Программа "МОЯ РОДОСЛОВНАЯ"
рабочая программа (4 класс) по теме

Ломоносова Ольга Николаевна

Программа дополнительного образования детей "Моя родословная".

   Сегодня проблема изучения родословной своей семьи особенно актуальна. современные семьи теряют связь поколений. Мало общаются как дальние, так и близкие родственники. Изучение родословний способствует более близкому сплочению семьи, развивает интерес к её истории, способствует укреплению духовных ценностей, повышает её культурный уровень.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moya_rodoslovnaya._kruzhok.doc96 КБ

Предварительный просмотр:

Моё родословное древо

Пояснительная записка

                                                   «Человек должен постоянно думать,

                                                    что он может сделать для мира,

                                                    для человечества, для семьи…»

                                                                          Д.Лихачёв

                     В России традиция составлять родословные существует испокон веков. Она была развита на Руси как в дохристианский период, так и в нынешнем тысячелетии. В русской истории трудно найти среди достопамятных людей личность, которая бы не относилась с почтением к своему роду, отцу, старшему брату. А если это непочитание и случалось, то тут же наиболее совестливые взывали к почтению, стыдили, одёргивали. «Неуважение к предкам есть первый признак дикости и безнравственности», - обращался к безпамятным  А.С.Пушкин. И.С.Аксаков выражался о таких людях  ещё более категорично: «У нас большей частью о предках ничего не знают, преданий рода не уважают». И это написано в то время, когда при Сенате существовал целый геральдический отдел, занимающийся родословными дворян, когда гостиные каждого имения украшали портреты предков. Потомки просто обязаны были хранить множество документов, купчие, дарственные, планы имений.

               Не меньше напоминал о предках и сельский дом. Причём многими предметами быта, сделанными руками крестьян, пользовались многие поколения, и в этом был глубокий смысл.

               Из поколения в поколение передавались семейные истории. А разве можно забыть о существовании в Русской церкви обычаев поминовения? В некоторых семьях эти имена читались каждодневно на утренней молитве.

              Сегодня проблема изучения истории своей семьи особенно актуальна. В последних документах Министерства образования и науки особое внимание уделяется духовно-нравственным ценностям, которые должны быть положены в основу воспитательно-образовательного процесса. Современные семьи теряют связь поколений, мало общаются не только дальние, но и близкие родственники. Изучение родословной способствует более близкому общению членов семьи, развивает интерес к истории своей семьи, способствует укреплению духовных ценностей семьи, повышает её культурный уровень.

             Новизной программы является то, что все учащиеся вместе с семьями живут одним общим делом, которое предлагает им данная программа.

              Русский философ Павел Флоренский считал генеалогию своеобразной педагогикой: «История рода должна давать нравственные уроки и задачи». Он призывал к активному познанию своего рода. Философ утверждал, что перед каждым родом стоит «заданная ему историческая задача, которую он призван решать». Такое понимание проблемы изучения своего рода в корне изменяет наше отношение к изучению своей родословной и делает это изучение инструментом самопознания, заставляет серьёзно отнестись к предстоящей работе составления родословной. Нужно запастись терпением, старанием и аккуратностью.. Мы хотим знать своё прошлое, биографии своих родных и близких, историю Отечества. Но разве не интересно своими руками создать своё родословное древо! Как торжественно звучит: «род Рюриковичей», «род Толстых», «род Пушкиных»! а чем знаменита, чем гордится ваша семья, ваш род? Это не менее интересно, чем истории русских царей и египетских фараонов. Читая старинные документы, дети  словно на машине времени промчатся сквозь годы, соединив прошлое и настоящее. Мы не должны терять уважение к предкам, к их делам, к их достижениям. Каждому человеку следует знать историю своей семьи.

Особенности программы

           Программа является авторской, нравственно-краеведческой направленности, по уровню усвоения –общекультурной. При разработке программы учитывались все современные требования к программам дополнительного образования детей, рекомендации специалистов, социальный заказ общества.

Методические рекомендации

           Программа рассчитана на 1 год обучения детей в 4 классе общеобразовательной школы. Занятия проводятся один раз в неделю по два часа (68 часов в год). В это время входит входит занятость детей поисковой и оформительской работой. Учебная группа может насчитывать 6-12 человек. Возраст обучающихся 8-11 лет.

          В связи с тем, что длительность занятий утомляет обучающихся, теоретические и практические части занятий будут комбинироваться в зависимости от изучаемых тем занятостью детей оформительской и поисковой работой.в целях поддержания устойчивого внимания и активизации обучающихся в ходе объяснения теоретического материала необходимо сочетать устные объяснения материала с применением наглядных пособий, увязывать изучаемый материал с жизнью, практикой, личным опытом обучающихся.

Цели и задачи программы

    Основная цель программы: развитие личности ребёнка и раскрытие его нравственных качеств и творческого потенциала в системе дополнительного образования школьников.

    Основные задачи:

1. Содействие объединению детей, их родителей, бабушек и дедушек на основе общего интереса к истории семьи, её генеалогии.

2. Формирование умений и навыков детей и взрослых в изучении своей родословной, способах её изображения и описания, в отборе и сохранении в семейном архиве наиболее ценных для последующих поколений материалов.

3. Развитие семейных увлечений и интересов, способствующих укреплению духовных ценностей семьи, повышению её интеллектуального и культурного уровня (прикладное творчество, семейные праздники, чтение, ведение здорового образа жизни).

4. Укрепление связей семьи со школой, классным коллективом.

Формы и методы обучения

      Программа предусматривает использование различных форм и методов работы. В программе предлагается большое количество заданий для коллективного, группового и индивидуального творчества детей; большое внимание уделено игровым методам. На занятиях приемлемы различные формы работы: беседы, викторины, составление и разгадывание кроссвордов, выполнение творческих заданий и др.

        При проведении практических занятий педагог следит за соблюдением техники безопасности труда.

       Для достижения целей и задач данной программы будут применяться следующие технологии: проблемного, развивающего, дифференцированного, личностно-ориентированного характера, технологии творческой деятельности и игровые технологии.

Анализ деятельности обучающихся

        После каждого занятия подводятся итоги, анализируется активность членов объединения, обобщается проделанная работа. В конце учебного года в творческом объединении проходит конференция «Моя родословная», выставка творческих работ обучающихся и праздник «Нашему роду нет переводу».

      Критерием оценки служат качество и количество собранного и оформленного детьми материала. Также для анализа деятельности будут применяться различные виды диагностического контроля, наблюдения, игровые формы рефлексии.

   

       Педагог  использует в работе с обучающимися следующие методы работы:

Методы обучения: монологический, диалогический, информационно-обобщающий, алгоритмический, показательный, эвристический, поисковый;

Методы преподавания: иллюстративный, стимулирующий, побуждающий, информационно-сообщающий;

Методы воспитания: убеждение, упражнения, требование, мотивация, стимулирование, коррекция поведения, личный пример, метод воспитывающих ситуаций.

         Для успешной реализации программного материала рекомендуется применять следующие формы работы: эвристические беседы, самостоятельная работа, практическая работа, творческие проекты, беседы, праздники, конкурсы, выставки, участие в школьных и районных конкурсах; поисковую исследовательскую деятельность детей с целью «открытия» новых знаний.

Содержание программы

        Ознакомление с понятием «генеалогия», «родословная», «древо жизни», «родовое древо», «род», «родственники», «поколение», «потомки», «предок», «ономастика». История возникновения имён и фамилий. «Лента времени» моей жизни. Составление родословного древа с небольшим количеством родственников. Степени родства в семье. Профессии предков. Семейные традиции, предания, реликвии, праздники. Мир семейных увлечений. Фамильный герб. Девиз семьи. «Геральдика» как наука, изучающая гербы. Работа с устными и письменными источниками.

          Основа программы – ориентация детей на общечеловеческие ценности – Человек, Семья, Культура.

          В основу программы положены идеи и мысли Н.Е.Щурковой, В.А.Караковского, А.В.Тимарцевой. реализация программы позволит создать условия для освоения нравственных и семейных ценностей, самоопределения школьников в различных сферах: «семья», «труд в семье», «общение», «познание».

          Для этого необходимо создать возможности для погружения ребёнка в каждую из этих сфер.

Результативность.

          В процессе работы по данной программе создаются условия для проявления самостоятельности, саморазвития и самореализации. Дети осваивают различные виды деятельности: поисково – исследовательскую, проблемную, коммуникативную, творческую. Предлагаемые программой формы деятельности обеспечивают реализацию творческих способностей учащихся и предусматривают различные уровни развития способностей в соответствии с возможностями детей.

         Программа подчинена гуманным целям восхождения Личности человека извечным духовным ценностям, стремящейся к Добру, Истине, Красоте. Первые шаги учащихся работы по данной программе открывают широкий путь для дальнейшей исследовательской работы.

         Программа «Моя родословная» открытая. Это позволяет её дополнять, уточнять, совершенствовать, корректировать.

Знания: -знать биографии своих родителей, предков, родословную;

               -знать семейные обычаи, традиции;

          - знать социальные роли в семье;

           - знать культуру семейных отношений;

            знать интересы и увлечения родных;

             и другие.

Умения: уметь рассказать о своей семье, родственниках;

              уметь рассказать о профессии своих родителей, бабушек и дедушек;

              уметь интересоваться жизнью близких и заботиться о них;

              уметь поддерживать добрые, уважительные отношения в семье,

              родственные связи и другие.

Действия: сохранять семейные традиции, передавать их своим детям;

                  создавать семейную летопись;

                  организовывать досуг семьи и другие.

   

 

         

Прогнозируемый результат

  1. Дети научатся вести поиск своих предков (вплоть от родителей до прабабушек и прадедушек, их родственные связи, занятия, годы жизни, имена, фамилии).
  2. Учащиеся будут знать и продолжать семейные традиции.
  3. Дети будут уметь общаться со взрослыми; записывать воспоминания родственников, правильно задавать вопросы, беседовать; работать со словарями, с печатными документами, письмами, фотографиями, семейными реликвиями.
  4. Научатся составлять родословную своей семьи и оформлять её по собственному замыслу.  Оформят специальные альбомы или плакаты «Моя родословная».
  5. Составят сводную таблицу с информацией обо всех родственниках, освоят способы изображения генеалогического древа, вместе с родителями разработают свой фамильный герб, подберут семейный девиз.

Методическое и психолого-педагогическое обеспечение программы

Обеспечение программы методическими видами продукции:

  1. Разработки учебных занятий, бесед, конкурсов.
  2. Разработка и подбор диагностических материалов для определения уровня воспитанности и уровня удовлетворённости обучающихся и их родителей дополнительными образовательными услугами.
  3. Создание доброжелательной, комфортной атмосферы на занятиях.
  4. Создание благоприятных условий для проведения продуктивной исследовательской, познавательной работы обучающихся.
  5. Применение индивидуальных, групповых и массовых форм работы.
  6. Проведение тестирования по проверке приобретённых знаний учащихся.

Работа с родителями

.      Помощниками в исследованиях будут родители. Практика показывает, что люди к 35-40 годам жизни начинают глубже интересоваться своими корнями и они могут многое воссоздать. Ещё более ценными помощниками станут бабушки и дедушки. Они не только помнят имена своих бабушек и дедушек, но и могут многое о них рассказать. Такая совместная работа помогает сблизить членов семьи, да и нет лучше способа привлечь семьи к школьной жизни. Мы не должны быть «Иванами, не помнящими родства», людьми без памяти.

       Планируется проведение бесед, консультаций, совместных праздников и встреч с родителями с целью содействия их объединению на основе общего интереса, развитие семейных увлечений, способствующих укреплению духовных ценностей семьи, повышению её интеллектуального и культурного уровня, укрепление связей семьи со школой.

Мониторинг

  Применяются следующие формы оценки результативности  работы:

  1. Начальная,
  2. Промежуточная,
  3. Итоговая.

      Для определения результатов будут проводиться устные опросы, тестирования, анкетирования, карточки-задания, выставки и др.

Условия реализации программы

Материально-техническая база:

Помещение и оборудование для воспитанника – рабочее место.

Рабочий материал для оформительской работы: различные виды бумаги, картона, акварельные краски, карандаши, линейки, ножницы, циркуль и др.

Литература.

Список литературы для педагога

  1. Преданья старины глубокой. Газета «Начальная школа» №21/ 2001год.
  2. Преданья старины глубокой. Газета «Начальная школа» №28 / 2002год.
  3. Древние символы народного искусства. Газета «Начальная школа» №15 /1997
  4. Чем занимались наши предки. Газета «Начальная школа» №27-28 /2002год.
  5. Родословное древо. Журнал «Трамвай» №1 /1990 год.
  6. Нравственное воспитание в начальной школе. Ж. «Завуч начальной школы» №3 /2004 год.
  7. Русская традиционная культура в начальной школе. Е.Б.Ангелина. Ж. «Завуч начальной школы» №3, 2006 год.
  8. Обновление содержания дополнительного образования на основе русской традиционной культуры. Ж. «Завуч начальной школы» №3, 2006 год.
  9. Уроки этикета и вежливости для детей. Е.Г.Черенкова. Рипол Классик. Дом. 21 век. М. 2008.
  10. Этикет на все случаи жизни. А.И.Чиненный. М. 1996.
  11. Культура современного урока. Н.Е.Щеркова. Педагогическое общество России. М. 200 год.

Календарно – тематическое планирование занятий по программе

«Моя родословная»


п/п

                                   название темы

кол-во

часов

сроки

1

Моя родословная. Древо жизни. Вводное занятие.

Инструктаж учащихся по ОТ и ТБ.

2

2

«Кто я? Где живу?»

2

3

«Дорожите именем своим!». Тайны наших имён.

2

4

Моя фамилия.

2

5

«Лента времени в моей жизни.

2

6

Мой папа.

2

7

Моя мама.

2

8

Профессии моих родителей

2

9

Мои братья и сёстра

2

10

Мои дедушка и бабушка. Их ближайшие родственники.

2

11

Профессии моих бабушек и дедушек.

2

12

Зимние праздники

2

13

Что мы знаем о традициях?

2

14

Мир семейных увлечений

2

15

15 мая – «День семьи»

2

16

Кто, кому и кем в семье доводится

2

17

Мои прабабушка и прадедушка. Их ближайшие родственники.

2

18

Чем занимались наши предки. Профессии моих предков.

2

19

След войны в моей семье.

4

20

Семейные обязанности.

2

21

Семейные традиции.

2

22

Праздничные традиции

2

23

Моя родословная.

4

24

Свободная информация обо всех родственниках. Составление таблицы.

2

25

Генеалогическое древо.

2

26

Фамильный герб.

2

27

Фамильный девиз.

2

28

«Своей жизнью ты обязан многим поколениям своей семьи». Итоговое занятие.

2

29

Конференция «Моя родословная»

2

30

Анкетирование учащихся «Удовлетворённость деятельностью ДТО»

Подготовка к празднику (репетиция, подготовка атрибутов, оформление кл. комнаты).

6

31

Праздник «Нашему роду нет переводу»!

2

                                                                            Всего часов

68

Образовательная программа

дополнительного образования детей

творческого объединения

«Моя родословная»

Ломоносова Ольга Николаевна

 МОУ Новомихайловская средняя

 общеобразовательная школа

Программа разработана в 2009 году


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческий проект "Моя родословная"

Творческий проект "Моя родословная. Создание генеалогического дерева". Материал подготовлен по теме: "Проектная деятельность в воспитательном процессе" подготовлен для детей начальной школы, но можно ...

проект "Моя родословная"

Проект создан учеником 2 класса. О своем дедушке-ветаране ВОВ...

Презентация "Родословное древо"

Углубить умение выполнять аналитический обзор жизни старшего поколения, используя полученные (при исследовании) данные. Развивать интерес к истории своей семьи, семейным традициям.Развивать...

Презентация проекта "Родословное древо"

Довести до учеников то, что каждый человек связан с прошлым.  Учащиеся должны владеть компьютером на уровне пользователя. Уметь пользоваться интернетом для сбора информации....

Презентация проекта "Родословное древо"

Довести до учеников то, что каждый человек связан с прошлым.  Учащиеся должны владеть компьютером на уровне пользователя. Уметь пользоваться интернетом для сбора информации....

Творческая разработка Проектная деятельность учащихся Тема: «Моя родословная. Создание генеалогического древа»

Сценарий мероприятия "Моя родословная". Разработка по организации проектной деятельности младших школьников во внеурочное время. Предназначено учителям начальных классов, воспитателям групп продл...

Конспект занятия во второй старшей группе. «Семья. Моя родословная»

Задача. Воспитывать чувство долга и внимание к ближним.Раскрыть понятия «род», «родители», «семья», «право детей на воспитание в семье».Вызвать интерес к истории своего рода и желание поделиться...


 

Комментарии

Ломоносова Ольга Николаевна

Сегодня проблема изучения истории своей семьи особенно актуальна. В последних документах Министерства образования и науки особое внимание уделяется духовно-нравственным ценностям, которые должны быть положены в основу воспитательно-образовательного процесса. Современные семьи теряют связь поколений, мало общаются не только дальние, но и близкие родственники. Изучение родословной способствует более близкому общению членов семьи, развивает интерес к истории своей семьи, способствует укреплению духовных ценностей семьи, повышает её культурный уровень.