Духовно-нравственное воспитание школьников как ключевое требование ФГОС
статья (1 класс) по теме

Ползюкова Ольга Николаевна

Духовно - нравственное воспитание школьников как ключевое требование ФГОС. Из опыта работы учителей начальной школы МБОУ "Ореховская С (п) ОШ"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление руководителя окружного МО, учителя начальных классов

МБОУ «Ореховская С (п)ОШ»

Ползюковой О.Н. районном на методическом объединении учителей начальных классов

Духовно-нравственное воспитание школьников

как ключевое требование ФГОС

 «Родной край, его история, – писал академик Дмитрий Сергеевич Лихачев, – основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества».

Задача нравственного воспитания состоит в том, чтобы социально необходимые требования общества педагоги превратили во внутренние стимулы личности каждого ребёнка, такие, как долг, честь, совесть, достоинство.

Ключевая роль в духовно-нравственном сплочении общества отводится образованию. Школа – единственный социальный институт, через который проходят все граждане России. Ценности личности, конечно, в первую очередь формируются в семье. Но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере образования. Поэтому именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и духовная, культурная жизнь школьника.

В нашей школе духовно – нравственное воспитание на основании составленных планов духовно – нравственного воспитания, а также на всех видах деятельности школьников (кроме учебной), которые объединяются в понятие  внеурочная деятельность школьников. Она способствует реализации требований федеральных образовательных стандартов общего образования. Её преимущества: предоставление учащимся возможности широкого спектра занятий, направленных на развитие школьника.

  Основная педагогическая цель Риммы Владимировны в этом направлении —социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.

  Воспитание нравственных чувств и этического сознания –это длительный процесс в ходе которого, учащиеся получают представления о правилах поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в населённом пункте, в общественных местах, на природе. Одно из направлений внеурочной деятельности  называется «Мой дом родной». » 

   Результатом стала  большая исследовательская работа «История моего села» и представлена в виде презентации. А сколько интересных вещей принесли дети из «бабушкиного сундука». И у каждой вещи своя история. О своих родителях и прародителях учащиеся рассказывали на занятии «Наш семейный альбом». Традиционным стало проведение праздников ко дню пожилого человека. С удовольствием приходят к нам бабушки и дедушки и это незабываемые минуты общения внуков с любимыми бабушками и дедушками ,которые надолго остаются в памяти детей и взрослых.  22 октября мы посетили краеведческий музей с.Бурла, где познакомились с историей района . Проведение мероприятий, раскрывающих историю семьи, воспитывает уважение к старшему поколению, укрепляет преемственность между поколениями . Происходит  торжественная встреча двух поколений, выросших в совершенно разное  время, в ходе беседы дети узнают, чем жили, как учились, в какие игры играли  их бабушки и дедушки. Главное, что усваивают дети – это внимательно и с особой теплотой относится к людям пожилого возраста. ( область формирования семейной культуры)                           

6 сентября для учащихся начальных классов Римма Владимировна провела   туристический слет. Для детей это удивительное путешествие по станциям «Волшебный лист»,»Угадалкино», «Лесная аптека», «Друг природы», «Заячий прыжок». На мероприятие были приглашены родители. Такой вид совместной деятельности способствует установлению дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке. Учит бережному, гуманному отношению ко всему живому.   (  Воспитание нравственных чувств и этического сознания)   

 Ко дню Защитника Отечества проведена спортивная игра «А ну -ка ,папы!» Мальчишки вместе с папами соревновались в ловкости, смекалке, умении чувствовать друг друга. Сколько положительных эмоций получили наши участники и зрители! А ребята увидели в своих отцах настоящих богатырей. Здоровье физическое и стремление к здоровому образу жизни, здоровье нравственное и социально-психологическое основа таких мероприятий.( Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни).

Мазур Анна Ивановна большое внимание уделяют качеству проведения классных часов. Так в ее классе был проведен открытый классный час « Что такое доброта», тема и содержание, которого так затронули души ребят, что дети открылись и говорили о понимании добра и зла открыто, искренне.

Цикл часов на темы «Мой дом, моя семья…»,С чего начинается Родина», « О моей семье», был проведен педагогом в прошлом учебном году.

В  2011 по 2013 учебный год в 1 – 2 классе под руководством классного руководителя Гельмель Екатерины Афанасьевны было проведено очень много интересных классных и внеклассных мероприятий,  которые способствовали развитию у ребёнка нравственных качеств: как доброта, справедливость, честность, чувства товарищества, взаимопомощи. Она подбирала такие темы для классных часов: «Человек от природы добр»,  «Давайте дружить, «Такие мы разные». Такие мероприятия воспитывают у ребенка стремление  быть настоящими  друзьями,  развивают представление о добре и зле.

Классные часы: «Поля Славы», «С любовью к России», «Конституции 20 лет» знакомят  детей с историей нашего народа, воспитывают у ребят чувства патриотизма, гордости за свой народ.

За прошедший год много мероприятий было посвящено охране природы: это классный час  «Мы друзья природы»,  предметная неделя по окружающему миру. Ребята защищали проекты на тему: «Удивительный мир животных», делали красивые поделки из природного материала и смастерили очень много кормушек, которые повесили на деревья. Зимой дети будут подкармливать птиц, они поймут, что нужно любить и охранять природу. А ещё беседы о здоровье,  интересные презентации о пользе овощей, фруктов, о закаливании, о занятиях спортом.

Осмысление ребенком себя как части своей Родины, гражданина, патриота своего Отечества происходит при работе по направлению «Я и Отечество». Исходные положения: каждый человек не только сын или дочь своих родителей, но и гражданин Отечества. Отечество начинается с уголка, где человек родился.

В моем классе были проведены такой проект, как «Милосердие не знает границ» с приглашением заслуженного донора РФ Дергаевой Л.Н. Цели преследовались следующие:

- создать условия для понимания детьми, что добровольное и безвозмездное донорство  благое дело;

-воспитывать  чувство сострадания к окружающим и понимание того, что все мы едины в этом мире;

-дать возможность учащимся понять, что именно ценностные смыслы определяют позиции личности, её цели и содержание жизнедеятельности. Приобретение человеком осознаваемых смыслов, позволяет ему изменять свой облик, продвигаться в личностном саморазвитии и самосовершенствовании. Анализируя рефлексивные данные учащихся я иогла сделать вывод, что цели были достигнуты, дети точно знаю, кто такой донор.

Понятие «гражданственность» трактуется как освоение и реализация ребенком своих прав и обязанностей по отношению к себе самому, своей семье, коллективу, к родному краю, Отечеству, планете Земля. К 75 – летию Алтайского края мною была проведена встреча с ветераном педагогического труда Постол Евдокией Никитичной в рамках проекта «Район – частица края». Встреча проходила в теплой и дружественной обстановке. Евдокия Никитична очень интересно рассказывала о своей педагогической деятельности, а ребята с большим интересом слушали, потому что ее бывшие ученики – это родители, бабушки и дедушки моих учеников

Каковы же наши традиционные источники нравственности? Это Россия, наш много -

национальный народ и гражданское общество, семья, труд, искусство, наука, религия, природа¸ человечество. Соответственно этому и определяются базовые национальные ценности:

–      Патриотизм – любовь к своей малой Родине, своему народу, к России, служение Отечеству. В этом направлении в нашей школе тоже проводится определенная работа. Это различные акции, посвященные празднованию Дня Победы, например, велопрогон, в котором принимают участие и наши младшие школьники. Уроки патриотизма проходят в нашем школьном музее.

- наука – ценность знания, стремление к истине, научная картина мира. В этом плане хорошим инструментом служат экскурсии. Например, экскурсии в пожарную часть, или в районный музей.

–      искусство и литература – красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие. В прошлом учебном году мы провели общешкольный музыкальный конкурс «Две звезды». Ребята приобрели опыт сценического искусства, услышали и прониклись красотой репертуара детских песен, особенно русских народных, получили эстетическое наслаждение.

–      природа – эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание. Одним из примеров  воспитания экологического сознания является акция «Подари кормушку птицам», проведенная в рамках Недели окружающего мира, традиционный « Осенний бал»

–      труд и творчество – уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость. В моем классе была проведена акция « Птица счастья». Ребята изготовили птиц – голубей и подарили их малышам из детского сада.

Для организации эффективного воспитательного пространства необходимо взаимодействие школы с семьей, общественными и религиозными объединениями, учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта, средствами массовой информации. Целью этого взаимодействия является совместное обеспечение условий для духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.

 Духовно-нравственное воспитание является одним из основных компонентов образовательного процесса в школе, что помогает вырастить честных, добрых, трудолюбивых людей, поможет найти им своё место в жизни, использовать полученные знания и умения на благо Родины.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Ореховская средняя (полная) общеобразовательная школа»

Духовно-нравственное воспитание школьников

как ключевое требование ФГОС

( из опыта работы)

Подготовила руководитель МО Ползюкова О.Н.

                                                             2013  - 2014 уч.год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В СВЕТЕ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС НОО ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ

Духовно-нравственное воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной системы. Оно рассматривается как важнейший ресурс социокультурной модернизации российского общес...

Презентация: «Духовно-нравственное воспитание школьников как ключевое требование ФГОС"

Отличительной особенностью нового стандарта является включение в учебный план раздела «Внеурочная деятельность», ориентированная на всестороннее духовно-нравственное развитие личности ребенка, направл...

Духовно-нравственное воспитание школьников как ключевое требование ФГОС и организация работы по формированию базовых компетенций современного школьника.

Обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России является основной задачей современной государственной политики Российской Федерации. Решить поставленные задачи...

Программа духовно - нравственного развития, воспитания школьников

Программа  духовно - нравственного развития, воспитания и социализации школьников разработана для НОО в соответствии с ФГОС...