Рабочая программа "Этика и этикет". Художественно-эстетическое направление.
рабочая программа (1 класс) по теме

Необходимость нравственного образования в школе, начиная с начальных классов, основывается на потребности общества в нравственно зрелой личности, способной следовать принятым в социуме нормам и правилам общения, нести моральную ответственность за свои действия и поступки. Нравственное взросление младших школьников связано, прежде всего, с тем, что идеи  добра и справедливости, проблемы общения – наиболее интересны для детей данного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл etika_i_etiket.rar20.96 КБ

Предварительный просмотр:

 

Рабочая  программа

по внеурочной деятельности

(художественно-эстетическое направление)

                       

                «Этика и этикет»

                                                                                                                                                                                                     

     Составила: учитель начальных классов

Ермакова О.В.


Пояснительная записка

Необходимость нравственного образования в школе, начиная с начальных классов, основывается на потребности общества в нравственно зрелой личности, способной следовать принятым в социуме нормам и правилам общения, нести моральную ответственность за свои действия и поступки. Нравственное взросление младших школьников связано, прежде всего, с тем, что идеи  добра и справедливости, проблемы общения – наиболее интересны для детей данного возраста.

 Цель программы – создание условий для приобретения школьниками социальных знаний, ценностного отношения к социальной реальности (к родителям, к семье, к школе, к истории страны); получение некоторого опыта социального действия.

                    Задачи  программы:

  • формирование у учащихся позитивной самооценки, самоуважения;
  • формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве:
    умение вести диалог, участвовать в совместной деятельности с учащимися класса, родителями; способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать;
  • формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования рабочего времени;
    умения самостоятельно планировать деятельность и сотрудничество;
    принимать решения;
  • формирование умения решать творческие задачи, работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование).

Общая характеристика курса «Этика»

Нравственное развитие личности школьника как приоритетная цель начальной школы  предполагает организацию нравственного образования младших школьников как в процессе изучения учебных предметов («Литературное чтение», «Окружающий мир», «Основы духовно-нравственной культуры народов России»), так и во внеурочной деятельности в форме курса «Этика».

Принцип гуманизма лежит в основе отбора содержания нравственного образования, методов его реализации в учебно-воспитательном процессе. Оно направлено прежде всего на развитие нравственного сознания как основы морального поведения, его мотивации, эмоциональной отзывчивости; на формирование умения осуществлять нравственный выбор.

Для этого используются разнообразные методы работы с детьми: личностно  направленные, когда содержание становится актуальным для каждого ребёнка;  стимулирующие, когда через диалог поддерживается свобода высказываний, что способствует раскованности, пробуждению у детей интереса к нравственным проблемам и созданию общественного мнения; развивающие нравственное сознание; активизирующие,  пробуждающие творческие способности личности, его эмоциональную сферу. 

Содержание программы курса «Этика и этикет» на ступень начального общего образования

  1. Введение. Понятие о нравственности. Как и когда возникла? Учение различных религий и народов о нравственности. Раскрытие понятий мораль, этика. Общечеловеческие ценности различных религий. Самоценность и вечность нравственных ценностей.
  2. Нравственные категории. Понятие нравственных категорий: добро, совесть, честь, верность, любовь, ответственность, великодушие, стыд и т. д. Восхождение по «ступенькам» нравственности к счастью. Отражение нравственных качеств в словах, поступках, делах, поведении человека. «Золотое правило нравственности». Проявление нравственных качеств в отношении к людям, природе, самому себе. Воспитание этих качеств у себя. Я нужен людям. Труд на благо себе и другим.
  3. Воспитанность как важное качество личности. Содержание понятия воспитанность. Составные части воспитанности: культура общения, культура внешности, культура организации повседневной жизни. Воспитанность как отражение нравственности.
  4. Культура общения. Приличие, вежливость, тактичность - основы культуры общения. Народные традиции и культура общения. Понимание партнера - важный компонент культуры общения. Этикет общения: формулы приветствия, знакомства, представления и обращения к разным людям. Культура речевого общения. Азбука беседы (способность точно выражать свои мысли; способность слушать; спор, но не ссора, поведение во время разговора). Слово на бумаге. Тон вежливой речи, «Ты» и «Вы», «словоприкладство». Поведение человека в разных ситуациях. Искусство приносить радость. Счастье, что это? Чтобы подарить счастье, не обязательно быть волшебником. Человек увеличивает свое счастье в той мере, в какой он приносит его другим. Умение радоваться и радовать других. Умение разделить чужую радость. Этикет приношения радости (подарки, поздравления, комплименты и другие формы).
  5. Культура внешности. Понятие внешность. Составные внешности: физический облик, функциональные признаки, оформление внешности (движение, осанка, мимика, поза и т. д.). Понятие о красоте. Красота внутренняя и внешняя и их взаимосвязь. Внешность и воспитанность (не мешай, будь приятным, будь естественным). Посмотрим на себя со стороны. Зеркало в жизни человека. Гигиена — союзница красоты (помоги себе сам).
  6. Культура организации повседневной жизни. Как организовать свою жизнь? Я и мое время. Считаю ли я минуты? Распорядок моей жизни. Дом, понятие о доме и история дома. Я, уют, порядок и красота в моем доме. Вещи — друзья и помощники, уход за ними. Уголок в моем доме, который я люблю и о котором забочусь. Все, что я вижу из окна моего дома, - предмет моего внимания и заботы.
  7. Самопознание, самовоспитание. Человек. Понятие о человеке (физические, умственные, психологические данные). Кто Я? Какой Я? Зачем Я? Что составляет мое «Я»? (чувства, мысли, воля, характер). Чем Я неповторим? Что дали мне природа, родители, что зависит от меня в совершенствовании моего «Я»? Самовоспитание. Что это? Возможно ли это? Действительно ли я могу все, что могут другие? Как «сделать» себя лучше? Что для этого нужно? Средства и способы самовоспитания.
  8. Семья — школа нравственности. Понятие семья. История семьи. Родословная моей семьи (древо моей жизни). Я — продолжение моей семьи. Мой дом. Семейные традиции. Моя фамилия, ее история, значение, мое имя. Родители в семье и в моей жизни. Мои ближайшие родственники. Папины «уроки», мамины «уроки». Тепло бабушкиных рук, дедушкина мудрость.

Ценностные ориентиры содержания курса «Этика»

Содержание курса ориентировано на игровые, творческие формы, работу с фольклорной и художественной литературой. Это позволяет в яркой форме довести до сознания ребёнка представления о внутреннем мире человека: его переживаниях, мотивах, сопровождающих выбор действия и являющихся двигателями поступков. Всё это в реальной жизни скрыто от внимания ребёнка, а использование художественного произведения позволит учителю использовать эмоционально-образную форму народных произведений и художественной детской литературы в целях развития личностно значимого поведения.

Содержание программы курса раскрывает правила нравственного поведения и тот внутренний механизм, который определяет их сущность (потребность выполнять правила на основе понимания их необходимости; мотивация поведения, поступка, т.е. желание, стремление делать людям добро и не причинять зла, неудобства, неприятности).

Развитие нравственного сознания младшего школьника идёт от класса к классу в следующей логике:

1 класс. Развитие способности увидеть нравственную ситуацию. Осознание нравственных правил как ориентира поступка: ситуация – поведение – правило; от правила – к поведению. Оценка нравственных поступков.

2 класс: Внутреннее принятие правил и норм нравственного поведения. Стремление к выполнению норм. Переход от социального контроля (учитель, родители, дети) к самоконтролю. Формирование у детей понимания, что их нравственное взросление идёт от поступка к нравственным качествам на основе правил.

3 класс. Ознакомление с внутренней сутью нравственного поступка – мотивом. Третьеклассники  подводятся к пониманию ответственности за выбор поведения, ознакомлению с нравственными качествами человека, формирующимися на основе поведения по нравственным нормам.

4 класс. Систематизация, обобщение работы по осмыслению мотивов поведения, качеств личности, нравственного выбора. Норма как стимул нравственного поведения и опора торможения нежелательных (безнравственных) действий.

Формы и виды деятельности

 

  • игровая;
  • познавательная;
  • краеведческая;
  • сюжетно - ролевые игры;
  • просмотр мультфильмов;
  • конкурсы;
  • праздники.

                               Планируемые результаты освоения учащимися

                                 программы внеурочной деятельности

 

             В результате прохождения программы внеурочной деятельности предполагается достичь следующих результатов:

             Первый уровень результатов– учащиеся должны знать о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп.

Для достижения данного уровня результатов необходимо:

     - сформировать позитивное отношение учащихся к занятиям этической грамматикой и к этическим нормам взаимоотношения с окружающими.

            Второй уровень результатов- получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества.

Для достижения данного уровня результатов необходимо:

  1. Воспитать взаимоотношения обучающихся на уровне класса, то есть  дружественной  среды, в которой каждый ребенок получает практическое подтверждение приобретенных знаний и начинает их ценить.
  2. Учащиеся должны получить опыт взаимодействия со сверстниками, старшими  и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами.

        Третий уровень результатов-  получение обучающимися опыта самостоятельной общественной деятельности, ощущение себя гражданином, социальным деятелем, свободным человеком.

Для его  достижения необходимо:

- сформировать навык взаимодействия обучающихся с представителями различных социальных субъектов, в том числе за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.

С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:

- на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях;

- на третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в нравственно ориентированной социально значимой деятельности.

Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постоянным.

В результате реализации настоящей программы могут быть достигнуты следующие воспитательные результаты:

- начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения;

- нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;

- неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;

 - способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;

- уважительное отношение к родителям, к старшим, заботливое отношение к младшим;

- знание традиций своей семьи и образовательного учреждения, бережное отношение к ним.

Формирование универсальных учебных действий средствами используемого курса:

Личностные универсальные учебные действия.

      Содержание курса нацелено на формирование основ гражданской идентичности личности школьника ,формировать представления о моральных нормах, этических чувствах (вины, стыда, совести), моральной самооценке, развивать доверие и внимательность к людям, готовность к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи, способность сочувствовать и сопереживать чувствам других людей, понимать взаимосвязь между поступками и их последствиями.

      С 1 класса  в работе курса идёт формирование мотивов деятельности, системы ценностных отношений учащихся к себе, другим , объектам познания, результатам образовательной деятельности и т.д.

У выпускника будут сформированы:

-ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;

- развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;

- эмпатия как понимание чувств  других людей и сопереживание им;

Выпускник начальной школы получит возможность для формирования:

- морального сознания , способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

- эмпатии как осознанного понимания чувств  других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.

Регулятивные универсальные учебные действия 

      Структура изложения занятий курса позволяет строить занятия  с учетом индивидуальной траектории развития каждого ребенка и  организовывать занятия  так, что  дети получают возможность учиться:

- принимать и сохранять информационные знания; планировать своё действие в соответствии с ними;

- осуществлять внутренний контроль по результату;

- различать способ и результат действия;

- оценивать правильность выполнения действия, вносить коррективы.

Обучающийся научится:

- принимать и сохранять учебную задачу;

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках;

Познавательные универсальные учебные действия

      Благодаря широкому включению в занятия разнообразного дополнительного материала (развороты истории и исторические справки, опыты и элементы исследования, тренинговые ситуации, экскурсии, поездки, презентационный  материал и т.д.) развиваются познавательные интересы, любознательность.

      Типовые задания на информационный поиск способствуют формированию умений находить нужную информацию в библиотеке и в Интернете, пользоваться словарями и справочниками. Типичными для учащегося  являются задания: сравни и сделай вывод; объедини в группы, как ты думаешь, почему и т.д.

     Включение учащихся в работу над проигрыванием ситуации создаёт благоприятную среду для формирования познавательных действий, способствует созданию мотива деятельности и выхода детей  в собственную деятельность.

Обучающийся научится:

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;

- строить сообщения в устной и письменной форме;

- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

Коммуникативные универсальные учебные действия

       Коммуникативный характер курса «В мире вежливых наук» обеспечивает формирование коммуникативных действий учащихся.

Система заданий  на занятиях нацелена на развитие внимания к чувствам персонажей, сочувствия и эмпатии, способствует воспитанию качеств учащихся, необходимых при общении с другими.

     Организация работы в паре и работа в тренинговых  нацелены не только на развитие регулятивных и познавательных действий, но и на формирование коммуникативных: умение договариваться с партнером, распределять роли, устанавливать очередность действий, находить  общее решение. Формируется у учащихся умения слушать другого, высказывать собственное мнение, дополнять другого, участвовать в обсуждении, приходить к общему мнению, задавать вопросы.

Обучающийся научится:

- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;

- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

В начальной школе курс «Этика и этикет»  рассчитан  на 4 года, 1 час в неделю; 33часа — 1 класс, 34 часа — 2 класс, 34 часа — 3 класс, 34 часа — 4 класс. 

Тематическое планирование

Раздел темы

Количество часов

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Введение

1

1

1

1

Нравственные категории

14

6

9

6

Воспитанность.

Составные воспитанности

2

2

2

3

Культура общения

4

5

5

5

Культура внешности

3

5

5

5

Культура организации повседневной жизни

4

5

3

4

Самопознание. Самовоспитание.

-

5

4

5

Семья — школа нравственности

4

4

4

4

Заключение

1

1

1

1

Итого

33

34

34

34


Приложение 1

Поурочное планирование

Тема урока

Примечание

Введение

«Что такое хорошо и что такое плохо?» (Чтобы всем было хорошо, надо этому учиться. Знакомство с предметом этика. Для чего эти уроки.)

По стихотворению В.В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо?»

Нравственные категории

«Легко ли быть человеком?»

Д. Родари «Путешествие Д.П.»

«Добрым быть совсем-совсем непросто»

В. Осеева «Отомстила»

«История о добром сердце»

Ш. Перро «Золушка»

«Я могу быть волшебником и творить добро словом и делом»

А.Чувилин «Как Машенька чудеса искала»

«Самое главное, что у тебя большое сердце»

Б.Заходер «Серая звездочка»

«Друзья нашего детства»

Д. Драгунский «Друг детства»

«Зачем нужно печальное?»

Г. Андерсен «Ромашка»

«Учусь дружить» («Человек без друга — птица с одним крылом, жить будет, ходить по земле будет, а летать никогда»)

Седунов «Дом с трубой и без трубы»

«Любить — это защищать и заботиться»

Н. Гарин-Михайловский «Тема и Жучка»

«Учусь быть  честным»

 (По корейской сказке «Честный мальчик»

«Какая красота важнее»

Р. Погодин «Жаба»

«Элементарные правила рыцарства»

Е. Пермяк «Надежный человек»

«Учусь быть приветливым и вежливым»

По мексиканской сказке «Вежливый кролик»

С чего начинается Родина?»

Воспитанность. Составные воспитанности

«Какого человека можно назвать воспитанным?»

«Ежели вы вежливы» (О том, как важно и приятно быть вежливым)

Культура общения

«...Ты да я, да мы с тобой...» (Об умении вести себя в коллективе сверстников)

«Я дочь иль сын, сестра иль брат» (О поведении в семье)

«Если бы я был волшебником» (О способности радовать других, о поздравлениях, подарках)

«У меня зазвонил телефон» (Об этикете телефонного разговора)

Культура внешности

«В гостях у Мойдодыра»

«Если хочешь быть здоров, закаляйся!»

С. Прокофьев и

Г. Сапгир «Румяные щеки»

«Почему привычки бывают вредными? (О том, как вредные привычки  портят внешность»

«Культура организации повседневной жизни»

«Вещи — друзья и помощники. (Вещи — помощники дома, в школе, нужные вещи и не очень. Вещи как память об ушедшем времени)

 К. Чуковский «Федорино горе»,

С. Маршак «Книжка про книжку», В Осеева «Бабка»

«Дом, в котором я живу» (Мой адрес. Как мне найти свой дом)

«Уют и порядок в моем доме» (От кого зависят уют и порядок в доме? Как сделать, чтобы было уютно?)

«Семья — школа нравственности»

«Семь — я». (Понятие о семье. Обо мне, о моих родителях)

 «Загляни в семейный альбом» (Кто в нем «живет», кто они мне, а я — им? Родня, кто же это?)

«Любимые занятия в моей семье» (Чем занимаемся? Что поем? Что читаем, что любим всей семьей?)

«Вместе с папой, вместе с мамой» Игра - соревнование

Заключительное занятие

Литература

  • Колбовская, С. Г. Методическое пособие для учителей начальных классов «Уроки этики» / Под редакцией С.Г. Колбовской. – Ярославль.
  • Колбовская, С. Г., Косоурихина , Л. М. Хрестоматия по этике / С.Г. Колбовская, Л.М. Косоурихина. – Ярославль.
  • Колбовская, С. Г.Уроки этики. Сборник методических материалов для учителей / Под редакцией С.Г. Колбовской. – Ярославль.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности "Художественное творчество" направление – художественно-эстетическое

Рабочая программа внеурочной деятельности "Художественное творчество" направление – художественно-эстетическое...

Календарно-тематическое планирование (2 класс) по теме: Рабочая программа внеурочной деятельности "Художественное творчество" направление – художественно-эстетическое

Рабочая программа внеурочной деятельности "Художественное творчество" направление – художественно-эстетическое...

Рабочая программа дополнительного объединения художественно – эстетического направления

  Цель программы: развитие танцевально-исполнительских и художественно-эстетических способностей учащихся, на основе приобретенных комплекса знаний, умений и навыков, необходимых для ...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно–эстетической, общекультурной направленности «Кукольный театр «Галерка»

Данная программа «Кукольный театр «Галерка» рассчитана на учащихся начальных классов. В настоящий момент актуальным является разнообразное использование театрального творчества школь...

Рабочая программа внеурочной деятельности художественно-эстетического направления «Фантазия»

Рабочая программа внеурочной деятельности художественно-эстетического направления «Фантазия» для начальной школы...