Классный час о культуре поведения "Помни о других"
классный час (1 класс) по теме

Миронова Александра Георгиевна

О выполнении элементарныхъ правил культурного поведения. Показать детям что соблюдение правил культурного поведения делает отношения людей необременительными, приятными.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas_o_kulture_povedeniya.docx33.99 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Кадетская школа №49»

Помни о других.

(классный час о культуре поведения)

Подготовила:

Миронова Александра Георгиевна

учитель начальных классов

 I – квалификационной категории

г. Набережные Челны

2013 год

КЛАССНЫЙ ЧАС О КУЛЬТУРЕ ПОВЕДЕНИЯ «ПОМНИ О ДРУГИХ»

Цель: 1.  Научить детей видеть, что выполнение элементарных правил культурного поведения отражает нравственную сторону в отношениях между людьми.

2. Показать детям, что соблюдение правил культурного поведения делает отношения людей необременительными, приятными. Что должны усвоить дети?

ПРАВИЛА

(написаны на плакате)

  1. Ты живешь на свете не один, а среди людей. Поэтому твои поступки могут радовать или огорчать их.
  2. Будь ласков с родителями, приветлив со всеми, кто заботится о тебе дома, помогая им.
  3. Когда родители приходят усталые с работы, спроси, чем ты им можешь помочь, что-нибудь принести, накрыть на стол. Оберегай отдых старших.
  4. Уходя из дома, скажи, куда идешь и когда вернешься, даже если уходишь ненадолго. Будь точен, не заставляй себя ждать. Всегда помни, что тебя ждут дома, о тебе волнуются. Заранее предупреждай, что можешь задержаться в школе или где-нибудь еще.
  5. Когда уезжаешь из дома надолго, пиши письма, помни, что о тебе беспокоятся.
  6. Если дал обещание, сдержи его или вовремя объясни, что не можешь выполнить.
  7. Особенно будь внимателен, если кто-то заболел, сам старайся догадаться, где нужна твоя помощь, не шуми.
  8. Не обижай и не давай в обиду маленьких братьев и сестер, относись к ним ласково, играй с ними, будь для них хорошим примером.
  9. Будь внимателен к своим товарищам. Навести больного, помоги тому, кому трудно.
  10.   В школе веди себя так, чтобы учителям было легко вести уроки. Не мешай заниматься другим и сам хорошенько учись - это принесет пользу тебе и порадует старших.

БЕСЕДА: Сегодня мы должны научиться выполнять элементарные правила культурного поведения.

(Вывешиваю плакат с правилами. Читаем их)

Послушайте рассказ: Витя сказал маме, что пойдет играть во двор и обещал прийти к семи часам, ребята увлеклись игрой, а потом Виталик пригласил Витю к себе смотреть телевизор. Витя согласился. Передача была интересная, и он забыл о маме. Семь часов - Вити нет дома. Половина восьмого, восемь, девять часов. А Вити нет. Мама волнуется, места не находит себе, к соседям побежала. Спрашивает у Коли, Витиного товарища, не видел ли он Витю.

-Нет, не видел, - говорит Коля, который тоже смотрит телевизор. Такая интересная идет передача, что Коля и забыл о том, что во дворе они все вместе играли, а потом Витя к Виталику пошел.

-У мамы на глазах слезы. Где же Витя? А Витя в это время спокойно телевизор смотрит, вовсю смеется. Очень передача смешная!

Какое правило забыл Витя? (Правило № 4)(Уходя из дома, скажи, куда идешь и когда вернешься, даже если уходишь ненадолго. Будь точен, не заставляй себя ждать. Всегда помни, что тебя ждут дома, о тебе волнуются. Заранее предупреждай, что можешь задержаться в школе или где-нибудь еще.)

Что он должен был сделать? (- Позвонить маме о том, где он находится.

                                                      - Сходить домой и отпроситься у мамы пойти к другу в гости.                            

        - Вовремя прийти домой. Помнить, что дал слово, то надо его                обязательно сдержать)

Послушайте рассказ «Мама».

(Стр. 170. ««Азбука нравственного воспитания». Написал Воробьев.)

Накрывая утром на стол, мама сказала:

-Что-то не хочется есть. Завтракай тут сам.

И ушла на работу.

А вечером мама вернулась какая-то невеселая, села поближе к печке и, поеживаясь, стала кутаться в теплый платок. На ее лице серой паутинкой лежала тень. На лбу блестели капельки пота, но она почему-то сказала:

-Холодно как... Не протопить ли еще?

-Топи, - буркнул Павлик, не поднимая головы от книги. - Только сперва обедать давай.

Мама, помедлив, тяжело встала со стула и пошла на кухню.

Обедал Павлик один: у мамы опять не было аппетита. Пока он уплетал борщ, а потом обожаемые им голубцы, мама сходила за дровами.

Сбросив свою ношу у печки, она долго стояла не двигаясь, словно в забытьи. Потом тихо проговорила:

-Нездоровится. - И зябко повела плечами. - Прилечь, что ли?

-Приляг, - машинально сказал Павлик, увлеченный чтением.

Убрав со стола, мама легла в постель и попросила сына накрыть ее поверх одеяла шубой.

Громыхнув с досады стулом, Павлик встал и молча исполнил ее просьбу.

От электрического света у мамы почему-то болели глаза. Но Павлик, выслушав ее робкую просьбу, тотчас забыл о ней и снова погрузился в книгу - слишком уж захватывающе развивались события на Таинственном острове.

Наутро мама на работу не пошла. Она все кашляла и сердилась на себя.

-Вот угораздило не вовремя расклеиться, - ворчала она. - Конец месяца, отчет... Напутают все там без меня...

Уже наступил вечер, когда Павлик, счастливый, с коньками в руках подбежал к своему дому.

У крыльца стоял «Москвич» с красным крестом на ветровом стекле.

Навстречу Павлику из парадной двери вышел очень полный мужчина в меховом пальто, из-под полы которого виднелась белая полоска халата. В руках у него был черный ящичек. Мужчина кряхтя залез в машину, хлопнул дверцей, будто выстрелил, и «Москвич» умчался, недобро мигнув на повороте кроваво-красным глазком сигнала.

Страшная догадка испугала Павлика.

Он вбежал в комнату. В ней стоял полумрак. Пахло спиртом, горелой ватой и какими-то лекарствами.

-Тише, тише, пожалуйста, - услышал Павлик голос соседки Нины Петровны.

Высокая, крупная, она стояла возле кровати. Из-за ее спины Павлик разглядел на подушке мамино лицо. Оно было странно изменившимся, будто чужим.

-Павлуша пришел? - тихонько произнесла мама. - Накормите его.

-Не беспокойтесь, голубушка, лежите. Накормлю, как же... - прошептала Нина Петровна и уже совсем другим, суровым тоном сказала Павлику: - Идём!

Павлику стало нестерпимо жаль маму. Он кинулся было к кровати, но Нина Петровна схватила его за рукав:

-Ты с ума сошёл? Ты же холодный, с мороза! Иди на кухню!

И Павлик, глотая подступившие слезы, вышел. На кухне он стал торопливо снимать с себя куртку, шарф, ботинки.

-Мама выздоровеет? - спросил он испуганным шепотом Нину Петровну, как только она вошла.

-Может, и выздоровеет?, - помедлив, обронила соседка.

Павлик понял, почему она так сказала. Нина Петровна не раз упрекала маму: «Балуете вы Павлушку, барином растет. Для него дров принести - физкультура, а вы все сами...»

А Павлику говорила: «Не бережешь мать, попрыгун! Другой-то матери у тебя не будет...»

Мальчик вплотную подошел к Нине Петровне, чтобы заглянуть ей прямо в глаза, сказал торопливо, срывающимся голосом:

-Выздоровеет, выздоровеет!

Чтобы не расплакаться снова, Павлик открыл рот и стал часто дышать.

-Чего это ты, как галчонок, рот открываешь? - насмешливо заметила Нина Петровна. - Небось сегодня не то чтоб врача вызвать, воды матери не подал!..

Павлик стоял и молчал, опустил голову, готовый вот-вот зареветь.

Нина Петровна накрыла на стол и сказала спокойно, примеряюще:

-Поди поешь.

Павлик нехотя присел на краешек стула.

Помолчав, Нина Петровна сказала как бы про себя:

-Воспаление легких у мамы, а все оттого, что не бережется. По воду сама, за дровами сама, везде сама...

Павлик хотел сказать, что теперь он будет все делать сам, но почувствовав, что от слез ему не удержаться.

-Да ты ешь. Чего вскочил?

Павлик замотал головой и, отворачиваясь от Нины Петровны, боком проскользнул в комнату матери.

Каким показан Павлик в начале рассказа? (Грубым, невнимательным к маме, никогда ей ни в чем не помогал, не заботился о ней, не берег ее отдых. Это хорошо, что мальчик любит читать, но если мама о чем-то попросит его, то делал нехотя, с шумом, сердился на  маму, что она его о чем-нибудь просит)

Какое правило он забыл? (правила №2,3,7) (Будь ласков с родителями, приветлив со всеми, кто заботится о тебе дома, помогая им. Когда родители приходят усталые с работы, спроси, чем ты им можешь помочь, что-нибудь принести, накрыть на стол. Оберегай отдых старших. Особенно будь внимателен, если кто-то заболел, сам старайся догадаться, где нужна твоя помощь, не шуми.)

Что заставило Павлика задуматься над своим поведением (болезнь мамы, подсказка соседки Нины Петровны о том, что он не бережет маму, что мама заболела, а он даже ей воды не подал, а побежал на улицу кататься на коньках)

Послушайте стихотворение «Разговор» Вл.Лифшица.

Усталая, с работы

Пришла под вечер мать

И видит, что у сына

Не прибрана кровать,

Что стынет чай в стакане,

Что пол не подметен,

Что лежа на диване,

Читает книжку он.

И мать ему с обидой

Промолвила: «Сынок,

Когда-нибудь ты маме

 Хоть чем-нибудь помог?»  

А сын ответил хмуро,

Едва взглянув на мать:

Ты, мама, про Тимура, .

Мешаешь мне читать!

Уверен я, ребята.

Что если б жил Гайдар -

Прославленный писатель

И храбрый комиссар, -

То этому парнишке,

Что так встречает мать

Сказал бы автор книжки

 (Вернее, мог сказать):

«В тебе, наверно, совесть

Заснула, паренек.

Прочесть сумел ты повесть,

А вот понять - не смог...

Сколько напрасных волнений мы причиняем, когда засидевшись в гостях, не приходим в обещанное время домой.

Если бы вы видели, какой тревогой полны тогда мамины глаза, как настороженно прислушивается она к каждому шагу на лестнице, мы бы всегда возвращались вовремя или находили способ предупредить ее об опоздании.

Прояви к маме, побольше внимания, не ожидая ее напоминания или просьбы.

Мама так тебя любит, что стремится все заботы и хлопоты взять на себя.

Но если ты незаметно выполнишь вместо нее работу по дому, разделишь с ней, ее заботы - какой подлинной радостью будет для нее твоя помощь! Как будет она счастлива, что у нее такой внимательный сын, такая заботливая дочка!

Начни хотя бы с малого.

Не позволяй ей тащить тяжелую сумку, а понеси часть покупок. Когда она приходит домой, помоги ей снять пальто, подай домашние туфли. Если она уронит ножницы, наперсток, платок подними и подай. Старайся почаще помогать ей по хозяйству. Научись стирать свои вещи, штопать чулки подшивать воротничок.

И скажу по секрету: бывают случаи, когда не стоит ее слушаться.

Не удивляйся, это в самом деле так.

Нет отвратительнее зрелища, когда в автобусе или троллейбусе здоровый мальчишка или краснощекая девочка сидит, развалившись на «детском месте», а усталая мама стоит рядом да еще держит тяжелую сумку с покупками.

Мама не очень виновата. Для нее ребенок всегда остается маленьким и слабым, и ей хочется устроить его получше.

Но хороший сын или добрая девочка обязаны в таких случаях проявить характер и усадить маму, как бы она ни возражала.

Никогда не станет благородным человеком тот, кто не умел любить и беречь самого дорогого - свою маму.

У многих из вас есть братья и сестры. Как вы к ним относитесь? (Заботимся о них, помогаем одеваться, гуляем с ними (правило № 8) Не обижай и не давай в обиду маленьких братьев и сестер, относись к ним ласково, играй с ними, будь для них хорошим примером.)

А всегда ли вы внимательны к своим товарищам?(Бываем не всегда внимательны, грубим им. А иногда и помогаем в трудную минуту, например решить пример или задачу, помочь нарисовать или сделать, что не получается. Заступиться за девочек) 

Посмотрите сценку «Навестила» В.Осеева.

Валя не пришла в класс. Подруги послали к ней Мусю.

-Пойди и узнай, что с ней: может она заболела, может, ей что-нибудь нужно?

Муся застала Валю в постели. Валя лежала с завязанной щекой.

-Ох, Валечка! - сказала Муся, присаживаясь на стул. - У тебя, наверно, флюс! Ах, какой флюс был у меня летом! Целый нарыв! И ты знаешь, бабушка как раз уехала, а мама была на работе...

-Моя мама тоже на работе, - сказала Валя, держась за щеку. - А мне надо бы полоскание...

 -Ох, Валечка! Мне тоже давали полосканье. И мне стало лучше! Как пополощу, так и лучше. А еще мне помогала грелка, горячая-горячая.

Валя оживилась и закивала головой:

-Да, да, грелка... Муся, у нас на кухне стоит чайник...

-Это не он шумит! Нет, это, верно, дождик!

Муся вскочила и побежала к окну.

-Так и есть - дождик! Хорошо, что я в галошах пришла! А то можно простудиться!

Она побежала в переднюю, долго стучала ногами, надевая галоши. Потом просунув в дверь голову, крикнула:

-Выздоравливай, Валечка! Я еще приду к тебе! Обязательно приду! Не беспокойся!

Валя вздохнула, потрогала холодную грелку и стала ждать маму.

-Ну что? что она говорила? Что ей нужно? - спрашивали Мусю девочки.

-Да у нее такой же флюс, как был у меня! - радостно сообщила Муся. - И она ничего не говорила! А помогает только грелка и полоскание.

Правильно ли вела себя Муся у Вали?(Конечно, не правильно. Она ни в чем не помогла своей больной подруге)

А как надо было? (Что Валя просила, говорила, надо было помочь: дать горячую грелку, подать раствор для полоскания, тем более, что у нее тоже был такой же флюс)

Посмотрите отрывок из кинофильма «Волшебное слово».

Правильно ли поступал мальчик? (Нет, неправильно, был очень грубым)

Почему? (Все должно было быть по его желанию, да и он не мог попросить правильно. Вот все от него и отворачивались)

А что можете сказать об отношении к девочке? (Всё- таки это девочка, да еще его сестра. Нужно относиться к ней заботливо)

Понял ли свою ошибку мальчик? Как он ее исправил? (Конечно, с какой радостью и гордостью он повторял каждый раз волшебные слова, думая, помогут ли?)

Прочитаем последнее правило.  (В школе веди себя так, чтобы учителям было легко вести уроки. Не мешай заниматься другим и сам хорошенько учись - это принесет пользу тебе и порадует старших).

Всегда ли вы ведете себя так, чтобы учителям было легко вести уроки?

Да, в нашем классе есть такие ребята, которые мешают учителям вести уроки. Мешают заниматься другим и сами плохо учатся. Фамилии называть, я думаю, не будем, а эти ребята исправят свое поведение.

Итак, какие же правила поведения вы сегодня запомнили, чему научились?

Как называется тема занятия?(«Помни о других»)

Приближаются праздники:

День защитника Отечества и Международный женский день. Не забудьте поздравить своих самых близких и родных людей с этими праздниками

Станьте на миг волшебниками.

Пусть засветятся их лица!

Список использованной литературы:

  1. Азбука нравственного воспитания. (Изд. Москва «Просвещение» 1975 год, И.А. Каиров, О.С. Богданова)
  2. Рассказ «Мама», автор Воробьев (Изд. 2-е, Москва «Просвещение» 1978 год «Воспитание культуры поведения учащихся начальных классов» автр. О.С. Богданова, В.И. Петрова)
  3. Стихотворение «Разговор» автор. В. Лифшиц (Изд. 2-е, Москва «Просвещение» 1978 год «Воспитание культуры поведения учащихся начальных классов»  автор. О.С. Богданова, В.И. Петрова)
  4. Рассказ «Навестила», автор В. Осеева. http://peskarlib.ru/lib.php?id_sst=1580
  5. «Мудрость воспитания», авт. Д.Днепров. ( «Книга для родителей» изд. «Педагогика» 1987 год)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час по теме: «Искусство понимать друг друга».

Классный час по теме: «Искусство понимать друг друга».Цель:-Сформировать у учащихся представление о толерантности;- Развивать критическое мышление и навыки групповой работы, умение вести диалог и аргу...

Узнаем культуру и искусство других стран (на примере уроков ИЗО в 4 классе)

Доклад по теме "Изучаем культуру и искусство других стран"  На примере урока ИЗО в 4 классе  по программе Б.М.Неменского. Урок  "Искусство Японии. Ханами - праздник "любования цветами"....

Классный час "Лучший способ найти хорошего друга - самому стать хорошим другом"

Цель классного часа: помочь детям разобраться в том, как стать настоящим другом....

Классный час "Все, все на свете друг другу нужны"

2017год объявлен Годом экологии. В школах проводим большое количество мероприятий, уроков, классных часов, акций. Думаю, что из моего сценария Вам что- то пригодится....

Классный час на тему "Ты мой друг и я твой друг"

Классный час составлен в форме технологической карты, где отражена деятельность учителя и учащихся. В разработке отражены этапы: организационный, основной и этап подведения итогов....

Классный час по теме "Ты мой друг и я твой друг"

Цели классного часа:выявить представления детей о том, что такое дружба и каким должен быть настоящий друг;содействовать формированию дружного коллектива.      формирование у ...