Роль семьи и школы в формировании потребности в ЗОЖ
статья на тему

Перова Любовь Алексеевна
«Роль семьи и школы в формировании потребности в ЗОЖ». 
Школа и общество– сообщающиеся сосуды. Любое изменение ситуации в обществе обязательно сказывается на жизни школы, меняет ее задачи, приоритеты, требования к ученику, структуру и содержание образования. Нестабильность жизни России за последние 100 лет, по–видимому определила перманентные реформы образования, проходящие практически каждые 10–15 лет. Менялось время, менялись задачи реформирования школы, но одна проблема оставалась неизменной - проблема здоровья детей, охраны и укрепления здоровья школьников, создание нормальных условий для их роста и развития.
Последнее десятилетие для школы стало особенно трудным: перестройка, социальные потрясения, падение уровня жизни, ухудшение качества общедоступной медицинской помощи в сочетании с плохим питанием и возрастающими учебными нагрузками ухудшили состояние здоровья школьников. За последние 10 лет число школьников с хронической патологией возросло в 1,5 раза. За время обучения 70% функциональных расстройств переходят теперь в стойкую хроническую патологию к окончанию школы, в 4–5 раз возрастает заболеваемость органов зрения, в 3 раза – органов пищеварения, в 2 раза – число нервно–психических расстройств.
Человек создан для активной деятельности, поэтому для нормального функционирования его организму необходима активность. Естественная биологическая потребность ребенка в движении может реализоваться и удовлетворяться в различных формах. Наиболее типичными для ребенка и подростков вариантами двигательной активности могут быть: 
игровая;
учебная;
оздоровительная (утренняя гимнастика)
спортивная,
релаксационная (физминутка, гимнастика для глаз),
досуговая (танцевальный кружок, велосипедная прогулка);
бытовая (мытье полов) и т. д.
Большое влияние оказывает на физическое и нервно–психическое развитие питание, которое получает ребенок. Поэтому с раннего детства важно обеспечить полноценное и правильно организованное питание, являющееся залогом его здоровья.
Всякое нарушение питания, как количественное, так еще в большей мере,и качественное, отрицательно влияет на здоровье детей. Особенно вредны для организма нарушения питания в период наиболее интенсивного роста ребенка.
Энергетические затраты организма измеряются единицами тепла – калориями. Энергетические затраты школьника в зависимости от вида трудовой деятельности составляют в возрасте:
1. 7–11 лет – от 2250 до 2550 калорий. 
Какая же пища нужна учащемуся? Те вещества, которые входят в состав органов и тканей всякого организма: белки, жиры, углеводы, минеральные соли, витамины и вода,– должны быть в рационе в достаточном количестве и определенных соотношениях, так как недостаток или избыток одного из них может повести к нарушениям в развитии организма.
Особенно большое значение имеет содержание в рационе белка. Белок – наиболее важная часть пищи; неслучайно его иначе называют протеином, производя это название от греческого глагола, означающего «занимать первое место».
При недостатке его в пище возникают: 
слабость
вялость
падение веса
отставание в росте
снижение сопротивляемости к болезням.
Животные белки в: 
молоке;
мясе;
рыбе;
яйцах.
Растительные белки в: 
бобовых;
гречневой крупе;
рисе;
картофеле;
свежей капусте.
В рационе ребенка должно быть больше овощей: 
моркови, 
свеклы, 
свежей и квашеной капусты, 
тыквы, 
кабачков,
огурцов, 
яблок, 
бахчевых культур, 
слив. 
Овощи и фрукты должны составлять не менее 50–60% ежедневного рациона и употребляться в любом виде. 
Ежедневно и обязательно в питании должны быть кисломолочные продукты (ряженка, варенец, свежий одно– или двухдневный (!) кефир)
Для нормальной работы всей мускулатуры, и кишечной в частности, необходимо употреблять продукты, содержащие калий: печеный картофель, курагу, чернослив, инжир.
Особое внимание родителей должно быть обращено на прием детьми завтраков в школе.
Если ребенок, находясь в школе 4–5 часов, не принимает пищи, он становится менее внимательным, быстро утомляется, восприятие учебного материала снижается, Кроме того, длительные перерывы в приеме пищи отрицательно сказываются на функциональном состоянии центральной нервной системы и всего организма (начинает болеть и кружиться голова, появляется слабость, тошнота, боли в животе).
Рационально организованный режим дня школьника – это экзамен на зрелость той семьи, в которой растет и развивается ребенок. Отсутствие у родителей понимания проблемы, незнание своего ребенка, родительский эгоизм, тщеславие, неумение и нежелание наладить контакт со своим ребенком, поддержать его в период обучения в школе может привести к стрессам и трагедиям.
Одной из причин, которые приводят к ухудшению физического здоровья и эмоционального состояния ребенка может быть несоблюдение режима дня школьника. Некоторые родители крайне скептически относятся к самому понятию «режим». А зря. Нельзя понимать соблюдение режима ребенком как некую догму. 
Выполнение режима дня позволяет ребенку сохранять физическое и психическое равновесие, что дает возможность соблюдения эмоционального равновесия. А ведь мы, взрослые, прекрасно знаем, что ИМЕННО МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ ХАРАКТЕРИЗУЕТСЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ НЕУСТОЙЧИВОСТЬЮ, КОТОРАЯ ВЕДЕТ К ХРОНИЧЕСКОЙ УСТАЛОСТИ И УТОМЛЯЕМОСТИ. Эти постоянные симптомы приводят к снижению работоспособности ребенка. Низкая работоспособность характеризуется: 
снижением количества правильных ответов на уроке и дома после того, как ребенок выучил материал урока;
повышением количества ошибок наряду с хорошо выученным правилом;
рассеянностью и невнимательностью ребенка, быстрой утомляемостью;
изменением почерка ребенка в связи с ухудшением регуляции физиологических функций
 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "Роль семьи и школы в формировании у ребёнка интереса к учению"

Данное собрание провожу вместе с детьми в виде интеллектуального  марафона. Собрание требует предварительной подготовки не только ребят, но и родителей. Соревновались команда детей и команда роди...

РОЛЬ СЕМЬИ И ШКОЛЫ В ФОРМИРОВАНИИ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

•В последние годы у нас в стране наблюдается ряд тенденций, сигнализирующих об ухудшении состояния здоровья детей. Неуклонно возрастает количество детей с хроническими заболеваниями различных ор...

"Роль семьи и школы в формировании личности младшего школьника"

Семья и школа – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего. Взаимоотношения семьи и школы очень  важен для жизни ребенка. Именно в школе у ребенка появляется шанс...

Роль семьи и школы в формировании у учащихся читательской грамотности.

Статья "Роль семьи и школы в формировании у учащихся читательской грамотности." предназначена для учителей начальных классов. учитель описывает совместную работу семьи и школы по формированию чит...

Родительское собрание: "Роль семьи и школы в формировании у ребёнка интереса к учению".

Родительское призвано способствоать пониманию родителями разумного отношения к методам и приемам воспитания детей в семье....

Родительское собрание "Роль семьи и школы в формировании духовно-нравственных качеств личности"

Родительское собрание "Роль семьи и школы в формировании духовно-нравственных качеств личности"...