"Там на неведомых дорожках" (конкурсно-игровая программа для учащихся 1-4 классов)
методическая разработка по теме

Плесовских Анна Сергеевна

Конкурсно-игровая программа «Там на неведомых дорожках» была разработана для учащихся 1 - 4 классов. Она приглашает детей в путешествие по страницам литературных и народных сказок.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tam_na_nevedomyh_dorozhkah.doc69 КБ

Предварительный просмотр:

«ТАМ НА НЕВЕДОМЫХ ДОРОЖКАХ»

конкурсно-игровая программа для учащихся 1-4 классов

Цель: Организация полезного досуга младших школьников, способствующая нравственному воспитанию.

Задачи:

  1. Закрепление и обобщение знания детей о сказках и сказочных героях;
  2. Развитие любознательности, логического мышления, расширение кругозора учащихся в области литературного и устного народного творчества;
  3. Формирование основ позитивного взаимодействия и эмоциональной отзывчивости учащихся.

Форма проведения: конкурсно-игровая программа, рекомендована для учащихся 1-4 классов. Команды-участницы выбираются из числа детей, присутствующих на мероприятии.

Оборудование: компьютер, видеопроектор.

Реквизит: фитнес-мячи по числу команд для конкурса «По неведомым дорожкам», для конкурса «Супернос» - бумажные носы Буратино (по числу участников) и картонные «золотые» ключики по числу команд, для конкурса «Волшебная корзинка» - корзина, стрела, перстень, цветок, яблоко, иголка, ключ. Для награждения в конкурсах – еловые шишки, для награждения победителей – грамоты.

Подготовительная работа: подготовить зал к проведению занятия, подготовить презентацию, музыкальное сопровождение, грамоты для награждения.


ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

  1. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ЧАСТЬ

Музыка «В гостях у сказки».

СЛАЙД №1

Ведущий: Здравствуйте, люди добрые! Здравствуйте, красны девицы и добры молодцы! Как я рада, что много вас собралось у меня в гостях. Это значит, что есть еще на Руси любители и знатоки русской сказки, да непросто сказки, а волшебной – самой загадочной, с чудесами, с хитрыми и коварными героями, с обманщиками и честным людом, с трудными испытаниями. И сегодня я предлагаю вам отправиться в интересное путешествие по неведомым сказочным дорожкам.

  1. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Прежде чем отправиться в путь я предлагаю вам немного размяться. Первое задание для вас называется…

СЛАЙД №2

«Правда или ложь»

(разминка для участников мероприятия)

Итак, слушайте внимательно…

Я старый хитрый сказочник,

Я сказочник-загадочник.

Когда всю правду говорю,

То нужно дружно хлопать.

А если вру или хитрю,

Ногами громко топать.

СЛАЙД №3

Такая милая бабуся –

На костяной ноге Ягуся –

И ребятишек любит очень…

Подарки дарит, между прочим.

Иван-царевич злой, наверное…

На сером волке за царевною

За тридевять земель скакал,

И бедный серый волк устал.

СЛАЙД №4

Вот жадный и злой Карабас-Барабас…

Сейчас он накинется с плеткой на нас

И в кукол послушных своих превратит.

Он сказочный, страшный, косматый бандит.

СЛАЙД №5

Королева снежная

Добрая и нежная…

Она, я это точно знаю,

Стать принцем помогла мальчишке Каю.

СЛАЙД №6

Скромная Золушка, трудолюбивая,

Стала принцессою, стала счастливою…

Очень к лицу ей наряд подвенечный,

Все мы за Золушку рады, конечно.

СЛАЙД №7

А вот и рыбка золотая,

Она, конечно, очень злая…

Вернула старухе обратно корыто,

Бабушка плачет, корыто разбито.

СЛАЙД №8

Кощей, наш добрый старичок,

Свои богатства сам считает…

Смерть свою спрятал в сундучок

И никого не обижает.

Надежды мои вы, друзья, оправдали –

Вы топали, хлопали, все отгадали.

Вы честно старались, и вам повезло:

Добро победило противное зло.

СЛАЙД №9

«Знакомство»

Ведущий: Прежде чем приступить к сказочным испытаниям, я предлагаю вам разделиться на команды. Каждая команда за пять минут должна придумать себе название и девиз, соответствующий тематике нашей игры – сказки.

Итак, слово командам…

Команды представляются.

Ведущий: Я рада знакомству с вами. Но прежде чем отправиться в наше путешествие, я объясню вам правила игры. За каждое успешно выполненное испытание, за каждый правильный ответ на мой вопрос команды будут награждаться шишками из сказочного леса. Условия игры понятны? Ответ участников. Тогда в путь.

СЛАЙД №10

«По неведомым дорожкам»

Ведущий: Ребята, в разминке «Правда или ложь» вы уже доказали мне, что сообразительны и умны. Но путешествовать по дремучему сказочному лесу пешком не так-то просто. Поэтому сказочные герои прибегают к помощи всевозможных транспортных средств. Летают по лесу на метле или в ступе, например Баба-Яга, кто-то седлает серого волка, как Иван-Царевич, а кто-то, благодаря своей хитрости и смекалке, умудрился ехать по лесу на медведе, помните, Машеньку из сказки «Маша и медведь».

Я предлагаю вам отправиться в путешествие также на не совсем обычном транспорте – на фитнес-мяче. Победит та команда, которая быстрее другой «проедет» на нем по лесной тропе. Команда-победительница в данном испытании получит в свою копилку 2 балла-шишки.

Командам выдаются фитнес-мячи,

на которых они должны проскакать до конца зала и вернуться на старт, передавая мяч товарищу по команде. Побеждает та команда, которая первой пройдет испытание.

СЛАЙД №11

(СЛАЙДЫ С 11 ПО 35 ВКЛЮЧИТЕЛЬНО ГИПЕРССЫЛКИ)

«Знаменитые сказочные обманщики»

Ведущий: Молодцы команды, вы отлично управляете фитнес-мячами, замечательно справились с первым испытанием. Я предлагаю перейти к следующему конкурсу.

Ни для кого не секрет, что в сказках для достижения своей цели, кроме волшебства многие герои прибегают к обычной хитрости. И сейчас я предлагаю вам сыграть со мной в игру «Знаменитые сказочные обманщики».

Итак, перед вами игровое поле. За каждой цифрой скрывается вопрос о том или ином сказочном обманщике. Задача команд по очереди выбрать цифру на игровом поле, за которой скрывается вопрос.

Если вы ответите на вопрос правильно, без подсказок – получите 3 балла (шишки), если с одной подсказкой – 2 шишки, а если с двумя подсказками – 1 шишку. Ну, а если совсем не ответите – получите 0.

Список вопросов командам, к каждому из которых прилагается 2 подсказки.

  1. Чтобы хорошенько пообедать, этот подлый обманщик прикинулся доброй старушкой.

Первая подсказка: В чепчике, очках и под одеялом узнать его было трудно.

Вторая подсказка: И все-таки девочка удивилась, почему у бабушки такие большие зубы.

Ответ: Волк из сказки Шарля Перро «Красная шапочка»;

  1. Хорошей девочке пришлось соврать, чтобы вырваться на свободу.

Первая подсказка: Тот, кто ее не пускал, сам же и доставил ее домой, ничего не подозревая.

Вторая подсказка: Если бы он знал, что несет совсем не пирожки – не потрепали бы его в деревне собаки.

Ответ: Машенька из русской народной сказки «Маша и медведь»;

  1. Мелкие торговцы-врунишки заявили, что их товар – волшебный.

Первая подсказка: Даже король поверил в это.

Вторая подсказка: А вот если бы не поверил, то не появился бы перед народом в самом смешном виде, какой только можно себе представить.

Ответ: Торговцы «невидимой тканью» из сказки Ганса Христиана Андерсена «Новое платье короля»;

  1. Эта обманщица знает много способов добиться своего, и один из них – лесть.

Первая подсказка: Глупая птичка поверила ей.

Вторая подсказка: Проворонить свой сыр – это обидно.

Ответ: Лиса из басни Ивана Андреевича Крылова «Ворона и Лисица»;

  1. Эти коварные женщины обманули царя, наговорив ему такого, что и представить страшно.

Первая подсказка: Вот поэтому только через много лет он впервые увидел сына.

Вторая подсказка: Их самих следовало бы засмолить в бочку и пустить плавать по морю-океану.

Ответ: Ткачиха с поварихой, с сватьей бабой Бабарихой из сказки Александра Сергеевича Пушкина «Сказка о царе Салтане» (полное название «Сказка о царе Салатане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебедь»);

  1. Этот лгунишка очень помог своему хозяину, придумав ему новое имя.

Первая подсказка: Раздобыв хозяину подходящий замок и дорогую одежду, он превратил его в достойного жениха для принцессы.

Вторая подсказка: А вот то, что он ходит в сапогах, очень удивляло прохожих.

Ответ: Кот из сказки Шарля Перро «Кот в сапогах»;

  1. Чтобы превратить свою жизнь в сказку, эта лгунишка заявила, что необычное изделие из хрусталя принадлежит именно ей.

Первая подсказка: Оно никак не могло ей принадлежать, потому что совсем не подходило по размеру.

Вторая подсказка: Эту хрустальную вещь обронила его хозяйка, когда убегала домой.

Ответ: Одна из сводных сестер главной героини сказки Шарля Перро «Золушка»;

  1. Этот хитрый обманщик смог изменить свой голос.

Первая подсказка: Дети не сразу поверили, что пришла мама.

Вторая подсказка: Из семи ребятишек остался только один, который и рассказал козе о том, что случилось.

Ответ: Волк из русской народной сказки «Волк и семеро козлят»;

  1. Эта обманщица додумалась притвориться глухой.

Первая подсказка: Глупый кругляшок пел ей песни.

Вторая подсказка: Когда он уселся ей на язычок, оставалось только проглотить его.

Ответ: Лиса из русской народной сказки «Колобок»;

  1. Две сестренки желали третьей только добра и поэтому перевели часы на час назад.

Первая подсказка: Они не знали, что сестра совсем не боится чудовища.

Вторая подсказка: А вот если бы она попросила у отца новые наряды, то не нашла бы своего принца.

Ответ: Старшие сестры из сказки Сергея Тимофеевича Аксакова «Аленький цветочек»;

  1. Этот малюсенький врунишка присвоил себе целое изобретение.

Первая подсказка: Сам-то он ничего не знал, поэтому всегда попадал в смешные истории.

Вторая подсказка: Потом уже все знали, что воздушный шар изобрел совсем не он.

Ответ: Незнайка из повести Николая Николаевича Носова «Приключения Незнайки его друзей»;

  1. Эта проказница оставила стариков без обеда.

Первая подсказка: Она здорово умеет притворяться мертвой.

Вторая подсказка: А рыбу она ловит совсем не на хвост.

Ответ: Лиса из русской народной сказки «Волк и Лиса».

Команды по очереди выбирают номера на табло и отвечают на вопросы. За ответ на каждый вопрос команда может получить от 1 до 3 шишек, в зависимости от количества использованных подсказок. Команда также может не заработать ни одного балла, если после двух подсказок ответа на вопрос все же не прозвучало.

СЛАЙД №36

«Супернос»

Ведущий: Итак, сказочных обманщиков и хитрецов вы знаете на зубок.

А сейчас отгадайте загадку еще про одного сказочного героя, который, кстати, тоже иногда не стеснялся приврать.

У отца есть мальчик странный,

Необычный, деревянный,

На земле и под водой

Ищет ключик золотой,

Всюду нос сует свой длинный...

Кто же это?..

Участники отвечают хором.

СЛАЙД №37

Ведущий: Совершенно верно, ребята, этот мальчик - Буратино. И следующий наш конкурс называется «Супернос».

Ведущий раздает каждому члену команды

по длинному бумажному носу с завязкой.

Ведущий: Вот вам всем по картонному носу. Наденьте их. Теперь каждый из вас немножко Буратино. Сейчас обе команды делятся пополам и расходятся в противоположные стороны зала.

Если в команде 10 человек, то в каждой половинке по 5. Пятерки команд-соперниц выстраиваются на линии старта с одной стороны зала, а две других пятерки – с другой стороны.

Ведущий: Внимание! Как вы видите у каждого «золотого» ключика есть колечко. Сейчас я надену ключики на носы ваших капитанов. По моей команде каждый капитан бежит к своей пятерке на противоположной стороне зала и очень осторожно, без помощи рук, передает ключик другому члену своей команды. С носа на нос. Игрок, получивший ключ, несет его на картонном носу к товарищам по команде на другой стороне. Там он опять передает ключ с носа на нос, не касаясь руками, и так эстафета продолжается. Победительницей станет та команда, которая первой завершит передачу ключа и возвратит его капитану. Итак. Приготовились. Внимание! Начали!

СЛАЙД №38

«Волшебная корзинка»

Ведущий: Итак, еще одно сказочное испытание позади. И вот перед вами следующая задача. Гуляла я по сказочному лесу и нашла корзинку с разными предметами. (Ведущая выносит в зал корзину, в которой лежат «сказочные» предметы). Хотела я отдать эти вещи хозяевам, да вот незадача – забыла, кому что принадлежит. Вот вы мне со своей «молодой» памятью и поможете вспомнить кому принадлежат эти предметы. За каждый правильный ответ – команда получает балл.

Капитаны команд выходят к ведущей и по очереди достают «сказочные» предметы из корзины, а команда должна угадать, каким сказочным героям они принадлежат.

Примерный список предметов, которые можно положить в корзинку:

  1. Стрела («Царевна-лягушка»);
  2. Перстень («Волшебное кольцо»);
  3. Яблоко («Сказка о спящей царевне и семи богатырях»);
  4. Цветок алого цвета («Аленький цветочек»);
  5. Ключик («Буратино»);
  6. Иголка («Сказка про Ивана-царевича, Василису Прекрасную и Кощея Бессмертного»).

СЛАЙД №39

«Знатоки сказочного языка»

Ведущий: Наше путешествие по неведомым дорожкам сказок подходит к концу, команды выходят на финишную прямую. И я предлагаю вам побыть переводчиками «сказочного» языка. Сейчас я буду зачитывать командам фразы на «сказочном языке», а вы должны будете мне перевести их на обычный, современный язык. За каждый правильный ответ копилка команды пополняется на балл. Итак…

СЛАЙД №40

  1. Возьми откуп – возьми плату;
  2. Поехал восвояси – поехал к себе домой;
  3. Тесто на опаре – тесто на дрожжах;
  4. Дело неминучее – дело неизбежное;
  5. Не отвести очей – не отвести глаз;
  6. Пшеница белоярая – пшеница отборная, светлая;
  7. Борзые кони – быстрые, проворные кони;
  8. Людская молвь – людская речь, людской разговор;
  9. Послать гонцов – отправить посланцев с известием;
  10. Обронить ненароком – уронить нечаянно;
  11. Буераки – лесные овраги;
  12. Воск ярый – воск чистый, белый.
  1. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

СЛАЙД №41

Подведение итогов. Награждение победителей.

Ведущий: Наше путешествие по дорогам сказок подошло к концу. Сегодня мы вспомнили много интересных и поучительных сказочных историй. Возможно, некоторые из них вы захотите перечитать.

Что в нашем путешествии для вас, ребята, было интересно? Что запомнилось больше всего?

Ответы детей.

Пришло время наградить наших отважных путешественников.

Победители награждаются грамотами.

СЛАЙД №42

Ведущий: В сказках добро всегда побеждает зло. Смекалка и ум побеждают невежество. В жизни действуют эти же законы. Я желаю вам жить по законам добра. Читайте больше старых добрых сказок, друзья. До новых встреч на неведомых дорожках!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

игровая программа для учащихся 1-2 классов "Хорошо здоровым быть"

В даной игровой программе принимают участие учащиеся класса, родители и по возможности ребята прошлых выпусков (в качестве жюри). Ход мероприятия позволяет активно вовлекать ребят в решение проблемы з...

Конкурсная программа для учащихся 1 – 4 классов "А ты - баты шли солдаты"

Данная программа призвана возрождать и повышать престиж военной службы, изучать историю Отечества. Из числа участников формируются две команды, которые будут состязаться в различных конкурсах....

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ. Организация внеурочной деятельности . Программа для учащихся 1-4 классов «С чего начинается Родина?»

      Одним из главных вопросов на сегодняшний день является переход образовательных учреждений на федеральные государственные стандарты (ФГОС)....

Внеклассное мероприятие «Новогодний праздник» (игровая программа для учащихся 2-3 класса)

Сценарий игровой программы предназначен для учащихся начальных классов. Влючает рассказ о праздновании Нового года в разных странах, развлекательные конкурсы и загадки для детей и родителей....

Программа развития учащихся 1 -11 классов «Обучение основам толерантности в школе»

Цель воспитания толерантности - воспитание в подрастающем поколении потребности и готовности к конструктивному взаимодействию с людьми и группами людей независимо от их национальной, социальной,...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 2-4 КЛАССОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

Рабочая программа по физической культуре составлена на основе нормативных документов:- Закона Российской Федерации «Об образовании», ст. 32 «Компетенция и ответственность образовательного учреждения» ...

Живопись - Образовательная (рабочая) программа для учащихся 3-7 классов отделения изобразительного искусства Образовательная (рабочая) программа для учащихся 3-7 классов отделения изобразительного искусства

Образовательная программа по предмету «Живопись» является частью комплексной образовательной программы отделения изобразительного искусства ДШИ с семилетним сроком обучения, имеет художественно–...