Использование нетрадиционных технологий в работе
методическая разработка (2 класс) на тему

Фаткуллина Рашида Файзрахмановна

Использование нетрадиционных технологий в коррекционно- воспитательной работе воспитателей в группах продленного дня.

Воспитатель: Фаткуллина Р.Ф.

Коррекционно-развивающее сопровождение воспитательного процесса - это организация и проведение всех воспитательских мероприятий, это общение взрослого и воспитанника, в ходе которых происходит коррекция каких-либо нарушений, недостатков личности ребёнка на основе его потенциальных возможностей.

Коррекционно- воспитательная работа во внеурочной деятельности это:

ü лечебно-оздоровительная организация учёбы и быта воспитанника в охранительно-оздоровительном режиме;

ü коррекция физических качеств, формирование двигательных  навыков и умений;

ü коррекция познавательных процессов;

ü коррекция эмоционально-волевой сферы, как основы поведения воспитанника;

ü по возможности более полная самореализация ребёнка в различных сферах творческой, спортивной, интеллектуальной деятельности.

 

Работая с детьми, воспитатель в первую очередь должен хорошо изучить особенности психического развития своих воспитанников, а потом уже планировать работу, которая должна иметь две четко целевые установки:

ü дидактическую (то, что должен воспитывать, развивать, формировать воспитатель у детей);

ü коррекционную (развитие способностей и возможностей ребёнка, исправление имеющихся недостатков).

Поэтому воспитатель, работающий в группе продленного дня, должен быть не просто воспитателем, но и психологом, наставником и другом.

Область воспитательных дел – важнейший канал всестороннего развития личности с ограниченными возможностями здоровья. Именно через них коррекционная (специальная) школа имеет шанс обеспечить социальное воспитание, расширить взаимодействие воспитанников с ограниченными возможностями здоровья с окружающим миром. Нельзя говорить о том, что школьников с отклонениями в развитии воспитывают качественно по-особому, ещё Л.Выготский подчеркивал, что воспитание таких детей ничем не отличается от воспитания нормального ребёнка. Вот почему в коррекционных школах применяются не только специфические методы и формы, но и те, которые используются в массовой школе.

Эффективность нетрадиционных форм обучения, воспитания и развития хорошо известна. Такие занятия, мероприятия приближают школьное обучение к жизни, реальной действительности. Дети охотно включаются в такую занятость, ибо нужно проявить не только свои знания, но и смекалку, интуицию, творчество. С помощью нетрадиционных форм можно решить проблему дифференциации обучения, организации самостоятельной познавательной деятельности воспитанников, адаптации их в социуме.

Нетрадиционные формы воспитательной работы:

ü не сковывают воспитательный процесс;

ü вносят разнообразие в школьные будни;

ü оживляют атмосферу в коллективе, поднимают настроение;

ü активизируют ребят;

ü приближают учёбу к жизненным ситуациям.

В своей работе воспитатели нашей школы, в том числе и я, следующие нетрадиционные формы:

ü  конкурс, турнир, деловая или ролевая игра, кроссворд, КВН, викторина;

ü Урок мужества, урок доброты, азбука здоровья, презентация;

ü классные часы  с использованием фантазии: сказка, сюрприз, подарок от волшебника и т.д.

ü заочная интерактивная экскурсия, путешествие, воображаемая прогулка, гостиная, интервью, репортаж;

ü сказкотерапия, музыкотерапия, анималотерапия (поездки на страусиную ферму, кинологический питомник на территорию воинской части, посещение кружка «Юннаты» в ДТДиМ), релаксация др.

Добавлю, что непосредственное общение с животными положительно влияет на психику ребенка, его эмоциональную сферу, а также способствует общему улучшению состояния здоровья, коррекции и восстановлению после физиологических и психических заболеваний.

 

Все режимные моменты в группе продленного дня, помимо образовательных и воспитательных задач, обязательно включают коррекционно-развивающие задачи. Режим дня наших воспитанников не похож на режим дня обычного школьника, потому что у него спросят о сделанном действии, побуждая к диалогу с воспитателем и одноклассниками. Это происходит и во время раздевания ребёнка в спальне, во время принятия пищи, на прогулках, воспитательных мероприятиях.

В после урочное время надо успеть сделать очень многое, что возможно лишь при правильной организации. Организация режима в это время нуждается в очень тщательном продумывании с точки зрения выбора наиболее рациональных приемов и форм работы. Главным условием здесь является создание такой спокойной рабочей обстановки, когда все дети знают, что и как им надо делать. Среди детей есть определенное количество расторможенных и возбудимых. От рабочей обстановки во многом зависит: их самочувствие, результативность обучения, характер их участия во внеурочной деятельности и многое другое.

Например, все знают нашего Аббасова Кирилла. Этому мальчику приходится уделять больше внимания. Большинству ребят необходимо повторять правила и вспоминать алгоритмы, по которым они работали на уроке.

 

Прогулка – это педагогически организованная форма отдыха детей. Она решает прежде всего задачи восстановления умственной работоспособности, а также расширения кругозора детей, воспитания навыков нравственных взаимоотношений.

В нашей школе чаще всего используются такие виды прогулок:

ü прогулка-наблюдение («Золотая осень в парке», «Зимующие птицы», «Озеро Синара»)

ü прогулка-задание (найти самую длинную сосульку, листья для гербария, сбор семян и др.)

ü прогулка-экскурсия;

ü прогулка-развлечение.

Забыть  об этом виде прогулок, лишать детей возможности повеселиться, позабавиться, попеть, пошутить педагогически неверно. На прогулке можно затеять забавные состязания, рассказывать занимательные истории, петь песни во время дождя под навесом на школьном дворе – это тоже развлечение.

 

Коррекционно- воспитательные задачи решаются прежде всего при организации самоподготовки. Воспитатели готовят необходимые пособия, подбирают задания для воспитанников, учитывая при этом программные требования и данные об уровне развития каждого ученика.

Самоподготовку ни в коем случае нельзя превращать в урок. Нельзя, чтобы она была шаблоном. Каждый воспитатель должен творчески подходить к вопросу организации и проведения самоподготовки, т.к. ничто так детей не утомляет, как однообразие. И какой бы разумный порядок не был заведен в процессе проведения самоподготовки, если воспитатель не будет совершенствоваться сам, применять современные педагогические технологии, он не достигнет желаемого результата.

Самоподготовку начинаю с психологического настроя, например:

Раз, два, три, четыре, пять-

Парта — это не кровать,

И на ней нельзя лежать.

 

Раз, два, три, четыре, пять-

Самоподготовку пора нам начинать.

Вы друг другу улыбнитесь

И тихонечко садитесь.

 

В ходе проведения самоподготовки провожу игры на развитие внимания и памяти, физминутки, стихотворные паузы, игры-путешествия.

Детям, которые раньше времени заканчивают выполнение основного задания, дается тетрадь «Познавайка!» в ней дети решают хитроумные задачи, ребусы, шарады и др.  Для коррекции чтения завели тетради достижений, где ребята могут самостоятельно фиксировать результаты и оценивать их для того, чтобы в дальнейшем улучшить скорость и качество чтения. Можно позволить ребенку самому избрать вид отдыха: побывать в библиотеке, почитать книги, порисовать. У меня всегда есть набор раскрасок, которые не только развлекают детей, но и развивают мелкую моторику.

 

Театрализация способствует развитию и коррекции всех психических познавательных процессов. Заучивание роли способствует развитию памяти, расширению словарного запаса, автоматизации звукопроизношения, выразительности речи, что в конечном итоге формирует у воспитанников ключевые компетенции.

Правильное определение местоположения на сцене, танцы развивают ориентирование, моторику, двигательную активность. Работа над смысловым содержанием пословиц и поговорок развивает логику, учит правильно оценивать ситуацию. При наличии доброжелательных зрителей ребенок учится концентрироваться, преодолевать комплексы, ложный страх, получать положительные эмоции, испытывать ситуацию успеха. Возможность такого развития мы даем каждому ребенку в нашей школе соответственно его возможностям во внеурочной воспитательной деятельности.

 

Спектр проблем, с которыми обращаются родители детей с ограниченными возможностями, разнообразен. Обычно родителей интересуют следующие вопросы: развитие их ребенка в процессе обучения и воспитания, нормализация взаимоотношений, формирование позитивного отношения к учебе и др.

Взаимодействие родителей с воспитателями предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями, а также направлено на повышение педагогической культуры родителей, т.е. корректирование их деятельности. Для этого используются различные формы работы: консультации, тематические собрания, совместное проведение досугов, оформление стендового материала и др.

Данная работа способствует гармонизации внутрисемейных отношений, социальной адаптации семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

 

В итоге своего выступления хочу сказать словами, что использование традиционных и нетрадиционных технологий в коррекционно-воспитательной работе многогранно и безгранично.

Каждый воспитатель в зависимости от возраста и уровня развития воспитанников самостоятельно определяет, где и как их использовать. Исключительно важную роль играет творческий потенциал и желание воспитателя применять те или иные методы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon netraditsionnye_tekhnologii_v_rabote_vospitatelya.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

Использование нетрадиционных технологий в коррекционно- воспитательной работе воспитателей в группах продленного дня.

Воспитатель: Фаткуллина Р.Ф.

Коррекционно-развивающее сопровождение воспитательного процесса - это организация и проведение всех воспитательских мероприятий, это общение взрослого и воспитанника, в ходе которых происходит коррекция каких-либо нарушений, недостатков личности ребёнка на основе его потенциальных возможностей.

Коррекционно- воспитательная работа во внеурочной деятельности это:

  • лечебно-оздоровительная организация учёбы и быта воспитанника в охранительно-оздоровительном режиме;
  • коррекция физических качеств, формирование двигательных  навыков и умений;
  • коррекция познавательных процессов;
  • коррекция эмоционально-волевой сферы, как основы поведения воспитанника;
  • по возможности более полная самореализация ребёнка в различных сферах творческой, спортивной, интеллектуальной деятельности.

Работая с детьми, воспитатель в первую очередь должен хорошо изучить особенности психического развития своих воспитанников, а потом уже планировать работу, которая должна иметь две четко целевые установки:

  • дидактическую (то, что должен воспитывать, развивать, формировать воспитатель у детей);
  • коррекционную (развитие способностей и возможностей ребёнка, исправление имеющихся недостатков).

Поэтому воспитатель, работающий в группе продленного дня, должен быть не просто воспитателем, но и психологом, наставником и другом.

Область воспитательных дел – важнейший канал всестороннего развития личности с ограниченными возможностями здоровья. Именно через них коррекционная (специальная) школа имеет шанс обеспечить социальное воспитание, расширить взаимодействие воспитанников с ограниченными возможностями здоровья с окружающим миром. Нельзя говорить о том, что школьников с отклонениями в развитии воспитывают качественно по-особому, ещё Л.Выготский подчеркивал, что воспитание таких детей ничем не отличается от воспитания нормального ребёнка. Вот почему в коррекционных школах применяются не только специфические методы и формы, но и те, которые используются в массовой школе.

Эффективность нетрадиционных форм обучения, воспитания и развития хорошо известна. Такие занятия, мероприятия приближают школьное обучение к жизни, реальной действительности. Дети охотно включаются в такую занятость, ибо нужно проявить не только свои знания, но и смекалку, интуицию, творчество. С помощью нетрадиционных форм можно решить проблему дифференциации обучения, организации самостоятельной познавательной деятельности воспитанников, адаптации их в социуме.

Нетрадиционные формы воспитательной работы:

  • не сковывают воспитательный процесс;
  • вносят разнообразие в школьные будни;
  • оживляют атмосферу в коллективе, поднимают настроение;
  • активизируют ребят;
  • приближают учёбу к жизненным ситуациям.

В своей работе воспитатели нашей школы, в том числе и я, следующие нетрадиционные формы:

  •  конкурс, турнир, деловая или ролевая игра, кроссворд, КВН, викторина;
  • Урок мужества, урок доброты, азбука здоровья, презентация;
  • классные часы  с использованием фантазии: сказка, сюрприз, подарок от волшебника и т.д.
  • заочная интерактивная экскурсия, путешествие, воображаемая прогулка, гостиная, интервью, репортаж;
  • сказкотерапия, музыкотерапия, анималотерапия (поездки на страусиную ферму, кинологический питомник на территорию воинской части, посещение кружка «Юннаты» в ДТДиМ), релаксация др.

Добавлю, что непосредственное общение с животными положительно влияет на психику ребенка, его эмоциональную сферу, а также способствует общему улучшению состояния здоровья, коррекции и восстановлению после физиологических и психических заболеваний.

Все режимные моменты в группе продленного дня, помимо образовательных и воспитательных задач, обязательно включают коррекционно-развивающие задачи. Режим дня наших воспитанников не похож на режим дня обычного школьника, потому что у него спросят о сделанном действии, побуждая к диалогу с воспитателем и одноклассниками. Это происходит и во время раздевания ребёнка в спальне, во время принятия пищи, на прогулках, воспитательных мероприятиях.

В после урочное время надо успеть сделать очень многое, что возможно лишь при правильной организации. Организация режима в это время нуждается в очень тщательном продумывании с точки зрения выбора наиболее рациональных приемов и форм работы. Главным условием здесь является создание такой спокойной рабочей обстановки, когда все дети знают, что и как им надо делать. Среди детей есть определенное количество расторможенных и возбудимых. От рабочей обстановки во многом зависит: их самочувствие, результативность обучения, характер их участия во внеурочной деятельности и многое другое.

Например, все знают нашего Аббасова Кирилла. Этому мальчику приходится уделять больше внимания. Большинству ребят необходимо повторять правила и вспоминать алгоритмы, по которым они работали на уроке.

Прогулка – это педагогически организованная форма отдыха детей. Она решает прежде всего задачи восстановления умственной работоспособности, а также расширения кругозора детей, воспитания навыков нравственных взаимоотношений.

В нашей школе чаще всего используются такие виды прогулок:

  • прогулка-наблюдение («Золотая осень в парке», «Зимующие птицы», «Озеро Синара»)
  • прогулка-задание (найти самую длинную сосульку, листья для гербария, сбор семян и др.)
  • прогулка-экскурсия;
  • прогулка-развлечение.

Забыть  об этом виде прогулок, лишать детей возможности повеселиться, позабавиться, попеть, пошутить педагогически неверно. На прогулке можно затеять забавные состязания, рассказывать занимательные истории, петь песни во время дождя под навесом на школьном дворе – это тоже развлечение.

Коррекционно- воспитательные задачи решаются прежде всего при организации самоподготовки. Воспитатели готовят необходимые пособия, подбирают задания для воспитанников, учитывая при этом программные требования и данные об уровне развития каждого ученика.

Самоподготовку ни в коем случае нельзя превращать в урок. Нельзя, чтобы она была шаблоном. Каждый воспитатель должен творчески подходить к вопросу организации и проведения самоподготовки, т.к. ничто так детей не утомляет, как однообразие. И какой бы разумный порядок не был заведен в процессе проведения самоподготовки, если воспитатель не будет совершенствоваться сам, применять современные педагогические технологии, он не достигнет желаемого результата.

Самоподготовку начинаю с психологического настроя, например:

Раз, два, три, четыре, пять-

Парта — это не кровать,

И на ней нельзя лежать.

Раз, два, три, четыре, пять-

Самоподготовку пора нам начинать.

Вы друг другу улыбнитесь

И тихонечко садитесь.

В ходе проведения самоподготовки провожу игры на развитие внимания и памяти, физминутки, стихотворные паузы, игры-путешествия.

Детям, которые раньше времени заканчивают выполнение основного задания, дается тетрадь «Познавайка!» в ней дети решают хитроумные задачи, ребусы, шарады и др.  Для коррекции чтения завели тетради достижений, где ребята могут самостоятельно фиксировать результаты и оценивать их для того, чтобы в дальнейшем улучшить скорость и качество чтения. Можно позволить ребенку самому избрать вид отдыха: побывать в библиотеке, почитать книги, порисовать. У меня всегда есть набор раскрасок, которые не только развлекают детей, но и развивают мелкую моторику.

Театрализация способствует развитию и коррекции всех психических познавательных процессов. Заучивание роли способствует развитию памяти, расширению словарного запаса, автоматизации звукопроизношения, выразительности речи, что в конечном итоге формирует у воспитанников ключевые компетенции.

Правильное определение местоположения на сцене, танцы развивают ориентирование, моторику, двигательную активность. Работа над смысловым содержанием пословиц и поговорок развивает логику, учит правильно оценивать ситуацию. При наличии доброжелательных зрителей ребенок учится концентрироваться, преодолевать комплексы, ложный страх, получать положительные эмоции, испытывать ситуацию успеха. Возможность такого развития мы даем каждому ребенку в нашей школе соответственно его возможностям во внеурочной воспитательной деятельности.

Спектр проблем, с которыми обращаются родители детей с ограниченными возможностями, разнообразен. Обычно родителей интересуют следующие вопросы: развитие их ребенка в процессе обучения и воспитания, нормализация взаимоотношений, формирование позитивного отношения к учебе и др.

Взаимодействие родителей с воспитателями предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями, а также направлено на повышение педагогической культуры родителей, т.е. корректирование их деятельности. Для этого используются различные формы работы: консультации, тематические собрания, совместное проведение досугов, оформление стендового материала и др.

Данная работа способствует гармонизации внутрисемейных отношений, социальной адаптации семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

В итоге своего выступления хочу сказать словами, что использование традиционных и нетрадиционных технологий в коррекционно-воспитательной работе многогранно и безгранично.

Каждый воспитатель в зависимости от возраста и уровня развития воспитанников самостоятельно определяет, где и как их использовать. Исключительно важную роль играет творческий потенциал и желание воспитателя применять те или иные методы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование нетрадиционных технологий на уроках в начальной школе

Нетрадиционные педагогические технологии повышают мотивацию обучения и интерес детей к школе, формируют обстановку творческого сотрудничества и конкуренции, воспитывают в детях чувство собственного до...

Использования нетрадиционных технологий в речевом развитии школьников с ОВЗ.

Использования нетрадиционных технологий в речевом развитии школьников с ОВЗ....

Использование нетрадиционных технологий в практике работы учителя-логопеда

Инклюзивное образование подразумевает включение в единый образовательный процесс всех категорий детей, признание ценности их различий и способности к обучению, которое, в свою очередь, ведется наиболе...

Вариативность использования нетрадиционных технологий в развитии мелкой моторики при подготовке детей к школе

Вариативность использования нетрадиционных технологий в развитии мелкой моторики при подготовке детей к школе...

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ИЗОДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

      Многие специалисты утверждают, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, пальцев кистей рук. Доказано, что это свя...

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ИЗОДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

      Многие специалисты утверждают, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, пальцев кистей рук. Доказано, что это свя...