Формирование социальных компетенций и воспитание успешности учащихся начальной школы
статья по теме

Базаркина Наталья Александровна

 

 Метод проектов  относят к педагогическим технологиям XXI века как предусматривающий умение адаптироваться в быстро меняющемся мире. Не случайно в Базисный учебный план внесена новая строчка о проектной деятельности, а один из параметров нового качества образования – способность проектировать. Также одной из приоритетных задач нового этапа реформы образования является сбережение и укрепление здоровья учащихся, воспитания у них потребности в здоровье как жизненно важной ценности, сознательного стремления к ведению здорового образа жизни.

 При планировании проектной деятельности в начальной школе мною прогнозировались следующие результаты:

1. Формирование устойчивого интереса и потребностей к здоровому и активному образу жизни.

2. Укрепление морально-психологического здоровья учащихся, развитие их коммуникативных способностей, нравственное и эстетическое совершенствование личности каждого ребенка. Повышение социального самосознания статуса личности, развитие  гражданской и творческой инициативы и самостоятельности, навыков социализации.

3.  Рост мотивации к обучению, развитие навыков самоконтроля и самоанализа, стойкий интерес к познавательной деятельности, в том числе творческой.

4.  Повышение моей профессиональной компетенции в сохранении и укреплении физического, нравственного, морального и социального здоровья школьников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование социальных компетенций и воспитание успешности учащихся начальной школы

Учитель: Н.А.Базаркина, ГБОУ СОШ №820 г.Москвы

Главная задача современной школы – раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Школьное обучение должно способствовать личному росту, чтобы выпускники могли

самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, уметь реагировать на различные жизненные ситуации. Для этого современные школьники уже в начальных классах должны привыкать к самостоятельности и ответственности и постепенно добиваться хотя бы небольших успехов в школе и за её пределами.

Личный успех и поощрение инициативы каждого ученика, быстрая адаптация к постоянно меняющемуся миру и социуму позволит современным школьникам занять достойное место в российском обществе.

         «Забота о здоровье ребёнка – это не просто комплекс санитарно - гигиенических норм и правил…  и не свод требований к режиму,  питанию, труду, отдыху. Это прежде всего забота о гармоничной полноте всех физических и духовных сил, и   венцом этой гармонии является радость творчества». Эти слова принадлежат Василию Александровичу Сухомлинскому.

Все новое – хорошо забытое старое. Метод проектов не является принципиально новым в педагогической практике, но вместе с тем его относят к педагогическим технологиям XXI века как предусматривающий умение адаптироваться в быстро меняющемся мире. Не случайно в Базисный учебный план внесена новая строчка о проектной деятельности, а один из параметров нового качества образования – способность проектировать. Также одной из приоритетных задач нового этапа реформы образования является сбережение и укрепление здоровья учащихся, воспитания у них потребности в здоровье как жизненно важной ценности, сознательного стремления к ведению здорового образа жизни.

(Слайд 2) При планировании проектной деятельности в начальной школе мною прогнозировались следующие результаты:

  1. Формирование устойчивого интереса и потребностей к здоровому и активному образу жизни.
  1. Укрепление морально-психологического здоровья учащихся, развитие их коммуникативных способностей, нравственное и эстетическое совершенствование личности каждого ребенка. Повышение социального самосознания статуса личности, развитие  гражданской и творческой инициативы и самостоятельности, навыков социализации.
  2. Рост мотивации к обучению, развитие навыков самоконтроля и самоанализа, стойкий интерес к познавательной деятельности, в том числе творческой.
  3. Повышение моей профессиональной компетенции в сохранении и укреплении физического, нравственного, морального и социального здоровья школьников.

Одним из важных условий, благоприятствующих нормальному росту школьника, укреплению его здоровья, а значит, успешному обучению, является рациональное питание.

Конечно же, родители и учителя рассказывают детям о необходимости правильного питания.

(Слайды 3-4) Проект «Порядок в еде – и всё будет в порядке» интересен сам по себе и полезен для детей. Миша Макконнелл для участия в конкурсе «Здорово быть здоровым», снялся в ролике «Как обедал Васятка». Во время съемки он наелся понемногу несочетаемых продуктов, хотя его очень просили не делать этого. Изобразить колики в животе было нетрудно, т.к. Мише действительно стало плохо. В результате на основе собственного опыта сформировалось представление о важности правильного питания. Роликом, который посмотрело достаточно много зрителей, мы хотели донести это и до других детей и их родителей. Кроме того, в проекте ценно то, что Миша смог побывать в роли  журналиста, сценариста, режиссёра, актёра и редактора, выступил перед разными аудиториями, что было для него самым сложным. Понял, что если приложить труд и терпение, можно очень многому научиться.

По умению правильно держать себя за столом, красиво есть, всегда судили о культурном уровне человека. Знание этих правил помогает ориентироваться в различных ситуациях повседневной жизни.

Не все взрослые знают и следуют правилам поведения за столом, тем более дети, которым гораздо труднее усидеть на месте, не сползать со стула и не хватать руками закуски с разных тарелок.

В проекте «Как ест культурный человек» авторы работы, ученицы моего класса, попросили одноклассников сфотографировать правильное и неправильное поведение за столом и подобрать к фотографиям комментарии. Задействован был почти весь класс. Предлагаю Вашему вниманию несколько слайдов получившегося пособия. (Слайды 5-10)

В итоге дети способствовали воспитанию культуры поведения своих одноклассников за столом.

Использование продукта проектной деятельности, в данном случае ролика и фотографий, оформленных в виде компьютерной презентации,  позволяет формировать у детей сознательное отношение к своему здоровью, осваивать навыки правильного поведения. Происходит формирование социальных компетенций. (Слайды 11)

Еще один проект «Спички – не игрушка» направлен на формирование сознательного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих, приобретения основополагающих знаний и умений по распознанию и оценке опасных ситуаций, определение способов защиты от них, а также умение оказывать само- и взаимопомощь в доступном для детей в соответствии с возрастом объеме. (Слайды 12-20)

Автор работы Демакова Юля

  1. узнала, какую пользу приносит огонь, и чем он бывает опасен, выяснила причины пожаров.
  2. Составила памятку для детей и выступила перед одноклассниками.
  3. Освоила технику «квиллинг» и смогла выразить свои творческие способности, приняла участие в конкурсе работ на противопожарную тематику.

Проект Чекмарева Всеволода «Альтернативные источники энергии» заставляет задуматься учащихся и взрослых о проблемах экологии и о том, как можно изменить ситуацию к лучшему. (Слайды 21-24)

  1. Всеволод узнал, что такое электрический ток и что является источником электрической энергии. Проанализировал достоинства и недостатки источников электроэнергии.
  2. Выяснил, как устроена обычная батарейка.
  3. В качестве альтернативы сделал лимонную и солевую батарейку, подключил к ним электронные часы, которые начали работать.
  4. Убедился в том, что, используя альтернативные источники энергии, мы делаем вклад в общую экономию энергоресурсов, а значит и в сбережение природных ресурсов.

Проекты позволили мне наименее ресурсозатратным способом создать условия деятельности, максимально приближенные к реальным, для формирования компетентностей учащихся. Появилась исключительная возможность формирования у школьников компетентности разрешения проблем, а также освоения способов деятельности, составляющих коммуникативную и информационную компетентности.

Выводы, к которым я пришла (Слайд 25):

1. Ребенок должен ощущать себя значимым и счастливым, и проекты помогают ему в этом.

2. Защита проекта  оставляет в душе ребенка только положительные эмоции.

3. Дети испытывают ощущение комфорта, защищенности и, безусловно, интерес к предмету. Этому не научит ни один учебник, это осваивается самостоятельно. Это самостоятельный путь ребенка к мастерству. Он непрост, но наполняет смыслом жизнь педагога.

Думаю, что проектная деятельность моих учеников в формировании социальных компетенций достойна внимания. «А насыщенная, интересная и увлекательная школьная жизнь станет важнейшим условием сохранения и укрепления их здоровья» (Д.А.Медведев)


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Праздник по нравственному воспитанию для учащихся начальной школы. "Если добрый ты - это хорошо"

Разработка  сценария праздника для детей с ограниченными возможностями здоровья, специальный (коррекционный) класс VIII видаПраздник по нравственному воспитанию для учащихся начальной школы. "Есл...

Формирование социальных компетенций как условие успешной социализации учащихся.

  Ключевые компетенции формируются лишь в опыте собственной деятельности...

Методический семинар на тему "Формирование ключевых компетенций на уроках математики в начальной школе"

Мметоды и приемы работы   на уроках математики, которые способствовали бы реализации компетентностого подхода к обучению математики в начальной школе....

Внеклассное мероприятие по спортивно-патриотическому воспитанию для учащихся начальной школы «Солдатами не рождаются – солдатами становятся»

Продолжать знакомить детей с историей страны, расширить знания школьников о Великой Отечественной  войне;   формировать в форме игры у детей правильный и справедливый взгляд на жизненные сит...

"Формирование ключевых компетенций обучающихся средствами УМК Перспективная начальная школа"

Обобщение опыта по теме: "Формирование ключевых компетенций обучающихся средствами УМК Перспективная начальная школа"....

Условия формирования школьной и социальной успешности учащихся начальной школы

Занятие для проведения семинара для учителей младших классов на тему: Условия формирования школьной и социальной успешности учащихся начальной школы. Обсуждается процесс социальной успешности как каче...

Презентация на тему: Условия формирования школьной и социальной успешности учащихся начальной школы.

Презентация к семинару для учителей младших классов. Проведен в 2020-2021 учебном году. На семинаре обсуждается процесс социальной успешности как качество личности каждого школьника. Рассматриваются м...