Тема: «Спор – не ссора, бойся ложного задора!»
классный час (4 класс) по теме

Садовскова Ирина Александровна

Познакомить детей с правилами умелого спора и конкретными правилами поведения в ситуации спора, а также учить уважительному отношению к себе и собеседнику.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                               Классный час в 4классе.

Подготовила и провела классный час учитель Садовскова И.А.

      Тема: «Спор – не ссора, бойся ложного задора!»

   Цели: а) познакомить детей с правилами умелого спора и конкретными правилами поведения в ситуации спора;

             б) учить уважительному отношению к себе и собеседнику;

            в) развивать навыки выразительного чтения.

                         Ход занятия.

1.Организационный момент.

2.Сообщение темы занятия.

Учитель: За горами, за долами, за дальними странами есть волшебный город Знатоков умелого спора.

           ( Звучит лёгкая музыка.)

- В этом городе живут удивительные люди, они сказочно вежливы в любых ситуациях, даже в ситуациях спора. А вы хотите побывать в этом городе?

Дети : Да.

Учитель: Но попадут туда только те. Кто научиться быть вежливым в любом споре. А помогут нам сегодня некоторые литературные произведения и жизненные ситуации. Приходилось ли вам спорить с кем – нибудь?

Ответы детей.

Учитель: Но вы, наверное, не предполагали, что есть определённые этикетные правила поведения в ситуации спора. Так же думали и ребята –герои рассказа В. Драгунского «Удивительный день». Давайте посмотрим, как происходит дело у героев рассказа, и скажем, чем закончился спор у детей.

      (Инсценировка рассказа учащимися.)

Учитель: Почему спор перешёл в ссору? Давайте обсудим все вместе.

Дети: Они обижали друг друга.

Учитель: Правильно, обидные слова в спорной беседе не допустимы. Что ещё?

Дети: Они не слушали друг друга и кричали.

Учитель: Правильно, когда собеседники раздражаются, кричат, то они зачастую не слышат друг друга. Но в чем же заключается главная причина речевой неудачи?

Дети: Они спорят по пустякам. Защищая своё право быть космонавтами, они не задумались, каким должен быть космонавт.

Учитель: Да, таким образом, друзья не определили,о чём спорят, то есть не поняли причину спора.И так случается довольно часто. Давайте не будем уподобляться этим незадачливым спорщикам и познакомимся с секретами талантливого спора.         Известный философ Сократ – один из основателей школы риторической грамоты – ввёл для своих учеников специальные уроки, которые он назвал уроками эристики, то есть уроками «праведного», честного спора, который строился как диалог – уважительный и доказательный. Были определены и основные правила ведения такого диалога. Вот некоторые из них.

         (Один ученик читает запись, сделанную на доске.)

                                                    Правила эристики.

  1. Не спорь по пустякам, то есть без причины.
  2. Помни всегда, о чём споришь, то есть о предмете спора.
  3. Имей всегда в споре примеры и доказательства.
  4. Веди спор достойно:будь спокоен,вежлив, уважай чужое мнение.

Учитель: А теперь выполним несколько заданий, чтобы проверить свои умения грамотно вести диалог, если собеседники высказывают спорные суждения.

       (На доске сделана запись)

Задание 1: Прочитайте и выберите из предложений те положения, которые не имеют основания для спора, в которых нет причины – т.е. предмета спора.

  1. Осенью часто идёт дождь.
  2. Телевидение и интернет скоро окончательно заменят газеты и книги.
  3. В морях вода имеет солёный вкус.
  4. Настоящая дружба всегда предполагает подчинение одного другому.
  5. Учения корень всегда горек.

Ответы детей. Выбор выпал на первое и третье предложения.

Учитель: Объясните, почему предмет спора в них отсутствует, обоснуйте своё мнение.

   

Задание 2: А теперь прочитайте те высказывания, которые имеют основания для спора и так же обоснуйте  свой ответ.

Учитель: Таким образом, все  высказывания, которые имеют противоположные суждения, содержат предмет спора. А неумение понять предмет спора является одной из причин ссоры. Чтобы избежать это, давайте ещё раз повторим первые два правила эристики.

( Дети хором читают правила.)

Учитель: Но не всегда спор проходит так гладко. Иногда в ситуации спора возникают «острые углы». Это происходит от того, что ребята не знают правил умелого спора. Давайте  рассмотрим ситуацию, которая произошла на перемене.

                            Разыгрывается ситуация.

  • Ты знаешь, какая у нас учительница! Очень хорошая. Лучше её  на свете нет.
  • Ещё чего! Наша Надежда Александровна –это да!
  • Неправда! Наша лучше!
  • Нет наша. Она так объяснит – самый глупый поймёт!
  • Самый глупый –это ты?
  • Сам ты глупый!

- Какое  правило эристики не знали ребята?

Ответы детей.

Учитель: Как можно было избежать ссоры?

- Не забывайте, чтобы избежать ссоры, важно не сердито оспаривать и перебивать, а спокойно выслушать собеседника, а потом высказать своё мнение. А теперь давайте обратимся к литературным произведениям, которые помогут нам определить, в каких ситуациях спор переходит в ссору. Перед вами отрывок из рассказа Н.Носова «Телефон».

            Дети читают отрывок.

Учитель: Из –за чего возник спор у героев рассказа?

Дети: Мишка сломал телефон и сделал электрический звонок. А его друг обиделся – ведь деньги на телефон они собирали вместе и телефон был общий.

Учитель: Чем закончился спор? Кто из ребят прав в этом споре? Почему?

     Ответы детей.

Учитель: Смог ли друг убедить Мишку в своей правоте?

 Ответы детей.

Учитель:  Прочитайте слова убеждения друга. Попробуйте вы убедить Мишку в том, что он не прав.

Дети выполняют задание.

Учитель: Какое правило эристики пришло нам на помощь?   Верно-третье.

- Да, когда друг не прислушивается к мнению другого и делает всё по – своему, важно в нужный момент доказать, объяснить ему, что он не прав. Тогда вы избежите ссоры. А теперь настала пора серьёзных испытаний. Жители сказочного города хотят проверить, как вы поведёте себя в различных

ситуациях, и приготовили несколько заданий.

    Учитель раздаёт конверты с заданиями.

Задание 1: Разыграйте ситуацию так, чтобы спор между двумя сёстрами был решён без ссоры.

          В семье две сестры и один велосипед. Сёстрам хочется покататься на нём одновременно. Они не только ссорятся, но иногда даже решают, кому ехать первой, с помощью кулаков.

Задание 2: Ты вступил в спор. Выбирай: топот ног, внимательное выслушивание, спокойный тон, кулаки, улыбка, крик, насмешка.

              Дети выбирают ответы.

Учитель: Да, внимательное выслушивание, спокойный тон и улыбка помогут вам избежать ссоры.

III. Заключительная часть.

Учитель: Ребята, вы сегодня хорошо поработали. Город Знатоков умелого спора открывает перед вами свои ворота.

     Добро пожаловать! Вы считаетесь почётными гостями этого города.

      Но проходя через ворота, нужно произносить фразы, которые являются девизом жителей.

 Запись на ватманском листе.

   Спор – не ссора, бойся ложного задора!

   В споре побеждает не тот, кто горячится, а тот, кто думает!

Учитель: Наш классный час закончился, но мне очень хочется надеяться на то, что в жизни в трудных ситуациях вы  спор никогда не превратите в ссору.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Возможны ли споры без ссоры" для парламентского урока

Что такое "дебаты"?  Какие правила необходимо соблюдать для проведения дебатов? Чем дебаты лучше ссоры?...

Родительское собрание по теме: "Дружба и ссора".

Родительское собрание по теме: "Дружба и ссора"....

открытый урок для 2 класса по теме "Спор на скворечне" Ладонщиков.

открытый урок 2 класс по теме "Спор на скворечне". Ладонщиков...

Конспект мероприятия на тему: «Я прививок не боюсь: Если надо - уколюсь!»

Цель мероприятия:Показать детям, что в прививках   нет ничего страшного.Задачи:Воспитательная: преодолеть чувство страха перед прививками.Развивающая: развить в детях чувство ответственности...

Классный час на тему"Чтобы гриппа не бояться, надо братцы закаляться"

Причины возникновения заболеваний у детей, о профилактических мерах по предупреждению простудных заболеваний....