Проект "Покровские посиделки" по духовно-нравственному воспитанию будущего поколения
методическая разработка по теме

Вострякова Ирина Павловна

 в данном проекте изложен материал по начальному этапу работы над духовно - нравственному воспитанию школьников.Сбор материалов о Покрове, творческое сотрудничество с детьми, обращение к истокам - все здесь собрано. Продолжением будет информация о Масленице

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx32.54 КБ
Файл metodicheskaya_razrabotka_po_tbo.docx22.71 КБ

Предварительный просмотр:

                          Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

                                   «Средняя общеобразовательная школа №16

                              с углубленным изучением отдельных предметов»

Проект

”Покровские посиделки”

 

               

                                                                                                                                             

                                                                                       Руководители проекта:

                                                                                   Вострякова Ирина Павловна,

                                                                                   учитель начальных классов

                                                                                                 

                                                                          Ефремова Наталья Владимировна,

                                                                                   учитель литературы                                

                                                                                     

                                                                                       

                                                                                       

                                               Арзамас, 2012

                                                                       

.

                            Объект проектирования

Социальная значимость воспитания духовных ценностей учащихся обусловлена велением времени, поскольку именно от духовности общества зависит его будущее.

Отталкиваясь от общественных, нравственных и духовных ценностей, главной своей задачей наша школа определила воспитание  у детей стремления находиться в непрерывном диалоге с культурой, искусством, формирование желания осваивать новое.

Решению обозначенных задач не в состоянии помочь разовые меры, необходим системный подход, программная форма организации и управления работой по духовно-нравственному оздоровлению и духовно-нравственной профилактике. Мы хотим, чтобы в нашей школе царил дух уважения, искренности, доверия, доброты, творчества, заботы и любви. Чтобы в этой атмосфере могла вырасти гармонично развитая личность, любящая свою Родину, бережно относящаяся к традициям своих народов, осознающая приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья. Думается, что система нравственного развития личности учащегося нашей школы принесет свои плоды.

         Говорят, что если есть в человеке доброта, человечность, чуткость, доброжелательность, значит, он как человек состоялся. Великий русский педагог Сухомлинский писал: «Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь, потому что это подлинно человеческое утверждается в душе одновременно с познанием первых и важнейших истин. В детстве человек должен пройти эмоциональную школу - школу воспитания добрых чувств».

         Хочется верить, что наша школа посеет в душе детей доброту, человечность, чуткость, доброжелательность, станет для детей школой «воспитания добрых чувств». И наши дети вырастут достойными гражданами своей страны.

                       Постановка проблемы

 

 ─        Низкий уровень духовно – нравственной  культуры школьников.

                                                         Цель проекта

        Содействовать сохранению для школьников православных традиций народа, приобщения к культурному отдыху и воспитания грамотной личности в духовно-нравственном аспекте. духовно-нравственном аспекте

                                                       Задачи проекта

 - Формирование духовно-нравственной личности,

- Развитие творческих способностей,

- Сохранение и укрепление православных традиций.

                   Пути реализации

  1. Создание инициативной группы ребят и педагогов.
  2. Налаживание   связей   со школьным музеем, занимающийся той же проблемой.
  3. Встречи     с     администрацией     школы,     родительским комитетом школы по проблемам проекта.

4.Работа с родителями, поддерживающие связь с сельским населением, для сбора старинных вещей, рецептов русской православной кухни, примет о Покрове.

5. Создание ярмарки поделок из овощей, собранных со своих земельных участков.

 

                                                Ожидаемые результаты:

 ─ повышение социальной активности учащихся, их реальный вклад в
повышение духовно-нравственной культуры населения;

─ положительные изменения в сознании школьников, повышение
общей культуры личности;

─ приобретение навыков коллективной работы по подготовке и осуществлению духовно-нравственных мероприятий;

─ приобретение дополнительных знаний о православных традициях города Арзамаса – памятнике культуры Нижегородской области.

Конкретизация участия в проекте  учащихся и педагогов МБОУ СОШ № 16:

─презентация коллективного  проекта;

─проведение  выставки «Чудо - овощ»;

─разработка сценария «Покровские посиделки»;

─организация и проведение экскурсий по станциям.

                                     Механизм реализации проекта:

1 этап – подготовительный

- разработка плана проведения мероприятий,

- распределение педагогов и учащихся по следующим  станциям: «Обрядовая», «Русская изба», «Трапезная», « Покровские игры», «Коса – девичья краса», «Хороводная», «Засолы-разносолы», «Сад – огород», «Ума – палата»;

- создание маршрутного листа по станциям для каждого класса.

2  этап – пропагандистский:

─ выпуск информационной газеты;

─ публикации в прессе о целях и задачах проекта;

─разработка сценария «Покровские посиделки » и проведение экскурсии для детей и взрослых города Арзамаса по станциям;

─разработка плана действий, определение сроков реализации проекта на базе МБОУ СОШ № 16.

                                                3 этап – реализация проекта:

План-график работы по проекту

октябрь 2012 года

номер

Название мероприятия

1

Организация работы. Приветствие гостей в русских народных костюмах, подарок на память – разноцветная ленточка на руку.

3

- Работа выставки «Чудо – овощ», голосование за лучшую поделку,

- участие в фотоателье на фоне старинного узорчатого платка,

- работа выставки из природных материалов, голосование за лучшую поделку.

4

-  работа каждой станции по сценариям;

- проведение мастер –класс для гостей на каждой станции;

- подведение итогов работы станций и приглашение победителей на театрализованное представление «Покровские посиделки».

5

- участие в театрализованном представлении «Покровские посиделки»;

- угощение пирогами всех присутствующих гостей праздника;

- изготовление оберегов для подарков гостям.

6

Подведение итогов

4 этап – подведение итогов:

─публикации в прессе о реализации проекта по духовно – нравственному воспитанию в школе

Результаты реализации проекта:

   За время реализации проекта проведено более 10 экскурсий для учащихся школ города и гостей г. Арзамаса.

     В проекте приняло участие 325 учащихся и родителей МБОУ СОШ №16,

15 педагогов.

     Оказана помощь со стороны старшего поколения в сборе материалов по Покрову, в собрании старинных вещей.

  

          Перспективы развития проекта:

         Разработка и проведение учебных, обзорных, тематических мастер -классов по станциям

                       Сценарий праздника «Покровские посиделки»

                                                                   

Звучит легкая мелодия. Выходит и кружится Осень. Разбрасывает листья.

 Вот и лето прошло. Я Осень – красна девица прошусь к вам на двор. Солнышко меньше греет, да погода чаще меняется.

 В мое осеннее ненастье семь погод на дворе: сею, вею, кручу, рву, сверху лью, снизу мету.

К осени люди должны собрать урожай, сделать запасы, чтобы зиму в сытости прожить. Ведь лето – припасиха, а зима – прибериха.

Звучит мелодия зимняя. Выходит Зима. Разбрасывает снежинки.

- Здравствуйте, кто меня  звал-величал? Осень, здравствуй! Что так рано обо мне вспомнила?

Осень: В октябре зима с осенью борется. Неспроста народ отмечал праздник Покрова.

Зима: Да, мне надо  на  Покров землю покрыть– где листком, где снежком.

Осень: На Покров до обеда осень

Зима: А после обеда – зимушка-зима.

(кружатся вместе)

Осень: В это время, чтобы зиму в тепле провести, люди избы конопатили да приговаривали: “Батюшка Покров, покрой нашу избу теплом, а хозяина добром!”

Зима: На Покров люди печи топили и блины пекли.

Осень: Готовили пищу и питьё, мыли полы и стены, просили: “Покров, натопи избу без дров!”

Зима:  А еще, на Покров день было принято хвалиться - у кого сколько хлеба да овощей припасено на всю русскую зиму.

Осень : День Покрова - настоящий праздник всех земледельцев, позволяющий им отдохнуть после всех трудов сбора Урожая.

Зима: Люди ждали прихода снежной пороши, когда земля укладывалась отдыхать в свою снежную постель до будущей весны.

Осень: заглянем в горницу, посмотрим, как люди Покров праздновали!

Зима: А сколько гостей собралось у нас! А почетным гостям красный угол! Милости просим вас, дорогие гости! (кланяются)

(уходят из зала)

 
Появляются девушки, усаживаются на лавки, берут в руки спицы, веретена, прялки и др. рукоделие.

1 - я девушка: Ох, хорошо, подруженьки. Наконец -то пора отдохнуть пришла. А то летом ни одного денечка нет свободного.

2-. Девушка: Батюшка сено косит, а ты сгребай! Матушка серпом хлеб жнет, а ты снопы вяжи!

3- я девушка: Ну, теперь все вечера наши будут! Будем собираться с вами поочередно у всех подружек да нехитрым рукоделием заниматься.

 4-я девушка: На Покров день играли свадьбы: урожай убран, в хозяйстве достаток. Появилось свободное время

5-я девушка: В день Покрова девушки пораньше бежали в Церковь и ставили Богоматери праздничную свечу. Какая раньше других поставит, та и первой замуж выйдет.

6-я девушка: А девицы-красавицы просят, не напросятся: “Покров-батюшка, одари землю снежком, а меня женишком”.

1-я девушка: Ой, слышу чей-то смех. Боюсь я что-то.


Осень: на посиделки на самом деле недобрые люди не заглядывали, боялись видно, света лучин и добрых песен. Но зато нередко заглядывали парни. И верно, где же еще приглядишь пригожую подружку, как не на посиделках.

Входят мальчики.

1-й парень.
 Здравствуйте, красны девицы!

(девочки хором визжат)

2-й парень Да, что с вами? Или мы такие страшные?

4-я девушка: Нет, это мы так.

5-я девушка:
 Страшных историй наслушались, теперь боимся!

3-й парень: А мы к вам в гости на огонек заглянули. Не прогоните?

1-я девушка: Да зачем прогонять, коли гости добрые. Вы с добром к нам пришли?

4-й парень. И с добром и с весельем. Сейчас весь страх пропадет!

                  Танец «Эх, Ванечка, спляшем»


5-й парень: А мы с подарками пришли. Целый туесок загадок принесли.

2-я девушка: да мы на все знаем ответы!

- Уж как что это, девицы, выше лесу?

- Выше  лесу светит месяц!

- Уж как что это, девицы, чаще лесу?

- Чаще лесу часты звезды!

- Уж как что это, девицы, подле лесу?

- Подле лесу пала роса!

- Уж как что это, девицы, краше свету?

-Краше свету – красно солнце!

- Уж как что это, девицы, бескрылечно?

- Бескрылечно – белы снеги.

- Уж как что это, девицы, без коренья?

- Без коренья – горюч камень.

- Уж как что это, девицы, не удержишь?

- Не удержишь буйны ветры!

3-я девушка: Мы - то все отгадали. А вот гости дорогие смогут ли наши покровские загадки отгадать?

(загадки для зрителей)

1.Одно бросил - целю горсть взял (зерно)

2 Красные сапожки в землю ушли (свекла)

3 Не разбив горшочка, не съешь кашки (орех)

4 Семьсот поросят, на колышке висят (связка луковиц)

5 Маленький, горький, луку брат (чеснок)

6 У закатанных девиц, волос ветер шевелит (кукуруза)

7 Сверху зелено, внизу красно, в землю вросло (морковь)

8 малина

Танец «Ягодки-малинки».


6 парень: Ноги так и просятся в пляс. Ну, народ, собирайся в хоровод!

2-я девушка: Посмотрим, кто лучше водит хоровод – девочки или мальчики!

                           Водят хоровод со зрителями.

1-я девушка: А девушки лучше водили хоровод (обращается к зрителям) , правда?

1 парень:  А мы тоже не отставали, так, мальчики? (обращаются к зрителям)

2 парень: В частушках нам равных нет. Гости должны помогать нам – это хлопать и смеяться!

 парни

1 - Как у нашей Нюшки

Чистота в избушке:

Тараканы по стенам,

По полу лягушки.

2 - наша Зиночка с корзиночкой

Ходила по грибы.

Она сбилася с дороженьки-

Попала не туды.

3 - У меня милашка Машка,

За рекой она жила,

Захотела повидаться –

В решете переплыла.

4 - Сидит милка на крыльце

С выраженьем на лице.

А у милочки лицо

Занимает все крыльцо.

5 - У меня милашка Дуня

Рукодельная была:

В решето коров доила,

Из кармана чай пила.

6- Моя милашка наварила –

В чашку луку накрошила,

Еще квасу налила,

Похлебка первый сорт была.

Девушки

  1. Мне сказали на базаре,

Что ребята дешевы:

На копейку три десятка –

Самые хорошие.

2 – Кавалеры наши модны,

Никуда не годны:

По метелке в руки дать –

По амбарам крыс гонять!

3 В другой деревне, не у нас,

Ребята хитрые горазд:

У ворот поставлены,

Ворон считать заставлены.

4 Ахи-ахи-ахоньки,

Наши парни махоньки!

Из-за кочек, из-за пней

Не видать наших парней!

5- Арзамасские ребята

 Испугалися овец:

Колька в гору, Гришка в лес,

Алешка на угол залез.

6- Самовар, самовар,

Золотая ножка!

Я посеяла горох –

Думала картошка!


(  Все рассаживаются по местам. В тишине стук в дверь.)

Девушки пугаются: Кого еще нелегкая несет.

Парни: Кто бы не был, в такой праздник он будет желанным!

1 - я девушка. Ой, что же это за гость к нам пожаловал?

Леший проходит по сцене собирает как бы сучья в кучу для своей постели.

2 - я девушка : да это же Леший

Леший: Я - Леший, хозяин лесов, владыка деревьев, полян и чащоб!



Леший: Ну, что страшно!? Зима еще не скоро! Давайте лучше поиграем, а то мне скоро спать до самой весны!

Леший проводит игру «Собери шишки»

Леший: (Потягиваясь и зевая) Заигрался я с вами, а ведь мне пора уходить. Именно на Покров день лешие устраиваются в зимнюю спячку.

И каждый приличный Леший должен веток наломать, повыть малость, да и провалиться под землю до весны. (Воет)

День Покровский красивый и праздничный.
Растворит он печаль и ненастье.
Праздник осени, желтый и сказочный,
Обернется удачей и счастьем.


Не видать уж листочков зеленых.
В хоровод встанут рыжие клены.
Только осени желтые сны.
Красных листьев на ветках костры.

Хоть и хмурится небо туманное,
В нашем сердце нет места страданиям.
Возвратится весна к нам желанная,
Ведь надеждой живут обещания.


Шелест Листьев, цветных и загадочных,
Звуки осени - нежной, хрустальной -
Говорят, что весенние радости
К нам придут после песни прощальной.

Самовар, самовар!

Старый, медный самовар!

Может, стал ты слишком старый,

Где ж твой прежний

Пыл и жар?

Все стоишь

Да пыхтишь,

Все никак не закипишь! Нам пора гостей пригласить на пироги

Коробейник: пироги за пятаки, а может и за так!

Всех гостей мы угостим, с праздником поздравим, где здоровья пожелаем! Примите теплые слова – поздравления от хозяйки большого дома директора школы Любовой Е. В.

Приглашаем всех на пироги! (угощение гостей пирогами)



Предварительный просмотр:


Методическая разработка по ТБО"

Вострякова Ирина Павловна, учитель начальных классов

Статья отнесена к разделу: Внеклассная работа

Цели:

  1. Развитие экологической культуры поведения учащихся в окружающей среде;
  2. Формирование ответственного отношения к природе.

Задачи:

  1. Проанализировать влияние отходов на окружающую среду;
  2. Развивать критическое отношение у учащихся к результатам деятельности человека;
  3. Формирование личной ответственности за состояние окружающей среды;
  4. Ознакомить учащихся с различными способами утилизации мусора и главной причиной неиспользования их - отсутствие на территориях городов сортировки мусора.

Направления: Эколого – просветительская деятельность с элементами исследовательской работы.

Мероприятие делилось на несколько этапов:

  1. Конкурс плакатов  по проблеме мусора в нашем городе;
  2. Изготовление поделок из отходов бытового мусора;
  3. Проведение деловой игры с учётом возрастных особенностей учащихся начальной школы.

Ход проведения мероприятия

Участвующие лица:

  1. Учитель.
  2. Защитники природы.
  3. Экологи.

Оформление доски:

“УТИЛИЗАЦИЯ – это переработка отходов с целью получения вторичного сырья”.

Оборудование:

  1. 4 контейнера с цветными значками;
  2. Раздаточный материал для сортировки мусора;
  3. Плакат ученика;

                                «Путешествие зеленых на машине времени»

Учитель: Земля уже так близка к катастрофе. Надежды мало. Мы скоро погибнем. Срочно нужна утилизация мусора! В природе пластик стал реальной угрозой. Известны случаи гибели диких и домашних животных от того, что они проглотили полиэтиленовый пакет. 

Ученик демонстрирует плакат, на котором нарисована свалка из пластика и объясняет:

-Ученик: Эту свалку я вижу уже почти 9 лет, когда еду за город в выходные с родителями. Она не исчезает, а только растет. Почему все из пластика не растворяется? Почему взрослые не бьют тревогу? Всегда ли такое было?

Учитель: Прочитайте на доске новые для вас слова и их значения:

Утилизация – это переработка отходов с целью получения вторичного сырья. Утилизировать – это значит переработать, чтобы употребить с пользой

Среди нас находятся защитники природы.  Они помогут ответить на эти вопросы.

                         (выходят ряды зеленых «Юные экологи»)

  1. Если будем ныть и охать,

Руки сложим и заплачем,

 То помочь своей природе не сумеем никогда.

  1. Еще недавно в России полиэтиленовые пакеты были ценным предметом домашнего обихода. Их стирали, сушили на веревочках. Пластиковые и жестяные баночки и бутылки были редкостью. Их мыли, хранили и использовали многократно. Но прогресс сделал свое дело. Мы привыкли к легким и удобным одноразовым упаковкам.

Значит,  наша Земля не всегда была завалена мусором. Можно с помощью машины времени заглянуть в прошлое. А как раньше все было?

                    Часы висят. Юный эколог поворачивает стрелки назад:

Черная стрелка обходит циферблат

Быстро, как белка, колесики стучат

Можем мы стрелки назад повернуть

И в древне-киевскую Русь мы начинаем путь

  1. Как во славном стольном волжском городе

Правил князь великий – красно Солнышко.

Пировал он славно-широко.

Убирал он мусор хорошо.

(показ отрывка м\ф о богатырях, где пир.)

Учитель: Ребята, из какой посуды угощал князь? ( из деревянной посуды)

- А как долго могла такая посуда служить человеку? ( Она долговечная. Даже и выйдет из строя, можно ее переделать.)

Учитель: Но человек совершенствовал предметы обихода. Ему хотелось более удобную, красивую, легкую.

Юный эколог: А давайте перенесемся в эпоху графов и князей. (поворачивает стрелку назад)

Черная стрелка обходит циферблат

Быстро, как белка, колесики стучат.

Можем мы стрелки еще раз повернуть:

В эпоху графов и князей

Мы можем заглянуть.

(просмотр презентации )

Учитель: В конце 19 века немецкий ученый Ганс фон Пехманн обнаружил на дне пробирки похожий на воск осадок. Это полиэтилен. Через 34 года его использовали люди при изготовлении пакетов, посуды, упаковки. Удобно!

Юный эколог: Да, зато экология сильно страдает от пластикового мусора, который долго разлагается и наносит непоправимый  ущерб.

Учитель:   прогресс сделал свое дело. Мы привыкли к легким и удобным одноразовым упаковкам. Нашествие одноразовой тары, плюс разруха в наших головах, все это превратилось в настоящее мусорное бедствие для России. Первыми нашествие мусора ощутили города. Не избежали печальной участи знакомства с цивилизацией леса и реки, ведь россияне так любят "отдохнуть на природе"!  Обратите внимание – на одного учащегося школы приходится 19 кг мусора в год, в нашей школе обучаются 450 учеников, 7 тонн мусора в год – какая огромная мусорная гора.

Юный эколог: Ребята, а вы что можете предложить, чтобы решить эту проблему?

1 ученик: покупать товары с минимальным количеством упаковки.

2 ученик: можно отвозить мусор для дачи для удобрений.

3 ученик: сортировать мусор

4 ученик: Использовать отходы для изготовления поделок (демонстрация поделок, сделанных детьми).

Высказывания других учеников:

  1. Принимать активное участие в субботниках и приглашать жителей своего дома яркими объявлениями.
  2. Следить за тем, чтобы дворы, подъезды не загрязняли взрослые и дети.
  3. Быть самим аккуратным и ответственным.
  4. Рассказывать младшим ребятам, как нужно относиться к общественным местам.
  5. Нарисовать плакаты, призывающие не загрязнять наш город и развесить их в подъездах.
  6. Предложить взрослым людям поставить вдоль улиц разноцветные пластиковые ящики. По немецкой технологии 80% отходов будут возвращаться в качестве вторсырья, а оставшиеся 20% попадут на свалку.

Учитель: Пора подвигаться. Мне понравилось предложение – сортировать мусор. В некоторых европейских странах это уже делают. Вам нужно распределить мусор по корзинкам – контейнерам.

  1.  Серый – бумагу,
  2. Желтый – банки, бутылки, пластик, металл.
  3. Зеленый – пищевые отходы.(кожура банана)
  4. Черный – опасные отходы.(черная бумага)

Вам понравилось так распределять мусор? Можно предложить в нашем городе эту идею.

Ученик: Нам жить в одной семье,

Нам петь в одном кругу,

Идти в одном строю,

Лететь в одном полете.

Давайте сохраним ромашку на лугу,

Кувшинку на реке и клюкву на болоте.

О, как Природа-мать терпима и добра.

Но чтобы ее лихая участь не постигла,

Давайте сохраним на стрежне осетра,

Голубку в небесах, в таежных дебрях тигра.

Коль суждено дышать нам воздухом одним,

Давайте-ка мы все навек объединимся,

Давайте наши души сохраним,

Тогда мы на Земле и сами сохранимся!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся.

ФГОС. Содержательный раздел ООП НОО. Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования....

Система деятельности по программе духовно- нравственного развития, воспитания обучающихся « Путешествие к успеху и мечте» : проблемы и пути решения».

Современная педагогика не может существовать без концептуальной идеи инновационного мышления, определяющей направления развития духовности, нравственности и базовых ценностей в условиях образовательно...

ПРОГРАММА ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ, ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

СОДЕРЖАНИЕПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ………………………………………………..3 I.ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ,ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ……………………………………………6  II. СОДЕРЖАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГ...

Программа духовно – нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.

Программа духовно – нравственного  развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.Цель программы: воспитание  ответственного, инициативного и компетентного граждан...

Духовно - нравственное развитие, воспитание, гражданское становление личности ребенка.

Развитие «способности жить в современном обществе и сознательно строить свою жизнь, достойную Человека» составляет сущность воспитательного процесса. ...

Духовно-нравственное развитие, воспитание обучающихся на ступени начального общего образования

Трудно сейчас воспитать здорового ребёнка, здорового и телесно и душевно. Многое зависит от родителей, но очень многое зависит и от нас учителей. Первый серьёзный шаг в мир дети совершают, когда перес...

Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Сохраним будущее»

Программа по внеурочной деятельности по экологическому воспитанию. Расчитана на 1-4 классы...