Продленный день - особая форма организации учебно - воспитательной работы школы.
статья (4 класс) по теме

Агунькина Анастасия Андреевна

Продленный день - особая форма воспитания детей, которая имеет большие возможности для комплексного решения учебно - воспитательных и оздоровительных задач.

Продленный день в школе способствует формированию воспитательной образовательной среды.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon anastasiya_andreevna.doc88 КБ

Предварительный просмотр:

        -  -

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное образовательное учреждение

ВАО ГБОУ ММГ

Система учебно-воспитательной работы в группах

продлённого дня (1 – 5 классы).

Тема: Продлённый день – особая форма организации учебно-воспитательной работы школы.

Выполнила: Агунькина Анастасия Андреевна.

ВАО ГБОУ ММГ

Руководитель: Ф.И.О., уч. звание, уч. степень

Москва 2012 г.

Продлённый день – особая форма организации учебно-воспитательной работы школы.

«Вопросы воспитания и образования детей

младшего школьного возраста, обеспечение

возможностей для их гармоничного развития

являются приоритетными задачами.

 Необходимо выработать единый план действий

в реализации важнейших принципов и подходов

к школьному образованию, повышению его

качества, доступность воспитанию здорового

подрастающего поколения».

В.В.Путин

План.

 1.Введение. Актуальность организации учебно-воспитательной работы в ГПД

 2. Проблема учебно-воспитательной работы в группе продлённого дня.

 3. Режим  группы продлённого дня.

 4. Принципы учебно-воспитательной работы в ГПД.

 5. Цели и задачи организации группы продлённого дня в школе.

 6. Система работы группы продлённого дня.

 7. Работа с родителями в ГПД.

 8. Методические рекомендации по организации учебно-воспитательной работы в ГПД.

 9. Список использованных источников.

Воспитание – это целенаправленное управление процессом развития личности ребенка и вхождения его в культуру общества.

Группа продленного дня - одна из форм общественного воспитания детей, которая имеет большие возможности для комплексного решения учебно-воспитательных и оздоровительных задач. Продленный день в школе способствует формированию воспитывающей образовательной среды.

Благоприятное влияние на длительное пребывание детей в школе оказывает наличии и соблюдении особых гигиенических условий, например, организация домашнего уюта и домашней обстановки в интерьере кабинета. Это способствует улучшению настроения детей и привлечению их к посещению школы во внеурочное время, повышает ее воспитательное значение.

Для сохранения работоспособности детей, посещающих группы продленного дня, необходимы рациональная организация режима дня, начиная с момента прихода детей в школу. В настоящее время режим продленного дня является значимой учебно-воспитательной системой. Перед воспитателем группы продлённого дня ставится важная задача - вырастить детей инициативными, думающими и здоровыми членами общества.  

  Система воспитания включает следующие принципы:

 1)    принцип гуманистического воспитания;

 2)    принцип личностного подхода.

Развитие личности происходит в социуме,   в учебно-познавательной деятельности, в школьном коллективе, в свободном общении, в группах по интересам.

 3)    принцип здоровьесберегающий.

 Важно добиться ответственного отношения школьника к своему здоровью и понимания, что здоровый образ жизни – это норма;

 4)    принцип природосообразности.

Обязательно принимать во внимание природу ребёнка, его возрастные особенности, учитывать соотношение развития и жизни детей с жизнью живой природы.

 5) принцип деятельного подхода.

Воспитывать детей через игровую, трудовую, творческую деятельность.

Следовательно, целью учебно-воспитательной работы является создание условий для формирования духовно развитой, творческой, и физически здоровой личности, способной на созидательный труд и сознательный выбор жизненной позиции. На реализацию этой цели и направлена работа групп продлённого дня нашей школы, деятельность которых регламентируется планом работы воспитателя.

В основу планирования моей работы как воспитателя ГПД заложены следующие аспекты:

  1. создание условий для личностного развития учащихся;

  1. создание условий основных форм деятельности учащихся в группе продленного дня: бытовой, учебной, досуговой, физкультурно-оздоровительной;

  1. создание условий для воспитания положительного отношения к самому себе, к другим людям, к окружающему миру.

Деятельность группы продлённого дня основывается на принципах руководства Законом Российской Федерации « Об образовании», Конвенции о правах ребёнка, Уставом ОУ.

Наша школа разработала свой вариант режима ГПД в соответствии с теми условиями, какие у нас есть, чередуя умственную, трудовую и досуговую деятельность, с занятиями физической культурой и спортом.

 Режим группы продлённого дня отвечает гигиеническим и педагогическим требованиям и включает самоподготовку, внеурочную деятельность, занятия по интересам, экскурсии, прогулки, активный отдых. Моя задача как воспитателя состоит в том, чтобы грамотно и умело (т.е. с пользой для ребёнка) организовать самоподготовку учащихся, в перерывах между предметами занять детей игрой, заполнить их свободное время и провести мероприятия, которые могли бы быть интересны и полезны младшим школьникам именно в данной ситуации. При этом исхожу из индивидуальных особенностей каждого ребёнка, его интересов, способностей и склонностей.

 Учебно-воспитательная работа в группе продлённого дня включает два вида деятельности, связанные между собой: самостоятельную деятельность ребёнка и деятельность, которую организует и проводит педагог. Свою работу я планирую так, чтобы дети переходили от простых к сложным видам деятельности.

Целью организации учебно-воспитательной работы школы является создание оптимальных условий для овладения учебными программами в соответствии с их возрастными и индивидуальными способностями. В решении этой цели особую роль выполняет ГПД, в задачи которой входит: - организация занятий по самоподготовке школьников;

  1. - организация мероприятий по сохранению здоровья учащихся;

  1. - организация досуга.

  1. - развитие интересов, способностей и дарований школьников, воспитание интереса к знаниям.

В условиях современной школы группа продленного дня способствует

развитию личности каждого ребенка, воспитывает сознательного и здорового члена общества, формирует детский интеллект, развивает познавательные процессы: внимание, воображение, восприятие, память, мышление. Все это может быть достигнуто при решении следующих задач:

  1. помочь учащимся в усвоении образовательных программ;
  2. развивать познавательные и интересы личности;
  3. развивать нравственные качества ребенка;
  4. развивать коммуникативные способности ребенка;
  5. развивать творческие способности;
  6. укреплять здоровье и прививать навыки личной гигиены;
  7. формировать полезные привычки;
  8. - воспитывать силу, ловкость, выносливость;
  9. - воспитывать чувство коллективизма.

 При открытии групп продленного дня в нашей школе продумывалась организация рационального питания и прогулок, организация самоподготовки и занятий общественно-полезным трудом, организация кружковой работы и физкультурно-оздоровительных мероприятий. Дети очень любят играть, читать книги, сопереживая героям, любят рисовать, охотно выполняют разные поручения. У детей отмечается потребность в умственной деятельности тогда, когда интеллектуальное напряжение приносит им радость. В свободное от уроков время деятельность ребят опирается на их инициативу и самоуправление, на свободу выбора школьниками целесообразных форм деятельности.

Система работы группы продлённого дня.

День недели        

  1. Занятие на воздухе
  2. (1час)        
  3. Занятие в помещении (15-45 минут)        
  4. Самоподготовка (2 часа)

Понедельник         

Подвижные игры на стадионе        

Игра-путешествие по страницам сказок: «Сказка-ложь, да в ней намёк…!» Игра-занятие «Мои новые знакомые.» (знакомство со школой, классом, кабинетом, библиотекой, стадионом) 1-2 часа.

Вторник         

Спортивный час: «Вас вызывает Спортландия»        

Этическая беседа: «Культура общения с моими друзьями». «Помоги нашим братьям меньшим». И др..        

1-2 часа

Среда         

Спортивные эстафеты: «Будем ловки и сильны, как защитники страны»        

Беседа: «Знаешь ли ты свой город?». Тематический диспут: «Знаменательные события из жизни Москвы»1-2 часа.

Четверг         

Физический труд

Трудовой десант по уборке стадиона.        

Беседа: «Я и мои права», (о своей школе). Беседа: «Береги здоровье смолоду»        1-2 часа.

Пятница         

Экскурсия – беседа в парке: «Следы на снегу»        

Занятия в музыкальной гостиной, в ИЗО-студии, в кружке «Авторский подарок», иностранные языки (английский, испанский, французский)        1-2 часа

Данная циклограмма, позволяет систематизировать работу, ориентируясь на интересы и желания детей..

РЕЖИМ РАБОТЫ.

12.30 -13.20 Сбор детей в группу.

12.20 – 13.00 Обед. Беседы о режиме питания.

13.00 – 15.00 Прогулка на воздухе, подвижные игры, спортивный час.

15.00 - 1700 Самоподготовка.

17.00 - 18.30 Занятия по интересам, кружки, клубные часы.

18.30 - Уход детей домой.

Обязательность выполнения режима означает, что все участники должны строго следовать его требованиям.

Особое внимание в режиме дня уделяется самоподготовке.

Прежде всего, ребёнка надо настроить на выполнение домашнего задания, т.е.

 подготовить детский организм к дальнейшей учебной нагрузке. При этом нельзя копировать уроки. Детям должны быть созданы условия для смены видов деятельности и обеспечен продуктивный отдых.

Я стараюсь создавать в группе доброжелательную обстановку, представить каждое занятие как процесс коллективной деятельности, поддерживаю и поощряю детское участие и инициативу (записываю в дневник слова благодарности за тот или иной вид деятельности, объявляю вслух благодарность отличившимся ученикам). В своей работе я часто советуюсь со школьным психологом, которая помогает мне создать на занятиях должный психологический настрой, вызывающий интерес детей к знаниям, привлекающий их к определению определении целей и задач занятия. Важное значение в работе воспитателя имеет своевременное выявление изменения в настроении детей, что позволяет вносить в ход занятий необходимые коррективы. Каждое занятие в группе мы завершаем коллективным анализом. По окончании самоподготовки стараюсь организовать игровую деятельность.

При работе с воспитанниками, я прошу их принести в школу свои любимые игрушки и игры, которые знакомы им по дошкольному возрасту. Это помогает снять эмоциональное и психическое напряжение. Дети старших групп продлённого дня (5классы) играют в настольные игры «хоккей», «футбол», конструируют, моделируют. Игра всегда присутствовала в жизни человека, способствовала воспитанию и развитию подрастающего поколения. Надо отметить, что игра внутренне сложна, она не зависит от поощрений. Говоря об игре, как виде человеческой деятельности: Д.Б. Эльконин подчёркивал, что эта форма воспитания не образует вокруг себя мощного «педагогического поля».

Д.Б. Эльконин – советский психолог, автор оригинального направления в детской и педагогической психологии.

 В процессе игры формируется человеческое воображение, способствующее творческому развитию личности. Лишить ребенка игровой практики означает лишение творчества и богатства отношений. Ребенок - существо играющее, в игре он становится совершенней. Условиями для успешной игровой деятельности являются естественность, одобрение всех действий играющих, и полный эмоциональный контакт с ними. Игровую деятельность я планирую на каждую учебную неделю. При этом учитываю следующее: если на уроках дети были серьезно умственно загружены (консультируюсь с учителями о темах уроков), то использую в своей работе игры сюжетно-ролевые («Я ваш учитель», «Я хочу быть доктором»), стараюсь, чтобы играющие не мешали тем, кто еще не закончил подготовку уроков; чтобы игра соответствовала возрасту, физическому и психическому состоянию ребенка. Ни в коем случае не провожу психологические тренинги – это прерогатива только специалиста.

Одной из форм внеурочной работы является клубный час. Это мероприятие, проводится в воспитательных целях. Оно готовится заранее, воспитатель ставит цель, задачи, определяет приемы и методы воспитательного воздействия. При необходимости я привлекаю к участию учащихся, их родителей, учителей, работающих в данной параллели, учителя музыки, библиотекаря, технических работников школы.

 Подготовки внеклассного воспитательного занятия состоит из нескольких этапов. Первый этап - подготовительный. Чтобы занятие стало ярким событием ГПД, надо организовать разнообразную и по содержанию и по оформлению рекламу, способную воодушевить ребят на участие в мероприятии и вызвать у них интерес. (Мы рисуем обычно красочное объявление и размещаем его при входе в школу и на этаже начальной школы, тем самым призываем принять участие в этом мероприятии всех желающих). Обычно дети стесняются, но иногда кто-то из ребят становится «ходячей» рекламой, размещая на груди цитаты из сценария. Подобной рекламой занимаются не более 1-2-х детей, и только в часы работы ГПД, с их согласия. По аналогии с отсчётом времени, оставшегося до открытия Олимпийских Игр, мы вывешиваем более скромный календарь о приближении так ожидаемого праздника. Например: «До открытия выставки рисунков членов Изо-студии, учащихся нашей группы, осталось 2 дня!» или «До открытия Ярмарки выпечки – всего 1 день. Торопитесь творить кулинарные чудеса!». Все эти подготовительные моменты: репетиции, «секретные» переговоры с учителями и родителями помогут правильно организовать воспитательное мероприятие.

Следующий этап подготовки - создание психологического климата в группе. С него начинается занятие. Состояние радостного ожидания получает свое подтверждение в момент начала воспитательного занятия. Достигнуть этого помогает следующее:

  1. оформление помещения,
  2.  преобразование классного кабинета,
  3.  создание необычной сцены;
  4. использование праздничных гирлянд, подбор соответствующей музыки.

Вступительное слово ведущего является эмоциональным введением в школьно – театральное представление и вызывает интерес у детей к происходящему.

Третий этап - достижение предметного результата, т.е. реализация основной части задуманного. Я считаю, что на данном этапе важно не затягивать занятие и не перенасыщать детей.

Четвёртый этап должен стать финальной конечной точкой и вызвать у участников чувство удовлетворения и общей радости от причастности к происходяшему. Все участники воспитательного занятия получают слова признательности и благодарности.

 Последний этап – это подведение итога проведенного занятия. Желательно, чтобы дети сами высказали своё мнение о воспитательном мероприятии, отметив при этом, что получилось, а что не очень.

 Одной из форм организации активного отдыха, восстанавливающей работоспособность детей, является прогулка. Это занятие на воздухе, которое имеет свои цели, содержание, методику. Перед прогулкой я провожу беседу по технике безопасности, сообщаю цель нашего мероприятия, например, сегодня мы наблюдаем за деревьями в нашем саду; или собираем листья для осенней композиции. В конце прогулки обязательно подвожу итоги.

 Во время прогулки организую подвижные игры (футбол, баскетбол, русские народные игры) и провожу экскурсии, которые носят оздоровительно-воспитательный характер. Все экскурсии в группе продлённого дня подразделяются на обществоведческие и природоведческие. Во время обществоведческих экскурсий дети узнают о боевых и трудовых традициях своей страны . При проведении природоведческих экскурсий знакомлю детей с окружающей средой, ролью человека, о его взаимодействии с природой (экскурсия в соседний парк «По следам пернатых», в школьный парк «Осенние изменения в природе»). Экскурсии способствуют формированию у детей такого важного качества, как наблюдательность, и обогащает учащихся новыми сведениями об окружающей жизни. А главное на экскурсии детский организм полностью отдыхает.

 Воспитание учащихся невозможно представить без игр. В жизни детей младших классов они занимают значительное место. Младшие школьники испытывают естественную потребность в играх на свежем воздухе, помогающие им совершенствовать и закреплять навыки в ходьбе, беге, метании мяча, прыжках. Игры помогают ориентироваться в различных обстоятельствах, приучают действовать совместно друг с другом, в интересах коллектива. В ГПД мы разучиваем новые игры с участием всех учеников (на мероприятиях, посвящённых мамам и папам, бабушкам и дедушкам, приглашаем их поиграть вместе с нами, вспомнить игры своего детства).

 Во время прогулки я предлагаю детям заняться физическим трудом, чтобы переключить их с умственной работы на трудовую, что положительно влияет на самочувствии и настроении детей. Школьники соревнуются между собой, помогают друг другу, добросовестно относятся к своим трудовым обязанностям (мы проводим трудовой десант по уборке стадиона, кто быстрее соберёт листочки с беговой дорожки, умею ли я подметать школьные ступеньки, и др).

 Дети, посещающие ГПД, с удовольствием читают книги. Основной задачей работы с книгой является - научить работать с ней. При организации внеклассного чтения необходимо создать атмосферу серьёзного и радостного настроения; воспитывать бережное отношение к книге; составить совместно с учителями программу по внеклассному чтению. Работа с книгой предполагает чтение вслух школьниками отдельных произведений либо отрывков из них; чтение про себя с последующим пересказом либо ответами на вопросы; - проведение литературных утренников; организацию выставок любимых книг; посещение библиотеки; беседы после посещения библиотеки: (Что такое библиотека? Для чего она нужна? Кто может быть читателем? Библиотеки нашего города).

 Важное значение в ГПД имеет кружковая работа, которую воспитатель может организовать самостоятельно или отвести детей в клубы по интересам. У младших школьников нашей школы особым вниманием пользуется «Музыкальная гостиная» и Изо-студия. Основной целью музыкального занятия, по мнению педагога, является воспитание музыкальной культуры, формирование музыкальных вкусов и интересов. В «музыкальной гостиной» дети учатся играть на народных инструментах (ложки, бубен, балалайка), участвуют в музыкальных викторинах, разгадывают музыкальные кроссворды.

Изо – студия ставит своей целью - приобщение детей к миру прекрасного, как говорит педагог: «Видеть и понимать цвета должен каждый!». Занятия проходят в непринуждённой обстановке, ребёнок сам выбирает любую тему из предложенных ему педагогом. Выставки работ Изо-студии проходят в нашей школе не менее 3 раз в год.

Обстановка в группе продленного дня по возможности должна быть приближена домашней. Пребывание ребенка в группе необходимо сделать комфортным и приятным. Создать уютную атмосферу в кабинете можно с помощью детей и их родителей. В кабинете на стендах мы вывешиваем работы учеников, чтобы родители смогли оценить способности своих детей. В нашем кабинете имеется игровой уголок, места для самоподготовки, уголок психологической разгрузки, который огорожен от остального помещения двумя конторками. Ребёнок может за ними присесть на удобный мягкий стул и побыть один. Это ему необходимо, чтобы переработать, а может быть и пережить ещё раз, всю полученную за день информацию и впечатления. Таким образом, воспитательное пространство продленного дня предполагает особый уклад жизни, режим и разные способы самоорганизации младших школьников и воспитателя.

 Одним из важнейших направлений работы воспитателя ГПД является работа с родителями. Ещё несколько лет назад родители приходили в школу, как на «ковёр» к начальнику. Сейчас же они полноправные участники школьной жизни, их интересует не просто успеваемость и поведение своего ребёнка – они ведут конструктивный диалог со школой. С каждым родителем надо общаться доброжелательно, вежливо, необходимо дать ему понять, что я и школа, мы очень рады его видеть. Не следует начинать разговор с претензий к ребенку, если таковые имеются у учителя и воспитателя. Важно помнить, что воспитание - это общая задача родителей и педагогов. Только их единство в требованиях даст положительный результат. Разговор надо начинать с хороших и добрых фраз, например, похвалить ребёнка в присутствии родителей. Если нарушения в течение дня были незначительны и конфликтная ситуация уже разрешена, то не стоит говорить об этом поступке. Родители хотят услышать позитивную информацию не только о своём ребёнке, но и об успехах всего класса, узнать общее настроение классного коллектива, увидеть обстановку, в которой занимается ребёнок, и быть в курсе новостей об образовании. Родители ждут исчерпывающих ответов на все волнующие их вопросы.

 Одной из важных форм установления контактов педагогов с родителями является родительское собрание. Родительское собрание – это основная форма совместной работы с родителями. Ребёнку очень важно знать, что родители не безразличны к школе, ведь она играет важную роль в его жизни. Отношение взрослых к родительским собраниям сказывается на отношение учащегося к учёбе, так как. родители личным примером показывают, на сколько серьёзно и ответственно они воспринимают школьную жизнь детей.

 В группе продлённого дня ведутся постоянные контакты с родителями. Я всегда присутствую на первом собрании в двух классах, с которыми работаю в ГПД. Сообщаю родителям о планах работы группы, о целях и задачах, которые ставятся передо мной и учащимися. Используя положения Конвенции о правах ребёнка, подробно рассказываю, как в нашей школе и в частности ГПД, реализуется основное право ребёнка – право на образование. Я сообщаю родителям темы воспитательных мероприятий и клубных часов, объясняю, как проходят у нас в группе самоподготовка, приглашаю родителей посетить ГПД. Напоминаю родителям, что скоро наступит прохладная погода, и ненавязчиво рекомендую им не забывать о здоровьесберегающих факторах: иметь тёплую шапку, куртку, перчатки для прогулки, желательно непромокаемый комбинезон для катания с горок. Родители моих учеников постоянно находятся в курсе дел группы, активно участвуют в педагогическом процессе.

 Благодаря занятиям, которые проводятся в группе продлённого дня, наблюдается повышение уровня образованности детей, повышение их социальной активности. Дети активнее участвуют в различных мероприятиях, спортивных соревнованиях, в проектах и олимпиадах. Наши выпускники начальной школы быстро адаптируются в средней школе.

Много разных слов сказано о группе продлённого дня, хороших и добрых слов, по-моему, значительно больше. Для меня главным являются слова родителей моих учеников, а не то, что можно прочитать в прессе или интернете. Для успешной работы в ГПД необходимо опираться на свои человеческие чувства и правильно использовать нормативные документы. Своим коллегам я бы порекомендовала обязательно иметь два плана работы: календарно-тематический и ежедневный. Первый отражает все виды учебно-воспитательной работы всей школы. Не забудьте составить краткую характеристику группы, что даст вам возможность подробно познакомиться с учащимися, их успеваемостью, развитием и воспитанностью. Советую так же проводить на должном уровне индивидуальную работу с учениками, что даст возможность продолжить преемственность работы воспитателя и учителя. Рекомендую так же обязательно познакомиться с семьёй воспитанников и их родителями.

 Воспитатель должен знать всё о жизни классов в которых он работает. Поэтому, встречая детей, не забудьте узнать у учителя об их самочувствии, об особенностях домашнего задания. Во время самоподготовки мне всегда помогают консультанты (сильные ученики), я их называю «группой доверия». Это позволяет мне уделять больше внимания слабоуспевающим учащимся и своевременно помочь им. Советую обязательно подвести итог самоподготовки, не забыть, всем сказать добрые слова.

На основе календарно-тематического планирования я составляю ежедневный план работы в группе. Рекомендую при данном виде планирования особое внимание уделять воспитанникам, имеющим проблемы в обучении и воспитании.

И наконец, советую правильно организовать работу с родителями обучающихся, вовлекать их в образовательный процесс ГПД и школы в целом.

И в заключении хочу сказать, что можно и нужно работать в группе, ГПД – это основание школы, её фундамент.

Список используемых источников.

1. Касаткина Н.А. Учебно-воспитательные занятия в группе продленного дня. - М.:» Учитель», 2005.

 2. Качинский А.И. Тематическое планирование в группе продленного дня. - М.: Союзпечать, 1969.

 3. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1-4 классы. - М.: «ВАКО», 2004.

 4. Левчук С.В. Воспитательная работа в группе продленного дня. - АРКТИ, 2007.

 5. Попова И.Н., Исаева С.А., Ромашкова Е.И. Организация и содержание работы в группе продленного дня: Начальная школа. - М.: Айрис-пресс, 2004

 6. Гайдина Л.И. Группа продленного дня. - «Веко», 2001

 7 Галкина Т.И., Котельникова В.В. Воспитательная работа класног руководителя: Ростов н/Д: Феникс 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эффективная организация учебно – воспитательной работы и досуга детей в группе продленного дня (обобщение опыта работы)

Формирование базиса личностной культуры ребенка через эффективную организацию учебно – воспитательной    работы и досуга детей в группе продленного дня....

"Взаимодействие семьи и школы по организации учебно-воспитательной работы"

Презентация проекта "Взаимодействие семьи и школы по организации учебно- воспитательной работы"...

«Взаимодействие семьи и школы в организации учебно-воспитательной работы»

В период коренных социально-экономических преобразований в нашей стране дело воспитания молодого поколения приобретает особое значение для развития общества. Школа является важным звеном в системе вос...

Формы организации учебно-воспитательного процесса с воспитанниками ГПД

В статье описаны формы организации учебно-воспитательной работы в группе продленного дня....

Урок - основная форма организации учебно-воспитательного процесса в начальной школе . Современные требования к уроку

Урок - основная форма организации учебно-воспитательного процесса в начальной школе . Современные требования к уроку. ( презентация)...