Работа с родителями
материал по теме

Кателина Анна Александровна

Рассмотрены основные направления работы с родителями, представлен вариант сетки Плана работы с родителями на год, включающий работу родительского комитета, проведение собраний, работу семейного клуба и индивидуальную работу с родителями. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon план-сетка56.5 КБ
Microsoft Office document icon Работа с родителями66 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ НА 2012-2013 УЧЕБНЫЙ ГОД

Деятельность родительского комитета

Проведение родительских собраний

Деятельность семейного клуба

Индивидуальная работа с родителями

I четверть


29.08.12

Организация и планирование деятельности комитета на 2012-2013 уч. год


31.08.12

Первичное собрание. «Выборы родительского комитета. Цели и задачи обучения учащихся в третьем классе».



1.10.12

«Спектакль для бабушки» - праздник ко дню пожилого человека

Проведение индивидуальных консультации, бесед, встреч по инициативе родителей, классного руководителя, учителей-предметников, самих учащихся.





































29.08.12-3.09.12

Организация помощи семьям учащихся, испытывающих материальное затруднение, в приобретении учебных принадлежностей.


26.10.12

Лекторий для родителей. Тема: «Взаимодействие и взаимопонимание семьи и школы».










27.09-01.10.12

Оказание помощи в проведении «Праздника бабушек».


19.10.12

Текущее собрание. «Результаты успеваемости учащихся за I четверть»

II четверть

9.11.12

Проведение рейда «Бережно ли ты относишься к своим учебникам?»

23.11.12

Тематическое собрание.

«Школьная тревожность: пути преодоления»


23.11.12

Открытое заседание семейного клуба «Семья всего дороже»


19 - 30.11.12

Работа с организациями социума по проведению совместных с ними мероприятий.


26.11.12

Праздник «Цветик-семицветик для мамы», организованный и проведенный совместно с Аркадакским краеведческим музеем.


14 - 18.12.12

Участие в заседании «Семья всего дороже», помощь в организации мероприятия и привлечении к участию в нем других родителей.


21.12.12

Текущее собрание. «Результаты успеваемости учащихся за II четверть».


21.12.12

Анкетирование «Отношение родителей к деятельности учебного заведения»


29.12.12

Спортивная игра «По дороге в сказку», посвященная наступающему Новому году.


17 - 27.12.12

Приобретение подарков и сувениров к новогоднему празднику.

III четверть


14 – 19.01.13

Помощь классному руководителю в работе с  неблагополучными и проблемными семьями.

 


 


18.01.13

Тематическое собрание.

«Режим дня и его значение для учащихся» (с участием школьного врача)



2.02.13

Час общения с родителями -выпускниками нашей школы «В начале жизни помню школу я…»


15.02.13

Тематическое собрание.

«Школьная тревожность: пути преодоления»


22.02.13

Презентация опыта воспитания «Наши семейные реликвии и традиции»



В течение четверти.

Помощь в организации и проведении мероприятий, участие в них. Приобретение подарков и сувениров к праздникам.


15.03.13

Текущее собрание. «Результаты успеваемости учащихся за III четверть».


6.03.13

Праздник к Международному женскому дню «Весенняя перекличка»


19.03.13

Анкетирование. «Воспитание сознательной дисциплины».




IV четверть


13.05.13

Проведение рейда «Лучший дневник»


30.04.13

Тематическое собрание.

«Труд ребенка в семье»


7.04.13

«Веселые старты» для детей и их родителей.


16.04.13

Лекторий для родителей. Тема: «Поведение детей. О чем оно нам говорит» (совместно со школьным психологом)


21.05 – 11.06.13

Организация помощи в подготовке классной комнаты к новому учебному году, в ремонте мебели.


21.05.13

Поощрение семей учащихся, активно участвующих в проводимых мероприятиях.


23.04.13

Родительский вечер «В кругу семьи»


15.05.13

День открытых дверей.


21.05.13

Отчет о проделанной работе в 2012-2013 учебном году.



21.05.13

Итоговое собрание. «Результаты успеваемости учащихся за 2012-2013 учебный год»


31.05.13

Музыкально-игровой час «До свиданья, третий класс!»



Предварительный просмотр:

                           Семья и школа – это берег и море.

На берегу ребенок делает свои первые

шаги, получает первые уроки жизни,

 а потом перед ним открывается

 необозримое море знаний, и курс

 в этом море прокладывает школа.

Это не значит, что он должен

совсем оторваться от берега.

Л.А. Кассиль  

Залогом успешной учебной и воспитательной деятельности с учащимися является сотрудничество классного руководителя с родителями, ведь семья оказывает большое влияние на процесс развития личности ребенка. Следовательно, сделать родителей активными участниками педагогического процесса – это важная и ответственная задача учителя. Именно поэтому значительное место в воспитательной работе занимает работа с родителями.

В одиночку, без поддержки со стороны общества, родителям порой трудно справиться со столь серьёзной задачей – воспитать из ребёнка личность, гражданина своей страны. И именно школа должна осуществлять помощь родителям в организации семейного и общественного воспитания.

Только совместная работа педагогов и родителей является ценнейшим инструментом, позволяющим составить для каждого ученика свой воспитательный маршрут, подобрать оптимальный вариант индивидуальной работы. Кроме того, совместная работа взаимно обогащает знаниями каждого из его участников.

Существует несколько форм работы с родителями, каждая из которых имеет свои конкретные цели и задачи. Это:

- проведение родительских собраний,

- работа с активом коллектива родителей – родительским комитетом,

- индивидуальная работа с родителями,

- организация семейного клуба.

Последняя форма работы важна и интересна тем, что является совместной для учащихся и их родителей.

               Индивидуальная работа с родителями

Индивидуальная работа с родителями может проходить в форме беседы, консультации или посещения семьи ребенка на дому. Поводом может стать:

- результат наблюдений педагога за ребенком,

- проблемы в общении ребенка с классом и педагогами,

- инициатива самого ребенка, связанная с семейной ситуацией,

- инициатива родителей, желающих разрешить вопросы, возникающие в процессе воспитания ребенка; и др.

Индивидуальные консультации помогают установить более тесные связи с родителями, анализировать причины положительных и отрицательных проявлений школьников, поддерживать единые требования к нему в школе и дома, подбирать эффективные меря воздействия на ребенка.

Если в этом есть необходимость, в ходе консультации родители получают возможность встретиться со специалистами и организовать дополнительное консультирование ребенка.

 Каждая консультация или беседа должна классным руководителем тщательно анализироваться. Результаты посещения на дому, консультации фиксируются в дневнике классного руководителя, они являются руководством к действию для последующих встреч с семьей.

Проведение родительских собраний

Родительское собрание – одна из ведущих групповых форм работы с родителями. По содержанию родительские собрания могут быть текущими, тематическими, итоговыми.

Текущие родительские собрания – это собрания с традиционной повесткой дня: результаты успеваемости в четверти, результаты проводимых мероприятий и праздников.

Тематические родительские собрания – это собрания, посвященные актуальной теме, в обсуждении которой заинтересовано абсолютное большинство родителей класса. Тематические родительские собрания, как правило, носят просвещенческий характер и направлены на расширение знаний родителей в области воспитания детей.

Итоговые родительские собрания – это собрания, в задачу которых входит подведение результатов развития детского коллектива за определенное время. В ходе такого собрания родители имеют возможность оценить достижения учащихся класса, собственного ребенка, сравнить прошлые результаты с теми, которые уже есть.

Собрание, проводимое в начале года, можно назвать первичным, т.к. на первой встрече с родителями учитель сообщает цели и задачи обучения, поставленные на этот учебный год; проясняет степень готовности учащихся к началу учебного года. Также именно на этом собрание проходят выборы в члены родительского комитета, определение его плана работы на год.

Каким бы по своей цели не было собрание, в любом случае оно должно быть тщательно продумано и спланировано. В ход проведения тематического собрания возможно включение деловых и ролевых игр, направленных на рассмотрение и нахождение выхода какой-либо конфликтной ситуации в отношениях с ребенком. На такие собрания можно пригласить школьного психолога, медицинского работника, и др. Важно лишь помнить, что родительское собрание будет эффективным тогда, когда в нем есть потребность со стороны взрослых, а педагог, который его готовит, авторитетен в глазах родителей.

Деятельность родительского комитета

Говоря о работе с родителями, нельзя не отметить роль родительского комитета. Родительский комитет – представительский орган родительской общественности. Это особая, оперативная группа родителей класса, которая является связующим звеном между семьей, школой, общественностью и учащимися класса. Обязанности между членами комитета распределяются в зависимости от их склонностей и желания.

Деятельность родительского комитета имеет несколько направлений:

- участие в подготовке и проведении праздников, экскурсий, других мероприятий;

- помощь в работе с неблагополучными семьями (это посещения учащихся в семье, профилактические беседы, защита прав учащихся в различных инстанциях);

- организация помощи в подготовке классной комнаты к новому учебному году, ремонте мебели;

- помощь в эстетическом оформлении класса, в изготовлении дидактических материалов для уроков, совместный с детьми выпуск стенгазет, сбор фотоматериала. 

Родительский комитет может взять на себя организацию конкурсов на лучший дневник, тетрадь; рейдов – проверок бережного отношения учащихся к своему портфелю, учебникам, письменным принадлежностям.

Родительский комитет выбирается общим собранием родителей сроком на один учебный год. В ходе выборов учитываются предложения классного руководителя, инициатива самих родителей. В родительский комитет класса могут быть избраны родители любого ученика класс по их желанию или по предложению большинства участников родительского собрания класса. Председатель родительского комитета выбирается из числа избранных членов родительского комитета на первом заседании. О своей деятельности родительский комитет отчитывается перед родительским собранием. Заседания родительского комитета класса проходят 3-4 раза в учебную четверть. Принятые решения фиксируются в протоколе, который хранится у председателя родительского комитета.

           Деятельность семейного клуба.

Семейный клуб – это перспективная форма работы с родителями, учитывающая актуальные потребности семей и способствующая формированию активной жизненной позиции участников процесса, укреплению института семьи, передаче опыта в воспитании детей. Использование такой формы важно и необходимо, так как приносит значительные результаты в плане социализации и благополучия каждого ребенка, формирует у детей социальные навыки поведения, уверенность в себе, понимание своих и чужих чувств, желаний и мнений. Клуб организует сотрудничество с семьей. Благодаря занятиям семейного клуба устанавливается тесная связь «семья – школа». Дети видят, что школа занимает важное место в жизни семьи. В результате постоянной заинтересованности родителей делами школы, вырабатывается в детях положительное отношение к учению, сознательная дисциплина; воспитывается активная личность, что является основой для развития интеллектуального потенциала ребенка.

Членами клуба является вся семья ребенка – не только его родители, но и бабушки и дедушки, братья и сестры. Ведь каждый из них также оказывает влияние на развитие ребенка.  

Семейный клуб «Солнечный круг», созданный в начале первого класса, функционирует уже третий год.

Цель:

- сделать эмоционально насыщенными взаимоотношения родителей и детей, через которые передаются социальный и исторический опыт, достижения культуры.

Работа Клуба многогранна в связи с разнообразием задач, поставленных перед ним.  

Задачи:

- организовывать совместную деятельность детей и родителей, направленную на удовлетворение их разнообразных интересов,

- создавать необходимые условия для сплочения детского коллектива и родителей учащихся для их общения,

- осуществлять «обратную связь» между родителями и школой, необходимую для оценки эффективности процесса обучения,

- вести психолого-педагогическое просвещение родителей,

- содействовать естественному стремлению учащихся в самоорганизации, самореализации и саморазвитию на основе осуществляемых мероприятий,

- воспитывать социально-ценностные чувства и переживания у учащихся и их родителей.

В зависимости от поставленных задач формы проведения заседаний Клуба могут быть различными.

Родительский вечер

Это интересная и достаточно новая форма работы с родителями. Родительские вечера – это праздник общения с родителями друзей твоего ребёнка, это праздник воспоминаний собственного детства и детства своего ребёнка, это поиск ответов на вопросы, которые перед родителями ставит жизнь. Свободная беседа родителей друг с другом, обмен опытом разрешения различных ситуаций в своих семьях помогает иначе воспринимать трудности, лучше понять индивидуальные особенности ребенка, расширить возможности воспитания.

Лекторий для родителей

Это одна из форм психолого-педагогического просвещения родителей. Задачи лектория многообразны: познакомить родителей с системой обучения, дать практические советы и рекомендации по воспитанию ребенка в семье и др. Лекция – это устное изложение материала, в ходе ее возможно использование приемов, привлекающих внимание: наглядные пособия, ТСО, примеры из практики. Большой интерес вызывают бинарные лекции, которые готовятся и проводятся несколькими людьми: учитель и психолог, психолог и учителя-предметники и т.д. Во время такой лекции есть возможность сравнить позиции разных специалистов и определить свое отношение к обсуждаемой проблеме.

День открытых дверей

Проведение такого дня предполагается 1 раз в году. В этот день родители могут посетить любой урок. В классе организуются выставки поделок, рисунков, творческих работ, лучших тетрадей.  В заключении дня показывается небольшой концерт художественной самодеятельности. Такая форма работы с родителями дает им возможность увидеть реальные успехи своих детей в учебе и труде. У них укрепляется вера в возможности детей.

Презентация опыта воспитания

Это передача положительного семейного опыта воспитания детей посредством рассказа родителей о своих приемах, методах и формах воспитания, о традициях, семейных праздниках, об организации совместного досуга. В таком мероприятии важно участие каждой семьи.

Праздник, утренник, музыкально-игровой час

Подобные мероприятия способствуют сближению родителей между собой, налаживанию контакта между учителем и родителями. Более того, это «сцена» для открытия детских талантов. В теплой, доброжелательной обстановке, где вокруг ребенка находятся его друзья, его родители, ребенок не закрепощен, открыт. На таких мероприятиях родители видят своего ребенка как бы с другой стороны, они могут оценить его поведение, его статус и роль в классном коллективе. И ребенок открывает для себя «новых» родителей, которые могут перевоплощаться в героев сценок-миниатюр, участвовать в спортивных соревнованиях, различных конкурсах. У ребенка появляется огромное чувство гордости за своих таких «классных» родителей. А это еще больше укрепляет семейные отношения. Если праздник умело организован, если он прошел интересно, то у детей вырабатывается правильное понятие о празднике вообще, это учит их относиться к нему как к духовно богатому ритуалу. Восприняв такой стиль проведения праздников, дети, когда вырастут, могут перенести его и на свою будущую семью.

Психолого-педагогическая диагностика

Также является одним из стержневых компонентов педагогического процесса. Ее цель – выявление достижений и пробелов семейного воспитания школьников, а также отношения родителей к организации процесса обучения и воспитания детей в данном образовательном учреждении.

Час общения с интересным человеком

Для учащихся приход в класс гостей всегда интересен. А когда этим гостем еще является их близкий и родной человек, их радости просто нет предела. Такие встречи порой проводятся в канун профессиональных и государственных праздников. Гости рассказывают о своей жизни и о работе, дают ребятам советы, отвечают на их вопросы. А учащиеся всегда благодарят их за рассказ, выполнив какой-нибудь подарок своими руками.

       Рефлексия. Подведение итогов совместной работы учителя и родительского коллектива.

Заключительным этапом совместной работы родителей, детей и учителя является подведение итогов работы. Анализ деятельности позволяет оценить значимость мероприятий, осознать ошибки, проанализировать пути дальнейшего продвижения в сфере воспитания детей. Оценке результативности подвергается как отдельное мероприятие,  так и работа в целом за четверть и год. Важно совместно с родительским комитетом отмечать ребят, которые проявили себя в учебе, спорте, коллективных трудовых делах, и родителей, которые оказали практическую помощь классу. Такое внимание воспринимается родителями и детьми как высокая дорогая награда за труд, сотрудничество, творчество.

Итоги работы традиционно оформляются в виде папок с материалами мероприятий, альбомов с фотографиями. Это позволяет спустя некоторое время сравнить результаты, либо просто вспомнить о совместно пережитых радостных моментах жизни.

Подводя итог вышеизложенному, хочется добавить, что данный план отображает все направления работы классного руководителя с родителями, сочетает в себе разнообразные формы работы: индивидуальные и групповые, традиционные и нетрадиционные.

Ключевую роль в плане играет организация работы семейного клуба, как одной из наиболее перспективных форм работы с родителями. Забота друг о друге, о своем коллективе, четкая организация жизни, разнообразие дел – вот что сплачивает в единый коллектив учителя, детей и их родителей. Использование такой формы работы очень важно в современной жизни, когда у родителей практически совершенно не хватает времени на общение со своим ребенком. Порой оно сводится только к проверке домашнего задания. Деятельность клуба подталкивает родителей к участию в совместных мероприятиях. Здесь они выступают в совершенно новых ролях. И работа в клубе найдется абсолютно для каждого. Проведение клубных мероприятий положительно сказывается и на самих детях – в процессе совместной работы они овладевают навыками общения со сверстниками и взрослыми людьми; повышается их самооценка, прибавляется уверенность в своих силах и возможностях, поскольку они чувствуют поддержку и любовь учителя и родителей, искренне заинтересованных в успехах своих детей. Таким образом, содружество родителей, детей и учителя несомненно является очень благотворным, приносящим пользу всем его участникам.

Список используемой литературы.

  1. Александрова Е.А. Как сделать общение с родителями живым и предметным. – жур.  «Директор школы», № 8, 2005, с. 81–85.
  2. Взаимодействие школы и семьи (педагогический всеобуч). / Под ред. С.А.Цабыбина. – Волгоград, 2007.
  3. Воспитательный процесс: изучение эффективности. Методические рекомендации / Под ред. Е.Н. Степанова. – М., 2001.
  4. Все о младшем школьнике: Книга для родителей. / Под ред. Н.Ф. Виноградовой. – М., 2004.
  5. Дереклеева Н. И. Родительские собрания 1-4 классы. – М. , 2005.
  6. Дьячкова Г. Т, Волкова Е. В. Родительские собрания в начальной школе. – Волгоград, 2006.
  7. Зиятова И.З., Ларина В.К. Диагностика взаимодействия семьи и школы. – жур. «Директор школы», № 9, 2007, с. 83–88.
  8. Классному руководителю. Учеб.-метод.пособие / Под ред. М.И. Рожкова. – М., 1999.
  9. Классные классные дела: Методические разработки воспитательных дел в классе / Под ред. Е.Н. Степанова, М.А. Александровой. Вып. 2. – М., 2006.
  10. Мастер-класс для заместителей директора школы по воспитательной работе. /Авторы-составители Т. М. Кумицкая, О. Е. Жиренко. – М., 2006.
  11. Педагогические советы. // Пособие для учителя. - Волгоград, 2006г.
  12. Планирование воспитательной работы в классе: Методическое пособие. / Под ред. Е.Н. Степанова. – М., 2001.
  13. Работа классного руководителя. //Методическое пособие. – М., 2005.
  14. Созонов В.П. Организация воспитательной работы в классе. - М., 2000.
  15. Шульгина В. П. 25 современных тем родительских собраний в школе. - Ростов на Дону, 2003.
  16. Н.Е.Щуркова Программа воспитания школьника. - М., 1998.
  17. Н.Е.Щуркова, В.Ю.Питюков, А.П.Савченко, Е.А.Осипова Новые технологии воспитательного процесса. М., 1993.

                                                                                                                                                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по работе с родителями "Успешное взаимодействие с родителями классного коллектива"

Программа представлена для учителей начальных классов. Срок реализации - 4 года. В приложении представлены разработки родительских собраний....

презентация программы по воспитательной работе на тему: "Виды и формы работы с родителями. Создание единого коллектива: семья - педагог - родитель - ребенок"

В виде презентации представлена программа по воспитательной работе. Отражена тема работы с родителями, указаны цели, задачи, формы работы, итоговый результат работы....

Работа с родителями «Работа над речью слабослышащего ребенка в домашних условиях» (рекомендации для родителей)

познакомить родителей с правилами общения со слабослышащими детьми;дать советы, рекомендации по проведению работы над речью слабослышащего ребенка дома;донести до родителей важность и необходимость да...

Тренинговые формы работы с родителями как фактор гармонизации отношений учитель- родитель и ребенок-родитель

В данной статье проводится  анализ проведения родительских собраний с применением тренинговой технологии для гармонизации детско- родительских отношений  и учитель- родитель. Расскрыты особе...

Программа работы с родителями «Содружество» предназначена для работы с родителями (законными представителями) учащихся 1 – 4 классов. Срок реализации 4 года.

Деятельность родителей и педагога в интересах ребенка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками....

Доклад "Методы работы с родителями младших школьников." (Из опыта работы с семьёй и родителями по духовно-нравственному воспитанию младших школьников).

Духовно-нравственное воспитание - сложный психолого-педагогический процесс перевода объективных требований морали в личные убеждения человека. Чтобы заложить в душу ребёнка  высокие духовные и нр...