Внеклассное мероприятие на тему "Россия-наша Родина".
методическая разработка (4 класс) по теме

Саутина Вера Алексеевна

 

Знакомство с понятиями, раскрывающими содержание «духовный мир человека». Мотивация к познанию нового предмета. Рефлексия по поводу основных понятий, связанных со словами «Родина», «Патриот», «Государственные символы», «Духовные и семейные традиции». Приращение знаний и представлений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ НА ТЕМУ:

 «Россия – наша Родина»

Подготовила: Саутина Вера Алексеевна,

 учитель начальных классов
МКОУ «Бережковская ООШ», Кировский район,

Калужская область.

Цели: 

Знакомство с понятиями, раскрывающими содержание «духовный мир человека». Мотивация к познанию нового предмета. Рефлексия по поводу основных понятий, связанных со словами «Родина», «Патриот», «Государственные символы», «Духовные и семейные традиции». Приращение знаний и представлений.

Задачи:

Обучающая: узнать, чем богато наше Отечество и что относится к главной ценности России.

Развивающая: усвоить, что такое культурные традиции и для чего они существуют.

Воспитывающая: любовь к Родине, к людям; уважение к традициям своей страны и семейным традициям.

Ключевые понятия урока: Россия. Родина. Россияне. Патриот. Отечество. Столица. Президент. Государственные символы. Духовные традиции. Дружелюбие. Доброжелательность.

На доске записаны:

пословицы: «Всяк кулик своё болото хвалит», «Чем больше отдаёшь – тем больше получаешь»;

слова из Библии: «Нет перед Богом иудея и эллина»

Средства наглядности: карточки со словами и заданиями, карта, презентация «Россия – наша Родина», запись песни «Русь называют святой»

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ:

                           

I   Этап мотивации, постановка учебной задачи.

(Используется презентация «Россия – наша Родина»)

Запись темы внеклассного мероприятия: «Россия – наша Родина». (слайд 1)

(Обсуждение темы внеклассного мероприятия с учащимися, в течение которой проводится словарная работа над ключевыми понятиями:

- Как вы понимаете тему нашего сегодняшнего мероприятия?

- Как называется страна, в которой мы живём? (слайд 2)

- Что вы о ней знаете?

- Кто является главой нашего государства? (слайд 3)

- Назовите государственные символы России. Расскажите, где их можно увидеть? Для чего нужны стране свои символы? (слайд 4)

- Покажите на карте Россию. Что вы можете сказать о её территории, какие реки, моря, озёра, горы находятся на территории России?

- Какие города вам известны? Назовите столицу России. (слайд 5-7)

- В каком городе мы с вами живём? В какой области находится наш город? Назовите главный город нашей области. (слайд 8-10)

- Назовите свою «Малую Родину». (слайд 11)

- Как вы понимаете значение слова «Патриот»? Попытайтесь самостоятельно охарактеризовать человека, который обладает чувством Родины и является патриотом России. (слайд 12)

   Патриоты Родины – это очень высокие слова. Так обычно называют выдающихся людей, которые прославили себя исполнением патриотического долга перед Россией. Военная история нашей страны полна такими примерами. Назовите известных вам героев России. Что вам известно о защитниках нашей Родины?

   Но не только военные люди в России проявляли настоящий патриотизм, служа Отечеству.

- Какие русские писатели, композиторы, художники вам известны?

- Можно ли сказать, что эти люди являются гордостью России? Патриотами России? Почему? (слайд 13)

II    Подведение итогов беседы.

1) Во все времена и у всех народов под Родиной подразумевали не только территорию, но и людей, соотечественников. И Россия – это, прежде всего, её народ.

   Можно сказать и так: Родиной для российского гражданина является то, что связывает его со всем российским народом. Это: территория, языки, общая история, народные традиции, законы, долг, семья, веротерпимость, здравомыслие, нравственность, достоинство, справедливость…

   Жители любой страны гордятся своей родиной. Так устроен человек: ему дорога земля, на которой он родился. Он любит то место, с которым связано его детство. (слайд 14)

   И как можно не любить родные края, если они… просто родные, если всё вокруг знакомо с детства? Ведь именно здесь человек впервые ощутил тепло и любовь самых родных людей: мамы, папы, дедушек, бабушек, братьев, сестёр…

 

   - Как Вы думаете, почему везде люди любят свою родину и гордятся ею, хотя приезжим она может казаться не очень привлекательной?

   - Как Вы понимаете пословицу: «Всяк кулик своё болото хвалит?»

   Разве можно выразить точными фразами то, что человек чувствует душой? Да, можно, но только в стихах – так легче. К ним потом часто подбирают музыку. И льются песни о России, в которых заключена душа народа.

   Песни о России распеваются не только на русском языке, но и на чувашском, бурятском, осетинском … И даже на редких языках малочисленных народов Крайнего Севера. Но все они о России, даже если в них нет её упоминания. Они – о Родине. А наша Родина – Россия.

- Прослушайте песню «Русь называют святой» и выполни задание на карточке:

 Нарисуйте три образа Земли Русской из прослушанной песни.

   В Российской Федерации проживают граждане 160 национальностей. Все они в России живут там, где хотят жить. Так вот: все граждане многонациональной России являются или русскими, или калмыками, или башкирами, или якутами, или ингушами (работа с таблицей на доске)… Но все они – россияне. Россия – это их Родина. Это единое многонациональное государство. Оно имеет одну на всех государственную границу, обозначающую его территорию. И у всех этих народов – одна на всех историческая судьба. (слайд 15)

   У каждого народа есть прекрасные люди – добрые, гостеприимные, спокойные, сильные, разумные, открытые. И есть другие – глупые, злые, алчные и агрессивные. Поэтому не так важно знать, какова национальность человека. Важнее знать – какой он сам как личность. Недаром в Библии сказано: «Нет перед Богом иудея и эллина».

- Прочитайте эти слова на доске. Как вы понимаете их смысл?

(То есть все равны в этом мире).

   Многонациональная Россия всегда отличалась дружелюбием и доброжелательностью всех её народов. Доброжелательность сплачивает и объединяет народы России. Это одно из условий укрепления страны. И чтобы это качество развивать в себе и других, нужно быть терпимыми по отношению друг к другу.       Человек остаётся человеком, пока он ценит и бескорыстно заботится о близком ему человеке, других людях, об интересах народа и Отечества. И Родину, и ценности он получает в дар от предшествующих поколений. Ценности живут в духовных традициях. Вне традиций они погибают, словно растение, которое выдернули из почвы. (слайд 16)

   Верующие убеждены, что ценности люди получают от Бога. Бог даёт людям нравственный закон – знание о правильной жизни, о том, как избежать зла, страха и болезней и даже смерти, не причинять вред другим, жить в любви, гармонии и согласии с людьми и окружающим миром.

   Люди, которые не придерживаются определённой религии, считают, что ценности – это самые важные знания о жизни, которые младшие получают от старших, а те – от ещё более старших и опытных поколений. Такая передача ценностей, или традиция, происходит в семье. (слайд 17)

   Ценности – это простые правила общественного поведения. Они предостерегают нас от таких отношений с людьми, которые могут причинить боль и страдания. Подобно родителям, старшие поколения заботятся о младших и передают им свой духовный опыт, полученный ими от предыдущих поколений. Откуда бы ни происходили ценности, все люди убеждены в их исключительной важности для жизни. Без ценностей жизнь человека обесценивается, теряет смысл.

   Главная ценность России – люди, их жизнь, труд, культура. Важнейшие ценности человека – семья, Отечество, Бог, вера, любовь, свобода, справедливость, милосердие, честь, достоинство, образование и труд, красота и гармония. Чтобы открыть для себя эти и другие ценности, надо войти в определённую духовную традицию. Духовные традиции позволяют человеку различать добро и зло, хорошее и плохое, полезное и вредное. Духовным можно назвать человека, который следует этим традициям: любит свою Родину, свой народ, родителей, бережно относится к природе, добросовестно учится или работает, уважает традиции других народов. Духовного человека отличает честность, доброта, любознательность, трудолюбие и другие качества. Жизнь такого человека наполнена смыслом и имеет значение не только для него самого, но и для других людей.

   Наше Отечество богато своими духовными традициями. Жизнь России и каждого из её граждан основана на многообразии и единстве великих духовных традиций. Изучив традицию своей семьи, поделись полученными ценностями с другими людьми – чем больше отдаёшь, тем больше получаешь.

Давайте прочитаем стихотворение про мальчика. (слайд 18) Дети – это будущее страны. Счастья вам, дети!

2) Самостоятельная творческая работа учащихся.

- Составьте  предложения со словами: Россия, Родина, Патриот, Духовные ценности.

                       Обсуждение результатов самостоятельной работы.

3) Закрепление основных понятий урока.

- Повторим термины и понятия:

Традиции – то, что имеет большое значение для человека, но не создано им самим, а получено от предшественников и в последующем будет передано младшим поколениям.

Ценность – то, что имеет большое значение для человека и общества в целом.

Духовные традиции – ценности, идеалы, жизненный опыт, передаваемые от одного поколения к другому. К важнейшим духовным традициям России относятся: христианство, ислам, буддизм, иудаизм, светская этика.

III    Подготовка учащихся к беседе с членами семьи и друзьями. Рефлексия.

- Что ты расскажешь членам своей семьи о нашей Родине?

- Как ты объяснишь слова: Патриот, Отечество, Родина?

- О ком из известных людей ты хотел бы рассказать дома? Почему?

 Рекомендации для работы дома (по выбору учащихся):

  1. Проведи интервью с членами семьи по вопросам:

– Каких героев России они знают? В чём их заслуга перед Отечеством?

- Каких русских писателей, художников, композиторов они знают? Чем они знамениты?

- Какие книги о нашей Родине они посоветовали бы тебе прочитать?

- Есть ли среди ваших родственников те, кто много сделал для Родины? Кто это, в чём их заслуга?

2. Придумай вопросы для интервью с известным человеком (политиком, учёным, актёром, писателем ит.д.) на одну из тем:

- «Любовь к Родине»

- «Духовные ценности»

- «Что такое патриотизм»

Прослушайте песню «Русь называют святой». Нарисуйте три образа Земли Русской из прослушанной песни.

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие « Вот она какая, Родина большая»

Цель:       -   знакомство детей с историческими моментами нашей страны, её географическим положением, символами государственной власти;  развитие интереса...

Авторская разработка внеклассного мероприятия "С чего начинается Родина?.."

Авторская разработка внеклассного мероприятия для начальной школыДля корректного показа презентации рекомендую скачать все видео и аудиофайлы здесь...

Внеклассное мероприятие "Воскресенск - твоя малая Родина"

Внеклассное мероприятие  « Воскресенск- твоя малая Родина (по творчеству А. А. Суслова)» разработано для учащихся начальных классов и может быть использовано в качестве материала для классного ча...

Внеклассное мероприятие "Воскресенск - твоя малая Родина"

Внеклассное мероприятие  « Воскресенск- твоя малая Родина (по творчеству А. А. Суслова)» разработано для учащихся начальных классов и может быть использовано в качестве материала для классного ча...

Внеклассное мероприятие " С чего начинается Родина"

Данное мероприятие можно использовать для учащихся начальной школы, а так же для первого урока  по курсу светская этика.Цели:познакомить с символами государства, их историей,развивать творческие ...

Внеклассное мероприятие "С чего начинается Родина?"

Это мероприятие можно использовать во внеурочной деятельности....