Культура межличностных отношений. Конфликты и приемы их разрешений.
творческая работа учащихся по теме

Бызова Екатерина Петровна

...

Скачать:


Предварительный просмотр:

                  Тема

Культура межличностных отношений. Конфликты и приемы их разрешений.

        Подготовила:

                                                                                   Бызова Е.П.- воспитатель

        г. Салаир

  Дети, лишенные родительского попечительства, как правило,  имеют сложный, противоречивый характер, часто совершают непредсказуемые поступки.  Их контакты нервозны. Если на улице или в школе они охраняют  своих детдомовцев от «чужих» ( домашних ), то внутри своей группы они обращаются жестоко друг с другом. Причем, это детдомовское «мы»  складывается стихийно у всех детей, лишенных родительского попечительства. Эта позиция формируется из-за  нереализованной любви  и из-за их эмоционально нестабильного положения.

Чтобы разумно организовать воспитательный процесс, я,  для начала, изучила биологические особенности своих воспитанниц,  среду, в которой они росли и развивались, их наследственность и прошлое. С помощью психологических методик, тестов и личных наблюдений изучила их  психологические особенности.

После проведенной работы я построила диаграммы личностных характеристик, отметила черты характера, требующие коррекции и способы коррекции.

По построенным диаграммам было выявлено, что у многих девушек недостаток воли и внимания, неадекватность самооценок, а, главное, что у всех девушек высокий уровень конфликтности, агрессивности, т.е. по существу доминирование защитных форм поведения в конфликтных ситуациях и соответственно неспособность конструктивно решать конфликт.

Поэтому, следующей моей задачей стало: изучение культуры взаимоотношений подростков. Вообще, культура взаимоотношений – глобальный вопрос, ведь еще учеными доказано, что психологическое благополучие человека зависит оттого, как складывались взаимоотношения в детстве, отрочестве.

Изучение внутригрупповых отношений я начала с помощью социометрического метода. С его помощью были  исследованы эмоционально – непосредственные отношения в группе, их взаимные  симпатии, антипатии, авторитетность.

Кроме того, социометрическая методика позволила выявить лидера в группе, а также оценить ее сплоченность.

«Культура межличностных отношений. Конфликты и приемы их разрешений»

Цель: Формирование культуры взаимоотношений воспитанниц

Задачи:

     1. Развивать личностные отношения к самому себе, к окружающим;

  1. Помочь разобраться в мире взаимоотношений со сверстниками, взрослыми;
  2. Способствовать установлению доверительных отношений в коллективе, основанному на взаимопонимании.

Предполагаемый результат формирования культуры взаимоотношений воспитанниц :

  1. Развитие самосознания, отношения к самому себе.
  2. Восприятие окружающих людей.
  3. Умение избегать ненужных конфликтов, а также  выходить из конфликтов.
  4. Формирование определенных социальных установок.

Прежде, чем приступить к формированию культуры взаимоотношений, считаю необходимым сформировать свою позицию, позицию воспитателя. Уверена, что оптимальная педагогическая позиция должна отвечать трем требованиям по – крайней мере: адекватность, гибкость, прогностичность.

Адекватность позиции определяю как умение воспитателя видеть и понимать индивидуальность ребенка, его особую судьбу, замечать душевную борьбу и изменения, которые происходят в его внутреннем мире.

Гибкость – это способность перестроить отношения с подростком, методы влияния на него в связи с трансформациями в его личности.

Прогностичность педагогической позиции означает  что не подросток «ведет» за собой воспитателя, а наоборот стиль общения с ним как бы предвосхищает развитие новых психических и личностных качеств.

Для оптимизации процесса развития самосознания, отношения к себе в подростковом возрасте, провожу воспитательную работу по трем направлениям:

Во – первых, стимулирую процесс рефлексии, самопознания. Для этого провожу индивидуальные  и групповые беседы на темы «Что я знаю о себе?», «Что я люблю и ненавижу?», «Что я умею?» и т.д.

Поощряю у подростков ведение личных дневников, обучаю их этому. Дневник способствует развитию внутреннего мира подростка.

Во – вторых, для развития автономности представления подростка о себе, их относительной независимости от суждений, стараюсь создавать условия, в которых подросток мог бы безболезненно оспаривать высказанное о нем  мнение взрослого.

В – третьих, для формирования правильного отношения подростка к себе, стараюсь подходить к нему как к личности, не позволять себе ничего, что неудобно или неприятно им. Всегда помню, что нельзя задевать их самолюбия. Пытаюсь смотреть на себя их глазами и отвечать на вопросы:

  1. Какой они видят меня?
  2. Чувствуют ли они, что я их понимаю? Люблю?
  3. Чувствуют ли себя одинокими?
  4. Есть ли у них основание считать меня справедливым, добрым человеком?

Постоянно говорю с моими девочками по душам. Причем, разговоры эти касаются различных тем: о дружбе, любви, семейной жизни, сексе, ценностей человеческой жизни. Совместно с медиками проводим беседы о наркомании и токсикомании, курении и венерических заболеваниях.

В своей работе использую групповые и индивидуальные беседы, дискуссии. В них отводится отработка таких навыков, как умение улыбаться, сочувствовать, приветствовать друг друга, задаваться вопросы, общаться.

Я постоянно включаюсь в общение подростков, ведь они часто не в состоянии найти правильные ответы на те вопросы, которые их волнуют.

Особенно благоприятную возможность для межвозврастного общения детей и взрослых создает их совместный труд, какое-то общее дело. У нас это ремонт мебели, починка одежды, лыжные прогулки зимой в парке и походы в лес, купание на Гавриловском водохранилище летом, это и оформление комнаты отдыха и спален, это и совместнопроведенные мероприятия.

Участие в важных делах вместе со взрослыми формирует у подростков чувство ответственности. Для ускоренного развития этого чувства, я часто включаю свою воспитанницу помошницей в какие-то делаА иногда делаю так, что она меня заменяет. Доверие взрослого если это руководствол основано на равноправном, уважительном отношении.

                                              Заключение

Подростковый возраст - последний период пребывания воспитанников в детском доме. В дальнейшем они вступают в самостоятельную жизнь. Мы стараемся, чтобы этот период был более безболезненным, чтобы они были готовы  к лишению привычной опеки и образа жизни.

В сфере личный взаимоотношений моих воспитанниц есть положительные результаты: улучшился психологический климат в группе ( не стало драк, крупных ссор). Девушки научились находить компромисс в конфликтных ситуациях, повысилась активность воспитанниц, они более охотно стали относиться к проведению коллективных мероприятий в детском доме, соответственно увеличилось количество групповых дел.

Однако, стоит отметить, что невозможно полностью устранить негативные проявления характеров моих воспитанниц, учитывая их наследственность и то, что многие из них пришли к нам уже в подростковом возрасте.

Большую проблему, которую еще предстоит нам решить, это их потребительское отношение к жизни, их лживость, иногда грубость.

Для  решения этих проблем, планирую работать дальше, используя опыт других более опытных педагогов и психологов.

Тематический план по формированию культуры межличностных отношений

№ п\п

        Тема

        Форма

      1

«Мое отношение к себе»

- Что я знаю о себе?

- Что я умею ?

- Что я люблю и ненавижу?

- Я сама управляю собой?

- Я стараюсь избавиться от вредных привычек.

- Я соблюдаю санитарно - гигиенические нормы

2

«Мое отношение к жизни в детском доме»

- Я выполняю все правила жизни и режим дня

- Я участвую в КТД детского дома

- Я добрая в отношениях с людьми

разговор по душам, беседы

3

«Умеете ли вы общаться?»

Определение уровня общительности

дискуссия

тестирование

4

«Я соблюдаю культуру поведения»

беседа

продолжение

       1

                                   2

        3

6

Определение уровня самооценки

тестирование

7

«Из чего возникают конфликты»

беседа

8

Анализ конфликтных ситуаций в группе

беседа

9

Определение уровня конфликтности

тестирование

10

Как учиться жить с людьми?

беседа

11

Как бы вы поступили в каждой из предложенных ситуаций

практикум

12

«Ты взрослеешь, и природа предъявляет к тебе новые требования»

индивидуальные беседы

13

Определение уровней решительности, уверенности в себе, воли и внимания

тестирование

14

Изучение внутригрупповых отношений с помощью социометрического метода

15

Этикет. Умение вести себя в доме и обществе. Культура общения по телефону. Как обратиться к незнакомому.

Час общения

16

Поговорим о доброте, отзывчивости, скромности

Беседа

                          Матрица выбора

                         

№ п/п

Кто /выбирает

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1

А

1

2

3

2

Б

1

2

3

В

3

1

2

4

К

1

2

3

5

Л

1

2

3

6

М

3

2

1

7

Д

1

2

3

8

Е

1

2

3

9

Ф

2

1

3

Количество баллов

5

1

8

2

4

-

1

3

3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Конфликт и пути его разрешения"

Это занятие заняло 3 место в городском конкурсе "Учитель года-2010г.""Социально-педагогическая номинация/Лучше проводить его в 2-4 классах....

Педагогические конфликты и пути их разрешения.

В данной работе планируется подойти к решению некоторых из обозначенных проблем и оказать реальную помощь, в которой нуждается практика современной общеобразовательной школы, создание в общеобразовате...

конфликт и способы его разрешения

конфликт и способы его разрешения...

Внеклассное мероприятие «Конфликт и пути его разрешения»

Формировать конфликтную компетентность учащихся и способность толерантного поведения.формирование представлений о различных вариантах человеческого общения;ознакомление учащихся с понятиями “конфликт”...

Развитие культуры межличностных отношений в младшем школьном возрасте

В статье раскрыты психологические особенности неформальноо общения детей младшего школьного возраста, проблемы взаимодействия друг с другом. Предложены  методические разработки коррекции проблем ...

Особенности формирования сплоченных межличностных отношений на уроках физической культуры в начальных классах.

Важным фактором, влияющим на психологический климат группы (класса, команды), являются межличностные отношения – объективно переживаемые, в разной степени осознаваемые взаимосвязи между людьми. ...

Долгосрочный проект по теме: "Развитие культуры общения в системе межличностных отношений младших школьников "Я и другие Я"

Современные дети иначе стали относиться друг к другу: они не понимают и не учитывают особенности других, общение чаще всего носит поверхностный и грубый характер, можно увидеть проявление бескультурья...