Внеклассное мероприятие "Елочка красавица"
классный час (4 класс) на тему

Цель: 

 - привлечь  внимание жителей  Казацкого сельского поселения к проблеме вырубки хвойных деревьев в период новогодних праздников;

 - познакомить с экологическими проблемами леса, которые возникли по вине человека;

 - показать важность   рационального использования и охраны лесов;

 - воспитывать экологическую культуру. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stsenariy_elochka_krasavitsa.doc96 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Казацкая средняя общеобразовательная школа

 Яковлевского района Белгородской области»

РАЗРАБОТКА  ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ В 4 КЛАССЕ

        

Подготовила и провела:

МБОУ «Казацкая СОШ»

учитель начальных классов

Сорокина Т.М.

        

        

        с. Казацкое, 2012-2013 год

Цель: 

 - привлечь  внимание жителей  Казацкого сельского поселения к проблеме вырубки хвойных деревьев в период новогодних праздников;

 - познакомить с экологическими проблемами леса, которые возникли по вине человека;

 - показать важность   рационального использования и охраны лесов;

 - воспитывать экологическую культуру.

Форма проведения: внеклассное мероприятие.

 Оборудование:

- высказывание В.Гетте «Природа – единственная книга, содержание которой одинаково значительно на всех страницах».

 - выставка листовок «Сохраним жизнь лесной красавице»;

 - бумага, цветные карандаши;

 - карточки  для конкурса  на станции «Лесная викторина».

Эпиграф

«Природа – единственная книга,

содержание которой одинаково

значительно на всех страницах».

В.Гетте

Ход занятия.

  1. Организационный момент.

     Сообщение классного руководителя темы и целей  занятия.
      - Здравствуйте, ребята!

     - Садитесь, ребята. Сегодня у нас с вами необычное внеклассное мероприятие на  экологическую тему «Елочка красавица». (Приложение №1)

-Итак, ребята, мы с вами очень много говорили о лесе на  уроках окружающего мира, на классном часе.  Сегодня на  нашем занятии мы будем говорить о  роли леса в природе и в жизни людей, и  об охране леса.  Для этого мы совершим путешествие по экологической тропе, где остановимся  на некоторых станциях, на которых покажем свои знания об особенностях разных видов леса и соблюдения правил поведения в лесу.  Давайте изучим наш маршрут.  Для  этого посмотрите на маршрутные листы, какие остановки мы с вами сделаем.

Здравствуй, лес, дремучий лес,

Полный сказок и чудес!

Ты о чем шумишь листвою

Ночью темной грозовою,

Что нам шепчешь на заре

Весь в росе, как в серебре?

Кто в глуши твоей таится?

Что за зверь? Какая птица?

Все открой, не утаи:

Ты же видишь, мы свои.

        Вступительное слово учителя:

 Лес действительно огромное богатство для всех, кто живет на земле. В мире осталось очень мало больших лесных массивов не тронутых человеком. А ведь лес – это, прежде всего “легкие нашей планеты”. Деревья вырабатывают кислород, без которого ни люди, ни животные не могут обходиться ни минуты, если в воздухе мало кислорода – становится трудно дышать. Кроме того, хвойные растения выделяют фитонциды – вещества способные погубить бактерии и вирусы.

           Почему к ёлке такое особое отношение? Почему в стихах она оживает? И самое главное, почему именно она является символом, незаменимым атрибутом Нового года, всеми нами любимого праздника?! (Приложение  №2)

Станция №1: «Лес – природное сообщество».

 Ель

           Ель достигает в высоту 45 метров и 100 см в диаметре, жить может до 500 лет. Ель  - неженка, боится заморозков, корни менее пластичны, очень любит влагу, боится ветра, так как он может поломать ее. Она медленнее растет по сравнению с сосной, но зато у нее лучше древесина.  Ель занимала особое положение среди деревьев, ей всегда отводилось особое место в жизни людей. По обычаю встречать Новый год с зелёной красавицей уходит в древние времена и связан с культом зелени. Наши далёкие предки наделяли деревья способностью творить добро и зло, чувствовать, считали, что в их ветвях нашли приют духи – как добрые, так и злые. Поэтому люди украшали деревья, чтобы задобрить духов и получить их поддержку.

           С давних пор Новый Год – любимый праздник, а в представлении многих людей ель – "новогоднее дерево". Эта традиция уже ставит под угрозу наши хвойные леса! Чтобы вырастить хвойный лес необходимо 100–120 лет. К Новогодним праздникам срубаются десятки тысяч ёлок и сосен, которые через 10 дней превращаются в мусор. Призываем всех использовать для украшения своих домов искусственные ёлки, букеты, композиции приобретенные в магазинах, либо сделанные своими руками.

            На уроках биологии мы сейчас проходим тему «Голосеменные». Оказывается, раньше на земле их было очень много, а сейчас осталось мало. Ель нам знакома с самого детства. Раньше мы никогда не задумывались над тем, что каждый год перед праздниками уничтожается огромное количество елей. Сейчас же, познакомившись с этой темой, мы задумались над этой проблемой. (Приложение № 3)

 

Сосна

Хоть сосна и удивительное дерево, потому что растет на сухих и   бедных почвах, и на богатых, и на болотах,  но с каждым годом сосновых лесов становиться все меньше и меньше.

Вообще сосна неприхотливое дерево – влаги много  не потребляет, растет быстро, не боится  ни заморозков, ни ветра, у нее удивительно пластичные корни, уживается почти со всеми породами деревьев, в высоту достигает 45 м и 80 см диаметром, живет 400 лет.  (Приложение №4)

Станция №2: «Лес – богатство страны»

Учитель: Итак, ребята, мы с вами оказались на станции «Лес – богатство страны». Предлагаю вам посмотреть небольшую сценку под названием «Спор»  (Приложение  № 5)

Автор:

- Однажды между Лесом и Машиной возник спор: кто из них больший друг Человеку?»

Машина:

- Конечно, я!

Лес:

- Почему? Разве ты умеешь создавать кислород? Наоборот. Ты всего лишь за час съедаешь его столько, сколько твоему хозяину хватило бы на целый год. Или ты очищаешь речную воду и защищаешь берега реки от разрушения? И разве в твою тень спешит человек, когда устает от городской суеты и пыли? Так почему же ты считаешь себя большим другом человека, чем я?

Машина:

 - А потому, что меня Человек моет, чистит, а тебя засоряет, оставляет на твоих полянах бумаги и банки. Меня Человек   ремонтирует, а твои ветки и цветы рвет, ломает, топчет, а потом выбрасывает в мусор. Потому что обо мне Человек говорит «мое», а о тебе «ничье».

Автор:

И машина уехала, оставив после себя ядовитое облачко выхлопного газа. Лес очищал и печально вздыхал…

Учитель:

-Давайте разрешим спор героев сказки. Кто больший друг  человека? Как вы думаете? А почему?    (лес).

-Машины, когда уезжают, что оставляют после себя? (ядовитый дым, который загрязняет атмосферу).

- Какой газ мы вдыхаем? (кислород)

- Какой мы выдыхаем? (углекислый газ)

- Верно, недаром назвали лес «легкими нашей планеты».  И не зря. Лес поглощает много углекислого газа и выделяет огромное количество кислорода.

Станция  № 3:  «Физкультминутка»

Только в лес мы все зашли,

Появились комары.

Руки вверх – хлопок над головой,

Руки вниз – хлопок другой.

Дальше по лесу шагаем

И медведя мы встречаем. Руки за голову кладем

И вразвалочку идем.

Снова дальше мы идем,

Перед нами водоем.

Прыгать мы уже умеем,

Прыгать будем смелее:

Раз-два, раз – два,

Позади уже вода.

Мы шагаем, мы шагаем,

Руки выше поднимаем,

Голову не опускаем,

Дышим ровно, глубоко.

Станция  № 4:  «Знатоки природы». (Приложение № 6)

  1. Что такое  лес?

а) сообщество деревьев, кустарников, трав, грибов, ягод, мхов, лишайников;

б) место для отдыха;

в) место, где растут одни деревья.

2. Что такое тайга?        

а) тайга – место произрастания  пихты, ели, клена, дуба;

б) тайга – это непроходимые хвойные леса;

в) тайга – это бедное видами природное сообщество.

3. Что такое смешанный лес?

а) место, где растут все хвойные деревья;

б) леса, которые состоят из хвойных и лиственных деревьев;

в) лес, в котором почва скована многолетней мерзлотой.

4. Какую площадь территории России занимает зона лесов?

а) больше половины территории России;

б) меньше половины территории России;

в) занимает очень маленькую территорию.

5. Выбери правильный ответ. Цепи питания:

а) желудь      мышь       сова

б) желудь      волк          кабан

в) осина         волк          заяц.

         Ключ:

1

2

3

4

5

а

б

б

а

а

       

Станция № 5: «Экологическая».

         Это чудо – Природа. Человек – её частица. Люди неразрывно связаны с природой тысячами нитей. От состояния природы зависит жизнь человека.

Вот экология - модное слово,
Раньше природа не знала такого,
Банки, бутылки в кусты не бросали,
В реку отходы и нефть не сливали.

Крысы и мыши теперь процветают,
Ценные виды, увы, исчезают,
Кто сигаретой себя отравляет,
Кто-то наркотики употребляет.

Новый Чернобыль нам Дума готовит,
Если общественность не остановит!
Те, кто на свалках сжигают отходы,
Все отравляют, и воздух, и воду!

Наша планета пока-что жива,
Но без защиты погибнет она!
Если ты хочешь, чтоб мир стал зеленым,
Не вырубайте  сосны и клены! (Приложение № 7).

Станция № 6: «Войди в лес другом».

- А все ли люди бережно относятся к  лесу? Ответ на этот вопрос дает стихотворение.  (Приложение № 8)

Ученик:

Все так изранено в лесу,

Как  после дней войны.

Здесь уцелевшей не найти

Ни ели, ни сосны.

Березу ножиком пырнул

Какой-то живоглот,

Мне,  кажется,  из-под коры

Моя слеза течет.

От этой черствости людской

Болит душа моя.

Под искалеченным дубком не ветер стонет  - я,

Вот муравейник поддожен кощунственной рукой,

Мне  кажется, горит не он,

А дом пылает мой.

Земля в ожогах и рубцах,

Как в дни большой беды,

Хмельного ухарства следы,

Беспечности следы.

Ушли, обидев красоту,

Смутив лесной уют,

Не услыхав, что за спиной

Все листья слезы льют.

- Что зависит от каждого из нас?  (соблюдать правила поведения в лесу)

- Очень много человек оставляет мусора в лесу.  

Станция № 7:  «Лесная викторина».

Работа в группах (Приложение  № 9-10).

1.Какое хвойное дерево сбрасывает на зиму хвою? (лиственница).

2. Можно ли вырубить в лесу все дуплистые деревья? (нет, в них гнездятся птицы и летучие мыши).

3. Почему в сосновом лесу много отмерших сучьев, а у самих сосен зеленеют верхушки (сосна - светолюбивое растение).

4.  Почему у ели всегда острая верхушка? (ель непрерывно растет в течении всей жизни).

5. Древесина        какого хвойного дерева очень устойчива к гниению? (лиственницы).

6. Какой самый страшный враг леса? (пожар).

7. Древесина, какого дерева очень прочна и устойчива против гниения. Постройки из неё сохраняются 300-500 лет? (лиственница)

8. Из древесины какого дерева делают спички? (осина).

9. Древесина, каких деревьев идет на изготовление бумаги и искусственного шелка? (ель, сосна).

        

Станция № 8:  «Итоговая».

На протяжении всего мероприятия мы с вами узнали много  новой,  полезной  и нужной информации об охране родной природы.

На листах, которые лежат у вас на партах, выразите свое  цветное настроение  после нашего мероприятия, а я пока прочитаю вам стихотворение. (Приложение № 11)

Учитель  читает стихотворение С. Никулина “Русский лес”.  

Нет ничего милее

Бродить и думать здесь.

Излечит, обогреет,

Накормит русский лес…

Нас ждут в лесу рябина,

Орехи и цветы,

Душистая малина

На кустиках густых.

Ищу грибов поляну

Я, не жалея ног,

А если и устану –

Присяду на пенек…

Жизнь кажется иною

И сердце не болит,

Когда над головою,

Как вечность, лес шумит.

Учитель:  Наше  мероприятие закончилось. Спасибо за участие и проделанную работу!

Используемая литература:

  1. Ю.С.Дмитриев. В лесу. М.: Детская литература, 1996
  2. С.В.Никулин. Русский лес. М.: Детская литература, 1999; Ф.И.Тютчев. Листья. М.: Детская литература, 1986;
  3. Перекатьева О.В. "Сценарии школьных праздников, конкурсы, викторины, игры".


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие во 2 классе "У рыженькой красавицы в гостях"

Осень играет с детьми, загадывает загадки, кроссворд. Дети поют частушки об осени, танцуют с листьями, показывают сценку  "Репка на новый лад"....

Внеклассное мероприятие "Красавица матрёшка"

Внеклассное мероприятие "Красавица матрёшка"...

Конспект внеклассного занятия "Красавица осень"

Внеклассное занятие "Красавица осень" обобщает знания детей об осени. Использовано много стихов, классическая музыка (ссылки "живые" в конце конспекта). В празднике принимают участие дети и родители....

Внеклассное мероприятие по окружающему миру "Золотая красавица - осень!"

1.     Закрепить и расширить знания о времени года.2.     Воспитывать бережное отношение к природе, эмоционально-эстетическую отзывчивость к красоте осенней при...

Сценарий внеклассного мероприятия "Золотая красавица - осень!"

Методическая разработка массового мероприятия  для детей  младшего  школьного возраста. Цель данного сценария: в доступной форме с использованием сказочного персонажа Осени познакомить ...

Внеклассное мероприятие "Красавица Осень"

Класс разбивается на 3 команды, каждая из которых заранее выбирает название команды и капитана команды....

Конспект внеклассного занятия для обучающихся с ОВЗ (2 класс) «Красавица Осень»

Конспект занятия для обучающихся с ОВЗ школ VIII вида...