Программа внеурочной деятельности ""Уроки гражданственности и патриотизма"
рабочая программа на тему

Пермякова Ирина Геннадьевна

Содержание данной Программы рассчитано на учащихся начальной школы. Программа “ Уроки гражданственности и патриотизма ” направлена на знакомство с нормативно–правовой базой учащихся, на формирование представлений о его правах и обязанностях, необходимых в дальнейшей жизни, на создание у учащихся начальных классов устойчивой мотивации в изучении своих прав и обязанностей, на практическое применение полученных знаний.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ya_grazhdanin_microsoft_office_word_4.doc134 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ТАРКО- САЛИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1»


РАССМОТРЕНО

на заседании МО учителей начальных классов

от «___ » __________2010г

Зорина О.В.___________


СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

от «__  »____________2010г  

Потапова Е.Н.____________


«УТВЕРЖДАЮ»

Директор школы

от «__  »____________2010г

   Дойникова Т.С. __________



                                               

                      Программа

"Уроки гражданственности и патриотизма"

    Программа предназначена для учащихся 1-4 классов

Количество часов: всего 136ч

1 класс- 34 ч

2 класс-34 ч

3 класс- 34 ч

4 класс -34 ч

 

                                                   Составитель: учитель начальных классов   И.Г. Пермякова

Программа "Уроки гражданственности и патриотизма"

Какие ждут вас в будущем дела?
Об этом думать вы должны всё чаще.
И если гражданин вы настоящий,
Большой отдачи ждёт от вас страна.

                                                              Актуальность

Воспитание гражданина страны – одно из главных условий национального возрождения. Функционально грамотный гражданин – человек, любящий свою Родину, умеющий реагировать на изменения в обществе, защищать своё человеческое право. Понятие ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ предполагает освоение и реализацию ребёнком своих прав и обязанностей по отношению к себе самому, своей семье, коллективу, к родному краю, Отечеству, планете Земля. Это проблемы не только философские, социальные, экономические, но и педагогические. Важно воспитать деятельного гражданина своей Родины, а не стороннего наблюдателя. Формируя гражданина, мы, прежде всего, должны видеть в нём человека. Поэтому гражданин с педагогической точки зрения – это самобытная индивидуальность, личность, обладающая единством духовно-нравственного и правового долга.

Цели программы: 

  1. Способствовать получению и расширению знаний учащихся о России: её истории, традициях, культуре и праве и т.д.
  2. Способствовать формированию у учащихся чувства сопричастности к истории ответственности за будущее страны.
  3. Воспитывать у учащихся любовь к своему родному городу и округу как к малой Родине.
  4. Воспитывать учащихся гражданами своей Родины, России.
  5. Формировать у учащихся чувство гордости за свою Отчизну.
  6. Воспитывать у учащихся активную жизненную позицию.

Задачи программы:

  1. Знакомство учащихся с нормативно – правовой базой в доступной для их возраста форме.
  2. Формирование гражданского самосознания, ответственности за судьбу Родины.
  3. Способствовать усвоению и реализации ребёнком своих прав и обязанностей.
  4. Формирование культуры речи, сознательной дисциплины, аккуратности и умения организовывать своё рабочее место.
  5. Воспитывать патриотизм, гуманизм, толерантность, любовь к своей семье.
  6. Способствовать личностно-деятельному подходу в воспитании учащихся.

Пояснительная записка.

Содержание данной Программы рассчитано на учащихся начальной школы. Программа “ Уроки гражданственности и патриотизма ” направлена на знакомство с нормативно–правовой базой учащихся, на формирование представлений о его правах и обязанностях, необходимых в дальнейшей жизни, на создание у учащихся начальных классов устойчивой мотивации в изучении своих прав и обязанностей, на практическое применение полученных знаний.

Данная Программа даёт первоначальные представления о Конституции РФ, о Конституции РТ, о Национальной доктрине, законе об Образовании, Декларации прав ребёнка, Государственной программе патриотического воспитания, Конвенции о правах ребёнка, о Семейном кодексе, Законе об Образовании.

Программа “ Уроки гражданственности и патриотизма” тесно связана с другими предметами средней общеобразовательной школы, с семейным воспитанием и направлена на гуманистическое воспитание личности с опорой на общечеловеческие ценности.

Отличительной особенностью данной Программы – продуктивная работа всех учащихся, активизация их мыслительной деятельности. Сочетая научность преподавания с доступностью и яркой интересной наглядностью, можно добиться того, что все дети будут работать увлечённо.

Проблемы, поднятые на данных занятиях, продолжают обсуждаться в семье, что ещё больше скрепляет дружбу и взаимопонимание взрослых и детей. Программа предусматривает предупреждение педагогической запущенности и правонарушений среди учащихся начальных классов.

Курс Программы рассчитан на четыре года обучения, 1 час в неделю

В основе программы лежит идея сочетания трёх аспектов культуры гражданина: нравственной, правовой и политической.

Содержание программы.

Программа “ Мы – Граждане своей страны ” рассчитана на четыре года. Участники программы – учащиеся с 1 по 4 класс. Главное в программе – системный подход к формированию гражданской позиции школьника, создание условий для его самопознания и самовоспитания. При этом важно использовать педагогический потенциал социального окружения, помочь учащимся освоить общественно – исторический опыт путём вхождения в социальную среду, выработать свой индивидуальный опыт жизнедеятельности.

Первый год обучения знакомит учащихся с символикой России, с основными статьями Конституции Российской Федерации. На основе этого знакомства происходит непосредственное прикосновение детей к отечественной истории. Здесь формируются такие понятия, как правосознание и гражданственная ответственность, раскрывается сущность основного закона государства, происходит знакомство с символикой России. Занятия проводятся в форме заочных путешествий, бесед, викторин, деловых игр и т. д.

Предполагаемый результат деятельности: формировать у подрастающего поколения чувства российского патриотизма, умение находить взаимосвязь между человеком и обществом.

Второй год работы формирует у первоклассников гражданское отношение к школе, осознание принадлежности к школьному коллективу, стремление к сочетанию личных и общественных интересов, к созданию атмосферы подлинного товарищества и дружбы в коллективе. Знакомство с Всеобщей декларацией прав человека проводится на основе книги Е.С.Шабельник, Е.Г. Каширцевой “Ваши права”. Здесь в игровой форме, что характерно для данного возраста, дети знакомятся со своими правами. На занятиях используется следующий наглядный материал и издания:

  1. Устав общеобразовательной школы,
  2. Правила для учащихся общеобразовательной школы,
  3. Конвенция о правах ребёнка,
  4. Набор карточек для индивидуальной работы.
  5. Мультимедийный диск “Искусство России”
  6. Всеобщая декларация прав человека.

Предполагаемый результат деятельности: высокий уровень самосознания, самодисциплина, понимание учащимися ценности человеческой жизни, справедливости, бескорыстия, уважения человеческого достоинства, милосердия, доброжелательности, способности к сопереживанию, умение видеть прекрасное в окружающей жизни

В третьем классе происходит знакомство учащихся с историей Пуровского района и Ямало-Ненецкого округа. Учитывая возрастные особенности и руководствуясь Госстандартом по начальному воспитанию и образованию, ученики знакомятся с историческим наследием своей республики. Перед учащимися ставятся следующие задачи:

  1. воспитание любви к родному краю, её природе и бережное отношение к ней,
  2. знакомство с интересными историческими событиями, культурой, бытом коренных народов севера,
  3. знакомство с историческими памятниками и достопримечательностями своего города, округа,
  4. воспитывать у учащихся патриотические чувства, гордость и уважение за свой народ,
  5. вырабатывать начальные навыки работы с географической картой

Предполагаемый результат деятельности: убеждённость учащихся в том, что настоящий гражданин любит свою Родину и гордится ею, изучает её историко – культурное, духовное наследие, верен своему гражданскому долгу и готов к защите Отечества.

В четвёртый год обучения происходит знакомство с Семейным Кодексом и Конвенцией о правах ребёнка. Я считаю, что десятилетний ребёнок в состоянии познакомиться с данными документами в более полном объёме, чем с предыдущими документами, изучаемыми в первые три года обучения. На данном этапе формируется уважение к членам своей семьи, понимание сущности основных социальных ролей: дочери, сына, мужа, жены. Воспитывается семьянин, любящий своих родителей. Для достижения поставленных целей предусматривается отбор основных форм и методов деятельности учителя и учащихся. В связи с этим особое место в программе занимают следующие формы обучения:

  1. диспут;
  2. беседа;
  3. спортивное соревнование;
  4. конференция пап и мам;
  5. выставка творческих работ;
  6. практическое занятие.

Предполагаемый результат деятельности: сформировано представление о качествах и достоинствах женщин и мужчин, о роли детей в семье; сформирована правовая грамотность школьника; дети должны заботиться о своей семье, помогать взрослым, не создавать конфликтов, уметь держать данное слово.

 Основные методы обучения: монологический, диалогический, показательный:

Основные методы преподавания: объяснительный, информационно-сообщающий, иллюстративный;

Основные методы учения: репродуктивный, исполнительский, частично-поисковый, поисковый;

Основные методы воспитания: убеждения, упражнения, личный пример.

Средства обучения: видеоаппаратура, видеокассеты, компьютер.

Психологическое обеспечение программы:

Психологическое обеспечение программы включает в себя следующие компоненты:

  1. создание комфортной, доброжелательной атмосферы на занятиях;
  2. обсуждение творческого воображения учащихся в практической и творческой деятельности;
  3. применение индивидуальных, групповых форм обучения;
  4. формирование знаний учащихся на разных психологических уровнях.

По окончанию обучения учащиеся должны знать:

  1. историко-культурное, духовное наследие своей страны,
  2. нормативно-правовые документы, изученные в данной программе,
  3. основные категории, понятия, термины изучаемых областей знаний;

Должны уметь:

  1. применять полученные знания на практике;
  2. работать с дополнительной литературой, наглядными пособиями;
  3. формировать собственную позицию;
  4. вырабатывать и отстаивать свою точку зрения.

    Тематический план занятий (34 часов)              I класс

Название темы занятия.

Форма проведения.

Кол-во часов

1.

«Наша Родина – Россия»

Беседа с презентацией

2

2.

«Неофициальные символы России»

Беседа

1

3.

«Москва – столица великой страны»

Заочное путешествие.

2

4.

«Государственная символика Российской Федерации»

Беседа.

2

5.

«Символы России»

Практическая работа.

2

6.

« О Государственном флаге России»

Беседа.

1

7.

«Государственный Гимн России»

Музыкальный урок.

1

8.

«Конкурс - викторина «Герб- флаг – гимн»

Викторина

1

9.

«Знай и люби русский язык»

Викторина.

1

10.

«Символы президентской власти»

Беседа.

2

11.

«Символы Российских городов»

Беседа.

3

12.

«Государственные награды Российской Федерации»

Заочная экскурсия.

2

13.

Вооруженные силы России. Эмблемы и символы

Презентация

2

14.

Школьная и классная символика.

Конкурс рисунков.

2

15.

Семейная символика

Конкурс рисунков.

2

16.

«Российская Конституция – основной закон.

 Твоей жизни»

Беседа.

2

17.

«Что значит любить Родину?»

Деловая игра.

1

18.

«Я – гражданин великой страны»

Диспут.

2

19.

«Я – сын твой, Россия»

Выступление.

2

20.

Итоговое занятие.

Занятие-практикум.

1

                                                 Тематический план занятий (34 часов)

II класс

Название темы занятия

Форма проведения

Кол-во часов

1.

Мы теперь не просто дети – мы теперь Ученики.

Экскурсия по школе.

1

2.

Знакомство с Уставом школы.

Беседа.

1

3.

Мой сосед по парте.

Урок-игра.

1

4.

Город, в которой ты живёшь.

Экскурсия.

3

5.

Знакомство с Всеобщей декларацией прав Человека. “Все люди – братья ”. (статья 30, 1, 2)

Деловая игра.

3

6.

“Человек – это звучит гордо”. (статья 3, 4, 5.)

Круглый стол.

2

7.

“Человек защищён законом”. (статья 6, 7.)

Беседа.

3

8.

“Защита своих прав и свобод”. (статья 8, 9, 10.)

Игра.

3

9.

“Что такое преступление?” ( статья 11.)

Диспут.

2

10.

“ Мой дом – моя крепость”. (статья 12, 13, 14.)

Игровая ситуация.

2

11.

“ Свобода мысли, совести, религии и убеждения.” (статья 18, 19.)

Беседа.

3

12.

“Право на труд и право на отдых.”. (статья 23, 24.)

Круглый стол.

2

13.

“ Право на образование.” (статья 26.)

Беседа.

2

14.

“ Человек и искусство”. (статья 27.)

Просмотр мультимедийного диска “Искусство России”.

2

15.

“ Наши обязанности.” (статья 29.)

Игра.

2

16.

“ Как мы знаем Всеобщую декларацию прав человека?”

Итоговое практическое. Занятие.

2

                                               

                                     

                                                      Тематический план занятий (34 часов)

III класс

Название темы занятия.

Форма проведения.

Кол-во часов

1.

Путешествие в далёкое прошлое. “Первые Люди нашего края.”

Игра-путешествие.

2

2.

Коренные жители округа

Беседа.

2

3.

Нелегкая жизнь ненцев

Просмотр фильма.

2

4.

Экскурсия в краеведческий музей

Экскурсия.

2

5.

Экскурсия в совхоз «Верхне-Пуровский»

Экскурсия.

2

6.

Жилище народов севера

Выставка рисунков.

1

7.

Экскурсия в Центр национальных культур

Экскурсия.

2

8.

История ЯНАО

Игра.

2

9.

Символика округа

Игра.

2

10.

Символика района

Выступление.

2

11.

История моего города

Беседа.

2

12.

Символика города

Беседа, деловая игра.

2

13.

Мой любимый город

Заочное путешествие.

2

14.

“История моей улицы”.

Презентация

1

15.

“Мои замечательные земляки”.

Встреча

2

!6.

“Вот она, какая моя Родина малая”.

Беседа.

2

17.

Стихи о родном крае

Поэтический урок.

2

18.

Итоговое занятие: “ Знай, люби и гордись своим округом.”

Урок-практикум.

2

                                          Тематический план занятий (34 часов)

IV класс

Название темы занятия.

Форма проведения.

Кол-во часов

1.

“ Мы и общество.”

Беседа.

3

2.

“ Права ребёнка.”

Беседа.

3

3.

“Защита детей.”

Диспут.

3

4.

“Права и обязанности родителей.”

Круглый стол. Дети и Родители.

2

5.

“ Я – родитель.”

Игра.

1

6.

“Мои семейные реликвии”.

Выставка

3

7.

Спортивная игра “ Мама, папа, я – спортивная семья.”

Спортивное соревнование.

2

8.

“Кто в семье главный? “

Диспут.

2

9.

Роль отца в воспитании детей.

Конференция пап.

1

10.

Роль матери в воспитании детей.

Конференция мам.

1

11.

“Счастливые дети – счастливые родители.”

Выступление.

2

12.

“ История одной фотографии.”

Сочинение.

2

13.

“Моя родословная”

Игра.

2

16.

Конкурс рисунков “ Мой мир.”

Конкурс.

1

17.

Игра “ Я люблю…”

Игра.

2

18.

“ У семейного очага.”

Семейная игра.

2

19.

Итоговое занятие: “ Я знаю свои права.”

Практическое занятие.

2

Список использованной литературы для учителя

  1. Конституция Российской Федерации-ООО “Издательство “Айрис-пресс”. М., 2005г..
  2. Всеобщая Декларация прав человека. (1948г.)
  3. Конвенция о правах ребёнка.(1989г.)
  4. Национальная доктрина. 2001-2002гг.
  5. Семейный кодекс.
  6. Декларация прав ребёнка. (1959г.)
  7. Шабельник Е.С., Каширцева Е.Г. Ваши права: Кн. Для учащихся нач. классов.-М.:Изд-во “Вита-Пресс”,1996.
  8. Журнал “Классный руководитель” № 1, №3, №8 2006г.
  9. Журнал “Начальная школа” 2002г.,2003г.,2004г.,2006г.
  10. Амонашвили Ш.А. школа жизни. М.: Изд. Дом. Ш. А Амонашвили, 1998.
  11. Журнал “Воспитание школьников”- №4, №6, №7 2006; №2, №3, № 2005.
  12. Ривина Е.К. герб и флаг России: знакомим дошкольников и младших школьников с Государственными символами.- М.: АРКТИ, 2002.
  13. Романовский В.К. Символы Российской государственности: Пособие для учителя. – М.: «Русское слово», 2002.
  14. Серов Б. Н. Поурочные разработки по курсу “Государственная символика”: Гимн. Герб. Флаг.- М.: ВАКО, 2004.-192с.,

Список использованной литературы для учащихся

  1.  Л.Ф. Федорова. Учебник «Северные родники»
  2. Конституция Российской Федерации. 1993 г.,
  3. Декларация прав ребёнка. 1959 г.
  4. Государственная символика: Гимн. Герб. Флаг.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа внеурочной деятельности " Урок здоровья"

Программа составлена в соответствии с ФГОС по УМК " Школа 2100"...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Уроки речевого творчества"

      Рабочая программа к курсу «Уроки речевого развития» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального ...

Программа внеурочной деятельности "Уроки здоровья"

Программа разработана на основе ФГОС...

Программа внеурочной деятельности "Уроки нравсвенности" 1 - 4 классы

Программа внеурочной деятельности  "Уроки нравственности "для обучающихся 1 - 4 классов,соответствует требованиям ФГОС второго поколения...

Конспект занятия по программе внеурочной деятельности (урок технологии, урок рисования) создание объемно-пространственной композиции в технике пластилинография "Сказочный город"

Данный конспект может быть использован для проведения урока технологии или рисования, для проведения занятия по программе внеурочной деятельности в 3 классе. В технике пластилинография дети создают...

Паспорт проекта "Птичья столовая" (классный час, занятие по программе внеурочной деятельности, урок технологии, урок -окружающий мир)

Проект "Птичья столовая". Дети заранее изготовили кормушки для птиц из подручных материалов. На уроке идет беседа о помощи птицам в холодное время года. Данный материал можно использовать на уроке окр...

Рабочая учебная программа начального общего образования по курсу внеурочной деятельности "Уроки нравственности и патриотизма""

Программа предназначена для учащихся 1 класса. Она состоит из разделов:пояснительная записка, содержание курса, планируемые результаты, календарно-тематическое планирование....