Программа воспитательной работы в начальных классах «Лестница-чудесница»
методическая разработка по теме

Юренкова Лидия Рудольфовна
Программа 
воспитательной работы 
в начальных классах

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_lestnitsa-chudesnitsa_yurenkovoy_l._r.doc180 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа р.п. Магнитка

Программа

воспитательной работы

в начальных классах «Лестница-чудесница»

Составитель:

Л.Р. Юренкова

учитель начальных классов

классный руководитель

4 «б» класса

п. Магнитка

2009– 2013 учебный год

«Опыт других народов в деле воспитания есть драгоценное наследие для всех, но … как нельзя жить по образу другого народа, как бы заманчив ни был этот образец, точно также нельзя воспитывать по чужой педагогической системе, как бы не была она стройна и хорошо обдумана. Каждый народ в этом отношении должен пытать собственные силы».

К.Д. Ушинский

СОДЕРЖАНИЕ:

Введение                                                                                                              4

Основная часть:

Программа «Лестница-чудесница»

1. Характеристика класса                                                                                                         5-6

2. Пояснительная записка                                                                                                        7

3. Цели и задачи программы                                                                                                   8-9

4. Содержание программы по разделам                                                                                 10-16

5. Итоги работы над программой «Лестница-чудесница» на первой ступени                  

    «Первый раз, в первый класс»                                                                                            17-20

6. Инструментарий мониторинга воспитательной работы                                                  21

7. План реализации программы                                                                                              22

Заключение

Приложения

1. Положение о правах и обязанностях участников образовательного

    процесса в МБОУ СОШ р.п. Магнитка. Функции и обязанности классного руководителя

2. Права и обязанности родителей и детей

3. Положение о родительском собрании и родительском всеобуче

4. Положение об общешкольном родительском комитете в МБОУ СОШ р.п. Магнитка

5. Анкеты для родителей

6. Характеристика на ребенка и его семью

7. Определение уровня воспитанности школьника

8. Критерии изучения уровня воспитанности

9. Методика изучения удовлетворенности учащихся и родителей работой ОУ

10. Правила эффективного взаимодействия классного руководителя с семьями учащихся

11. Итоговая диагностика – анализ среди родителей

12. Анкета для родителей «Воспитательная работа в классе глазами родителей»

13. Анкета «Стили и методы воспитания ребенка в семье»

14. Анкета «Влияние семейной атмосферы на успеваемость ребенка»

15. Родительское собрание «День откровенных вопросов и ответов»

16. Диагностика школьной тревожности. Тест Филлипса «Изучение школьной тревожности»

17. Изучение видов мышления по методике Р.М. Мухаметовой

18. 21. Цвето-рисуночный тест Г.Н. Генинга

19. Экспресс- диагностика с помощью теста Люшера

20. Классный час «Дружба начинается с улыбки»

21. Викторина «Лучший знаток Уральского леса»

22. Игра-путешествие «Готовься в поход по родному краю»

23. Урок-тренинг «Папа и я – дружная семья»

24. Внеклассное мероприятие «В гостях у дедушки Корнея»

25. Классный час «Как заводить себе друзей»

26. Классный час «Как быть здоровым», «Как защитить себя от болезней»

27. Внеклассное мероприятие «Витаминная семья»

28. Внеклассное мероприятие «Чистые руки – залог здоровья»;

29. Внеклассное мероприятие «Путешествие на поезде «Здоровье»

30. Родительское собрание «Книги в семье»

31. «Праздник ее величества Вежливости»

32. Классный час «Наши права и обязанности»

33. Спортивная программа «Папа, мама, я – спортивная семья»

34. Праздник «Здравствуй, лето!»

35. Праздник осени: «Как царь невесту искал».

36. Викторина «Путешествие по сказкам».

Литература

Введение

Государственный заказ на воспитание личности определён в основополагающих законодательных актах Российской Федерации: Конституции Российской Федерации, Законе РФ «Об образовании», Федеральной программе развития образования, Конституции Модернизации Российского образования и других нормативных актах.

Перед школой ставятся задачи:

  • активизация мер по повышению социального статуса воспитания в российском обществе;
  • расширению активных субъектов воспитания, включая все социальные институты, профессионально – педагогическое сообщество, широкую общественность;
  • усиление взаимодействия образовательных учреждений со средствами массовой информации, системное противодействие информации, наносящей вред духовно – нравственному воспитанию подрастающего поколения;
  • созданию единого воспитательного пространства.

Несомненно, что именно воспитание закладывает основы общественных идеалов и ценностей. Воспитание – процесс непрерывный, требующий постоянного совершенствования и управления им. Оно выступает необходимым условием социального прогресса, движением нашего общества на пути демократизации и гуманизации.

Многие годы воспитательная сфера образования значительно отставала от учебной. Последняя за минувшие годы обогатилась множеством новых подходов и программ.

Воспитательная же сфера, отвергнув почти все, что имела раньше с трудом восстанавливает утраченную определенность позиций. Сейчас в современном обществе наблюдается медленный поворот к воспитанию. Необходима выработка четких педагогических  основ управления этим сложным процессом.

С целью эффективного управления воспитательным процессом в начальной школе МБОУ СОШ р.п.Магнитка была создана в 2009 году воспитательная программа начальной школы «Лестница-чудесница», сроки реализации 2009 – 2013 учебный год.

Основная цель программы: воспитание высоконравственных, образованных, творческих, здоровых детей, умеющих проявлять заботу друг о друге,о коллективе, о Родине с целью улучшения себя и окружающий жизни.

Характеристика 1 «б» класса МБОУ СОШ Р. п. Магнитка

В классе 26 человек, из них 16 девочек и 10 мальчиков. Три человека шестилетнего возраста, семь человек восьми лет, остальные 16 человек – семи лет. В классе в первые дни занятий была проведена психологическая диагностика. Цель диагностики – выявить уровень умения слушать взрослого, выполнять простейшие указания, правильно воспроизводить на листе бумаги заданное направление, а также оценить уровень произвольного внимания.

Были получены следующие результаты: произвольное внимание сформировано:

  • на высоком уровне – у 30 % учащихся;
  • на среднем уровне – у 66 % учащихся;
  • на низком уровне – у 4 % учащихся.

Следовательно, можно сделать вывод, что в психологическом плане дети к школе готовы.

18 человек перед поступлением в школу посещали подготовительную группу детского сада, класс показал следующие навыки: 30 % - читающие дети, 70 % - слабое звено и нет навыка чтения, образования слогослияния; 90 % - счет прямой и обратный; 50 % - с трудом выполняют задание на сравнение величин.

На первом этапе (в начале учебного года) дети знакомились друг с другом в играх и на уроке. Атмосфера в классе была доброжелательной и теплой. В течении первой четверти моя работа была направлена на более тесное знакомство с детьми и их родителями.

Анкетирование родителей на родительском собрании в сентябре месяце дало мне первые сведения о психологических и физиологических особенностях их детей. Часть детей, поступивших в первый класс, имеют различные заболевания.

Исходя из данных анкеты, я получила сведения о социальном статусе семей: в классе есть шесть неполных семей, где мама воспитывает ребенка одна, есть шесть многодетных семей и пять семей-опекунов.

В большинстве семей мамы – домохозяйки. Оба родителя работают только в девяти семьях.

Полученные данные позволили мне сформулировать главную цель воспитательной работы на первый год обучения: создать такие условия, чтобы в конце учебного года дети моего класса были здоровыми, дружными, любили школу, охотно учились, с удовольствием принимали участие в делах класса.

Для достижения этой цели я поставила перед собой следующие задачи:

  • участвовать в школьной программе «Здоровье»;
  • работать над созданием коллектива через индивидуальный подход к каждому ребенку и через общие дела;
  • создать родительский актив класса и привлечь родителей к внеурочным делам класса;
  • формировать сопричастность к судьбам Отечества и родного поселка;
  • работать над эстетическим развитием детей: посещать музеи, проводить экскурсии;
  • стараться скорректировать связи детей с внешним миром, а также с миром взрослых, избегая формальных отношений «воспитатель - воспитанник», а также – «учитель – ученик», не забывать приласкать ребенка, избегать окриков и длинных нотаций;
  • стараться в своей работе повышать интеллектуальный уровень воспитанников, наводя их постоянно на вопросы: зачем, почему, как, что произойдет, если… и т.д.
  • корректировать формирование личности детей в соответствии с повышающимися общественными требованиями;
  • формировать личностные качества в поведении ребенка: трудолюбие, любознательность, справедливость, честность, благородство, бескорыстие, вежливость, скромность;
  • работать над совершенствованием психических процессов: внимания, памяти, мышления, развивать самостоятельность и интерес к знаниям.

Для решения этих задач я составила программу воспитательной работы в начальных классах «Лестница-чудесница», состоящую из четырех разделов.

ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ  «ЛЕСТНИЦА-ЧУДЕСНИЦА»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Планирование воспитательной работы является существенным звеном в общей системе деятельности педагога. Продуманное планирование обеспечивает ее четкую организацию, намечает перспективы работы, способствует реализации определенной системы воспитания.

Составить план – значит, продумать и представить себе в общем и в деталях весь процесс воспитательной работы, ее организацию и результаты.

Как организовать воспитательный процесс в школе? Каким содержанием его наполнить? На что обратить внимание при определении задач и видов деятельности, при планировании воспитательной работы? Подобные вопросы постоянно встают перед учителями и руководителями образовательных учреждений.

Я разработала свою программу воспитательной работы в начальной школе, которая поможет учителю организовать работу в своем классе в течение четырех лет. Воспитательная программа «Лестница-чудесница» соответствует воспитательной программе нашей школы «Воспитать человека» и программе развития школы на 2009-2013 годы. А также данная программа призвана решать задачи по реализации инновационного проекта школы «Школа интеграции обучения и воспитания». Она легко вписывается в учебно-базисный план школы. Программа «Лестница-чудесница» состоит из 4-х основных разделов и поможет учителю в организации воспитательного процесса в начальной школе.

Название школьной программы «Лестница-чудесница» не случайно. Оно раскрывает суть анализа изучения личности на первых основных четырех ступенях становления личности.

1 ступень (1 класс, 2009– 2010 уч. г.) – «Первый раз, в первый класс»

2 ступень (2 класс, 2010 – 2011уч. г) – «Вот и стали мы на год взрослее»

3 ступень (3 класс, 2011– 2012 уч. г.) – «Один за всех и все за одного»

4 ступень (4 класс, 2012 – 2013 уч. г.) – «Мы теперь не просто дети, мы уже выпускники».

Смысл и назначение настоящей программы состоит в обеспечении целостного подхода к воспитанию и развитию личности ученика, в создании основы для сознательного, обдуманного управления развитием с учетом возрастных изменений.

Цель данной программы – оказать помощь учителю в непосредственной организации воспитательного процесса и избрать наиболее оптимальный способ взаимодействия с учеником. Программа предусматривает широкий выбор видов и форм деятельности для учащихся 1 – 4-х классов.

Пользуясь данной программой, классные руководители найдут немало возможностей для того, чтобы вести целенаправленную и активную работу со всеми без исключения учащимися. Они помогут учащимся раскрыть свои способности, задатки, свою индивидуальность.

ОСНОВНЫЕ РАЗДЕЛЫ ПРОГРАММЫ

1. Земля – наш общий дом.

2. Я, моя семья, мои друзья.

3. Страна, в которой я живу.

4. Чтоб здоровым, сильным быть, со спортом должен я дружить.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КАЖДОГО РАЗДЕЛА

Земля – наш общий дом.

Содержание этого раздела предусматривает развитие у младших школьников эмоционально – нравственного отношения к окружающей среде. Оно помогает ребенку найти свое место в природном и социальном окружении, формирует представление о природе как среде жизнедеятельности человека.

Основная цель раздела: воспитание этического, нравственного и практического отношения к окружающей среде, умения вести себя в ней в соответствии с общепринятыми нормами.

Я, моя семья, мои друзья.

Содержание раздела: ребенок должен знать, кто он сам, почему его так назвали, что означает его фамилия, чем занимаются его дедушка и бабушка, где они жили, семейные традиции. Он должен осознавать свой статус в семье («я надежда и помощник») и в обществе («я гражданин, я ученик»)

Цель данного раздела: помочь ребенку осознать свою роль в обществе и семье. Ознакомить с правилами совместной деятельности, учить согласовывать свои действия с окружающими. Помочь детям убедиться в необходимости выполнения этих правил.

Страна, в которой я живу.

Цели: пробудить интерес к прошлому свого народа. Познакомить с национальной культурой. Приобщить детей к духовно – нравственным ценностям своего народа, восстановить утраченные связи  современного человека с исторической памятью.

Содержание раздела включает: изучение российской символики и законов страны; знакомство с великими и знаменитыми людьми, писателями и художниками, с национальным прикладным искусством; разучивание забытых народных игр; ознакомление с историей возникновения православных праздников.

Чтоб здоровым, сильным быть, со спортом должен я дружить.

Цели: воспитывать в детях потребность в здоровом образе жизни; познакомить с активным отдыхом и его влиянием на самочувствие и здоровье человека; научить соблюдать гигиенические нормы и культуру быта; формировать умения рационально организовывать свою жизнь и деятельность в соответствии с особенностями своего организма; осуществлять антиалкогольное воспитание.

Содержание раздела помогает понять, как нужно заботиться о своем организме, чтобы не болеть, расти крепким и сильным, что во многом здоровье зависит от самого человека. Познакомить с правилами здорового образа жизни: гигиена тела и жилища, правильное питание, режим труда и отдыха. Научить заботиться о душевном здоровье и хорошем настроении.

Основной глобальной целью моей программы является: «Обеспечение социализации детей через приобщение их к окружающей действительности».

СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ ПО КЛАССАМ

Земля – наш общий дом.

1-й класс

2-й класс

3-й класс

4-й класс

Заседание клуба «Следопыт»:

Куда делась вода после дождика?

Куда течет река?

Почему осенью листья на деревьях желтеют и падают?

Кто живет на деревне, кто - под деревом?

Почему осенью птицы улетают?

Хорошо ли птицам зимой?

Игровая программа:

«Покормите птиц зимой».

Заседание клуба «Следопыт»:

Откуда в кране вода?

С голубого ручейка начинается река.

А где берет начало река Урал?

Как живется рыбкам в нашем водоеме?

Почему говорят: лес – наше богатство?

Удивительный мир растений.

Где живут птицы зимой?

Красная книга Челябинской области.

Заседание клуба «Следопыт»:

Как все это начиналось (экскурсия в историю нашего края).

Великая река – великие имена.

Интеллектуальная игра: «Растет на Урале березка, растешь на Урале и ты…»

Заседание клуба «Следопыт»:

«Живу я в глубине России».

«В гостях у Хозяйки Медной горы».

Краеведческая игра – «Сам себе синоптик».

Экологические тревоги:

Не хватает свежего воздуха! Помогите!

Экологические тревоги:

Шмель жужжит о помощи.

Экологические тревоги:

Мать сыра земля в опасности!

Экологические тревоги:

«Жалобная книга Природы».

Прогулки в Природоград:

Экскурсия в парк «Таганай».

Изготовление кормушек.

Викторина «Кто в лесу живет, и что в лесу растет?»

Прогулки в Природоград:

Посещение краеведческого музея.

Зоологическая игра «Осторожно – их мало!»

Прогулки в Природоград:

Экскурсия в горы.

Конкурс эрудитов «Загадки природы».

Прогулки в Природоград:

Экскурсия в лес на лыжах.

Игра – путешествие «Готовься в поход по родному краю».

Час интересного сообщения:

Выставка – совет «Целебное лукошко».

Заповеди леса.

Признаки хорошей погоды, скоро будет ненастье.

Конкурс рисунков «Природа вокруг нас».

Час интересного сообщения:

Аптека под ногами (лекарственные растения нашего края).

Народные приметы.

Конкурс рисунков «Там, за горизонтом».

Час интересного сообщения:

Выставка – поиск «Растения вокруг нас». Спор – час «Судьба Урала – судьба России».

Способы ориентирования на местности.

Конкурс плакатов на экологическую тему.

Час интересного сообщения

Экологический марафон.

Игра – путешествие «В гости к зеленому другу».

Конкурс рисунков на тему «Правила поведения в лесу».

Изучение правил поведения на природе.

Игра – путешествие «Лесные старты».

Изучение правил поведения на природе.

День природы «Сотри случайные черты – и ты увидишь: мир прекрасен!»

День природы.

Праздник «В гостях у братьев меньших».

Чудеса из лесных материалов (конкурс поделок). Праздник «В гостях у Лесничего».

Чудеса из лесных материалов (конкурс поделок).

Родительское собра-ние с обзором литера-туры «Путешествие в неизвестное».

Выставка поделок из природного материала.

Праздник «Мы твои друзья, природа».

Дискуссия «Природа и я».

Праздник «Времена года».

Праздник русской березки.

Родительское собрание с обзором литературы «Про зеленые леса и лесные чудеса».

Игра «Поиск нарушителей законов природы».

Игра «Зов джунглей».

Игра «Праздник цветов»

Викторина – «Лучший знаток Уральского леса».

Родительское собрание с обзором литературы «Где искать ответы на детские вопросы?»

Игра – викторина «Мир животных».

Утренник на экологическую тему: «Земля – наш дом родной».

Я, МОИ ДРУЗЬЯ, МОЯ СЕМЬЯ

1-й класс

2-й класс

3-й класс

4-й класс

Дискуссия «Чем школьник отличается от дошкольника?»

Дискуссия «Зачем я хожу в школу?»

Откровенный разговор «Хорошо ли мне в школе, школе от меня?»

Откровенный разговор.

«Корень учения горек, да плод его сладок или за одного ученого – двух неученых дают, да и тех не берут…

Что  такое перемена? (разучивание подвижных игр).

«Заливается звонок – начинается урок» (права и обязанности второклассников).

Права и обязанности третьеклассников.

Права и обязанности четвероклассников.

Кл. час.

«Эта школа теперь и моя» (знакомство с историей школы).

Разговор «Что я зная о своей школе?»

Конкурс сочинений о школе.

Конкурс стихов о школе.

Сообщение детей «Почему меня так назвали?»

Путешествие в русские имена «Иван да Марья».

Праздник имени «Как вас звать – величать?»

Прогулка по городу Вежливости.

Праздник ее величества вежливости.

«Имя и здоровье» (сообщение учителя).

Родительское собрание «Не тревожиться, а удивляться».

Родительское собрание «Всегда ли мы в ответе за то, что делают наши дети?»

Родительское собрание «Наказание и поощрение в семье».

Праздник посвящения в первоклассники.

Путешествие первоклассников по школе.

Школа хороших манер:

Кто это выдумал или откуда взялись правила поведения?

Хозяин и гости.

Ты хочешь быть красивым.

Разговор о разговоре.

После третьего звонка.

Чувство времени.

Домашняя библиотека.

Школа после школы:

Наука отдыхать. Тайны хорошей памяти.

Остановись, подумай.

Тест – бюро «Познай себя».

Учение на каждый день.

Поиграем–порешаем.

Родительское собрание

Тема: «Труд и отдых в семье».

Родительское собрание «Трудности адаптации первоклассников к школе».

Как я работаю над собой?

Тренинг «Учусь быть послушным и терпеливым».

Сбор пословиц и поговорок о нравственных качествах человека.

«Кого можно назвать вежливым человеком?»

«Я человек – но  какой ?»

Экслибрис «Портрет друга» (друг твоими глазами).

Этическая грамматика. «До дружбы надо вырасти».

Традиции воспитания в России.

Энциклопедия хороших манер.

«Что такое хорошо, и что такое плохо?»

Игра – диспут «Невидимые враги человека» (нецензурные слова, курение,  алкоголь, СПИД, наркотики). 

Школа хороших манер:

Об истории хороших манер.

Тест для себя.

Несколько известных истин.

Твой внешний вид.

К тебе пришли гости.

Наши праздники.

Культура речи.

День открытых дверей.

Рыцарский турнир.

Поговорим о семейных традициях:

Диспут «Что такое честь фамилии?»

Конкурс «Бабушкины секреты».

Выставка «Вместе с мамой, вместе с папой».

Конкурс газет «Моя семья – моя радость».

Раздумья на тему «Когда маме грустно».

Поговорим о семейных традициях

Составление родословной.

Откровенный разговор «Старость – всегда слабость».

Выставка «Вместе с мамой, вместе с папой».

Конкурс газет «Моя семья – моя радость».

Живая газета «Трудно ли быть мамой?»

Кл. час: «Самые дорогие для нас слова: мама, Родина, мир».

Семейный праздник «Род, родные, Родина».

Откровенный разговор:

Конкурс рецептов «Как вылечиться от лени?»

Устный журнал «Смеемся, грустим, задумываемся».

«Какое слово самое крепкое?» (решение проблемных ситуаций).

«Кого можно назвать вежливым человеком»?

Утренник «Да здравствует вежливость и доброта!»

Игра: «Ежели вы вежливы».

Утренник: «Спешите делать добро».

Утренник: «Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть!»

Тренинг «Папа, мама, я – дружная семья».

Поговорим о семейных традициях:

Разговор «Я – надежда семьи».

Будем заботиться о младших.

Фото – выставка «Вместе с мамой, вместе с папой».

Конкурс газет «Моя семья – моя радость».

Сбор пословиц о мамах.

Театрализованный семейный марафон.

Родительское собрание «День откровенных вопросов и ответов».

Поговорим о семейных традициях:

Утренник: «Вот какие бабушки у нас».

Праздник «Посиделки»

Праздник « Папа, мама, я – дружная семья».

СТРАНА,  В КОТОРОЙ Я ЖИВУ.

1-й класс

2-й класс

3-й класс

4-й класс

Изучение российской символики и законов:

Москва – главный город России.

Герб столицы.

Конкурс рисунков «Праздничная Москва».

Изучение российской символики и законов:

Гимн и флаг России.

Книжная выставка и путешествие по книге «Наша древняя столица».

Изучение российской символики и законов:

Загадки российской символики.

Уроки истории Отечества

«Матушка Москва – золотая голова

Изучение российской символики и законов:

Символы моей Родины.

Колесо истории.

Праздник «Я люблю тебя, Россия!»

Школа правовых знаний:

Моя Родина – Россия.

Дети и конституция.

Встреча с работниками УВД.

О тех, кто защищает наши права.

Школа правовых знаний:

Наше Отечество.

Библиотечный урок «Ваши права, дети».

Конституция – основной закон нашей жизни.

Диспут «Что важнее – знать или выполнять?»

Школа правовых знаний:

Твоя Россия.

Библиотечный урок «Ваши права, дети».

Конституция – основной закон нашей жизни.

Мы и закон (разбор конкретных ситуаций).

«Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан».

Школа правовых знаний:

Читательская конференция «Будь человеком» (по произведениям С. Михалкова).

Родительское собрание «Книга в семье».

Про великих и знаменитых:

Открытая полка.

Русские богатыри.

Час былины «Преданья старины глубокой».

Игра: «Умники и умницы».

Экскурсия в детскую библиотеку.

Про великих и знаменитых:

Библиотечные уроки: Александр Невский, Сергий Радонежский, Дмитрий Донской, Иван Фёдоров Владимир Мономах.

Про великих и знаменитых:

Поэтический час «Только доблесть живёт вечно». Звёздный час «Защитники земли Русской».

Про великих и знаменитых:

Литературный праздник «Богатыри земли русской».

Игра «Диск для интеллектуалов».

Русь державная православная:

Час интересных сообщений «Традиционные праздники вчера и сегодня».

Рождество: собирайся, детвора, начинается игра.

Как обувались и одевались в старину.

Масленица: зимние игры и развлечения.

Игровая программа «Русские  потешки ».

Пасха: раскрашивание яиц.

Русь державная православная

Час интересных сообщений «Традиционные праздники вчера и сегодня».

О чем расскажет наш народный костюм.

«Хороша ты, песня русская». (кольцовка русских песен).

Деревенские посиделки.

Русь державная православная

Час интересных сообщений «Традиционные праздники вчера и сегодня».

Конкурс «Рождественская звезда».

Что такое Татьянин день и почему его так широко праздновали на Руси?

Народная национальная одежда.

Праздник «Развеселая Масленица».

Аукцион народной мудрости.

Русь державная православная

Рождественский праздник «Народные игры на Святки».

Мой язык – язык добра и света:

Парад литературных героев.

Прощание с букварем.

Посвящение в читатели.

Праздник «Язык родной – дружи со мной».

Мой язык – язык добра и света:

КВН по русскому языку «В клубе знатоков».

Мой язык – язык добра и света:

Брейн – ринг «Язык наш есть еще тайна.

Мой язык – язык добра и света:

«Праздник пунктуационных знаков».

Что за прелесть эти сказки! (час громкого чтения).

Инсценировка русских народных сказок.

Что за прелесть эти сказки! (час громкого чтения).

Инсценировка русских народных  сказок.

Конкурс чтецов «Любимые герои сказок Пушкина».

Викторина «Путешествие по сказке».

Викторина «В мире сказок».

Беседы о русских художниках «Нарисовал художник сказку».

Конкурс рисунков «Любимая сказка».

Путешествие в сказку: «В гостях у дедушки Корнея».

Брейн – ринг.

Конкурс рисунков «Сказки Пушкина».

Конкурс рисунков «В мире сказок».

Игра «В гостях у Берендея».

Конкурс «Сочини сказку».

День театра

Защитники земли Русской:

День памяти и скорби (2 февраля).

Книжная выставка и обзорная беседа «О тех, кто уже не придет никогда».

Экскурсия в школьный музей.

День Победы. Выставка – витрина «Спасибо вам за тишину!»

Конкурс рисунков на асфальте «День Победы».

Старты надежд «Вперед, мальчишки!»

Встречи с ветеранами войны.

Праздничный концерт, посвященный Дню Победы.

Защитники земли Русской:

День памяти и скорби (2 февраля).

Книжная выставка «Дни и ночи войны».

Поэтический час «За Волгой для нас земли нет».

День Победы.

Выставка – витрина «Спасибо вам за тишину!»

Конкурс плакатов «Нет войне!»

Встречи с ветеранами войны.

Праздничный концерт, посвященный Дню Победы.

Защитники земли Русской:

День памяти и скорби (2 февраля).

Книжная выставка «Ни шагу назад!»

День Победы.

Выставка – витрина «Спасибо вам за тишину!»

Конкурс чтецов «Нам не помнить об этом нельзя».

Литературный вечер «Про битву свой рассказ вели».

Праздничный концерт, посвященный Дню Победы.

Защитники земли Русской:               

Вечер памяти, посвященный Дню Победы «Этот праздник со слезами на глазах».

Родительское собрание «С чего начинается Родина».

Родительское собрание «Охранять природу –значит охранять Родину».

Родительское собрание «Растить гражданина».

Родительское собрание

Концерт для родителей: «Как чудесен этот мир, посмотри!»

ЧТОБ ЗДОРОВЫМ, СИЛЬНЫМ БЫТЬ, СО СПОРТОМ ДОЛЖЕН Я ДРУЖИТЬ

1-й класс

2-й класс

3-й класс

4-й класс

Клуб «В гостях у Мойдодыра»:

Дружи с водой.

Чтобы глаза видели.

Какого ухода требуют уши.

И о коже надо заботиться.

Руки и ноги тебе еще пригодятся.

Держи осанку.

Приятного аппетита.

Крепкие – крепкие зубы.

Спокойной ночи.

Как настроение?

Праздник «В гостях у Мойдодыра».

Клуб «Румяные щеки»:

Как живет организм?

Наши органы.

Признаки болезни.

Паразиты. Профилактика кишечного расстройства.

Порезы, ссадины и царапины.

Как уберечься от простуды.

Если в городе эпидемия гриппа.

Как носить очки.

Что нужно знать о лекарствах.

Праздник «Как стать «Неболейкой»?

КВН: «Мы и наше здоровье».

Клуб «Неболейка»:

Здоровый образ жизни.

Конкурс полезных советов «Здоровье – главное богатство».

Конкурс газет «Правила здорового образа жизни».

Предупреждение несчастных случаев.

Первая помощь при несчастных случаях.

Диспут «Что может человек?»

Как становятся «моржами»?

Как одолеть болезнь?

Живая газета «Секреты здоровья».

Клуб «ЗОЖ».

КВН «Мы и наше здоровье».

Кл. час «Как быть здоровым»

Диспут «Как защитить себя от болезней».

Путешествие на поезде «Здоровье».

Мини – спектакль «Витаминная семья».

Родительское собрание «Физическое развитие ребенка в школе и дома».

Практическое занятие «Чистые руки – залог здоровья».

Полезные и вредные привычки:

Встреча со школьным врачом: привычки грызть ногти, сосать палец, ковырять в носу.

Конкурс рисунков «Полезные привычки – наши друзья».

Практикум «Как поступить в данной ситуации?

Драться или не драться?»

Родительское собрание «Без простуд».

Полезные и вредные привычки:

Встреча с врачом – наркологом.

Грязные руки.

Смотрим телевизор.

Губительная сигарета.

Всего одна рюмка.

Конкурс плакатов «Дурные привычки – враги твоей судьбы».

Практикум «Как поступить в данной ситуации: тебе предложили сигарету».

Родительское собрание «Культура семейная и культура физическая».

Полезные и вредные привычки:

Суд над сигаретой.

Диспут «Правда и ложь об алкоголе».

Наркомания – катастрофа.

Конкурс газет «Не погибай по неведению».

Практикум «Как поступить в данной ситуации: ты оказался в дурной компании».

Родительское собрание «К здоровому образу жизни».

Полезные и вредные привычки:

Диспут «Я здоровье сберегу – сам себе я помогу».

Конкурс рисунков «С голубого ручейка начинается река, а здоровье начинается с зарядки».

Родительское собрание «Вредные привычки – профилактика в раннем возрасте».

Игротерапия:

Вспомним забытые игры.

Игры на переменах.

Игры на школьной площадке.

Походы. Туристические игры.

«Веселые старты».

Мама, папа, я – Спортивная семья.

Дни здоровья.

Игротерапия

Вспомним забытые игры.

Игры на переменах.

Игры на школьной площадке.

Походы. Туристические игры.

«Старты надежд».

Мама, папа, я – Спортивная семья.

Дни здоровья. Игра «В путь – дорогу собирайся, за здоровьем отправляйся».

Игротерапия

Вспомним забытые игры.

Игры на переменах.

Игры на школьной площадке.

Походы. Туристические игры.

«Вперед, мальчишки!».

Мама, папа, я – Спортивная семья.

Дни здоровья.

Игротерапия

Вспомним забытые игры.

Игры на переменах.

Игры на школьной площадке.

День Здоровья.

Игра «Взятие снежной крепости».

Час веселых состязаний.

«Мама, папа, я – спортивная семья».

Будь здорова, душа:

Откровенный разговор «Твоя душа – единственная в мире».

Ты и твоя душа.

Тест «Кто ты – сова или жаворонок?»

Сколько у тебя фантазии?

Будь здорова, душа:

Откровенный разговор «Твоя душа – единственная в мире».

Душа развивается днём и ночью.

Тесты «Как ты к себе относишься», «Покажи, как ты смеешься», «Сколько в тебе обаяния».

КВН «В здоровом теле, здоровый дух».

Будь здорова, душа:

Тесты «Довольны ли вы собой?», «Ты и твой характер», «Узнай, кто ты – художник или мыслитель».

Игра «Мои мечты и желания».

КЛ. час «Душевность и бездушность».

Будь здорова, душа:

Утренник «Да здравствуют вежливость и доброта».

КВН «В мире очевидного и невероятного».

Кл. час «Моё воображение и умение фантазировать».

Методика незаконченных предложений:

Мне нравится…

Методика незаконченных предложений:

Я боюсь…

Методика незаконченных предложений:

Мне тревожно…

Методика незаконченных предложений:

Мне страшно…

Час откровения:

Не поддавайся унынию, всегда будь готов к новой радости.

Научись радоваться успехам одноклассников.

Час откровения:

Никогда никому ни в чем не завидуй.

Злые чувства – враг здоровья души.

Эгоисты – кто такие?

Час откровения:

Опасная сладость злых чувств.

Как оберегать свою душу от дурного.

Правда и ложь – какие они?

Час откровения:

Праздник «В гостях у самовара».

Кл. час «Я люблю, ты любишь, мы любим».

Этические беседы: будь непримирим к грубости и черствости. Недопустимость кличек и прозвищ.

Этическая беседа: не будь равнодушным.

Что такое характер?

Этическая беседа: твоя готовность выступить против лжи, нечестности.

Этическая беседа:

«Спешите делать добро».

Беседа: «Я и мои друзья».

Сочинения – откровения «Душа становиться богаче. Душа становится беднее».

Анкета «Я» (отношение к себе).

Анкета «Наш класс».

Родительская конференция. Тест «Ваши отношения с детьми». «Круглый стол».

Родительская конференция. Тест «Ваши отношения с детьми». «Круглый стол».

Родительская конференция. Тест «Ваши отношения с детьми». «Круглый стол».

Родительская конференция. Тест «Ваши отношения с детьми». «Круглый стол».

Итоги работы над программой «Лестница – чудесница»

на первой ступени «Первый раз, в первый класс»

Программа предоставляет классному руководителю широкие возможности для использования различных форм и методов воспитания. В каждом разделе определены содержание и задачи, приводится перечень мероприятий и творческих занятий. Во всех разделах прослеживаются ведущие нравственно-этические и социально-исторические идеи традиционной культуры:

- человек и природа;

- человек и семья;

- человек и история;

- человек и общество.

Это создаёт условия для комплексного подхода в работе руководителя к идеям преемственности, системности, научности.

Подводя итоги работы по данной программе за 1 год обучения хочу отметить следующее:

Качественный показатель работы учителя.

Уровень образования:

  • коэффициент обученности – 100%;
  • коэффициент эффективности – 70 %.

Работая по первому разделу программы «Земля – наш общий дом», мы с детьми проводили экскурсию в музей охраны природы «Таганай», выходили на зимние прогулки, готовили кормушки для птиц, изучали правила поведения в природе, готовили поделки из природного материала и участвовали в творческой выставке школы. Дети с удовольствием и азартом участвовали во всех мероприятиях, играх, экскурсиях. Они успешно справлялись с заданиями, которыми предлагал им учитель.

Особенно ребятам запомнилась экскурсия в музей охраны природы «Таганай». Всем классом на машинах, родители вывозили нас в этот музей, который расположен в живописном уголке нашей уральской природы.

Во время экскурсии дети очень много узнали о разнообразии природы родного края, об уникальности природы Южного Урала. Внимание ребят привлекли чучела животных и птиц уральского леса, гербарии растений лиственного и хвойного леса, коллекция минералов. Учащиеся узнали о растениях и животных области, нуждающихся в охране.

Во время экскурсии дети побывали у родника, который находится на территории музея, много фотографировали, играли.

Большую роль в учебно-воспитательной работе оказывали родители. Они также помогали в изготовлении наглядного материала, при оформлении праздников. Особо активные родители готовили с детьми выступления на праздниках, репетировали, всегда предлагали свою помощь. Результаты по этому разделу программы достигнуты за счёт учебно-воспитательной, классной и внеклассной работы. Карту уровня воспитанности в 1 классе не составляли. Но основные навыки у детей сформированы к сожалению, не все дети ещё умеют хорошо вести себя в природе, воспринимать рассказы и советы старших, бережно относиться ко всему, что нас окружает.

Полученные результаты и выявленные недочёты дали возможность педагогу поставить следующие задачи при работе над этим разделом во 2 классе:

  • Воспитывать доброту;
  • Формировать осознанное отношение к «Правилам для учащихся»;
  • Обучать правилам этикета в общественных местах;
  • Воспитывать  эмоционально-нравственное отношение к окружающей среде.
  • Работая по второму разделу программы

Я, мои друзья, моя семья мы с ребятами знакомились со школой, с историей школы, с «Правилами для учащихся».

Особенно детям  понравился «Рыцарский турнир», победителем которого стал Харин Михаил – настоящий рыцарь нашего класса, успешно справившийся со всеми испытаниями этого турнира. Ребята с удовольствием принимали участие в конкурсе рисунков «Моя семья – моя радость», а родителям запомнилось собрание по теме: «День откровенных вопросов и ответов».

И детей, и родителей, очень заинтересовала фотовыставка «Вмести с мамой, вместе с папой», все и дети, и взрослые внимательно рассматривали фото из семейного альбома, ближе знакомились друг с другом, узнавали много нового и интересного об одноклассниках и родителях своего ребёнка.

  • Ребята стали более внимательно относиться друг к другу, уважать старших, мальчики часто предлагают свою помощь девочкам после проведения рыцарского турнира. Дети следят за своим внешним видом и манерами.
  • При проведении Дня открытых дверей родители получили возможность увидеть своего ребёнка на уроке, послушать его ответы, понаблюдать за ним во время перемен.
  • Подводя результаты работы по второму разделу программы, хочется отметить, что у нас есть ещё свои минусы, над которыми мы продолжим работу во 2 классе. Не все ребята ещё хорошо адаптировались к новой обстановке, к школьной атмосфере и быстрой смене видов деятельности, всё это их настигло врасплох. Бывало, что дети терялись в просторных школьных коридорах и не могли найти свой класс. Не все ребята умеют согласовывать свои действия. Над всеми этими недостатками мы продолжаем работать. Результаты по этому разделу программы достигнуты за счёт учебно-воспитательной, классной и внеклассной работы.

Полученные результаты и выявленные недостатки дали возможность педагогу поставить следующие задачи при работе над этим разделом во 2 классе:

  • Продолжить работу по сплочению детского коллектива;
  • Прививать любовь к своим родным и близким;
  • Формировать хорошие манеры, воспитывать правила хорошего тона.

Работая над третьим разделом программы «Страна, в которой я живу» дети многое узнали о своей малой Родине, а также о главном городе России. Во время экскурсии в детскую библиотеку учащиеся познакомились с русскими богатырями, приняли участие в игре «Умники и умницы». В дни рождественских праздников дети стали участниками многих зимних игр, забав и развлечений.

Особенно ребята запомнили Масленую неделю, когда родители нашего класса катали мальчишек и девчонок на ряженых лошадках.

Сколько радостей, удовольствия, азарта можно было увидеть в глазах детишек! Они наперебой запрыгивали в сани, стараясь прокатиться еще и еще.

В течение первого года обучения дети очень часто встречались с героями народных и авторских сказок, принимали участие в инсценировке, чтении, рассказывании любимых сказок и даже пытались сами сочинить сказку.

В дни майских праздников ребята приняли участие в конкурсе рисунков на асфальте, посвященному Дню Победы, а также посетили праздничный концерт, встречались с ветеранами войны, возложили цветы к памятнику Неизвестного солдата.

Говоря о результатах работы по третьему разделу программы, хочется отметить, что вся проведенная работа по данному разделу программы способствовала преодолению одиночества и беззащитности некоторых учащихся, воспитывала умение быть Человеком.

Я много рассказывала детям о своих бывших выпускниках, о том, какие традиции и обычаи существовали у нас в классе.

Дети проживают в школе огромную часть своей жизни. Радости и горести переживаются учащимися совместно. От того, как дети проживают каждый день своей жизни, какие эмоциональные впечатления остаются у них от каждого прожитого дня, зависит результат их дальнейшего продвижения вперед по жизни. От любви к своей семье, к своему классу, к своей школе начинается любовь к своей Родине. Чтобы воспитать патриота, каждый учитель должен планируя свою воспитательную работу, учитывать все эти обстоятельства. Каждый ребенок должен осознать свое единство, неповторимость и значимость для других людей.

Исходя из всего вышеизложенного, я поставила следующие задачи при работе над этим разделом во втором классе:

  • продолжить работу по изучению российской символики и знаков;
  • формировать нравственные качества личности, нормы поведения;
  • формировать личностные качества в поведении ребенка: трудолюбие, любознательность, справедливость, честность, бескорыстие, отзывчивость, вежливость, скромность.

При работе над четвертым разделом программы «Чтоб здоровым, сильным быть, со спортом должен я дружить» я с ребятами провела много спортивных соревнований, игр на свежем воздухе, дней здоровья в конце четверти. В организации спортивных мероприятий участвовали и родители. Всем понравилась спортивная эстафета «Папа, мама, я – спортивная семья». Также ребята были в восторге от катания на тюбингах. Каждый получил огромный заряд бодрости и прекрасное настроение. Здоровье учащихся укреплялось постоянно на уроках (правильная посадка при письме, утепление и проветривание класса, освещенность и т.д.), на уроках физкультуры, ОБЖ, во внеклассной работе в период зимних каникул. Во время прогулок и игр на свежем воздухе дети свободно общаются между собой, педагог в это время предоставляет детям необходимую свободу, но постоянно наблюдает за тем, что они делают, как общаются между собой, как себя ведут. Учитель вносит необходимые коррективы в жизнь детей, чтобы научить их самому главному – способности к пониманию, к восприятию, терпимому отношению к миру и людям.

Большое значение я уделяю воспитанию у детей понимания здорового образа жизни. В начале учебного года все дети прошли медицинский осмотр, в течение года им поставили ряд необходимых прививок. Школьный фельдшер проводила беседу «Вредные привычки». Летом многие дети отдыхали в школьном оздоровительном лагере.

Также мы проводили спортивные игровые перемены, позволяющие снять мышечное и эмоциональное напряжение. На каждом уроке проводим физкультурные паузы (в первом классе их может быть до двух – трех за урок).

В результате проводимых мероприятий наметились некоторые положительные аспекты:

  • Сократились простудные заболевания;
  • Уменьшилось число пропусков по болезни.

Подводя итоги работы по четвертому разделу программы хочется отметить, что есть многое, над чем еще нужно поработать. Не все дети принимают активное участие в спортивных мероприятиях, некоторые стараются остаться в тени, лишь бы их не трогали. Кто-то не может полностью отдать себя физкультуре и спорту по состоянию здоровья. Есть и пассивные, равнодушные к победам и поражениям других ученики.

Результаты по этому разделу программы достигнуты за счет учебно-воспитательной, классной и внеклассной работы. Исходя из полученных результатов, я поставила следующие задачи при работе над данным разделом во втором классе:

  • Продолжить работу над совершенствованием и развитием спортивных умений и навыков учащихся;
  • Прививать детям любовь к физкультуре и спорту;
  • Формировать понимание здорового образа жизни.

Я считаю, что созданная мной программа воспитательной работы в начальных классах «Лестница-чудесница» проста, удобна в использовании, кратка. Соответствует требованиям современной жизни и способствует реализации основных целей и задач воспитания.

Инструментарий МОНИТОРИНГа воспитательной работы

Социальная активность, нравственность, реализация способностей личности – главные задачи образования. Как отмечал С.Л. Рубинштейн, человеческому бытию присущи многоплановость и многослойность; чтобы раскрыть все богатство внутреннего мира человека и определить особенности его психики, необходимо рассмотреть совокупность систем, образующих бытие человека и являющихся основаниями его качеств.

В самом общем виде диагностическую, консультативную и коррекционную работу с учащимися необходимо вести на пяти важнейших уровнях.

1. Индивидуально психологический уровень определяет развитие основных психологических систем субъекта.

2. Психофизиологический уровень показывает сформированность компонентов, составляющих основу всех систем развивающегося субъекта.

3. Личностный уровень выражает специфические особенности самого субъекта.

4. Микрогрупповой уровень показывает особенности взаимодействия развивающегося субъекта с другими субъектами и их объединениями.

5. Социальный уровень определяет формы взаимодействия субъекта с более широкими социальными объединениями и обществом в целом.

Для исследования личностных особенностей учащихся я пользуюсь различными методиками, тестами, экспресс-диагностиками, анкетами и т.д.

Для оценки общей адаптированности учащихся я использовала Экспресс-диагностику с помощью теста Люшера (ЦТЭС) (результаты диагностики учащихся 1 «А» класса см. в приложении).

Также я делала анализ диагностики тревожности и психического состояния по методике А.О. Прохорова, Г.Н. Генинга «Цвето-рисуночный тест» (результаты см. в приложении).

Изучала школьную тревожность с помощью теста Филлипса (результаты см. в приложении).

Виды мышления учащихся анализировала по методике Р.М. Мухаметовой (результаты см. в приложении).

Уровень воспитанности младших школьников изучала по методике Ю.В. Васильева, также изучала уровень удовлетворенности учащихся школьной жизнью (результаты см. в приложении).

Удовлетворенность родителей работой образовательного учреждения (результаты см. в приложении).

План реализации программы воспитательной работы

в начальных классах «Лестница-чудесница»

на 2009 – 20013 учебные годА

I этап: Организационный период

Составление программы, начало апробации и внедрения.

ЦЕЛИ:

  • создание условий для реализации программы;
  • выявить уровень подготовленности учащихся к школе;
  • создать базу для мониторинга и отслеживания результатов;
  • создание коллектива родителей и детей;
  • выборы родительского комитета;
  • создание условий для успешной адаптации учащихся к школе.

II этап: Основной

Апробация и реализация программы «Лестница-чудесница».

ЦЕЛИ:

  • воспитание этического, нравственного и практического отношения к окружающей среде;
  • приобщение детей к духовно-нравственным ценностям своего народа;
  • воспитание любви к своим родным и близким;
  • формирование потребности в здоровом образе жизни.

III этап: Результативный (аналитический)

ЦЕЛИ:

  • провести оценку результатов внедрения программы «Лестница-чудесница»;
  • подведение итогов внедрения программы «Лестница-чудесница».

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА:

1. Котораева Е. «Хочу, могу, умею» М., КСП, 1997 г.

2. Методика воспитательной работы (под редакцией Сластенина В.А.)

3. Щуркова Н.Е. Программа воспитания школьника

4. Спутник классного руководителя М., Педагогический поиск

5. Журнал «Начальная школа» № 11 2006 г.

6. Журнал «Завуч начальной школы» № 2 2001 г.

7. Журнал «Классный руководитель» № 3 2005 г.

8. «Воспитательные мероприятия» (1 - 4 классы) М., ВАКО 2005 г.

9. Справочник классного руководителя (1 – 4 классы) М., ВАКО 2007 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад. "Из опыта работы начальных классов по внедрению здоровьесберегающих технологий".

Этот доклад отражает работу МО учителей начальных классов в рамках здоровьесберегающих технологий в нашей школе. Далее будет несколько частей презентации, если уместятся, где отражена доказательная ба...

Организация проектной деятельности во внеурочной работе начальных классов.

Принципы, цели, задачи и содержание организации внеурочной деятельности....

Презентация на тему: "Работа над мелкой моторикой рук в начальной школе Из опыта работы учителя начальных классов «МАОУ СОШ №1 с. Александровское,Александровского района Томской области» Гагиной Ольги Борисовны — Транслит презентации:

Презентация на тему: "Работа над мелкой моторикой рук в начальной школе Из опыта работы учителя начальных классов «МАОУ  СОШ  №1 с. Александровское,Александровского района Томской обла...

"Формы и методы работы классного руководителя с родителями и учащимися с ОВЗ в начальной общеобразовательной школе". Из опыта работы учителя начальных классов ГБОУ ООШ №21 Деминой Наталии Викторовны.

Эффективность воспитания ребенка сильно зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья. Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители. Именно от ...

Методический материал по учебной и воспитательной работе начальные класс

Духовно-нранственное направление в воспитании детей....

Рабочая программа по учебно-воспитательной работе (начальные классы)

Предлагаю Вам рабочую программу по учебно-воспитательной работе для начальных классов. Подробно прописаны планируемые результаты, содержание, и представлен тематический план....