"О, Край Родной и сердцу милый!"
занимательные факты (1 класс) по теме

Эрендова, Ирина, Васильевна

Игра путешествие ко дню Эвенкии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_kray_rodnoy.docx22.1 КБ
Microsoft Office document icon den_rodinyword.doc63 КБ

Предварительный просмотр:

Я люблю тебя, мой маленький великий народ. Человек – самое непоседливое существо на земле. Ещё в эпоху палеолита люди кочевали на многие тысячи километров, смешивались друг с другом, а в наше время – тем более. За столетия истории многие люди переселились в разные части света. Негроидов и монголоидов много в Европе и Америке, а европеоиды живут в Африке и Азии. В каждом современном народе встречаются люди разных рас, и каждая раса распространена среди многих народов. Русскими могут называть и европеоиды, и монголоиды, и даже негроиды. А к монголоидам относятся японцы, китайцы, якуты, ненцы, эвенки, эвены,  тувинцы, хакасы и многие другие народы. То есть представители одной расы могут говорить на разных языках и иметь разные культуры.

В наше время большинство людей принадлежат к смешанным расам. Люди разных рас женятся, и у их детей смешиваются признаки различных рас. Ведь разный цвет кожи, форма глаз не мешают нам быть единым человечеством. Ум, талант, доброта, умение радоваться и дружить независимо от того, как мы выглядим. Вот почему вы выбираете друга, а по душевным качествам.

Действительно, учёные давно считают, что разделение людей на расы -  временное явление в истории человечества. Все люди на земле живут и работают и едят пищу.

Можно предположить, что через несколько сотен поколений, всё человечество сольётся в единую всепланетную расу. У вас такая большая малая родина – Эвенкия.

« Я снова и снова признаюсь тебе в любви, к твоим необъятным таёжным просторам, вашему доброму, мудрому и стойкому народу» - так писал А.Бранд  (секретарь посольства Германии в России, в 17 веке участвовавший в экспедициях по земле сибирском): «Какой печальной жизнью они живут, они все же почитают себя самыми счастливыми в  одном отношении:

 у них не бранятся и не проклинают», его богатым народным традициям. Устное народное творчество – наставление предков потомкам как жить, как искать счастье, как общежительствовать с природой…Мой народ по праву считают великим во всей Сибири, потому что занимает столь обширную территорию расселения. Без сомнения, все это свидетельствует  о замечательных чертах самого народа. Ещё И. Георги, путешествовавший по Сибири в конце 18 века, сообщал:  «Тунгусы говорят и делают то. Что у них лежит на сердце. Воровство и обман у них презренны.   Сдержаны и неприхотливы, довольствуются малым. О завтрашнем дне не беспокоятся. Делятся последним куском бескорыстно и весело. В голоде не унывают.

 В делах осторожны. Старательны и способны. Предприимчивы в усвоении чужих языков, в верховой езде  на оленях и в охотничьем промысле. Отличные следопыты и топографы» А известный финский лингвист М.А.Кастрен в 40-х годах 19 века путешествовал по Енисею и встретил тунгусов в устье реки Сым, о них он писал: «Тунгусы – изящный, нарядный и щеголеватый народ. Их по справедливости можно было назвать аристократами Сибири». Проводники и переводчики экспедиций во все времена покорения Сибири были тоже эвенки. Старое название этого народа «тунгусы», а самоназвание «эвенки», что означает «Человек» или «эвуники» - «поперечноглазые», в отличие от «медведей-людей», которых считали своими родственниками. Об этом не забывают и сейчас эвенки – охотники. И какие бы лихолетия ни коснулись судьбы моего народа. Он любит свой край от души, как от души может любить свой отеческий кров ещё не избалованный ребёнок. Для народа был характерен кочевой образ жизни. А охота – главный источник существования. Без охоты эвенк на долгое время потерялся бы во времени, не мог приспособиться к новым условиям.Но смог трудолюбием, наблюдательностью, внимательным   отношением к миру открыть для себя новое время, сердцем преданный своему прошлому. Сохраняет традиции, обогащает необычным видением свою деятельность, спасая себя от бед, повседневных тревог и боли за родную землю. В поисках зверя эвенки-охотники все дальше и дальше уходят в лес, совершая охотничьи обряды перед уходом в лес, наблюдая за явлениями природы. Почти по всей территории Сибири – матушки можно встретить эвенкийские названия рек, населённых пунктов, переходов: Енисей, Бирюса, Амур, Сым (Чиромбу), Турэ, Муратай, Виви, Туруханск, Чулым…

Вот, например эвенкийские приметы: в горящем костре много белого пепла – наступление снегопада, смена ветра; потрескивание огня – к ветру, сильным морозам; по следам крота на песчаном берегу можно узнать, насколько осенью убудет вода в реке; солнце смотрит вечером с верхушки деревьев – будет солнечный день; круг вокруг Луны – к теплу;  звезда с правой стороны Луны – к холоду, ветру;  дерево упало на тропе, и не одно к потере человека;  олень зашёл в чум – плохой признак; родился телёнок с пятнами тёмными на шкуре – метка злых духов, а белый олень – метка добрых духов; молния ударил в дерево, и зажгла его Амака  Окшори убил чёрта.

Эвенки обращали внимание на неподвижность Полярной Звезды (Буга шангарын – небесная дыра), Млечного пути и большой медведицы – это будто охотник Хэглен гонится на лыжах за лосем. Некоторые шаманы верили, что их предки были в дружбе с Агды (Грозой). И эта дружба передавалась по наследству потомкам – шаманам. А шаманы могли послать Агды на чужой род. Так случилось в 1908году падение метеорита в верховьях Подкаменной Тунгуски, недалеко от нашей Ванавары. Необходимым было точное исполнение правил поведения в лесу, иначе – гибель, неудача в охоте. Дух тайги забирал эвенка навсегда. По словам женщины хранили в турсуках (переметных сумах), сделанных из бересты, камни (буруни), найденные в сосновом бору, как семейные талисманы, похожие по форме на изображение человека или животного. Эвенки считали, что камни эти – часть уха хозяина Верхнего мира (окшори), находящегося среди людей. Держали для счастья. Они были только семейные, родовой святыней.  Эвенк кочевал из века в век по бескрайним землям Сибири. Устное народное творчество эвенков прошло через жизнь многих поколений. Это духовное наследие оказывала большое влияние на мировоззрение человека, пополняло его знания об окружающем мире. Фольклор – сокровищница духовной культуры, воспитывает такие человеческие черты характера, как доброта, выносливость, храбрость, смелость. В памяти народа хранилось много легенд, сказаний, сказок, песен, загадок. И местность, по которой прошёл он, врезалась в его память в виде своеобразной карты рек, переходов через реку (нулги). Удивительно, что сказки рассказывали только с наступлением зимы. Существовало табу (запрет) на их рассказывание в другое время года, то есть у людей старого поколения была связь с религиозными представлениями и предрассудками: « весной, когда телятся матки, нельзя загадывать загадки, летом когда видна на небе Венера, нельзя рассказывать сказки, а когда на небе видно созвездие Орион, нельзя слушать никакие фольклорные произведения». Запрет является достоянием отдельного рода, даже жёнам запрещалось услышать его, так как их приводили  в семью из чужого рода. Итак все садились в чуме вокруг огня. Дети слушали, затаив дыхание. Звери, птицы становились людьми. Можно было узнать о повадках животных, о местах их обитания, о добрых и злых людях. От зорких глаз охотника ничто не ускользало. Верно и свободно он читал охотничьи приметы. Все необходимое для жизни было в тайге. И поэтому эвенки поклонялись своим идолам. «Каждый тунгус имеет своего идола или покровителя, который приносит ему удачу». Если эвенки молились на какого-то идола перед охотой, а ничего домой не приносили , то этого идола подвешивали между небом и землёй в наказание.

Суровый климат, суровые законы тайги не сломили маленький народ, а наоборот, укрепили веру в возможности преодолеть все беды, увидеть красоту родного края и олицетворить её явления, научиться видеть в ней надёжного друга. До недавнего существовал особый обряд «шингкэлавун», приносящий счастье, удачу. Эвенкийский народ в течение многих дней совершал его совершал его в течение многих дней, совершал его у священных мест (скал, камней, деревьев, носивших древнее имя – бугады). Охотники рядились в оленьи шкуры, с рогами на голове, и исполняли колдовские танцы, чтобы приманить и зачаровать лесных зверей.

Но время шло, изменилась жизнь эвенкийского народа. Стали забываться обычаи, а речь эвенкийская звучит всё реже. Чувствуешь себя неловко перед старыми эвенками. Только по книгам узнаёшь о прошлом народа. В лесу тоже не сориентируешься сразу, не зная особые приметы. Вот вижу муравьиную тропку. Куда она ведёт? Прошла немного. Ага, вот и муравейник. По рассказам (улгур) старых эвенков, если найти муравьиную матку с её «постелью», пройдя по всем тропам этого муравейника, то нужно взять эту «постель» и хранить. Будешь удачлив во всех делах. Сделать такое невозможно, ведь лёгкого счастья нет. Может, и были счастливцы. Но как обойти все «тропки» муравьёв? Вот взаимопомощь и товарищество для эвенков - один из тяжёлых законов. Этот тунгусский нимат («я отдаю»)-обычай, когда охотник убивал мясного зверя, но себя хозяином его не считал, отдавал жителям стойбища, а последние (жители получившие мясо) расхваливали охотника. Простой и мудрый народ гордится тем, что родились и живут на этом щедром и гостеприимном краю.  Жители  Эвенкии должны знать культуру своего народа и уважать традиции народов живущих с ними, откуда он родом, чтобы сделать все возможное для процветания своей земли, которая подняла на ноги, вывела в люди, чтобы по праву гордилась тобой. Помните, что каждый народ бережно сохраняет традиции своей культуры, любит свой край, живет на земле в содружестве с другими народами.

-



Предварительный просмотр:

МКОУ «Ессейская средняя школа» ЭМР

Учитель: Эрендова И.В

Игра - путешествие

«О край родной, край сердцу милый

ЭМР п. Ессей 2013г

«О край родной, край, сердцу милый!»

Цель:

Расширить представление детей о родном крае.

Развитие культуры выразительного чтения и эмоциональной сферы.

Формирование интереса к прикладному творчеству и к культуре эвенкийского

народа.

Воспитание любви к родному краю, природе, чувство сострадания, сопереживания  

ко всему живому: животным, растениям, людям.

Материал:

        Выставка, состоящая из следующих разделов:

• Декоративно-прикладное искусство

• Природа родного края. Фотографии, пейзажи Эвенкии.

• Известные имена деятелей литературы, искусства и музыки.

  • Знаменитые уголки родины моей.
  • Историческая

Под девизом:  « Один за всех и все за одного».

Класс украшен в народном стиле.

В центре – карта государства со станциями и номерами:

Географическая

Историческая

Литературная

Музыкальная и игровая

Ботаническая

В игре используется кубик с 1,2,3 кружками.

 Для каждой станции оборудован и оформлен уголок по данному направлению, где мимо статей, рисунков, фотографий, книжки – раскладушки, где находятся вопросы, которые задаются на этой станции.

На каждой станции есть консультант. Он задает вопросы.

Ученики читают стихи про свой край, про свой народ.

Ход занятия.

  1. Орнамент
  2. Вводная часть на доске:

Ведущий представляет участников, объявляет о начале путешествия.

Эвенкия-край мой родной!

Родные просторы, Вы мне улыбаетесь морем огней.

Глубокие реки, высокие горы навеки в душе сохранятся моей!

Эти строки писателей передают чувства к родному краю.

-Какие?

-Какой вы увидели Эвенкию в этой мелодии, стихах?

Опишите:

- Сегодня мы снова коснемся культуры эвенкийского народа, его прикладного творчества. Выставка прикладного творчества.(слайд   )

- Полюбуйтесь красками орнамента: показ цветных фотографий с изображением людей в национальных костюмах. Что вы можете о них сказать? (слайд)

(яркие, многоцветные).

- Где эти краски могла мастерица – эвенка?  (в тайге, в лесу, на поляне или в чуме, когда цветёт лес, тундра в первой половине лета).

- какие цветы напоминают эти краски?  (оранжевые жарки, синие колокольчики, желтые лилии, голубые незабудки, малиновые пионы, лиловый венерин башмачок; по ходу выставляются снимки с цветами). (слайд)

Мастерица подбирает краски для орнамента так, чтобы цветок ожил, расцвел той красотой, которой так богата наша природа и так красив национальный костюм.

Национальный костюм любого народа практичен. Он несет на себе древние традиции, отражает художественное представления мастеров и их создающих. Со временем костюм видоизменяется, но в целом бережно сохраняет и поддерживается в том виде, в котором отражается культура народа, его этнос. Полюбуйтесь красотой национального костюма и скажите из каких частей состоит он. ?......(слайд)

Вопросы по станциям:

1.Географическая

1.) Назовите столицу Эвенкии

2.) Какие посёлки, города  края вы знаете?

3.) Покажите крупные реки.

4). Назовите районные центры.

5.) С какими государствами граничит Россия?

2. Историческая

1.) Какие традиции и обычаи существуют у вашего народа?

2.) Что или кто является символом страны, края?

3.) Сколько лет посёлку Байкиту?

4.) Сколько лет вашему посёлку?

5.) Сколько лет прошло со дня образованияЭМР?

3. Литературная

1. Каких писателей и поэтов вы знаете?

 

  1. Назвать половицы и поговорки о Родине.

      - Нет в мире краше Родины моей.

      - Для родины своей ни сил, ни жизни не жалей.

      - Земля кормит людей, как мать детей.

4.  Послушайте,  какие стихотворения они написали о своей родине, о родной речи.

 Конкурс чтецов стихотворений о родине.

Эвенкия, Эвенкия, непролазные снега,

Но из всех земель на свете

Ты, как мать, мне дорога.

Ты – мой дом, моя забота,

В песне вся и в сердце – вся…

Коль забуду родную речь,  

Песни те, что поёт народ,

Для чего мне тогда беречь

И глаза, и уши, и рот?

Коль забуду запах земли

И не так ей буду служить,

Для чего же руки мои,

Для чего мне на свете жить?...

 « Зеленая тайга»

Шумит зеленая тайга,

Ты мне, как песня дорога.

Звенишь серебряной струной

Ты мне вечернею порой.

Ты тайга родная,

Сторона лесная,

О тебе повсюду,

Думою всегда я.

6. Ботаническая.

1. Какие животные  и растения есть в вашем крае?

Конкурс  лучших работ по бисероплетению. (слайд)

2. Какие животные и растения охраняются Красной книгой?

3. Что вы можете сделать, чтобы уберечь природу родного края?

7. Экономическая.

1. Какие промышленные изделия производятся в вашем районе?

2. Какие полезные ископаемые есть на территории Эвенкии?

Песня «Отчий край»

Зашумела роща, засвистели птицы

Улыбнулось солнце солнечным лучом.

Мне в краю ромашек повезло родиться,

Под российским небом жизнь свою начать.

На рассвете выйду в золотое поле –

Не найти прекрасней уголка земли!

Голубые дали, тихое раздолье

Песней задушевной на сердце легли.

Облети полмира, все края на свете,

Сколько ярких красок – хочешь, выбирай?

Но как ясный лучик, но большой планете.

Памятью о поле светит отчий край.

После окончания занятия дети угощаются блюдами национальной кухни.

 

Заключение.

Беседа:

- Что нового вы узнали о родном крае, культуре Эвенкии?

- Чем интересен Эвенкийский орнамент?

- В чем его особенности? В чем заключается волшебство орнамента и цвета?

- Что можно сказать о эвенкийском народе?

 (Он богат талантами: поэты, музыканты, певцы, мастера прикладного искусства – все хранят традиции и культуру, приумножают их и развивают.)

Обобщение: песня « Отчий край».

- Помните, что каждый народ бережно сохраняет традиции своей культуры, любит свой край, живет на земле в содружестве с другими народами.

- Земля нас окружила своей дивной красотой.

Земля нам подарила воздух лесной,

Берег крутой с быстрой речкой,

 Синее небо над головой.

Давайте, ребята будем любить отчий край,  

Пусть будет он всегда чистым и красивым!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сердцу милый уголок. Урок литературного чтения. 4 класс

На уроке используется технология оптимального чтения ....

Конкурс фотографий "Сердцу милый уголок"

Фотографии малой Родины , природа Дальнего Востока...

Об опыте работы по реализации задач краеведческого курса окружной программы «Люблю тебя, мой край родной» и апробации регионального курса «Наш край»

Выступление на совещании ВИПКРО – «Реализация требований государственных образовательных стандартов в практике работы учителей начальных классов»...

Сердцу милая сторонка

Расширение и углубление знания учащихся об истории родного края. Воспитание чувства любви и гордости за свою малую Родину....

"Моя малая родина - сердцу милый уголок!"

Методическая разработка классного часа «Моя малая родина — милый сердцу уголок!»Актуальность данной темы обусловлена тем, что у подрастающего поколения необходимо воспитывать чувство патриотизма, любв...

Визитная карточка проекта "Сердцу милый уголок"

Визитная карточка проекта "Сердцу милый уголок". Визитная карта разработана для обучающихся с нарушением слуха. 4 класс....