Программа ОД в условиях сельской школы
материал по теме

Фомина Галина Александровна

Программа ОД в условиях сельской школы на 2011-2014 гг

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Программа по ОД97 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «СОШ с. Дачное» Корсаковский городской округ.  ПРОГРАММА «Одаренные дети»

ПРОГРАММА

«Одарённые дети в условиях сельской школы»

на 2011-2014 г.г.

авторы:

учитель начальных классов,

заместитель директора по УВР Фомина Г.А.,

педагог-организатор,

учитель физики, математики, информатики Камушкова Н.В.

с. Дачное

2011

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

        Данная программа является продолжением трехлетней программы «Одаренные дети в условиях сельской школы» на 2008–2011 годы, которая работала в МОУ «СОШ с. Дачное». В предыдущей программе были разработаны: цель (создание условий выявления, развития и поддержки одарённых детей в целях приумножения их творческого потенциала в условиях сельской школы); задачи (формирование системы мероприятий по выявлению и поддержке способностей детей с целью их дальнейшего развития; оказание адресной поддержки одарённым детям; разработка индивидуальных образовательных планов работы с одаренными детьми в процессе учебы и внеурочной деятельности;  пропаганда достижений и образа жизни одарённых детей; повышение значимости  школы за счёт увеличения количества детей – призёров конкурсов, фестивалей и олимпиад); структура и кадровое обеспечение;  мероприятия по реализации программы.

         Следующим этапом в рамках работы по программе мы предлагаем совершенствовать формы и методы работы с одаренными детьми.

                         Срок реализации программы: 2011–2014 годы

Цель программы: совершенствование системы работы с одаренными детьми: создание условий по выявлению, развитию и поддержке одаренных детей.

Задачи программы:

- создание оптимальной сети дополнительного образования для удовлетворения потребностей одаренных детей;

- совершенствование учебно-материальной базы;

- проведение мероприятий с целью демонстрации достижений детей в различных сферах деятельности;

- обеспечение участия в областных, региональных, федеральных мероприятиях;

- стимулирование одаренных детей;

- формирование системы мониторинга личностного роста одаренных детей;

- обеспечение сетевого взаимодействия с учреждениями дополнительного образования детей;

- повышение профессионального мастерства наставников одаренных детей и стимулирование их работы

Основные мероприятия:

- формирование системы выявления и развития одаренных детей;

- осуществление поддержки одаренных детей;

- осуществление организационных мероприятий по различным направлениям работы с одаренными детьми.

Структура программы «Одаренные дети в условиях сельской школы»

МБОУ «СОШ с. Дачное»

Структура

Кадровое обеспечение

1

Директор

Магдич Г.С

2

2.1.  Заместитель директора по УВР

Фомина Г.А

2.2. Заместитель директора по ВР

Яхонтова Н.П.

2.3.  Родительский комитет

Председатель родительского комитета Клычева В.В.

Председатели родительских комитетов классов.

3

3.1.  Методический совет

Руководитель ШМС Фомина Г.А

Члены ШМС:  Яхонтова Н.П., Шаталова Е.В,

Смольянова А.С., Бочкарёва К.Е., Чупрак И.Г.

3.2.  Группа творческих учителей

Камушкова Н.В., Фомина Г.А.

3.3. Дополнительное образование

Фомина Г.А.,  Колесниченко О.А., Смольянова А.С., Шаталова Е.В., Камушкова Н.В., Мочалов Н.Д., Рачкова Л.В., Зяблицкая С.С., Яхонтова Н.П.

4

4.1.   ШМО классных руководителей

Фомина Г.А, Шаталова Е.В., Шасткова Т.Р.,

Вялых Е.А.,  Камушкова Н.В., Яхонтова Н.П.,  Саидова В.Н., Смольянова А.С., Бочкарева К.Е.

4.2.  ШМО начальных классов

Фомина Г.А., Шаталова Е.В., СмольяноваА.С.,   Шасткова Т.Р.

4.3. ШМО учителей гуманитарного цикла

Яхонтова Н.П., Бочкарева К.Е., Вялых Е.А.,

Мочалов Н.Д., Сулятицкая О.Я., Регор Ж. В.

4.4.  ШМО естественнонаучного цикла


Чупрак И.Г., Магдич Г.С., Камушкова Н.В., Саидова В.Н.

4.5.  ШМО учителей технологии, искусства, физической культуры

Смольянова А.С., Тен Мен Гиль, Колесниченко О.А., Савостин Н.М., Зяблицкая С.С.,

Содержание проблемы и обоснование

необходимости  ее решения программными методами

Выявление одаренных детей должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными учащимися, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности школы.

Одаренные дети:

 • имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления;

 • имеют доминирующую активную, ненасыщенную познавательную потребность;

 • испытывают радость от добывания знаний, умственного труда.

Условно можно выделить три категории одаренных детей:

1. Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях (такие дети чаще всего встречаются в дошкольном и младшем школьном возрасте).

2. Дети с признаками специальной умственной одаренности — в определенной области науки (подростковый образ).

3. Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами (чаще встречаются в старшем школьном возрасте).

Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:

 • принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;

 • принцип возрастания роли внеурочной деятельности;

 • принцип индивидуализации и дифференциации обучения;

 • принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;

 • принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.

Для выявления одаренных детей необходимо решить следующие задачи:

 • Знакомство педагогов с научными данными о психологических особенностях и методических приемах работы с одаренными детьми;

 • Обучение через методическую учебу, педсоветы, самообразование, КПК; накопление библиотечного фонда по данному вопросу;

 • Знакомство педагогов с приемами целенаправленного педагогического наблюдения, диагностики;

 • Проведение различных внеурочных конкурсов, интеллектуальных игр, олимпиад, позволяющих учащимся проявить свои способности.

 • Создание условий для оптимального развития одаренных детей, чья одаренность на данный момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на качественный скачек в развитии их способностей.

 • Отбор среди различных систем обучения тех методов и приемов, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества;

 • Предоставление возможности совершенствовать способности в совместной деятельности со сверстниками, научным руководителем, через самостоятельную работу.

Выявление и развитие способностей детей давно является приоритетным направлением.

Развитию творческих способностей детей способствует дополнительное образование: сеть объединений и факультативов, обучение ребят в Детской музыкальной школе, Доме детского творчества и Детской художественной школе. Совместная работа школы и учреждений дополнительного образования способствует формированию системы выявления, поддержки и развития одаренных детей во всех сферах деятельности: интеллектуальной, учебной, художественной (изобразительное, прикладное искусство, музыка), двигательной, в творчестве, общении и лидерстве.

Программные мероприятия

Этап

Наименование мероприятия

Срок реализации

Исполнители

1.Совершенствование работы по выявлению одаренных детей

1.1

Внедрение традиционных и новых форм и методик выявления и диагностики одаренных детей

2011-2014

Администрация, пед. коллектив

1.2

Повышение роли администрации, учителей, классных руководителей по выявлению, поддержке и развитию одаренных детей, в осуществлении индивидуального подхода к каждому ребенку, разработке программ их развития

2011-2014

Администрация, пед. коллектив

1.3

Совместная работа педагогического коллектива и родителей по изучению способностей ребенка и выбору видов деятельности в соответствии с их дальнейшим развитием

2011-2014

Администрация, пед. коллектив

1.4

Создание банка данных по одаренным детям

2011-2012

Зам. директора по УВР

1.5

Формирование системы мониторинга личностного роста одаренных детей

2011-2012

Зам. директора по УВР

2.Создание оптимальных условий для развития и реализации потенциальных, способностей одаренных детей

2.1

Дальнейшее улучшение материально-технической базы ОУ для расширения возможности развития способностей детей, их одаренности

2011-2014

Администрация, родительский комитет

2.2

Совершенствование сети дополнительного образования в соответствии с разнообразными потребностями и интересами детей

2011-2014

Администрация, пед. коллектив

2.3

Сотрудничество с областными учреждениями дополнительного образования

2011-2014

Администрация, пед. коллектив

2.4

Обеспечение сетевого взаимодействия школы с учреждениями дополнительного образования

2011-2014

Администрация, пед. коллектив

2.5

Оказание практической помощи по включению ребенка в муниципальную, региональную и федеральную сеть дополнительного образования в соответствии с их одаренностью

2011-2014

Кл. руководители

2.6

Сотрудничество и использование ресурсов для выявления, поддержки и развития одаренных детей ОУ

2011-2014

Администрация, пед. коллектив

З.Организационные мероприятия по различным направлениям работы с одаренными детьми на муниципальном, региональном и федеральном уровне

3.1

Интеллектуальное развитие детей:

- Всероссийская олимпиада школьников;

- научно-практическая конференция молодых исследователей «Шаг в будущее»;

- конкурсы исследовательских работ «Юный эколог»

- предметные интеллектуальные игры «Медвежонок», «Кенгуру», «Вини Пух» и др.;

- школьный и региональный туры конкурса «Ученик года»

2011-2014

Пед. коллектив,

кл. руководители

3.2

Развитие творческих способностей детей ОУ:

- конкурс детского творчества «Умелые руки»;

- конкурс юных чтецов;

- творческие конкурсы юных музыкантов;

- выставки детского художественного творчества;

- областная выставка детского художественного творчества;

- всероссийские конкурсы детского рисунка

2011-2014

Пед. коллектив,

 кл. руководители

3.3

Любительский спорт:

- круглогодичная спартакиада школьников и учащихся;

- летняя спартакиада учащихся

2011-2014

Учителя физ.культуры,

зам. директора по ВР,

кл. руководители

3.4

- зимние спортивные игры;

- лыжные соревнования «Крещенские снежинки», «Дачинская гонка»;

- военно-спортивная игра «Зарница»

- чемпионат школьных  команд по футболу «Кожаный мяч»;

- летний лагерь «Юный турист-спасатель»;

- шахматно-шашечный турнир «Чудо-шашки»;

- лично-командный легкоатлетический кросс, проводимый в рамках «Дня бега» на приз директора школы, посвященного Дню учителя

2011-2014

Учителя физ.культуры,

зам. директора по ВР,

кл. руководители

3.5

Социально-значимая и общественная деятельность:

- развитие детских организаций, трудовых объединений, тимуровских отрядов, совета музея, отрядов ЮИД;

- профориентационный конкурс «Ваш выбор»;

- программа «Надежда России»;

- всероссийский конкурс «Лидер 21 века»

- слет детских организаций;

- площадка творческой молодежи

2011-2014

Администрация,

зам. директора по ВР,

кл. руководители

4. Стимулирование одаренных детей МОУ «СОШ с. Дачное»

4.1

Оформление стенда «Ими гордится школа»

2011-2012

Зам. директора по ВР

4.2

Сбор материалов для фотоальбома «Одаренные дети»

2011-2014

Кл. руководители, зам. директора по ВР

4.3

Стимулирование одаренных детей

2011-2014

Стимулирование одаренных детей

4.4.

Предоставление информации для энциклопедии «Одаренные дети — будущее России»

2011-2014

Администрация ОУ

4.5

Участие в школьном фестивале «Юные дарования»

2011-2014

Зам. директора по ВР. кл. руководители

4.6

Мероприятие «Рождественские звездочки»

2011-2014

Зам. директора по ВР, кл. руководители

4.7

Участие талантливой молодежи в приоритетном национальном проекте «Образование»

2011-2014

Администрация, пед. коллектив

5. Повышение профессионального мастерства наставников одаренных детей

5.1

Повышение квалификации педагогов, работающих с одаренными детьми:

-  курсы повышения квалификации;

-  постоянно действующие семинары

2011-2014

Администрация

5.2

Изучение, обобщение и распространение передового опыта работы, педагогов-наставников, классных руководителей по работе с одаренными детьми;

- участие в районном конкурсе педагогического мастерства «Учитель года»,  «Самый классный классный»

2011- 2014

Администрация

5.3

Участие в Приоритетном национальном проекте «Образование»: в конкурсном отборе лучших учителей и образовательных учреждений, внедряющих инновационные программы

2011-2014

Администрация

5.4

Материальное и моральное стимулирование труда руководителей и педагогов, работающих с одаренными детьми

2011-2014

Администрация

Ожидаемые результаты:

— совершенствование системы, выявления, поддержки и развития одаренных детей;

— увеличение количества одаренных детей, в том числе победителей и призеров мероприятий всех уровней;

— улучшение материально-технической базы МБОУ «СОШ с. Дачное»;

— создание системы подготовки педагогических кадров для работы с одаренными школьниками;

— внедрение в педагогическую практику технологии индивидуализации и дифференциации обучения;

— создание системы мониторинга личностного развития одаренных детей и результатов деятельности педагогов;

— удовлетворение спроса родителей и учащихся на образовательные услуги, позволяющие развить творческий потенциал школьников.

Материально-техническое и информационное обеспечение

        Компьютерный класс,Internet, электронные учебники, библиотечный фонд для детей и учителей, периодические издания, оснащение по предметам,

Взаимодействие с организациями

- с ИРОСО;

- с районным и областным методическими кабинетами;

- с центральной детской библиотекой;

- с детским садом;

- с районным Детским Домом Юношества и Творчества;

- с Гарнизонным Домом Офицеров (клуб).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Проектная деятельность на уроках технологии в условиях сельской школы»

Как осуществлять проектную деятельность на уроках технологии, чтобы заинтересовать учащихся?...

Оздоровительная работа в условиях сельской школы.

Доклад на тему "Оздоровительная работа в условиях сельской школы"...

«Формирование экологической культуры младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности в условиях сельской школы. Из опыта работы».

В творческой работе описан мой практический опыт. Представлена интересная система дидактических заданий. Вопросы для беседы, тексты для чтения, задачи и текстовые задания можно использовать для органи...

Организация здоровьесберегающей среды в условиях сельской школы в рамках ФГОС

•Пробуждать в детях желание заботиться о своем здоровье (формировать заинтересованное отношение к собственному здоровью);•Формировать установки на использование здорового питания;•Развивать потребност...

Проблемы организации внеурочной деятельности в условиях сельской школы

Данный материал побуждает к размышлению о сложностях организации внеурочной деятельности...

Возможности общего и дополнительного образования в условиях сельской школы

Преимущества оптимизационной модели внеурочной деятельности, интеграция возможностей общего и дополнительного образования при организации внеурочной деятельности...