Рабочая программа и календарное планирование внеурочной деятельности художественно-эстетического направления для учащихся 1-4 классов.
рабочая программа по теме

Рогинина Людмила Николаевна

Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vneuroch_deyat_kukolnaya_strana_1-4_kl.doc402.5 КБ

Предварительный просмотр:

государственное образовательное учреждение Тульской области

«Ефремовская начальная общеобразовательная школа»

Рассмотрена и согласована                                                УТВЕРЖДАЮ:

методическим объединением                                                     директор

Протокол № _________                                

от «_____» ______________ 201   г.                                ____________________ Гладких Е.Н.

                                                                            Приказ №

                                                                «_____» ___________________ 201  г.

Принята на педагогическом совете

Протокол № ______

от «_____» ______________ 201   г.  

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по внеурочной деятельности

                            ________________________________

                            ________________________________

                                        для ________ класса 

                                начального общего образования

Учитель ________________________________

Квалификационная категория ______________

Ефремов

                                                          2013 год

 

                                                          Пояснительная записка

          Рабочая программа « Кукольная страна» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе примерной программы художественно-эстетического направления.

Цель программы:  

 Раскрытие и развитие потенциальных способностей детей через их приобщение к миру искусства - театру кукол.

Задачи:

- развивать природные задатки и способности, помогающие достижению успеха  в том или ином виде искусства;

- научить приёмам исполнительского мастерства;

- научить слушать, видеть, понимать и анализировать произведения искусства;

- научить правильно использовать термины, формулировать определения понятий, используемые в опыте мастеров искусства;

- сформировать представление о национальной  культуре;

- сформировать понимание нравственных категорий: добро и зло, ложь и правда.

                 В        содержании рабочей программы осуществляются межпредметные связи с учебными предметами: литературное чтение, технология, музыка, изобразительное искусство, окружающий мир.

Курс   введен в часть учебного  плана, формируемого образовательным учреждением в рамках художественно-эстетического направления.

           Кукольный театр необходим школе. Это возможность почувствовать себя создателем целого мира, реализовать таланты и фантазии, воспитывать без назидания, постигая добро и зло вместе с героями – куклами.

         Кукла – первое прикосновение ребёнка к искусству театра. Человеческий разум шагнул далеко вперёд, но дети без куклы и игры жить не могут. Кукла  есть «оживление» неживой материи при помощи рук актёра и фантазии. «Ожившие» герои будят у ребёнка воображение, рождают новые образы, которые влияют на ребёнка: в работу включается мыслительный процесс. Прежде чем «оживлять» куклу, рассматривается внешний образ, составляется характеристика, подбирается соответствующая интонация и стиль речи.

         В этом процессе общения проявляется познавательная и предметная деятельность ребёнка. Овладение речью через куклу позволяет ребёнку воспринимать явления более осознанно. Чем богаче и правильнее речь ребёнка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании действительности, активнее происходит психическое развитие.

         Театр кукол – способ пластического мышления в пространстве. При этом главное внимание уделяется развитию ассоциативного мышления.

Актуальность программы обусловлена тем, что театральное искусство имеет незаменимые возможности духовно-нравственного воздействия. Ребёнок, оказавшийся в позиции актёра  - исполнителя, может пройти все этапы художественно-творческого осмысления мира, а это значит – задуматься о том, что и зачем человек говорит и делает, как это понимают люди, зачем показывать зрителю то, что ты можешь и хочешь сыграть, что ты считаешь дорогим и важным в жизни.

       Новизна рабочей программы внеурочной деятельности  определена содержанием федерального государственного стандарта начального общего образования , и реализуется через различные направления работы: воспитание основ зрительской культуры, развитие навыков исполнительской деятельности, накопление знаний о театре, которые переплетаются, дополняются друг в друге, взаимно отражаются, что способствует формированию нравственных качеств у обучающихся.

Программа данного курса представляет систему  занятий для учащихся начальных классов и рассчитана на четыре года обучения (по 2 часа в неделю).

В процессе реализации программы внеурочной деятельности       используются нетрадиционные формы занятий: экскурсии в музеи, посещение выставок, концертов, театров, творческие вечера и встречи с деятелями культуры, школьные фестивали.

Итоги каждого года обучения подводятся в форме отчётного спектакля юных артистов с приглашением родителей, детей, друзей, педагогов образовательных учреждений, воспитанников дошкольных учреждений.

  Во время занятий следует опираться и последовательно реализовывать следующие психолого-педагогические и методические принципы:

 1. Учет возрастных особенностей (контроль за изменением побуждающих мотивов);

  2. Направленность обучения на раскрытие потенциальных возможностей ребенка (применяя конкретный принцип, выбираю и соответствующий метод);

  3. Принцип эмоционально положительного настроя на занятия;

  4. Принцип непрерывного расширения общекультурного кругозора, укрепление познавательных интересов ребенка;

  5. Принцип актуальности и непрерывной поддержки самостоятельных инициатив ребенка («Сам придумал - самостоятельно сделал»);

  6. Принцип методической вариативности в деятельности педагога (наличие у педагога «в репертуаре» широкого диапазона методов и приемов):

  • Репродуктивных (воспроизводящих);

  • Частично-поисковых;

  • Проблемных;

  • Эвристических (проблема формируется детьми ,предлагаются  способы ее решения).                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      

  Опора на перечисленные принципы позволяет эффективно вести обучение и достигать максимально возможного результата обучения и воспитания детей, которые имеют самый различный уровень предрасположенности к творческому освоению искусства театра кукол.

  В проведении занятий используются формы индивидуальной работы и коллективного творчества. Теоретическая часть дается в форме беседы с просмотром иллюстративного материала и подкрепляется практическим освоением темы.

Общие методические пояснения.

  Творческое отношение педагога к работе имеет принципиальное значение. Программа подчеркивает важность увлеченности педагогов и обучающих искусством театра кукол для формирования у детей познавательного интереса к нему и стремления к его самостоятельному изучению. Эстетические потребности детей должны сознательно развиваться педагогом на каждом занятии.

  Так как одна из ведущих задач - творческое развитие личности ребенка, особое внимание обращается на развитие воображения, фантазии. На каждом занятии детям дается возможность пофантазировать, поощряется привнесение в работу собственных образов, элементов и т.п. Важно «расковать» детей, высвободить их творческую энергию

   Полезно систематизировать все интересные находки по развитию детского воображения в процессе деятельности на занятиях для организации последующих коллективных и персональных выставок детских работ, творческих отчетов.

   В программе поднята как важнейшая проблема духовного развития личности, воспитания мира чувств ребенка, его эмоциональной чуткости, активно-действенной отзывчивости на добро и зло. Эта задача наиболее сложная и требует большого такта от педагога. Задача формирования «зоркости души» ребенка, которая является для педагогов основой, также требует индивидуального подхода к конкретному ребенку.

   Итак, внеурочная программа «Кукольная страна» рассчитана на годичный курс обучения. Занятия проводятся  2 раза в неделю по 1 часу. Возраст детей от 6,5-11 лет. Данный возраст характеризуется как время овладения самостоятельными формами работы, время развития интеллектуальной, познавательной активности.

                                               

Прогнозируемые результаты

По завершении 1 года обучающиеся должны:

  • получить знания об истории происхождения кукол, о видах кукол;
  • овладеть умением распределять дыхание во время произношения текста;
  • научиться сочинять истории в предлагаемых обстоятельствах и при прослушивании музыки;
  • овладеть навыком  вождения перчаточной куклой;
  • научиться переносить образ героя в рисунок;
  • овладеть культурой общения со сверстниками и со взрослыми;
  • осознать чувство ответственности перед коллективом во время совместной работы по созданию спектакля;
  • знать фольклор   народа: сказки, предания, легенды, сказания.

       По завершении 2 года обучающиеся должны:

  • научиться анализировать пьесу, давать характеристику героям;
  • овладеть умением анализировать роль, определять «зерно» характера;
  • обучиться переносу образа с эскиза в скульптуру будущей куклы;
  • научиться использовать выразительные возможности куклы;
  • уметь сочинять сказки и рифмовки;
  • научиться умению использовать метафору и ассоциации для нахождения образа-символа;
  • научиться понимать значимость и возможности коллектива и свою ответственность перед ним.
  • знать историю создания и отличительные особенности  национального костюма.

По завершении 3 – 4  годов обучения  обучающиеся должны:

  • познакомиться с историей театра кукол и современными творческими поисками в кукольном мире;
  • научиться умению определять идею произведения, главную задачу;
  • овладеть темпо - ритмом, чувством пространства сцены;
  • научиться общаться со зрителем и партнёром через куклу;
  • овладеть тембровой и интонационной окраской голоса;
  • освоить  технику вождения кукол: перчаточной, тростевой, планшетной, марионеткой;
  • открыть для себя нравственные и эстетические ценности;

                 Личностные, метапредметные результаты освоения курса

  В результате изучения данного курса у выпускников начальной школы будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия.

Личностными результатами изучения курса являются:

  • внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе;
  • способность к самооценке;
  • основы гражданской идентичности личности в форме осознания своего «Я» как гражданина России, чувство сопричастности и гордости за свою Родину, народ, историю;
  • ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей;
  • знание основных моральных норм;
  • чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной литературой;
  • эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.

       Регулятивные универсальные действия

Выпускник научится:

  • определять и формулировать цель деятельности;
  • в сотрудничестве с учителем ставить новые  задачи;
  • планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
  • адекватно воспринимать оценку учителя;
  • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

Познавательные УУД

 Выпускник научится:

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения различных задач;
  • строить речевое высказывание как в устной, так и письменной форме;
  • основам смыслового чтения художественных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов;
  • строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.

Коммуникативные УУД

  • Выпускник научится:
  • допускать возможность существования различных точек зрения, ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  • задавать вопросы;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Формы подведения итогов и контроля

Для полноценной реализации данной программы используются разные виды контроля:

  • текущий – осуществляется посредством наблюдения за деятельностью ребенка в процессе занятий;
  • промежуточный – праздники, соревнования, занятия-зачеты, конкурсы, проводимые в образовательном учреждении;
  • итоговый – открытые занятия, спектакли, фестивали.

Мероприятия и праздники, проводимые в коллективе, являются промежуточными этапами контроля за развитием каждого ребенка, раскрытием его творческих и духовных устремлений.

Творческие задания, вытекающие из содержания занятия, дают возможность текущего контроля.

Открытые занятия по актерскому мастерству и сценической речи являются одной из форм итогового контроля.

Конечным результатом занятий за год, позволяющим контролировать развитие способностей каждого ребенка, является спектакль или театральное представление.

                        Учебно-тематический  план на 1 год обучения

№ п/п

Темы

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие. Особенности театральной терминологии

4

2

2

2

Устройство ширмы и  декораций

12

2

10

3

Особенности изготовления кукол

16

4

12

4

Речевая гимнастика

8

2

6

5

Особенности работы кукловода

12

2

10

6

Выбор пьесы

4

1

3

7

Знакомство с произведениями    народа

4

1

3

8

Репетиция, спектакль

6

2

4

ВСЕГО:

66

16

50

                                                               Содержание курса

                                                          (первый год)

  1. Вводное занятие. Особенности театральной терминологии

Знакомство детей с историей кукольного театра   в России. Понятие о пьесе, персонажах, действии, сюжете. Особенности организации работы театра «Петрушка». Понятие «кукловод». Ознакомление детей с принципом управления движения куклы (движение головы, рук куклы). Техника безопасности. Особенности театральной терминологии.

Практическая работа: отработка техники движений куклы на руке.

  1. Устройство ширмы и декораций

Знакомство с понятием «декорация». Ознакомление с элементами оформления (декорации, цвет, свет, шумы и т. п.) спектакля кукольного театра. Первичные навыки работы с ширмой. Понятие о плоскостных, полуплоскостных и объёмных декорациях. Изготовление плоскостных декораций (деревья, дома и т. д.). Понятие о физико-технических свойствах материалов для изготовления театрального реквизита.

Практическая работа: установка ширмы и изготовление элементов декораций.

  1. Особенности изготовления кукол

Знакомство с технологией разработки выкроек кукол. Выбор материалов для изготовления различных частей куклы. Порядок изготовления различных частей куклы (куклы-девочки, зайца, волка, медведя и др.). Изготовление одежды кукол. Понятие о технологии изготовления различных кукольных персонажей.

Практическая работа: изготовление различных кукол.

  1. Речевая гимнастика

Понятие о речевой гимнастике и об особенностях речи различных персонажей кукольного спектакля (детей, взрослых персонажей, различных зверей). Голосовые модуляции. Понятие об артикуляции и выразительном чтении различных текстов (диалог, монолог, рассказ о природе, прямая речь, речь автора за кадром и т. п.). Речевая гимнастика (в декорации). Работа со скороговорками. Природные задатки человека, пути их развития. Посещение спектакля кукольного театра.

Практическая работа: отработка (тренинг) сценической речи.

  1. Особенности работы кукловода

Понятие о разнообразии движений различных частей кукол. Отработка навыков движений куклы по передней створке ширмы. Особенности психологической подготовки юного артиста-кукловода.

Закрепление навыков жестикуляции и физических действий. Отработка навыков движения куклы в глубине ширмы. Понятие о театральных профессиях (актёр, режиссёр, художник, гримёр, осветитель и др.)

Практическая работа: расчёт времени тех или иных сцен, мизансцен и протяжённости всего спектакля.

  1. Выбор пьесы

Выбор пьесы. Чтение сценария. Распределение и пробы ролей (по два состава). Разучивание ролей с применением голосовых модуляций. Оформление спектакля: изготовление аксессуаров, подбор музыкального оформления. Соединение словесного действия (текст) с физическим действием персонажей. Отработка музыкальных номеров, репетиции. Посещение кукольных спектаклей в театре. Понятие об актёрском мастерстве и о художественных средствах создания театрального образа. Драматургия, сюжет, роли.

Практическая работа: тренинг по взаимодействию действующих лиц в предполагаемых обстоятельствах на сцене.

  1. Знакомство с произведениями   народа

Знакомство с разнообразным  фольклором, героические сказания, герои, богатыри.  Народные сказки.

Практическая работа: посещение городского краеведческого музея.  

  1. Генеральная репетиция. Спектакль

Подготовка помещения для презентации кукольного спектакля. Состав жюри. Установка ширмы и размещение всех исполнителей (актёров). Звуковое, цветовое и световое оформление спектакля. Установка оборудования для музыкального и светового сопровождения спектакля (имитация различных шумов и звуков). Управление светом, сменой декораций. Разбор итогов генеральной репетиции.

Практическая работа: организация и проведение спектакля; организация и проведение гастролей; показ спектакля учащимся начальной школы, дошкольникам; участие в смотре школьных кукольных театров.

                 

                               КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ  ПЛАНИРОВАНИЕ

Первый год обучения

Тема

Дата  

Примечание


Вводное занятие. Знакомство с историей кукольного театра.  

Особенности театральной терминологии. Особенности организации работы школьного театра.

Знакомство с понятием «кукловод». Знакомство с принципом управления движениями куклы. Техника безопасности.

Продолжение знакомства с принципом движения куклы. Отработка движений головы куклы, рук куклы.

Знакомство с понятием «декорация». Оформление спектакля кукольного театра.

Оформление спектакля кукольного театра (декорации, цвет, свет, звук, шумы).

Оформление спектакля кукольного театра (декорации, цвет, свет, звук, шумы).

Плоскостные декорации. Изготовление декораций.

Полуплоскостные декорации. Изготовление декораций.

Объёмные декорации. Изготовление декораций.

Понятие о физико-технических свойствах материалов для изготовления театрального реквизита.

Установка ширмы.

Установка ширмы.

Изготовление декораций.

Изготовление декораций.

Изготовление декораций.

Происхождение куклы.

Виды кукол. Что может быть куклой?

Перчаточная кукла.

Знакомство с технологией разработки выкроек кукол.

Выбор материалов для изготовления различных частей куклы. Технология изготовления различных кукольных персонажей.

Порядок изготовления головы куклы.

Изготовление головы куклы из папье-маше.

Обработка и покрытие головы куклы.

Изготовление каркаса туловища куклы.

Продолжение работы над каркасом.

Соединение головы с каркасом.

Изготовление одежды кукол.

Изготовление одежды кукол.

Раскрой и шитьё одежды кукол.

Соединение деталей куклы.

Соединение деталей куклы.

Речевая гимнастика

Речевая гимнастика (в декорации).

Особенность речи различных персонажей.

Голосовые модуляции.

Выразительное чтение различных текстов.

Скороговорки.

Разучивание скороговорок.

Посещение спектакля в кукольном театре.

Разнообразие движений различных частей куклы.

Разнообразие движений различных частей куклы.

Отработка навыков движения куклы по передней створке ширмы.

Отработка навыков движения куклы по передней створке ширмы.

Психологическая подготовка артиста-кукловода.

Психологическая подготовка артиста-кукловода.

Знакомство с театральными профессиями.

Знакомство с театральными профессиями.

Закрепление навыков жестикуляции и физических действий.

Движение куклы в глубине ширмы.

Расчёт времени на спектакль.

Расчёт времени на спектакль.

Выбор пьесы.

Чтение сценария. Распределение и пробы ролей.

Оформление спектакля.

Разучивание ролей, репетиция.

Знакомство с   народным фольклором. Героические сказания.

 Народные сказки. Легенды.

 Народные сказки. Легенды.

Экскурсия в краеведческий музей.

Репетиция к спектаклю.

Репетиция к спектаклю.

Подготовка помещения к спектаклю.

Подготовка помещения к спектаклю.

Генеральная репетиция.

  1.  

 Спектакль.

                                           Учебно-тематический  план на 2  год обучения

№ п/п

Темы

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие. Выбор пьесы

12

4

8

2

Актёрская грамота. Работа над ролью

14

2

12

3

Изготовление кукол

9

2

7

4

Работа с текстом

6

2

4

5

 Репетиции на сцене Спектакль

10

2

8

6

Ассоциативное мышление – путь к нестандартному решению сценического образа куклы

10

4

6

7

Бытовая и обрядовая культура  русского народа

3

1

2

8

Поездка на выставку кукол. Посещение кукольного театра

4

1

3

ВСЕГО:

68

18

50

                                                           

                                                           Содержание курса

                                                                 (второй год)

  1. Вводное занятие. Выбор пьесы

Чтение и обсуждение пьесы. Поиск проблемы каждого героя. Выявление мотивов поведения каждого героя, характеры героев.

Практическая работа: использование имеющегося художественного опыта учащихся; творческие игры; рисование кинофильма для закрепления представлений о театре как виде искусства. Посещение кукольного театра. Занятие-тренинг по культуре поведения «Как себя вести в театре».

  1. Актёрская грамота. Работа над ролью

Знакомство с  драматургией, декорациями, костюмами, гримом, музыкальным и шумовым оформлением. Стержень театрального искусства – исполнительское искусство актера; возможности актера «превращать», преображать с помощью изменения своего поведения место, время, ситуацию, партнеров. Анализ роли.

Практическая работа: выполнение этюдов, упражнений - тренингов. Поиск похожих ситуаций в жизни.

  1. Изготовление кукол

Выполнение эскизов кукол. Лепка куклы. Порядок изготовления различных частей куклы. Изготовление одежды для кукол.

Практическая работа: изготовление кукол.

  1. Работа с текстом

Роль чтения вслух в повышении общей читательской культуры. Основы практической работы над голосом. Понятие о фразе. Текст и подтекст литературного произведения. Возможность звучащим голосом рисовать ту или иную картину. Главная мысль в тексте. Паузы в тексте.

Практическая работа: упражнения на рождение звука; отработка навыка правильного дыхания при чтении и сознательного управления речевым аппаратом. Артикуляционная гимнастика.

  1. Репетиции на сцене. Спектакль.

Физическое и психологическое самочувствие актёра в роли через куклу. Работа с декорациями. Музыка и движение куклы, жесты. Речь актёра и движение куклы. Подготовка помещения для презентации кукольного спектакля. Состав жюри. Установка ширмы и размещение всех исполнителей (актёров). Звуковое, цветовое и световое оформление спектакля. Установка оборудования для музыкального и светового сопровождения спектакля (имитация различных шумов и звуков). Управление светом, сменой декораций. Разбор итогов генеральной репетиции.

Практическая работа: подготовка к спектаклю, отработка и репетиции на сцене; организация и проведение спектакля; организация и проведение гастролей; показ спектакля учащимся начальной школы, дошкольникам.

  1. Ассоциативное мышление – путь к нестандартному решению сценического образа куклы

Понятие о метафоре. Художественная образность в народной словесности. Религиозное верование древнего человека и его отношения к природе. Народные приметы, связанные с земледелием и природой. Загадка. Народные сказки. Поэтическое слово. Образы в поэтическом слове.

Практическая работа: чтение и сочинение загадок, чтение народных сказок. Конкурс на лучшего чтеца басен, стихотворений. Литературный вечер.

  1. Бытовая и обрядовая культура  русского народа

Бытовая и обрядовая культура   русского народа – свадебный обряд, дома, украшение и одежда.  Произведения современных поэтов.

Практическая работа: изготовление   сувениров, оберегов.

  1. Посещение кукольного театра, выставки кукол

Посещение выставки кукол. Посещение кукольного театра. Анализ просмотренного спектакля. Планирование работы на следующий год.

                     

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ  ПЛАНИРОВАНИЕ

Второй год обучения

Тема

Дата  

Примечание

1.

Вводное занятие. Чтение пьесы.

2.

Чтение пьесы.

3.

Обсуждение пьесы.

4.

Обсуждение пьесы.

5.

В чём проблема каждого героя?

6.

Причины столкновения героев.

7.

Причины столкновения героев.

8.

Цель и мотивы поведения героев.

9.

Цель и мотивы поведения героев.

10.

Характеры героев пьесы.

11.

Характеры героев пьесы.

12.

Сверхзадача пьесы.

13.

Исполнительское искусство актёра.

14.

Исполнительское искусство актёра.

15.

Анализ роли.

16.

Анализ роли.

17.

Похожие ситуации в жизни.

18.

Похожие ситуации в жизни.

19.

«Зерно» характера.

20.

«Зерно» характера.

21.

С чем ассоциируется образ героя?

22.

С чем ассоциируется образ героя?

23.

Работа над ролью.

24.

Работа над ролью.

25.

Работа над ролью.

26.

Работа над ролью.

27.

Выполнение эскизов кукол.

28.

Лепка кукол.

29.

Изготовление головы из папье-маше.

30.

Обработка и покрытие изделия.

31.

Изготовление каркаса туловища.

32.

Соединение головы с туловищем.

33.

Изготовление парика.

34.

Раскрой и шитьё деталей.

35.

Соединение деталей куклы. Завершение работы над куклой.

36.

Главная мысль в тексте.

37.

Паузы.

38.

Главное слово.

39.

Интонационные знаки.

40.

Выразительное чтение текста. Чтение по ролям.

41.

Выразительное чтение текста. Чтение по ролям.

42.

Психологическое и физическое самочувствие актёра через куклу.

43.

Походка, жест, поворот головы, корпуса.

44.

Приспособление к реквизиту, декорации.

45.

Работа с декорациями.

46.

Общение через куклу. Музыка и движение куклы.

47.

Отношение актёра к происходящему.

48.

Репетиция спектакля.

49.

Репетиция спектакля.

50.

Репетиция спектакля.

51.

Спектакль.

52.

Понятие о метафоре.

53.

Художественная образность в русской словесности.

54.

Религиозное верование древнего человека и его отношение к природе.

55.

Народные приметы, связанные с земледелием и природой.

56.

Загадка – сохранение старинного мифического языка. Чтение и сочинение загадок.

57.

Народные сказки и предания.

58.

Басни и сказание о зверях.

59.

Поэтическое слово. Образы в поэтическом слове.

60.

Чтение стихотворений. Конкурс на лучшего чтеца.

61.

Литературный вечер.

62.

Знакомство с бытовой и обрядовой культурой  русского народа.

63.

История создания   национального костюма.

64.

Произведения современных   поэтов.

65.

Поездка в кукольный театр.

66.

Анализ просмотренного спектакля.

67.

Поход на выставку кукол.

68.

Чему мы научились за год? Планирование работы на новый учебный год.

Учебно-тематический  план на 3  год обучения

Темы

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1.

Вводное занятие. История театра кукол

12

6

       6

2.

Работа над эстрадными номерами

12

6

6

3.

Изготовление кукол

6

6

4.

Репетиционный период

4

4

5.

 Репетиционный период (работа с куклой)

12

2

10

6.

Работа над самостоятельным номером

12

4

8

7.

Работа над постановкой голоса

8

2

6

8.

Творческая встреча с  научными сотрудниками краеведческого музея

2

2

ВСЕГО:

68

20

48

                                                           Содержание курса

                                                                 (третий год)

  1. История театра кукол

Кукла в Древнем мире. Театральные шествия. Знакомство с куклами стран мира (Франция, Италия, Америка). Устройство сцены в театре кукол. Театр С. Образцова – школа для всех кукольников. Драматизация и театр кукол. Устройство кукол и их пластические возможности.

Практическая работа: посещение кукольного театра (знакомство с устройством сцены).

  1. Работа над эстрадными номерами

Понятие об эстраде как о форме театрального искусства. Куклы на эстраде и их возможности. Номера известных кукольников. Знакомство с жанрами эстрады (пантомима, клоунада, пародия).

Практическая работа: чтение литературы и определение жанра.

  1. Изготовление кукол

Знакомство с технологией разработки выкроек кукол. Выбор материалов         для изготовления различных частей куклы. Порядок изготовления различных частей куклы (куклы-девочки, зайца, волка, медведя и др.). Изготовление одежды кукол. Изготовления различных кукольных персонажей.

Практическая работа: изготовление различных кукол.

  1. Репетиционный период (застольный)

Работа с текстом, просмотр линии роли.

  1. Репетиционный период (работа с куклой)

Изменение маски кукол. Основной ритм движения куклы. Точная координация танцевальных движений актёра с куклой. Тембровая и интонационная окраска голоса.

Практическая работа: отработка движений актёра с куклой, репетиции с куклой; показ эстрадных номеров.

  1. Работа над самостоятельным номером

Знакомство с художниками разных эпох в жанре «Портрет». Характеристика по портрету. Знакомство с эмоциональной памятью.

Практическая работа: сочинение истории жизни по портрету, просмотр спектаклей, изготовление куклы, изготовление декораций, репетиционный период.

  1. Творческая встреча с  научными сотрудниками краеведческого музея
  2. Работа над постановкой голоса

Работа над постановкой голоса. Отработка самостоятельных номеров. Выступление на школьном смотре художественной самодеятельности.

                    КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ  ПЛАНИРОВАНИЕ

Третий год обучения

Тема

Дата  

Примечание

1.

Вводное занятие. Кукла в Древнем мире.

2.

Театрализованные шествия.

3.

Театрализованные шествия.

4.

Куклы Италии, Франции, Америки.

5.

Устройство сцены в театре кукол.

6.

Устройство сцены в театре кукол.

7.

Российский театр – Петрушка.

8.

Устройство кукол и их пластические возможности.

9.

Устройство кукол и их пластические возможности.

10.

Театр С. Образцова – школа для всех кукольников.

11.

Драматизация и театр кукол.

12.

Драматизация и театр кукол.

13.

Понятие об эстраде как о форме театрального искусства.

14.

Куклы на эстраде, их возможности.

15.

Номера известных кукольников.

16.

Жанры эстрадных номеров и возможности куклы.

17.

Танцевальная пантомима.

18.

Пародия.

19.

Разговорный жанр (обращение к художественной литературе).

20.

Клоунада.

21.

Выбор сюжета. Чтение литературы.

22.

Определение жанра.

23.

Выбор типа кукол и их выразительные возможности.

24.

Эскизы кукол.

25.

Изготовление кукол.

26.

Изготовление кукол.

27.

Изготовление кукол.

28.

Изготовление кукол.

29.

Изготовление кукол.

30.

Изготовление кукол.

31.

Работа с текстом.

32.

Линия роли.

33.

Работа над ролью.

34.

Работа над ролью.

35.

Изменение маски кукол.

36.

Основной ритм движения куклы.

37.

Точная координация танцевальных движений актёра с куклой.

38.

Общение со зрителем.

39.

Общение партнёром через куклу.

40.

Тембровая и интонационная окраска голоса.

41.

Работа в жанре.

42.

Работа с куклой.

43.

Работа с куклой.

44.

Репетиции с куклой.

45.

Репетиции с куклой.

46.

Показ номеров.

47.

Знакомство с художниками разных эпох в жанре «Портрет».

48.

Характеристика по портрету.

49.

Сочинение истории по портрету.

50.

Эмоциональная память.

51.

Музыка, художественный фильм, книга, спектакль, жизненные наблюдения…

52.

От чувства к образу.

53.

От образа к рисунку.

54.

От рисунка к теме, к проблеме.

55.

Изготовление кукол.

56.

Изготовление кукол.

57.

Изготовление кукол.

58.

Изготовление декораций.

59.

Изготовление декораций.

60.

Работа над постановкой голоса.

61.

Работа над постановкой голоса.

62.

  Конкурс «Минута славы».

63.

Показ самостоятельных работ на школьном конкурсе.

64.

Анализ показа самостоятельных работ.

65.

Творческая встреча с сотрудниками краеведческого музея

66.

Творческая встреча с  сотрудниками краеведческого музея

67.

Чему мы научились за год? Подведение итогов.

68.

Планирование работы на следующий год.

Учебно-тематический  план на 4 год обучения

№п/п

Темы

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1.

Вводное занятие

1

1

2.

Русские народные сказки и былины в записи и обработке мастеров художественного слова

6

2

4

3.

Сказки народов мира

2

1

1

4.

Выбор пьес-сказок для постановки спектаклей

2

2

5.

Занятия по развитию творческого воображения (придумывание кукол комбинированных конструкций)

10

2

8

6.

Изготовление кукол различных конструкций

14

2

12

7.

Занятия сценическими движениями, сценической речью

12

2

10

8.

Изготовление декораций

10

2

8

9.

Репетиции, спектакль

8

2

6

10.

Этнографический поход по местам поселения  народа на ефремовской земле

3

3

ВСЕГО:

68

14

54

                                                           Содержание курса

(четвёртый год)

  1. Вводное занятие

Знакомство с планами работы на год. Повторение техники вождения перчаточными и тростевыми куклами.

  1. Русские народные сказки и былины в записи и обработке мастеров художественного слова

Чтение сказок, просмотр фильмов. Обсуждение прочитанного и просмотренного. Анализ.

  1. Сказки народов мира

Чтение сказок, просмотр фильмов. Обсуждение прочитанного и просмотренного. Анализ.

  1. Выбор пьес-сказок для постановки спектакля
  2. Занятия по развитию творческого воображения

Придумывание кукол комбинированных конструкций. 

  1. Изготовление кукол различных конструкций

Технология изготовления тростевых, перчаточных кукол, кукол комбинированных конструкций.

  1. Занятия сценическими движениями, сценической речью

Отработка движений и интонации кукол.

  1. Изготовление декораций

Придумывание и изготовление эскизов декораций. Обсуждение, выбор эскизов и изготовление декораций.

  1. Репетиции. Спектакль

Подготовка помещения для презентации кукольного спектакля. Состав жюри. Установка ширмы и размещение всех исполнителей (актёров). Звуковое, цветовое и световое оформление спектакля. Установка оборудования для музыкального и светового сопровождения спектакля (имитация различных шумов и звуков). Управление светом, сменой декораций. Разбор итогов генеральной репетиции. Спектакль. Анализ спектакля.

  1.  Этнографический поход по местам поселения на ефремовской земле   народа.  

                   

                                   КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ  ПЛАНИРОВАНИЕ

Четвёртый год обучения

Тема

Дата  

Примечание

1.

Вводное занятие.

2.

Русские народные сказки и былины в записи и обработке мастеров художественного слова.

3.

Русские народные сказки и былины в записи и обработке мастеров художественного слова.

4.

Русские народные сказки и былины в записи и обработке мастеров художественного слова.

5.

Русские народные сказки и былины в записи и обработке мастеров художественного слова.

6.

Русские народные сказки и былины в записи и обработке мастеров художественного слова.

7.

Русские народные сказки и былины в записи и обработке мастеров художественного слова.

8.

Сказки народов мира.

9.

Сказки народов мира.

10.

Выбор пьес-сказок для постановки спектаклей.

11.

Выбор пьес-сказок для постановки спектаклей.

12.

Придумывание кукол комбинированных конструкций.

13.

Придумывание кукол комбинированных конструкций.

14.

Придумывание кукол комбинированных конструкций.

15.

Придумывание кукол комбинированных конструкций.

16.

Придумывание кукол комбинированных конструкций.

17.

Придумывание кукол комбинированных конструкций.

18.

Придумывание кукол комбинированных конструкций.

19.

Придумывание кукол комбинированных конструкций.

20.

Придумывание кукол комбинированных конструкций.

21.

Придумывание кукол комбинированных конструкций.

22.

Изготовление кукол различных конструкций.

23.

Изготовление кукол различных конструкций.

24.

Тростевые куклы.

25.

Тростевые куклы.

26.

Перчаточные куклы. Работа над основным положением перчаточной куклы.

27.

Перчаточные куклы. Характер и образ в передаче информации.

28.

Перчаточные куклы. Сравнение образа героя с предметом.

29.

Упражнения для отработки навыков разговора куклы.

30.

Диалог героев.

31.

Вождение куклы.

32.

Упражнения на ширме, отработка походки.

33.

Оценка происходящего через куклу.

34.

Закрепление умения работать с перчаточной куклой.

35.

Закрепление умения работать с перчаточной куклой.

36.

Дыхательные упражнения сидя и стоя.

37.

Дыхательные упражнения сидя и стоя.

38.

Дикция.

39.

Артикуляционная гимнастика.

40.

Упражнения на произношение гласных и согласных.

41.

Скороговорки.

42.

Скороговорки.

43.

Упражнения по мастерству актёра.

44.

Гимнастика рук, пальцев.

45.

Образные упражнения, развивающие игры.

46.

Командные игры.

47.

Показ этюдов.

48.

Придумывание эскизов декораций.

49.

Придумывание эскизов декораций.

50.

Изготовление декораций.

51.

Изготовление декораций.

52.

Изготовление декораций.

53.

Изготовление декораций.

54.

Изготовление декораций.

55.

Изготовление декораций.

56.

Изготовление декораций.

57.

Изготовление декораций.

58.

Репетиция (застольный период).

59.

Репетиция (застольный период).

60.

Репетиция на сцене.

61.

Репетиция на сцене.

62.

Репетиция на сцене.

63.

Генеральная репетиция.

64.

Спектакль.

65.

Анализ спектакля.

66.

Этнографический поход.

67.

Этнографический поход.

68.

Этнографический поход.

                                                                       Список литературы

  1. Бабин, Ю. Практическая работа с куклой в детском коллективе [Текст] / Ю. Бабин //  Я вхожу в мир искусств.  2001. – №6. – С. 59 – 69.
  2. Григорьев, Д. В. Внеурочная деятельность школьников: методический конструктор: пособие для учителя [Текст] / Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. – М. : Просвещение, 2010. – 223 с.
  3. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя [Текст] / А. Г. Асмолов [и др.]; под ред. А. Г. Асмолова. – 2-е изд. – М. : Просвещение, 2010. – 152 с.
  4. Кузнецова, Т. Театр кукол: Программа обучения детей  [Текст] / Т. Кузнецова //  Я вхожу в мир искусств. -  1999. -  №9. - С. 85 - 96.
  5. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование [Текст]  / [В. А. Горский, А. А. Тимофеев, Д. В. Смирнов и др.]; под ред. В. А. Горского. – М. : Просвещение, 2010. – 111 с.  
  6. Речь. Речь, Речь: Книга для учителя / под. ред. Т. А. Ладыженской. – М. : Педагогика, 1990. – 336 с.
  7. Театр, где играют дети [Текст]: Учебно-методическое пособие для руководителей детских театральных коллективов / Под ред. А.Б.Никитиной. – М. : Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2001. – 288 с.

                                                                                           

                                                                                                СОГЛАСОВАНО:

                                                                        зам. директора по УВР

                                                                        

                                                                        ____________________

                                                                                Незвинская Н.В.

                                                                          «___» __________ 201  г.                                    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности. Художественно-эстетическое направление «Пластилиновая фантазия» 2 класс .

   В настоящее время в умах и душах людей нашей страны происходит переоценка ценностей, зачастую приоритетную роль играют материальные блага, а развитие духовных качеств отходит...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по новым образовательным стандартам по внеурочной деятельности художественно-эстетического направления «Весёлая кисточка» для 1-4 классов

Программа по изобразительному искусству художественно-творческой деятельности детского объединения предназначена для детей от 7 до 10 лет с разными возможностями (для одарённых детей и для детей с огр...

Рабочая программа по внеурочной деятельности (художественно-эстетическое направление) Маленький мастер 1 – 4 классы

Актуальность Декоративное творчество является составной частью художественно-эстетического направления внеурочной деятельности в образовании. Оно наряду с другими видами искусства готовит обучающихся...

Рабочая программа и КТП кружка внеурочной деятельности по ФГОС "Говорим по-английски" для 4 класса

Цель программы - развитие разговорной речи обучащихся в форме практических занятий....

Рабочая программа и тематическое планирование внеурочной деятельности 2 класс "Мы - твои друзья".

Рабочая программа составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе авторской программы внеурочно...

Рабочие программы и тематическое планирование внеурочной деятельности

РП и КТП по внеурочной деятельности начальные классы: "Весёлые цифры", "Ритмика", "Спорт-это жизнь", "Театральная студия", "Эрудит"...