Классный час "Создание славянской письменности"
классный час (1 класс) на тему

Байдарико Ирина Константиновна

Классный час "Создание славянской письменности" 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 2»

Классный час

Тема: «Создание славянской  письменности»

1 класс

Учитель начальных классов

Байдарико И. К.

Задачи:

  1. познакомить с  историческими фактами возникновения письменности  в России
  2. Развивать умение анализировать и сопоставлять фактический материал
  3. Воспитывать уважительное отношение и интерес к истории, языку, традициям народа

Оборудование: компьютер, проекционный экран, слайды с тематическими изображениями

Ожидаемые результаты: расширение знаний школьников о культурно-историческом развитии славян, воспитание интереса к истории, языку, традициям народа.

                                                Ход занятия

Вступительное слово учителя:

- Когда вы были маленькими, родители читали вам книги. Когда вы пошли в школу, сами научились читать и писать. Как вы думаете, умели ли наши предки читать и писать?

(Ответы детей) Слайд 1

- Послушайте стихотворение Н. Кончаловской «Как церковный грамотей в старину учил детей».

Ученик: В старину учились дети –

Их учил церковный дьяк.

Приходили на рассвете

И твердили буквы так:

А да Б как АЗ да БУКИ,

 В – как ВЕДИ, Г – ГЛАГОЛЬ.

И учитель для науки

По субботам их порол.

Вот таким пером писали

Из гусиного крыла.

Этот нож не без причины

Назывался перочинным,

Очиняли им перо,

Если было не остро.

Трудно грамота давалась

Нашим предкам в старину,

А девицам полагалось

Не учиться ничему.

Обучались лишь мальчишки.

Дьяк с указкою в руке

Нараспев читал им книжки

На церковном языке.

- Как обучались грамоте старину?

-Всегда ли существовали буквы?

(-Нет, раньше их не было, древние люди даже говорить научились не сразу.)

-    В это трудно поверить, но когда-то наши предки -  славяне вовсе не имели книг, потому что не было букв, которыми можно было записывать славянскую речь.

- Ребята, знаете ли вы, что ежегодно 24 мая отмечается  День славянской письменности и культуры. Это праздник учения, знания, книжности. Его празднуют не только в нашей стране, но и в других славянских государствах.

- Ученые считают, что о письменности можно говорить в тех случаях, когда наблюдаются два признака: рисование и сообщение.

- Рисование – это и знаки, и нанесение зарубок и т.п. Письмо рисунками называется пиктографией. Слайд 2

- Не всегда рисуночный текст легко было расшифровать. Толкований смысла может быть множество.  Могло произойти и так.

Сценка

Каменный век. В пещере сидят два первобытных человека. Входит воин.

Воин: Старейшины, наш вождь передал послание. Он нарисовал себя, своего коня, и много воинов. Что он хочет нам сообщить?

Первый старейшина: Горе нам! Наш вождь нарисовал себя и людей, которые взяли его в плен.

Второй старейшина: Ты не прав. Наш вождь сообщает нам, что он со своим отрядом удачно поохотился и поймал этого зверя.

- Знаете ли вы, зачем завязывают узелки на носовых платках?

- У разных народов мира существовало узелковое письмо. Слайд 3

- У славян было принято завязывать узелки, чтобы вспомнить о чем-то, этот обычай сохранился до сих пор.

- Знаете ли вы, что значит выражение «зарубить себе на носу»? Это выражение означает - запомнить.  Почему возникло такое выражение? У славян существовали деревянные дощечки, которые назывались «памятные дощечки» или «нос». Их повсюду носили с собой, делали на них зарубки, используя, как сейчас, записные книжки.

- Наконец, люди научились изображать не предметы, а передавать знаками их названия. Пока у наших предков, не было своей письменности, они широко использовали греческий и латинский язык.

Слайд 4

- Ученые считают, что славянская письменность была создана, в IX веке. Создатели славянской азбуки – братья Кирилл и Мефодий, которые были православными монахами, часть букв ими была заимствована из греческого алфавита, часть создана специально, для передачи звуков славянского языка, которых не было в греческом. Это буквы: б, ж, ц, ч, ш, у, ю, я. Эта азбука получила название кириллица по имени одного из братьев. Кириллица включала в себя 43 буквы. Слайд 5

В IX веке в Византии, в городе Солунь (теперь это город Салоники в Греции), жили два брата — Кирилл  и Мефодий.

Слайд 6-7

Сценка.

Учитель: Все в школе казалось Константину интересным и удивительным, и он то и дело приставал к старшему брату с вопросами:

Кирилл. - А почему учитель все время говорит по – гречески? Я слышал, в лавке он прекрасно разговаривал по – славянски.

Мефодий. - Так это в лавке. А в школе можно только на греческом языке. Потому что книги, знания – все от греков.

Кирилл. - А почему у славян нет своих книг?

Мефодий. - Потому что писать на славянском языке нельзя.

Кирилл. - Как это? Вот я возьму и напишу «дом».

Мефодий. - А «я живу в доме» ты уже не напишешь, потому что тебе не хватит букв.

Кирилл (кричит) - Так я придумаю!

Учитель: В это время мимо проходил их школьный учитель. Он услышал разговор братьев.

Учитель. - Разве вы не знаете, что только культурные языки достойны чернил и пергамента – латынь и греческий. Все другие языки – грубые и варварские, и писать на них нельзя!

Кирилл. - Нет, можно! Вот я вырасту и придумаю славянам  буквы. Они будут писать, и не хуже, чем греки.  

Учитель: Прошли годы. Братья выросли, выучились. Но мечта создать славянскую азбуку не покидала младшего брата. Он много работал и придумал буквицы, а из них составил азбуку.

- Но придумать – это полдела. Надо перевести с греческого языка на славянский книги, чтобы славянам было что читать. Это оказалось очень трудным  делом, и один Кирилл не мог справиться. Ему стал помогать старший брат Мефодий.

- Давайте отправимся на экскурсию в древнерусскую школу. На уроке грамматики, чтобы быстрее запомнить азбуку, дети учат «азбучную молитву» - это стих, в котором каждая строка начинается с очередной буквы славянского алфавита. Слайд 8

-На чем писали ученики в школе,  если бумаги еще не было?

Жил в 13 веке в городе Новгороде мальчик Онфим, ходил в школу, любил писать на уроках записки, рисовать на них рисунки. Спустя 700 лет археологи нашли берестяные грамоты с рисунками Онфима и письмами его земляков. Слайд 9

-  Какой праздник мы отмечаем 24 мая. Слайд 10

-Сегодня вы узнали о возникновении славянской письменности.

- Кто является создателем славянской азбуки? Слайд 11

- Какое значение имеет в вашей жизни умение читать и писать?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к классному часу "Создатели славянской письменности"

Интересный познавательный материал для учащихся младших классов, посвященный Дню славянской письменности и культуры....

Классный час День славянской письменности

материал ко дню славянской письменности...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ПРАЗДНИКА (КЛАССНОГО ЧАСА), ПОСВЯЩЕННОГО ДНЮ СЛАВЯНСКОЙ ПИСЬМЕННОСТИ И КУЛЬТУРЫ

Ежегодно 24 мая во всех славянских странах отмечают День славянской письменности и культуры и торжественно прославляют создателей славянской письменности святых Кирилла и Мефодия — учителей словенских...

Классный час. Тема: « День славянской письменности и культуры.»

Цель: повышать уровень творческих способностей учащихся. Задачи:- создавать условия для накопления и обогащения опыта нравственного поведения учащихся путём вовлечения их в практическую деятельность...

Классный час на тему "День славянской письменности"

Мы живем в стране, которая называется…/Россия/Россияне, русские, русичи…Каждый человек должен знать и помнить, откуда родом, кто его предки....

Классный час "Хочу все знать" ко Дню славянской письменности

Наша игра посвящена Дню Славянской Письменности. Главное дело братьев-просветителей станет предметом  игры. Участвуют две команды «Аз» и «Буки». Командам предложены задани...