе на основе программы Юным умникам и умницам

Программа внеурочной деятельности во 2 классе основана на  программе Ольги Холодовой  Юным умникам и умницам.1 час в неделю...

Рабочая программа внеурочной деятельности для 1 класса " Следопыт". Направление:проектная деятельность.

Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта начального образования. За основу рабочей программы взята авторская программа Григорьева Д.В. «Методиче...

Рабочая программа внеурочной деятельности для 3 класса «Разговор о правильном питании» 3 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности для 3 класса «Разговор о правильном питании» для 3 класса...


 

Комментарии