Наши праздники
план-конспект занятия (3 класс) по теме

Здесь можно найти материал для ознакомления учащихся с праздниками жителей шоршельского поселения 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema.docx45.35 КБ

Предварительный просмотр:

Тема- «Тёван ял уяв.сем»

Т.ллев.сем- Ачасем тёван вырёнсем: унта пурёнакан =ынсен йёли-й.рки =инчен п.лнине анлёлатасси: тёван к.тесе: тёван =.ршыва юратма: халёхён ырё йёли- й.ркисене упрама  в.рентесси?

1 Пир.н класра таврари 3 ял ачисем Уплертен: Шушёлсем тата Лапри Чёршкасси ял.нчен? Уплер ял.нчен – Ксюша? Вёл пире хёй.н ял.пе паллаштарать?

2? Уплер? (Презентаци кётартать : каласа парать?)

Ку манён тёван ял- Уплер?

Пир.н кил? Вёл =ырма х.рринче ларать?

Ял варринче магазин пур? Ун =ум.нче вёр=ёра вилн. салтаксене хисеплесе лартнё палёк?

Акё ялти фельдшер пунктч.?

Ку вара пир.н ял клуб.? Унта эпир концертсем куратпёр?

Сир.н умра пир.н ялён Аслё урам.?

Вёрман х.рринче- ял п.ви: ачасен юратнё вырён.? Кунта эпир шыва к.ресе савёнатпёр: пулё тытатпёр?

Ял =.нелсех пырать? +амрёксен урам.нчи =.н. =уртсене куратёр?

Тим.р=.сен урам.? Ку ял в.=.?

3? Хал. Шуршёл ачисем хёйсен ял.пе паллаштара==.?

   (Сёвёсем каланё хушёра ял =инчен презентации кётарта==.)

 

Хамёр ялён кун-=улне

Камран ыйтса п.лем-ши

Кёсёкланап эп. те

Т.л.нмелле =ут т.нче!

Хё=ан: м.нле =улта

Пу=ланннё ял кунта

Кам лартнё- ши т.плесе

Кил- =урт =ак вырёнта

+.р- пин ыйту пу=ра

Хурав. ё=та- ши

Пулар т.пчев=.сем

Тупар хамёр хуравсем

Шуршёл ял. паллё ял

Курмалли кунта нумай

Авё +авал курёнч.:

Атёл пекех туйёнч.?

Аслё +авал илемре:

Улёх.сем чечекре

Йёмрасем те \се==.

Яла илем к\ре==.

Тах=ан авал =ак енче:

тетч. пир.н асанне:

+е=ен хирсем хумханнё:

С.м вёрмансем кашланё?

Ват юманлёх =ум.нче:

Шоршу шыв. х.рринче

Пир.н ял пу=ланнё: тет?

Авё пёх- ха =ул =ине:

Т\пене карап в.=ет

Карап мар: ракета: те==.?

Эп те \ссен у=лёха

Хёпаратёп: курёр- ха!

Андриян пекех пулап:

Яла чапа кёларап?

+итет ахаль кала=са

Утар хал. малалла?

Ак кунта культура =урч.?

Ак ку вара пир.н шкул:

П.л\ пух та ёслё пул!

Сылтёмалла- =.н урам?

Ай- уй : ытла пит пуян?

Реч.пех капмар =уртсем:

Кил ум.нче машинсем???

Кунталла пёхсан- кантур:

Ял совеч. кунта пур?

Акё кунта манён кил?

Анне пёхать: куртёр- и

Хапхаран тухсан т\ррех:

тетч. пир.н асанне

Мён йёмрасем х\ттинче

Йывё= кил- =урт курённё:

Унта улттён пурённё:

Ашш.: амёш: тват ача?

Чи асли пулнё Иван:

К.=.нреххи- Андриян:

Пет.р тен. теприне:

Пурте савнё йёмёкне?

Хал. кунта пир.н =урт?

Ах: айван та эс: Ленук!

Йывё= =урч. музейра:

М.нш.н тесен =акёнтан

+ула тухнё Андриян?

Атьёр- ха =ак урампа

Утса анар аната

Кив. музей =урт.нче

Чирк\ хал.- вёт т.нче!

Тупнё м.н т.л.нмелли

Ку =урта м.н .л.крен

Чирк\ валли лартнё: тет

Чирк\ хупсан п.р =ултан

 Кунта шкул та пулнё: тет?

Андриян та в.ренме

=ак шкула =\рен.: тет?

+.н. шкул туса лартсан

Кунта музей у=нё: тет?

Халь вара каллех чирк\

Ваттисемш.н лайёх ку?

Хал. .нт. шёпланар:

Палёк патнелле пырар

Вёр=ёра вилнисене

Чечек хурса хисеплер?

Лаприкасах анар мар

Музей патнелле каяр?

Пысёк та капмар кермен:

Кам кёна кунта килмен

Президент: министрсем:

Мускаври космонавтсем?

Эпир =уралнё урамсем

Епле илемл. те хитре:

Асаттесем те аттесем

Юратнё =ак =.ре?

Тёван =.ре упра: юрат:

Тёван =.ре чысла?

Вара сан пурёнма юрать:

,=ле: ташла: юрла!

4? Шуршёл =инчен юрё юрла==.?

Эп =уралнё тёван ял-

Юнашар юхать +авал?

Т\р. вёрём урамсем:

Еш.л тумлё йёмрасем?

Эп =уралнё тёван ял-

М.н тери илемл. ял!

+ук ни=та та сан пеки:

Шуршёл - эс. чи хакли?

5 Лапри Чёршкассипе Денис паллаштарать

Сёрт айлём.нче вырна=нё

Манён тёван ял

+уталса юхать мёна=лён

Юнашар +авал?

Савнё ялём: Чёршкасси

Асёмрах: умрах

Урёх пур –ши =.р =инче

Сан пекки татах

7? +ак таврари халёхсем яланах туслё пурённё? П.рле .=лен.: вёйёсене пу=тарённё? Ачасем те аслисенчен юлман

Ташё «Илемл.-илемл.»

(П.р вёйё выля==.)

1-м.ш ача    Ё=та савёнё=-унта кулё?

2- м.ш ача   Ё=та кулё- унта вёйё?

3- м.ш ача   Ё=та вёйё- унта юрё

 П.р ача   М.нле вёйё выляр-ши ачасем

Ар=ын ача   Атьёр: =.р. вале=мелле выляр

Ачасем    Выляр! Выляр!

Ар=ын ача  Эп. =.р. вале=ет.п?

         Алтать: палтать: тенки =апать

         Кам телейл. - =ав тухать

(Кам патне шутласа =итн.: =ав ку= хупать? +.р. паракан. =ав хушёра =.рре п.р ачана парать)

Ар=ын ача   +.р. камра: Чиперук?

Чиперук     +.р. Машёра!

Ар=ын ача    Чиперук п.леймер.!

Ачасем  Кик: кик: кик: чунём!

       Йёрём-йёрём шутарём

       Шутар пике татарём

       М.н тёватён : Чиперук!

Чиперук  Сёпка юрри юрласа паратёп? Эсир вара манна пулёшёр?

       С.м вёрман. каш та каш

       Сулхён =ил. ваш та ваш

       Эс ан =уйёх: ан =ухраш:

       +ывёр: п.ч.к=. чёваш!   (Х.р ачасем пуканесемпе юрё юрла==.)

2 класс? Вёйё

Сик- сик- сик: чунём

Ярём-ярём шутарём

Шутар пекки тутарём

М.н тёватён: Саша

(Алё =ёватён: урай шёлатён: =.лет.н)

3 Класс? Юрё «Чёваш ачи»

 (Шуршёл =инчен презентации малалла кётартмалла)

9? Уявсенче те п.рле савённё ку тёрёхри =ынсем?

Доска =инче чёваш уяв.сен яч.сем%

сурхури:

кёшарни:

=ёварни:

мёнкун:

акатуй:

=им.к:

ч\к:

к.р сёри - =ак уявсене юратсах уявланё?

 Женя Петрова хёй.н проект .=.пе паллаштарать

Эп. Шуршёлта пурёнатёп? Манён кукамайпа кука=и те =ак ялтанах? В.сем ял пурнё=не яланах хастар хутшённё? ,=ре те: уявра та халёхпа п.рле? В.сем =инчен эп. пысёках маар проект .=. хат.рлер.м? Сён \керч.ксен альбомне пухрём

Кунта в.сем =ёварни уявне хутшённи =инчен Яла карусель те килн.? Ял халёх. Уяв вёхёт.нче спектакль лартать?Манён кукамай =ёварни карчёккине =унтарасшён? Манён кука=и ш\т тума юратнё7 Ку \керч.кре вёл фокус кётартать?

Учитель% Ачасем: альбомне переменёна тухсан тытса у=са пёхма пултаратёр

10? Шуршёлсем 90 –м.ш =улсенче х.ле ёсатнине =уркуннене к.тсе илнине - =ёварнине анлён уявланё? Ку уяв  Мартён 8 –м.ш кун.пе тан килетч. +авён =инчен эп. сире теми=е фрагмент кётартса хёварасшён?

(Киноролик фрагментч.сем)

11? Пурнё= улшёнсах пырать? Унпа п.рлех =.н. уявсем те хутшёна==. 8? АГНиколаев космоса в.=ни ялсене ытларах п.рлештерн.? А Г Николаевпа =ыхённё уявсем (Космонавтсен кун.: АГниколаев =уралнё кун.? +улла АГНиколаев космоса в.=ни 50 =ул =итнине паллё турёмёр? К.ркунне «Космическая миля» текен кросс пулч.)

М.нле =.н. уявсем п.лет.р: ачасем?

_Ваттисен кун.?

_Аннесен кун.?

Аннесн кун. =итет?

Аннесене юратса п.р юрё юрласа парар –ха?

 Анне?

1? П.ррем.ш сёмахсем

П.ррем.ш утёмсем

+уратнё эс пире

Ялан эс ч.рере

2? +уратнё мана анне

Юратнё мана анне

Упрап чипер сённа

Ачашлёттём сана

Припев%

Анне –х.вел ёшши

Анне – кун- =ул т.шши

Пуринш.н те асли

Анне ялан кирли

12?Ачасем? эсир анн\сем вали открыткёсем туса хат.рлен.чч.? +ав открыткёсем =ине эпир салам сёмах.сене =ырса .лк.реймен? М.нле ёшё сёмахсем =ырёпёр – ши унта? Эп. сире юрё итлеттерет.п: Эсир итл.р те шухёшлёр?

Юрё - киноролик

 

        

 

Математика – 2 класс

 Тема урока: Приёмы вычислений для случаев вида 60-24

Прогнозируемые результаты:

Учащиеся рассмотрят способ вычитания из круглых десятков;

отработают умение решать задачу разными способами,

составлять задачу по краткой записи.

Учебные пособия: учебник, рабочая тетрадь.

Ход урока:

I . Мотивация учебной деятельности

--Откройте учебник на странице 62. О чём говорит человечек на полях? Определите тему и цели урока.

-Человечек говорит, что мы сегодня будем учиться решать примеры вида 60-24

-Перед нами стоит такая цель: мы должны научиться решать такие примеры.

II. Работа по теме урока

Устная работа

-Найдите длину  ломаных.       ( На доске)

- Почему вторая фигура не является ломаной?  (-Первое звено – не отрезок, а кривая)

- Как называется правая ломаная? (- Замкнутая ломаная. Четырёхугольник)

- Как по – другому можно назвать величину, которую вы вычислили для четырёхугольника?

( Нашли периметр четырёхугольника)

Работа в тетрадях

-Решите в тетради примеры, записанные на доске.

На доске

Для решения каждого примера к доске можно вызвать ученика.

(Приступая к решению примеров четвёртого столбика, дети должны заметить, что такие примеры ещё не решали.)

-  Про четвёртый столбик ничего не хотите сказать?

( -Такие примеры мы ещё не решали)

 Обсудите в парах способ решения первого примера. Обратите внимание на решение первых примеров второго и третьего столбиков.

(У детей должно возникнуть предложение вычитать по частям.)

- Надо вычитать по частям: сначала 3десятка, а потом 7 единиц.

- Где можно найти подтверждение вашего предложения? Конечно в учебнике. Откройте книгу на странице 62.

-Все внимание на экран.

(Идёт объяснение новой темы по компьютеру  60-24 )

Физкультминутка

Часы тикают

Тики- таки,  тики- таки,  тики- таки

(наклоны)
Часы сломались

Туки- туки, туки- туки, туки- туки

(движения руками)

Часы отремонтировали и поставили высоко

(подтягиваются)

 

Работа по учебнику

  1.  - Выполните задание №1 устно.

70-28=(70-20)-8=48     30-23=(30-20)-3=7

   20  8                              20  3

Вывод: Чтобы решить примеры вида 60-24, надо вычитать по частям, сначала вычесть десятки, а потом единицы.

2.   - Давайте теперь вернёмся к примерам, записанным на доске, и решим их.

3-Продолжаем работу над примерами. 

Выполним задание №2 (первую строчку)

  1. Работа над задачей

Сейчас вы поработаете самостоятельно над задачей. Вам надо сделать схему и решить задачу №3 (2)  любым способом, записывая выражением или по действиям. Затем как это бывает на самостоятельной работе, вы сами проверите решение.

(Учитель готовит схему и варианты решения, пока дети работают в тетрадях.)

 I способ:    12-5-2=5(с.)                               1) 12-5= 7(с)

Ответ: 5 стаканов молока осталось.             2) 7-2= 5(с.) осталось

                                                                      Ответ: 5 стаканов молока осталось

 II способ:  12-2-5=5(с)                                     1) 12-2=10 (с.)

Ответ: 5 стаканов молока осталось                  2) 10-5=5 (с.) осталось

III способ:    12-(5+2)=5(с.)                                  1)5+2= 7(с.) взяли

Ответ: 5 стаканов молока осталось.                   2) 12-7= 5(с.) осталось

 Посмотрите и проверьте, верно ли вы решили задачу. Оцените свою работу.

  1. Читаем задачу №3 (1). Какими способами можно решить эту задачу? Запишите выражения

(20+15)-5=30 (в.) осталось

20+(15-5)=30 (в.) осталось

(20-5)+15=30 (в) осталось

(Записываем выражения во время фронтальной работы.)

  1. Составление задачи по краткой записи №5

(  Посмитрите на краткие записи. Какое математическое сходство вы заметили в задачах? Что находят: целое или часть?

Давайте сделаем к задачам схемы и запишем решение.)

III. Рефлексия учебной деятельности.

Какие примеры вы научились сегодня решать?

Сложно ли это?

Как решать такие примеры? (Повторить вывод)

 Какие цели ставили в начале урока?

 Каких целей достигли?

Покажите пиктограмму самооценки своей работы на уроке.

IV. Домашнее задание.

Учебник, страница 62,№2(вторая строчка),№4; задача на смекалку

Интегрированный урок математики и внеклассного занятия – 2 класс

 Тема урока: Приёмы вычислений для случаев вида 60-24

Прогнозируемые результаты:

Учащиеся рассмотрят способ вычитания из круглых десятков;

отработают умение решать задачу разными способами,

составлять задачу по краткой записи.

Знакомятся праздниками нашей местности. Учатся любить свою малую Родину, уважать традиции своего народа.

Учебные пособия: учебник тетрадь.

Ход урока:

I . Мотивация учебной деятельности

--Откройте учебник на странице 62. О чём говорит человечек на полях? Определите тему и цели урока.

-Человечек говорит, что мы сегодня будем учиться решать такие примеры, как 60-24

-Перед нами стоит такая цель: мы должны научиться решать такие примеры.

- Ещё о чём мы будем говорить, вы узнаете, когда решите вот эти примеры.

II. Работа по теме урока

Работа в тетрадях

-Решите в тетради примеры, записанные на доске.

На доске

   

50 80 73 87 30 60 19 26 28

П   Р  А  З   Д  Н   И  К  И  

К доске будете выходить по очереди.  Решите примеры. Найдёте ответ. Прикрепите так, чтобы была видна буква.

(Приступая к решению примеров третьего столбика, дети должны заметить, что такие примеры ещё не решали.)

-  Про третий столбик ничего не хотите сказать?

( -Такие примеры мы ещё не решали)

 Обсудите в парах способ решения первого примера. Обратите внимание на решение первых примеров второго и третьего столбиков.

(У детей должно возникнуть предложение вычитать по частям.)

- Надо вычитать по частям: сначала десятки, а потом  единицы.

Учитель: - Все внимание на экран. Проверим ваше предположение,

(Идёт объяснение новой темы по компьютеру  60-24 )

Учитель: - А теперь вернёмся к примерам, записанным  на доске.

Решают с объяснением примеры третьего столбика

Учитель: - Прочитайте, какое слово получилось.

Дети: - Праздники.

Учитель: - Правильно, мы будем говорить о праздниках.

III  Работа над задачей.

Учитель: - Сейчас вы поработаете над задачей. Вам предстоит сделать схему и решить её.

Задача.

В IV классе 12 детей. 5 детей – из Ельниково, 2 из Шоршел, а остальные из деревни Б. Камаево. Сколько детей из Б. Камаева?

(Учитель начинает схему, а дети продолжают)

 Учитель:- Составим краткую запись этой задачи в виде схемы.

- Решите задачу любым способом.

I. способ:  12-(2+5)= 5(д) из Б. Камаева

- Есть ли другие способы решения этой задачи?

II. 12-5-2=5(д)

III. 12-2-5=5(д)

IV. В нашем классе ребята тоже из 3 соседних деревень. Из Б. Камаева, Шоршел и из деревни Ельниково. Из Б. Камаева – Ксюша. Она нас познакомит со своей деревней.

(Идёт презентация «Вот моя деревня». Ксюша рассказывает.)

Теперь шоршелские ребята берут слово.

Песня «Шуршӑл ялě». Идёт презентация о Шоршелах)

Эп =уралнё тёван ял-

Юнашар юхать +авал?

Т\р. вёрём урамсем:

Еш.л тумлё йёмрасем?

Эп =уралнё тёван ял-

М.н тери илемл. ял!

+ук ни=та та сан пеки:

Шуршёл - эс. чи хакли?

Из Ельникова-Денис. Послушаем его.

Сёрт айлём.нче вырна=нё

Манён тёван ял

+уталса юхать мёна=лён

Юнашар +авал?

Савнё ялём: Чёршкасси

Асёмрах: умрах

Урёх пур –ши =.р =инче

Сан пекки татах

Люди в наших краях всегда жили дружно. Сообща работали, проводили праздники. Где пели песни, играли

V.  Составление и решение задач по краткой записи.

Было -  ?                                                   Было – 6д. и 4д.

Ушли – 7д.                                              Пришли – 2д.

Осталось – 8д.                                        Стало -  ?

Составьте первую задачу.

Я начну, а вы продолжите. На площадке играли дети. 7 детей ушли и осталось 8 детей. Сколько детей было на площадке?

На площадке играли 6 девочек и 4 мальчика. Пришли ещё 2 детей. Сколько детей теперь стало на площадке?

Учитель: - В чём математическое сходство этих задач? Находим целое или часть?

(Находим целое по известным частям.)

VI .Ребята, давайте и мы поиграем в игру детей нашей местности.

Сик- сик- сик: чунём

Ярём-ярём шутарам

Шутар пекки тутарам

М.н тёватён: Саша?

(Алё =ёватён: урай шёлатён: =.лет.н)

Мы говорили о том , что жители наших мест и праздники проводили вместе.

Женя Петрова знакомит со своей проектной работой «Наши праздники»

Учитель - Сурхури – Рождество

Кӑшарни – Крещение

Мӑнкун – Пасха

Вот некоторые праздники, которые с удовольствием праздновали жители нашей малой Родины. В 90-ых годах широко отмечали праздник проводы зимы и встречи весны – масленицу. Это совпадало с Международным Женским днём.

(Несколько кадров из киноролика, если успеем)

Меняется время. Появляются новые праздники. Много у  нас праздников, связанных с А Г Николаевым. Какие?

- День Космонавтики, день рождения Андрияна Григорьевича. Летом отмечали  50-летие со дня его первого полёта в космос. Осенью все вышли на кросс «Космическая миля».

Ещё один праздник приближается. Какой, ребята?

- День матери.

У вас у всех есть мамы. Сидящие здесь гости – тоже мамы. Давайте поздравим их с наступающим праздником, пусть нашим подарком для них будет песня.  

Песня «Анне»


1? П.ррем.ш сёмахсем

П.ррем.ш утёмсем

+уратнё эс пире

Ялан эс ч.рере

2? +уратнё мана анне

Юратнё мана анне

Упрап чипер сённа

Ачашлёттём сана

Припев%

Анне –х.вел ёшши

Анне – кун- =ул т.шши

Пуринш.н те асли

Анне ялан кирли

Рефлексия.

Какие примеры мы научились решать сегодня на уроке?

 Трудно ли это?

Ещё о чём говорили?

Оцените свою работу на уроке. (Покажите пиктограмму)

Мы приготовили открытки для наших мам. ( Показать. Слова добрые напишем. Слушаем песню Думаем.)

Киноролик


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Наши праздники

Наши праздники...

Классный час на тему "Наши праздники"

Расширить кругозор учащихся о праздниках, о традициях народов проживающих в Татарстане.Воспитать уважение к национальным достояниям,создать атмосферу доброжелательности и творчества.Дапть возможность ...

Капустник (совместное родительское собрание с учениками) "Наши праздники и будни".

В данной методической разработке материалы сценария родительского собрания с  детьми для учащихся 2 класса. в разработке есть сценки с участием ребят, материалы для беседы, заставляющей обратить ...

Программа внеурочной деятельности "Наши праздники"

Данная программа написана для 1 класса...

Наши праздники

Праздники, проведенные во 2 "а" классе школы 187 СПБ во внеурочное время....

Викторина "Наши праздники"

Данная викторина способствует расширению кругозора детей о праздниках, которые отмечались на Руси и в наши дни возрождаются. Это прививает любовь к своей стране, знанию наших корней....

Наши праздники.Весенний праздник 8 Марта

Сегодня мы встретились в нашем праздничном зале, чтобы отметить первый весенний праздник - праздник добра, света, жизни и любви! Итак, мы начинаем!...