Проект: «Семейный уклад и обрядовые праздники. Традиции и современность»
календарно-тематическое планирование (1 класс) по теме

Ларина Светлана Георгиевна

Школьные учебники Г. М. Грехнёва «Родное слово» и Н. М. Конышева «Технология» – это тот комплект учебников, который ориентирован на общие принципы развивающего обучения и педагогику сотрудничества. Среди целевых установок курса «Родное слово» есть задачи духовного развития учащихся, в том числе развития их творческих способностей. Фольклорный материал позволяет организовать такую работу достаточно широко и сделать её доступной не только для одарённых учеников, но и практически для каждого.

Установка на развивающее обучение, отказ от репродуктивного типа учебной деятельности реализуется в учебниках и способе расположения, организации учебного материала. Принцип обучения от наблюдений к обобщению. Учебная деятельность организована так, чтобы ученики постоянно были включены в процесс познания.

Мой исследовательский проект направлен на приобщение детей к истокам и основам родной культуры, а культура невозможна без сохранения традиций, а фольклор, уходя корнями в далёкое прошлое народа, естественно знакомит со старинным русским бытом: обрядами и обычаями, предметами национальной культуры

(одежда, пища, утварь и т. п.) Детям нужно знать русский семейный уклад и обрядовые праздники.

Работая над этой темой, изучила литературу по данному вопросу. Осталось мало информаторов (пожилых людей) в посёлке, которые могли бы дать нам необходимые сведения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon russkiy_semeynyy_uklad_i_obryadovye_prazdniki.doc131 КБ

Предварительный просмотр:

МОБУ «Рассветская СОШ имени В. В. Лапина»

Проект:

«Семейный уклад и обрядовые праздники.

Традиции и современность»

Автор учитель начальных классов:

Ларина Светлана Георгиевна

Учебный предмет: литература, технология, изобразительное искусство,

                                       внеурочная деятельность.

Цель проекта: 

«Расширять знания и представления о прошлом русского народа»

Участники: учащиеся начальных классов,

                        их родители,

                        бабушки и дедушки.

Выходы (результаты) детской  деятельности: выставка творческих работ,  защита проектов, книжка-раскладушка.

   

Используемые средства: справочники, магнитофон, видеомагнитофон, компьютер.

Срок проведения: с 2002 по2006г.

Вступление.

Культура – идеальная форма среды, сознания и деятельности, которая выработана человечеством.

Л. С. Выготский

Ценностная ориентация человека испокон веков была неразрывно связана с культурой народа, воплотившей идеалы, верования не только в словесном и художественном творчестве, но и в жизненном укладе, быте, календаре.

Ознакомление с символикой и атрибутикой обряда, работа по осмыслению народных традиций способствует пониманию специфики менталитета россиян.

Считаю, что школа, сберегающая и воспитывающая эти ценности, помогает духовно-нравственному становлению личности, обладающей целостным знанием, развитым интеллектуальным потенциалом и национальным самосознанием.

Детям нужно знать русский семейный уклад и обрядовые праздники.

Мой исследовательский проект направлен на приобщение детей к истокам и основам родной культуры, а культура невозможна без сохранения традиций, а фольклор, уходя корнями в далёкое прошлое народа, естественно знакомит со старинным русским бытом: обрядами и обычаями, предметами национальной культуры (одежда, пища, утварь и т. п.)

Школьные учебники Г. М. Грехнёва «Родное слово» и Н. М. Конышева «Технология» – это тот комплект учебников, который ориентирован на общие принципы развивающего обучения и педагогику сотрудничества. Установка на развивающее обучение, отказ от репродуктивного типа учебной деятельности реализуется в учебниках и способе расположения, организации учебного материала.

Среди целевых установок курса «Родное слово» есть задачи духовного развития учащихся, в том числе развития их творческих способностей. Фольклорный материал позволяет организовать такую работу достаточно широко и сделать её доступной не только для одарённых учеников, но и практически для каждого.

Учебная деятельность организована так, чтобы ученики постоянно были включены в процесс познания.

И особенность проекта в том, что живая народная традиция не предусматривает наличия зрителей, в ней присутствуют только участники. Только непосредственное прохождение обряда позволяет ребёнку понять его нравственный смысл.

Элементы обрядового действия включены не только во внеклассные мероприятия, но и в структуру урока.

Принцип обучения от наблюдений к обобщению.

Работая над этой темой, изучила литературу по данному вопросу, потому что осталось мало информаторов (пожилых людей) в посёлке, которые могли бы дать нам необходимые сведения.

Цель работы: расширять знания и представления о

прошлом русского народа: его обычаях и обрядах через изучение русского семейного уклада и народных праздников; воспитывать интерес и уважительное отношение к национальным, культурным традициям, народному слову и народным обычаям.

Достижение данных целей возможно при выполнении следующих задач.

  1. Изучить литературу по данной теме.
  2. Посетить уроки-экскурсии в музее «Тульские древности»
  3. Провести опрос в семьях о соблюдении народных праздников.
  4. Систематизировать и описать собранный материал.
  5. Сделать выводы.

Методы исследования.

  1. Поисковая работа.
  2. Посещение уроков-экскурсий в музее «Тульские древности»
  3. Опрос семей.
  4. Наблюдение, как в течение четырёх лет обучения, изменяется отношение к обрядовым праздникам у детей и в их семьях.

Новизна.

Народное искусство прочно связано с историей и бытовыми традициями. Песни, танцы, былины, сказки неотделимы от повседневной жизни народа, потому что в них воплощались мечты о прекрасном, о лучшей жизни, о добре и зле, о гармонии мира. Все эти стремления человека нашли своё выражение в традиционных народных праздниках, которых насчитывается великое множество.

Никто ещё не интересовался тем, насколько сохраняются в нашем посёлке традиции в современных семьях.

На современном этапе обучения обратилась к народной культуре, потому что человек, оторванный от национальных духовных корней, теряет многие духовные и нравственные качества личности.

Важной особенностью проекта является его интегрированный характер.

I. Изучила интересы детей и родителей.

Провела опрос среди родителей на родительском собрании и детей на классном собрании.

Отмечают ли народные праздники в ваших семьях?

Хотелось бы, чтобы они отмечались?

Выяснила, что и детей, и родителей интересует данная тема.

II. Изучив дополнительную литературу, узнала самые значимые обрядовые праздники.

Зимушка-зима: Рождество (Сочельник, Святки), Крещение, Сретение.

Встречаем весну: Масленица, Благовещение, Вербное воскресенье, Пасха - воскресение Христово.

Лето красное: Троица, Праздник Ивана Купалы, Спас.

Осень золотая: Воздвижение, Покров.

Любая работа достигает цели, если она проводится в системе, поэтому  разработанный мною проект по духовно-нравственному воспитанию, рассчитан на все четыре года обучения.

Распределила знакомство с этими праздниками по календарному принципу.

К некоторым праздникам мы возвращались в течение 4 лет, расширяя и углубляя знания.

III. Тематическое планирование.

Изучение самых значимых обрядовых праздников.

Предмет

Тема

1 класс

1 четверть.

окружающ мир

Воздвижение (27 сентября) – в честь поднятия, или воздвижения, креста Спасителя, чтобы все его могли видеть. На этот праздник животные и птицы начинают готовиться к зиме, улетают в неведомые страны, а люди собираются, чтобы скоротать вместе длинные вечера. Исследование: почему животные и птицы готовятся к зиме?

2 четверть

технолог.

Зимние забавы детей. Аппликация снеговика.

3 четверть.

технолог.

Благовещение (7 апреля - благая весть о рождении Иисуса). Весна идёт. Прилёт птиц. Сказочная птица. (Аппликация – 2ч.)

Пасха. Пасхальная открытка.

технолог.

Вербное воскресенье – светлый день. Верба – священна в России. Она считалась целебным средством от всех болезней. Веточка вербы (аппликация).

технолог.

Как учились в старину. Изготовление закладки.

4 четверть

литература

Как учились в старину. Л. Н. Толстой «Филиппок»

2 класс

2 четверть.

литература

Знакомство со старинными русскими обычаями: родины, крестины, кумовство. Русская народная сказка «Лиса и журавль».

литература

Медвежья потеха на Руси. К. Д. Ушинский «Учёный медведь». Отражение старинного народного обычая водить дрессированного медведя; русский быт.

литература

Хороводная песня «Я посею, я посею»; пословицы. Знакомство со старинным русским бытом – хороводы.

технолог.

Готовимся к встрече Рождества.

Упаковка для подарка. (Работа с бумагой)

литература

«Празднование Нового года» - учебная статья. («Родное слово» Грехнёва Г. М.)

3 четверть.

литература

Русская Масленица” - учебная статья. («Родное слово»

Грехнёва Г. М.)

технолог.

Куклы из соломки «стригушки».

технолог.

Что может дом рассказать о своём хозяине. Бревёнчатая изба. (Работа с бумагой)

технолог.

22 марта. Жаворонок. (работа с тестом)

4 четверть.

литература

«Весенний праздник Благовещения» – учебная статья. (“Родное слово” Грехнёва Г. М.) 

Знакомство со старинными народными весенними обычаями и обрядами – заклинание весны, Благовещение.

А. С. Пушкин «Птичка», Ф. А. Туманский «Птичка».

литература

«Семик – старинный летний праздник цветущей земли» – учебная статья. («Родное слово» Грехнёва Г. М.)

Наряжали берёзку и водили девушки в нарядных сарафанах хороводы.

Старинные летние обряды.

«Берёзонька» – русская народная песня.

«Люблю берёзу русскую»– А. А. Прокофьева.

литература

Обобщающий урок «Лето красное»

Праздник-ярмарка на зелёных святках (Троица)

технолог.

Аппликация (берёзка).

технолог.

Матрёшка – русский сувенир.

Календарь дней рождения. (Работа с бумагой)

3 класс

1 четверть.

технолог.

Игрушки из соломки, мочала, ниток. Золотой петушок.

2 четверть.

технолог.

Рождество. Упаковка для подарков – домик. (Работа с бумагой)

3 четверть

литература

“Ленок”, “Калинка” русская народная плясовая песня.

технолог.

Масленица. Маски для Масленицы – весёлая забава. (Работа с бумагой)

литература

7 апреля Благовещение. В. А. Жуковский “Жаворонок”.

(“Родное слово” Грехнёва Г. М.)

технолог.

На Благовещение хозяйки из теста выпекали жаворонков, куликов и угощали ими детей. (Работа с тестом)

технолог.

Пасха. Пасхальные сувениры. Расписное яйцо. (папье-маше)

4 четверть.

литература

Богата земля русскими талантами.

В. Д. Берестов «Матрёшкины потешки»,

В. Н. Крупин «Дымка»,

«Хохлома» – учебная статья.

4 класс

1 четверть.

технолог.

Плетение из полос бересты, щепы, лыка. Изготовление коробочки (прямое плетение из бумаги)

2 четверть.

технолог.

Святки. Святочное обрядовое печенье. (Работа с тестом)

3 четверть.

технолог.

Мастера и подмастерья. Приёмы вязания крючком.

литература

«Вербное воскресенье» учебная статья;

А. А. Фет «Весна»

литература

«Пасха» учебная статья;

К. М. Фофанов «Под напев молитв пасхальных…»

4 четверть.

технолог.

Традиции и современность.

Глиняные игрушки: каргопольская, дымковская, филимоновская, абашевская. Лепка дымковской игрушки.

технолог.

Соломенных дел мастера. Аппликация из соломки.

технолог.

Лошадка – игрушка из волокнистых  материалов.

технолог.

Металл в руках мастера. (Тиснение на фольге)

С народного календаря начинается знакомство ребёнка с миром, в котором он живёт. Вековое восприятие времён года русским народом-землепашцем представляет главную идею моего проекта на втором году обучения.

Народный календарь.

Народная культура

Предмет

I четверть

1

Народный календарь - месяцеслов.

Изо. «И снова осень к нам пришла» - рисование с натуры осенних листьев деревьев и кустарников (вишни, рябины, сирени). Беседа о красоте осенней природы по картинам художников. Знакомство с красками. Смешивание красок. Лист календаря.

2

Ноябрь – ворота зимы. Синичкин праздник.

 Технология. Формы и краски осени. Композиция из засушенных листьев и цветов.

Литература. Обобщающий урок. Народные названия осенних месяцев, скороговорки. Народная наблюдательность.

3

Осень – время охоты и рыбалки.

Оригами: другие складки. Композиция.

Бабочки, рыбки. Коллективное панно «Аквариум» или другое

II четверть

4

Детский фольклор. Пестушки, потешки.

 Литература. Весёлый мир потешек.

Потешка – как жанр фольклора. Сходство и различие потешек и сказок о животных. Роль созвучий в потешках. Роль потешки.

III четверть

5

Святки – главный зимний праздник.

Изо. «Зимние развлечения с друзьями» - рисование на тему.

6


Зимние посиделки.

Технология. Работа с тканью. Полотняное переплетение; разметка продёргиванием нити. Шов «вперёд иголку». Салфетка с бахромой.

7

Живём по народному календарю зимы.

Литература. Зимние картины. А. А. Фет «Чудная картина…», народные названия зимних месяцев.

8

Февраль – время посиделок.

Февраль – снежень, бокогрей. Загадки о зиме. В. В. Бианки «Синичкин календарь. Февраль»

9

Музыкальный фольклор. Колыбельные.

Литература. Колыбельные песни. Знакомство с жанром  колыбельной песни.

10

Словесные забавы.

Литература. Устное народное творчество. (Игра-путешествие)

IV четверть

11

Живём по народному календарю весны.

Литература. Птицы весну на крыльях приносят. Народные приметы, народные названия весенних месяцев. В. В. Бианки «Синичкин календарь. Март».

12

Март – время возвращения птиц.

Литература. М. М. Пришвин «Грачи прилетели».

13

Апрель – время подготовки к полевым работам.

Литература. В. А. Солоухин «О скворцах».

14

Весна – начало посевов.

Литература. Весенние заботы крестьянина. В. И. Белов «Весна».

15

Весна – время выгона скота.

Технология. Учимся у народных мастеров: обычаи и обряды; символика вещей

Печенье по мотивам народных образцов

16

Живём по народному календарю.

 Литература. Пришёл июнь. С. Я. Маршак «Июнь…»; В. Д. Берестов «Лёгкий вздох иль ветерок…»; народные названия летних месяцев; пословица.

17

Куклы-берегини.

Литература. В. Ю. Драгунский «Друг детства».

IV. Внеурочная деятельность.

Экскурсия позволяет изучать объекты в их реальном окружении, даёт бесконечно большой материал для собственных наблюдений, анализа и осмысления.

В ходе своей работы активно использовала эту форму работы.  Узнала, что в музее «Тульские древности» есть целый цикл занятий по данной теме, встали на абонемент с 1 класса.

1 класс. Тема: «Русская изба: предметы и традиции, гончарное ремесло в средневековой Руси, грамота в средневековой школе».

  1. «Один день в русской избе».

Изба – это не просто дом. В избе жили и работали. С избой связано много историй, сказок, легенд. В избе масса знакомых и незнакомых предметов. С неё-то и начали раскрываться для нас секреты тульских мастеров.

  1. «В гончарной мастерской».

На занятии познакомились с основными процессами гончарного производства: освоили работу гончарного круга, узнали о различных свойствах глины, попробовали самостоятельно слепить простейший предмет домашней утвари.

  1. «Глиняная игрушка тульского края»

Под руководством мастера учились изготавливать тульскую городскую и сельскую (филимоновскую) игрушки и расписывать их так, как это делали мастера 17-19 века.

  1. «На уроке в средневековой школе».

За один только урок ребят научили писать и гусиным пёрышком, металлическим писалом. Дети узнали о мерах наказания в школах того далёкого времени.

 Расписание уроков:

  1. Арифметика (буквенный счёт)
  2. Чистописание (типы письма)
  3. Чтение (особенности русского алфавита)

2 класс. Тема: «Традиционные календарные праздники русского народа»

Праздник – это не только угощения и подарки, но и забавы, игры, шутихи.

1. «Кузьминки».

2. «Путешествие к Рождественской ёлке».

Время стирает не только города, но многие традиции. Некоторые исчезают навсегда, некоторые сильно видоизменяются.

Праздник Рождества. Какой он был раньше, что изменилось за сотни лет – ответ на этот вопрос ребята нашли на этом празднике.

3. «Широкая Масленица».

Широкая, раздольная, сырная, разудальная. Это всё она – Масленица. На Руси её отмечали в марте.

4. «Троица».

3 класс. Тема: «Интересные рассказы из истории кукол, о часах и способах измерения времени, русский обряд чаепития.»

  1. «Обрядовые и игровые куклы России».

Крестец, закрутка пасхальная, коляда - это куклы. Дети узнали, почему они так назывались, как и из чего их делали, почему одними играли, а другими нет.

  1. «Как на Руси чаи гоняли».

На Руси были свои традиции, связанные с чаепитием. Дети услышали много интересных историй.

  1. «Путешествие секундной стрелки».

Как узнавали время встарь? Почему в 14 веке вставали в четыре часа утра, сколько это – три пополудни? Многие секреты времени раскрываются на этом занятии

4. «В гости к боярыне».

Ребята побывали в гостях у боярыни Настасьи, которой скучно в светлице сидеть, в окошко глядеть. Богатства много и решила она их показать ребятам.

4 класс. «Всё о поле Куликовом»

  1. «Эта священная дата – 1380…»

Серьёзный разговор об истории битвы и исторических портретах того времени

  1. «Игрушки - небалушки»

Дети познакомились с различными куклами, в которые играли куликовские детишки много лет назад, и сами делали из лыка некоторые из них.

  1. «Обряды и праздники Куликова поля»

         Занятие прошло в форме весёлого действа: хороводы, песни, обряд кумления и т. д.

  1. «Кухня Куликова поля»

Самое «вкусное» занятие, где дети познакомились с повседневными и праздничными блюдами. Сами «накрывали» на стол и трапезничали: пробовали настоящий курник и бабышки.

Проведение бесед и праздников, в ходе которых можно познакомиться с народными традициями.

1 класс.

Инсценирование сказки «Теремок»

Праздник «Святки».

Беседа: «Что такое Вербное Воскресенье? Традиции и вера русского народа».

Беседа: «Празднование Пасхи на Руси»

2 класс.

Родительское собрание праздник совместно с детьми «Как на Руси чаи гоняли».

3 класс.

Фольклорный праздник: «Зимние посиделки».

Беседа: «Прощеное воскресенье. Прости и попроси прощения»

4 класс.

Беседа: «Мудрые заповеди предков»

V. Сбор и систематизация информации о проделанной работе.

Выполнение творческих работ.

 В ходе реализации своего проекта я организовывала детей на выполнение различных творческих проектов, на решение реальных, вставших перед ними проблем.

Так при изучении данной темы возникла необходимость в составлении словарика устаревших слов, потому что из жизни ушли многие явления, предметы, а из языка их названия. Работа со словарём – неотъемлемая часть любого урока. Детям представилась возможность организовать небольшую научно-исследовательскую деятельность: с литературой, словарями.

Они собирали материал, основа для которого была в рабочих тетрадях по чистописанию авторов Тикуновой Л. И., Игнатьевой Т. Г.. Дети дополнили этот материал, пользуясь справочной литературой, предложенной учителем и составили свой словарик устаревших слов, которым мы пользуемся на уроках.

Мариновой Полине была предложена исследовательская работа по теме «Святки. Святочное печенье». Она работала по памятке и  плану исследования, которые ей дал учитель.

Полина с помощью дополнительной литературы и под руководством учителя оформила работу.

 Ребёнок, изучивший что-либо, часто стремится рассказать о том, что узнал другим. Поэтому этап «защиты» выполненной исследовательской работы пропустить нельзя. Презентация этого исследовательского проекта – завершающий этап, прошла на уроке технологии, где Полина рассказала о проделанной работе. Подготовила выступление, угостила готовым изделием, научила изготавливать ребят святочное печенье, раздала рецепты.

2007 учебный год Маринова Полина на районной научно-практической конференции учащихся образовательных учреждений Ленинского района «Роль молодёжи в становлении России» представила проект «Святки. Обрядовое печенье», руководитель Ларина С. Г.

В ходе защиты ребёнок учится излагать добытую информацию, доказывать свою точку зрения.

Большакова Анастасия взялась за изучение праздника: «Русская Масленица», готовый проект она представила на неделе начальных классов.

Для оценки результатов работы  было сформировано жюри.

Планируется создание книжки-раскладушки о летних обрядовых праздниках как коллективная работа.

Решили собирать фотоматериал в классный альбом.

Выводы.

В результате своих исследований пришла к таким выводам.

  1. Народные традиции и праздники – это неоценимое народное богатство.
  2. Необходимо восстановление исторической памяти и культурных традиций.
  3. Знание традиций своего народа приобщает детей к высокой моральной культуре своего народа.
  4. В наши дни некоторые народные праздники сохранились в семьях, но смысл их действий  утрачен. Ребятам хотелось бы знать  смысл этих праздников.
  5. Изучение народной культуры должно стать частью всего образовательного процесса.
  6. Следует продолжить изучение этой темы.

Литература.

1. Начальная школа №9 2005 г.

2. Исследовательские работы учащихся №1 2002 г.

3. Практика административной работы в школе №6 2003 г.

4. Практика административной работы в школе №8 2003 г.

5. А. И. Савенков «Методика исследовательского обучения младших школьников», изд. «Учебная литература» 2005 г.

6. Е. Ястребцева « Пять вечеров», 2001 г.

  1. В. В. Ищук, М. И. Нагибина «Народные праздники», Академия развития, 2000г
  2. «Круглый год», сост.А. Ф. Некрылова, М., 1989г.
  3. «Конспекты уроков по народной культуре. 1 класс» О. В. Фликова, М. В. Макарова, Е. н. Чайковская, Э. А. Гогейзель, С. Е. Иванцов, ВЛАДОС, 2003г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по теме «Праздники , традиции и обычаи российских народов», 4 класс.

1.План проведения проекта2.Занятия3.Презентация "Подготовка к проекту"4.Презентация "Сезонные праздники русского народа"5.Презентация " Обычаи(традиции)русского народа"...

Проект "Русские народные праздники, традиции, ремёсла"

При работе учащихся по проекту предполагается развитие навыка самостоятельной работы, умения ориентироваться в потоке информации. Отличительной чертой проекта является то, что он предусматривает интег...

Проект "Русские народные праздники, традиции, ремёсла"

При работе учащихся по проекту предполагается развитие навыка самостоятельной работы, умения ориентироваться в потоке информации. Отличительной чертой проекта является то, что он предусматривает интег...

Занятие "Семейный уклад наших предков"

Занятие знакомит с основными устоями уклада жизни наших предков, с предметами быта и их назначением. Воспитывает интерес к истории русского народа....

Мониторинг достижения детьми предметных результатов в ходе реализации проекта по курсу «Праздники, традиции и ремесла народов России»,

По результатам мониторинга можно увидеть уровень сформированности предметных результатов по курсу "Праздники, традиции и ремесла народов России"...

Брошюра "Основы семейного уклада"

Брошюра для родителей "Основы семейного уклада"...

Консультация для родителей «Место традиций в современном семейном укладе»

В данной работе рассматривается вопросы "Что такое  семейные традиции?", и насколько они важны для каждой семьи. Приводятся практические рекомендации по сохранению уже имеющихся семейны...