Работа «Социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних «Гармония», направленная на решение социальных проблем по духовно-нравственному воспитанию.
статья по теме

Чебаненко Ольга Анатольевна

Описание работы нашего учреждения, опыт работы воспитателя по авторской программе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_dlya_kofrerentsii_mart_2013.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

Чебаненко Ольга Анатольевна,

воспитатель

казенного учреждения Омской области

«Социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних «Гармония»,

Работа «Социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних «Гармония», направленная на решение социальных проблем по духовно-нравственному воспитанию

"В воспитании человека важно добиваться,
чтобы нравственные и моральные истины были
не просто понятны, но и стали бы целью жизни
каждого человека, предметом собственных
стремлений и личного счастья".
Свадковский И.Ф.

Нравственное воспитание – одна из актуальных проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душе ребёнка сейчас, появится позднее, станет его и нашей жизнью. Сегодня мы говорим о необходимости возрождения в обществе духовности и культуры, что непосредственно связано с развитием и воспитанием ребёнка в школе.

Чем младше ребёнок, тем больше влияние можно оказать на его чувства и поведение. Осознание критериев морали происходит намного позднее, чем формируются нравственные чувства  и алгоритм социального поведения. Этическое воспитание необходимо строить таким образом, чтобы развить у детей положительное эмоциональное отношение к близким и сверстникам, окружающему миру. Направленность переживаний ребёнка на эмоциональное состояние взрослого в первую очередь учителей, воспитателей  и сверстников способствует проникновению в их  внутренний мир, установлению доверительной связи с ними [1, с.58].

"Культура", "религия", "духовность", "нравственность" как базовые понятия для определения духовно-нравственного воспитания [6, с.78].

Понятием "культура" (в переводе с латинского - возделывание, воспитание, развитие) обозначается среда обитания человека, представленная в виде продуктов человеческой деятельности. Традиционно культура делится на материальную и духовную. Если культура материальная включает в себя бытовую и производственную сферы, то духовная представлена идеологией, искусством и религией, утверждающими определенную систему духовных ценностей, социальных норм и отношений человека к Богу как Высшему Началу, миру, людям. Духовная сфера определяет направленность культуры.

Понятием "духовность" традиционно обозначалось все относящееся к человеческой душе, духу, Богу, Церкви, вере. В этой связи следует отдельно поговорить о религии как значимой части духовной культуры. В отличие от других элементов культуры религия возникла не в результате творческой деятельности человека, а была дана извне, Свыше, как императив на все времена.

Само слово "религия" буквально переводится с латинского как "святыня", "набожность", "благочестие" - жизнь по совести, в соответствии с заповедями Божиими. Для каждой традиционной национальной и всей общечеловеческой культуры именно религия является стержневым, культурообразующим фактором. Ее культурообразующая роль заключается в определяющем влиянии на содержание и формы всех сфер бытования культуры: духовной и материальной. Разрушение религии, как стержня традиционной культуры, ведет к гибели цивилизаций и народов, а во вселенском плане - к апокалипсису [2, с.48].

Анализ контингента воспитанников социально-реабилитационных учреждений свидетельствует, что основная категория несовершеннолетних, помещенных в данные учреждения, - дети, проживающие в неблагополучных семьях и находящиеся в социально опасном положении – 43,3%, оказавшиеся в различных трудных жизненных ситуациях – 54,5%, не имеющие постоянного места жительства или средств к существованию – 2,2% [3, с.194]. К тому же, как показывает статистика, численность неблагополучных семей и детей увеличивается.

В нашем учреждении находятся в большинстве своем дети – сироты, ставшие таковыми при живых родителях, которые лишены родительских прав, либо не в состоянии заниматься воспитанием своих детей.

В развитии гармоничной, свободной, высоконравственной, духовно обогащенной личности, гражданственности и патриотизма ведущая роль принадлежит церкви.

И если в системе социальной защиты детства отрегулирован механизм взаимодействия субъектов профилактики (органы и управления образования, здравоохранения, социальной защиты населения, по делам молодежи, внутренних дел, по труду и занятости населения), то механизм взаимодействия с православными религиозными организациями требует разработки.

Необходимо по-моему определить роль церкви в воспитании подрастающего поколения на основе развития социального партнерства и инициатив русского православия в современном российском обществе, переосмысления социального значения православных приходов [4; 5, с. 39].

Воспитание в ребенке сильной личности невозможно без духовно-нравственной базы. Если человек научится мудрому отношению к страданиям и испытаниям, он станет сильной личностью в полном смысле этого слова. Работая в Социально-реабилитационном центре, мы стараемся решить данную проблему. Наша задача состоит в помощи воспитанникам встать на путь положительного развития, воспитании в них ответственности, доброжелательности, сдержанности, терпимости. Для решения данной задачи возникла необходимость составления программы по духовно-нравственному развитию личности «Искусство быть собой», которая может быть использована как программа воспитательной деятельности воспитателя в группе с девочками 12-16 лет.

В основе программы – постижение девочками основ этикета. Этикет – это правила поведения в общественных местах, на улице, в театре, дома, в гостях, а также норма и стиль одежды, манеры и речь. Этикет неотделим от общей культуры. Они взаимосвязаны. Хороший тон – следствие длительного процесса воспитания и самовоспитания. Идеальным является сочетание хороших манер и умение правильно вести себя в обществе с духовной красотой и высокой нравственностью.

Старший подростковый возраст – это возраст проб, ошибок, конфликтов. Девочки этого возраста пытаются пользоваться косметикой, одеваться «по-взрослому». Взрослые не всегда находят время, чтобы помочь детям разобраться, как это делать красиво и со вкусом, не нанося вред здоровью. Зачастую неумело сделанный макияж и яркий безвкусный наряд вызывает бурю негодования взрослых и насмешки друзей и еще больше усиливает психологический дискомфорт девочки, ведь дети в этом возрасте часто испытывают чувство неуверенности в себе.

Актуальность данной программы в том, чтобы привлечь несовершеннолетних воспитанниц к активной деятельности в группе, подготовить их к трудностям самостоятельной жизни, когда нужно будет обеспечивать себя самому, чтобы воспитанницы чувствовали себя полноценными, нужными, востребованными в жизнь. Особенно необходимо и важно формировать у детей убеждения и взгляды, отражающие интересы государства и общества, воспитывать чувство гордости, формировать и развивать нравственные идеалы, нормы и правила общечеловеческой морали, чувство долга и чести, порядочности, правдивости, честности и др.

Целью программы является духовно-нравственное развитие личности через влияние на внутренний и внешний облик воспитанниц.

Данная программа предполагает использование воспитателем как традиционных методов работы (объяснение материала, опрос, использование иллюстраций), так и нетрадиционных (психологические тренинги, проведение интегрированных занятий со специалистами узкого профиля, психологом).

Методика занятий предполагает более глубокое проникновение в духовный мир формирующихся девушек, их эмоциональную сферу. Проблемные ситуации, психологические тесты позволяют девочкам увидеть сложность и противоречивость человеческой личности, разобраться в собственном «Я».

Программа состоит из трех блоков: диагностический, основной и заключительный.

Цель занятий диагностического блока - выявление уровня духовно-нравственных ценностей ребенка, попавших в трудную жизненную ситуацию.

В свою очередь основной блок делится на цикл занятий: «Красота внутри тебя», «Здоровье», «Внешняя красота»,  целью которых -  является обогащение знаниями воспитанниц по совершенствованию внутреннего и внешнего облика.

Занятия заключительного блока направлены на формирование навыков и привычек нравственного поведения, формирование у детей ответственности за свои поступки. Итогом реализации программы «Искусство быть собой» по духовно-нравственному воспитанию, является конкурс «Мисс Искусство быть собой», который покажет, чего же достигли воспитанницы нашего учреждения после проведения всех циклов занятий.

Ожидается, что по окончании реализации программы у детей повысится уровень духовно- нравственного развития личности, повысится познавательная деятельность, повысится уровень творческих способностей детей.

Таким образом, нравственное воспитание является основой всех основ. В зависимости от того, что мы вложим в душу ребенка на каждой ступени жизни, будет зависеть, что возведет ребенок сам в дальнейшем, как будет строить свои отношения с окружающими. Важно не только сформировать моральное сознание, нравственные чувства, но и, самое главное, - включить ребенка в различные виды деятельности, где раскрываются их нравственные отношения. Только построив отношения с детьми на основе искренности и доверия, уважения их достоинства можно добиться таких результатов, которые позволят молодому поколению уверенно войти в мир взрослых, состоятся в нем.

Список литературы.

  1. Актуальные проблемы социального воспитания/ Отв. Ред. Т.Ф. Яркина, В.Г. Богарова, В.Е. Львов. М: АПН, 1990.
  2. Булгаков В. Н., Волгарева И.В., Федорова Г.Г. Основы профилактики правонарушающего поведения несовершеннолетних. С.-П.: АГУ, 1992.
  3. Вайзман Н. Реабилитационная педагогика. М.: Педагогика, 1996.
  4. Дети «группы риска». Проблемная семья. Помощь, поддержка, защита: материалы и тезисы всероссийской научно-практической конференции (ноябрь 1998 г). М.: Издательство ИПК и ПРНО МО, 1999.
  5. Дзугаева А. Как устроить судьбу детей, оставшихся без попечения родителей // Народное образование, 2001.
  6.  Маленкова Л.И. Теория и методика воспитания. М.: Пед. Общество России, 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся.

ФГОС. Содержательный раздел ООП НОО. Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования....

Система деятельности по программе духовно- нравственного развития, воспитания обучающихся « Путешествие к успеху и мечте» : проблемы и пути решения».

Современная педагогика не может существовать без концептуальной идеи инновационного мышления, определяющей направления развития духовности, нравственности и базовых ценностей в условиях образовательно...

ПРОГРАММА ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ, ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

СОДЕРЖАНИЕПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ………………………………………………..3 I.ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ,ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ……………………………………………6  II. СОДЕРЖАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГ...

Программа духовно – нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.

Программа духовно – нравственного  развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.Цель программы: воспитание  ответственного, инициативного и компетентного граждан...

Духовно - нравственное развитие, воспитание, гражданское становление личности ребенка.

Развитие «способности жить в современном обществе и сознательно строить свою жизнь, достойную Человека» составляет сущность воспитательного процесса. ...

Духовно-нравственное развитие, воспитание обучающихся на ступени начального общего образования

Трудно сейчас воспитать здорового ребёнка, здорового и телесно и душевно. Многое зависит от родителей, но очень многое зависит и от нас учителей. Первый серьёзный шаг в мир дети совершают, когда перес...

Использование возможностей социальной рекламы для духовно-нравственного развития младших школьников

Наши дети, наши ученики- самые активные зрители рекламы. С первого года жизни современный ребёнок, находясь в квартире, изобилующей телевизорами, начинает из всего многообразия звуков выхватывать част...