Внеклассное мероприятие "Детство опалённое войной"
классный час (3 класс) на тему

Теплякова Людмила Николаевна

Сценарий классного часа с презентацией. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                                                                             Цели: расширить знания детей о войне, рассказать, как трудно было детям пережить военное лихолетье; заинтересовать учеников неизвестными фактами о детях военной поры; воспитания уважения к защитникам Родины;  развивать патриотические чувства.                                                                                           Оборудование: медиапроектор, песни о войне, надпись на доске “День Победы”.                    Ход мероприятия:                                                                                                                       Время стремительно идет вперед. Стала историей Великая Отечественная война. С каждым годом день Победы становится все более грустным праздником. Уходят ветераны Великой Отечественной войны. И приходится с печалью признавать, что с ними и память о войне. Нынешнее поколение знает о подвигах своих дедов – прадедов примерно столько, сколько о войне 1812 года. Две три фамилии военачальников, пару названий битв и это в лучшем случае. А ведь в войне особенно страдали дети. Страдали от холода и голода, от невозможности вернуться в детство, от кромешного ада бомбежек и страшной тишины сиротства.                                                                                                  Сегодня мы расскажем о детях, которым пришлось пережить страшное военное время. (слайд 1-2)                                                                                                                                                                                                                                                                    1 ученик:                                                                                                                                                         С начала войны школьники городов пришли на промышленные предприятия, чтобы заменить ушедших на фронт отцов и старших братьев. В стране возникло и ширилось движение “Молодежь – на производство”. После уроков они работали на швейных фабриках, в обувных мастерских, брали заказы на дом и изготовляли ложки, варежки, носки, шарфы, шили кисеты, т. е. все для фронта.                                                                                       Учитель:                                                                                                                                          Из утреннего сообщения Совинформбюро…                                                                                  “Молодежь одного из заводов, обязались выпустить ко Дню Красной Армии машины сверх плана. Бригады сборщиков, руководимые т. т. Винокуровым и Нинуа, работали, не считаясь со временем. Свое обязательство молодежь выполнила досрочно. Сейчас собирается третья боевая машина сверх плана”.                                                                                      21 февраля 1942 года.                                                                                                                                 В те дни на заводе можно было видеть многих юношей и девушек, пришедших из московских школ. В телогрейках и стеганых брюках, в больших по размеру ботинках на толстой деревянной подошве стояли они на рабочих местах, некоторые на специальных подставках. ( слайд 3)                                                                                                                           2 ученик:                                                                                                                                            Страшной трагедией для страны стала блокада Ленинграда. 900 дней и ночей жители этого города были в кольце немецко-фашистских войск.                                                           Детям пришлось пережить холод, голод, гибель родных и все это в малом возрасте, но они держались и держались до конца, пройдя через жестокие убийства и смерти окружающих, то, что происходило вокруг наводило ужас на них, ведь все это происходило у них на глазах.                                                                                           Пройдя от начала и до конца всю блокаду, некоторые из них получили ордена и медали как защитники города.                                                                                                            Учитель:                                                                                                                                          Детям было хуже, чем взрослым. Они не понимали, почему нет рядом папы, почему мама постоянно плачет, почему постоянно хочется, есть, почему по визгу                                                                                                                                                             сирены надо бежать в бомбоубежище… Много детского почему?                                                                      Но детским чутьём они понимали, что пришла беда большая беда. (слайд 4-6)                3 ученик: Пронзительно поведала людям о войне, принесшей столько горя ей и её близким, двенадцатилетняя девочка Таня Савичева. Среди обвинительных документов фашизму, представленных на Нюрнбергском процессе, была и маленькая записная книжка. В ней всего девять страниц. На шести из них – даты. И за каждой датой смерть. Шесть страниц –шесть смертей. Сжатые, лаконичные записи:

4 ученик: .  Эта тонкая тетрадка,

Стоит многих толстых книг.

Пионерка – Ленинграда

Потрясает твой дневник.

Таня Савичева, Таня,

Ты в сердцах у нас жива,

Затаив на миг дыханье,

Слышит мир твои слова.

Ленинград в тисках блокады,

У ворот лютует враг.

Рвутся бомбы и снаряды,

Дует стужа, давит мрак.

От коптилки не согреться,

И ни крошки, ни глотка.

И выводит кровью сердце,

На страницах дневника.

Лёха умер 17 марта в 8 часов утра 1942 года.

Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа дня 1942 года

5 ученик. Смолк зловещий гром орудий,

Пронеслась войны гроза,

Но всё так же память людям

Смотрит пристально в глаза.

К солнцу тянется берёзка,

Пробивается трава,

А на скорбном Пискарёвском

Обожгут сердца слова.

Дядя Лёша умер 10 мая в 4 часа дня 1942 года

Мама – 13 мая в 7 часов 30 минут утра 1942 года

6 ученик. У планеты нашей сердце

Бьётся гулко, как набат.

Не забудет мир Освенцим,

Не забудет Ленинград.

Будьте бдительными, люди,

Люди, вслушайтесь в дневник,

Он звучит сильней орудий,

Тот безмолвный детский крик.

Савичевы умерли. Умерли все.

Осталась одна Таня.

Учитель:                                                                                                                                          Сам дневник сегодня выставлен в музее истории Ленинграда, а его копия - в витрине одного из павильонов Пискаревского мемориального кладбища. До сих пор останавливаются перед этими строчками, старательно выведенными детской рукой, потрясенные люди разных возрастов и разных национальностей, вглядываются в простые страшные слова.                                                                                                                       Не удалось спасти и саму Таню. Даже после того, как ее вывезли из блокадного города.                                                                                                                                                 7 ученик:                                                                                                                                                 140 ленинградских детей привезли в августе 1942 года в село Красный бор Горьковской области. Встречать вышли их все. Несли детям кто что мог: пяток яиц, тарелку творога, теплую одежду. А дети были – страшно смотреть – изнеможенные, больные. В первый раз в баню многих несли на одеялах. Но человеческая доброта, целебный воздух сделали свое дело. Дети крепли, поднимались на ноги. Все они остались жить кроме Тани Савичевой. Истощенная голодом и страданиями девочка не смогла уже подняться.                                             Таню отвезли в расположенный в том же районе Понетаевский дом инвалидов с его “Санаторным” по тем временам питанием и более квалифицированным медицинским обслуживанием. Но болезнь уже была не излечима. Расстроилась координация движения, мучили страшные головные боли. 24 мая Таню увезли в Шатковскую районную больницу. Там 1 июля 1944 года она умерла. (слайд 7)                                                                     8 ученик.                                                                                                                                                   Мне кажется:
Когда гремит салют,
Погибшие блокадники встают.
Они к Неве
По улице идут,
Как все живые.
Только не поют:
Не потому,
Что с нами не хотят,
А потому, что мертвые
Молчат
Мы их не слышим,
Мы не видим их,
Но мертвые
Всегда среди живым
Идут и смотрят,
Будто ждут ответ:
Ты этой жизни
Стоишь или нет? (слайд 8)                                                                                                      
Учитель: Но не все Савичевы умерли. Наперекор смерти продолжается жизнь этой семьи. Остался в живых родной брат Тани, Михаил, который в дни блокады ушел  в  партизаны, и сестра Нина, она с группой ребят была направлена в строительный батальон на Ладогу. А потом срочно эвакуирована на Большую землю. Домашних она так и не смогла предупредить. Её ждали несколько дней, а когда все сроки прошли, мама Тани отдала, как память о сестре, её записную книжку. Ту самую, которая стала Таниным дневником.                                                                                                                     Сколь детей нашли свою смерть в Ленинграде, Москве, Сталинграде. Страшно смотреть на эти кадры, но это и есть реалии войны, которая не разбирает, молод человек или стар, русский он или немец, мужчина или женщина.                                                                             18 млн. людей из 23 стран мира с грифом “возврату не подлежит” вошли в ворота концлагерей. И лишь 7 млн. дождались свободы. Среди них были и дети.                          Вот, что о лагерной жизни вспоминал один из выживших:                                                    Суточный рацион состоял из баланды, в которой плавали кусочки брюквы или кормового картофеля. Хлеб – это маленький кусочек в смеси с опилками, присыпанный какими- то семенами. Естественно многие не выдерживали и через определенное время умирали от истощения.                                                                                                               Заключенных избивали дубинками внутри, которых были железные болты.                        Каждый день в четыре часа утра эсэсовцы всех выгоняли на работу, заканчивался рабочий день с наступлением сумерек. Ходить по территории лагеря запрещалось, можно было передвигаться только бегом. В зимний период заключенные просто замерзали, так как были одеты только в полосатую униформу, да ещё натягивали на себя мешки из- под овощей, прорезав дыры для рук и головы.                                          Фашисты использовали малолетних узников в качестве дармовой рабочей силы, ставили над ними медицинские эксперименты, заражали тифом, гепатитом, а потом наблюдали, у детей забирали кровь, используя их в качестве доноров. (слайд 9-11)                                                                                                                                                         9 ученик:                                                                                                                                               Не меньше страданий пришлось пережить и тем детям, которые оказались на оккупированных фашистами территориях. Оккупанты уничтожали поселки, расстреливали и вешали жителей. Только на Кубани в период оккупации были убиты 61 тысяча граждан, более 130 тысяч вывезены в Германию из них 40 тысяч детей.                                                                                                                                              Многие дети вместе со взрослыми уходили в партизанские отряды, становились настоящими героями. Среди них пионеры-герои: Леня Голиков, Марат Казей, Зина Портнова, Александр Бородулин и другие. (слады 12-14)                                                 Учитель:                                                                                                                                          Поколению, заставшему пионерское детство и комсомольскую юность, не надо объяснять, кто такие пионеры-герои. Их имена знали наизусть, так же как и текст пионерской присяги ("Я, такой-то, вступая в ряды юных пионеров Советского Союза, перед лицом своих товарищей торжественно клянусь. . . ), и едва ли не любой пионер, не сходя с места, мог назвать, как минимум пять имен отважных мальчишек и девчонок. В честь юных героев назывались пионерские дружины, пионерские лагеря, школы, улицы и корабли. О них писали книжки, снимали фильмы и ставили спектакли. Потом пришло новое время и потребовало новых героев. Мало кто сейчас скажет, за что получил Золотую Звезду героя Марат Казей и кто такая Зина Портнова.                                                                                                                   1 ученик:                                                                                                                                                 Марат Казей                                                                                                                                          Марат Казей считался рано осиротевшим: отец умер, когда Марату не было семи - так гласила официальная версия. А на самом деле Иван Казей был арестован в 1934 году как "троцкист" и "вредитель" - реабилитировали его только в 1959 году. Позже арестовали и его жену - потом, правда, выпустили. Так что получилась семья "врага народа", которой сторонились соседи. Сестру Казея, Ариадну, из-за этого не приняли в комсомол. Казалось бы, от всего этого озлиться должны были Казеи - однако нет. В 1941 году Анна Казей, жена "врага народа", прятала у себя раненых партизан - за что была казнена немцами. Ариадна и Марат ушли к партизанам. Ариадна осталась жива, но стала инвалидом - когда отряд выходил из окружения, она отморозила ноги, которые пришлось ампутировать.                                                                                                                                                    2 ученик.                                                                                                                                       Марат ходил в разведку, как в одиночку, так и с группой. Участвовал в рейдах. Подрывал эшелоны. За бой в январе 1943 года, когда, раненый, он поднял своих товарищей в атаку и пробился сквозь вражеское кольцо, Марат получил медаль "За отвагу". А в мае 1944-го Марат погиб. Возвращаясь с задания вдвоем с командиром разведки, они наткнулись на немцев. Командира убили сразу, Марат, отстреливаясь, залег в ложбинке. Уходить в чистом поле было некуда, да и возможности не было - Марат был тяжело ранен. Пока были патроны, держал оборону, а когда магазин опустел, взял в руки свое последнее оружие - две гранаты, которые с пояса не снимал. Одну бросил в немцев, а вторую оставил. Когда немцы подошли совсем близко, взорвал себя вместе с врагами.                                                                                                                                                      О чем думал подросток, в свои последние мгновения? О том, что страшно помирать в 15 лет? О том, что не увидит больше ни отца, ни сестру? О том, что своей смертью он приблизит победу? (слайд15)                                                                                                                     3 ученик:                                                                                                                                                              Леня Голиков был не просто рядовым партизаном, а бригадным разведчиком 67 отряда 4-й Ленинградской партизанской бригады. Голиков начинал простым дозорным и наблюдателем, но быстро научился взрывному делу. Всего участвовал в 27 боевых операциях.                                                                                                                                            На счету разведгруппы, в которую входил Голиков, значились: 78 немецких солдат и офицеров, два железнодорожных и 12 шоссейных мостов, два фуражных склада и 10 автомашин с боеприпасами. За мужество юный партизан был награжден орденом Красного Знамени и медалью "За отвагу".                                                                                          4 ученик. В августе 1942 года, находясь в разведке, Голиков подорвал на шоссе Луга - Псков легковую машину, в которой находился немецкий генерал-майор инженерных войск Ричард фон Виртц. В ходе перестрелки Голиков застрелил из автомата генерала, сопровождавшего его офицера и шофера. После чего обыскал убитых, взял из машины портфель и направился в штаб бригады. То, что находилось в генеральском портфеле, представляло собой большую ценность: чертежи и описание новых образцов немецких мин, инспекционные донесения вышестоящему командованию и ряд других бумаг. За этот подвиг Голиков был представлен к званию Героя Советского Союза.                                                                      5 ученик. В декабре 1942 года партизанский отряд, в котором находился Голиков, был окружен немцами. После жестоких боев отряду удалось прорвать окружение и уйти в другой район. В строю осталось 50 человек, рация была разбита, патроны на исходе. Попытки установить связь с другими отрядами и запастись продовольствием заканчивались гибелью все новых партизан. Ночью 24 января 1943 года к деревне Острая Лука вышли 27 обессиленных бойцов. Разведка ничего подозрительного не обнаружила - гарнизон немцев располагался в нескольких километрах. Заняли три крайние избы. Командир отряда дозоры решил не выставлять, чтобы не привлекать внимания. Под утро сон партизан прервал грохот пулемета - нашлась "добрая душа", сообщила немцам, кто ночью пришел в село. Пришлось, отбиваясь, уходить к лесу…                                                                                                      В том бою погиб весь штаб партизанской бригады. Среди павших был и Леня Голиков. (слайд16)                                                                                                                                                6 ученик:                                                                                                                                            Их было много. Обыкновенные школьники, ставшие подпольщиками и партизанами. Отдавшие жизни за то, чтобы другие школьники могли спокойно расти в мирное время.

Валентин Котик - подпольщик-разведчик из Шепетовки. Подрывник в партизанском отряде - на счету шесть взорванных эшелонов. Погиб в бою с немцами.

Юта Бондаровская - ленинградская школьница, которую война застала под Псковом, где она была на каникулах. Связная и разведчица партизанского отряда. Погибла в бою с немцами.

Василий Коробко - разведчик и диверсант Черниговского партизанского отряда. Уничтожил девять эшелонов. Погиб в бою с немцами.

7 ученик.                                                                                                                                 Александр Бородулин - партизан-подрывник. Уничтожил несколько броневиков немцев. Погиб, прикрывая отход партизанского отряда.

Галина Комлева - подпольщица поселка Тарновичи, Ленинградской области. Связная подполья, распространитель листовок. Расстреляна немцами.

Виктор Хоменко и Александр Кобер - подпольщики из города Николаева. Разведчики и связные "Николаевского центра". По заданию центра пересекали линию фронта для доставки в Москву сведений. Расстреляны немцами.

Лариса Михеенко - ленинградская школьница, разведчица 6-й Калининской партизанской бригады. Взорвала железнодорожный мост через реку Дрисса. Расстреляна немцами.                                                                                                                                      Учитель:                                                                                                                                                Сегодня мы ещё раз увидели, какою ценой нам далась победа, ценой миллионов жизней, в том числе и детских. Их было очень много тех, кто не доучился, не долюбил, не завел семьи, не родил детей.                                                                                                                             В честь всех погибших на войне, умерших от болезней и ран, пропавших безвести объявляется минута молчания.                                                                                                               8 ученик.                                                                                                                                                   Я не хочу, чтоб голос орудийной канонады
Услышал мой ребенок. Мой и твой.
Я не хочу, чтоб голод Ленинграда
Коснулся их блокадною рукой.
Я не хочу, чтоб доты обнажились,
Как раковая опухоль земли.
Я не хочу, чтоб вновь они ожили
И чью- то жизнь с собою унесли.
Пусть вскинут люди миллион ладоней
И защитят прекрасный солнца лик
От гари пепелищ и от хатынской боли.
Навечно!
Навсегда!
А не на миг!
Я не хочу, чтоб голос орудийной канонады
Услышал мой ребенок, мой и твой.
Пусть мир взорвется криком: “Нет! Не надо!
Мне нужен сын не мертвый, а живой!” (слайд 18)                                                                                                          
9  ученик. По рассказам и книжкам я знаю войну,                                                                                               Что сиротами сделала многих детей,                                                                                                             Что заставила плакать седых матерей.                                                                                         По рассказам и книжкам я знаю войну.                                                                                          По рассказам и книжкам я вижу войну,                                                                                                        Вижу стены, разорванный бомбами дом.                                                                                   Дым пожарищ, чернеющий пепел кругом,                                                                                   По рассказам и книжкам я вижу войну.                                                                               По рассказам и книжкам я слышу войну,                                                                        Слышу грохот орудий и раненых крик,                                                                            Слышу вздох партизан,  замеревших на миг.                                                                       По рассказам и книжкам я слышу войну,                                                                                       Я не знаю войны. Да зачем это мне?                                                                                                  Я хочу мирно жить, гимны петь красоте.                                                                          Надо мир укреплять, чтоб всегда и везде,                                                                   Понаслышке лишь знали бы мы о войне.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Утренник "Песни, опалённые войной"

Вспомним хотя бы десяток песен, созданных в 1941-1945 годах, известных во время войны всем и каждому и продолжающих свою жизнь и по сей день.  Слова этих песен конечно, же всец...

Внеклассное мероприятие "Детство, опалённое войной"

Данное внеклассное мероприятие способствует формированию  патриотического духа подрастающего поколения,знакомит учащихся с историческими фактами времен Великой Отечественной войны; подвигими пион...

Презентация к классному часу к 9 мая "Детство, опалённое войной", а также презентация с 70- летию Великой отечественной войне

Презентация посвящена детям, которые принимали участие наравне со взрослыми в Великой Отечественной войне 1941 года....

"Песни опалённые войной". Литературно-музыкальная композиция к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне. Внеклассное мероприятие 1-4 классы

Внеклассное мероприятие «Песни, опалённые войной» посвящено 70-летию Великой Отечественной войны, так как на сегодняшний день развитие личности, гражданина и патриота свой Родины, обеспечение социальн...

Внеклассное мероприятие «Детство, опалённое войной!»

Внеклассное мероприятие по теме «Детство, опалённое войной!».Ключевые цели:- сохранение исторической преемственности поколений, развитие национальной культуры, воспитание бережного отношен...

Классный час, посвященный 75–летию Победы в Великой Отечественной войне «Детство, опалённое войной». Детям, пережившим страшное военное время, посвящается…

Вопросы гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения в наше время встают очень остро.В     преддверии     77-летия...