Рабочая программа по внеурочной деятельности "Я-первоклассник"
рабочая программа (1 класс) по теме

Никитина Любовь Геннадьевна

Разработана рабочая программа по внеурочной деятельности. Работа с портфолио "Я-первоклассник".Указаны цели, задачи, план, содержание курса, результаты.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл portfoliooffice_word.docx49.75 КБ

Предварительный просмотр:

               МБОУ «Шипиловская основная общеобразовательная школа»

Программа рассмотрена на

заседании  МО учителей начальных классов МБОУ» Шипиловская ООШ»

Протокол  №_ от «   30» _мая__2012г.

Руководитель МО

      _________ /Никитина Л.Г./

                     

.

«Утверждено»

      Директор МБОУ «Шипиловская оош»

      _____________Широбрюхова Н.Н.

                         

 «_____»_________________2012г.

        

Рабочая ПРОГРАММА

 Программа курса

внеурочной деятельности

работа с портфолио

                     

по социальному  направлению

для обучающихся 1 -4 классов

                                                                                                       Рассмотрено на                                                           заседании

                                                                                                   педагогического совета

                                                                                  протокол №

                                                                                                        от «   »         2012г.

                       

                                                      Составитель: учитель начальных классов

                                                                         МБОУ «Шипиловская оош»

                                                                        Никитина Любовь Геннадьевна

                                          2012 - 2013 учебный год

1.Пояснительная записка

       Личностное портфолио – эффективное средство для плодотворной совместной работы учеников, родителей и учителей над формированием положительных качеств характера развивающейся личности. Особенно  актуально это для учащихся начальных классов, когда ребёнок только начинает понимать, что такое коллектив и какое место занимает он в коллективе, когда он только начинает учиться оценивать себя: свои сильные и слабые стороны.

       Содержание его помогает ребёнку осознать свои изменения и применить свои знания в творческой деятельности.

       Основное предназначение портфолио – продемонстрировать достижения ученика  в различных областях деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной.

      Портфолио - это не только современная эффективная форма оценивания, но и действенное средство для решения ряда важных педагогических целей и задач.

  Цели:

Формирование у первоклассника навыков самооценки.

Приобретение навыков саморефлексии, формирование умения анализировать   собственные интересы, склонности, потребности и соотносить их с имеющимися возможностями («я реальный», «я идеальный»);

Развитие мотивации творческого роста, самостоятельной организации учебной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения.

       Задачи: 

Своевременно отмечать успехи ученика.

Поощрять  активность и самостоятельность ученика, расширять возможности    обучения и самообучения.

Через создание ситуации успеха для каждого ученика, повышать самооценку и уверенность в собственных силах и возможностях.

Через создание условий для самореализации и  самоактуализации в различных областях школьной и внешкольной жизни максимально раскрывать индивидуальные способности каждого ребенка, развивать познавательные интересы учащихся и формирование готовности к самостоятельному познанию.

Формировать умение учиться – ставить цели, планировать и организовывать    

собственную учебную деятельность.

Формировать положительные моральные и нравственные качеств личности.

Функции портфолио

       Целеполагание.

Поддерживает образовательные цели, сформулированные ФГОС второго поколения

Диагностическая функция.

Позволяет проследить личностный рост ребёнка, формирование у него умения учиться.

Даёт возможность узнать особенности эмоциональной жизни ученика и учитывать это в общении с детьми.

Мотивационная функция.

Поощряет детей, педагогов и родителей к взаимодействию в достижении положительных результатов.

Контролирующая и оценивающая функция.

Это оценка учащимися своих достижений в учебной деятельности. Причём эти страницы  помогают ребёнку реально осознать и зафиксировать свои успехи на шкале достижений, проанализировать свой учебный опыт. Задуматься над результатами своего труда.

Воспитательная функция.

Важно направить  сознание детей на воспитание в себе ученика, человека, узнать о его ценностных ориентациях.

Кроме того , заполняя эти страницы, ребёнок пропускает через себя человеческие ценности, узнаёт значение слов, оценивающих человеческие качества. С помощью этих страниц можно проследить адекватность самооценки. Есть страницы, на которых ребёнок делится своим социальным опытом.

Развивающая функция.

Обеспечивает непрерывность процесса развития, обучения и воспитания от класса к классу.

Рейтинговая функция.

Показывает диапазон и уровень навыков и умений.

Страницы  портфолио  включают  в себя  5 основных  разделов:

Разделы (что это значит для учителя)

Как называются страницы в портфолио

Диагностика личности.

Мой портрет.

Это я!

Я о себе…

Всё обо мне.

Моя семья.

Диагностика успехов.

По лестнице знаний.

Мои достижения.

Социальная жизнь.

Моя школьная жизнь.

Самооценка личности.

Я познаю мир.

Какой я?

Детское творчество.

Мои «шедеврики».

Содержание каждого раздела углубляется с каждым годом.

Сроки реализации – 1 год. Программа рассчитана на проведение занятий в течение  учебного года – 33 недели. Продолжительность занятий – 35 минут. Занятия проводятся в учебном кабинете с игровой зоной,  сельской и школьной библиотеке.

        В ходе всего обучения  на занятиях доминирует познавательная  и практическая деятельность. Основными формами обучения являются:

беседы;

 игры;

практические работы.

Особое место и значение отводится на каждом занятии игре:

Это ведущий вид деятельности этого возраста (6-11 лет);

Через игру ребёнок вступает во взрослый мир;

Через игру формируется  чувство товарищества и дружбы между детьми, гуманистическая  атмосфера в группе.

Формы подведения итогов работы: беседа, заполнение и оформление страницы портфолио.

2.Планируемые результаты освоения программы:

         Портфолио отражает динамику становления обучения, воспитания, развития и социализацию ребёнка. Оно даёт проследить, как в течение школьной жизни меняется ребёнок: его отношение к обучению, степень овладения ЗУН, как постепенно меняется и обогащается мир ребёнка, как складываются и меняются его отношения с ребятами и взрослыми.

       В большей степени портфолио отражает социализацию, которую мы понимаем как адаптацию ребёнка к реальной жизни через овладение разными сторонамисоциального опыта, ценностными ориентациями (этика, культура, гуманныеотношения).

Что даёт портфолио учителю.

       Портфолио позволяет проследить личностный рост ребёнка, способствует формированию у него умения учиться, помогает ученику перейти к сотрудничеству с учителем, одноклассниками и вовлекает его в учебный процесс. Страницы портфолио «рассказывают» учителю о чувствах, впечатлениях, страхах. Предпочтениях, удачах и неудачах ученика. Это даёт педагогу возможность узнать особенности эмоциональной жизни отдельного ученика и учитывать их в своём общении с детьми.

      Но, вводя портфолио, важно соблюдать обязательное условие – демократический стиль общения учителя и учащегося. Важно, чтобы откровения ученика помогли учителю вовремя прийти ему на помощь, а ученику – осознать себя значимым субъектом учебной деятельности, видеть свои успехи, не бояться встречающихся трудностей. Ученик должен быть уверен, что рядом учитель и родители, которые всегда придут на помощь.

Что даёт портфолио родителям.

       Портфолио интересно и родителям, так как с его помощью они видят движениеребёнка в овладении ЗУН, его внутренние переживания, результаты творческой деятельности, трудности и радости.

      Важно, чтобы ребёнок в любое время мог взять своё портфолио, что-либо исправить или дополнить, вложить в папку «Мои шедеврики» свои работы.

С разрешения детей можно выкладывать портфолио на родительских собраниях. Показывать его кому-либо можно только с разрешения ребёнка.

Собранные листы наблюдений отражают динамику следующих показателей:

сформированности и индивидуального прогресса в развитии таких

       навыков учения,как:

приобретение знаний,

понимание,

применение,

анализ,

синтез,

оценка,

диалектичность мышления,

метазнание

Сформированности и индивидуального прогресса в развитии социальных навыков:

способность принимать ответственность;

способность уважать других;

умение сотрудничать;

умение участвовать в выработке общего решения;

способность разрешать конфликты;

Способность приспосабливаться к выполнению различных ролей при работе в группе

сформированности и индивидуального прогресса в развитии ряда

 коммуникативных навыков:

слушание (слышать инструкции, слышать других, воспринимать информацию);

говорения (ясно выражаться, высказывать мнение, давать устный отчет в малой и большой группе);

чтения (способность читать для удовольствия, общения и получения информации);

письма (фиксировать наблюдения, делать выписки, излагать краткое содержание, готовить отчеты, вести дневник)

3.Учебно –тематический план

        14        19

Название тем

Количество часов

всего

Аудит.

Внеаудит.

1.

Первое сентября.

1

1

2.

Чему учат в школе.

1

1

3.

Мой портрет.

1

1

4.

Моя семья.

1

1

5.

Мой класс.

1

1

6.

Законы школьной жизни.

1

1

7.

Права и обязанности ребёнка.

1

1

8.

Распорядок дня.

1

1

9.

Правила безопасности.

1

1

10.

Безопасный маршрут «Дом – школа».

1

1

11.

Мои друзья.

1

1

12.

Я учусь писать.

1

1

13.

Учимся ставить цели.

1

1

14.

Моё созвездие успеха.

1

1

15.

Мои цели: 1 класс.

1

1

16.

Моя школьная жизнь.

1

1

17.

Математическая копилка.

1

1

18.

Я о себе.

1

1

19.

Как я отношусь к людям.

1

1

20.

Традиции класса.

1

1

21.

Портфель читателя.

1

1

22.

Моя маленькая Родина.

1

1

23.

Мои добрые дела.

1

1

24.

Это я!

1

1

25.

Я познаю мир.

1

1

26.

Оцени свои знания по ИЗО.

1

1

27.

Оцени свои знания по музыке.

1

1

28.

Оцени свои знания по технологии.

1

1

29.

Оцени свои знания по окружающему миру.

1

1

30.

Оцени свои знания по литературному чтению.

1

1

31.

Оцени свои знания по математике.

1

1

32.

Оцени свои знания по русскому языку.

1

1

33.

Я закончил(а)  1 класс!

1

1

                             Итого:                                                   33                    

4.Содержание программы

Название разделов

Название тем

1

Знакомьтесь, это я!

Первое сентября.

Мой портрет.

Моя семья.

Мои друзья.

Я о себе.

Моя маленькая Родина.

Мои добрые дела.

Это я!

Я познаю мир.

2

Моя школа.

Чему учат в школе.

Законы школьной жизни.

Права и обязанности ребёнка.

Распорядок дня.

Правила безопасности.

Безопасный маршрут «Дом – школа».

3

Мой класс.

Мой класс.

Моя школьная жизнь.

Традиции класса.

Как я отношусь к людям.

4

Мои учебные достижения.

Я учусь писать.

Учимся ставить цели.

Моё созвездие успеха.

Мои цели: 1 класс.

Математическая копилка.

Портфель читателя.

Оцени свои знания по ИЗО.

Оцени свои знания по музыке.

Оцени свои знания по технологии.

Оцени свои знания по окружающему миру.

Оцени свои знания по литературному чтению.

Оцени свои знания по математике.

Оцени свои знания по русскому языку.

5

Мои достижения + Мои «шедеврики»

Я закончил(а)  1 класс!

5.Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Особенности помещения: кабинет с учебной и игровой зоной.  Наличие ноутбука, проектора, экрана, принтер-сканер.

7.Календарно-тематический план

Тема

Основное содержание занятия

Формы и методы работы

Вид деятельности

Виды контроля

Дата проведения

1.

Первое сентября.

Портфолио. Советы по его ведению. Что ты умеешь.

Беседа, практическая работа, игра.

коллективная

индивидуальная

заполнение и оформление страницы для  портфолио.

2.

Чему учат в школе.

Чему учат в школе. Что уже умеешь делать хорошо.

Беседа, практическая работа, игра.

коллективная

индивидуальная

Беседа, заполнение и оформление страницы для  портфолио.

3.

Мой портрет.

Рисование своего портрета. Имя, фамилия, отчество. Дата рождения. Хобби.

Творческая работа.

коллективная

индивидуальная

заполнение и оформление страницы  для  портфолио.

4.

Моя семья.

Члены моей семьи,  работа. Наши семейные праздники.

Беседа, творческая работа.

коллективная

индивидуальная

Беседа, заполнение и оформление страницы  для  портфолио.

5.

Мой класс.

Мой класс. Одноклассники. Дата их рождения.

Беседа, практическая работа.

коллективная

индивидуальная

Беседа, заполнение и оформление страницы  для  портфолио.

6.

Законы школьной жизни.

Законы школьной жизни. Законы класса.

Беседа,  дискуссия

коллективная

индивидуальная

Беседа, заполнение и оформление страницы  для  портфолио.

7.

Права и обязанности ребёнка.

Права и обязанности ребёнка.

Беседа, игра.

коллективная

индивидуальная

Беседа

8.

Распорядок дня.

Распорядок дня в 1классе. Его значение.

Беседа, игра, дискуссия.

коллективная

индивидуальная

Беседа, заполнение и оформление страницы  для  портфолио.

9.

Правила безопасности.

Правила безопасности на дороге.

Экскурсия, беседа, игра.

коллективная

индивидуальная

Беседа

10.

Безопасный маршрут «Дом – школа».

План безопасного маршрута «Дом – школа».

Практическая работа

коллективная

индивидуальная

Заполнение и оформление страницы  для  портфолио.

11.

Мои друзья.

Верный друг – тот, кто… Пословицы и поговорки о друзьях.

Беседа, игра, дискуссия.

Коллективная парная

индивидуальная

Беседа, заполнение и оформление страницы  для  портфолио.

12.

Я учусь писать.

Мои лучшие работы по письму.

Практическая работа.

коллективная

индивидуальная

оформление страницы  для  портфолио.

13.

Учимся ставить цели.

Что такое цель. Какой она должна быть. Намечаем цели.

Беседа, практическая работа.

коллективная

индивидуальная

Беседа, заполнение  страницы  для  портфолио.

14.

Моё созвездие успеха.

Учимся строить созвездие успеха.

Практическая работа.

коллективная

индивидуальная

Беседа, оформление страницы  для  портфолио.

15.

Мои цели: 1 класс.

К чему стремиться в каждой четверти 1 класса. Ставим цели.

Беседа, практическая работа.

коллективная

индивидуальная

Беседа, заполнение страницы  для  портфолио.

16.

Моя школьная жизнь.

Школьная жизнь. Школьные праздники.  Презентация «Школьные годы чудесные!»

Беседа, игровая программа.

коллективная

индивидуальная

Беседа, заполнение и оформление страницы  для  портфолио.

17.

Математическая копилка.

Волшебное превращение фигур. «Оживление» цифр. Игра «Считай, смекай, отгадывай!»

Игра, творческая работа.

коллективная

индивидуальная

оформление страницы  для  портфолио.

18.

Я о себе.

Психологический портрет ученика. Рисуем значок настроения.

Творческая работа.

коллективная

индивидуальная

заполнение и оформление страницы  для  портфолио.

19.

Как я отношусь к людям.

Отношение к людям. Тест.

Беседа, практическая работа.

коллективная

индивидуальная

Беседа, заполнение и оформление страницы  для  портфолио.

20.

Традиции класса.

Традиции. Традиции моего класса.

Беседа, практическая работа.

коллективная

индивидуальная

Беседа, заполнение  страницы  для  портфолио.

21.

Портфель читателя.

«Буквы оживают». О любимых книгах. Скорость чтения.

Творческая, практическая работа.

коллективная

индивидуальная

заполнение и оформление страницы   для  портфолио.

22.

Моя маленькая Родина.

Что такое Родина? Адрес. Памятные места. Знаменитые люди.

Заочное путешествие.

коллективная

индивидуальная

Беседа, заполнение и оформление страницы  для  портфолио.

23.

Мои добрые дела.

Добрые дела. Копилка добрых дел.

Исследование, практическая работа.

коллективная

индивидуальная

заполнение и оформление страницы  для  портфолио.

24.

Это я!

Характеристика человека. Какой он?

Практическая работа.

коллективная

индивидуальная

Беседа, заполнение и оформление страницы  для  портфолио.

25.

Я познаю мир.

Как можно познавать мир. Анкета.

Беседа, практическая работа.

коллективная

индивидуальная

заполнение  страницы  для  портфолио.

26.

Оцени свои знания  по ИЗО.

Что нравилось, что не понравилось. Чему научился.

Практическая работа,

коллективная

индивидуальная

 заполнение и оформление страницы  для  портфолио.

27.

Оцени свои знания по музыке.

Что узнали нового? Что нравилось, что не понравилось? Чему научились?

Практическая работа, мини-концерт.

коллективная

индивидуальная

заполнение и оформление страницы  для  портфолио.

28.

Оцени свои знания по технологии.

Чему научились? Любимый вид работы. Что не понравилось?

Викторина, практическая работа, игра.

коллективная

индивидуальная

заполнение и оформление страницы  для  портфолио.

29.

Оцени свои знания по окружающему миру.

Что узнали нового. Что хочу узнать? Отгадывание загадок.

Чему научились. Что нравилось и не нравилось на уроках.

Викторина, практическая работа, игра.

коллективная

индивидуальная

заполнение и оформление страницы  для  портфолио.

30.

Оцени свои знания по литературному чтению.

Анкетирование. Цветовая оценка знаний, умений и навыков. Чему научились.

Викторина, практическая работа, игра.

коллективная

индивидуальная

заполнение и оформление страницы  для  портфолио.

31.

Оцени свои знания по математике.

Маленький экзамен. Цветовая оценка знаний, умений и навыков. Что понравилось, что нет на уроках.

Игра, практическая работа.

коллективная

индивидуальная

заполнение и оформление страницы  для  портфолио.

32.

Оцени свои знания по русскому языку.

Маленький экзамен. Цветовая оценка знаний, умений и навыков. Чему научились. Что понравилось, что нет. Пьедестал успехов.

Игра, практическая работа.

коллективная

индивидуальная

заполнение и оформление страницы  для  портфолио.

33.

Я закончил(а)  1 класс!

Праздник «В первый класс в последний раз!»

праздник

коллективная

индивидуальная

Выставка своих лучших «шедевриков»


8.Список литературы:

«Портфолио учащегося начальной школы»  Мишакина Т.Л. -   Москва, «Ювента», 2007.

«Первоклассник: адаптация к новой социальной среде» Соловьёва Т.А., Рогалева Е.И. – Москва, «ВАКО», 2008.

«Портфолио ученика начальной школы» Андреева Е.А., Разваляева Н.В. – Москва, «Планета», 2011.

«Портфолио ученика. Оценка достижений школьников» - электронное пособие – Волгоград, «Учитель», 2009.

«Я – первоклассник, портфолио учащегося»  Осетинская О.В.   – Волгоград, «Учитель», 2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексная программа внеурочной деятельности первоклассников в условиях Ф

Данная программа представляет собой вариант комплексной программы организации внеурочной деятельности первоклассников и предназначена для реализации как в отдельно взятом классе, так и в параллели....

Организация внеурочной деятельности первоклассников МАОУ СОШ №8

В материале указано подробное описание занятий во внеурочное время первоклассников....

Модель внеурочной деятельности первоклассников

В презентации отражена система работы после уроков по 5 направлениям внеурочной деятельности. Материал может быть полезен учителям начальных классов, педагогам дополнительного образования....

Организация проектной работы в рамках внеурочной деятельности первоклассников

В статье описан один из способов организации проектной деятельности первоклассников...

Рабочая программа по внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Этикет для младших школьников»

Данная программа по внеурочной деятельности "Этикет для младших школьников" призвана помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений. А так же способствовать формированию гармонично...

Программа внеурочной деятельности первоклассников в адаптационный период.

Программа внеурочной деятельности первоклассников  в адаптационный период. Работа  представляет собой программу организации адаптационного периода школьников и предназначена для реализа...