Социализация младших школьников.
консультация (1 класс) по теме

Банщикова Лариса Витальевна

Социализация - это процесс становления личности. В процессе такого становления происходит усвоение индивидом языка, социальных ценностей и опыта (норм, установок, образцов поведения), культуры, присущих данному обществу, социальной общности, групп, и воспроизводство им социальных связей и социального опыта. Социализация рассматривается и как процесс и как результат. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Социализация младших школьников.17.19 КБ

Предварительный просмотр:

Социализация младших школьников, некоторые аспекты в программе "Перспективная начальная школа"

 

 

Социализация - это процесс становления личности. В процессе такого становления происходит усвоение индивидом языка, социальных ценностей и опыта (норм, установок, образцов поведения), культуры, присущих данному обществу, социальной общности, групп, и воспроизводство им социальных связей и социального опыта. Социализация рассматривается и как процесс и как результат. 
Сущность социализации состоит в том, что в процессе ее человек формируется как член того общества, к которому он принадлежит.


При работе с детьми по социализации важна 
цель: создать педагогические и социально-психологические условия, позволяющие учащимся начальной школы овладеть навыками социализации. 
В современных условиях все больше требуются активные волевые личности, умеющие организовать свою работу и себя, способные проявлять инициативу и самостоятельно преодолевать трудности. В этой связи возникла необходимость акцентировать внимание на регуляцию социального поведения ребенка. 
Первый вопрос, который решается - это становление социальной позиции ребенка 6-7 лет, и вытекающая отсюда задача: формирование у учащихся 1 класса умения ориентироваться в новой социальной среде. Для создания условий для более близкого знакомства детей и формирования представлений о школьных правилах или для развития воли и терпения в выполнении дела от начала до конца в учебной деятельности.

Рассмотрим это в рамках программы «Перспективная начальная школа».

Во 2-4 классе по русскому языку идет развитие речи с элементами культуры речи- это «Азбука вежливости» закрепление основных формул речевого этикета, адекватных ситуаций речи, культура диалога, речевые формулы, позволяющие корректно высказывать и отстаивать свою точку зрения в споре. В литературном чтении -это библиографическая культура. Использование коммуникативных технологий . Цель: научить школьников общаться с одноклассниками и взрослыми; уважать другую точку зрения; смотреть на изучаемые явления с различных точек зрения. 
Интерактивность - прямое диалоговое взаимодействие школьника и учебника за рамками урока, посредством обращения к компьютеру или посредством переписки 
Методистами программы ведется переписка со школьниками в течение 3-х лет по линии двух научных клубов «Ключ и заря», «Мы и окружающий мир». 
Переписка ведется между героями учебника и детьми, эти вымышленные герои учебника вызывают доверие по психологическим характеристикам. Обычно переписываются те ребята, которые испытывают дефицит впечатлений и общения, они нуждаются в дополнительной эмоциональной поддержке. 
«Социальная активность и ее особенности развития у младших школьников» - для развития поведенческих компонентов: отношение к значимой деятельности, взаимодействие со сверстниками, навыки самоконтроля, навыки поведения в трудных ситуациях; для развития мотивационно-личностного компонента - самооценки, учебной мотивации, саморегуляции. Это обеспечивается отдельными концептуальными проектами такими как: практически е задачи по математике, Исторический лексикон, Музей в твоем классе, Мировая история в лицах и событиях.

На уроках окружающего мира акцентируется внимание на расширение у детей представлений о природе, нормах жизни - идет формирование знаний об объектах и явлениях окружающего мира и связях между ними; на ознакомление с социальными нормами поведения во всех сферах жизни человека: в быту, на производстве, на улице, в транспорте. на лоне природы, в магазине и других местах - идет обучение мерам безопасности при взаимодействии с окружающим миром, преодоление эстетически негативного отношения детей к некоторым объектам природы. Это практические работы, наблюдения , экскурсии. Например: опыт продвижение воды по стеблю от корня к листьям. Выращивание плесневых грибов на кусочке белого хлеба. Наблюдение за домашними животными (питание, повадки). Изготовление условных знаков к правилам поведения в природе для первоклассников, составление безопасного маршрута из дома в школу и из школы домой. Экскурсия в музей. 
В предмете «Технология» это техника оригами, работа с природным материалом - панно из сушенных растений, сувенир «Пасхальное яйцо». 
Особенно важны практические задачи по математике, т.е те которые предлагает сама жизнь. Сколько нужно купить рулонов обоев, чтобы оклеить комнату? Сколько нужно овощей для летнего салата, если известно количество гостей? Как выбрать наиболее выгодный тариф для работы в Интернете, если стоимость часа работы зависит от времени суток и продолжительности работы в сети. Это мотив для изучения математики. 
Уроки здоровья нацелены на формирование у ребенка ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, на расширение знаний и навыков по гигиенической культуре. Как же сформировать это сознательное отношение?
Получение удовольствия от самосовершенствования. Ощущение здоровья приносит человеку радость независимо от возраста. Мы учим ребенка осознавать эту радость - он овладевает рефлексией (осознанием) эмоций. Например, чистая кожа рук куда приятнее, чем грязные пальцы; чистая, красивая одежда - тоже приятно. 
Вся работа по социализации поможет ребенку
• Приобрести четкие представления о нормах и правилах, существующих в обществе; 
• Научаться чувствовать и понимать других людей; 
• Приобщиться к общественным ценностям: добру, красоте, здоровью, счастью как условию духовно-нравственного развития человека; 
• Увидеть ценность каждого и всего живущего и растущего на Земле.

 

  1. ТАНЦЕВАЛЬНЫЕ ФИЗМИНУТКИ

Мы ногами топ-топ,
Мы руками хлоп-хлоп,
А потом прыг-скок
И ещё разок.
А потом вприсядку, 
А потом вприсядку,
А потом вприсядку,
И снова - по порядку.
Побежим мы по дорожке
Раз, два, три!
И похлопаем в ладошки
Раз, два, три!
И покрутим головами
Раз, два, три!
Все танцуйте вместе с нами
Раз, два, три!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация ФГОС НОО средствами системы учебников "Школа России": цели и задачи воспитания, социализации младших школьников.

В статье рассматриваются задачи формирования личностной, социальной, семейной культуры а так же три подхода к организации нравственного уклада школьной жизни....

Формирование толерантности на уроках и во внеклассной работе как средство успешной социализации младших школьников.

«Толерантные люди – песчинки, склеивающие наш мир, который каждый день трещит по швам.»...

Детская субкультура как механизм социализации младшего школьника.

  В современном мире проблема социального развития подрастающего поколения становиться одной из актуальных. Родители и педагоги ставятся вопросом, что нужно сделать ,чтобы ребёнок, входящи...

Статья "Социализация младших школьников в условиях модернизации образования в инновационном учреждении"

Данная статья была составлена исходя из опыта работы учителей начальной школы МАОУ "Гимназия № 1" г. Саратова. В ней раскрывается сущность социализации, т.к. в процессе неё человек формируе...

Влияние современных информационно-коммуникативных технологий на социализацию младших школьников.

Основным критерием современного общеобразовательного учреждения является создание условий для перехода к новому уровню образования на основе информационно-коммуникационных технологий (ИКТ)...

СОЦИАЛИЗАЦИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ.

Статья посвящена проблеме социализации детей в современном образовательном учреждении, факторам и условиям, определяющим успешность данного процесса. Основной акцент делается на роли школы как в...

Методическая разработка по теме: «Социализация младших школьников»

Характеристика работы по  по адаптации и социализации личности....