Семинар: Система работы с одаренными детьми МБОУ СОШ № 15.
методическая разработка по теме

Программа развития муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 15 на 2008 – 2013 гг. представляет собой долгосрочный нормативно – управленческий документ, характеризующий имеющиеся достижения и проблемы, основные тенденции, цели, задачи и направления обучения, воспитания, развития учащихся и особенности организации кадрового и методического обеспечения образовательного процесса и инновационных преобразований учебно – воспитательной системы, критерии эффективности, планируемые конечные результаты.

В процессе реализации Программы в рамках деятельности школы предполагалось создание модели «Одаренные дети», которая учитывает сущность, содержание, организацию, а также условия и факторы продуктивного процесса обучения и воспитания, объединенных в приоритетах, соответствующих современной идеологии образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon seminar.doc114 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар: Система  работы с одаренными детьми МБОУ СОШ № 15.

        Не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одаренность, кроме тех, которые проявляются в результате активного участия хотя бы в самой маленькой поисковой исследовательской работе.

                                                А.Н. Колмогоров.

Программа развития муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 15 на 2008 – 2013 гг. представляет собой долгосрочный нормативно – управленческий документ, характеризующий имеющиеся достижения и проблемы, основные тенденции, цели, задачи и направления обучения, воспитания, развития учащихся и особенности организации кадрового и методического обеспечения образовательного процесса и инновационных преобразований учебно – воспитательной системы, критерии эффективности, планируемые конечные результаты.

В процессе реализации Программы в рамках деятельности школы предполагалось создание модели «Одаренные дети», которая учитывает сущность, содержание, организацию, а также условия и факторы продуктивного процесса обучения и воспитания, объединенных в приоритетах, соответствующих современной идеологии образования.

Выявление одаренных детей проводится уже в начальных классах на основе наблюдений, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления и общения с родителями. Учителя начальных классов уделяют внимание особенностям развития ребенка  в познавательной сфере. Как правило, у одаренных детей проявляются:

- высокая продуктивность мышления;

- легкость ассоциирования;

- способность к прогнозированию;

- высокая концентрация внимания.

Реализуя дифференцированный, индивидуальный подход в образовании, каждый учитель работает над развитием этих качеств.  Согласно школьному положению о работе с данной категорией детей мы выделили основные направления:

- диагностика,

- формирование устойчивой познавательной мотивации,

- создание условий для самовыражения.

   На наш взгляд, для успешного развития способностей  одаренных детей условием является подготовка педагогических кадров. Сам учитель должен быть непременно талантливым, способным к творческой деятельности, профессионально грамотным, интеллигентным, умелым организатором, психологом, владеющим передовыми педагогическими технологиями. Педагоги осуществляют рефлексию собственной деятельности и учатся самопознанию не только, когда их приглашают к этому на каком-то этапе процесса, но и тогда, когда они находятся в позициях проектировщика, реализатора проекта и аналитика. Методическим объединением учителей начальных классов разработана программа наблюдений для анализа педагогической деятельности:

1. Основная задача учителя:

  • способность к построению особой коллективно-распределительной формы деятельности;
  • знание о закономерностях групповой  деятельности, уровнях групповой организации;
  • способность выстраивания учебного предмета в виде учебных задач;
  • знание психологических закономерностей и механизмов построения учебной деятельности, развития личности ученика;
  • владение теоретическим содержанием той предметной области, которая позволяет выстраивать учебную деятельность;
  • обеспечить условия для становления ребенка как субъекта учебной деятельности;
  • заинтересовать ребенка в самоизменении;
  • сформировать способности к самоизменению.

2. Овладение школьниками содержанием деятельности:

  • организация данной деятельности;
  • управление учителем данного процесса;
  • учитель и ученики выступают субъектами в данной деятельности.

3. Ситуация взаимодействия «педагог-коллектив класса-индивид» на уроке. Готовность к смене позиций.

  • организатор;
  • исследователь;
  • деловой партнер;
  • диагност;
  • корректор;
  • координатор;
  • аналитик;
  • психолог.

    4. Владение учителем содержанием базовых типов деятельности:

  • исследовательской;
  • проектной;
  • программной.

    5. Решение  задач педагогической деятельности:

  • обеспечение процесса развития и смаоуправления;
  • саморазвитие и самоизменение.

В центре повышения профессионального мастерства учителей мы ставим  создание структуры взаимосвязи методического объединения начальных классов:


       


Методическим объединением организован мониторинг качества образования: разработка и проведение контрольных срезов, выявление эффективности изучения образовательных программ, выполнение практической и теоретической частей программ; посещением уроков.

 В школе одаренным детям создаются условия, включающие:

- расширение содержания образования в определенной области науки (предметные кружки, секции, НОУ),

- стимулирование познавательных способностей учащихся,

- дифференцированный подход в образовательной деятельности;

- регуляцию конфликтов,

- антистрессовую работу.

 1ступень: Ступень начального образования -1-4 классы - Научное общество учащихся «Начало», девизом которого стало изречение Платона: «Хорошее начало – половина дела».

Цель: всестороннее развитие личности ребенка.

В начальных классах МОУ СОШ № 15  работа с одаренными детьми и детьми с повышенной мотивацией к обучению строится в двух направлениях  через учебный процесс и внеурочную деятельность по определенной схеме:  диагностика индивидуальных особенностей обучающихся → планирование и организация работы→ анализ результатов, коррекция проводимой работы.

Выявление одаренных детей - продолжительный процесс, связанный с анализом развития конкретного ребенка. Эффективная идентификация одаренности посредством какой-либо одноразовой процедуры тестирования невозможна. Для диагностики  индивидуальных возможностей детей проводится работа с использованием ресурсов психологической службы школы:

  1. Работа с детьми: тесты креативности  П. Торренса;  тест на изучение оригинальности мышления А.Савенкова; изучение мотивационной готовности детей Л. Венгера; тест Верона на выявление общего уровня развития интеллекта; тесты на изучение особенностей воображения и фантазии.
  2. Работа с педагогами: «Характеристика ученика» по А. Савенкову.
    В рамках дополнительных занятий психологами проводятся занятия по программе Ю.Б. Гатанова («Иматон») Курс развития творческого мышления.

Курс развития творческого мышления разработан на базе известной модели структуры интеллекта Дж. Гилфорда.  В рамках этой модели впервые было выделено дивергентное мышление, являющееся основой творчества. Прототипом Курса послужили развивающие программы Дж. Рензулли. Курс состоит из заданий, предназначенных как для развития общих свойств творческого мышления, так и для развития отдельных творческих (дивергентных) мыслительных способностей.

Данный  Курс предназначен для развития следующих творческих мыслительных способностей:

Беглость – способность быстро генерировать поток идей, возможных решений, подходящих объектов и т.п.

Гибкость – способность применять разнообразные подходы и стратегии при решении проблем; готовность и умение рассматривать имеющуюся информацию с разных точек зрения.

Оригинальность – способность придумывать нестандартные, уникальные, необычные идеи и решения.

Способность к детальной разработке – это способность расширять, развивать, приукрашивать и подробно разрабатывать какие-либо идеи, сюжеты и рисунки.

Используются такие подходы и стратегии, которые наиболее полезны при работе:

  1. «Мозговой штурм» и принцип «беглости».
  2. Принципы мягкого соревнования.
  3. Сотрудничество и кооперация.
  4. Оценивание и благоприятная психологическая атмосфера.

Сочетание этих и других методик позволяет объективно осуществлять мониторинг развития одаренных детей. Приоритет отдается желанию ребенка заниматься по выбранному направлению, его мотивации к познанию.
В основе планирования  работы  с одаренными детьми и детьми с повышенной мотивацией к обучению лежит стратегия ускорения обучения одаренных детей через обогащение содержания образования Дж. Рензулли.

Вертикальное обогащение предполагает более быстрое продвижение к познавательным высшим уровням в области избранного предмета. Горизонтальное обогащение направлено на расширение изучаемой области знаний. Одаренный ребенок не продвигается быстрее, а получает дополнительный материал к традиционным курсам, большие возможности развития мышления  и креативности, развивает умение работать самостоятельно.

Работа с одаренными детьми в учебном процессе  в школе осуществляется через   системы  традиционного обучения с элементами развивающего обучения: «Начальная школа 21 век», «Гармония», «Школа  2100». Эти программы имеют систему познавательных задач, при решении которых появляется интерес не только к знаниям, но и к процессу их открытия. Обучение детей осуществляется на основе использования личностно - ориентированного подхода к обучению с использованием технологии проблемного обучения, технологии проектного обучения на основе принципов дифференциации и индивидуализации обучения, что способствует жированию и реализации индивидуальной траектории развития, интеллектуальных способностей ребенка.  

Методы и формы работы учителей должны способствовать решению обозначенной задачи. Для этой категории детей используются методы работы:

- исследовательский,

- частично – поисковый,

- проблемный,

-  проективный.

Одним из необходимых условий в работе с одаренными детьми является принцип, учитывающий специфику интересов, склонностей учащихся. Он реализуется в нашей школе через занятия по собственному выбору ребенка в рамках  дополнительного образования (горизонтальное обогащение содержания по Рензулли)- на уроках, на занятиях добровольного объединения научного общества учащихся (НОУ).

В системе  деятельности НОУ используются такие формы работы:

  •   Классно-урочная: попеременное обучение, предполагающее группировку детей разных возрастов на время занятий, что дает одаренным детям возможность для общения,  как со сверстниками, так  и с детьми другого возраста, находить равных себе в научных отношениях, работа в парах, разноуровневые и  творческие задания.
  •   Индивидуальные занятия, занятия в малых группах по плану в объединении НОУ.
  •   Консультирование по возникшей проблеме.
  •   Система творческих конкурсов, олимпиад, интеллектуальных игр, марафонов.
  •   Детская научно-практическая конференция. Присвоение звания «Почетный член НОУ года».
  •   День Знаний.
  •   Защита  «Портфолио».

Эффективность программы по работе с одаренными детьми и детьми с повышенной мотивацией к обучению, эффективность работы педагогов с детьми определяется и подтверждается успехами учащихся нашей школы на олимпиадах,  конкурсах различного уровня.
                                                              
Будем помнить, что мы, взрослые, должны быть для ребенка и плодородной почвой, и живительной влагой, и теплым солнышком, согревающим цветок детской души.
Только тогда раскроются уникальные способности, данные каждому ребенку от рождения.

В течение 2008– 2013,  уч. г. в школе проводилась и проводится плановая  работа с одарёнными детьми по следующим направлениям:

-обновление базы данных по одарённым детям:  база данных обновлялась в течение года на основании результатов проведённых  конкурсов, выставок, предметных олимпиад и предметных недель,

- проведение олимпиад, смотров- конкурсов, спартакиад, выставок работ учащихся: для отбора участников городского тура предметных олимпиад ежегодно проводятся школьные предметные олимпиады, конкурсы проектов, интеллектуальные марафоны.

Наиболее значимые показатели успешности образования в школе – личные достижения учащихся.

          Итогом работы учащихся над творческими проектами стало участие на городском этапе Всероссийской научной эколого – биологической олимпиаде (Шуралев В. -1 место); в  городской научно – практической конференции за погследние три года приняли участие 9 человек: Павлов Д., Волганов М., Шуралев В., Томаев А., Моздор Н. Стасенко Д, Стоян В., Ганченко К., Щелкунова А. Призовые места заняли Томаев А – 3 место, Шуралев В – 1 место, Стасенко Д – 3 место, Стоян В. – 3 место На краевой 20 научно – практической конференции школьников Шуралев В. занял 2 место, в городском конкурсе «Мое Отечество» Моздор Н заняла 1 место, а в краевом конкурсе – 4 место, городской конкурс «Лучший школьный двор» группа детей -2 место, городской конкурс «Лучший учебно – опытный участок» группа детей – 1 место, городской конкурс «Наблюдая – охраняй» - призер ценного подарка - Павлов Д., «Папа, мама, я – спортивная семья»,- 1 место на протяжении двух последних лет.  

Традиционными являются конкурсы театрального искусства, конкурсы чтецов, сочинений, рефератов, конкурсы юных поэтов, стенгазет, выставок детских поделок, спортивные конкурсы. С 2008 – 2009 учебного года проводится конкурс «Ученик года», который также способствует выявлению одарённости обучающихся школы в различных направлениях.

         В работу с одарёнными детьми педколлектив внедряет новые педагогические технологии: информационно-коммуникационные технологии, технологии проектной деятельности, технологии личностно-ориентированного обучения, здоровьесберегающие технологии.

Используя в образовательном процессе метод проектов, учителя имеют прекрасную возможность приобщить к поисковой, творческой деятельности учащихся, независимо от степени их одаренности и успешности в учебе. Участие детей в работе над коллективным или индивидуальным проектом способствует формированию умения отбирать и анализировать информацию, работать с энциклопедиями, справочниками, специальной литературой, использовать возможности информационных технологий.

         Вопросы работы с одарёнными детьми рассматривались на педагогических чтениях «Одаренность и её признаки» 25.12. 10;

на совещании при директоре «Роль предметных недель в развитии творческого потенциала учителя и учащихся» в  2011 г;

на педагогическом совете «Реализация воспитательной системы школы. Роль дополнительного образования в самореализации и самоопределении школьников» - «Об итогах предметных олимпиад»;

на заседаниях МО и  НОУ.

Число одарённых детей по начальным классам  составляет  примерно 

 5 % от общего числа обучающихся в начальных классах школы.          

      При проблемном обучении учителя проводят контрольные занятия, где в самостоятельной работе учащихся отражаются критерии знаний, умений, повторение и закрепление усвоенного материала. В процессе самостоятельной работы вырабатываются навыки умственных операций и действий учащихся, развивается внимание, творческое воображение, догадка, формируется способность открывать новые знания и находить новые способы действия путем выдвижения гипотез и их обоснования. Проблемная ситуация рассматривается как интеллектуальное затруднение в решении задачи или противоречие между сложившимися представлениями и вновь полученными знаниями в процессе обучения. С учетом вышеизложенного была разработана модель управления  познавательной деятельностью учащихся на основе проблемной ситуации, которая включает 12 блоков:


Все это помогает учителю в работе с детьми, а школьникам – включиться в различные виды деятельности и быть успешными.

 Прогнозируемый педагогический результат – модель личности выпускника начальной школы:


Коллективом была разработана циклограмма деятельности по развитию способных и одаренных детей.

Работа по заданному алгоритму позволяет воспитать учащегося, соответствующего той модели выпускника начального звена, которая спроектирована в школе:

- способен к саморазвитию, является субъектом обучения;

- развита исследовательская позиция, любознателен, заинтересован, осознает необходимость усваиваемого материала, получает удовлетворение от процесс а обучения;

- проявляет себя в разных областях, творчески самовыражается и самоутверждается;

- имеет высокую самооценку.

Опыт работы в направлении развития потенциальных способностей учащихся начального звена показывает, что положительных результатов можно добиться только, если рассматривать данную проблему в комплексе. Такой комплексный подход приносит  положительные  результаты:

- повышается мотивация обучения;

- наблюдается положительная динамика в обучении;

- через участие в творческих конкурсах раскрывается креативный потенциал учащихся;

- растет активность в творческой, проектной и исследовательской деятельности;

- проявляется творческий подход к выполнению как классных, так и домашних заданий;

- повышается уровень самоанализа и самооценки - она носит адекватный характер;

- приобретаются навыки поиска необходимой информации в разных источниках, умения перерабатывать и записывать информацию в разных видах – текстах, таблицах, схемах;

- вырабатывается умение работать в группах: сотрудничать в совместном решении проблемы, предвидеть последствия коллективных действий;

- развиваются коммуникативные навыки: уважительно относиться к позиции другого, объяснять свое несогласие и пытаться договориться.

  Наша работа, направленная на создание в начальном звене условий, обеспечивающих полноценное умственное развитие и развитие исследовательской позиции детей, развивает интеллектуальную культуру учащихся: мыслительные операции – анализ, синтез

Недостатками в работе педагогического коллектива с одаренными обучающимися являются:

- недостаточная работа МО по   подготовке участников школьных и городских олимпиад: отсутствие индивидуальных программ работы с одарёнными детьми; недостаточная работа учителей  по организации дополнительных  занятий;       

 - совершенствование педагогического мастерства учителей в организации работы с разноуровневым контингентом детей;

- разработка  индивидуальных программ работы с одарёнными детьми с целью качественной подготовки к городским  турам предметных олимпиад и конкурсов.

Выводы:

В младшем школьном возрасте ребенок отличается особой восприимчивостью по отношению к развитию у него важнейшей мотивационно – личностной особенности – исследовательской или репродуктивной позиции, первая из которых может способствовать дальнейшему развитию его одаренности, а вторая, наоборот, препятствовать. Важнейшими условиями развития исследовательской позиции личности являются обеспечение обогащенной проблемной среды, позволяющей ребенку с высокой степенью самостоятельности открывать знания об окружающем мире, а также поддержка со стороны взрослых ( учителя и родителей) всех проявлений исследовательской активности ребенка, создание атмосферы значимости или ценности творчества.

Для того чтобы сохранить и преумножить ростки одаренности в детском возрасте и получить «прекрасные плоды», необходимо не только позаботиться об обеспечении соответствующего обучения одаренных детей в школе, но и просветить их родителей, сделать их сторонниками «теории обучения», адекватной природе развития одаренности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы с одаренными детьми МО учителей начальных классов МБОУ СОШ № 5

План работы с одаренными детьми методического объединения учителей начальных классов МБОУ СОШ № 5 ст. Бриньковской Приморско – Ахтарского района Краснодарского краяЦель:  создание благо...

Детская одаренность. Система работы с одаренными детьми

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯМеждународная научно-практическая конференцияРабота с одаренными детьми является одним из приоритетных направле-ний в образовании на государственном уровне,...

Одаренность. Формы и методы работы с одаренными детьми

Миссия школы по отношению к одаренным учащимся – предоставление каждому ОУ сферы деятельности, необходимой для реализации интеллектуальных и творческих способностей, формирования потре...

Работа с одаренными детьми. Конспект занятия по авторской программе "Развитие одаренности средствами арт-терапии".

Конспект занятия по работе с одаренными детьми для развития творческого воображения и абстрактного мышления....

«Одаренный ребенок. Формы и методы работы с одаренными детьми. Презентация опыта»

Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. Часто про одаренных людей говорят, что в них есть «Искра Б...

Одаренный ребенок. Кто он? Формы и методы работы с одаренными детьми.

Одаренный ребенок. Кто он?Формы и методы  работы с одаренными детьми....

Творческий отчет по работе с одаренными детьми Беляевой Жанны Михайловны МБОУ СШ №2 г. Сычевки

Одаренные дети – наше достояние. Выявление способных детей и работа с ними является актуальной задачей школы.Каждый ребенок талантлив, но талантлив по-своему. Как найти заветный ключик к каждому...