Формирование толерантности у обучающихся коррекционной школы.
статья по теме

Тропина Лариса Леонидовна

Считаю,  что только комплексный подход в развитии и формировании толерантности у обучающихся коррекционной школы  позволяет формировать личность школьника в целом, развивать его творческие способности, чувства, эмоциональность, коммуникативность, в широком смысле, как расширение границ общения с окружающим миром.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formirovanie_tolerantngsti.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тропина Лариса Леонидовна,

учитель высшей квалификационной категории,                                                              муниципальное бюджетное специальное (коррекционное)

 образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников

с ограниченными возможностями здоровья,

специальная (коррекционная) общеобразовательная

 школа –интернат (VIII вида)

ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ

КОРРЕКЦИОННОЙ  ШКОЛЫ

 «Умей чувствовать рядом с собой человека,
умей понимать его душу,
видеть в его глазах сложный духовный мир
– радость, горе, беду, несчастье.
Думай и чувствуй,
как твои поступки могут отразиться
на душевном состоянии другого человека»

В.Сухомлинский.

         Толерантность - это уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности.   

         Проявлять толерантность - это значит признавать то, что люди различаются по внешнему виду, положению, интересам, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире, сохраняя при этом свою индивидуальность.

          Проблема формирования  толерантности в условиях коррекционной школы, где обучаются и воспитываются  дети с ограниченными возможностями здоровья, приобретает особую актуальность  Различие национально-этнических особенностей семей, специфика семейного уклада, быта, традиций накладывают определенный отпечаток на поведение и на взаимоотношение детей с окружающими. В этих условиях при организации внеклассной и внешкольной работы крайне необходимо сближать интересы обучающихся, учить их диалогу,  умению слушать, слышать, понимать,   быть терпимым по отношению друг к другу.

            Особенностью нашей коррекционной школы является то, что многие классы комплектуются по типу малокомплектных. В этом случае в одном классе могут обучаться дети  разных классов, например, 5-6-7, 8 -9  и т.д. При этом с уверенностью можно сказать, что в каждом классе и в школе в целом, созданы   благоприятные психолого-педагогические условия для формирования толерантных установок такие, как:

  1. Соответствие процесса воспитания психологическим возможностям и  возрастным особенностям детей;
  2. Создание  среды, способствующей не только формированию толерантности, но и познавательному, эмоциональному, эстетическому, нравственному развитию ребенка;
  3. Учет, сохранение и развитие индивидуальности ребенка.

        Толерантность являет собой новую основу педагогического общения учителя и ученика, сущность которого сводится к таким принципам обучения, которые создают оптимальные условия для формирования у обучающихся культуры достоинства, самовыражения личности, исключают фактор боязни неправильного ответа. «Педагогика сотрудничества» и «толерантность» — те понятия, без которых невозможны какие-либо преобразования в современной школе. Смысл  деятельности учителя в формировании толерантных отношений – содействовать повышению коммуникативной компетентности учащихся, то есть готовности и умению вступать в диалог, вместе с другими искать истину и сообщать о результатах своих поисков в форме, понятной каждому, кто в этой истине нуждается.

            В педагогической практике учителей нашей коррекционной школы накоплено немало методов, форм и приемов работы по воспитанию толерантности у школьников, связанных с организацией деятельности детей в классе, использованием произведений художественной литературы и кинофильмов, организацией диалоговых форм работы , участием детей на разных конкурсах, фестивалях.

          Наиболее благоприятной для формирования толерантности, с нашей точки зрения, является коллективная творческая деятельность с общественно значимым смыслом, когда расширяются ее границы и обучающиеся  могут проявить свое личностное отношение к более широкому кругу людей, сверстников. Для этой цели мы используем все виды учебной и внеурочной работы, содержание которых нацелено на формирование нравственных взаимоотношений между детьми и взрослыми.

         Обучающиеся нашей школы с большим желанием принимают участие в фестивалях, конкурсах. Ежегодно принимаем участие в фестивалях для детей с ограниченными возможностями здоровья «Душу исцелит добро», «Шаг к успеху». Ребята нашей школы –участники городского спортивно –творческого  фестиваля «Всё в твоих руках», городского фестиваля «Школа –это мы». По традиции, в первых числах ноября  в школе проходит праздник по адаптивной физкультуре, когда гостями нашей школы становятся дети коррекционных классов школ города. Игры на воздухе, соревнования - всё это способствует сплочению детей, развитию духа толерантности..Дети нашей школы выезжали на экскурсии в Мурманск (старшие классы), посещали городские музеи. Наших детей всегда с радостью встречают в экологическом центре, в детской библиотеке. Наши общешкольные праздники – это радость совместного творчества учителей и детей. Традиционные для школы праздники «День Знаний», «День учителя», «праздник Урожая», новогодний праздник, День победы, 8 марта, «Последний звонок» всегда проходят на высоком эмоциональном подъёме, каждый ребёнок чувствует себя нужным и востребованным, сам является участником торжества. В нашей школе стали также традиционными тематические недели по краеведению, математике, русскому языку, трудовому обучению. Каждый раз учителя с детьми придумывают различные формы проведения недель. Это и космическое путешествие во время проведения недели математики, и игры по станциям при проведении недели русского языка. Результатом недели краеведения в прошлом году стало издание рукописной книги «Подка, или обо всём понемногу». Книга иллюстрирована рисунками, сочинениями, фотографиями  детей –обучающихся школы.. Дети сами составляли кроссворд о Мончегорске, викторину, разучивали саамские игры, изучали легенды нашего северного края, составили словарь топонимов Кольского края. Работа увлекла всех – и учителей, и детей

           Совместно с учителями дети принимают участие в самых разнообразных конкурсах как очных, так и заочных, дистанционных.

            При правильной организации коллективная творческая деятельность позволяет увлечь детей общим делом, снять имеющуюся межличностную напряженность в отношениях между отдельными группами детей, раскрывает их лучшие стороны, показывает достоинства и проблемы школьников, учит детей находить компромиссы при коллективном планировании, выборе средств реализации намеченного. Коллективная творческая деятельность, общение детей способствуют формированию толерантности, если дети при этом приобретают опыт гуманного, партнерского взаимодействия с педагогом, своими сверстниками, старшими и младшими, с родителями. С этой целью педагогу необходимо регулировать отношения между детьми, их общение, совместные действия, особое внимание уделять развитию коммуникативных навыков, духовности и толерантности. 

           Учителя нашей школы, совместно со специалистами: психологом, логопедом, дефектологом  обеспечивают  психологическую защищенность ребенка, успешность его отношений в школе, классе.  С этой целью:

▪ учитывают психологические особенности, межличностные отношения обучающихся, их совместимость, способность и готовность к независимости своей позиции;

▪ обеспечивают реализацию личности каждого, утверждение его достоинства, достижение успеха, признание товарищами;

▪ создают специальные ситуации, позволяющие каждому школьнику проявить независимость своих суждений, уважительное отношение к мнению других;

▪ не допускают подавления, ущемления личного достоинства одних детей другими;

▪ с целью развития контактов и обогащения опыта общения используют различные способы формирования микрогруппы;

▪ при анализе итогов совместной работы особое внимание обращают на оценку взаимоотношений детей, комфортность каждого в групповой работе, показывают значимость действий каждого в достижении общих результатов.

          Считаю,  что только комплексный подход в развитии и формировании толерантности позволяет формировать личность школьника в целом, развивать его творческие способности, чувства, эмоциональность, коммуникативность, в широком смысле, как расширение границ общения с окружающим миром.

         Результатом работы по формированию толерантности у обучающихся коррекционной школы считаем:

  1. Повышение культуры и уровня воспитанности обучающихся ;
  2. Снижение  уровня агрессивности;
  3. Дети научились   чувствовать себя, друг друга, обогатилась  их  эмоциональная сфера;
  4. Развиваются   такие качества как  гуманность, вежливость,  альтруизм, способность к сопереживанию.

Вывод: в ходе целенаправленной учебно-воспитательной работы создаются условия для формирования  толерантной среды и в целом –формирования толерантного  сознания и толерантных отношений у обучающихся.

 

ЛИТЕРАТУРА:

1. Байбородова Л. В. Воспитание толерантности в процессе организации деятельности и общения школьников. /Ярославский педагогический вестник. - 2003. -  № 1

2. Риэрдон Б.Э. Толерантность - дорога к миру. М.: Бонфи, 2001. - 304 с. - (Прогр. "Гражд. о-во").

3. Солдатова Г.У., Шайгерова Л.А., Шарова О.Д. Жить в мире с собой и другими: Тренинг для подростков. М.: Генезис,-  2000. – 112 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование толерантных отношений в начальной школе

Формирование толерантного сознания учащихся в урочной и внеучебной деятельности у учащихся на примере программы "Начальная школа 21 века"...

Программа по социализации и адаптации обучающихся коррекционных школ VIII вида « НАДЕЖДА »

Социализация и интеграция  детей с ограниченными возможностями здоровья,  представляет собой острую актуальную проблему коррекционной педагогики. Значимость проблемы обусловлена тем, что вып...

Конспект мультимедийной разработки итогового учебного занятия "Осень" для обучающихся коррекционных школ VIII вида

Конспект разбаботан с учетом интелектуальных возможностей обучающихся, воспитанников коррекционных школ VIII вида по предмету "Оружающий мир"...

Рабочая программа по математике 2 класс для обучающихся коррекционной школы VIII вида

Рабочая программа по математике для обучающихся коррекционной школы VIII вида...

Урок письма и развитие речи для обучающихся коррекционной школы 8 вида 3 класс Тема: Согласование действий с названием предметов.

Цель: учащиеся углубят свои знания в согласовании   слов-предметов и слов - действийЗадачи: образовательные: Уточнить знания учащихся о словах, обозначающих названия предметов и названи...

Характеристика на обучающегося коррекционной школы

Данная характеристика дает  возможность более полно отразить индивидуальные   особенности каждого обучающегося.Для удобства,в шаблон характеристики, включены слова - подсказки, которые ...