Особенности воздействия семьи на процесс обучения младших школьников
статья на тему

Аркатова Ольга Павловна

Особенности воздействия семьи на процесс обучения младших школьников

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rol_semi_v_obrazovanii.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

ОСОБЕННОСТИ ВОЗДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ НА ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

В современной начальной школе огромное внимание уделяется вопросу о воздействии семьи на процесс обучения младших школьников.

 Существуют  различные способы и пути формирования интереса к процессу обучения: в школе одни методы, дома другие. Поэтому для формирования устойчивых интересов у детей просто необходимо тесное сотрудничество семьи и школы.

      Воспитание  интереса невозможно в отрыве от воспитания всей личности человека. Для  формирования познавательного интереса у ребенка необходима «почва», которую  и должны подготавливать родители с самого детства у своих детей.

      Интерес к обучению надо специально воспитывать: вызывать положительное отношение  к деятельности и предметам. Это возможно только при наличии у ребенка эмоционального отношения к делу. Родители, в свою очередь, должны постараться обеспечить развитие у ребенка того самого эмоционального отношения. Этому способствуют:

  • пример матери и отца, старших сестер и братьев;
  • совместная деятельность;
  • беседы о роли знаний;
  • активный отдых, походы, семейный выезд за город, на природу (красота природы, ее необычность и смена обстановки активизируют эмоциональную сферу личности, что приводит к стремлению узнавать что-то новое об окружающем мире);
  • экскурсии, в результате которых дети воспринимают и усваивают знания путем выхода к месту расположения объектов и непосредственного ознакомления с ними. С помощью экскурсий растет уровень научности, укрепляется его связь с жизнью, практикой,  а также формируется учебно-познавательный интерес;
  • положительный результат, успех (Положительное влияние успеха на активную мыслительную деятельность школьника неоспоримо. Чувство гордости и радости, возникающие у ребенка в связи с осознанием им своего продвижения в деятельности, в том числе и в умственной, укрепляются у них  с каждой новой удачной работой. Успех имеет стимулирующее значение в учебной деятельности школьника, активизирует ее и в то же время является весьма значительным побудителем познавательных интересов).

      Создание  эмоциональной обстановки вызывает у ребенка желание узнать что-то новое, интересное, стремление совершенствовать свою умственную деятельность. В эмоциональной обстановке познавательный интерес выступает как отношение и мотив. Эмоциональная обстановка, «настраивающая» ребенка на познавательную деятельность, складывается из самых разнообразных моментов, имеющих отношение и к содержанию учебного материала, и к процессу деятельности, и к коллективу учащихся. Совокупность всех этих условий создает соответствующий эмоциональный тонус деятельности и в подкреплении познавательного интереса имеет чрезвычайно большое значение.

      Следует иметь в виду, что создание положительного отношения к учению, к труду и к другим видам деятельности формируется в основном в школе; имеет громадное значение весь стиль работы школы, личности и мастерство учителя. Поэтому вся работа родителей по воспитанию предпосылок интереса, а также по формированию самого познавательного интереса должна идти в тесном контакте со школой, с учителем.

      Как воспитать сознательность, ответственное отношение  к делу?

      Решающую  роль играет, конечно, школа, но от родителей  зависит понимание ребенком значения тех видов деятельности, с которыми он знакомится помимо школы.

      Общественная  направленность труда ребенка, уважение к нему, понимание – в сильной  степени зависит от родителей.

      Их  собственная сознательность, ответственность  по отношению к своим обязанностям, строгое их выполнение, добросовестное отношение к работе воспитывает и в детях чувство ответственности.

      Показ практического применения знаний в  связи с жизненными планами, показ достижений стимулирует познавательную активность, желание достичь такого же уровня, стремление к самосовершенствованию. Чрезвычайно важным является побуждение высказать свое отношение к предмету, к теме, изучаемой проблеме, ответу. Тем самым обогащается эмоциональный опыт ребенка, вызывает осознание его и подкрепляет познавательный интерес.

      Весь  уклад жизни семьи, распределение  обязанностей и требований к их выполнению закладывают основы сознательного, ответственного отношения к труду, к учению, к любому порученному делу.

      Иногда  родители полагают, что с приходом ребенка в школу снижается  роль семьи в его воспитании, ведь основное время теперь дети проводят в стенах школы. Однако, влияние семьи не только не снижается, но и  возрастает.

      Обратим внимание на слова выдающегося педагога В.А. Сухомлинского. Он говорит о  том, что семья берет на себя весомую  долю заботы о всестороннем развитии ребенка. Родителям нужно хорошо понимать, какой вклад вносит семья в процесс влияния на младшего школьника, каковы требования учебного заведения к уровню образованности, воспитанности ребенка. Это важно для того, чтобы не возникли ситуации, когда в школе требуют одно, а в семье – другое. Если у родителей появляются сомнения в правильности требований учителя и методике обучения, следует поговорить об этом с педагогом, а не пытаться дома переучить ребенка.

    Какую помощь может оказать семья ребенку, начинающему обучение в школе?

    1. Воспитывайте у ребенка отношение к учебе не как к тяжкой повинности, навязываемой взрослым, а как к познанию мира, проявляйте сами уважение к учителю, раскрывайте детям особенности и значение его труда, воспитывайте интерес к одноклассникам. Имейте в виду, что информация о школе, учителе, детях, которую вы получаете от своего ребенка, может быть субъективной, искаженной. Необходимо самим быть ближе к школе, чтобы иметь реальные представления о том, в какой помощи нуждается ребенок.

    2. Терпимо относитесь к тому, что  ребенок не сразу усваивает новые знания, овладевает учебными навыками, не впадайте от этого в панику и не делайте преждевременных выводов. Старайтесь избегать таких оценок: «не думал», «не стараешься», «не выучил».

    Если  ребенок все время боится, что  его будут ругать за плохую успеваемость, накажут, это не только не способствует желанию учиться, интересу к знаниям, но и вызывает отрицательное отношение к школе и учителю, разрушает взаимопонимание детей и родителей. Страх - плохой помощник, как в воспитании, так и в обучении.

    3.  При возникших у ребенка трудностях  в обучении не обвиняйте в  них его самого. Чрезмерная строгость,  осуждение, угрозы не только  не стимулируют желание преодолевать  трудности учения, но и лишают  ученика уверенности, что он  с ними справится, формируют  чувство вины, сознание собственной неполноценности. Постарайтесь вместе с учителем разобраться в причинах возникших трудностей и помогите устранить их.

      4.   Ни в коем случае ребенок  не должен ощутить, что неуспехи в школе могут лишить его любви родителей. Если члены семьи ставят свое отношение к школьнику в зависимость от полученных им оценок («я не могу и не хочу любить двоечника»), то они отдаляют его от себя, а значит, уменьшают возможность своего влияния на него.

      5. Почаще хвалите ребенка, особенно  в первый год школьной жизни.  Он должен ощущать, что в  него верят: «Я знаю, ты этому  обязательно научишься, у тебя  уже стало лучше получаться».  Только уверенность ребенка в том, что он любим, принят родителями таким, какой есть, помогает ему добиться успеха.

      Таким образом, чтобы вырастить полноценную, культурную, высоконравственную, творческую и социально зрелую личность, необходимо, чтобы родители делились с детьми своей добротой, опытом, знаниями. Сама обстановка в семье должна помочь ребенку в учении. Ребенок должен видеть в лице матери или отца тружеников, которые любят свой труд. Родители-труженики и ребенка должны вдохновлять на труд, вселить уверенность в свои силы, надежду на успех.

Список литературы

1. Андреева Л.А. Психологические особенности  детско-родительских  отношений / Дис. канд.  псих. наук., - М., 2000 – 413с.

2. Файн М. Дж. Помощь родителям в воспитании детей./  В.Я.  Пилиповский.  –М., 1999 – 524с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Возможности использования ИКТ в процессе обучения младших школьников.

Статья "Возможности использования ИКТ в процессе обучения младших школьников"...

Использование информационных технологий в процессе обучения младших школьников по программе УМК "Перспективная начальная школа".

УМК «Перспективная начальная школа» предусматривает активное использование ИКТ не только учителем, но и самими учащимися. Применение ИКТ на уроках позволяет учитывать менталитет современного шко...

Особенности использования дидактической игры в процессе обучения младших школьников с нарушением интеллекта.

Роль  дидактической игры  в процессе обучения младших школьников с нарушением интеллекта....

Статья "Роль семьи в процессе социализации младших школьников"

Главная мысль этой статьи - всё, что происходит с ребёнком, идёт из семьи. Семья и школа - два неразрывных крыла, помогающие детям стать достойными гражданами нашего общества....

СТАТЬЯ "Особенности организации процесса обучения младших школьников санаторной школы- интерната в условиях реализации ФГОС НОО".

В данной статье затронута тема организации процесса обучения младших школьников   санаторной школы- интерната в условиях  реализации ФГОС НОО. Для эффективности результатов работы ...

Создание здоровьесберегающей среды в процессе обучения младших школьников с учетом индивидуальных особенностей детей.

Статья о необходимости использования здоровьесберегающих технологий в начальной школе....

Особенности воздействия семьи на процесс обучения.

Особенности воздействия семьи на процесс обучения младших школьников. Роль семьи и школы в воспитании ученика....