Родительское собрание "Труд и учеба"
материал (2 класс) по теме

Савинова Светлана Евгеньевна

Тематическое родительское собрание  можно провести в любом классе начальной школы. Цель собрания - формировать у родителей ответственность за воспитание ребенка в семье, показать роль личного примера  в воспитании.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rod_sobranie_trud_i_ucheba.docx32.94 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Труд и учеба

Цель:

Задачи: формировать  у родителей ответственность за воспитание ребенка в семье, показать роль личного примера в воспитании ребенка.

Подготовка: анкетирование учеников, обработка анкет, анализ

Суть   семьи – в   воспитании    детей.

А. С. Макаренко

Учить  не  на     словах ,  а  на   деле.

А. С. Макаренко

Проблемы отцов и детей не существует там,

где родители и дети дружат и чем-то занимаются вместе.

Ход собрания

  1. Вступительное слово

Учитель объявляет тему собрания, зачитывает  эпиграфы (на доске)

Учитель читает стихотворение А. Барто «Хандра»

А у меня опять хандра!

Мне скучно с самого утра.

Тоскливо целый день.

Мне говорят, что я хитра

И это просто лень

Что в младших классах

Не хандрят!

Тогда пускай нам говорят:

С какого возраста хандрят?

Мол, подожди годочка три,

Тогда, пожалуйста, хандри!

Нашим детям в начальных классах некогда хандрить – много работы: учеба, домашняя работа, помощь родителям по хозяйству, внеклассные кружки и секции. А нужно ли все это нашим детям, как вы считаете, уважаемые родители?

(Родители высказываются по этому вопросу. Возможны разные мнения родителей, как положительные, так и отрицательные.)

Вывод: Все это воспитывает у ребенка трудолюбие. Вот об этом мы сегодня с вами поговорим.

Что бы вы хотели сегодня узнать?

Предлагаю закончить предложения (на доске)

Я хочу узнать…

Мне интересно …

В учении большое место занимает подготовительный этап, когда ребенок овладевает навыками полезной деятельности.

- Как вы думаете, для чего нужен подготовительный этап? (Мнения родителей могут быть разными: ради оценки, подарка, путешествия, прогулки, игры на компьютере, чтобы научиться преодолевать трудности, решать трудные задачи и т.д.

2. Важность подготовительной работы

Лекционный материал

По мере того как ребенок осваивает полезный труд, у него рождается чувство собственного достоинства, уверенность, что это дело без него не может быть сделано, нужность.

Ведь в учебе как: ученик все время оказывается в положении новичка. Первый класс и новые учебники, усвоив программу 1 класса, он встречается с новым разделом знаний во втором классе и т.д.

Для нас взрослых это просто. Мы привыкли к постоянной учебе, проверкам, экзаменам, освоению новых профессий, новых видов деятельности. Мы все время беремся за новое дело. Не умеете вязать – учитесь по самоучителю или по рекомендации бабушки, Не умеете готовить – купите кулинарную книгу или следуйте рекомендации различных кулинарных телепередач. Опыт трудностей помогает человеку разобраться в себе, лучше узнать себя, повысить самоуверенность,  избавиться от чувства «всезнающего мудреца».

Это и поможет понять внутренний мир ребенка. Он должен понять, что приобретение новых знаний и навыков даст ему реальную пользу в будущем, независимо от того какие отместки он получал.

- Как помочь ребенку освоить навыки полезной для него деятельности?. (Учитель предлагает родителям в группах  составить перечень условий, которые помогут ребенку быть  успешным)

Родители, работая в группе, обсуждают и на листе записывают  моменты, а затем это обсуждается и подводится итог данной работы. Учителем формулируется вывод.

Вывод: Для успешного обучения у ребенка должен быть определенный багаж знаний, умений, навыков, ребенок должен уметь слушать, отвечать, спрашивать, запоминать,  ребенка необходимо мотивировать, создавать условия для успешного обучения, вовремя его хвалить и своевременно ругать, быть с ним честным, не заискивать, создавать трудности, помогать их преодолевать, и т.д.

В каждой семейной жизни происходит немало воспитательных  моментов, где вы показываете своим детям ваше желание, мнение, учите их своим примером. Давайте поговорим об этом на примере ситуаций из нашей жизни.

3. Обсуждение ситуаций

Учитель раздает напечатанные на листах ситуации группам родителей. Предлагается обсудить данную ситуацию в группе, прокомментировать ее и дать свои рекомендации.

Ситуация 1

Сын пришел из школы. Первым вопросом папы было: Какие оценки ты сегодня получил?

Прав ли папа. Ваши комментарии

Ситуация 2

Приходит первоклассник в школу, и, увы, ругается непотребными словами. Откуда они? Мама страшно удивляется: в семье никто таких слов при ребенке не произносил. Потом из беседы узнаешь – папа, разговаривая с товарищами по работе, иногда употреблял нецензурные выражения, и ребенок это слышал.

Ваши комментарии и рекомендации

Ситуация 3

Поручая сыну или дочке какой-то участок домашней работы, после того как ребенок справился, родители по-разному к этому относятся: хвалят за работу, говорят, что ребенок молодец, он «лучше всех», мог бы сделать и получше, мог бы постараться и т.д.

Какие слова скажите вы своему ребенку?

Ситуация 4

Проведя на работе тяжелый, напряженный день, родители приходят с работы со спокойным сознанием выполненного долга, им хочется расслабиться, отдохнуть, а тут гора невымытой посуды, разбросанные вещи, невнесенный мусор. Теряя контроль над собой, мама начинает ругаться, папа хватает ремень….

Ваше видение решения данной проблемы

После групповой работы учить просит озвучить все ситуации,  мнения и рекомендации родителей.   После обсуждения учитель подводит итог и формулирует вывод.

Вывод: ребенок не видит, не знает, как вы с удовольствием трудились на своей работе. Но он слышит и видит, как дома родители  негативно  относятся к домашнему труду, а мы на глазах ребенка ругаемся, чертыхаемся, проклиная домашнюю работу. Отсюда и негатив к труду.

4. Слово о важности личного примера.

Именно родители, на которых очень внимательно смотрит ребенок и старается им во всем подражать, должны показывать на своем примере образцы не просто вынужденного уважения к труду, а именно любви к нему, как самому захватывающему и увлекательному занятию, в 100 раз лучшему, чем просмотр кинофильма, прослушивание концерта, путешествие.

Именно домашняя работа воспитывает уважительное отношение к труду у ребенка, трудолюбие. И личный пример, личное отношение к труду здесь значит больше, чем слова и назидательные беседы!

Родителям важно показать ребенку как  значим их производственный труд, как они к нему готовятся, как повышают профессионализм, радость от победы на работе, удовольствие от перевыполненного плана.

Вывод:  Дети перенимают у родителей и плохое,  и хорошее. И мы не в силах заставить брать от нас только хорошее.  Главную роль здесь играют не воспитательные беседы, а то, что видит ребенок в поведении взрослого. Проблемы отцов и детей не существует там, где родители и дети дружат и чем-то занимаются вместе.

5. Анкетирование родителей

Учитель предлагает родителям ответить на вопросы анкеты (см приложение 2 ).

- Сейчас вам будет предложена анкета. Большая просьба к вам - по мере возможности,  правдиво ответьте на предложенные вопросы. Долго не думайте. Пишите то, что сразу пришло на ум.

6. Анализ анкет учеников

- В нашем классе было проведено анкетирование среди детей. Дети отвечали на вопросы АНКЕТЫ (см. приложение 3).

Учитель зачитывает каждый вопрос и мнения детей по этому вопросу.

В то время, когда учитель анализирует анкеты детей, его помощник (психолог) обрабатывает анкеты родителей.

7. Анализ анкет родителей

- А теперь давайте сравним ваши ответы с ответами детей.

Учитель зачитывает каждый вопрос и ответы родителей на него.

8. Подведение итогов

Учитель раздает родителям памятки (см приложение 4), предлагает обсудить каждый пункт, его важность и значение в воспитании трудолюбия.

Памятка для родителей по воспитанию трудолюбия у детей в семье

  • Чаще поощряйте ребенка за самостоятельность, инициативу, качество выполненной работы. Если не все у него получается - не раздражайтесь, запаситесь терпением.
  • Привлекайте ребенка к большим семейным делам и приучайте доводить начатое дело до конца.
  • Каждый член семьи, в том числе и ребенок, должен иметь обязанности по обслуживанию семьи.

•        Не наказывайте ребенка за труд!

•        Будьте примером при выполнении любого труда. Работу всегда доводите до конца.

- Подводя итоги нашего собрания,  давайте проведем рефлексию, закончив предложения (записаны на доске)

Я узнал (ла)….

Я получил (ла) опыт …

Я понял (ла) как важно…..

Мне понравилась идея…..

Мне хочется попробовать применить ….

Учитель раздает рекомендации родителям на домашнее изучение (см приложение 5)

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Ситуация 1

Сын пришел из школы. Первым вопросом папы было: Какие оценки ты сегодня получил?

Прав ли папа. Ваши комментарии

Ситуация 2

Поручая сыну или дочке какой-то участок домашней работы, после того как ребенок справился, родители по-разному к этому относятся: хвалят за работу, говорят, что ребенок молодец, он «лучше всех», мог бы сделать и получше, мог бы постараться и т.д.

Какие слова скажите вы своему ребенку?

Ситуация 3

Приходит первоклассник в школу, и, увы, ругается непотребными словами. Откуда они? Мама страшно удивляется: в семье никто таких слов при ребенке не произносил.

Потом из беседы узнаешь – папа, разговаривая с товарищами по работе, иногда употреблял нецензурные выражения,  и ребенок это слышал.

Ваши комментарии и рекомендации

Ситуация 4

Проведя на работе тяжелый, напряженный день, родители приходят с работы со спокойным сознанием выполненного долга, им хочется расслабиться, отдохнуть, а тут гора невымытой посуды, разбросанные вещи, невнесенный мусор. Теряя контроль над собой, мама начинает ругаться, папа хватает ремень….

Ваше видение решения данной проблемы

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Анкета для родителей

1. Какие домашние поручения выполняет ваш ребенок?

А Уборка комнаты  

Б Мытье посуды  

В Чистка  обуви  

Г Вынос мусора

2. Признаете ли вы похвалу как оценку деятельности вашего ребенка?

А) Да.

Б) Нет.

3.        Подаете ли вы своим отношением к труду пример вашемуребенку?

А) Да.

Б) Нет.

4.        Во время уборки квартиры присутствуют ваши дети?

А) Да.

Б) Нет.

5.        Ваш ребенок знает вашу профессиональную работу?

А) Да.

Б) Нет.

6.        Сочетаете ли вы вопрос об отметке с вопросом: «Интересны ли оказались знания, полученные на уроке?»

А) Да.

Б) нет.

7.        Замечали ли вы у ребенка отрицательное отношение к домашнему труду?

А) Да.

Б) Нет.

8.        Ваш ребенок просит награду за домашний труд?

А) Да.

Б) Нет.


ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Анкета для детей

1. Чем обычно занимается дома мама?

2. Чем обычно занимается дома папа?

3. Чем обычно вы занимаетесь вместе всей семьей?

4. Какие домашние поручения ты выполняешь?

        1)  Уборка комнаты  

        2) Мытье посуды  

        3) Чистка  обуви  

        4)  Вынос мусора

2. Нравится ли это поручение тебе? Почему?

       1) Да  

       2) Нет

3. Часто ли хвалят тебя родители за хорошо выполненную работу?

     1) Да.

     2) Нет.

4. Какие слова тебе говорят, когда тебя хвалят?

5. Какие слова говорят тебе родители, когда ругают тебя?

6. Родители рассказывают тебе о своей работе?

    1) Да.

    2) Нет.

7.        Как бы ты оценил работу своих родителей по 5-ти бальной системе?

8.        Часто ли награждают тебя дома?

   1) Да.

   2) Нет.


ПРИЛОЖЕНИЕ  4

Памятка для родителей

по воспитанию трудолюбия у детей в семье

  • Чаще поощряйте ребенка за самостоятельность, инициативу, качество выполненной работы. Если не все у него получается - не раздражайтесь, запаситесь терпением.
  • Привлекайте ребенка к большим семейным делам и приучайте доводить начатое дело до конца.
  • Каждый член семьи, в том числе и ребенок, должен иметь обязанности по обслуживанию семьи.
  • Не наказывайте ребенка за труд!
  • Будьте примером при выполнении любого труда. Работу всегда доводите до конца.


ПРИЛОЖЕНИЕ 5

РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ

РОДИТЕЛИ! НЕ ДЕЛАЙТЕ!

  • Не перебивайте ребенка, не говорите, что вы все поняли, не отворачивайтесь, пока малыш не закончил рассказывать, - другими словами, не дайте ему заподозрить, что вас мало интересует то, о чем он говорит.
  • Не задавайте слишком много вопросов сразу.
  • Не принуждайте ребенка делать то, к чему он не готов.
  • Не заставляйте ребенка делать что-нибудь, если он вертится, устал, расстроен; займитесь чем-то другим.
  • Не требуйте сразу слишком многого: пройдет немало времени, прежде чем ребенок приучится самостоятельно убирать свою комнату.
  • Не следует постоянно поправлять ребенка, то и дело повторяя: «Не так! Переделай это!» и т. д.
  • Не говорите: «Нет, она не красная». Лучше сказать просто: «Она синяя».
  • Не надо постоянно критиковать ребенка даже с глазу на глаз; тем более не следует этого делать в присутствии других людей.
  • Не надо устанавливать для ребенка множество правил: он перестанет обращать на вас внимание.
  • Не перестарайтесь, доставляя ребенку слишком много стимулов или впечатлений: игрушек, поездок и т. д.
  • Не проявляйте повышенного беспокойства по поводу каждой перемены в ребенке: небольшого продвижения вперед или, наоборот, некоторого регресса.
  • Не сравнивайте ребенка с другими детьми: ни с сестрой, ни с соседскими ребятами, ни с его приятелями или родственниками.
  • Не скупитесь на награду: похвалу или поцелуй.
  • Поощряйте любопытство и воображение ребенка.
  • Поощряйте игры с другими детьми.
  • Заботьтесь о том, чтобы у ребенка были новые впечатления, о которых он мог бы рассказывать.
  • Старайтесь, чтобы малыш вместе с вами готовил обед, гуляйте с ним. Играйте, лепите «куличики» из песка, пусть он «поможет» вам пересаживать цветы, вешать полки и т. д.
  • Приобретите кассеты с записями любимых песенок, стихов или сказок ребенка; пусть он слушает их снова и снова.
  • Помогите ему выучить свою фамилию, адрес, место работы родителей.
  • Если ваш ребенок начал что-то коллекционировать - кораблики, машинки, крышки от бутылок - или у него появилось другое хобби, займитесь этим вместе с ним; вообще старайтесь проявлять интерес к тому, что ему нравится делать.
  • Посещайте специальные группы для родителей с детьми в музеях, учебных центрах, библиотеках.
  • Не теряйте чувства юмора при общении с ребенком.
  • Будьте во всем примером для малыша: пусть он видит, как вы читаете книгу, газеты, журналы.
  • Играйте с ребенком в разные игры, разгадывайте кроссворды, загадки, шарады

Суть   семьи –

в   воспитании

              детей.

А. С. Макаренко

Учить  не  на    

               словах ,

 а  на   деле.

А. С. Макаренко


Проблемы отцов и детей не существует там, где родители и дети дружат и чем-то занимаются вместе.


Литература


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "Как помочь ребенку в учебе"

Проинформировать родителей о причинах снижения успеваемости и познавательного интереса учащихся...

Презентация к родительскому собранию "Выполнение домашнего задания-залог успешной учебы".

Презентация к родительскому собранию "Выполнение домашнего задания-залог успешной учебы"....

Родительское собрание: "Жизнь и учеба первоклассника"

Начало обучения в школе – важнейший этап в жизни ребёнка и его родителей. От чего зависит успех обучения? Что может помочь более полноценному развитию школьника? Какая роль принадлежит родителям, учит...

Родительское собрание на тему "Что влияет на учебу?"

Дети быстро и легко осваиваются со счастьем и радостью, ибо они сами по природе своей — радость и счастье....

Родительское собрание в 3 классе на тему "Выполнение домашнего задания - залог успешной учебы!"

Цель: развивать привычку к регулярной самостоятельной работе, выполнению домашнего задания разной степени трудности...

Родительское собрание в 1 классе на конец III четверти "Выполнение домашнего задания – залог успешной учебы. Подведение итогов III четверти."

Родительское собрание "Выполнение домашнего задания - залог успешной учебы. Подведение итогов III четверти" было проведено с целью: дать рекомендации родителям по оказанию помощи детям в при...