Доклад"Формирование представлений о здоровом образе жизни у учащихся на уроках и внеурочной деятельности"
материал (1 класс) по теме

Макшанцева Елена Николаевна

Материал доклада содержит основные компоненты здорового образа жизни, а также практическую часть, которая оформлена в виде таблицы. Результаты опроса и анкетирования учащихся показывают , как у у чащихся с возрастом меняются взгляды на составляющие здорового образа жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_o_zdorove.rar32.11 КБ

Предварительный просмотр:

План.

1.Актуальность темы.

2.Основные составляющие здорового образа жизни.

3.Формирование представления о здоровом образе жизни у учащихся.

 4.Результаты анкетирования «Положительные эмоции»,

 «Система ценностных ориентаций», «Составляющие здорового образа жизни»

   Современное состояние общества, высокие темпы его развития предъявляют все новые и более высокие требования к человеку и его здоровью. Проблема сохранения и целенаправленного формирования здоровья детей, молодежи в современных условиях развития России исключительно значима и актуальна, поскольку связана напрямую с проблемой безопасности и независимости. Серьезную озабоченность вызывает рост числа детей с ослабленным соматическим и психоневрологическим здоровьем. За последние годы в нашей стране произошло значительное качественное ухудшение здоровья школьников. Статистические данные  по данным Минздрава, только 5% выпускников школ являются здоровыми, 80% школьников хронически больны, 50% имеют морфофизиологические отклонения, 70% страдают нервно-психическими расстройствами. Из 1000 новорожденных 800-900 имеют врожденные пороки развития.  В настоящее время политика государства направлена на то, чтобы сохранить и укрепить здоровье школьников. Закон РФ «Об образовании» в качестве одной из приоритетных целей ставит сохранение и укрепление здоровья обучаемых. В педагогике  принято рассматривать  «здоровый образ жизни» как целостная система, включающая формы и способы жизнедеятельности, поведения человека, которые укрепляют и совершенствуют резервные возможности организма, способствуют сохранению и укреплению его здоровья для обеспечения полного физического, духовного и социального благополучия.

Основными элементами здорового образа жизни являются: 

1) отсутствие вредных привычек;

2) высокая культура общения и поведения;

3) рациональное питание;

4) соблюдение режима труда и отдыха;

5) оптимальный двигательный режим, основу которого составляют регулярные занятия физической культурой и спортом; 6) санитарно – гигиеническая культура, профилактические меры.

    Сущностью здоровьесбережения является сохранение здоровья учащихся с помощью педагогических средств, способов, приемов. Ведущим в здоровьесбережении является мотив «Через педагогику – к здоровью, через образование – к здоровому образу жизни». Цель здоровьесбережения – создание условий и проведение мероприятий, направленных на сохранение здоровья учащихся, доведение до учащихся актуальных сведений по сохранению, укреплению и формированию своего здоровья.  Известно, что здоровье человека зависит от многих факторов: наследственных, социально-экономических, экологических, деятельности системы здравоохранения. Но особое место среди них занимает образ жизни человека.

Здоровый образ жизни создается и в семье, и в школе. Под общим контролем должны быть учебная нагрузка, режим дня, питание, двигательная активность, закаливающие процедуры, нервные нагрузки, психологический климат дома, в школе и в классе, взаимоотношения родителей и детей, учеников и учителей, виды и формы досуга, развлечения и интересы.[1]

Неправильно организованный труд школьников может принести вред здоровью. Поэтому большое значение имеет налаживание рационального образа жизни.

Человек, умеющий со школьной поры правильно организовать режим своего труда и отдыха, в будущем надолго сохранит бодрость и творческую активность.

Здоровый образ жизни формируется всеми сторонами и проявлениями общества, связан с личностно-мотивационным воплощением индивидом своих социальных, психологических и физиологических возможностей и способностей. От того, насколько успешно удается сформировать и закрепить в сознании принципы и навыки здорового образа жизни в молодом возрасте, зависит в последующем вся деятельность, препятствующая раскрытию потенциала личности.

В школьном возрасте важно выработать у себя полезные привычки и решительно бороться с вредными, грозящими перейти в пороки.

  • Полезными привычками можно назвать стремление к регулярному повышению знаний, к занятиям физическими упражнениями, а также к таким прекрасным формам проведения свободного времени, как чтение, посещение театров, кино, прослушивание музыки. Все эти формы досуга, естественно в разумных параметрах времени, обогащают человека, делают жизнь интереснее, способствуют самосовершенствованию.
  • Однако в школьные годы возникает немало и вредных привычек. К ним можно отнести нерациональный режим дня, нерегулярную подготовку к занятиям. Но наиболее вредными являются курение и злоупотребление спиртными напитками. Эти привычки могут незаметно перерасти в порок, способный испортить жизнь человека.
  • Первостепенное значение для каждого из нас имеют наличие определенных целей, потребностей, интересной и полезной для общества деятельности, умение наладить правильный, рациональный режим дня.
  •                                   Примерный распорядок дня школьников

Время суток, часы

Элементы режима дня

7.15—7.25

7.25—7.35

7.35—7.45

7.45—8.00

8.00—8.15

8.30—13.05

13.15—14.30

14.30—15.00

15.00—16.30

16.30—18.30

18.30—19.30

19.30—21.00

21.00

Подъем, уборка постели

Утренняя гимнастика

Умывание, закаливающие процедуры

Завтрак

Ходьба пешком в школу

Учебные занятия

Обед, прогулка на свежем воздухе

Послеобеденный отдых

Самоподготовка

Занятия в спортивной секции или самостоятельные

занятия физическими упражнениями (3—5 раз в неделю)

Ужин, отдых

Самоподготовка

Отбой

Следующий фактор здорового образа жизни – двигательный режим.

Необходимым условием гармоничного развития личности школьника является достаточная двигательная активность. Последние годы в силу высокой учебной нагрузки в школе и дома и других причин у большинства школьников отмечается дефицит в режиме дня, недостаточная двигательная активность, обусловливающая появление гипокинезии, которая может вызвать ряд серьёзных изменений в организме школьника.

 Исследования гигиенистов свидетельствуют, что до 82 – 85% дневного времени большинство учащихся находится в статическом положении (сидя). Даже у младших школьников произвольная двигательная деятельность (ходьба, игры) занимает только 16 – 19% времени суток, из них на организованные формы физического воспитания приходится лишь 1 – 3 %. Общая двигательная активность детей с поступлением в школу падает почти на 50%.  Перед началом уроков мы с ребятами ежедневно делаем зарядку. В неё входят упражнения: на развитие динамики шейного и поясничного отдела, разминка конечностей, потягивания, дыхательные упражнения.

            В течение уроков я провожу двигательную релаксацию. С целью

* предупредить нарушение осанки;

* снять напряжение с позвоночника и мышц спины;

* восстановить эмоционально- положительный настрой.

       На уроках я слежу за соблюдением правильной осанки, и чередую позы в течение урока.

Для предупреждения преждевременного утомления на уроке и снятия мышечного напряжения провожу физминутки, в состав которых включаю упражнения по формированию осанки, на отдых позвоночника, упражнения для ног, потягивания.

Выполняемые упражнения дают нагрузку мышцам, которые не были загружены при выполнении текущей деятельности, а также способствует расслаблению мышц, выполняющих значительную нагрузку.

Провожу на уроках упражнения для сохранения зрения – корригирующая гимнастика для глаз: «Палец движется»,  «Зоркие глазки»,  «Стрельба глазами», «Письмо носом».

Провожу упражнения направленные на выработку рационального дыхания.

Большинство учащихся н.к. не умеют правильно дышать во время выполнения мышечной нагрузки, ходьбы, бега, а также в условиях относительного мышечного покоя. Неправильное дыхание приводит к нарушению деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем, снижению насыщения крови кислородом, нарушению обмена веществ. Поэтому я использую различные упражнения. Например: «Задуй свечу», «Озорные щёчки», «Ленивая кошечка».

   Пальчиковая гимнастика.   Её несомненные плюсы в том, что она не только улучшает грамотность детей, путём развития межполушарных связей, но и стимулирует развитие речи, т.к. все упражнения  делаются под стихи, что активизирует центр речи. Говоря об оптимальном двигательном режиме, следует учитывать не только исходное состояние здоровья, но и частоту, и систематичность применяемых нагрузок. Занятия должны базироваться на принципах постепенности и последовательности, повторности и систематичности, индивидуализации и регулярности.  Доказано, что наилучший оздоровительный эффект (в плане тренировки сердечно-сосудистой и дыхательной систем) дают циклические упражнения аэробного характера: ходьба, легкий бег, плавание, лыжные и велосипедные прогулки. В комплекс ежедневных упражнений необходимо включить также упражнения на гибкость.

У малоподвижных детей очень слабые мышцы. Они не в состоянии поддерживать тело в правильном положении, у них развивается плохая осанка, образуется сутулость.

При систематических занятиях физической культурой и спортом происходит непрерывное совершенствование органов и систем организме человека. В этом главным образом и заключается положительное влияние физической культуры на укрепление здоровья.[2] Физические упражнения благотворно влияют на развитие таких функций нервной системы как сила, подвижность и уравновешенность нервных процессов. Даже напряжённая умственная деятельность невозможна без движения.

Достаточная двигательная активность является необходимым условием гармонического развития личности.[3]

Следующий  фактор здорового образа жизни, влияющему на здоровье человека - это проблема питания.

В последнее десятилетие возрос интерес к проблеме питания, так как правильное питание обеспечивает нормальное течение процессов роста и развития организма, а также сохранение здоровья. Человек издавна использовал питание в качестве одного из важнейших средств для укрепления здоровья. Недаром древнегреческие мудрецы утверждали: человек есть суть то, что ест, а Сенека писал, что умеренное питание повышает умственные способности. Ум, говорил он, тупеет от пресыщения.[4]

Правильная организация питания имеет большое значение для развития детского организма. Нормальный рост и развитие ребенка зависят в первую очередь от того, насколько его организм обеспечен необходимыми питательными веществами. Правильное питание является основным фактором в предупреждении и лечении многих заболеваний.

При организации питания необходимо учитывать особенности развития и функционирования пищеварительной системы и всего организма для конкретного возрастного периода, а также потребность организма в питательных веществах, поскольку он особенно чувствителен ко всяким нарушениям, как в количественном, так и в качественном составе пищи.

В основу правильной организации питания детей в различные возрастные периоды должны быть положены следующие основные принципы:

  1. Регулярный прием пищи через определенные промежутки времени - главное условие, с которого необходимо начинать организацию питания ребенка.
  2. Питание детей должно соответствовать уровню развития и функциональным возможностям организма в конкретный возрастной период.
  3. Питательные вещества (белки, жиры, углеводы), поступающие в организм вместе с пищей, должны находиться в определенном соотношении между собой.
  4. Питание должно быть индивидуальным с учетом особенностей ребенка, состояния здоровья, реакции на пищу и другое. В организме школьников, регулярно занимающихся физическими упражнениями, при интенсивных физических нагрузках происходит некоторая потеря таких минеральных веществ, как цинк, медь и особенно железо. Поэтому необходимо увеличивать их потребление в питании. С этой целью в программу воспитательной работы включены темы из раздела «Разговор о правильном питании». Классные часы «Витамины», «Что я ем?», «Составим правильное меню» формируют  представление о правильно полноценном питании. В школе ежегодно проводятся уроки «Здоровья», «Дни здоровья».  В текущем учебном году был проведён нетрадиционный урок «В гостях у Золушки», где учащиеся в ходе выполнения заданий узнавали много нового о пользе продуктов, содержании полезных витаминов. В ходе выполнения творческого группового задания дети делали выводы о полезности полученных продуктов в ходе решения задач. Следующий фактор здорового образа жизни – закаливание. Практически всем известно изречение «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья». Существуют закаливание воздухом (воздушные ванны); закаливание солнцем (воздушно-солнечные ванны); закаливание водой (обтирание, обливание, душ, купание, купание в проруби); хождение босиком является одним из древнейших приемов закаливания, оно широко пропагандируется и практикуется во многих странах. С детьми проводилось немало бесед на эту тему(..Если хочешь быть здоров», « Я здоровье берегу…», подвижные игры на свежем воздухе). Ребята знают, что закаливание очень полезно,  но делать это нужно систематически, постепенно снижая температуру.

Следующий фактор здорового образа жизни – это личная гигиена. Сохранение и укрепление здоровья невозможны без соблюдения правил личной гигиены – комплекса мероприятий по уходу за кожей тела, волосами, полостью рта, одеждой и обувью. С этой целью проводились классные часы «Не забыл ли ты носовой платок?», «От простой воды и мыла у микробов тает сила».др..Почти у всех ребят есть своё личное полотенце, влажные салфетки.

Большое значение в своей работе уделяю профилактике  здорового образ жизни.  Ребята,  принимают витамины «Ревит», «Компливит», «Мультитабс» идр . С целью профилактики простудных заболеваний было проведено родительское собрание, где был затронут вопрос о защите от ОРВ и гриппа. С этой целью более 50% учащихся принимали «Иммунал», или «Гриппферон», более 30 % стали пользоваться новым современным лечебным и профилактическим препаратом «Долфин», особенно это понравилось детям после чтения сказки  «Про слонёнка», который всегда промывал носик, и научил это делать все своих друзей.

   Кроме этого, уделяю  большое внимание формированию у учащихся положительных эмоций в процессе обучения, а также умение общаться с другими людьми не навредив ни себе, ни другим.

Так, на одном из наших уроков, посвященном теме «Открытое сердце», мы провели с учащимися беседу, направленную на формирование положительных эмоций у учащихся, а также на выявление их представлений у себя и у других людей, и как хорошее настроение влияет на здоровье человека.

В результате обработки ответов учащихся на вопросы беседы получилась следующая таблица:

Вопросы анкеты

Ответы учащихся

Кол-во ответов учащи-хся

Число проце-нтов

1

Что нам помогает сохранить хорошее настроение?

1

Улыбка

8

35%

2

Хорошее здоровье

8

35%

3

Добрые слова

7

30%

2

С чего вы начинаете свое утро?

1

С улыбки

15

65%

2

Говорю маме «Доброе утро»

8

35%

3

Что вы пожелали бы своим родным с утра?

1

Хорошее настроение

7

30%

2

Доброго дня

10

44%

3

Удачи на работе

6

26%

4

Что оказывает на наше здоровье положительное действие?

1

Добрые слова

7

30%

2

Хорошее настроение

7

30%

3

Улыбка. Добрый взгляд

9

40%

5

Какое действие оказывает добрые слова на людей?

1

Поднимают настроение

7

30%

2

Твое сердце радуется

9

40%

3

Успокаивают человека

7

30%

6

От кого зависит ваше хорошее настроение?

1

От нас и нашего поведения

13

56%

2

От окружающих людей

10

44%

   В конце беседы я предложила  детям нарисовать свое сердце, изобразив в нем свои эмоции, и те чувства, которые оставил у них этот урок (проведенная беседа).

Все учащиеся нарисовали «улыбающееся» сердце, это значит, что проведенная беседа вызвала у учащихся только положительные эмоции и оставила веселый эмоциональный настрой.

В результате анализа вышеприведенной таблицы можно сделать следующие выводы: 35 % учащихся связывают свое хорошее настроение с понятием «здоровье», другие 35 % - с окружающими людьми: добрые  слова поднимают их настроение. Сами же учащиеся также имеют представление о том, что если к тебе другие люди хорошо относятся, то и ты должен отвечать им тем же: желать доброго дня, так как тогда положительный заряд человека пронесет через весь день, делясь им с другими людьми, а значит, сохранит не только свое здоровье, но и здоровье других людей.

   Важно отметить, что уровень понимания важности многих аспектов здоровья и здорового образа жизни, а также сложность и обоснованность ответов учащихся изменяется прямо пропорционально возрасту самих учащихся, а также во многом зависит от подкрепления знаний, умений и навыков из окружающей среды самого ребенка. Это можно доказать, пронаблюдав диалектику ответов учащихся на вопрос о том, что такое здоровье. 70% учащихся 1 класса ответили «не знаю», 30% - дали пространные немотивированные односложные ответы («когда дяденьки бегают и прыгают», «когда мама не дает пить таблетки» и т.д.). Ответы учащихся 2 класса более близки к пониманию понятия здоровья. И лишь дети 4 класса могут более менее ответить на данный вопрос и обосновать свой ответ («Здоровье – это когда человек чувствует себя хорошо…», «…когда у человека хорошее настроение и у него ничего не болит», «…когда человек может много работать и не уставать»). Анализ результатов исследования ценностных ориентаций учащихся позволяет сделать ряд выводов относительно представлений о здоровье и здоровом образе жизни в младшем школьном возрасте.

Таблица.2 Система ценностных ориентаций.

Ценности

1 кл

2  кл

3 кл

4  кл

Хорошие друзья

60

80

30

10

Красивая одежда

10

30

20

10

Здоровье

30

40

70

90

Компьютер

20

30

10

10

Интересные игры

  -

20

10

10

  Как показывает таблица 2. не у всех групп испытуемых здоровье занимает 1 место в системе ценностных ориентаций. Это дает основание судить об отличиях отношения к собственному здоровью у испытуемых. Так, в первом классе только 30% учащихся , во втором – 40% учащихся говорят о том, что высшая ценность – это здоровье. И лишь уже в 3 (70 %) и в 4 (90 %) классах учащиеся уделяют большее внимание здоровью, как важной ценности в жизни.

Таким образом, можно говорить о том, что правильное образование и воспитание способно влиять на формирование представлений о значимости здоровья для человека.

При анализе открытых вопросов анкеты был выделен ряд составляющих здорового образа жизни, характеризующих с точки зрения испытуемых данный феномен.

Так, испытуемые указывали на такие аспекты здорового образа жизни, как занятия спортом, отсутствие пристрастия к наркотикам, общение с природой, отсутствие пристрастия к алкоголю, правильное питание, отсутствие привычки к курению, закаливание, гигиена, деятельность на пользу обществу, режим дня. Распределение данных ответов у разных групп испытуемых представлено в таблице 2.2.

                                                   Таблица 3

Составляющие здорового образа жизни (в процентном соотношении)

Составляющие ЗОЖ

1 кл

2 кл

3 кл

4 кл

Занятия спортом

20

30

60

70

Общение с природой

10

10

20

40

Правильное питание

20

30

50

90

Закаливание

-

-

10

20

Гигиена рук и тела

40

10

30

90

Режим дня

10

20

40

90

     Как показывает таблица 3 учащиеся 1 класса придают важное значение следующим составляющим здорового образа жизни: гигиена рук и тела, затем по приоритетности идет здоровое и правильное питание и занятия спортом, по итогам опроса учащиеся 1-2 классов выделяют вредные привычки (курение, алкоголь)  которые оказывают отрицательное влияние на здоровье.  В 4 же классе учащиеся уделяют большее внимание различным составляющим: увеличение процентного соотношения в таких пунктах, как режим дня, гигиена рук и тела, большое внимание уделяется и занятию спортом.

             Следовательно, представления о здоровом образе жизни у учащихся усложняются и углубляются в процессе обучения: прежде всего они сводятся к гигиене, режиму дня, занятиям спортом, отсутствию вредных привычек и правильному питанию. Таким образом, у учащихся 4 класса более широкое представление о здоровом образе жизни.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование представлений о нормах здорового образа жизни у младших школьников средствами программы внеурочной деятельности «Растём здоровыми и сильными» (Развивающая система Л.В.Занкова)

Описываемый в данной работе  курс выполняет не только просветительскую, воспитательную функции, но имеет и практическую направленность. Так, беседа о необходимости соблюдения режима дня подкрепля...

Формирование здорового образа жизни детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности

Наша работа, в первую очередь, была нацелена на  сохранение и  укрепление здоровья обучающихся. Формирующий эксперимент включал в себя работу по программе внеурочной деятельности по спортивн...

Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей младшего школьного возраста через занятия внеурочной деятельности

Культура здоровья - это комплексное понятие, которое включает в том числе теоретические знания о факторах, благоприятствующих здоровью, а также грамотное применение в повседневной жизни принципов сохр...

Опыт формирования ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни младших школьников на уроках и во внеурочное время.

Здоровье до того перевешивает все остальные блага, что здоровый нищий счастливее больного короля/А. Шопенгауэр         Здоровье подрастающего поколения и разраб...