Главные вкладки

    Классный час (4 класс) по теме:
    Классный час на тему "Дорогою добра"

    Веретенникова Ирина Павловна

    Классный час в 4 классе способствует духовно-нравственному развитию младших школьников

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon kl._chas_dorogoyu_dobra.doc63.5 КБ
    Файл kopiya_klassnyy_chas_v_4_klasse.pptx2.22 МБ

    Предварительный просмотр:

      Конспект классного часа для учащихся 4 класса

         « Дорогою добра…»

    Цели и задачи:

    1. формировать в сознании детей понятие «доброта»;
    2. развивать чувство взаимопомощи,  внимательности и уважения к людям, гуманного отношения к природе;
    3. расширить знания о доброте и её роли в жизни человека;
    4. пробудить интерес к совершению добрых дел и поступков;

    Оборудование:  презентация к классному часу,  3 конверта для команд с пословицами, бумажная кукла,     дерево «доброты»

    Ход классного часа

    Учитель. Сегодня мы с вами собрались в такой уютной кампании, чтобы поговорить об одном очень важном качестве, без которого человек не может называться человеком.

    Качество это серьезное,

     Главное, важное.

    То, что значит оно,

    Очень нужно для каждого.

    В нем забота и ласка,

    Тепло и любовь.

    В нем стремленье

    На помощь прийти вновь и вновь.

    Это качество

    В сердце у многих живет

     И о боли других

    Позабыть не дает.

    И оно поважнее,

    Чем лица красота.

    Это качество -

    Наших сердец  ДОБРОТА.                

     (Слайд 1)

    А чтобы настроиться на такой важный разговор, обязательно нужна добрая песня.

     Звучит песня «Дорогою добра»

    Учитель:  Доброта... Добро... Что же это такое? Как вы думаете?

    (ответы детей)

    Учитель:  Чтобы подробнее разобраться в этом вопросе,  давайте узнаем, что такое доброта.

    Первая ученица :   Что такое доброта? В словаре Сергея Ивановича Ожегова слово «доброта» определяется, как «отзывчивость, душевное расположение к  людям, стремление делать добро другим». Доброта - всё положительное, хорошее, полезное.  (слайд  2).

     

     У слова «доброта» есть много родственных слов:

    добросердечный - это человек, обладающий добрым сердцем, ласковый

    добродушный - добрый и мягкий по характеру, незлобный

    доброжелательный - желающий добра

    добропорядочный - приличный, достойный одобрения

    добронравный - отличающийся хорошим поведением, хорошим нравом

    добросовестный - честно выполняющий свои обязанности

    А ещё доброта - это забота, понимание, сочувствие, любовь, милосердие.

     Учитель:

    Михаил Пришвин писал: «Доброта - это солнце, которое согревает душу человека».

    Лев Николаевич Толстой говорил: «Доброта. Вот качество, которое я желаю приобрести больше всех других».

     Вторая ученица: Добрым быть совсем, совсем не просто:

                               Не зависит доброта от роста,  

                               Не зависит доброта от цвета.

                               Доброта - не пряник, не конфета.

                               Только надо, надо добрым быть

                               И в беде друг друга не забыть.

                               И завертится Земля быстрей,

                               Если будем мы, с тобой добрей.

    Учитель:   В народе всегда относились к доброте по-особому. Это человеческое качество ценилось во все времена. Русские люди всегда стремились быть добрыми, милосердными, заботливыми, честными.  

    Много пословиц и поговорок сложили они на эту тему. Давайте с ними познакомимся.

     В конвертах у вас лежат пословицы и поговорки о доброте, но они перепутаны. Вам необходимо их собрать правильно.

    Ребята работают  в группах

    1 группа

    Кто любит добрые дела,

    тому и жизнь мила.

    Злой не верит,

    что есть добрый.

    Без добрых дел

    нет доброго имени.

                               

                                       2 группа

    На добрый привет -

    добрый ответ.

    Жизнь дана на -

    добрые дела.

    Не одежда красит человека,

    а его добрые дела.

                                       3 группа

    Добрые слова

    дороже богатства.

    Доброе слово лечит,

    а злое калечит.

    Худо тому,

    кто добра не делает никому.

    Проверим, что у вас получилось

    1 группа:        Как вы понимаете смысл пословицы «Без добрых дел нет доброго        

                           имени?

    2 группа:         Как вы понимаете смысл пословицы «Не одежда красит человека,   а его

                           добрые дела»?

    3 группа:      Как вы понимаете смысл пословицы «Доброе слово лечит, а злое калечит»  

                         

    Поговорим об этом подробнее.

    Учитель:  Сегодня я разрешу вам делать то, чего никогда не разрешала. Познакомьтесь, это Настя (кукла, вырезанная из бумаги). Сейчас мы её будем обижать. Я попрошу  вас помочь мне.   Вспомните, как вы обижаете, друг друга на перемене, когда злитесь и ссоритесь. Обижая друг друга, даже словом, мы причиняем боль. Вы  будете говорить Насте что-то обидное, а я буду причинять ей боль, загибая край бумаги.

                                  (Ученица называет обидные слова, учитель загибает края куклы)

    Учитель:   Посмотрите на куклу, изменилась она? Такая ли она была в начале? Что в ней изменилось?

    -  Мы очень травмировали куклу. Можем ли мы что-то изменить? Как нам исправить положение? (пожалеть куклу, попросить прощения, сказать что-то приятное).

    - Давайте попробуем сказать ей что-нибудь хорошее, сами тем временем будем разглаживать те шрамы, которые мы оставили.

    (Дети по очереди называют слова)

    - Ребята, а сейчас посмотрите на Настю, ей уже лучше, но стала ли она такой, какая была в начале разговора? Почему?

    Попытаемся сделать вывод: боль остаётся в душе ещё очень долго, и никакие комплименты не могут её разгладить. Русский учёный Павлов сказал: «Словом можно убить, словом можно воскресить». Слово имеет очень важное значение в жизни человека.  (Слайд  ).

     

                             3 ученица Утешить можно им, помочь

                              Развеселить, совет дать снова

                              Но ты запомни лишь одно

                              Всегда должно быть добрым слово.

                                Ах; как нам добрые слова нужны!

                                 Не раз мы в этом убеждались сами,

                                 А может не слова - дела важны?

                                 Дела - делами, а слова - словами.

                                 Они живут у каждого из нас,

                                 На дне души до времени хранимы,

                                 Чтоб их произнести в тот самый час,

                                 Когда они другим необходимы.

    Учитель:  Как вы думаете, можно ли заставить человека быть добрым? (доброта должна быть в душе)

    Доброта делает человека обаятельным, красивым. Человек, в душе у которого доброта, приятно выглядит, у него выражение радости и покоя на лице и милая улыбка на губах.

     Учитель:  А сейчас я попрошу вас ответить на мои вопросы,  используя  жесты. Если вы согласны с утверждением, то хлопайте в ладоши, а если нет-тяните руки вверх.

    Можно ли назвать добрым человека, который:

    •   делает что-то полезное для людей;

    •   делает домашнее задание за кого-то;

    •   ждёт, когда его позовут на помощь;

    •   переводит старушку через дорогу;

    •   накормит бездомного котёнка;

    •   заберёт обратно подаренную вещь;

     

    Учитель:   Научиться по-настоящему быть добрым трудно. Путь к доброте долгий, нелегкий. На нем человека ожидают взлеты и падения, спуски и подъемы, чередования зла и добра.

    И сейчас я хочу предоставить слово  … узнаем, откуда берётся зло.

     Вторая ученица:  Откуда берётся зло? От злости, от гордости, от плохих черт     характера. Зло - это войны и предательство, зависть и жадность, хамство и    равнодушие, эгоизм и обман. Зло совершается, когда сильный обижает слабого, когда хулиган оскорбляет людей, когда люди выбрасывают на улицу кошек и собак, обрекая их на мучения и даже на гибель. К сожалению, в нашем мире есть злые и бессердечные люди, а порою и жестокие. Мы предлагаем вам посмотреть этот фильм и задуматься.

    Демонстрируется клип «Жестокость»   (Слайды  ).

     4 ученица:   Опомнись, вздрогни, человек!

                                  Перед природой ты в долгу,

                                  И славен будет пусть твой век

                                  Травой душистой на лугу.

                                 Твори добро, чтобы любя,

                                 Добро тебя нашло.

                                 Зла не верши, чтоб и тебя

                                 Не погубило зло.

                               Словами, мыслями, делами

                                Твори добро, борись со злом.

                                Всегда, везде, где только сможешь,

                                А главное - в себе самом.

     Учитель:        Чтобы на Земле никогда не было зла, люди должны

    научиться выращивать «сады доброты». Сообща, все вместе, дружно, дерево за деревом.  

    Упражнение «Волшебные сады»

    Материал: листы бумаги с нераскрашенным изображением сада, цветные карандаши или фломастеры.

    Педагог предлагает детям раскрасить волшебные сады. Сады должны получиться очень красивыми, потому что в них живут хорошие, добрые и, значит, красивые люди, и им понравится, если сады у них будут веселые, звонкие, яркие, солнечные, или тихие, загадочные, сказочные, таинственные, мечтательные, нежные, светлые, ясные – такие, каким бывает волшебство.

     

     Учитель:   Доброта всегда приносит радость окружающим людям. Она, как волшебное лекарство, вылечивает от многих недугов. Каждому из нас надо научиться быть добрыми ко всему окружающему.

    Первый ученик: Мы подвели итоги анкетирования «Добрый ли вы человек?» И вот |что у нас получилось.   ( ).

    Оказывается, в нашем классе почти  нет ребят недружелюбных, недоброжелательных, с которыми неинтересно общаться. Но зато есть ребята, которые добры далеко не со всеми, а только с теми, кто им нравится. Это неправильно, потому, что надо стараться быть добрыми со всеми. А ещё у нас есть ребята, которые любезны, нравятся окружающим, умеют общаться с людьми. У них, наверное, много друзей. Пожелаем им всегда быть такими же добрыми.

    Ученица: Всегда приятно находиться в обществе добрых людей, но для этого мы должны быть сами добрыми людьми. Мы составили правила  доброты, пользуясь которыми можно стать по-настоящему добрым  (Слайды  ).

     

    •   Делись последним с другом.  

    •   Помогай людям

    •   Защищай слабого

    •   Не завидуй

    •   Прощай ошибки другим

     Учитель:  Ребята, вспомните, как называется сказка о волшебном цветке, который исполнял желания?  

     Давайте поиграем. Мы будем отрывать лепестки и называть доброе дело, которое мы можем с вами совершить.

     Учитель:  Ребята, сегодня мы вели долгий и серьёзный разговор. Хотелось  бы узнать, а к какой истине вы пришли? (Доброта важнее и нужнее всех человеческих качеств)

    Учитель:  Дорогие, ребята! Дорогие гости! В этот замечательный день я хочу пожелать вам хорошего настроения, удачи и пусть всегда вас окружают только добрые люди.

    Наш классный час окончен. Всем спасибо.


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1
    Классный час в 4 классе Дорогою добра Выполнила : учитель начальных классов МБОУ СОШ №1 г. Горбатов Веретенникова Ирина Павловна.

    Слайд 2
    Сделаем мир добрее. Добрым быть совсем, совсем не просто. Не зависит доброта от роста. Не зависит доброта от света. Доброта не пряник, не конфета.

    Слайд 3
    В словаре Сергея Ивановича Ожегова слово «доброта» определяется, как «отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим». Доброта - всё положительное, хорошее, полезное.

    Слайд 4
    добросердечный - это человек, обладающий добрым сердцем, ласковый добродушный - добрый и мягкий по характеру, незлобный доброжелательный - желающий добра добропорядочный - приличный, достойный одобрения добронравный - отличающийся хорошим поведением, хорошим нравом добросовестный - честно выполняющий свои обязанности Словарь

    Слайд 5
    Михаил Пришвин писал: «Доброта - это солнце, которое согревает душу человека».   Лев Николаевич Толстой говорил: «Доброта. Вот качество, которое я желаю приобрести больше всех других». Писатели о доброте

    Слайд 6
    Игра «Собери пословицы» Работа в группах

    Слайд 7
    Как вы понимаете смысл пословиц ? 1 группа «Без добрых дел нет доброго имени» 2 группа «Не одежда красит человека, а его добрые дела » 3 группа: « Доброе слово лечит, а злое калечит» Объяснялки

    Слайд 8
    Русский учёный Павлов сказал: « Словом можно убить, словом можно воскресить ». Слово имеет очень важное значение в жизни человека. Значение слова

    Слайд 9
    Жестокость. Зло. Ролик закачан в видео на моём сайте

    Слайд 10
    Волшебные сады

    Слайд 11
    Добрый ли ты человек? От 4до 8- Доброта- вопрос случая. Добры вы далеко не со всеми. Надо стараться быть добрее со всеми, чтобы люди не обижались. Больше 8 – Вы добрый человек, умеете общаться с людьми. Так держать.

    Слайд 12
    • Делись последним с другом. • Помогай людям • Защищай слабого • Не завидуй • Прощай ошибки другим   Правила доброты

    Слайд 13
    Игра «Цветик- семицветик »

    Слайд 14
    Доброта важнее и нужнее всех человеческих качеств   Вывод


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Классный час на тему «Добро и красота»

    В результате занятия дети смогут:  сформулировать понятие «дружба»,  практиковать навыки  взаимопомощи при решении различных проблем,  приобретут навыки работы в сотрудничест...

    Классный час на тему "Добрые слова о моей игрушке"

    Классный час на тему "Добрые слова о моей игрушке" можно провести в 1 классе...

    классный час на тему "добро и зло"

    план урока на тему "Добро и зло"...

    Классный час на тему "Добро"

    Цели:  формировать в сознании детей понятие «доброта»;  развивать чувство взаимопомощи,  внимательности и уважения к людям, гуманного отношения к природе;  расширить знания о до...

    Классный час на тему "Добро помни, а зло забывай!"

    Тема " Добро помни , а зло забывай!" Не одежда красит человека, а добрые дела. Не ищи красоты, а ищи доброты....

    классный час на тему "Добрые и вежливые отношения в семье"

    Тема " Добрые и вежливые отношения в семье"Доброта - отзывчивое, душевное, хорошее отношение к окружающим....