Воспитательная система «Дорогою добра»
учебно-методический материал по теме

Кутырева Валентина Андреевна

Реализация федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) кардинальным образом изменяет образовательный процесс. Системно-деятельностный подход, положенный в основу ФГОС делает возможным реализацию развивающей и воспитывающей функции образования, обеспечивает его гуманизацию. Сегодня важнейшим механизмом реализации ФГОС становится «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России». 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vosp.sistema_dorogoyu_dobra.docx758.31 КБ

Предварительный просмотр:

АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА НИЖНЕГО НОВГОРОДА

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

 средняя общеобразовательная школа № 69

603035, г.Нижний Новгород, ул. Черняховского, 8А

тел/факс (831) 276-33-05E-mail: Shcola69@yandex.ru

Воспитательная система

«Дорогою добра»

учителя начальных классов высшей категории,

классного руководителя 4а класса

Кутыревой Валентины Андреевны

Нижний Новгород

2013 год

ПАСПОРТ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

Название воспитательной системы

Воспитательная система класса «Дорогою добра»

Автор

Кутырева Валентина Андреевна, классный руководитель 4а класса, учитель начальных классов МБОУ СОШ №69

Руководитель

Хомова Наталия Юрьевна, директор МБОУ СОШ №69

Территория

Московский район  г. Нижнего Новгорода

Название организации

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 69 Московского района г. Н.Новгорода

Адрес

603035 г. Нижний Новгород, ул.Черняховского,  д. 8А,           тел/факс 276-33-05, e-mail: shcola69@yandex.ru

Цель

Создание условий для формирования основ ценностных ориентаций личности, ее гражданского становления и нравственного развития на основе социального партнерства с семьей.

Основные проектные линии

  1.  «Образование без духовного воспитания – дом без фундамента» (духовно-нравственное направление)
  2.  «Крепкая семья – богатство нации» (направление – семья)
  3.  «Строим дом своего здоровья» (направление - здоровье)

Компоненты воспитательной системы

  1. Воспитывающая среда
  2. Учебная деятельность
  3. Внеурочная деятельность
  4. Семья
  5. Система дополнительного образования
  6. Самоуправление
  7. Социальные партнёры

Срок реализации

2009 – 2013 г.г.

Участники

Учащиеся класса, родители, педагогический коллектив МБОУ СОШ №69.

География участников

Нижний Новгород

I. ВВЕДЕНИЕ

«Воспитание – из всех святых дел – самое святое» (Феофан Затворник). Следовательно, духовно-нравственное воспитание становится  системообразующим элементом всей системы воспитания. В обществе на первый план выходят духовно-нравственные ценности и в первую очередь необходима ориентация личности  обучающихся на эти ценности.

Реализация федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) кардинальным образом изменяет образовательный процесс. Системно-деятельностный подход, положенный в основу ФГОС делает возможным реализацию развивающей и воспитывающей функции образования, обеспечивает его гуманизацию. Сегодня важнейшим механизмом реализации ФГОС становится «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России». В Концепции задан современный национальный идеал – «высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации».

II. АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОГРАММЫ

Образование в 90-х годах свелось в основном к обучению, из обихода стало уходить такое понятие, как просвещение. Это слово есть только в русском языке, и означает оно не усвоение знаний, а совершенствование души, способность видеть истинную цель жизни и делать добро. Профессор Московской Православной Духовной Академии А.И.Осипов, говорит, что образование  без надлежащего воспитания – дом без фундамента. В настоящее время в общественном сознании произошла переоценка роли духовно-нравственного развития в образовании. Общество признало значимость духовно-нравственного воспитания. А самый верный путь восстановления нравственности народа заключается в обретении православной веры и укреплении православного здорового образа жизни.

В федеральном законе «Об образовании» сказано, что качество образования – это не качество обучения. Образование предполагает не только формирование знаний умений и навыков, а, прежде всего, воспитание, развитие личности, её социализацию. Поэтому важным условием качественного образования является создание системы воспитательной работы с классом.

При создании воспитательной системы класса мы учитывали задачи, которые перед нами ставит государство, модернизацию содержания процесса воспитания, целей и задач воспитательной системы школы. Президент России В.В.Путин в своем Указе "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы" подчеркнул, что «ключевым принципом Национальной стратегии является максимальная реализация потенциала каждого ребенка, необходимо создавать условия для его социализации, максимально возможной самореализации в социально позитивных видах деятельности».

  Из личного опыта можем порекомендовать, что для создания системы воспитательной работы с классом вначале необходимо  провести психолого-педагогические исследования. Психолого-педагогическая диагностика является одним из компонентов педагогического процесса, это оценочная практика, направленная на изучение индивидуально-психологических особенностей ученика и социально-психологических характеристик детского коллектива с целью оптимизации учебно-воспитательного процесса. Существует много методической литературы, основываясь на которой совместно с психологом школы проводится диагностика развития личности учащихся и ученического коллектива. Мы в своей работе использовали тест «Размышляем о жизненном опыте» для младших школьников (составлен д.п.н. Н.Е.Щурковой, адаптирован В.М.Ивановой, Т.В.Павловой, Е.Н.Степановым), а также субъективный тест М.И.Шиловой, мониторинг Н.В.Кулешовой и Т.Г.Жарковской.

На первом этапе   составили социальный паспорт класса.  Затем на родительском собрании провелианкетирование, которое позволило определить цели и задачи дальнейшей работы. Изучив психологические особенности   учеников, выработали ряд рекомендаций по работе с трудными и проблемными детьми. Составили план работы с классом, на основании анкетирования, консультации с родителями, индивидуальную работу с учащимися, традиции класса.

На втором этапе диагностических исследований изучали развитие личности учащегося.

Разработка системы диагностики и работа по ней позволяют не только хорошо узнать детей и проследить их развитие и становление как личностей, но и владеть психологической ситуацией в классе, определять перспективы дальнейшего развития, методы взаимодействия с различными группами учащихся и отдельными учениками.

Младший школьный возраст является важнейшим периодом, влияющим на становление эмоционального мира личности и  эмоционального опыта ребенка, который напрямую зависит от организации учебно-воспитательного процесса в школе и классе. Сегодняшняя практика показывает, что в благоприятной среде в детях пробуждаются значимые социальные потребности и роли: они пытаются понять и самоосознать себя, стать лучше и благороднее. В нашем классе мы стремимся расширить понятие классного коллектива. Ведь класс – это не только коллектив детей, но еще и коллектив родителей. Сформировать дружный родительский коллектив – задача не менее сложная, чем детский, но   мы едины в стремлении сделать наших детей счастливыми, а значит духовно богатыми, физически здоровыми. Это возможно только на основе тесного партнерства с семьей.

           Поэтому воспитательная система «Дорогою добра» держится на трех китах: духовность, здоровье, семья.

III. АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

3.1. Краткая психолого-педагогическая характеристика обучающихся.

Общие сведения о классе.

В классе 26 человек. Из них – 16 мальчиков, 10 девочек.

4 человека  - 2001 года рождения, 20 человек - 2002 года рождения, 2 человека - 2003 года рождения.

Класс – социальная группа.

Класс дружный, с желанием помогают друг другу. Любят совместные мероприятия: походы в кинотеатр, зоопарк, цирк, планетарий, экскурсии в парк. Активно участвуют в школьных конкурсах. В классе по успеваемости есть два лидера: Грачев Никита и Замятин Денис. Мальчики между собой дружат, стараются помогать друг другу. Есть в классе очень талантливый массовик-затейник. Это Лаврентьев Никита. Мальчик обладает хорошими организаторскими способностями, у него много увлечений: спорт, чтение, пение, конструирование. В классе крепкая дружба между девочками и мальчиками. Драк в классе нет. Правда тяжело приходится новенькому мальчику: Сучкову Никите. Это ребенок с неустойчивой психикой, часто плачет, бывает агрессивен, видимо, поэтому его попросили покинуть школу №70, направили  к нам на исправление. Дети многое ему прощают (крики, обзывания, нецензурные выражения), стараются повлиять на него с помощью бесед и уговоров.

Все дети класса посещают кружки и спортивные секции, как школьные, так и за пределами школы. Два  ученика  серьезно занимаются музыкой. Восемь человек занимаются плаванием в бассейне. Несколько  человек занимаются рисованием, лепкой. Мальчики занимаются «ушу», дзюдо, хоккеем, футболом. Девочки занимаются танцами:  народными, современными. Почти все свободное время дети занимаются в кружках

   В основном, дети доброжелательны, правильно реагируют на замечания и стараются исправиться, умеют отстаивать свою собственную позицию,  слышать и принимать мнения других.

    Этот результат: сплоченный, доброжелательный, здоровый класс получился не сразу. Была проведена большая воспитательная работа.

Психолого-педагогическая диагностика.

Начальные диагностические исследования учащихся

В качестве предпосылок для создания воспитательной системы класса явились результаты исследований детей и родителей, проводимых в первом классе.

Результаты диагностических исследований детей:

Уровни сформированности

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Нравственных представлений

24

40

36

Коммуникативных навыков

21

55

24

Самооценка

11

44

45

Социализация

25

50

25

Эмоционально-волевое развитие

20

40

40

Последние  диагностические исследования обучающихся

(4 класс 2 полугодие)

               Уровни сформированности

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Нравственных представлений

30

50

20

Коммуникативных навыков

35

49

16

Самооценка

31

44

25

Социализация

35

50

15

Эмоционально-волевое развитие

34

46

20

В среднем высокий уровень повысился на 13%, а низкий опустился на 15%.

3.2. Результаты диагностических исследований родителей

  1. Приоритетные требования родителей к школе

Вопросы анкеты

% соотношение

1.Сохранение физического и эмоционального здоровья

20

2.Психологический комфорт

18

3.Высокий уровень знаний

18

4.Развитие творческих способностей

19

5.Воспитание духовно-нравственных качеств

25

  1. Психологический климат в семье

Вид климата

% соотношение

Доброжелательный

38

Адекватный

47

Конфликтный

15

  1. Социальный паспорт семьи

Паспорт семьи

% соотношение

Полная семья

77

Неполная семья

23

Выводы:

  По результатам первоначальных наблюдений и диагностических исследований были определены следующие проблемы среди детей:

- несформированность нравственных качеств;

- сложность в организации совместной деятельности, т. е. неумение общаться и сотрудничать друг с другом, и как следствие  – конфликтность и агрессивное поведение;

- неадекватность самооценки.

Исследование родителей в классе, напротив, указывает на высокий потенциал семьи. Семья может стать хорошим помощником в учебно-воспитательном  процессе.

Именно поэтому, при построении воспитательной системы класса делается особый акцент на опыт родителей, традиции семьи, их неравнодушие к своим детям, проблемам взаимодействия семьи и класса, школы и класса.

Исходя из результатов исследований детей и родителей, проблем, которые были выявлены в результате этих исследований, огромного родительского потенциала, возможностей школы, учителя и родителей были поставлены цель и задачи, которые нужно решить для достижения главной цели.

IV. ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ

Цель: Создание условий для формирования основ ценностных ориентаций личности, ее гражданского становления и нравственного развития на основе социального партнерства с семьей.

Для достижения цели предстоит решить следующие задачи:

  1. Воспитывать ребенка как члена семьи, школьного коллектива, общества, формировать умения общаться с одноклассниками и учителями.
  2. Способствовать формированию  нравственно полноценной личности.
  3. Приобщать к здоровому образу жизни.
  4. Способствовать формированию познавательной активности учащихся, раскрытие их творческих способностей.

V. МЕХАНИЗМ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ

ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ КЛАССА.

Воспитательная работа в классе ведется по  трем направлениям. Все направления работы одинаково важны и значимы для детей. В течение учебного года ребята узнают много нового, пробуют себя в различных видах деятельности, помогают друг другу, учатся организовывать свою жизнь так, чтобы было интересно.

Направления воспитательной работы

«Образование  без духовного воспитания – дом без фундамента»

Работа по формированию  устойчивых убеждений, нравственной уверенности в общественной необходимости и личной полезности для общества. Формирование навыков общения, культуры поведения.

« Крепкая семья – богатство нации»

Работа по формированию уважительного отношения к родителям, семье. Осознание значимости семьи в жизни человека. Развитие креативных способностей детей и родителей в совместной деятельности

 « Строим дом своего здоровья»

Работа по приобщению к здоровому образу жизни, формирование потребности в нем.

Каждое направление решает свои воспитательные задачи, которые в конечном итоге приближают нас к поставленной цели.

1 направление

«Образование  без духовного воспитания – дом без фундамента»

Задачи:

1.Изучить состояние духовного образования учащихся и их семей.

2.Расширить возможности в образовательном процессе школы для развития  духовно-нравственных качеств учащихся.

3. Противопоставить разрушительным тенденциям, которые существуют сегодня в нашем обществе, истинные  духовные и культурные ценности России, объединить усилия государства, общества и Церкви

Ожидаемые результаты:

1.  Воспитание, социально – педагогическая поддержка, становление и развитие высоконравственного, ответственного, творческого, компетентного гражданина, любящего свою Родину; способного к благотворительности, милосердию и состраданию;

2.  Сохранение и принятие учащимися традиций, ценностей, особых форм культурно – исторической, социальной и духовной жизни города, страны;

В нашей школе на базе 2-а класса была открыта районная экспериментальная площадка по основам православной культуры. Сначала  мы решили выяснить уровень развития духовно-нравственных качеств у учащихся 2-а класса (использовали мониторинг Жарковской Т.Г.) Провели диагностику 13.09.2010 года таких нравственных качеств, как милосердие, трудолюбие и послушание. Диагностика проводилась на трех уровнях:  1) знания, 2) эмоционально-мотивационная сфера, 3) проявление нравственных качеств в поведении. Опрос проводился индивидуально. Статистика ответов второклассников представлена в таблице.

Нравственные качества

Уровни развития

Высокий уровень (в %)

Средний уровень

(в %)

Низкий уровень

(в %)

знания

Милосердие

28,3

58,4

13,3

Трудолюбие

22,4

36,6

41,0

Послушание

31,5

39,1

29,4

эмоционально-мотивационная сфера

Милосердие

30,7

45,8

23,5

Трудолюбие

20,6

31,4

48,0

Послушание

27,3

32,6

40,1

проявление нравственных качеств в поведении

Милосердие

23,8

40,1

36,1

Трудолюбие

18,3

32,8

48,9

Послушание

21,4

40,2

38,4

 Диагностика духовно-нравственного состояния учащихся показала, что необходимо вести целенаправленную и систематическую работу по приобщению их к православной культуре,  по развитию их нравственных качеств.  

       После проведения занятий по основам православной культуры (занятия кружка ОПК) через год мы добились следующих результатов:

Нравственные качества

Уровни развития

Высокий уровень (в %)

Средний уровень

(в %)

Низкий уровень

(в %)

знания

Милосердие

 47

44

 9

Трудолюбие

 27

40

 33

Послушание

 35

 44

 21

эмоционально-мотивационная сфера

Милосердие

35

50

  25

Трудолюбие

 23

 36

 41

Послушание

 30

 37

 33

проявление нравственных качеств в поведении

Милосердие

 28

 42

 30

Трудолюбие

 21

 38

 41

Послушание

 24

 45

 31

      Из диагностики видно проблемное поле. Это достаточно большое количество учащихся с  низким уровнем таких нравственных качеств, как трудолюбие и послушание (от 33% до 41%).

Также уровень духовно-нравственных качеств каждого ученика оценивалась на основе собственных  наблюдений учителя и записывалась в таблицу: «В» - высокий, «С» - средний, «Н» - низкий уровень.

         Эта методика позволяет видеть динамику развития  личности ребенка; анализировать состояние воспитательного процесса, как в отношении одного ученика, так и класса в целом.  Эта методика также позволяет определить приоритетные направления в воспитательной работе  с классом и индивидуальной работе с учащимися.

Духовно-нравственные качества личности:

 1. Готовность прийти на помощь.                          7. Инициативность.

 2. Умение быть благодарным.                              8. Терпимость.    

 3. Уважение к старшим.                                        9. Активность в учебе

 4. Дружелюбие.                                                     10. Любовь к Родине.                                                                                                                      

 5. Забота  о младших                                       11. Культура речи, общения.

 6.Ответственность за порученное дело.          12. Физическая  активность.

Ф.И.

обучающихся

Качество личности

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

АмоянНателла

В

С

В

В

В

В

С

В

В

С

В

С

Белова Наташа

В

С

В

С

С

С

Н

С

С

С

С

С

Бутченко Артем

С

С

С

С

С

С

Н

Н

Н

С

С

В

 Вахромеев Артем

С

Н

Н

Н

С

Н

С

Н

Н

С

Н

В

 Горюнова Маша

В

С

В

В

В

С

В

С

С

В

С

С

 Грачев Никита

В

С

С

С

С

В

В

С

В

В

В

В

ДжавоянБадо

С

С

В

С

С

С

С

С

С

С

С

С

Жулего Никита

Н

С

С

С

С

Н

Н

В

Н

С

С

Н

 Замятин Денис

В

С

С

С

С

С

В

Н

В

С

С

В

 Куликова Галя

В

С

С

В

С

С

С

С

С

С

С

С

 Лабутина Анна

С

С

С

С

В

С

С

С

С

С

Н

С

 Лаврентьев Ник.

В

С

С

В

В

Н

С

С

В

В

С

В

 Лазарева Оля

С

С

С

С

С

С

С

С

С

С

С

С

Мальханов Кир.

С

С

С

С

С

С

В

С

В

С

С

С

Мальханова Ал.

С

С

В

В

С

С

С

В

С

С

В

С

 Махонин Слава

Н

С

С

С

С

С

С

Н

С

С

С

С

 Мамедова Нина

С

С

С

С

С

С

В

Н

В

С

С

В

 Мельников Серг.

С

С

В

В

С

В

С

С

С

С

В

С

 Охотников Рома

С

В

В

С

С

В

В

С

В

В

В

В

 Полякова Анна

В

В

В

В

В

В

С

С

С

В

В

С

 Попкова Полина

С

В

В

В

С

В

В

В

В

В

В

С

Пурдин Андрей

С

С

С

С

С

С

С

С

С

С

С

С

 Романов Дима

С

С

В

В

С

С

С

В

С

С

С

Н

 Седунов Андрей

С

С

С

С

С

С

С

С

С

С

С

С

 Сенин Никита

Н

С

С

С

В

С

Н

С

Н

С

Н

Н

 Суханов Даниил

С

С

Н

С

В

С

С

Н

С

С

С

В

Шавоян Саша

В

В

В

В

С

В

С

В

С

С

С

С

    В 4 классе уровень духовно-нравственных качеств выглядел так:

Нравственные качества

Уровни развития

Высокий уровень (в %)

Средний уровень

(в %)

Низкий уровень

(в %)

знания

Милосердие

 54

41

 5

Трудолюбие

 50

45

 5

Послушание

 65

 32

 3

эмоционально-мотивационная сфера

Милосердие

38

42

 20

Трудолюбие

 35

 30

 35

Послушание

 30

 40

 30

проявление нравственных качеств в поведении

Милосердие

 30

 50

 20

Трудолюбие

 25

 45

 30

Послушание

 25

 50

 25

Об эффективности нашей работы можно судить по результатам, которые видны из сравнительной диаграммы духовно-нравственных качеств личности по годам, как в процентном соотношении, так и в количественном.

Сравнительная таблица проявления нравственных качеств в поведении

года

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

2010

21%

38%

41%

2011

24%

42%

34%

2012

26,6%

48,4%

25%

Сравнительная диаграмма духовно-нравственных качеств

В нравственном воспитании учащихся начальных классах весьма актуальным является формирование гуманных отношений между детьми, воспитание у них действенных нравственных чувств. В этом плане в школе с детьми проводится немало различных мероприятий: беседы на этические темы, чтение художественной литературы, обсуждение положительных и отрицательных поступков детей. Однако, чтобы вся эта система воспитательных мероприятий была эффективной, необходимо, чтобы каждое воздействие педагога имело силу формирующего. Воспитательный процесс планируется и строится во взаимосвязи духовного и светского направлений, а внеклассная деятельность является логическим продолжением начатой на уроке работы. Ведущим направлением является духовное воспитание, причем при разработке планов, содержания воспитательной работы учитывается возраст учащихся, прослеживается последовательность в развитии личности ребенка. Патриотическое воспитание является частью духовного воспитания. Классные часы(«Что такое «душевность» и «бездушие», «Земля - наш дом», «Святые Кирилл и Мефодий», «12  декабря – День конституции Р.Ф», «Помоги ветерану», «Для чего нужна улыбка?», «Нехорошие слова», «Сын. Отец. Отечество» и другие), праздники посвященные “Дню Победы” (май), «Дню Матери», литературные вечера, “Дни духовности и культуры”(ноябрь) предполагают встречи с интересными людьми, Крещенские чтения (декабрь), Рождество Христово (январь );Неделя патриотической песни (февраль); Пасха (апрель ); День славянской письменности (май).

В настоящее время у нас в школе  с 1 класса проводятся занятия по основам Православной культуры, которые способствуют установлению духовной, творческой атмосферы в классе, развитию совести, воспитанию благоразумных стремлений к добру.

Содержание изучаемого курса.

    Учащиеся начальных классов в результате изучения курса «Основы Православной культуры» должны усвоить начальные сведения о православной культуре. Так, дети знакомятся с основными праздниками, жизнеописаниями наиболее известных святых, с наиболее почитаемыми иконами. Изучается новозаветная и ветхозаветная истории.

Помимо основных тем включены вопросы нравственного характера.

Содержательные линии первого года обучения:

Православная христианская картина мира.

История православной религии.

Письменная культура православия.

Православный образ жизни.

Нравственная культура православия.

Художественная культура православия.

Православие – традиционная культура русского народа.

Основные принципы построения курса.

Христоцентричность.  Основанием и содержанием православия являются Иисус Христос и Его учение.

Универсальность. Знакомство в пределах необходимого минимума с иными религиями и идеологиями.

Ориентация не столько на усвоение учащимися объема знаний, сколько на духовно-нравственное воспитание.

       Мы не только проводим целенаправленную и систематическую работу по приобщению детей к православной культуре,  по развитию их нравственных качеств, но и   активно делимся своим опытом.

В 2011 году – лауреат Всероссийского конкурса «За нравственный подвиг учителя».

В 2012 году - почетная грамота за участие в районных педагогических чтениях -2012 «ФГОС и воспитание».

В 2012 году – победитель  в номинации «Лучшее  инновационное исследование года».

2 направление

«Крепкая семья – богатство нации»

Данное направление реализовывалось через социальные проекты: «Самое прекрасное место на земле», «Моя семья».

Проект «Самое прекрасное место на земле»

 

Участники проекта: дети, родители, учитель.

Цель: привлечение внимания детей к изучению и сохранению природного и культурного наследия города.

Задачи:

  1. Стимулировать активную позицию  у детей;
  2. Содействовать развитию способности детей к самообразованию;
  3. Способствовать проявлению детской индивидуальности через  совместное обсуждение, фотографию;
  4. Совершенствовать  коммуникативные, аналитические навыки, умение работать в коллективе, договариваться;
  5. Развивать детско-родительские отношения;

Предварительная работа:

  1. Организация экскурсий в парк, зоопарк Лимпопо, к местам памятников;
  2. Проведение беседы «Мой любимый  Московский район»;
  3. Посещение  музея Московского района;
  4. Рассматривание   коллекций  фотографий своего района.
  5. Знакомство детей с методом анкетирования;

Этапы работы:

  1. Педагог сообщает детям о конкурсе «Самое прекрасное место на земле»;
  2. Дети принимают решение участвовать в нём;
  3. Составление  плана действий;
  4. Сбор информации;
  5. Объединение в группы;
  6. Проведение экскурсий, фотосъёмки;
  7. Отбор лучших работ, создание названий;
  8. Сбор исторической справки;
  9. Написание коротких рассказов (аннотаций) для фото;
  10. Отправка материала в районную газету;

Содержание проекта:

1-й этап

 Учитель сообщает детям о том, что  в школе проводится конкурс под названием «Самое прекрасное место на земле». Он посвящён красивейшим местам  города, района, которые надо беречь и прославлять.

- Ребята, как вы думаете, в нашем  районе есть такие места? (ответы детей)

-  Назовите их (ответы детей)

- Хотите ли вы принять участие в этом конкурсе? (да)

- Хорошо. С чего начнём? (предложения детей)

- Правильно, прежде всего, надо  составить план работы

 

Дети вместе с педагогом составляют план, который записывают на отдельном листе условными обозначениями:

  1. Определить места, которые необходимо сфотографировать;
  2. Провести фотосъёмку;
  3. Придумать названия к фотографиям;
  4. Узнать историю  создания мест;
  5. Написать небольшие рассказы;
  6. Отправить материалы.

- Ребята, в начале нашего разговора вы уже назвали несколько красивых мест нашего города, но этого количества недостаточно. Давайте вспомним ещё.

Где вы любите проводить время?  Где собирается больше всего народа? Когда он там появляется? Почему? Как выглядят скверы, парки  района? Есть ли у нас  заповедные места, где нельзя шуметь, рвать цветы, разжигать костры?  Почему?  Где они находятся? (ответы детей)

Если дети испытывают затруднения,  учитель задаёт следующие вопросы:

- Как мы можем об этом узнать? (спросить людей, погулять по  району)

- Кто может нам помочь? (родители, знакомые, педагоги)

- С помощью чего мы можем быстро собрать информацию? (с помощью анкеты)

-Давайте её составим. Что нас интересует, прежде всего? (знают ли они красивые места района,  его достопримечательности).

- Ещё? (где они находятся).

- Ещё? (когда они были созданы,  кто  их автор).  

 После составления анкеты, распространяют её чсреди учащихся других классов, родителей и знаколмых

2-й этап

Педагог зачитывает  детям заполненные анкеты. Совместно выбирают места для фотосъёмки.

- Да, это действительно красивые места. Как вы думаете, когда они выглядят наиболее красиво? Почему?  (размышления детей)

- От чего это зависит? (погоды)

- Правильно, результаты нашей съемки  будут зависеть от погодных условий. Поэтому нам нужно будет выбрать тёплый день, солнечный день.

- Как вы думаете, какая погода будет завтра? Почему? (ответы детей)

- Как это можно точно узнать? (посмотреть прогноз погоды)

- Хорошо, если погода позволит мы организуем фотосъёмку завтра. Но вот проблема, мест, которые вы выбрали так много, что нам потребуется для  съёмки длительное время. Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы мы смогли справиться с заданием быстро? (разделиться на группы)

- Кто вас будет сопровождать? (родители)

- Давайте сообщим им об этом.

3-й  этап

Организуются экскурсии к выбранным местам. Проводится фотосъёмка.

4-й этап 

Индивидуальная работа со снимками, отбор лучших, формирование папок в компьютере, создание названий к фотографиям.

5-й этап

- Ребята, давайте вернёмся к анкетам, которые заполнили ваши родители и педагоги. Прочитаем историю возникновения этих мест (педагог читает).

- Как вы думаете, нам достаточно известно о них? (ответы детей)

- Где ещё мы можем это узнать? (в интернете, книгах, газетах)

- Давайте так и поступим.

Дети вместе с педагогом ищут информацию, записывают её у себя в блокнотах.

6-й этап 

Дети совместно с учителем, родителями составляют короткие рассказы.  

7-й этап 

Педагог организует презентацию фотоснимков, где дети демонстрируют свои работы, рассказывают о них.

- Ребята, как вы оцениваете свою работу? Вы справились с ней? Почему, вы так думаете? (ответы детей)

- Да, я согласна с вами, вы провели очень интересную и важную работу. Смогли взглянуть на наш район по новому, увидели то, что другие мало замечают. Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы всю эту красоту могли увидеть другие люди? (организовать фотогалерею, отправить снимки в районную газету).

 

Проект «Моя семья»

Цель проекта:   Развитие креативных способностей детей и родителей в совместной деятельности

Задачи проекта:

  1. Создавать положительную эмоциональную среду общения между детьми, родителями и педагогами
  2. Активизировать и обогащать педагогические знания и умения родителей.
  3. Предоставлять возможность родителям и детям проявить свои способности и таланты через участие в мероприятиях.
  4. Способствовать повышению роли семьи, ее ответственности в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения.

Актуальность. “Семья – это общество в миниатюре, от целостности которого зависит безопасность всего большого человеческого общества”. Феликс Адлер

Сроки реализации проекта: с сентября 2011 г. по апрель 2012 года.

Проект реализуется в три этапа:

Подготовительный этап (1 месяц – сентябрь) предусматривает следующие виды деятельности:

– опрос-диагностика родителей на выявление взаимоотношения родителей и детей по опроснику Марковской “Взаимодействие родителей и детей”;
– составление перспективного плана мероприятий, подготовка к проведению  мероприятий; 
– обсуждение общих вопросов, связанных с организацией работы семейного клуба.

Основной этап.  План организации мероприятий:

Тема

Формы проведения

Сроки

Участники

Результат

1.Выявление взаимоотношений родителей и детей

 Родительское собрание

 сентябрь

родители, учитель, психолог

  план мероприятий

2. Семейный архив

 Классный час

октябрь

Учитель, дети  

Выставка работ

3. Папа, мама, я –  дружная семья

Фото-выставка

 ноябрь

Учитель, дети, родители

 Стенгазета

4. Счастливы вместе

 Совместный выход в  зоопарк, цирк,

планетарий,  

Октябрь-декабрь

Учитель

дети, родители

5. «Папа, мама, я – спортивная семья”;

Спортивный праздник

декабрь

Учитель

дети, родители

Победители Лаврентьевы

6.«Мои обязанности по дому»

 Классный час

январь

Учитель и дети

Конкурс сочинений

7.День защитника

Конференция для пап

февраль

Учитель

дети, родители

Праздничная открытка для пап

8. Мамин день

 Концерт для мам

март

Учитель

дети, родители

Чаепитие

8.Семейная поделка

Выставка технического творчества

апрель

Учитель

дети, родители

1 место в школе. Три поделки отобраны на район

9. «Здоровье семьи – здоровье нации»

 Районный и городской конкурс

«Семья года»  

 апрель

 Учитель

дети, родители

Лаврентьевы - 1 место в районе

Заключительный этап реализации проекта  

Подводятся итоги работы над проектом, определяются перспективы для дальнейшей работы.

Результаты работы над проектом:

  1. Повысился интерес к своей семье как у детей, так у родителей.
  2. Улучшились взаимоотношения родителей и детей.
  3. Изменились родительские позиции, установки, семейные ценности.
  4. Повысилась активность родителей: они участвуют в праздниках и развлечениях, дискуссиях, круглых столах, делятся опытом семейного воспитания.

Работа над проектом способствовала созданию положительной эмоциональной среды общения между детьми, родителями и педагогами;

      Начиная работать с детским коллективом,  мы пытались максимально изучить семейную ситуацию, понять уклад жизни семьи каждого ученика, традиции, обычаи, духовные ценности, стиль взаимоотношений родителей и детей. Это необходимо для того, чтобы спланировать воспитательную работу в классе с максимальной эффективностью. Уже на первой встрече (в сентябре) с родителями использовалась диагностика «Мой ребенок».

Результаты данной диагностики помогли  ближе познакомиться с детьми и дали представление об  их родителях.

Общие задачи воспитания успешнее решаются через родительский коллектив. Поэтому необходимо направлять все усилия на сплочение этого коллектива и его планомерное функционирование. Вовлечь родителей в учебно-воспитательный процесс можно с помощью следующих форм деятельности:

        дней творчества детей и их родителей;

        открытых уроков и внеклассных мероприятий;

        помощи в организации и проведении внеклассных дел и в укреплении материально-технической базы школы и класса;

        шефской помощи

Сплочению класса способствуют классные часы, беседы, но больше всего походы на природу, экскурсии, совместные поездки в театр, цирк, посещение выставок, городских мероприятий.

Родители являются главными союзниками, помощниками в воспитательной работе. Я пытаюсь сплотить детей и родителей в единый дружный коллектив, создаю своеобразную школьную семью, в которой все переживают друг за друга. Выстраиваю свои отношения с родителями так, чтобы они не стеснялись обращаться ко мне за помощью, были уверены в том, что всегда найдут поддержку и понимание.

Вместе мы делаем жизнь детей интересной и содержательной. Родители моих учеников – инициаторы многих интересных дел. Общие дела и интересы школы и семьи сплачивают, помогают найти общий язык и достичь взаимопонимания.

Систематическая воспитательная работа в классе, семье, общение со сверстниками дает возможность ребенку взглянуть на себя со стороны, задуматься над своими поступками и по возможности сделать шаг к самовоспитанию, что « должно стать главным результатом воспитания».

 Родители и учащиеся данного класса активно участвуют  в школьных, районных и городских мероприятиях. Так семья Замятиных заняла первое место в школьном  соревновании «Папа, мама и я – спортивная семья». Участвовала в районном  соревновании «Папа, мама и я – спортивная семья» и была награждена дипломом финалиста. Семья Игумновых заняла 2 место в городском конкурсе «Счастливы вместе».   Семья Лаврентьевых участвовала в районном конкурсе «Семья года» и была награждена грамотой за победу в номинации «Самая творческая семья», а на городском конкурсе награждена дипломом за победу в номинации «Здоровье семьи – здоровье нации.

3 направление

«Строим дом своего здоровья»

Цели:

- формирование здорового образа жизни; дать основы здорового образа жизни;

- научить ценить и сохранить собственное здоровье;

- развивать кругозор и познавательную деятельность.

Задачи:

-  Обучение детей нормам здорового образа жизни, развитие задатков и склонностей к различным видам спорта, формирование и совершенствование двигательных навыков.

-  Формирование отношения детей и их родителей к своему здоровью как к основному фактору успеха на последующих этапах жизни.

- Воспитывать уважение к себе, чувства собственного достоинства, уверенности, что здоровый образ жизни делает человека свободным и независимым, дает ему силы делать осознанный выбор во всем;

-  Развивать умение анализа и самоанализа, оценки и самооценки.

Актуальность проблемы

      Кризис здоровья детей младшего школьного возраста  в России угрожает национальной безопасности, экономическому и социальному развитию, обороноспособности страны. Президент России  В.В.Путин отмечает: «Приоритет здорового образа жизни должен быть в полной мере реализован в школе».  

     Эту актуальность подтверждают и опрос родителей о приоритетности выбора направлений в воспитательной работе, который показал: что на I место родители поставили формирование здорового образа жизни; на II место – интеллектуальное развитие; на III место – трудовое воспитание, и статистические показатели, полученные в результате диагностических исследований в нашей школе: 30 % учащихся, пришедших в 1 класс, имеют хронические заболевания и только 10 % выпускников в школе можно считать действительно здоровыми.

К работе в проекте привлекаются учащиеся 2-а класса МБОУ СОШ №69

Реализация данного проекта будет способствовать формированию позитивного отношения детей и родителей к своему здоровью, как к основному фактору успеха на последующих этапах жизни.

Проект предусматривает поэтапную деятельность:

                - подготовительный этап;

                - творческий этап;

                - итоговый  этап.

Сроки реализации проекта:  декабрь 2010г

Ожидаемые результаты

      Ожидаемым результатом является обучения нормам здорового образа жизни, создания совместной деятельности детей, родителей в воспитательном процессе, а также сотрудничество с общественными организациями с целью укрепления и сохранения физического здоровья детей.Будет собран материал о здоровом образе жизни. Организован и проведен конкурс рисунков и оформлен в виде уголка:  « Культура здорового образа жизни». Проведены  классные часы: «Формула здоровья» и «Строим дом своего здоровья». Проведено родительское собрание по теме: «Влияние здорового образа жизни родителей на развитие и воспитание ребенка». Итогом будет спортивный праздник: «Папа, мама и я – спортивная семья»

Рабочий план

Подготовительный этап:

  1. Организационный момент – создание рабочей группы

Ученики 2-а класса

Учитель и родители

 Замятин Денис

Кутырева В.А.

 Мамедова Нина

Мальханова О.В.

 Грачев Никита

 Замятин М.А.

  1. Сбор материала по теме «Здоровый образ жизни»:    

подвижные игры, физкульминутки, пальчиковая гимнастика, упражнения на расслабления и для профилактики близорукости, статьи о здоровом образе жизни, спортивные конкурсы, праздники, беседы.

  1. Создание условий для проведения спортивного праздника, оповещение участников, прием заявок на участие в спортивном празднике.

Творческий этап:

Подготовка к проведению спортивного праздника: «Папа, мама и я – спортивная семья», разработки  родительского собрания по теме: «Влияние здорового образа жизни родителей на развитие и воспитание ребенка» и классных часов: «Формула здоровья» и «Строим дом своего здоровья», оформление уголка: «Культура здорового образа жизни».

Основной этап:

После проведения классных часов и родительских собраний - спортивный праздник «Папа, мама и я – спортивная семья».

VI. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Реализация воспитательной системы класса предполагает, что к концу четвёртого  класса мы получим следующие результаты:

  1. Усвоение учащимися способов сосуществования и взаимодействия людей друг с другом, осознание своей роли в коллективе.
  2. Сформированность нравственных представлений, усвоение учащимися навыков нравственного поведения.
  3. Приобщение к здоровому образу жизни, понимание его значимости, бережное отношение к своему здоровью, владение приемами, здоровье сберегающих технологий.
  4. Понимание осознанного родительства, повышение психолого – педагогического просвещения родителей, укрепление связей с семьей, сохранение и продолжение традиций, сформированных в классном коллективе за эти годы.

Используя  данный подход в обучении и воспитании школьников,  мы пришли к выводу, что применение системного подхода позволяет сделать педагогический процесс более целенаправленным, управляемым и, самое важное, эффективным. На наш взгляд, построение воспитательной системы в структурном подразделении образовательного учреждения является не только субъективным желанием классного руководителя, но и объективной необходимостью.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Система оценивания духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников.

С целью диагностики процесса духовно-нравственного развития и воспитания, а также оценки достижений планируемых результатов предполагается проводить мониторинг духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников.

Периодичность проведения: ежегодно для всех обучающихся начальной школы. Проводят мониторинг педагог-психолог, классный руководитель.

Инструментарий мониторинга представляет собой совокупность анкет, опросных листов, позволяющих получить комплексную оценку уровня духовно-нравственного развития и воспитания детей младшего школьного возраста.

Мониторинг духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников направлен на выявление следующих параметров:

  1. уровень сформированности социальной культуры через диагностику нравственных представлений младших школьников: тест «Размышляем о жизненном опыте» для младших школьников (составлен д.п.н. Н.Е.Щурковой, адаптирован В.М.Ивановой, т.В.Павловой, Е.Н.Степановым) (приложение 1);
  2. уровень нравственного развития и воспитания младших школьников: субъективный тест М.И.Шиловой «Учитель о воспитанности школьников» (приложение 2).
  3. уровень сформированности личностной культуры через диагностику личностной сферы учеников с использованием методики «Я разный» (приложение 3);
  4. уровень сформированности семейной культуры через диагностику семейных ценностей и представлений учеников: анкета «Я и моя семья» (приложение 4);

Все результаты выражаются в баллах и фиксируются в таблицах. Тесты и методики, используемые для выявления показателей духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников имеют три уровня выраженности:

- ниже среднего (1 балл);

- средний (2 балла);

- выше среднего (3 балла)

Таблица 1.

Диагностическая таблица педагога – психолога.

п/п

Ф.И.ученика

Уровень сформиро

ванности личностной культуры

Уровень сформирован

ности социальной культуры

Уровень сформиро

ванности семейной культуры

Суммарный балл

Ключ:

0-3 балла – низкий уровень духовно-нравственного развития и воспитания;

4-6 балла – средний уровень духовно-нравственного развития и воспитания;

выше 7 баллов - высокий уровень духовно-нравственного развития и воспитания.

Таблица 2.

Диагностическая таблица классного руководителя.

п/п

Показатель

Критерии

Ф.И.ученика

1

Социальная культура

Долг, товарищество, ответственность

Трудолюбие

Дисциплинированность, отношение к учёбе

Показатель (средний арифметический)

2

Семейная культура

Следование семейным ценностям

Уважение, забота о родителях

Авторитет семьи

Показатель (средний арифметический)

3

Личностная культура

Доброта, отзывчивость

Честность

Милосердие

Показатель (средний арифметический)

Ключ:

0-3 балла – низкий уровень духовно-нравственного развития и воспитания;

4-6 балла – средний уровень духовно-нравственного развития и воспитания;

выше 7 баллов - высокий уровень духовно-нравственного развития и воспитания.

        Далее по результатам диагностики педагога-психолога и классного руководителя составляется сводная таблица, которая позволяет сделать анализ эффективности работы по духовно-нравственному развитию и воспитанию младших школьников в МОУ.

п/п

Ф.И.ученика

Суммарный балл

Экспертное заключение

Диагностика педагога-психолога

Диагностика классного руководителя

Качественным показателем нравственно-этической культуры младших школьников является методика игровых ситуаций, включающая в себя диагностику следующих компонентов нравственной воспитанности:

  1. знаний (в виде представлений и понятий) о нравственных категориях;
  2. мотивации, отражающей отношение учеников, как к моральным нормам, так и к поступкам людей в ситуациях межличностного взаимодействия;
  3. способов реального поведения в моделируемых ситуациях морального выбора, т.е. действенности нравственных знаний, проявляющихся в обобщенности и переносе определенных форм поведения в различные жизненные ситуации.

Игровые ситуации помогают определить уровень нравственной воспитанности детей, их культуру, наметить направления коррекции поведения, провести определенную просветительскую работу с родителями.

Приложение 2

Адаптированный вариант теста «Размышляем о жизненном опыте» для младших школьников (составлен д.п.н. Н.Е. Щурковой, адаптирован В.М. Ивановой, Т.В. Павловой, Е.Н. Степановым)

Цель: выявить нравственную воспитанность учащихся начальных классов.

Ход проведения. Для успешного проведения теста необходима абсолютная тишина, анонимность (возможно лишь указать половую принадлежность, поставив в углу листа букву «м» – мальчик, «д» – девочка).

Предварительно подготавливаются листы бумаги для более удобного подсчета результатов.

Номер вопроса

Буква ответа

а

б

в

1
2
3

*


*



*

Важно проследить за тем, чтобы во время тестирования атмосфера содействовала сосредоточенности, искренности, откровенности. Вопросы теста должны быть прочитаны поочередно ровным монотонным голосом, чтобы интонационная насыщенность не влияла на выбор ответа.

Учащимся предлагается выбрать один из трех предложенных ответов и обозначить его в графе (а, б, в) знаком *.

  1. На пути стоит одноклассник. Тебе надо пройти. Что ты сделаешь?
  1. а) обойду, не потревожив;
  2. б) отодвину и пройду;
  3. в) смотря какое будет настроение.
  1. Ты заметил среди гостей невзрачную девочку (мальчика),которая (который) одиноко сидит в стороне. Что ты делаешь?
  1. а) ничего, какое мое дело;
  2. б) не знаю заранее, как сложатся обстоятельства;
  3. в) подойду и непременно заговорю.
  1. Ты опаздываешь в школу. Видишь, что кому-то стало плохо. Что ты делаешь?
  1. а) тороплюсь в школу;
  2. б) если кто-то бросится на помощь, я тоже пойду;
  3. в) звоню по телефону 03, останавливаю прохожих...
  1. Твои соседи переезжают на новую квартиру. Они старые. Как ты поступишь?
  1. а) предложу свою помощь;
  2. б) я не вмешиваюсь в чужую жизнь;
  3. в) если попросят, я, конечно, помогу.
  1. Ты узнал, что твой одноклассник несправедливо наказан. Как ты поступишь в этом случае?
  1. а) очень сержусь и ругаю обидчика последними словами;
  2. б) ничего: жизнь вообще несправедлива;
  3. в) вступаюсь за обиженного.
  1. Ты дежурный. Подметая пол, ты нашел деньги. Что делаешь?
  1. а) они мои, раз я их нашел;
  2. б) завтра спрошу, кто их потерял;
  3. в) может быть, возьму себе.
  1. Ты пишешь контрольную работу. На что ты рассчитываешь?
  1. а) на шпаргалки;
  2. б) на усталость учителя: авось, пропустит;
  3. в) на свои знания.
  1. Ты пришел на уборку школы и видишь, что все уже трудятся. Что ты предпримешь?
  1. а) поболтаюсь немного, потом видно будет;
  2. б) ухожу немедленно домой, если не будут отмечать присутствующих;
  3. в) присоединюсь к кому-нибудь, стану работать с ним.
  1. Некий волшебник предлагает тебе устроить твою жизнь обеспеченной без необходимости учиться. Что ты ему ответишь?
  1. а) соглашусь с благодарностью;
  2. б) сначала узнаю, скольким он обеспечил таким образом существование;
  3. в) отказываюсь решительно.
  1. Тебя учитель просит выполнить общественное поручение. Выполнять его не хочется. Как ты поступишь?
  1. а) забываю про него, вспомню, когда потребуют отчет;
  2. б) выполняю, конечно;
  3. в) увиливаю, ищу причины, чтобы отказаться.
  1. Ты был на экскурсии в замечательном, но малоизвестном музее. Сообщишь ли ты кому-нибудь об этом?
  1. а) да, непременно скажу и постараюсь сводить их в музей;
  2. б) не знаю, как придется;
  3. в) зачем говорить, пусть каждый решает, что ему надо.
  1. Решается вопрос, кто бы мог выполнить полезную для твоего класса работу. Ты знаешь, что способен это сделать. Как ты поступишь?
  1. а) поднимаю руку и сообщаю о своем желании сделать работу;
  2. б) сижу и жду, когда кто-то назовет мою фамилию;
  3. в) я слишком дорожу своим личным временем, чтобы соглашаться.
  1. Уроки закончились, ты собрался идти домой. И вот говорят; «Есть важное дело. Надо». Как ты поступишь?
  1. а) напомню о праве на отдых;
  2. б) делаю, раз надо;
  3. в) посмотрю, что скажут остальные.
  1. С тобой разговаривают оскорбительным тоном. Как тык этому относишься?
  1. а) отвечаю тем же;
  2. б) не замечаю, это не имеет значения для меня;
  3. в) разрываю все отношения с этим человеком.
  1. Ты узнал, что школу закрыли по каким-то причинам. Как ты реагируешь?
  1. а) бесконечно рад, гуляю, наслаждаюсь жизнью;
  2. б) обеспокоен, думаю, как дальше учиться;
  3. в) буду ждать новых сообщений.
  1. Что ты чувствуешь, когда на твоих глазах хвалят кого-то из твоих одноклассников?
  1. а) ужасно завидую, мне неудобно;
  2. б) я рад, потому что и у меня есть свои достоинства;
  3. в) мне все равно.
  1. Тебе подарили красивую необычной формы авторучку. На улице взрослые мальчишки требуют отдать подарок им. Что ты делаешь?
  1. а) отдаю – здоровье дороже;
  2. б) постараюсь убежать, говорю, что ручки у меня нет;
  3. в) подарков не отдаю, сражаюсь с ними.
  1. Уезжая надолго из дома, как ты себя чувствуешь вдали?
  1. а) быстро начинаю скучать;
  2. б) хорошо себя чувствую, лучше, чем дома;
  3. в) не замечал.
  1. Тебя просят послать книги в детский дом. Что ты делаешь?
  1. а) отбираю интересное и приношу;
  2. б) ненужных книг у меня нет;
  3. в) если все принесут, я тоже кое-что отберу.
  1. Когда ты слышишь о подвиге человека, что чаще всего приходит тебе в голову?
  1. а) у этого человека был, конечно, свой личный интерес;
  2. б) человеку просто повезло прославиться;
  3. в) уважаю таких людей и не перестаю восхищаться ими.

Большое спасибо за ответы!

Обработка полученных данных. Количество выборов, сделанных школьниками в каждом случае, необходимо подсчитать и выразить в процентном отношении к общему числу учащихся. Показателем, свидетельствующим о достаточной нравственной воспитанности учащихся, является количество выборов от 10 и более в следующих вариантах:

Графа а. Сосчитать * на вопросы 1, 4, 11, 12, 18, 19.
Графа б. Сосчитать * на вопросы 6, 10, 13, 15, 16.
Графа в. Сосчитать * на вопросы 2, 3, 5, 7, 8, 9, 14, 17, 20.

Показателем, свидетельствующим о некоторой безнравственной ориентации, эгоистической позиции, является количество выборов от 10 и более в следующих вариантах:

Графа а Сосчитать * на вопросы 2, 3, 6, 7, 9, 10, 13, 15, 16, 17, 20.
Графа б. Сосчитать * на вопросы 1, 4, 5, 8, 14, 18, 19.
Графа в. Сосчитать * на вопросы 11, 12.

Показателем, свидетельствующим о несформированности нравственных отношений, неустойчивом, импульсивном поведении, является оставшееся количество выборов, где предпочтение явно не обнаруживается.

Приложение 3

Субъективный тест классного руководителя

(предложен М.И.Шиловой, «Учитель о воспитанности школьников», адаптирован Н.В.Кулешовой)

Цель: изучение сформированности нравственного уровня развития и воспитания младших школьников.

Процедура предусматривает:

- анализ поступков, мотивов поведения обучающихся;

- сравнение с диагностической картой показателей;

- регистрацию результатов наблюдений в таблицу.

Диагностическая карта показателей.

Показатель

Критерии

Признаки проявляются

Ярко

3 балла

Средне

2 балла

Слабо проявляются или отсутствуют 1 балл

Социальная культура

Долг, товарищество, ответствен-

ность

Охотно выполняет общественные поручения и побуждает к этому других.

Без особого желания выполняет поручения, необходим контроль учителя.

Уклоняется от выполнения поручений, безответственный.

Трудолюбие

Понимает общественную значимость труда, имеет навык самообслуживания, умеет организовать труд других

Трудится при наличии соревнования или конкуренции

Уклоняется от труда даже при наличии требований.

Дисциплини-

рованность, отношение к учёбе

Примерно ведёт себя в школе и дома и призывает к этому других.

Соблюдает правила поведения при контроле со стороны старших.

Нарушает дисциплину, слабо реагирует на внешнее воздействие.

Семейная культура

Следование семейным ценностям

Знает и следует ценностям семьи, отстаивает их в споре

Знает и частично следует ценностям семьи.

Ценности семьи не интересуют.

Уважение, забота о родителях

Почитает родителей, проявляет о них заботу.

Проявляет уважение к родителям, иногда проявляет о них заботу.

Считает, что родители должны заботиться о нём.

Авторитет семьи

Воспринимает семейную иерархию, уважает старших. Побуждает других поступать также.

Ситуативно вопринимает семейную иерархию, не всегда проявляет уважение к старшим

Не признает авторитет старших членов семьи, склонен к бродяжничеству.

Личностная культура

Доброта, отзывчивость

Добрый, заботливый, охотно помогает всем, кто нуждается в его помощи.

Помогает другим если поручит учитель.

Недоброжелателен, груб со сверстниками и старшими.

Честность

Верен слову, правдив, добровольно признается в своих поступках.

Не требует честности от других, не всегда выполняет поручения, в поступках признается лишь после замечаний старших.

Часто неискренен, обманывает старших и сверстников.

Милосердие

Внимателен к проблемам других, имеет высокий уровень эмпатии, готов прийти на помощь и других призывает к действию.

Может иногда помогать другим, инициативу не проявляет.

Держится высокомерно, безразличен к чужому горю.

Выявляется три уровня нравственного воспитания:

Высокий – характеризуется наличием устойчивого положительного опыта и нравственного поведения, с хорошей саморегуляцией и стремлением детей положительно влиять на других.

Средний – активная позиция не проявляется, частичное проявление нравственных качеств и использование положительного опыта, поведение регулируется взрослыми.

Низкий – слабое проявление положительного поведения, неразвитость саморегуляции и самоорганизации.

Приложение 4

Анкета «Я и моя семья»

Цель: изучение уровня сформированности семейных ценностей и значимости семьи в жизни младшего школьника.

Инструкция: Ребёнку предлагается ответить на 9 вопросов.

  1. Тебе нравится твоя семья?
  1. Нравится
  2. Не очень нравится
  3. Не нравится
  1. Охотно ли ты выполняешь просьбы и поручения родителей?
  1. Да
  2. Бывает по-разному
  3. Нет
  1. Тебя часто наказывают за проступки?
  1. Да
  2. Бывает по-разному
  3. Нет
  1. Тебе нравится ухаживать и помогать младшим братьям или сестрам?
  1. Да
  2. Бывает по-разному
  3. Нет
  1. Ты хотел бы, чтобы у тебя в будущем была семья похожая на ту в которой ты сейчас живёшь?
  1. Хотел бы
  2. Не знаю точно
  3. Не хотел бы
  1. Тебе нравится делать уборку, мыть посуду, выносить мусор?
  1. Да, делаю сам без просьб
  2. Не всегда
  3. нет
  1. Часто ли ты слушаешь своих родителей?
  1. Часто
  2. Иногда
  3. Почти никогда

  1. Если родители делают тебе замечание, ты обижаешься на них?
  1. Да
  2. Бывает по-разному
  3. Нет
  1. Ты часто помогаешь дедушке и бабушке?
  1. Часто
  2. Иногда
  3. Почти никогда

Интерпретация результатов (уровни сформированности семейных ценностей):

Высокий – у детей сформированы основы семейных ценностей, сформировано почитание родителей, уважение к старшим, забота о младших, без напоминания готовы помочь всем членам семьи, готовы передавать семейные ценности своим детям.

Средний – существует взаимопонимание и взаимопомощь в семье, но семейные ценности не принимаются полностью, есть моменты, которые не устраивают школьника, привлекают больше отдых, досуговые стороны. Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в семье, однако бывают разногласия и непонимание, с отстаиванием своих интересов. Ориентированы на деятельность по удовольствию.

Низкий – школьники в семье чувствуют себя некомфортно, неохотно участвуют в семейных делах, предпочитают деятельность по удовольствию. Испытывают серьёзные затруднения в установлении контактов между членами семьи. Могут совершать побеги из дома. Нередко семья воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в которой для них невыносимо. Часто у школьников отмечаются нарушения нервно-психического здоровья.

Приложение 5

 «Я разный»

(определение особенностей формирования личностной сферы младших школьников, автор – Н.В.Кулешова)

Цель: изучение уровня определения особенностей формирования личностной сферы младших школьников.

Инструкция: детям предлагается написать (для первого класса нарисовать) по два слова, которые приходят в голову в связи со словами:

Семья –

Дом –

Отдых –

Школа –

Труд –

Поступок –

Далее дети должны выстроить написанные слова (рисунки) по порядку личной значимости.

Критерии оценивания:

  1. Количественный показатель – количество категорий (духовно-нравственная ориентация, духовные ценности и переживания, социальные роли, умения, знания, навыки; интересы, предпочтения; личностные свойства; оценочные суждения).

1 балл – 1-2 определения, относящихся к перечисленным категориям;

2 балла – 3-5 определений, преимущественно относящихся к категориям социальные роли, интересы, предпочтения.

3 балла – от 6 определений и более, включая более 4 категорий, в том числе характеристику личностных свойств.

  1. Деятельностный показатель.

1 балл – указывают конкретные действия («я учусь в школе»), свои интересы;

2 балла – совмещение 1 и 3 уровней, нечто среднее;

3 балла – указывают социальные роли («я ученик»), обобщенные личностные качества (сильный, смелый).

  1. Качественный показатель – соотношение положительных и отрицательных оценочных суждений.

1 балл – преобладание отрицательных оценочных суждений или равенство отрицательных и положительных суждений (низкое самопринятие или отвержение);

2 балла – незначительное преобладание положительных суждений или преобладание нейтральных суждений (амбивалентное или недостаточное позитивное самоотношение).

3 балла – преобладание положительных суждений (положительное самопринятие).

п/п

Ф.И.ученика

Количественный показатель

Деятельностный показатель

Качественный показатель

Суммарный балл

Уровни сформированности личностной сферы младшего школьника:

0-3 б. – низкий

4-6 б. – средний

7 б. и выше - высокий

Приложение 6

Диагностика нравственно-этической культуры младших школьников

Комплексная диагностика следующих компонентов нравственной воспитанности:

1) знаний (в виде представлений и понятий) о нравственных категориях;

2) мотивации, отражающей отношения учащихся, как к моральным нормам, так и к поступкам людей в ситуациях межличностного взаимодействия;

3) способов реального поведения в моделируемых ситуациях морального выбора, т. е. действенности нравственных знаний, проявляющихся в обобщенности и переносе определенных форм поведения в различные жизненные ситуации.

Определение уровня сформированности знаний детей о нравственных категориях, нормах осуществляется с учетом таких критериев, как правильность, полнота и глубина знаний о способах поведения в ситуациях морального выбора, о нравственных переживаниях, возникающих в случае соблюдения или нарушения моральных требований, а также степень обобщенности высказываний детей. Для диагностики представлений и понятий детей о некоторых нравственных категориях и нормах используется методика игровых ситуаций.

Дежурная чашка.

Цель: выяснить понимание детьми понятия "порядочность".
Функции: диагностическая, воспитывающая.
Организация: учитель читает рассказ "Чашка".
В старшей группе детского сада было двадцать пять ребят, а новеньких чашек с голубыми незабудками и золотыми каемочками по краям - двадцать четыре. Двадцать пятая чашка была совсем старая. Картинка на ней почти стерлась, краешек в одном месте был чуть-чуть отбит. Никто не хотел пить чай из старой чашки.

- Противная чашка, - говорили ребята, - хоть бы она скорей разбилась.
Однажды всем ребятам достались новые чашки. Они удивились. А где же старая чашка?

Нет, она не раскололась, не потерялась. Лена, которая в тот день была дежурной, взяла чашку себе. На этот раз чай пили тихо, без ссор и слез.
- Молодец, Лена, догадалась сделать так, чтобы всем было хорошо, - думали ребята.
И с тех пор дежурные пили чай из старой чашки. Ее так и называли "наша дежурная чашка". (ПоВ.Осеевой.).

Ответ на вопрос"Каким одним словом можно назвать поступок Лены?" каждый ученик записывает на карточке.
Обработка данных: делается вывод о степени осознания детьми сути понятия "порядочность".

Ромашка.

Цель: определить знание детьми полноты, обобщенности понятий, а также сути некоторых нравственных категорий.

Функции: диагностическая, развивающая, воспитывающая.
Организация: на лепестках ромашки, сделанной из бумаги, написаны слова: добро, зло, истина, ложь, красиво, безобразно, трагично, комично. Детям предлагается поочередно отрывать лепесток ромашки и раскрывать суть понятия, записанного на нем.

Обработка данных: учитель фиксирует высказывания детей с точки зрения полноты, правильности, обобщенности понятия (добро - это проявление вежливости, сочувствия и т. д.; истина предполагает справедливость, честность, правдивость и т. п.; красиво - значит аккуратно, скромно, великодушно, порядочноидр.).На основании анализа ответов может быть выявлен уровень сформированности таких этических представлений и понятий у детей, как любовь, радость, искренность, долг, честь, ненависть, зависть, враждаит. п., соотношение различных понятий ("добро - зло", "истина - ложь" и т. д.).

Философ.

Цель: выявить умения детей формулировать определения нравственных понятий.
Функции: диагностическая, развивающая, воспитывающая.
Организация: на доске или на плакате записано несколько определений того или иного нравственного понятия (доброта, мир, долг и др.).

Например:
Счастье - это быть здоровым.

Счастье – это успехи в учебе.

Счастье - хорошие друзья.

Счастье – это мир в семье.

Счастье - это мир на Земле.

Счастье - это, когда тебя понимают.

Счастье – это свобода.

Счастье - это много денег.

Счастье – это получение удовольствия.

Счастье - это власть над людьми.

Каждый ученик выбирает четыре определения и мотивирует свой выбор.
Обработка данных: осуществляется качественный анализ ответов детей.

Словарь добродетелей

Цель: определить уровень сформированности у младших школьников этических представлений и понятий (полнота, степень существенности, мера обобщенности).
Функции: диагностическая, развивающая, коррекционная.
Организация: с детьми проводится традиционная в рамках модели "Ориентир" игра "Волшебный сундучок". Организуется она необычно: в течение трех дней дети "путешествуют" со словами-добродетелями по алфавиту от "А" до "Я" соответственно остановкам:
1."Аккуратность-любовь".
2."Миролюбие-сострадание".
3."Творчество-щедрость".

На остановках учитель (экспериментатор) инструктирует детей: каждый вынимает из "волшебного сундучка" своеобразную по форме, разноцветную книжку-малышку - "словарь добродетелей", подписывает его.
На первой странице словаря выписаны все слова-добродетели, эти же слова записаны по одному на отдельной странице.
На первой остановке "Аккуратность - любовь" для проработки даются слова: аккуратность, благодарность, вежливость, верность, дисциплинированность, доброта, дружелюбие, заботливость, любовь.

По условию игры каждый ребенок должен письменно объяснить (по выбору) значения не менее пяти слов. Кроме этого, он должен сверить свое объяснение слов с эталоном - на каждой странице, где дети дают объяснение, внизу имеется запись "Сверь со словарем" и дается трактовка понятия по словарю.
После завершения работы класс делится на микрогруппы (не более 5 человек), в которых дети обмениваются мнениями, рассматривают книжки-малышки, подсчитывают общее количество объясненных слов-добродетелей и т. п.

Аналогично в игровой форме проводится работа и на следующих остановках.
На остановке "Миролюбие - сострадание" объясняются слова: миролюбие, мужество, нежность, ответственность, правдивость, скромность, совестливость, справедливость, сострадание.Остановка "Творчество - щедрость" предполагает объяснение значений слов и выражений: творчество, трудолюбие, уважение, умение прощать, умение радоваться, целеустремленность, честность, чуткость, щедрость.

Обработка данных: осуществляется качественный анализ знаний детей.
Примечание: "Словарь добродетелей" остается у каждого ребенка в личном пользовании.

Приложение 7

Игровые ситуации.

Реши задачу.

Цель: изучить отношение детей к поступкам окружающих.
Функции: диагностическая, воспитывающая.

Организация: учитель предлагает детям проанализировать ситуации, каждый должен дать краткий письменный ответ на вопрос задачи. Диагностический эксперимент организуется в несколько этапов.
Задача 1. Жил в лесу волчонок с матерью. Ушла мать на охоту. Словил волчонка человек, положил в мешок и принес в город. Посредине комнаты мешок положил. (Е.Чарушин.). Что скажете охотнику?

Задача 2. Жил в лесу волчонок со своей матерью. Ушла мать на охоту, а волчонок заблудился. Вы увидели его, и вам показалось, что мать его оставила. Ваши действия?

Задача 3. Жил в Синем лесу Волк, который никогда не загубил ни одного домашнего животного. Но один раз и ему захотелось попробовать овечьего мяса. А как подкрасться к овцам, что паслись на поле, как схватить овцу, он совсем не знал. Да и пастуха, который был при овцах, очень боялся, так как тот имел толстую палку. Врежет этой палкой по спине - все кости переломает. Но не был бы Волк волком. Если намерится что-то своровать - сворует. (З.Беспалый.) Ваше отношение к намерению Волка?

Задача 4. На уроке математики детям дается задача: человек весной надрезал ствол березы и получил за день пять литров сока. Сколько сока он получит за десять дней? Как вы относитесь к подобным действиям людей?

Обработка данных: осуществляется качественный анализ высказываний детей. За основу берутся следующие показатели: эмоциональное переживание ребенка, его оценочные суждения о нравственных (безнравственных) поступках людей.

Волшебный стул.

Цель: выявить отношение детей к поступкам одноклассников, к качествам их личности.

Функции: диагностическая, воспитывающая, коррекционная.
Организация: организуется игра "Волшебный стул" (идея Н. Е. Щурковой).
Перед игрой учитель обращает внимание ребят на то, что каждый человек хорош по-своему: один - прекрасно поет; другой - приветлив, добр к людям, всегда готов помочь; третий - надежен в деле и т. п.
Дети делятся на группы по 4 - 5 человек. Один садится на "волшебный" стул, а остальные поочередно говорят только о хороших его (ее) поступках и качествах личности. Например: "Марина вежливая, потому что...", "Она добрая, так как..." и др. Подобным образом через обсуждение в микроколлективах проходят все дети. Игра может быть организована в несколько этапов (дней), чтобы ребята не устали, не потеряли к ней интерес.

Обработка данных: делается качественный анализ результатов на основе фиксации данных (учитель избирает свободную форму записи). За основу берутся такие показатели, как умение оценивать поступки, качества одноклассников, эмоционально выражать свое отношение к их действиям и др.

Приложение 8

Спортивный праздник

Цель праздника:  Укрепление связей «семья – школа», направленных на воспитание здорового образа жизни.

 Задачи:

1.Мотивация занятий физкультурой и спортом в целях оздоровления;

2.Развитие психофизических качеств учащихся;

3.Совершенствование умений и навыков, полученных на уроках  в игровых ситуациях.

Спортивный зал оформлен шарами,  флагами, плакатами с названием соревнований «Папа, мама, Я - спортивная семья», а также призывами «Всей семьей - к здоровью», «Спорт поможет нам везде: и в учебе, и в труде!»

Для награждения: грамоты, медали.

Звучит музыка. Под аплодисменты  в зал входят участники команд.

Построение

Учитель: Добрый вечер дорогие друзья! Мы очень рады приветствовать вас на нашем празднике  «Мама, папа, я – спортивная семья», посвященному «Всемирному дню здоровья». Мы собрались здесь, чтобы посоревноваться в силе и ловкости, скорости и выносливости. Пусть девизом нашей сегодняшней встречи станут простые слова «Спорт поможет нам везде: и в учебе, и в труде!».

Сегодня на нашем празднике мы рады приветствовать дружные спортивные семьи: Замятиных, Грачевых, Мальхановых,  Романовых, Шавоян.

Оценивать наши успехи будет жюри в составе: заместитель директора по воспитательной работе Чехлова И.Ю., учитель физкультуры   Ураева О.В., психолог школы Чиркунова С.В.

Заниматься физкультурой полезно, весёлой физкультурой - вдвойне. Ведь каждая минута занятий спортом продлевает жизнь человека на один час, а весёлым на два.

Призываю команды к честной спортивной борьбе, желаю всем успехов.

И пусть победит сильнейший

1 ученик.  Горюнова Мария

Посмотрите — как у нас

Здесь собрался целый класс

Рядом — папы, мамы

Папы бросили диваны,

Мамы бросили кастрюли

И костюмы натянули!

2 ученик Лезина Екатерина

Все хотят соревноваться

Пошутить и посмеяться

Силу, ловкость показать,

И сноровку доказать!

3 ученик   Пурдин Андрей

Этой встрече все мы рады,

Собрались не для награды,

Нам встречаться чаще нужно,

Чтобы все мы жили дружно.

Ведущий.

«Папа, мама, я - спортивная семья!»

Значит, дружная семья!

И здоровая семья!

Без движения - ни дня

Папа, мама, я!

И так первый конкурс для команд  «Представление»

Закончился конкурс приветствий команд. Прошу уважаемое жюри оценить домашнее задание. Высшая оценка - 3 балла.

1.Конкурс «Разминка».

1. Даётся слово «физкультура». Вам надо составить из него как можно больше слов, каждая буква используется один раз. Победителем будет команда назвавшая последнее слово. Время на раздумья 1 минута.

2.Какие виды спорта вы знаете? Назовите. Кто назовёт последний вид спорта тот и победитель.

А теперь, господа

Будем играть,

Чтобы всем показать

Молодецкую стать.

2 конкурс «Поезд»

Папа обегает фишку, возвращается, берет за руку маму, обегает, берут за руку ребенка и обежав фишку возвращаются к финишу.

3.Конкурс «Ловкие ручки»

Сначала каждый из участников обегает фишку, толкая теннисной ракеткой воздушный шарик, затем обвести гимнастической палкой мяч вокруг фишки, а потом на гимнастической палке пронести ребенка.

Ведущая: Всем известно, всем понятно, что здоровым быть приятно. Только надо знать, как здоровым стать! Что ж друзья! Расслабляться нам нельзя! Дух перевели - конкурс номер три!

4.Конкурс «Дартс»

Каждый по два дротика  пускает в цель, затем подсчитываем очки, выигрывает тот, кто больше очков наберет.

5.Конкурс «Челноки»

Нужно из одного обруча перенести кубики в другой и передать эстафету другому.

6. «Комбинированная эстафета» 

Нужно перекатиться по мату, пролезть в обруч, попрыгать 5 раз через скакалку и передать эстафету другому.

7 Конкурс «Сочинялки»

А сейчас немного отдохнём и заодно досочиним стихотворение.

Удивляется народ

Почему сердит Федот?

Конкурс болельщиков.

Судья приглашает двух болельщиков разных команд. Каждому дается возможность собрать с пола как можно больше воздушны шаров и удержать их в руках.

Победивший болельщик приносит своей команде 3 очка, проигравший - 1 очко.

8.Конкурс «В одной связке».

Папе и маме связывают ноги, они обегают фишку, пролезают в обруч, который держит ребенок. Затем тоже проделывают папа и ребенок и мама и ребенок.

9.Конкурс «Лопни шар»

Каждому участнику к ноге привязывают шар. По команде все разбегаются, пытаются лопнуть шар другого  участника и сохранить свой.

10. «Дружные водохлебы»

Правила игры: Мы всем предлагаем выпить 500 мл вкусного сока через соломинку. Но пить надо сразу всем членам команды одновременно. Кто быстрее выпьет сок, тот и победитель в этом конкурсе.

Ведущая:  И так, наш праздник завершен,

Ведущая: Внимание! Внимание! Объявляем итоги конкурса «Папа, мама, я спортивная семья

1  место Замятины – направлены на районные соревнования

2  место Мальхановы

3  место Шавоян

Награждение грамотами и медалями.

Ведущая:   Всем спасибо за участие,

За поддержку в трудный час. Пусть устали вы отчасти, Но приятно видеть вас  вместе, рядом мама с папой, Сын иль дочь к плечу плечо. Что еще для счастья надо, Коль здоровье дарит спорт! Коль в семье любовь и лад! Будьте счастливы всегда!

Итоговый  этап.

Торжественное закрытие.

Приложение 9

Мой ребенок

1.        Ф.И.О.________________________________________________

2.        Интересы моего ребенка_________________________________

3.        О здоровье моего ребенка могу рассказать следующее____________________________________________

4.        В детском саду к нему (к ней) относились так, что мы___________________________________________________

5.        Его (ее) отношения с воспитателем детского сада были__________________________________________________

6.        Моему ребенку нравится когда____________________________

7.        Моему ребенку не нравится когда__________________________________________________

8.        Его (ее) положительными качествами является то, что он (она) всегда ________________________________________________________

9.        Его (ее) отрицательными качествами является то, что он (она) всегда__________________________________________________

10. Трудности в воспитании нашего ребенка связаны с тем, что_____________________________________________________

11. Я хотел бы, чтобы классный руководитель обратил внимание на него (ее) способности к ________________________________________________________

12. Мы надеемся, что с помощью классного руководителя мы сможем развить в своем ребенке следующие качества_______________________ и преодолеть следующие качества_________________

Приложение 10

   

ЛИТЕРАТУРА

1.Артюхова И. С. Ценности и воспитание/ И.С. Артюхова// Педагогика, 1999- №4.- С.78-80.

2.  Барышников Е.Н., Колесникова И.А. О воспитании и воспитательных системах. - СПб., 1996

3.  Жарковская Т.Г. Возможные пути организации духовно-нравственного образования в современных условиях / Т.Г. Жарковская // Стандарты и мониторинг в образовании – 2003 - №3 – С. 9-12

4. Классному руководителю о воспитательной системе класса / Под ред. Е.Н. Степанова. ¬ М., 2000

5.Сурова Л.В. Мироведение. Клин.2004.

6.Щуркова Н.Е. Классное руководство. Теория, методика, технология. - М., 1999.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа воспитательной работы "Дорогою добра" (4-5 классы)

Програма разработана на 2 года. (4-5 классы).Цель  данной программы:Формирование и развитие у  школьников стереотипа  толерантности как непреходящей ценности современного общества....

Сценарий воспитательного мероприятия дорогой добрых дел

Сценарий воспитательного мероприятияДорогой добрых делУчителя МОУ «СОШ № 6» г.ЛугаБаллод Ольги ГеннадьевныЦели и задачи:- Сформировать в сознании детей такие понятия, как «доброта, милосердие, ...

Воспитательный проект "Дорогой добрых дел"

Проект направлен на нравственное образование и патриотическое воспитание учащихся через включение детей в социально значимые дела. В ходе реализации проекта будет оказана материальная помощь малообесп...

Воспитательная программа "Дорогою добра"

Воспитательная программа «Дорогою добра» для 2 класса создана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личн...

Воспитательное мероприятие "Дорогою добра"

воспитательное мероприятие "Дорогою добра"...

Программа воспитательной работы "Дорогою добра"

Программа рассчитана на 4 года....

Разработка воспитательного мероприятия "Дорогою добра"

Проведение данного мероприятия позволяет педагогу сформировать у детей лучшие нравственные качества- доброту, внимание, взимовыручку,взаимопонимание.У детей формируется толерантное отношение к окружаю...