Программа дополнительного образования кружка "Мы-актёры"
рабочая программа на тему

Программа дополнительного образования " Мы-актёры" поможет организовать работу театрального кружка в школе для детей в возрасте 7-10 лет. Срок реализации программы 3 года.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_kruzhka.doc205 КБ

Предварительный просмотр:

                      Информационная карта

Полное название программы

Образовательная программа

 « Мы - актёры».

Автор программы

Кириллова И.К.- учитель I квалификационной категории.

Название проводящей организации

МОУ Дубская о.о.школа

Адрес организации

с. Дубское, ул. Центральная д.6 «А»

Телефон

8-831-48-30-1-24

Форма проведения

Групповые. Теоретические и практические занятия с использованием индивидуального подхода.

Цель программы

Создавать условия для развития творческих способностей личности ребенка средствами театрального искусства.

Специфика программы

 Общекультурная

Сроки проведения

3года

Официальный язык программы

Русский

Общее количество участников.

16

Условия участия в программе

Обучение на добровольной основе

Условия размещения участников

Актовый зал школы или кабинет № 3

Краткое содержание программы

 Программа направлена на  развитие сценического искусства детей ,их творчества,    воображения и веру в сценический вымысел.

История осуществления программы

 Программа разработана на основе опыта работы педагога с  использованием

Интернет-ресурсов.

Пояснительная записка

Театральное искусство – самый воспитательный вид искусства. Синтез литературы и сценического действия активно влияют на стремление детей к познанию, раскрытию души. Воздействие театра на самые скрытые, потайные свойства духовности молодой личности – неоспоримо. Сейчас мы все переживаем острый дефицит человечности. Нестабильность, неустроенность, проблемы общения неразрывно связаны с внутренним состоянием общества. Поэтому выявилась необходимость в создании театрального кружка, необходимость в живом действенном слове на сцене, слове, которому доверяешь. Поскольку сцена – продолжение реальной жизни, точнее квинтэссенция ее проблем, ясно, что социальные изменения будут воздействовать на ребенка. Чем раньше ребенок прилет в театр, чем раньше он поймет, что это такое, - тем лучше. Потому что, когда ребенок смотрит на экран телевизора, он видит перед собой лицо, мимику актёра, все близко, понятно, конкретно. Но тогда он начинает следить только за внешними проявлениями чувств актёра, а не за внутренними. Сопереживать экрану сложнее, чем той богатой энергетике, которая идет со страниц книги или со сцены. Почему, например, сейчас такая проблема с детской преступностью? Как раз из-за того, что у ребенка не хватает фантазии, чтобы соотнести свое действие с его последствием.

Театр развивает воображение, и чем лучше, тем ярче оно рисует результат, тем меньше вероятность негативных поступков. Каждый спектакль несет свою задачу. Важно, когда от спектакля у ребенка, остается какой - то след. Когда он начинает задумываться, по другому относиться к себе и близким.

Задача театра, чтобы человек посмотрел на себя как в зеркало, или заглянул в свою душу, или вдруг о чем-то задумался о том, что раньше ему и в голову не приходило.

Необходимо решать вопрос о формировании духовности растущей личности не с профессионально – обучающих позиций, а с погружения ребенка в общую сущность общечеловеческих, их порождение, восприятие, оценку. Необходимо создать определенную эстетическую базу мироощущения, мировосприятия ребенка, а потом осваивать навыки театрального творчества.

Прежде всего, стараюсь раскрыть творческие ресурсы личности ребенка, привить ему интерес к познанию окружающего мира, навыки к существованию в нем не покорным исполнителем, а самостоятельной творческой личностью.

Русская театральная школа имеет старинные много авторитетные корни. И изучив работы К.С. Станиславского не возможно не испытать чувство гордости от сознания, что никогда и нигде театральное искусство не занимало такого большого места в жизни людей, как в нашей стране.

Актуальность данной программы неоспорима. Каждому человеку хоть раз в жизни приходится выступать пред аудиторией; при этом многие испытывают определенные затруднения. Как сделать свою речь яркой, эмоциональной, интонационно – выразительной? В повседневной работе с детьми я работаю непосредственно над исправлением речевых недостатков, каждому ребенку подхожу индивидуально. Практика показала, что занятия сценической речью во многом помогают детям, как на уроках в школе, так и в повседневной жизни, дети используют приобретённые навыки и знания.

Формирование коммуникативных навыков также влечет за собой положительный результат.

Ребенок путем специальных упражнений (этюдов) знакомится с основами актерского мастерства, дисциплинирует психофизический аппарат, становиться более общительнее, коммуникативнее, повышает общий интеллектуальный уровень.

Ожидаемым результатом является постановка миниатюры или спектакля, выступление перед зрителями. Способы проверки: выступления, тестирования, экзамены. Для того чтобы повысить результат работы, занимаюсь индивидуально с детьми 3 года обучения, развиваю актёрское мастерство, усовершенствую приобретённые знания и навыки путём специальных заданий, упражнений.

Программа имеет художественную направленность.

Программа является модифицированной.

Особенность данной программы состоит в ее интегрированности, что позволяет сочетать эстетическое, интеллектуальное, нравственное, патриотическое воспитание. Дает возможность сочетания разных видов деятельности и форм работы, налаживание связей между урочной и внеурочной сферами жизни. Кроме того, у программы есть единый связующий стержень – историко-культурологическое содержание, которое заключается в изучении истории, традиций русского народа и других народностей.

Особое внимание уделяю проведению социально значимых дел. Только так можно реально способствовать развитию духовно – нравственной сферы подрастающего поколения, развивать гражданскую активность, лидерские качества, ответственность за порученное дело, путём активизации инициативы, самостоятельности ребят, их творческих и познавательных способностей. Здесь я выделяю главные принципы дополнительного образования: добровольность участия и деятельностный принцип проведения занятия.

Возраст детей:

  От 6,5 до 10 лет. Учащиеся 1-2 классов отличаются высокой познавательной и физической активностью, стремлением познать и изучить, повышенной работоспособностью и в то же время высокой утомляемостью. Они наблюдательны, любознательны и непосредственны в общении. В игре появляется стремление к общественной оценке, развивается фантазия и воображение. Дети этого возраста легко возбудимы, эмоционально-непосредственны, чувствительны к критике со стороны взрослых, а также  отличаются  отзывчивостью, чуткостью, добротой, ответственностью.

Ученики 3-4классов  очень энергичны, бойки, любят устанавливать и систематизировать факты, имеют повышенный интерес к людям, событиям, природе, начинается формирование независимого критического мышления. А так же эмоционально непостоянны, у них сильно развито чувство симпатии и антипатии, чувствительны к обидам и критике. Хотят иметь много друзей, ценят мнения учителей и сверстников.

Программа рассчитана на три года обучения. У учащихся есть  возможность начать обучение с любого момента, так как в обучении основам актерского мастерства невозможно поэтапно обучить ребенка сценической речи, а затем движению, поскольку все виды деятельности взаимосвязаны.

Концептуальные основы:

1) принцип гармонизации личности и среды, ориентация на максимальную самореализацию личности;

2) принцип гуманизации - обеспечение благоприятных условий освоения общечеловеческих социально – культурных ценностей, предполагающих создание оптимальной среды для воспитания детей;

3) принцип доступности – выражается в соответствии учебного материала возрастным и психологическим особенностям детей;

4) принцип сознательности – предусматривает заинтересованное, а не механическое усвоение детьми необходимых знаний и умений;

5) принцип наглядности – развивается наглядно – образная память.

Формы занятий: групповые и индивидуальные.

Модель выпускника:

Выпускник театрального кружка «Мы -актёры» должен обладать следующими качествами:

- знанием основ мировой художественной культуры;

- должен обладать нравственными личностными качествами;

- стремлением к самосовершенствованию;

- самоутверждать свой театральный стиль и имидж кружка;

- общей профессиональной подготовленностью к поступлению в театральное учебное заведение.

Цель

Создавать условия для развития творческих способностей личности ребенка средствами театрального искусства.

Задачи

Воспитательные:

- формировать коммуникативные навыки, высокий потенциал нравственности, способствующие социализации детей в обществе;

- формировать гражданственность и патриотизм;

- создавать в объединении творческую атмосферу сотрудничества и взаимопомощи;

- активизировать совместную деятельность педагога и родителей по воспитанию театральной культуры;

- формировать умения общаться со сверстниками в различной социальной среде.

Обучающие:

- способствовать освоению навыков театрального творчества, овладению приемами перевоплощения детей на сцене, закрепить их на практике;

- систематизировать и закрепить имеющиеся знания, постепенно изучать новые понятия;

Развивающие:

- способствовать расширению кругозора и познавательной активности детей;

- ознакомить с историей театра;

- развивать сценическую речь, сценическое движение, приёмы перевоплощения детей на сцене, память, воображение, логическое мышление, творческие способности, волевые качества (активность, целеустремлённость, эмоциональную устойчивость).

Учебно-тематический план

первого года обучения


п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

Теор.

Практ.

1

Введение: основные тенденции мировой художественной культуры

1

1

2

История театрального искусства России

4

2.1

Художественная история искусства России XIX века.

1

2.2

Творчество классиков театра.

1

2.3

Театральная терминология.

1

2.4

Общие сведения о профессии «артист».

1

3

Актерское мастерство.

8

3.1

Сценическое внимание

2

3.2

Сценическое воображение

2

3.3

3.4

Преодоление мышечных зажимов (релаксация).

Коммуникативные игры, тренинги

2


2

4

Сценическая речь.

5

4.1

Голосоведение и артикуляция.

1

1

4.2

Определение логики текста.

1

1

4.3

Развитие памяти, разучивание текста.

1

5

Сценическое движение.

5.1

Координация вестибулярного аппарата.

4

2

5.2

Движенческие функции человека и животных.

1

1

6

Репетиция постановки.

12

10

7

Выступления

2

Всего:

34

8

26

Содержание программы

первого года обучения

Раздел 1. Введение.

Основные тенденции мировой художественной культуры.

Раздел 2. История театрального искусства России.

Тема 2.1. Художественная история искусства России 19в.

Тема 2.2. Творчество классиков театра.

Тема 2.3. Театральная терминология.

Раздел 3. Актерское мастерство.

Тема 3.1. Сценическое внимание.

1. Упражнения - тренинги, концентрирующие и развивающие внимание

2. Игры «Жмурки», «Моргалки», «Третий лишний» и т.д.

3. Обрядовые игры с использованием присказок, поговорок, припевок.

Тема 3.2. Сценическое воображение.

1. Упражнения – тренинги, развивающие воображение «Прогулка на природе», «Лабиринт».

2. Этюды «Герой Эллады», «Старый замок» и т.д.

Тема 3.3. Преодоление мышечных зажимов (релаксация).

1. Упражнения – тренинги, гимнастика лица.

          Тема 3.4. Коммуникативные игры, тренинги «Окно в природу», «Зоопарк».

Раздел 4. Сценическая речь.

Тема 4.1. Голосоведение и артикуляция.

1. Произношение звукоряда.

2. Изучение соединительных согласных.

3. Артикуляционные упражнения.

Тема 4.2. Определение логики текста.

1. Выразительное чтение текста.

2. Смысловой анализ.

Тема 4.3. Развитие памяти, разучивание текста.

1. Упражнения, развивающие эмоциональную память «Кино наоборот», «Что? где? когда?» и т.д.

2. Разучивание текста.

Раздел 5. Сценическое движение.

Тема 5.1. Координация вестибулярного аппарата.

1. Упражнения «Шаги – цели» и т.д.

Тема 5.2. Движенческие функции человека и животных.

1. Типичные повадки животных.

2. Физиологические особенности человека.

Раздел 6. Репетиция постановки.

Раздел 7. Выступления.

     

                                     

  Результативность

I год обучения

Дети должны знать:

- общие сведения о профессии «актер»;

- общие сведения о голосоведении и артикуляции;

- общие сведения о закономерностях движенческих функций человека и животных;

Дети должны уметь:

- правильно распределять дыхание по тексту;

- находить логику текста;

- действовать с предполагаемым предметом;

- использовать приобретенные навыки и знания на занятиях;

- уметь образно воспринимать персонаж своей роли;

- уметь общаться со сверстниками в различной социальной среде;

- уметь использовать на занятиях артистизм и фантазию;

- уметь импровизировать;

- уметь пользоваться реквизитом, декорациями;

- уметь позитивно оценивать ситуации и поступки;

- уметь добиваться поставленных целей, результатом которых должно быть выступление перед зрителями;

Учебно-тематический план

второго года обучения


п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

Теор.

Практ.

1

Введение: основные тенденции мировой художественной культуры.

1

1

2

История театрального искусства России.

3

2,1

Художественна история искусства России XX.

1

2.2

Творчество классиков театра.

1

2.3

Театральная терминология.

1

3

Актерское мастерство.

6

3.1

Сценическое действие.

1

3.2

Сценическое воображение.

1

3.3

Сценическое внимание.

1

3.4

3.5

3.6

Преодоление мышечных зажимов (релаксация).

Коммуникативные игры, тренинги.

Народные игры.

1

1

1

4

Сценическая речь

5

4.1

Голосоведение и артикуляция

1

4.2

Определение логики текста.

1

4.3

Развитие памяти, разучивание текста.

2

4.4

Распределение дыхание по тексту.

1

5

Сценическое движение.

5

5.1

Координация вестибулярного аппарата.

1

5.2

Движенческие функции человека и животных.

1

5.3

Действие с предлагаемым предметом.

1

5.4

Действие в предлагаемых обстоятельствах.

1

5.5

Этюд.

1

6

Грим.

2

6.1

Общие сведения.

1

6.2

Грим персонажа.

1

7

Репетиции постановки.

10

10

8

Выступления.

2

2

Всего:

34

7

27

Содержание программы

второго года обучения

 

Раздел 1. Введение.

Основные тенденции мировой художественной культуры.

Раздел 2. История театрального искусства России.

Тема 2.1. Художественная история искусства России 19в.

Тема 2.2. Творчество классиков театра.

Тема 2.3. Театральная терминология.

Раздел 3. Актерское мастерство.

Тема 3.1. Сценическое внимание.

1. Упражнения - тренинги, концентрирующие и развивающие внимание

2. Игры «Зоркий глаз», «Слова, слова, слова» и т.д.

3. Обрядовые игры с использованием присказок, поговорок, припевок.

Тема 3.2. Сценическое воображение.

1. Упражнения – тренинги, развивающие воображение «Познай себя», «Сказочные персонажи».

2. Этюды «Волшебный лес», «Театр пейзажа», «Сновидение».

Тема 3.3. Преодоление мышечных зажимов (релаксация).

1. Упражнения – тренинги, гимнастика лица.

Тема 3.4. Сценическое действие.

1. Понятие «Сценическое действие».

2. Развитие внутренней собранности, организованности, чувство партнера путем упражнений «Третий лишний», «Садовник».

Тема 3.5. Коммуникативные игры, тренинги «Диалог», «Интервьюирование».

Тема 3.6.Народные игры «Заря - заряница», «Золотые ворота».

Раздел 4. Сценическая речь.

Тема 4.1. Голосоведение и артикуляция.

1. Произношение звукоряда.

2. Изучение соединительных согласных.

3. Артикуляционные упражнения.

Тема 4.2. Определение логики текста.

1. Выразительное чтение текста.

2. Смысловой анализ.

Тема 4.3. Развитие памяти, разучивание текста.

1. Упражнения, развивающие эмоциональную память «Кино наоборот», «Что? где? когда?» и т.д.

2. Разучивание текста.

Тема 4.4. Распределение дыхания по тексту.

1. Развитие голосовых данных, умение владеть голосовым аппаратом.

2. Дыхательная гимнастика.

3. Работа с пространством и внимание к отзвукам.

4. Координация комплексного дыхания (рисуем выдохом картину).

Раздел 5. Сценическое движение.

Тема 5.1. Координация вестибулярного аппарата.

1. Упражнения «Шаги – цели» и т.д.

Тема 5.2. Движенческие функции человека и животных.

1. Типичные повадки животных.

2. Физиологические особенности человека.

Тема 5.3. Действие с предлагаемым предметом.

1. Наделение предмета свойством, совершение по отношению к предмету целенаправленных действий.

2. Упражнения с мячом, кеглями, скакалкой, обручами, книгой и т.д.

3. Упражнение со стулом.

Тема 5.4. Действие в предлагаемых обстоятельствах.

1. Понятие «Предлагаемое обстоятельство».

2. Упражнения «в киностудии», «в школе» и т.д.

3. Упражнения со стулом.

Тема 5.5. Этюд

1. Логика построения этюда.

2. Этюд на тему сказок.

3. Самостоятельная работа детей над этюдом.

Раздел 6. Грим.

Тема 6.1. Общие сведения.

1. Виды грима.

2. Как наложить грим?

Тема 6.2. Грим персонажа.

1. Практическое самостоятельное задание.

Раздел 7. Репетиция постановки.

Раздел 8. Выступления.

                                 

Результативность

2 год обучения

Дети должны знать:

- краткие сведения по истории искусства;

- основные теоретические установки по профессии актерского мастерства;

- основные правила орфоэпии;

Дети должны уметь:

- анализировать предложенный драматургический материал;

- существовать на сцене по принципу: «Я» в предлагаемых обстоятельствах;

- исполнять предлагаемые роли под музыкальное оформление;

- показывать пример, дисциплинированность, такт на репетициях и         выступлениях;

- добиваться поставленных целей, результатом которых должно быть выступление перед зрителями

Учебно-тематический план

третьего года обучения


п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

Теор.

Практ.

1

Введение: основные тенденции мировой художественной культуры.

1

1

2

История театрального искусства России.

3

2.1

Художественна история искусства России XX.

1

2.2

Творчество классиков театра.

1

2.3

Театральная терминология.

1

3

Актерское мастерство.

4

3.1

Сценическое действие.

1

3.2

Сценическое воображение.

1

3.3

Сценическое внимание.

1

3.4

Преодоление мышечных зажимов (релаксация).

1

3.5

«Оценка факта» (событие)

4

1

3.6

3.7

3.8

Сценический образ

Коммуникативные игры, тренинги.

Игры народов мира.

1

1

1

4

Сценическая речь

5

4.1

Голосоведение и артикуляция

1

4.2

Определение логики текста.

1

4.3

Распределение дыхание по тексту.

1

4.4

Развитие памяти, разучивание текста.

1

4.5

Ритмический рисунок стиха

1

5

Сценическое движение.

5

5.1

Объект внимания

1

5.2

Движенческие функции человека и животных.

1

5.3

Действие с предлагаемым предметом.

1

5.4

Действие в предлагаемых обстоятельствах.

1

5.5

Этюд.

1

6

Грим.

2

6.1

Общие сведения.

1

6.2

Грим персонажа.

1

7

Репетиции постановки.

8

8

8

Выступления

2

2

Всего:

34

10

24

Содержание программы

третьего года обучения

Раздел 1. Введение.

Основные тенденции мировой художественной культуры.

Раздел 2. История театрального искусства России.

Тема 2.1. Художественная история искусства России 19в.

Тема 2.2. Творчество классиков театра.

Тема 2.3. Театральная терминология.

Раздел 3. Актерское мастерство.

Тема 3.1. Сценическое внимание.

1. Упражнения - тренинги, концентрирующие и развивающие внимание

2. Игры «Удивительные состязания», «Всех скороговорок не перескороговоришь», «Магические фигуры».

3. Обрядовые игры с использованием присказок, поговорок, припевок.

Тема 3.2. Сценическое воображение.

1. Упражнения – тренинги, развивающие воображение «Хранитель тайн», «Игры индейцев», «Сиамские близнецы».

2. Этюды на свободную тему.

Тема 3.3. Преодоление мышечных зажимов (релаксация).

1. Упражнения – тренинги, гимнастика лица.

Тема 3.4. Сценическое действие.

1. Понятие «Сценическое действие».

2. Развитие внутренней собранности, организованности, чувство партнера путем упражнений «Пластилинчик», «Пеленгатор».

Тема 3.5. «Оценка факта» (событие).

1. Понятие «событие».

2. Понятие «мотивация».

3. Понятие «сюжет». (5 событийных моментов постановки спектакля, над которым работает коллектив).

Тема 3.6. Сценический образ.

1. Понятие «сценический образ».

2. Определение  образа персонажей спектакля.

Тема 3.7. Коммуникативные игры, тренинги «Автопортрет», «Кино и зритель».

Тема  3.8. Игры народов мира (Англия, Швеция, Германия)

Раздел 4. Сценическая речь.

Тема 4.1. Голосоведение и артикуляция.

1. Произношение звукоряда.

2. Изучение соединительных согласных.

3. Артикуляционные упражнения.

Тема 4.2. Определение логики текста.

1. Выразительное чтение текста.

2. Смысловой анализ.

Тема 4.3. Развитие памяти, разучивание текста.

1. Упражнения, развивающие эмоциональную память.

2. Разучивание текста.

Тема 4.4. Распределение дыхания по тексту.

1. Развитие голосовых данных, умение владеть голосовым аппаратом.

2. Дыхательная гимнастика.

3. Работа с пространством и внимание к отзвукам.

4. Координация комплексного дыхания (рисуем выдохом картину).

Тема 4.5. Развитие памяти разучивание текста.

1. Упражнения развивающие память.

Тема 4.6. Ритмический рисунок стиха.

1. Работа над интонацией.

2. Умение эмоционально и выразительно преподносить репертуар.

3. Построение авторской фразы.

4. Отличительные различия стихотворения от прозы.

5. Приемы разучивания стиха: а) проигрывание; б) речепластика; в) сталкивание смыслов; г) чувство ритма; д) выделение голосом существительных родительного падежа и конкретных прилагательных; е) строковая пауза; ё) выговаривание строки на «крепком» дыхании.

Раздел 5. Сценическое движение.

Тема 5.1. Движенческие функции человека и животных.

1. Типичные повадки животных.

2. Физиологические особенности человека.

Тема 5.2. Действие с предлагаемым предметом.

1. Наделение предмета свойством, совершение по отношению к предмету целенаправленных действий.

2. Упражнения с мячом, кеглями, скакалкой, обручами, книгой и т.д.

3. Упражнение со стулом.

Тема 5.3. Действие в предлагаемых обстоятельствах.

1. Понятие «Предлагаемое обстоятельство».

2. Упражнения «в киностудии», «в школе» и т.д.

3. Упражнения со стулом.

Тема 5.4. Объект внимания.

1. Понятие «объект внимания».

2. Определение объекта внимания для персонажей спектакля.

3. Обращение к объекту внимания.

Тема 5.5. Этюд.

1.Этюд на тему «Я вижу мир».

2. Этюды с мячом.  

Раздел 6. Грим.

Тема 6.1. Общие сведения.

1. Виды грима.

2. Как наложить грим?

3. Грим персонажа.

4. Практическое самостоятельное задание.

Раздел 7. Репетиция постановки.

Раздел 8. Выступления.

Результативность

3 год обучения

Дети должны знать:

- художественную историю развития искусства России;

- теоретические приемы актерского мастерства;

- приемы изменения внешности гримом.

Дети должны уметь:

- создавать сценический образ персонажа спектакля;

- владеть речью и пластикой тела;

- уметь гримироваться;

- самостоятельно сочинять этюд;

- быть коммуникативными в любой социальной среде

- уметь проводить анализ самонаблюдения, самопознания личности.

Для подведения итогов реализации программы  используются следующие формы: постановка миниатюры или спектакля, игры, анкетирование, конкурсы, открытые занятия, участие в школьных концертах.

Главное требование к проведению итоговых контрольных мероприятий заключается в том, чтобы  дети хотели их выполнять. Для этого, во-первых, их не должно быть много, и, во-вторых, желательно, чтобы они носили игровой характер.

Итог обучения - самостоятельные постановки инсценировок литературно-художественных произведений, отрывков из пьес, полномасштабных спектаклей, театрализованных представлений.

        

Методическое обеспечение программы

Методика работы театрального кружка начинается с организации сценического внимания.

На первом этапе обучения ребенок, путем специальных упражнений (этюдов), знакомится с основами актерского мастерства, дисциплинирует психо -физический аппарат, приобретает навыки, помогающие ориентироваться в повседневной жизни. Знания, получаемые ребенком и базирующиеся на принципе урок – игра, укрепляет психику ребенка, делает его общительнее и коммуникабельнее, повышает общий интеллектуальный уровень, физическую готовность.

Главным принципом образовательного процесса является погружение ребенка в мир культуры и истории театрального искусства. В работе используются развивающие игры «Старый замок», «Страна чудес» и т.д. Играя, визуально, дети помещаются в разные эпохи. Рассказываю, объясняю о героических подвигах, бытности древних людей. Постепенно добавляется этнографический материал: фотографии, картины, бытовая атрибутика. В конце каждой темы устраиваем театрализации, в которых обучающиеся становятся персонажами рассказа, былины или сказки.

Следующий раздел первого этапа «актерское мастерство». С самого начала обучающиеся приступают к практическому изучению основ актерского мастерства. Практические занятия начинаются с овладения навыков, необходимых для коллективной творческой работы. К ним относятся: внутренняя собранность, организованность, чувство партнера, готовность активно включаться в процесс сценического действа. Игры «Зоркий глаз», «Хранитель тайн», «Голова великана» развивают внимание, тренируют эмоциональную память, упражнения - тренинги развивают воображение, наблюдательность, снимают мышечные зажимы. Помогают преодолевать смущение, застенчивость, скованность.

Одним из важных слагаемых театрального искусства является «сценическая речь» - 2 раздел. К нему относится определение и исправление речевых недостатков у обучающихся. Речь должна быть услышана и понята в любой части зрительного зала. Для этого используется артикуляционная гимнастика, скороговорки. И конечно, упражнения, развивающие правильное дыхание.

Психология ребенка в раннем возрасте «настроена» на повторение и подражание, и поэтому в работе используется аудио и видео записи сказок. Дети, слушая их, привыкают к правильному произношению и интонации, невольно подражают исполнителю. А также объяснениям педагога как правильно произносить задания.

Следующий раздел «сценическое движение». Сначала необходимо скоординировать вестибулярный аппарат. И в этом помогают занятия с мячом, скакалкой, стулом. Овладев первоначальными навыками первого этапа, обучающиеся, приступают к более квалифицированному освоению навыков театрального творчества.

2 этап обучения: теперь вся работа строится с учетом возрастных особенностей подростков. Чтобы процесс самоутверждения проходил более безболезненно, вся работа строится на сугубо индивидуальном подходе, тщательной подборке роли персонажа и к творческой практической работе. Систематизируются и закрепляются на практике, имеющиеся знания, постепенно изучаются новые понятия.

Одновременно с ростом учебной нагрузки возрастают требования в профессиональном освоении специальных предметов, таких как «сценическое действие», «сценический образ». Учащиеся приступают к анализу текста и сценического действия, т.е. начинают исследовательскую деятельность в области чувств и эмоций. Используются диалогический, монологический, эвристический методы обучения. Методы преподавания: объяснительный, иллюстративный, информационно – сообщающий.

Во время выполнения конкретных задач одобряется творческая самостоятельность обучающихся. Например, сочинение и демонстрация этюда на определенную или свободную тему. В ходе выполнения задания проводится обсуждение и анализ. Наиболее подходящая форма оценки – это организованный просмотр спектакля, этюда или выступление перед зрителями. Анализ работы приучает обучающихся справедливо и объективно оценивать, прислушиваться к мнению других, исправлять ошибки.

Последний 3 этап наиболее тесно соприкасается с профессией – артист. В это время формируется самосознание, общественная активность, мировоззрение учащиеся уже не пассивный объект для воспитания, а творчески развитая личность, активно создающая собственную жизнь.

В процессе работы используется следующий дидактический материал: иллюстрации, стенды, художественная литература, фотографии, театральные программки, буклеты, видео и аудио пособия; а также грим, костюмы и декорации.

Используемая литература

  1. Белинская Е.В. Сказочные тренинги для дошкольников и младших школьников. – СПб.: Речь, 2006. – 125 с.
  2. Богданов Г.Ф. Работа над музыкально-танцевальной формой хореографического произведения: Учебно-методическое пособие. Вып. 1. - М.: ВЦХТ (“Я вхожу в мир искусств”), 2008. - 144с.
  3. Генералова И.А. Театр. Пособие для дополнительного образования. 2, 3,4  класс. – М.: Баласс, 2004. – 48 с.
  4. Гурков А.Н. Школьный театр.- Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 320 с.
  5. Дополнительное образование //Научно-методический журнал,  2001-2009 гг
  6. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Т.М.Грабенко. Игры в сказкотерапии. - Спб., Речь, 2006. – 208 с.
  7. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Развивающая сказкотерапия. - СПб.: Речь, 2006. – 168 с.
  8. Каришнев-Лубоцкий М.А. Театрализованные представления для детей школьного возраста. - М.: Гуманитар.изд. центр ВЛАДОС, 2005. – 280 с.
  9. Колчеев Ю.В., Колчеева Н.М. Театрализованные игры в школе. – М.: Школьная пресса.. – 2000. – 96 с.
  10. Лопатина А., Скребцова М. Сказки о цветах и деревьях. – М.: Сфера. – 1998. – 576 с.
  11. Мастерская чувств (Предмет «Театр» в начальной школе).Методическое пособие. - М.: ГОУДОД ФЦРСДОД, ч. 1,2. - 2006. – 56 с.
  12. Нестерина Е.С. Шоколад Южного полюса: Пьесы. - М.: ВЦХТ ( “Репертуар для детских и юношеских театров”), 2008. – 160 с.
  13.  Основы актерского мастерства  по методике З.Я.Корогодского. - М.: ВЦХТ ( “Я вхожу в мир искусств”), 2008. - 192 с.
  14.  Першин М.С. Пьесы-сказки для театра. - М.: ВЦХТ ( “Репертуар для детских и юношеских театров”),  2008. – 160 с.
  15.  Погосова Н.М. Погружение в сказку. Кооррекционно-развивающая программа для детей. – Спб.: Речь;М.: Сфера, 2008. – 208 с.
  16. Попов П.Г. Жанровое решение спектакля. - М.: ВЦХТ (“Я вхожу в мир искусств”), 2008. – 144 с.
  17.  Сакович Н.А. Практика сказкотерапии. – Спб.: Речь, 2007. – 224 с.
  18. Скурат Г.К. Детский психологический театр: развивающая работа с детьми и подростками. - Спб.: Речь, 2007. – 144 с.
  19. Скрипник И.С. Театр теней. – М.: АСТ; Донецк: Сталкер, 2005. – 221 с.
  20. Ткачева Е.М. Пьесы. - М.: ВЦХТ ( “Репертуар для детских и юношеских театров”), 2008. – 176 с.
  21. Чурилова Э.Г. Методика и организация театральной деятельности : Программа и репертуар. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2004. – 160 с.
  22.  Я познаю мир: Театр: Дет. энцикл./ И.А.Андриянова-Голицина. – М.: ООО «Издательство АСТ». –2002. – 445с.

Рекомендованный список литературы для родителей

1. Колчеев Ю.В., Колчеева Н.М. Театрализованные игры в школе. – М.: Школьная пресса.. – 2000. – 96 с.

2. Монакова Н.И. Путешествие с Гномом. Развитие эмоциональной сферы дошкольников. – Спб.: Речь, 2008. – 128 с.

3. Погосова Н.М. Погружение в сказку. Кооррекционно-развивающая программа для детей. – Спб.: Речь;М.: Сфера, 2008. – 208 с.

4. Субботина Л.Ю.Детские фантазии: Развитие воображения у детей. – Екатеринбург: У-Фактория, 2006. – 192 с.

5. Скрипник И.С. Театр теней. – М.: АСТ; Донецк: Сталкер, 2005. – 221 с.

6. Лопатина А., Скребцова М. Сказки о цветах и деревьях. – М.: Сфера. – 1998. – 576 с.

Рекомендованный список литературы для детей

1. Я познаю мир: Театр: Дет. энцикл./ И.А.Андриянова-Голицина. – М.: ООО «Издательство АСТ». –2002. – 445с.

2. Харченко Т.Е. Утренняя гимнастика. Упражнения для детей 5-7 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2008. – 96 с.

3. Генералова И.А. Театр. Пособие для дополнительного образования. 2, 3,4  класс. – М.: Баласс, 2004. – 48 с.

4. Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияния на людей: Пер. с англ. – М.: Литература, 1998. – 816 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования кружка "Пластика"

Программа кружка "Пластика", один из разделов программы музыкально-эстетического развития младших школьников "Оранжевые нотки". Направлена на развитие экспрессивно-двигательных навыков и способностей ...

Авторская программа дополнительного образования (кружка) "Художественное слово" (3 года обучения)

Пояснительная записка        Обучение чтению, формирование выразительности речи, умение понять,прочувствовать произведение – задачи, которые являются актуальнымина протяж...

Программа дополнительного образования кружка "Умелые ручки"

Учебно - тематическое планирование кружка "Умелые ручки"...

АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КРУЖКА ПО ГЕОМЕТРИЧЕСКОЙ АППЛИКАЦИИ "ВОЛШЕБНЫЕ ФИГУРКИ" ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 2 КЛАССА НА 2015-2016 УЧЕБНЫЙ ГОД

Кружок геометрической аппликации «Волшебные фигурки»Руководитель: Ионова Т.А. – воспитатель ГПД.Кружок «Волшебные фигурки» ориентирован на работу с учащимися от 8 до 10 л...

АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КРУЖКА "ОЧ-УМЕЛЫЕ РУЧКИ" ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 2-5 КЛАССОВ НА 2015-2016 УЧЕБНЫЙ ГОД

Кружок «Оч-Умелые ручки»Руководитель: Ионова Т.А. – воспитатель ГПД.Кружок «Оч-Умелые ручки» имеет художественно-эстетическую направленность, рассчитан на детей  8 ...

Адаптированная образовательная программа дополнительного образования кружка «Аппликашка»

Адаптированная образовательная программа дополнительного образованиякружка «Аппликашка»...

Адаптированная образовательная программа дополнительного образования кружка «Город мастеров»

Адаптированная образовательная программа  дополнительного образования кружка «Город мастеров»...