Конспект внеклассного занятия по теме: "Русское чаепитие"
план-конспект занятия на тему

Смирнова Галина Геннадьевна

Данный материал будет интересен педагогам начальных классов и педагогам дополнительного образования, предназначен для проектной деятельности с учащимися 3-4 классов
   РУССКОЕ ЧАЕПИТИЕ
.Цели проектной работы:
§ ознакомить учащихся с историей возникновения и традициями русского чаепития;
§создать условия для развития интереса к народному творчеству, культуре и русским традициям;
§ определить и усвоить нравственное значение традиций русского народа; приобщить учащихся к художественно-эстетическим ценностям русского чаепития
Задачи:
§ помочь узнать и применять основы чайного этикета, правила правильного заваривания чая;
§ показать значение употребления чая для сбережения здоровья человека;
§ расширить представление учащихся о разных видах пряников и их назначении;
§ развивать у учащихся интерес к русскому фольклору.
Оборудование:
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkoe_chaepitie.docx26.33 КБ

Предварительный просмотр:

Смирнова Галина Геннадьевна,
учитель начальных классов  МБОУ СОШ№8
г. Муром Владимирской области
электронный адрес    
Smigal11@yandex.ru 

   Данный материал будет интересен педагогам начальных классов и педагогам дополнительного образования, предназначен для проектной деятельности с учащимися 3-4 классов
   РУССКОЕ ЧАЕПИТИЕ
.Цели проектной работы:
 ознакомить учащихся с историей возникновения и традициями русского чаепития;
 создать условия для развития интереса к народному творчеству, культуре и русским традициям;
 определить и усвоить нравственное значение традиций русского народа; приобщить учащихся к художественно-эстетическим ценностям русского чаепития
Задачи:
 помочь узнать и применять основы чайного этикета, правила правильного заваривания чая;
 показать значение употребления чая для сбережения здоровья человека;
 расширить представление учащихся о разных видах пряников и их назначении;
 развивать у учащихся интерес к русскому фольклору.
Оборудование:


Ход мероприятия.

1. Вступление

1 ученик
Вас приглашали, когда - ни будь на чай? Можно с уверенностью сказать, что на чашку чая вас не приглашали. А вот если вы обратитесь к представителям старшего поколения с вопросом о чае, то вызовите у них улыбку и много приятных воспоминаний о чаепитиях с родителями и друзьями. Было бы неправильно говорить о непопулярности чая. У нас "чайная страна", и пьют его много, но культура чаепития потерялась. Совсем немногие знакомы с его традициями. Разумеется, чаепитие нельзя понимать как панацею от всех бед, так как это всего лишь одна из тропинок к здоровому образу жизни.
2 ученик
Чаепитие органично вписалось в старинные традиции гостеприимства русского народа. А традиции были замечательные. Каждая эпоха привносила что - то свое, менялись формы гостевания и правила этикета, утварь и ассортимент блюд для стола, но оставались неизменными заповеди гостеприимства, предписывающие встречать гостей хлебом - солью и добрым отношением. В народном творчестве по этому поводу есть множество пословиц: "Гостю почет - хозяину честь", "Хоть не богат, а гостям рад", "Гость в дом - радость в дом".
2. Вступительное слово учителя
В течении нескольких недель учащиеся и родители 4Б класса работали над темой «Русское чаепитие» по трем направлениям.
Учащиеся первой группы  знакомились с историей и традициями русского чаепития.
Учащиеся второй группы собирали рецепты по приготовлению разных видов чая  и ознакомились с русским чайным этикетом.
Учащиеся третьей группы познакомились с разными видами пряников и их назначением.
3. Отчеты групп.
1-группа
Ученик.
На протяжении нескольких недель мы собирали материал об истории возникновения традиций русского чаепития, совершили экскурсию в «чайный магазин», где нам рассказали о разных сортах чая и мы приобрели их для практического занятия, где мы вместе с родителями научились правильно заваривать чай. Итогом нашей работы стали сочинения на тему «Чаепитие в моей семье». Представляем вашему вниманию, то что мы узнали.
Немного истории. Чай.
Ученик 1.
Родина чая - Китай. Там его стали использовать под названием "ча" около пяти тысяч лет назад как лечебное средство, отгоняющее сон. Существует предание, когда слуги кипятили воду китайскому императору, в сосуд упало несколько листов с чайного куста, и вода потемнела, от неё исходил тонкий аромат. Это было первое в мире чаепитие. Чайная церемония - обряд, зародившейся в Китае еще до нашей эры, в настоящее время в чистом виде сохранился только в Японии, где есть специальные чайные домики для чаепития и живут знатоки древних обычаев.

Ученик 2.
Русское чаепитие весьма существенно отличалось от японского. Оно связано с шумом кипящего самовара, с определенным оформлением стола. Впервые русские люди познакомились с чаем в 1638 году, когда русский посол Старков привёз из Монгольской орды среди прочих подарков и 200 пачек чая. Хвалили напиток этот как лекарство, способное "освежать и очищать кровь":Ещё замечено было, что он от сна удерживает во время "служб церковных". Сначала чаем пользовались как лекарством, затем он вошел в моду как экзотический напиток.

Ученик 3.
В Сибири чай в XVIII веке был у сибиряков повседневным напитком. Закупали его крестьяне на ярмарках, сразу на весь год. Вплоть до 1860 г. вся поставка чая в Россию шла через территорию Сибири, поэтому сибиряки ориентировались в сортах чая, они предпочитали покупать дорогой, но качественный чай. Распространено было так называемое "чаерезание", когда с возов грабители срезали цибики с чаем. По легенде, так нажили себе состояние предки сибирского купца Евграфа Кухтерина.

Ученик 4.
Так к началу XVIII века чай прочно вошел в быт русского человека и стал национальным напитком. За чаем решались семейные дела, происходил обмен мнениями, заключались деловые договоры, до сих пор угощение чаем считается символом гостеприимства. Чаепитие на Руси обставлялось красиво и имело праздничный вид.

Мама:
А сейчас мы с вами поделимся секретами правильного приготовления чая.
Совет по приготовлению чая.
Умело приготовленный чай - вкусный и полезный напиток. Чай рекомендуется хранить в сухом месте, в стеклянной банке с плотно закрывающейся крышкой или в специальной чайнице.
При заварке чая надо соблюдать определённые правила. Сполоснуть 2 -3 раза кипятком хорошо вымытый чайник для заварки, чтобы он стал тёплым, а затем засыпав чай (1 чайную ложку на 2 стакана напитка), залить крутым кипятком, сначала на 1/3 объёма чайника. После заварки необходимо подержать чайник накрытым 5- 7 минут, чтобы чай настоялся, потом долить его кипятком.
- Пока чай заваривается, мы хотим поделиться с вами полезными советами. (раздаются памятки)
Чай готов, когда разваренные чаинки опустятся на дно. Не рекомендуется подогревать или кипятить заваренный чай, разбавлять заварку в следующие дни. Если заваривать чай подогретой кипячёной водой, а не свежекипячёной, чай также будет не вкусен.
Заваривать чай следует в фарфоровых или фаянсовых чайниках. Чай заваренный в металлическом чайнике, имеет неприятный специфический запах.
Детские сочинения «Чаепитие в моей семье»
- На классном часе самым лучшим было выбрано сочинение Губанова Ильи.
Презентация детских сочинений

2 группа
Ученик.
В течение двух месяцев мы знакомились с особенностями русского чайного этикета, собирали материал о целебных свойствах разных видов чая. Результатом нашей работы явилось создание буклетов с рецептами чая. (Буклеты находятся в прикрепленных файлах)

Ученик 1.
 Настоящего, огромного и безудержного разнообразия вкусов и ароматов проще всего добиться с помощью добавок в чай. Начиная с банальных - сахара и лимона - и заканчивая удивительными и сезонными, типа свежей земляники или малины (хотя зимой можно воспользоваться замороженными или сушёными ягодами). Собственно с ягод и начнем.
  Свежие ягоды можно добавлять в заварочный чайник при заваривании чая или в чай непосредственно во время чаепития все зависит от "твердости" ягод. Самой лучшей ягодой для добавления прямо в чашку является, конечно, лесная земляника. Несколько ароматных ягод, брошенных в чашку, сохранят вкус чая и добавят к нему не аромат, а настоящее благоухание. И сохранят собственный вкус - их можно будет выловить и съесть. Почти также хороша лесная малина - именно лесная, потому что малина садовая совсем не так ароматна (как, впрочем, и садовая земляника).
  Чернику, черную смородину и ежевику лучше, пожалуй, добавлять в заварник при заваривании. Эти ягоды не так охотно расстаются с ароматом - и им нужно будет дать настояться. Ягоды черной смородины, кстати, можно сочетать с ее же листьями и молодыми побегами - последние, конечно, не особенно вкусны, но удивительно ароматны.
  Кроме того, чай можно банально заедать ягодами - при этом, конечно, ягоды не будут являть собой добавку в чай в строгом смысле - но это не важно, потому что заедать чай ягодами (или запивать ягоды чаем) очень вкусно.

Ученик 2.
 Следующей, не менее очевидной и не менее приятной, добавкой в чай являются травы. О мяте, лимоннике, котовнике и мелиссе и говорит нечего - они стали практически стандартными добавками в чай. Столь же хороши в чае зверобой, душица и чабрец - как в "сыром", так и в сушеном виде. Травы особенно хороши тем, что помогают придумывать оригинальные чайные сочетания на ходу - в походе, на даче и в прочих полевых условиях. Вышел в лес или на огород, отщипнул пяток травинок, бросил в чайник - и готов новый напиток.

Ученик 3.
Удивительно хороши в чае свежие яблоки - особенно антоновка. Нет ничего ароматнее спелой антоновки - и этот аромат удивительно сочетается с ароматом чая, достаточно добавить в него несколько долек яблока. Антоновку можно есть и вприкуску с чаем - особенно если есть возможность макать каждую дольку яблока в свежий мед... К сожалению, сушеные яблоки в качестве добавки в чай очень сильно проигрывают яблокам свежим. Для того, чтобы аромат сушеных яблок заметно проявился, их необходимо достаточно долго настаивать - чай за это время, скорее всего, остынет. Сушеные яблоки, правда, можно добавлять в чай при заваривании (особенно этот способ хорош в походных условиях, когда чай заваривается в термосе), но полученный напиток будет же мало напоминать чай - хотя, конечно, будет чрезвычайно ароматен.

Ученик 4
Как гласят старинные летописи, пить этот чудесный напиток надо было медленно, чтобы получить наслаждение и освободиться от вредных мыслей, болезней и забот. У москвичей было принято пить чай четыре раза в день, а у псковичей шесть и более, особенно в дни поста. В какое бы время ни пришел гость, для него ставили самовар. Хозяева по обычаю должны были выпить с ним чаю. Гости и домочадцы рассаживались за столом в строгой иерархии, по старшинству. Под образами сидели самые почитаемые гости или глава семьи с женой. Разливать чай и потчевать сидящих за столом надлежало хозяйке, которая могла прибегнуть к помощи старшей дочери. В исключительных случаях эта почетная обязанность возлагалась на любимую невестку.
Чашку принято было передавать двумя руками с приветливой улыбкой и пожеланием: «На здоровье!». Принимая чай, полагалось отвечать: «Спаси Бог вас» или «Благо дарю вам». Эти слова произносились за столом так часто, что буквально пронизывали воздух горницы и создавали ту особую добрую магию, которая так интриговала иноземцев. Дети тоже были полноправными участниками чаепития. Слушая «пользительные» беседы, они набирались уму-разуму, учились вести себя за столом: не болтать, не хохотать, уважать старших. Если за столом и возникали разговоры, то только благостные, призванные доставлять радость окружающим.
...Состав чая в России варьировался в зависимости от пристрастий хозяев, состояния их здоровья, пола, возраста и времени суток. К примеру, девицам полагалось пить только «девичий чай», основу которого составляли сушеные яблоки с сердцевиной и семенами. Этот отвар помогал юным псковитянкам становиться белокожими румяными красавицами. По преданию, «Татьянин чай» из трех видов клевера способствовал поддержанию жизненных сил у Татьян, а также укреплял веру, надежду и любовь. В «мужские» чаи часто добавляли корневища девясила, петрушки, зверобоя. Наши предки знали и такие сборы чая, которые отпугивали даже кровожадный болотный

Мамы учеников
Немного истории. Русский чайный этикет.
Говоря о традициях чаепития в нашей стране, нельзя обойти вниманием чайный этикет.
Чайный стол сервируют заранее. На один конец ставится самовар, около него поднос с чашками и стаканами. Здесь место хозяйки. Корзиночки с несколькими сортами печенья, тарелочки с бутербродами, сладкими пирожными, а также сливочники и тарелочки с нарезным лимоном расставляются по всему столу. Графины с ромом и коньяком ставят у прибора хозяина. Маленькие тарелочки и составляют прибор каждого.
Наливает чай хозяйка. Если в доме есть взрослая дочь, то эта обязанность передается ей. Обязанность нетрудна, но требует известной ловкости, грации, умения.
Чашки никогда не следует наливать до краев и надо стараться угодить на вкус каждого. Но и гости не должны быть слишком требовательны, особенно молодые, они должны пить чай, каким его дают. Дуть на чай, чтобы он остыл, нельзя. Наливать же в блюдечко неприлично. Обязанность хозяйки - предлагать печенье, пироги и пряники.
Презентация буклетов с рецептами чая.

3 группас
Ученик
По русскому обычаю к чаю в старину всегда подавали на стол пряники. Это было единственным лакомством в то время. Поэтому мы  собрали материал о разных видах пряников, узнали об их назначении, совершили экскурсию на предприятие «Муромский пекарь», где каждый из нас побывал в роли дизайнера по украшению пряников глазурью. Итогом нашей работы явился сборник семейных рецептов современных пряников.

Виды пряников:
Ученик 1.

История пряников уходит в глубь веков. Первые пряники на Руси назывались “медовым хлебом” и появились еще в 9 веке, они представляли собой смесь ржаной муки с медом и ягодным соком, причем мед в них составлял почти половину. Позже в “медовый хлеб” стали добавлять лесные травы и коренья, а в  12 - 13 веках пряник получил свое название и практически окончательно оформился в то лакомство, которое известно нам. Вкусовое разнообразие русских пряников зависело от теста и, конечно, от пряностей и добавок, называвшихся в старину “сухими духами”, среди которых наиболее популярными были черный перец, итальянский укроп, померанцевая корка (горький апельсин), лимон, мята, ваниль, имбирь, анис, тмин, мускат, гвоздика.

Ученик 2.
Пряники делали для бедных и богатых, для подарков и именин. Так как игрушек для детей бедные люди не могли купить, то матери пекли прянички,  которыми ребята играли.     Преподносили пряники родным и возлюбленным со словами «Кого люблю, тому дарю», пекли для сложного свадебного обряда, для праздничных трапез, для раздачи нищим, для панихид. В конце праздника хозяйка раздавала гостям прянички, которые назывались «разгоня», тогда гости понимали, что пора и честь знать, то есть уходить. Пряникам  даже приписывали лечебные свойства, а потому пряники, предназначенные для больных, готовились и украшались с особой тщательностью, а на оборотной стороне вырезались буквы, соответствовавшие инициалам ангела-хранителя.

Ученик 3.
Печатный пряник изготавливался с помощью пряничной доски “пряницы”, сделанной из дерева твердой породы, как рельефный оттиск на тесте. Красота и качество данного пряника в значительной мере зависели от мастера, изготовившего пряничную доску. В старину таких умельцев называли “знаменщиками”. Существовало два типа пряничных досок — “штучные”, позволяющие сделать оттиск только одного пряника, и “наборные”, когда на доске размещались 2, 4, 8, 16 и более “шашек” с одним или разными сюжетами.

Ученик 4
 Лепные - сегодня лепные пряники — это большая редкость, сохранившаяся на территории русского Севера под названием “козули”. Их традиционные персонажи — конь, олень, коровка, коза, утица, тетёрка с птенцами — уцелевшие образы древнерусской языческой мифологии. Технология их изготовления своеобразна:  испеченные изделия несколько раз опускаются в кипяток, отчего “козуля” становится более гладкой, светлой и крепкой, а исходный материал - грубая ржаная мука, соль и вода — все это отличительные признаки лепных пряников.

Ученик 5.
А вот такие пряники имели особое название “тетеры”, или “витушки”, которые до сих пор делают на Мезене и в Каргополе. Эти неповторимые по технике лепки и форме пряники выпекают из ржаного теста, раскатанного в виде тонких жгутиков, превращающихся в фигурки зверей или спиралевидные геометрические фигуры.

Ученик 6.
Силуэтные пряники  появились сравнительно недавно. Первое упоминание о них относится к 1850 году, но уже к началу ХХ века, благодаря своим декоративным качествам они стали наиболее массовыми и популярными. Но, пожалуй, самые замечательные силуэтные пряники выпекали и выпекают до сих пор в Архангельске. Традиция их изготовления связана с празднованием Рождества, это ёлочки, домики, месяц, матрёшки, Рождественская звёзда, Снегурочка, Дед Мороз. В святочные недели такие пряники выставляли на окна изб, ими одаривали родственников и колядующих, особенно детей, чтобы обеспечить благополучие в доме.  


Игра со зрителями «Собери пазлы – узнай вид пряника»
(проводит мама)

Реклама семейных современных пряников.

Завершение мероприятия
(мамы подают гостям пряники, разливают чай)

Гости дорогие, пожалуйста,
Угощение берите!
Чаем запивайте!
Нас добрым словом вспоминайте!

Дети поют частушки.

На протяжении нескольких недель мы собирали материал об истории возникновения традиций русского чаепития, совершили экскурсию в «чайный магазин», где нам рассказали о разных сортах чая и мы приобрели их для практического занятия, где мы вместе с родителями научились правильно заваривать чай. Итогом нашей работы стали сочинения на тему «Чаепитие в моей семье». Представляем вашему вниманию, то что мы узнали.


В течение двух месяцев мы учащиеся 3 «Б» класса знакомились с особенностями русского чайного этикета, собирали материал о целебных свойствах разных видов чая. Результатом нашей работы явилось создание буклетов с рецептами чая.


По русскому обычаю к чаю в старину всегда подавали на стол пряники. Это было единственным лакомством в то время. Поэтому мы учащиеся 3 «А» класса собрали материал о разных видах пряников, узнали об их назначении, совершили экскурсию на предприятие «Муромский пекарь», где каждый из нас побывал в роли дизайнера по украшению пряников глазурью. Итогом нашей работы явился сборник семейных рецептов современных пряников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект воспитательного занятия на тему «Русские народные сказки»

После чтения сказки «Пшеничный колосок». проводится беседа и викторина....

Конспект внеклассного занятия по развитию речи в 3 классе для обучающихся с ОВЗ (с нарушенным слухом). Тема занятия: «Семья. Сердце матери»

Цели: - Развитие речи и слухового восприятия, - расширение эмоционально - чувственной сферы учащихся.Задачи:  - развитие коммуникативных умений учащихся, расширение словарного запаса,- совершенст...

Конспект внеклассного занятия «Мои друзья – книги» в 4 классе для обучающихся с ОВЗ (с нарушенным слухом) Тема занятия: «Рассказ Гурьевой Н. «Стрелка Васильевского острова».

Цели: - Обсуждение рассказа «Стрелка Васильевского острова» по книге Н. Гурьевой  «Детям о Санкт – Петербурге»- Пробуждение интереса и стремления к изучению родного ...

Конспект внеклассного занятия по чтению в 4 классе для обучающихся с ОВЗ (с нарушенным слухом). Тема занятия: «Знакомство с творчеством Самуила Маршака «Декабрь».

Цели: - развитие коммуникативных умений учащихся, расширение словарного запаса.Задачи:  - Развитие навыка правильного, выразительного, сознательного чтения. - развитие слухового восприятия о...

Конспект внеклассного занятия ТЕМА ВНЕКЛАССНОГО ЗАНЯТИЯ: Герои отечественной войны 1812 года

Конспект внеклассного занятия ТЕМА ВНЕКЛАССНОГО ЗАНЯТИЯ: Герои отечественной войны 1812 года...

Конспект внеклассного занятия для обучающихся с ОВЗ из цикла занятий «Славянская письменность, правда и вымысел» Занятие №1 «Как возникла письменность»

Тема происхождения русского народа продолжает оставаться малоизученной. Отсутствие ясных ответов делает проблему происхождения русского народа чрезмерно запутанной. Достижения современной этнологии и ...

Конспект внеклассного занятия для обучающихся с ОВЗ из цикла занятий «Славянская письменность, правда и вымысел» Занятие № 2 «Значение письменности»

Занятие "Значение письменности" помогает привить у учащихся  с ОВЗ, любовь к Отечеству, гордость за его культуру. Показать значение письменности в развитии цивилизации народов мира и...