Проект по теме "В царстве бабочек"
проект (3 класс) по теме

Шагивалеева Асия Габдрахмановна

Учащиеся моего класса работали над проектом "В царстве бабочек". На уроках окружающенго мира дети знакомились с миром животных и с группой насекомых,а именно, бабочек решили познакомиться поближе. Поставили цель: раскрыть тайны этих удивительно красивых и разнообразных насекомых. Разбили ее на задачи, составили план исследовательской деятельности, подключились родители и работа "закипела" !!! Продуктами нашего проекта стали поделки, альбом, в котором собраны загадки, стихи, ребусы... Так как дети нашего класса незрячие, альбом оформлен по Брайлю.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное  учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

«Набережночелнинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа№75 III - IV видов для детей с нарушением зрения»

Проект по теме:
«В царстве бабочек»

Направленность проекта:

практико-ориентированный

Сроки реализации:

   апрель 2013г

Руководитель:

учитель начальных классов высшей кв. категории Шагивалеева А.Г.

Участники:

обучающиеся 3А класса ГОУ С(к)ОШ №75, родители

Набережные Челны

2013 г

Добрый день, уважаемые участники конференции!

Слайд  

Свой проект по теме «В царстве бабочек»  представляют Вам ученики 3а класса школы №75.

Слайд                    Надя

Актуализация

Тему выбрали не случайно. А все начиналось так: на уроке окружающего мира мы узнали, что одно из самых древнейших царств на Земле –это царство животных. Ученые-зоологи  делят их на несколько групп. Одной из них являются насекомые. Бабочки, должно быть, одни из самых красивых живых существ на Земле! Они похожи на ожившие цветы, причудливая и яркая окраска их крыльев поистине сказочная. За их красоту люди дали бабочкам красивые имена: махаон, адмирал, аполлон, зорька, лимонница.Описано— и список этот пополняется по сей день — около ста пятидесяти тысяч видов чешуекрылых, как ученые называют бабочек. Бабочки бывают очень красивыми, и доставляют удовольствие человеку любоваться ими. Их до сих пор в некоторых местностях называют душечками.   Они радуют нас своей красотой, вызывают в нас восторг, заставляют удивляться.  Это насекомые с полным превращением. Их вид очень разнообразен, а их представителей можно встретить практически в любой точке планеты. Порхающая бабочка как частичка неба, упавшая на землю. Нам захотелось более детально изучить жизнь бабочек.

Слайд   Валерия Надя

    Поставили  

цель проекта: познакомиться с бабочками луга, раскрыть тайны этих удивительно красивых и разнообразных насекомых.

Разбили ее на задачи:

  • провести исследование, которое даст возможность детально изучить жизнь бабочек;
  • учиться с помощью взрослых и самостоятельно находить ответы на возникшие вопросы, анализировать информацию и делать выводы;
  •  подготовить и обобщить материал в виде сборника «Бабочки в стихах и загадках».

Слайд                Наиля

В плане работы прописали предполагаемые мероприятия:

  • Провести экскурсию в музей истории города на выставку «Живые тропические бабочки»;
  • Провести опрос школьников, посетить кабинетбиологии в нашей школе;
  • Посетить библиотеку с целью знакомства с литературой о насекомых;

Подобрать стихи, загадки, песни о бабочках,составить сборник «Бабочки в стихах и загадках»;

  • Написать письмо  людям от имени бабочек;
  • На уроках ИЗО, труда сделать поделки на эту тему.

Слайд               Даша

Опрос школьников

 Чтобы узнать, что знают школьники об этих насекомых, мы провели в нашей школе опрос. Мы задавали вопросы «Ты знаешь, как появляются бабочки?», «Долго ли новорожденная бабочка готовится к полету?», «Где они зимуют?», «Почему надо охранять бабочек?» и другие. Сделали вывод:

Из  7 опрошенных только один знает, что некоторые бабочки хищные, 2ученика объяснили, отчего зависит окраска крылышек, узоры на них; не знают, почему надо  охранять бабочек 4 человека, какие бабочки занесены в Красную книгу-все опрошенные.  

Слайд            Даша

Мы сделали вывод: дети знают стадии превращений бабочек, из чего сделаны крылья, где находятся органы слуха,  но не все знают,где зимуют бабочки, их родину,  роль в природе.  

Анкета для школьников «Что ты знаешь о бабочках?»

1.Ты знаешь, как появляются бабочки?

2.Долго ли новорожденная бабочка готовится к полету?

3.Из чего сделаны крылья?

4. Отчего зависит окраска крылышек бабочки, узоры на них? Имеют ли они значение в жизни бабочек?

5. Чем и как питаются эти существа? Все ли бабочки питаются нектаром?

6. Есть ли у них зрение, слух, обоняние?

7. Где они зимуют?

8. Какие бабочки начинают летать весной самыми первыми?

9. Сколько видов бабочек существует?

10. Почему нельзя ловить бабочек?

11. Какие бабочки занесены в Красную книгу?

12. Есть ли музеи для бабочек?

Мы сделали вывод:дети знают стадии превращений бабочек, из чего сделаны крылья, где находятся органы слуха,  но не все знают,где зимуют бабочки, их родину, роль в природе.  

Слайд  

 Знакомство с внешним видом бабочек   Дамир

Одной из задач нашего исследования было знакомство с внешним видом бабочек. С этой целью мы подбирали  объемные фигуры из разных материалов, рельефные и контурные рисунки, обследовали их, рисовали по трафарету бабочек разных размеров и форм крыльев и узнали, что у каждой бабочки есть четко ограниченная голова, грудь и брюшко, три пары ног, 2 пары крыльев  и как бы насечки на теле. Отсюда и название – «на-се-ко-мые». Путем сгибания по линии оси определили, что рисунок на крылышках одинаковый – зеркальное отражение изображения, то есть симметричный.

Слайд        Даша

        На вопрос «Отчего зависит окраска крылышек бабочки, узоры на них?» нашли ответ в большой энциклопедии природы для детей.

Крылья бабочек покрыты мелкими чешуйками, в которыхнаходится  красящее вещество–пигмент. Вот они то и придают бабочкам чудесную окраску крыльев. Но эти цветные чешуйки очень-очень хрупкие. Поэтому, если взять бабочку в руки, можно повредить эти чешуйки и тогда бабочка погибнет.

Все пятна и пятнышки, полосы и полосочки, прозрачные окошечки и прочее имеют важное значение в жизни бабочек. Дневные бабочки по расцветке узнают друг друга. Многим расцветка помогает удачно маскироваться и тем спасаться от врагов, отпугивать их. А некоторые южноамериканские  предупреждают врага о своей несъедобности.  

Вывод: бабочки относятся к чешуекрылым, чудесная окраска крыльев зависит от пигмента и имеет важное значение в их жизни.

Слайд    Валерия

          В центральной городской библиотеке, в энциклопедии «Чтотакое? Кто такой?», «Зачем и почему?» мы нашли ответы на вопросы «Чем и как питаются эти существа? Есть ли у них зрение, слух, обоняние?». Органы слуха находятся на брюшке. Вкусовые органы находятся на лапках.

Насекомые принюхиваются усиками, усики чувствуют запахи издалека. Рот бабочки – это длинный тонкий хоботок. Обычно он свернут в тугую пружинку и располагается под головой, но стоит бабочке сесть на цветок, как хоботок разворачивается и опускается за нектаром на самое дно цветка. Длина хоботка  различна. Самый длинный хоботок у бражников,35 см.Кушают бабочки цветочный нектар, но некоторые виды могут питаться и фруктами, абабочка мертвая голова любит полакомиться медом из ульев. В общем, бабочки – сладкоежки. Не так давно были разгаданы некоторые загадки про бабочек. Например, некоторые бабочки в течение своей жизни вообще ничего не кушают. Представляете? Оказалось, что они живут за счёт запасов с тех времен, когда ещё были гусеницами. Есть и такие, кому для развития требуется еда животного происхождения. Южные бражники питаются соком раненых деревьев, у них короткий хоботок.

Вывод: гусеницы питаются, в основном, твердым растительным материалом, взрослые бабочки–нектаром и другими растительными соками. Также есть и такие, которые в течение своей жизни вообще ничего не кушают и бабочки –хищники.

Слайд          Надя

         Из большой энциклопедии природы для детей мы узнали, что бабочки живут от нескольких недель до одного года. За свою жизнь бабочка  проходит несколько самых настоящих превращений.  За этими превращениями мы проследили по   контурным рисункам учебника «Биология» для 7 класса.

Сначала – мама-бабочка откладывает очень маленькие  яички. Через некоторое время  из яиц вылупляются  личинки-гусеницы. Они в большом количестве поедают листву растений. Некоторые личинки настолько прожорливы, что могут съесть всю листву на каких-то растениях.

Наевшись, гусеница подрастает и из отверстия на брюшке начинает выделять тонкую нить. Этой нитью она обматывает себя, превращаясь в кокон или неподвижную куколку. Куколка прикрепляется к коре дерева, прячется под листьями и замирает. Хотя куколка кажется совершенно неподвижной, внутри нее растет насекомое.У разных бабочек куколки выглядят по-разному.  Когда гусенице пора превращаться в бабочку, она прикрепляется к листику или веточке растения, и висит вниз головой. Наконец, из куколки вылупляется бабочка. Когда бабочка выберется из куколки и высушит крылья, она начинает летать. Из книги А.А.Плешакова «Зеленые страницы»…. мы узнали, что новорожденная бабочка готовится к полету от 2 до 4 часов.

Вывод: За свою жизнь бабочка  проходит несколько самых настоящих превращений: мама-бабочка откладывает яички, из яиц вылупляются  личинки-гусеницы,затем гусеница превращается в неподвижную куколку,а из куколки выводится бабочка.

Слайд            Дамир

         По типу поведения бабочки бывают дневные и ночные. И зимуют они по-разному. Прослушав по  компьютеру рассказ из мультимедийного пособия мы узнали где и как они зимуют. Некоторые зимуют в теплых укрытиях: в пещерах, подвалах, на чердаках жилых домов, например, крапивница,  в сухой листве или под корой деревьев (лимонница). А вот репейницы-настоящие путешественницы, осенью их родители улетают в теплые края, а весной совсем как перелетные птицывозвращаются на родину.  Нелегко приходится им во время трудного перелета, не все долетают до нас.

Вывод: зимуют  бабочки в пещерах, подвалах, на чердаках жилых домов, в сухой листве или под корой деревьев,а некоторыеулетают на юг.

Слайд                                        Даша

Весной вся природа просыпается от долгого зимнего сна. Вылетают погреться на солнышке и первые весенние бабочки. Ты знаешь,  какие бабочки начинают летать весной самыми первыми?

Весной самыми первыми начинают летать:

Крапивница.

Эта яркая бабочка начинает летать уже в апреле.  Свои яички она откладывает на листья крапивы, поэтому её и прозвали крапивницей. Размах крыльев 4-5 см.

Лимонница

Эту бабочку прозвали так за ярко желтый цвет её крыльев. Лимонница –долгожитель. Гусеницы бабочки живут и питаются на листьях крушины, поэтому ее называют еще крушинница.

Капустница

Эта бабочка с белыми крыльями  летает с ранней весны до осени. Её очень не любят садоводы за то, что гусеницы бабочки живут на листьях капусты, сильно их повреждая. Гусеницы ядовиты, поэтому даже  птицы их не клюют.

Боярышница

       Бабочка белого цвета с черными жилками. Гусеницы боярышницы  живут на черемухе. В жаркие дни бабочки скапливаются около водоемов и жадно сосут воду. Именно с этой бабочкой связан миф о "кровавых дождях". Во время вылупления из куколки, бабочка оставляет капельку красной жидкости, которая застывает на деревьях, кустах.

Вывод: весной самыми первыми начинают летать крапивница, лимонница, капустница,   боярышница

Слайд

Валерия  

Нужно ли охранять бабочек, ведь не все из них полезны? ….

В нашей стране бабочек, вредящих человеку, обитает не менее тысячи видов, а более сотни видов нуждается в охране. Из мультимедийного пособия «Бабочки Прикамья» мы узнали, что некоторые из них занесены в Красную книгу:

павлиноглазка Артемида, малый ночной павлиний глаз, бражник «Мертвая голова», лента орденская малиновая и голубая,аполлон, махаон и др. Ведьбабочки являются участниками единого круговорота жизни на планете: опыляют растения, удобряют почву. Бабочка ассоциируется с влюбленностью, с жарким летом, а у некоторых народов является символом бессмертия. А римляне говорили, что они словно цветы, сорванные ветром и парящие по небу. Дарить украшения и игрушки в виде бабочек – значит желать здоровья и долголетия.

Даша

 Из журнала «Вокруг света» мы узнали, что бабочек   разводят в специальных фермах, их называют инсектарии или музей насекомых. Их создают для знакомства людей с природой далеких стран, изучения,  разведения и сохранения редких видов насекомых. С давних времен  приручали тутовый шелкопряд, из его нитей делали шелковую ткань.

Самый известный Дом бабочек находится в Лондоне в ботаническом  саду Кью-Гарденс.

 Валерия

Мы написали  письма  людям от имени бабочек, вот строчки из этих писем:

Обращаюсь ко всем ребятам: не губите бабочек!  Без тутового шелкопряда у нас не было бы шелковых тканей.

Люди, не ловите нас для коллекции, ведь у каждого из нас в природе есть свое место!

Посмотри по сторонам, ведь мы никому не мешаем!

Не берите бабочек в руки и другим не разрешайте этого делать. Сохраните красоту. Берегите эту удивительную живую радугу!

Вывод:   многие бабочки — насекомые полезные, так как участвуют в опылении неисчислимого количества видов растений. Некоторые растения опыляются только бабочками.

Наиля.

О гусеницах и бабочках написаны книги. Самая известная из них появилась в VII веке. Называется «Книга о гусеницах», автор и художник книги - Мария Сибилла Мириан. Познакомились с книгами «Синий махаон», «Что ты знаешь о насекомых?», А.А. Плешаков «Атлас-определитель», «Великаны на поляне», «Зеленые страницы» и др.

В интернете, в библиотеке мы искали  стихи, занимательный материал о бабочках. Были приятно удивлены. Оказывается,  есть стихи о бабочках у А.Фета, Р.Сефа, И. Бунина, Г. Тукая, а также незнакомых нам поэтов: Николая Грахова, Арсения Тарковского, М. Тропина, И. Ксюмапаж, А. Айнбергера, А. Сергей, Е. Эрато, и др.

Мы нашли дидактические игры, стихи, загадки, приговорки, ребусы,  корригирующие гимнастики после сна. На классном часе провели конкурс чтецов.

Слайд  Наиля

Презентация продукта  нашего проекта.

Используя эти материалы, мы создали свой сборник «Бабочки в стихах и загадках» по Брайлю для незрячих детей.

 Надя

Также продуктом нашего проекта являются поделка, сделанная Голубевой В., загадки, ребус, сказка, составленные Голубевой В, Потаниной Н.

Даша

В процессе работы  мы узнали много нового и важного. Хотелось бы нам поделиться этими знаниями с ребятами нашей школы.  – Прочитайте и обсудите в группах текст-обращение "Зеленая страница", который составили.

ЗЕЛЕНАЯ СТРАНИЦА

ВНИМАНИЕ!

Мы, ученики 3-а класса, обращаемся ко всем учащимся школы:

  • "Помните, что дерево, трава, цветок и птица не всегда умеют защититься. Если будут уничтожены они, на планете мы останемся одни! (В.Берестов)
  • Все полезные бабочки полезны как опылители. Некоторые растения опыляются только бабочками. Не разрешайте ловить бабочек для забавы. Берегите их!
  • Не рви в лесу и на лугу цветов. Пусть красивые растения остаются в природе!
  • Помни, что букеты можно составлять из тех растений, которые выращены человеком.
  • Не шуми в лесу, в парке. Шум, громкая музыка, крики пугают птиц и зверей.
  • " Хочешь увидеть – стань невидим. Хочешь услышать – стань неслышим. Хочешь узнать – затаись." (Н.И.Сладков).

www. madame.ucoz.ru

http://900igr.net/prezentatsii/nasekomye-i-ptitsy/Babochka-i-pauk.files/004-JAjtso.html   

http://www.babyblog.ru/community/post/parentalschool/1730901

Энциклопедии:

Что такое? Кто такой?

Зачем и почему?

Большая энциклопедия природы для детей, Пер. с фр.М.:  Гриф-фонд, Межкнига,.1994

Синий махаон»,

 «Что ты знаешь о насекомых?» Киев.:  Литера ЛТД «Полиграфкнига»,1996

Журнал «Вокруг Света» , №1 (2543),  Январь 1986


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Тайны грибного царства"

Материал представляет собой презентацию проекта "Тайны грибного царства", над которым учащиеся 3 класса работали один месяц. Выходом проекта является книга "Тайны грибного царства"...

Презентация к уроку рисования на тему: "Рисуем бабочку"

Данную презентацию можно использовать на уроке рисования в 1 классе....

Творческий проект по технологии "Чудо - бабочка"

Данный проект создает уникальные предпосылки для развития целеустремленности и самостоятельности учащихся в постижении нового, стимулируя природную любознательность и творческий потенциал....

Презентация на тему "Рисуем бабочку"

Презентация к уроку ИЗО для 1- 4 классов...

Исследовательский проект на тему: «Загадочное царство на Земле»

          Исследовательский проект на тему:«Загадочное царство на Земле»ученицы 2 «А» классаБочкаревой ЕвгенииМОУ «СОШ с.Сторожевка»Татищевского районаСаратов...

Научно-исследовательская работа на тему " Тропические бабочки"

Научно- исследовательская работа о жизни и развитии тропических бабочек в домашних условиях....

Урок окружающего мира и изобразительного искусства Малокомплектная школа: 1 класс - ИЗО,3 класс – окружающий мир Тема урока: “Бабочки” (однотемный разнопредметный урок)

Урок окружающего мира и  изобразительного искусстваМалокомплектная школа: 1класс - ИЗО,3 класс – окружающий мирТема урока: “Бабочки”(однотемный разнопредметный урок)...