Как правильно организовать жизнь школы и класса,что бы нестандартный ученик смог реализовать свои возможности.
материал по теме

Алексеева Оксана Алексеевна

Методические рекомендации

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon pedsovet_2012.zip1.37 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 14» городского округа город Салават Республики Башкортостан

Выступление на педагогическом совете.

Как правильно организовать жизнь школы и класса, чтобы нестандартный ученик смог реализовать свои возможности?



                                                                                         Учитель:

                                                                                         Алексеева

                                                                                         Оксана Алексеевна,

                                                                                         учитель начальных классов.

   г. Салават

2012г.

        ( Слайд 1)    Свое выступления я бы хотела начать вот с такой притчи...        ( Слайд 2)     Один странствующий искатель истины увидел большой камень, на котором было написано: «Переверни и читай». Он с трудом перевернул его и прочел на другой стороне: «Зачем ты ищешь нового знания, если не обращаешь внимания на то, что уже знаешь?» Эта притча как нельзя лучше подтверждает наш сегодняшний разговор о наших детях. Истина – на поверхности.

В начальной школе существует проблема «детей с девиантным поведением», которая была озвучена администрацией и педагогами. Почти в каждом классе есть дети, которые не вписываются в условия образования. ( Слайд 3)  Девиантное поведение может быть позитивным и негативным. Нас больше интересует проблема негативного поведения.

И я в своей практике сталкивалась с такой проблемой. Поиск решения привёл меня к изучению литературы. Рассмотрим проблему с точки зрения концепции школы: педагог в начальной школе создает в своем классе условия, которые обеспечивают развитие индивидуальности у детей .Для большинства детей условия, которые создаются в начальной школе, обеспечивают эту возможность. Однако в школе есть некоторое количество «детей с девиантным поведением». Деятельность педагога с такими воспитанниками не мыслима без внедрения в работу школы психолого – педагогической службы. Задача службы – поддержать педагогов в проектировании необходимых условий, или отказаться от работы с такими детьми, для преодоления трудных ситуаций.
Зачастую проблемы в поведении наших детей, их трудности – в нас самих.
(Слайд 4) Самые главные слова, которые должен слышать ребенок: «Я тебя люблю, мы рядом, мы вместе, и мы все преодолеем». Мы нередко возмущаемся, испытываем желание осудить, подавить, запретить; объясняем такое поведение негативным влиянием средств массовой информации, социально-экономическим неблагополучием, биологическими нарушениями, снижением воспитательных воздействий. Однако нужно помнить главное: дети нуждаются в помощи и поддержке, им остро не хватает понимания. Тепла, заботы, их мучает собственная неопределенность (неприкаянность), одиночество. Осуждения и запреты в такой ситуации только ожесточают ребенка. В ответ на любовь, предложение помощи, содействие вы можете встретить закрытость, сопротивление, отторжение, злобу. Чтобы пройти этот путь, следует запастись терпением и верой в успех.

Работать с проблемными семьями, на мой взгляд,  – не наша задача. Быть примером, приобщить к культуре, труду, творчеству, показать светлые стороны бытия их детям – вот она, наша цель.

С чего мне нужно было начать?   ( Слайд 5)   

Естественно, с постановки вопросов. Почему  не получается  сотрудничать с такими детьми? Почему предъявляем им ультиматумы, вместо того чтобы предложить варианты? Почему, наконец, мы не считаем своим долгом найти с ребенком общий язык?

Потому что нам кажется, что мы умнее, и, соответственно, он должен нас слушаться.

Самое страшное, что порой только исполнения приказов ждут от таких детей их родители…

Надо было начать с себя.  Наладить любыми способами контакт с таким ребёнком, придумать такие формы работы с ними, с помощью которых  удастся устранить проблемы в работе с особыми детьми.

В своей педагогической практике основываюсь на принципах личностно-ориентированного подхода. Он разработан в трудах крупнейших педагогов и психологов мира (Амонашвили Ш.А., Корчак Я., Сухомлинский В.А., Роджерс, Френе, Штейнер и др.). В реализации учителем личностного подхода можно выделить следующие особенности его применения к  детям с девиантным поведением.

К благополучным детям

К  детям с девиантным поведением

1.Видеть в каждом ученике уникальную личность, уважать ее, понимать, принимать, верить в нее.

Любить и уважать сложнее, чем хороших детей, но любовь и забота нужны им больше, т.к. они, как правило, обделены этими эмоциями;

говорить как с взрослым, не ломать резко его нравственные взгляды, даже если они ошибочны, а влиять на них постепенно. Забывать плохое сразу, прощать, помнить хорошее всегда; взять в основу работы оптимистическую гипотезу, верить в исправление: лучше ошибиться в доверии, чем необоснованно осудить.

2.Создавать такую обстановку ученья, общения, труда, в которой каждый ученик чувствовал бы себя личностью, ощущал бы внимание лично к нему

Предоставлять возможность проявить себя с положительной стороны, скомпенсировать его недостатки выявлением положительных сторон; организовать переубеждение на его собственном опыте.

3.Исключить принуждение, а также всякое выделение недостатков ребенка; Понимать причины детского незнания и неправильного поведения и устранять их, не нанося ущерба личному достоинству ребенка

Предъявляя требования, нельзя угрожать, вспоминать прошлые грехи, брать обещания, которые он не может выполнить;быть искренним, не лицемерить, не морализировать, не унижать его.

4. атмосферу "успеха", помогать детям учиться "победно", обретать уверенность в своих силах и способностях.

Вызывать, искать все положительное, опираться, делать ставку на проявление; не скупиться на поощрение и похвалу всех хороших сторон и социально ценных поступков трудного.

5.Учить школьника видеть личность, как в самом себе, так и в каждом из окружающих; развивать сознание в причастности к своему коллективу и к социальному целому.

Всячески поддерживать усилия по самовоспитанию и перевоспитанию, создавая для этого специальные педагогические ситуации; вовлекать и включать в жизнь коллектива, противопоставляя коллективные отношения вредным влияниям.

6.Завоевывать уважение и доверие учеников, для чего относиться к себе самому как к личности и быть интересной и значимой личностью для своих воспитанников

Влиять, прежде всего, примером собственного поведения, доброго, справедливого отношения к делу, к людям детям; беречь ребячьи тайны, не предавать их требовать от себя больше, чем от окружающих.

Для себя изначально определила, какими  хочу видеть в перспективе ребят:        ( Слайд 6)    

1.    дисциплинированными;

2.    толерантными.

3.     трудолюбивыми;

4.    занимающими активную жизненную позицию, имеющие свою роль в классном коллективе и в школе;

5.   коммуникабельными;

Су учётом всех особенностей ситуаций в  педагогической деятельности в качестве классного руководителя выбрала несколько направлений в работе с такими учащимися:        ( Слайд 7)    

1. формирование дисциплинированности у  учащихся через организацию их времени на перемене;

2. вовлечение данной категории учащихся в жизнь класса и образовательного учреждения через присвоение различных социальных ролей;

3. организация внеурочной деятельности данных учащихся через вовлечение их в различные секции и кружки.

Для начала, естественно, нужно было  начинать с дисциплины.

Вторым положением закона параллельного действия педагогической системы А.С.Макаренко  является положение о дисциплине в коллективе. Дисциплина, с его точки зрения,  – это не средство и не метод воспитания. Это результат всей воспитательной системы.

Раньше вели дневники прилежания для таких детей, наказывали, называя фамилию на линейке, рисовали стенгазеты. Это - вчерашний день, сегодня, наверно, все согласятся: нужны инновационные формы и приёмы работы с такими детьми, причём демократичные.

Выход один – занять ИХ на переменах полезным делом. И такие полезные дела в нашем случае нашлись!Это выполняет дежурный по классу: протереть пыль в классе, выравнить парты, записать число на доске, подровнять книги и папки на полке, посчитать ,все ли сдали тетради, раздать новые тетради и т. д.

В старших классах- это дежурство на этажах, дежурство в столовой. Результаты дежурств можно учитывать при конкурсе "Самый классный класс"

Всё это делают учащиеся  только на добровольной основе. Добровольность – основа основ. По всей видимости, дома они ничего не делают, либо трудятся из-под палки. Ощущение того, что они делают что-то для других,  сделало их важными.

Естественно, что сначала не могла  организовать детей для дежурства даже на одну перемену. Они бросали начатое, потом опять брались за дело. Когда стала выставлять не очень желанные оценки за дежурство, это подстегнуло их к деятельности, приносящей пользу не только им самим, но и всему коллективу. Ведь от них зависит качество дежурства всего класса, а также рейтинг среди других детей.

В обычные дни (когда ребенок не дежурит) я придумала для них Дело. Это игра в шашки, собирание пазлов, настольные игры различной направленности. Дети и играют по очереди. Так же проводятся турниры по шашакам. Дети получают призы.

В старших классах на этажах можно поставить теннисные столы.

Итак, хорошо организованная перемена – залог устранения многих проблем с особыми детьми, в частности с дисциплиной.

Свой классный коллектив не мыслю без самоуправления.

 Начиная с первого класса и по настоящий день, есть в нём библиотекарь, всезнайка, затейник, староста, санитар, физрук, замстаросты.

Тогда мы придумали анализировать деятельность секторов не только на классных часах, но и родителям на родительских собраниях. Сообщать о пропусках уроков физкультуры, о наличии или отсутствии формы у детей.

В старших классах можно организовать сектора технической поддержки. В обязанности детей данного объединения  входит сбор, обработка и хранение информации о разных мероприятиях. В нашей школе функционирует кружок "школьного сайта", вот там и можно будет обрабатывать, хранить и распространять информации о жизни образовательного учреждения широкой общественности. Роль фотокорреспондента можно предложить детям с девиантным поведением.

Во внеурочное время детей нужно постараться вовлечь в различные кружки и секции, где можно блистательно проявить все свои возможности.

(Слайд8) Коррекционная направленность внеурочной воспитательной работы состоит в том, что школьникам с девиантным поведением предоставляется возможность удовлетворить свои интересы, реализовать свои потребности, проявить свои способности, оценить самого себя и быть оцененным другими в ходе участия во внеклассной работе. Внеурочная воспитательная деятельность (в отличие от учебно-познавательной) создает условия для упражнения и тренировки определенных эмоционально-волевых и нравственно-поведенческих качеств, выполнения общепринятых требований, соблюдения норм межличностных отношений.Секрет успеха с такими детьми прост: как ты к ним – так и они к тебе. Но самое главное: ни в коем случае нельзя настраивать детей класса против таких  учащихся! Знаю  такие случаи, когда весь классный коллектив во главе с наставником договаривались «не разговаривать» с детьми, пока они не «образумятся». Это, с моей точки зрения, негуманно.

Коррекционных приемов может быть бесконечное множество. Каждая ситуация рождает новые приемы, каждый воспитатель из множества приемов использует те, которые соответствуют его индивидуальному стилю. Прием, который подходит одному воспитаннику, может быть неприемлем для другого.

        ( Слайд 9)Если Вы хотите выработать у себя умонастроение, которое, поможет Вам добиться успеха во всем, выполняйте следующие правила:

 • Думайте и ведите себя жизнерадостно и Вы почувствуете себя жизнерадостным(ой)..

• Единственный способ обрести успех – это не ждать благодарности, а творить добро ради собственной радости.

 • Ведите счет своим удачам, а не своим неприятностям.

 • Не подражайте другим. Найдите себя и будьте собой.

        ( Слайд 10)   Много разных уроков приходится давать учителю начальных классов, но самыми важными из них я считаю уроки жизни. Именно они формируют лучшие качества души, помогают вырастить Человека с большой буквы.

Список литературы

1. Азаров Ю.П. Семейная педагогика. - М.: Политиздат, 1982. - 223 с.

2. Воликова Т.В. Учитель и семья. М., 1980.

  1. Гребенников И.В. Школа и семья. М., 1985.
  2. Маленкова Л.И. Педагоги, родители и дети. М., 1994.
  3. Калейдоскоп родительских собраний: Методические разработки. Выпуск 1. / Под ред. Е.Н. Степанова. - М.: ТЦ Сфера, 2003 - 144 с.
  4. Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения.- М.: ТЦ Сфера, 2003. - 160 с.
  5. Андреева Г. М. Социальная психология: Учебник для вузов. М.: Аспект-Пресс, 1997.
  6. А. Павлов Десять ошибок в воспитании, которые все когда-нибудь совершали. Ж. “Воспитание школьников”, 2001, № 5 , с.36.
  7. С.Л. Соловейчик Педагогика для всех. М.: “Первое сентября”, 2000.
  8. Шипицына Л.М., Защиринская О.В., Воронова А.П., Нилова Т.А. Азбука общения. – С.-Пб.: “Детство-Пресс”, 2000.
  9. Ж. “Начальная школа”, 1999, № 3 , с.27.

Интернет-ресурсы

12. http://nsportal.ru/sites/default/files/roditelskoe_sobranie_15.doc

13.6ouo43.com/school/6/index.php?option=com_content...

14. natalia0464.rusedu.net/post/909/9799

15. rodsobrania.ppt http://43school.jino.ru/DswMedia/rodsobrania.ppt


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как правильно организовать домашнее задание?

Для этого ваш ребенок должен следовать следующей памятке:...

Как правильно организовать выполнение домашних заданий?

Памятки по выполнению домашних заданий...

Как правильно организовать выполнение домашних заданий ребёнком. Рекомендации для родителей младших школьников.

Как помочь ребёнку при подготовке домашних заданий? Как сделать так, чтобы домашняя работа для ребёнка была не только источником напряжённого труда, но и источником удовлетворения? Ответы на эти вопро...

Как правильно организовать досуг ребенка

Перед педагогами и родителями непременно рано или поздно встанет вопрос, как организовать детский досуг с пользой для здоровья. Еще с дошкольного возраста родители стараются максимально задействовать ...

Памятка для родителей первоклассников "Как правильно организовать списывание"

Данная памятка актуальна для родителей при введении такой орфографической работы, как списывание....

Какие специалисты организуют образовательный процесс в рамках организации индивидуально-ориентированной помощи ребенку с ограниченными возможностями здоровья (с инвалидностью) в инклюзивном классе.

Какие специалисты организуют образовательный процесс в рамках организации индивидуально-ориентированной помощи ребенку с ограниченными возможностями здоровья (с инвалидностью) в инклюзивном классе....

«Как организовать жизнь семьи в новой нестандартной обстановке»

Важно понимать, что экстремальная ситуация — не развлечение, не каникулы, не возможность сидеть дома и развиваться. Мало у кого получается в такой ситуации расти над собой. Это не повод впихнуть...