Классный час "Всадник, скачущий впереди"
классный час по теме

Петровских Татьяна Ивановна

Классный час "Всадник, скачущий впереди" по творчеству А.П.Гайдара.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon klassnyy_chas_a.p.gaydar.doc34.5 КБ

Предварительный просмотр:

Внекласное занятие

«Всадник, скачущий впереди»

Аркадий Петрович Гайдар (1904 – 1941)

 Цели урока: продолжить знакомство с лучшими произведениями для детей; воспитывать патриотические чувства, любовь и гордость к нашей Родине,  народу, историческому прошлому страны.

 Развивать память, речь, внимание.

Оборудование: портрет, выставка книг, иллюстрации к повести, рисунки детей, статьи из справочной литературы, песни военных лет.

Рекомендуемая литература: «Судьба барабанщика», «Р.В.С», «Школа», «Четвёртый блиндаж», «Чук и Гек», «Дальние страны», «Тимур и его команда».

Ход урока

  1. Организационный момент

Когда в давние времена шли в поход воины-конники, они высылали вперёд всадника. Этот всадник, скачущий впереди всех, всматривающийся в неизвестную даль, куда держал путь весь отряд, назывался гайдаром.

        Таким вперёдсмотрящим, движущимся далеко впереди отряда своих сотоварищей по литературе, ясноглазым дозорным её был и сам Гайдар – Аркадий Петрович Голиков. Не случайно, должно быть, взял он себе для писательской работы этот звучный и много говорящий псевдоним. /Лев Кассиль/

Гайдар знал, какие струны в душе надо затронуть, чтобы мобилизовать ребёнка

 на благородные дела. Он верил в силы растущего человека, и дети ценили это доверие./ С Маршак./

2. Краткая биография

 - Что узнали ребята об авторе? Краткие сообщения.

Ученик:

Родился Гайдар в городе Льгове (9/22/ января 1904 года, в канун «кровавого воскресенья», и считал это предзнаменованием его будущей революционности) в семье учителя Петра Исидоровича Голикова и его жены Натальи Аркадьевны, акушерки. Вскоре им пришлось спасаться от царской полиции. Вначале они поселяются в Нижнем Новгороде, затем в Арзамасе, где он посещал реальное училище. В 13 лет приобщается к работе революционного подполья. В 1918 году, не достигнув 14 лет, он поступает добровольцем в Красную Армию, проявляет серьёзные способности к военной службе.  Уже в 15 лет, окончив Киевские пехотные курсы, Гайдар командует ротой, после окончания Высшей стрелковой школы в Москве становится командиром полка. Назначение подписано М.Н.Тухачевским. Это был самый молодой полковник в мире.

Это «обыкновенная биография в необыкновенное время» - скажет он потом о себе и своих товарищах. И действительно, командующий армией дальневосточных партизан Сергей Лазо был сожжён  интервентами в топке паровоза в 26 лет; Альберту Лапину, командиру дивизии, взявшей в плен Колчака, было 22 года; командующий армией Щорс погиб в боях в 23 год; Михаилу Тухачевскому – одному из виднейших полководцев Красной Армии -  было 26 лет.

Учитель:

В двадцать лет  (1924 году) не представляющий себе жизни вне армии Гайдар вынужден был демобилизоваться по состоянию здоровья. Это было крушением всех его юношеских надежд. В отчаянии он пишет «Прощальное письмо Красной Армии» и отсылает его своему любимому полководцу - Михаилу Фрунзе. В «Письме» Фрунзе сумел увидеть признаки литературного дарования и убедить в этом самого Гайдара.

3. Краткий обзор книг, самостоятельно отобранных и прочитанных учащимися.

  • Аннотация книг.
  • Составление выставки.

 «Судьба барабанщика», «Р.В.С», «Школа», «Четвёртый блиндаж», «Чук и Гек»,  «Дальние страны», «Тимур и его команда».

Ученик:

Гайдар! При этом звонком имени добрая улыбка озаряет лицо человека. Пожилой человек вспомнит сказку о Горячем камне и расправит морщины: жизнь прожита не напрасно, юный вспомнит романтику тимуровских дел.

4. Вопросы по содержанию повести  «Тимур и его команда».

Понравилась ли вам повесть?

Когда и где происходит действие?

Происходило ли это на самом деле или это придуманный рассказ?

Какие признаки того, что это было (или могло быть) на самом деле можно найти в тексте?

О чём вы думали, когда читали?

Понравился ли вам мальчик?

Считаете ли  вы, что он поступал правильно?  

Как бы вы поступили на его месте?

5. Физкультминутка - марш

Хмуро в море-океане,

Пляшут волны там и тут.

Корабли идут в тумане,

Нашу землю стерегут.

6. Викторина

1.Кто отправил потерянную телеграмму?

(Тимур)

2.Фамилия Тимура, его друзей, которых запомнили?

(Гараев Тимур, Коля Колокольчиков, Сима Симаков, Ладыгин, Гейка)

3. Что обозначает красная звезда нарисованная на воротах?

(Из этого дома ушёл человек в Красную Армию, и этот дом находится под охраной и защитой ребят).

4. Кому и как помогали ребята?

3. Какие мальчишки обтрясли яблоню в саду дома 34  по Кривомцу переулку?

(Мишка Квакин и Пётр Пятаков, именуемый просто «Фигура»)

5. Чем закончился ультиматум? Что было написано на плакате?

6. Как Женя встретилась с папой?

7. В каком году написал Гайдар книгу «Тимур и его команда»?

(Начало работы Гайдар датирует точно: декабрь, 1939 год.) В 1940 опубликован сценарий в журнале «Пионер».  Летом  1940 –го года  картину снимали на Волге, в конце года фильм вышел на экраны.

7. Война в жизни писателя

Песня «Гайдар шагает впереди»

(муз. А.Пахмутова, сл.Гребенникова, Добронравова)

Слышишь, товарищ, гроза надвигается,

С белыми наши отряды сражаются.

Только в борьбе можно счастье найти -

Гайдар шагает впереди! Гайдар шагает впереди!

Видишь, товарищ, заря поднимается,

Вновь за работу народ принимается.

Там, где труднее и круче пути -

Гайдар шагает впереди! Гайдар шагает впереди!

Если вновь тучи надвинутся грозные,

Выйдут Тимуры – ребята и взрослые.

Каждый готов до победы идти –

Гайдар шагает впереди! Гайдар шагает впереди!

Учитель:

Чувство тревоги, ощущение неблагополучия, непрочности жизни и неотвратимо надвигающейся опасности наполнены произведения Гайдара. Большой армейский опыт  подсказывал ему неизбежность сражений с фашизмом.

Прежде всего, он старался научить своих читателей отличать подлинное добро от зла, в каком бы обличии оно не возникало, а честность и мужество – от подлости и предательства. Он совершенно открыто пытался нравственно закалить ребят, морально подготовить их в преддверии самых различных жизненных испытаний. Гайдар был направлен на воспитание в детях, подростках просто действенной доброты и, наконец, элементарной жалости к людям, попавшим в беду.

Ученик:

В первые дни войны он уезжает на фронт в качестве военного корреспондента «Комсомольской правды», попав в окружение, остаётся бойцом в партизанском отряде. На предложения эвакуироваться отвечал каждый раз категорическим отказом.

В холодное туманное утро 26 октября 1941 года штаб партизанского отряда, вырвавшись из окружения, пытался перейти линию железной дороги, чтобы уйти в леса. Впереди шёл пулемётчик отряда Аркадий Гайдар. Он первым заметил засаду и крикнув товарищам: «Ребята, фашисты!» - схватился за гранату.

 Но гитлеровцы дали залп первыми. Он упал замертво на землю Украины, которую защищал от врагов дважды.

Песня «Журавли».

Учитель:

        Недолгую жизнь прожил Гайдар, но какую! Он оставил нам, живущим сегодня, свои книги. Их издают  во многих станах.

Ученик:

Чехословатский воин, прошедший с боями всю войну, явился в своё издательство и сказал: «На развалинах гитлеровского логова я видел надпись, сделанную штыками: «Гайдар убит, - тимуровцы в Берлине!» Надо издать книгу писателя, у которого такие читатели».

        Первой советской книгой, изданной  в Чехословакии после освобождения, была повесть «Тимур и его команда», и в стане появились тимуровцы.

Учитель:

Он прошёл по жизни как удивительный рассказчик, трогавший до слёз детские сердца, и вместе с тем как проницательный и суровый товарищ и воспитатель. Детей, особенно мальчишек, он знал насквозь с одного взгляда и умел говорить с ним так, что через две-три минуты каждый мальчишка готов был по первому слову Гайдара совершить любой героический поступок./ Константин Паустовский/

 Незаметно Гайдар наполняет душу читателя хорошим. А это хорошее – прежде всего любовь к нашей Родине. Писатель всё время обращается к сердцу своих маленьких героев, вызывает в них гордость за нашу великую Отчизну, укрепляет в них мужество и веру в собственные силы.

8. Станция: из книги -  на пьедестал.

«Памятники от благодарных читателей»

Ученик:  

В 1972 году на Ленинских горах в Москве, перед Дворцом пионеров навсегда встал бронзовый Мальчиш-Кибальчиш, герой «Сказки о военной тайне», написанной Гайдаром. Авторы памятника – скульптор В.Фролов и архитектор В.Кубасов.

         Мальчиш-Кибальчиш собирает всех малышей, чтобы прогнать проклятых буржуинов, отомстить им за погибших отцов и братьев. Звонко раздается его призыв:

Эй, же вы, Мальчиши!

Мальчиши-малыши!

Иль нам, Мальчишам,

Только в палки играть?

На подмогу отцам

Выходить надо нам!

Буржуинам на смерть

Саблей ловко звенеть!

Самозабвенно стремится обрушиться на врага мальчишка в крылатой будёновке, с саблей в руке. Мальчиш-Кибальчиш олицетворяет подвиги всех мальчишек страны, боровшихся и не жалевших самой жизни в боях за Родину.

        Каждый год 26 октября бронзовый Мальчиш принимает парад.

9. Итог урока

Многие поколения учились любить Родину по книгам Гайдара, которые всегда современны, содержательны, населены интересными персонажами. Юрий Гагарин, в день рождения своей дочери, выбрал том избранных произведений Гайдара и надписал: «Моей дорогой дочери Леночке. Будь такой же нужной людям, как Аркадий Петрович Гайдар».

Список литературы:

  1. Русские писатели, ХХ век. Библиографический словарь. В 2 ч. Ч I. А – Л/ Редкол. Н.А.Грознова и др.; Под ред. Н,Н.Скатова. – М.: Просвещение, 1998. – 784 С.
  2. Библиотека мирровой литературы для детей. Аркадий Гайдар. Лев Кассиль. – М.: «Детская литература», 1977. – 589 С.
  3. А.П.Гайдар. Чук и Гек. Р.В.С. Рассказы. – М.: Дет. Лит., 1988. – 111 С.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вперед, мужчины!

Внеклассное мероприятие с приглашением пап...

Урок физической культуры на тему "Совершенствование техники кувырка вперед, стойки на лопатках, «моста»

Формирование у детей потребности в здоровом образе жизни. Показать детям привлекательность и доступность гимнастических упражнений....

Классный час посвященный 23 февраля "Вперед, мальчишки!"

Собран материал для детей 1,2,3,4 классов. Интересные конкурсы....

Разработка классного часа на тему: "Вперед мальчишки!"

Сценарии праздников для учащихся 1 класса...

Классный час: «Шагает эра космоса вперед!»

Цели: 1. Познакомить учащихся с историей освоения космоса и с первыми космонавтами, расширить кругозор путём популяризации знаний о  достижениях в области космонавтики.2. Развивать познавательную...

Классный час "Впереди летние каникулы", 2 класс

В данном документе представлен конструкт занятия для 2 класса....

Передвижение спиной вперед спиной вперед переступанием

методическое пособие для педогогов ДОУ...